Темы работ с природным материалом для дошкольников. Методика работы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дата публикации: 10.12.15

ель: развитие навыков работы с пластилином; формирование интереса к творчеству.

Мотивация : игровая

Задачи:

  • Продолжить знакомство со свойствами пластилина: лепится, рвется, делится на части, сминается, скатывается. (Познавательное развитие: Экспериментирование с материалами и веществами)
  • Совершенствовать приемы лепки (разминание, отщипывание мелких частей от целого куска пластилина, скатывание куска пластилина между двух ладоней в форме шара, сплющивание).
  • Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные (красные, круглые, красивая) (Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
  • Воспитывать у детей положительные эмоции от результатов творчества, доброго и заботливого отношения к птицам. (Познавательное развитие)
  • Воспитывать интерес к музыкальным произведениям (исполнение песни «Птичка» Н. Найденовой), рассматриванию иллюстративного материала (подбор картинок с изображением ягод рябины). (Художественно-эстетическое развитие)

Материал: пластилин красного цвета, салфетки, доски для лепки, тарелка заранее отдекорированная пластилином (с нанесенным фоном, изображением листьев рябины и веток), игрушка –птичка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и наборов открыток с изображением птиц клюющих ягоды рябины, рассматривание сухих веток рябины с ягодами, подноса с изображением птиц, беседы по теме «Птицы», разучивание песни «Птичка» Н. Найденовой.

Детская деятельность: игровая, экспериментирование с материалами и веществами, творческая, общение.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Приветствую детей. Обращаю внимание на птичку, прилетевшую в группу. Показываю игрушку-птичку. Дети рассматривают птичку хотят её потрогать. Каждому предоставляется такая возможность, проношу мимо каждого ребенка и даю потрогать птичку.

Сообщаю детям о том, что птичка просит кушать. Предлагаю детям вспомнить о том, чем питаются птички, что любят кушать? Уточняю, что поздней осенью и зимой птички клюют ягоды на ветках. Какие ягоды растут на ветках? Какое дерево растет на нашем участке? Видели ли они на нем ягоды? Предлагаю спеть птичке знакомую песню «Птичка» Н. Найденовой.

Дети исполняют песню с имитацией движений птички, клюющей зернышки. Действуют согласно тексту.

После игры предлагаю детям слепить для птички ягоды рябины. Что нам понадобится?

Побуждаю детей к ответам (пластилин, доска для лепки, салфетка)

Показываю способ действия (приемы лепки): «Мы будем лепить ягоды. Каждый из вас слепит несколько ягод. Половину ягод мы отдадим птичке, а остальными будем украшать тарелку. Вот наша тарелка, не ней есть веточка, листья, но нет ягод. А так хочется сделать тарелку красивой! «Хотите лепить? Сейчас мы с вами пройдем за столы и будем лепить ягоды».

Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя. Дети скатывают шарики из пластилина красного цвета. При необходимости оказываю помощь индивидуально.

Рассматриваем ягоды, складываем часть из них на тарелку для птички, остальными украшаем тарелку.

Подводится итог НОД. Говорю детям о том, что они сегодня очень старались, были молодцы, помогли птичке и украсили тарелку. Она такая красивая получилась, теперь мы её поместим в наш уголок творчества и будем ею любоваться! Птичка благодарит детей и улетает.

Пояснение:

На данном занятии создается две мотивации: накормить птичку и украсить тарелку, таким образом, итогом занятия являются сразу две работы. Все дело в том, что дети слепят много «ягод», для украшения тарелки каждый ребенок прикрепит одну свою ягодку, ведь в группе много детей. Остальные ягоды «пригодятся» птичке, ведь мы не можем не использовать полученные результаты детского труда. Дети останутся довольны, родители будут восхищаться успехами своих детей. Если педагог поставит своей целью отследить результаты каждого ребенка в отдельности, то «ягоды» можно поместить не на тарелку, а на доску с указанием имени ребенка.

Наталья Лапина

Интегрированное занятие по лепке

«Кисть рябины » .

(старшая группа )

Цель : расширить и уточнить знания детей о рябине . Научить изображать ее с помощью пластилинографии.

Задачи :

Образовательные : ознакомление с деревом рябиной в разное время года . С пользой, которую она приносит. Ее строением, плодами, листьями. Ознакомление с картинами известных художников, изображавших рябину . Повторить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.

Воспитательные : воспитывать любовь к природе, к красоте, создаваемой художниками и природой.

Развивающие : развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы, мелкую моторику рук.

Предварительная работа : наблюдение за рябиной на участке детского сада. Обращать внимание детей на листья и форму ягод. Ввести в словарь детей понятие «кисть рябины » . Повторение скороговорок о рябине «Гроздья рябины на солнце горят , ». Оформить гербарий в уголке природы.

Материалы : ветка рябины , пластилин, доска для лепки , цветной картон для фона картины, наглядные материалы (рябина – зимой , весной, летом, осенью; мебель, духовые инструменты, презентация «Рябина в картинах художников» .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте, о чем она.

Весною белела,

Летом зеленела,

Осенью надела

Красные кораллы.

Правильно, рябина . Рябина – это очень красивое и удивительное дерево. Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, по-этому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми (у ягод рябины много оттенков ) Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы. Птицы очень любят ягодки рябины . А другие лесные жители (олени, кабаны, лоси) тоже не прочь ей полакомиться. Они едят ветки, почки, листочки.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Человек тоже с давних пор знает, какое это полезное дереворябина . Из древесины он делает мебель и духовые музыкальные инструменты. (Показ картинок) Из плодов – варенье, из цветов заваривает чай.

А многие поэты и художники считали рябину очень красивым деревом. Давайте посмотрим, какие картины они создали, вдохновившись красотой рябины .

Презентация «Рябина в картинах художников»

Физкультминутка.

У реки росла рябина , (Из положения упор присев постепенное

выпрямление туловища, руки вперед вверх.)

А река текла, рябила . (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)

Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)

Там гуляла ры-би-на. (Приседы.)

Эта рыба - рыбий царь (Прыжки.)

Называется - пескарь. (Ходьба на месте.)

Мы с вами, как настоящие художники, тоже создадим картину из пластилина. Это называется пластилинография. А вдохновлять на будет наша веточка рябины . Наша картина будет называться «Кисть рябины » .

Отщипнем немного коричневого пластилина и скатаем две тоненькие колбаски. Это будут веточки. Разместим их в центре нашего картона. Одну над другой. На верхней будут листочки, а на нижней – ягодки. Накатаем еще несколько мелких колбасок – это будут веточки самой грозди, на них висят ягодки. Обратите внимание, веточки грозди расходятся из одной точки.

Самостоятельная работа детей.

Какой формы у нас ягоды? Правильно, круглые. Отщипываем кусочки красного пластилина и круговыми движениями катаем маленькие шарики. Это наши ягодки. Приклеивая к картону, сильно не нажимаем. Ягодки должны быть выпуклые.

Самостоятельная работа детей.

Динамическая пауза.

Наши пальчики немного устали, давайте ими потрясем и вспомним скороговорку о рябине . «Гроздья рябины на солнце горят , рябит от рябины в глазах у ребят ». (Повторяем несколько раз и трясем руками, сжимаем и разжимаем пальчики) . Продолжим.

Теперь нам надо сделать листочки. Они могут быть зеленые, желтые, оранжевые. Отщипнем кусочек пластилина и скатаем короткую толстенькую колбаску. Это наш листочек. Приклеивая на картон, прилепим его посильнее, чтобы он сплющился. Листочки не выпуклые, а плоские. Обратите внимание, что один листочек находится напротив другого. И к концу черенка они уменьшаются. На конце по центру один листочек.

Самостоятельная работа детей.

А теперь, ребята, давайте посмотрим, какая рябина у кого получилась .




Творческий проект

Калачёвой Татьяны Георгиевны

«Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Черлак 2013

1. Введение…………………………………..………...3

2. Теоретическая часть……………………….……..5

3. Практическая часть………………………………8

4. Заключение…………………………….…...........12

5. Список литературы……………………………..14

1. Введение

Актуальность проекта

Творчество (креативность)- активная. целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, это период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности .

Основной целью воспитания и обучения в детском саду является развитие неповторимой, самобытной личности ребёнка с основами его миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.

Была разработана диагностическая карта, а также определена оценка в баллах по трём уровням: высокий, средний, низкий.(Смотреть приложение).

2. Заключение

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах.

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка

Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2011-2012 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.

По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2011- 2012 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учеб

использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ мониторинга результативности развития речи детей, свидетельствует о положительной динамике показателей, которые представлены в диаграмме (см. Приложение 1).

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. – сост. , – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2008. -400 с.

2. Гербова детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика - Синтез, 2006 г..

3. Гимнастика для пальчиков / . - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА - ПРЕСС Экслибрис, 2002 г.

4. Гриценко 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр « Академия», 2004 г.

5. и др. Ребёнок и книга: Кн. Для воспитателя детского сада / , ; Под редакцией. - М.: Просвещение, 1992 г.

6. Детский фольклор/Сост. вступ. ст., подгот. Текстов и комент. , . - М.: Русская книга, 2002 г.

7. .Идёт коза рогатая. Песенки для самых маленьких./ Коллектив авторов - М.: « ПЛАНЕТА ДЕТСТВА», 2006г.

8. Любимые песенки. - М.: РОСМЭН - ПРЕСС», 2006. -63 с.:ил.-(Для детского сада).

9. Мишка косолапый. М.: Издательский дом « Улисс XXI», 2001г.

10. Потешки и прибаутки: Пособие для дошкольников / Сост. Л. Полинина. - М.: Дрофа; 2008г.

11. Организация углубленной работы по ритмопластике, хореографии Мерзляковой - музыка - театр. Программно-методические материалы по изучению музыкального фольклора, организации театра и театрализованной деятельности.1999 г

12. Программа «Детство» - М.: Просвещение, 1993г.

13. Радынова колыбельные песенки (младшая, подготовительная группы) Савина гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: АСТ», 2000 г.

14. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. - сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2005г.

15. Ушакова развития речи детей дошкольного возраста учебное пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / , . - М.: Гуманитар, изд центр ВЛАДОС, 2004 г.

Актуальность изучения проблемы использования природных материалов в работе с дошкольниками обусловлена большими возможностями для развития ребенка, которыми обладает этот материал.
В современных условиях стремительно нарастающего ритма жизни и научно- технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с природой, что сказывается на развитие их нервной системы и психическом развитие. Работа с природным материалом позволяет отчасти решить эту проблему, а также оказать большое положительно влияние на развитие мышления, мыслительных, творческих и ряда других способностей дошкольников.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.
Проблема образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.)
В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская и др.).
Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно- образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. и других, образное мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
К проблеме использования природных материалов в работе с детьми обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования природного материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Объект исследования: развитие образного мышления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие образного мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий с использованием природного материала.
Цель исследования: Изучить особенности и возможности развития и активизации образного мышления у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием природных материалов.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие образного мышления у детей дошкольного возраста будет происходить более успешно, если:

    В работе с детьми на занятиях будет использоваться дополнительно природный материал.
    Будет продуманна и организованна работа с природным материалом под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
    Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.
    Проанализировать эффективность проведенной работы, сделать выводы.
    Охарактеризовать основные психические функции и особенности мышления детей дошкольного возраста, изучить формы работы с природным материалом и их воздействие на развитие образного мышления детей с учетом возрастных особенностях дошкольников.
Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:
    Анализ психолого-педагогической литературы.
    Педагогическое исследование в единстве его этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
    Метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
На констатирующем, контрольном и формирующем этапе применялась диагностическая методика: Е. Торренса «Неполные фигуры»
Экспериментальная база исследования: МБДОУ ДС КВ «Журавушка» города Новый Уренгой.
Структура курсового проекта. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

      Понятие о мышление, виды мышления.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть их изменение во времени, устремлять мыслью в необозримые дали и микромир.
Все это возможно благодаря процессу мышления.

Рис. 1 Общая характеристика мышления как психического процесса

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.
Мышление, как ощущение и восприятие, - психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках и отношениях. Путём восприятия человек познаёт единичные предметы в совокупности их случайных и основных признаков.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует.
Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Рис. 2 Основные виды мышления
Мышление подразделяется: на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое, может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени.
Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием, мыслящим человеком, окружающей действительности и без него совершаться не может.
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто, представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.
Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».
И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
«Согласно Ж.Пиаже, выделяются 4 стадии развития мышления (от рождения до зрелости):
1 стадия соответствует периоду развития ребенка от рождения до 2-ух лет. Эта стадия сенсорного мышления. Здесь еще нет операций, но уже во внешнем поведении можно выделить зачатки обратимости.
2 стадия охватывает период развития от 2 до 7 лет. Это стадия дооперативного мышления. В этот период у ребенка развивается речь, формируются представления, происходит «интериоризация» действия в мысль.
Это период формирования наглядного мышления ребенка.
3 стадия – от 7-8 лет 11-12 лет. Это стадия конкретных операций.
Умственные действия приобретают свойство обратимости и формируются в определенную структуру. По своей структуре эти операции являются логическими, однако они выполняются на реальных предметах, а не по отношению к словесным высказываниям.
Наконец, 4 стадия развития мышления – от 11-12 лет до 14-15 лет – это стадия формальных операций с предложениями или высказываниями.
Происходит организация операций в структурное целое. Появляются способности рассуждать посредством гипотез, то есть до осуществления формулировать возможные гипотезы, а затем уже строить свою деятельность в зависимости от этих гипотез. Возникает, как говорит Ж.Пиаже, синтез возможного и необходимого» .
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

1.2 Основные психические функции и особенности мышления детей дошкольного возраста.


В психологии выделяют три значимые эпохи в становлении личности – эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества. Переход от одной эпохи к другой происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.
По наблюдению психологов, на протяжении дошкольного детства происходят существенные изменения в активности ребенка.
Изменяется содержание активности. Если двухлетние дети охотно выполняют простые действия и удовлетворяются самим процессом их выполнения, то дошкольники все чаще направляют свою активность на получение какого-то результата. Четырехлетний ребенок уже не просто проводит линии, а пытается нарисовать что-то конкретное, не возить грузовик, а перевозить на нем кирпичики.
С развитием ребенка обогащаются формы и методы его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности – умственная деятельность. Сначала она лишь включается в практические действия, изменяя их форму. Ребенок сначала осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправляет .
После 4-5 лет заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Накопленный путем подражания образцам и исполнительным действиям практический опыт, развивающиеся мышление и воображение детей, и осознание ими своих возможностей порождает новые желания, и побуждают к инициативному, а затем и творческому активному действию .
У детей старшего дошкольного возраста есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем, значительная часть детей этого возраста, все же характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов, и именно на такие процессы опирается ребенок, познавая окружающий мир .
Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например, учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям.
В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью.
Мышление детей этого возраста характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Несмотря на своеобразие детской логики, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией.
Новообразованиями этого возраста являются комплексы готовности ребенка к школьному обучению: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность. Коммуникативная готовность заключается в то, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам.
Когнитивная готовность – уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
Уровень эмоционального развития заключается в том, что ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Технологическая оснащенность – минимум знаний, умений и навыков, позволяющих обучаться в школе. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что ребенок открывает себя с радостью, что он такой, что он есть. Для девочек самоактуализация выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности .
Важнейшим этапом в дошкольном детстве, связанным с преодолением кризиса, является, по мнению исследователей, этап перехода от собственного имени к местоимению «Я». Этот этап, как пишет Л.И. Божович, означает переход от самопознания к самосознанию и знаменует собой один из возрастных кризисов дошкольного детства. На этом этапе в систему «Я» входят рациональные и аффективные компоненты, и прежде всего отношение ребенка к самому себе.
На более позднем этапе, у старших дошкольников (6-7 лет), в связи с продвижением их в общем психическом развитии, появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и окружающих людей деятельность. Как правило, это выражается в стремлении к социальному положению школьника и учению как новой социально значимой деятельности. У ребенка появляется осознание своего социального «Я». В этом состоит сущность следующего возрастного кризиса 6-7-ми лет.
В психолого-педагогической литературе выделяют три основных вида мышления, – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление являются последовательными ступенями интеллектуального развития. У детей дошкольного возраста эти виды мышления развиты неодинаково .
Основная функция образного мышления заключается в создании образов и оперировании ими в процессе решения каких–либо задач.
Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.
Образное мышление оперирует не словами, а образами, хотя это не значит, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. В отличие от словесно- дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление являются последовательными ступенями интеллектуального развития. Генетически наиболее ранней формой мышления является наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Так, у детей двух лет преобладает не столько наглядно-образное, сколько наглядно-действенное мышление, тогда как наглядно-образное преобладает у детей 4-5 лет.
Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта. На развитие мышления большое влияние оказывает развивающаяся речь, несущая появление множества понятий .
Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Так, ребенок может обозначать одним словом плюшевую собачку, меховую шубу и живую кошку, классифицируя их по признаку наличия меха. Или называть словом «ключ» все блестящие предметы.
Эти «обобщения» по большей части осуществляются не на основании существенных свойств, а на основании эмоционально ярких частностей, которые привлекают внимание ребенка.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь я свойства вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например то, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от сознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
Ребенок учится делать умозаключения, порой весьма забавные. В возрасте 3-6 лет ребенок уже начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений. «То, что у нас пол – у них – потолок!» – замечает 4-летняя девочка. «Камни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну», – рассуждает 5-летний мальчик.
Для характеристики таких умозаключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» – умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее .
Таким образом, наглядно-образное мышление ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект, т. е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов).
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную в понятийную. Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете.
При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому.
Большинство суждений - суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память.
Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо, объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции .
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как
      нечувствительность к противоречиям,
      синкретизм (тенденция связывать все со всем),
      трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
      отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выгодский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий.
Как отмечают различные педагоги и в частности, А.В. Запорожец, важнейшим средством развития этого вида мышления выступает широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности .
Для успешного преодоления возрастных кризисов детства, а также правильного интеллектуального и психического развития детей большое значение имеет развитие наглядно-образного мышления у дошкольников, которое представляет собой необходимую основу для успешного всестороннего развития личности. Активное использование природного материала позволяет организовать такую деятельность, сделать ее плодотворной и увлекательной для детей.
1.3. Значение природного материала в развитии образного мышления дошкольников и основные формы работы с ним
Природный материал обладает большим потенциалом в развитии наглядно-образного мышления дошкольников. Во многом это происходит благодаря тому, что его использование дает новый чувственный опыт, получаемый от восприятия предметов мира природы. Природный материал развивает анализаторы ребенка, его сенсорные способности.
В процессе работы с природным материалом у дошкольников развивается речь, т.к. в этих играх с природным материалом особенную роль играет рука.
Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее.
Особую роль природы в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы, составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» .
Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» .
На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание также А.С. Макаренко. Он указывал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» .
Природный материал открывает большие возможности для разнообразной деятельности детей, его использование способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение дошкольников.
Кроме того, многие из природных факторов имеют оздоровительное значение. В частности, большими возможностями здесь обладает работа с песком, в литературе встречается даже особый термин – «терапия песком».
Игры с природным материалом эмоционально разгружают детей, повышают жизненный тонус.
При этом, однако, чтобы развитие мышления ребенка при использовании природного материала достигло, возможно, более высокого уровня, а потенциал природного материала был использован максимально, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель должен уметь правильно отобрать природный материал и продумать методы и приемы работы с ним.
Одной из интересных и полезных форм работы с природным материалом является изготовление аппликаций из природного материала, сбор и оформление гербария. Собирание и оформление коллекции гербария может быть увлекательным и объединяющим видом деятельности детей и родителей, ведь его можно собирать в совместных дальних поездках и постоянно пополнять имеющуюся коллекцию. Подготовленные высушенные листья можно приклеивать по одному образцу каждый, а внизу делать подписи – с какого дерева этот лист. Тогда это будет не только увлекательное занятие, обогащающее чувственный опыт детей, но и деятельность, расширяющее кругозор дошкольников .
Большое место занимает работа с природным материалом в детских дошкольных учреждениях. Там чаще всего она проходит в групповой форме.
Большими познавательными возможностями, развивающими наглядно-образное мышление детей, могут обладать занятия по изготовлению различных поделок из природного материала, например, изготовление стрекозы, рыбки, лисы, посуды, различных поделок из бересты, соломы, ракушек и даже овощей.
Для соединения головы и туловища игрушки можно использовать пластилин, клей, нитки.
Эти поделки должны быть достаточно просты по своей конструкции и способам соединения, чтобы они могли быть выполнены дошкольниками под руководством педагога. При знакомстве с новым приемом работы в процессе изготовления поделок детей целесообразно делить на подгруппы.
Готовую игрушку можно покрыть лаком. Лакировку делают для того, чтобы игрушка выглядела привлекательной и была прочной. Выполнять лакировку должен воспитатель. Хранить изготовленные из природного материала игрушки следует под стеклом на уровне глаз ребенка.
Изготовление игрушек из соломы, ракушек надо организовать по подгруппам, так как это более сложные игрушки и воспитателю трудно будет осуществить контроль за действиями всех детей. Работа над поделками не только развивает образное мышление детей, но и позволяет обогатить их эмоциональную сферу, сформировать коммуникативные навыки.
Как уже было отмечено, работа с природным материалом позволяют сблизить ребенка с родной природой, воспитать в нем бережное отношение к окружающей среде, сформировать навыки экологической культуры. Все это имеет огромное значение в наши дни, как для подрастающего поколения в целом, так и для личности каждого ребенка. Изготовление игрушек из природного материала является кропотливым трудом и способствует развитию фантазии, эмоционально-чувственного восприятия, а также мелкой моторики пальцев детей дошкольного возраста.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений .
Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Эта деятельность развивает творческие способности дошкольников. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, как подчеркивается в литературе, очень важны для общего развития дошкольников.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
В настоящее время в отечественной психологии используется периодизация возрастных особенностей развития дошкольников, построенная на основе сложившейся системы воспитания и обучения. В детской психологии накоплен значительный материал, позволяющий выделить два резких перехода в развитии детей – это переход о раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как «кризис трех лет», и переход от младшего школьного возраста к подростковому.
На протяжении дошкольного детства движущими силами психического развития выступают новообразования, ребенок проходит через несколько возрастных кризисов, знаменующих наступление нового этапа. Происходят существенные изменения, происходят в активности ребенка, развивается мышление детей. В литературе выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Основная функция образного мышления заключается в создании образов и оперировании ими в процессе решения каких–либо задач. Образное мышление оперирует не словами, а образами, хотя это не значит, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Большое воздействие на развитие этого вида мышления у дошкольников оказывает использование в работе с детьми природного материала, поскольку он оказывает воздействие на сенсорное развитие дошкольников, создает благоприятный эмоциональный настрой, побуждает детей к воплощению образов различных сказочных героев.
Формы работы с природным материалом могут быть коллективными и индивидуальными и включать в себя процесс собирания породного материала, изготовление различных аппликаций, игрушек, поделок. Для максимального эффекта воздействия природного материла на развитие детей необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

ГЛАВА II ОПЫТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте
Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности, выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса.
Это настоящее искусство – найти в ребенке то, что скрыто от других.
С помощью диагностических методик педагог может с большей уверенностью подойти к коррекционной работе, к исправлению обнаруженных пробелов и недочетов, играя роль обратной связи, как важного компонента процесса обучения.
Исследование проводилось в МБДОУ ДС КВ Журавушка, в исследование участвовали 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Для выявления уровня развития образного мышления у детей использовали методику: тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики образного мышления, творческих способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности образного мышления и творческого воображения и проследить специфику этого процесса.
Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Подготовка исследования: листы бумаги с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Рис. 3
Детям предлагаем дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых, неожиданных идей, отличающихся от широко известных, общепринятых, т.е. оригинальность изображения.
После получения задания дети задавали вопросы: «можно ли …», «зачем это рисовать…», а если не получиться? Или «я не умею» Неуверенность детей настораживала, но задание все дети выполнили, одни более успешно и быстро, другие долго размышляли, в основном не, что рисовать, а как, чтобы было красиво.
Подсчитывать также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывать не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми (приложение 1) .
1 этап исследования: констатирующий: цель данного этапа определить уровень образного мышления детей.
2 этап исследования: формирующий этап: цель данного этапа развитие образного мышления детей посредством использования природных материалов.
На формирующем этапе для детей участвующих в исследование были разработаны занятия, целью которых развития образного мышления. На данном этапе были проведены развивающиеся занятия с подгруппой детей.
3 этап исследования: контрольный: цель данного этапа являлось определение уровня эффективности проведения развивающихся занятий с использованием природных материалов. Динамику развития образного мышления. Для этого было проведено повторное тестирование, в ходе которого использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе. На данном этапе в исследование участвовали обе группы детей.
Результаты 1 этапа
Таблица 1 Диагностика образного мышления (констатирующий этап)
1 подгруппа детей

Общее количество оригинальных изображений: 3


3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 20 % (1 ребенок)
4 группа - нет оригинальных изображений: 60 %. (3 ребенка)

Таблица № 2 Диагностика образного мышления (констатирующий этап)
2 подгруппа детей

Общее количество оригинальных изображений: 4
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 0%
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 20 % (1 ребенок)
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 40 % (2 ребенка)
4 группа - нет оригинальных изображений: 40 %. (2 ребенка)
Представленные результаты показали, что оригинальных изображений в двух подгруппах выполнено мало. Наиболее часто встречаются схематические изображения.
Дети дорисовывали формы до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете. « Солнце светит ярко», « колобок катится по дорожке», «пирамидка маленькая» и так далее
Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – будильник, колесо, мяч;
Квадрат – телевизор, дом;
Треугольник – дом, конверт.
Полученные результаты показали, дети не творили, а воссоздавали то, что умели изображать.
2 этап формирующий, с двумя подгруппами провели занятия.
С 1 подгруппой занятия проведены с использованием природных материалов. С 2 подгруппой без использования природных материалов.
Занятия № 1
Тема: Занятие по конструированию с использованием природного материала «Кораблик»
рис.4
Цель занятия: закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, углублять знания о разных материалах и их свойствах, вызвать интерес к работе с природным материалом, создать условия для проявления творческого интереса к работе с природным материалом, закреплять навыки скатывания из пластилина круглую форму.
Оборудование: скорлупа грецкого ореха, лист клена, лист цветной самоклеющейся бумаги размером 1х2 см, пластилин, деревянная палочка, лист пенопласта размером 7х7 см, мягкая игрушка “поросенок Хрюша”, кораблик, магнитофон, макет “озеро” (таз с водой, украшенный растениями и камешками).

Рис. 5 рис. 6
рис. 6
Занятие №2
Тема: Петушок
Цели: Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях аппликации. Вызвать интерес к работе с природным материалом.
Материал: Осенние листья, веточки, пластилин. Клей ПВА, салфетки бумажные.

Занятие№3
Тема: Тема: «зимний вечер на нашей улице» (коллективная работа)
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой изображения любых объектов действительности с помощью природного материала. Продолжать формировать навыки создания композиции. Учить детей развивать и обогащать сюжет. Воспитывать любовь к природе и родному краю, навыки коллективной работы.
рис. 8

Материал: природный материал (тополиный пух), тонированные листы бумаги, клей, кисти, подставки под кисти, ножницы, зубные щетки, белая гуашь в специальных неглубоких ванночках, репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима», фартуки, тряпочки для рук, запись музыки Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь».

Занятие №4
Тема: Уж
рис. 9
Цели: Развивать у детей интерес к самостоятельному созданию игрушек, учить пользоваться новым приемом соединения деталей – проволокой. Вызвать интерес к работе с природным материалом.
Материал: Желуди, проволока, пластилин, карандаш, деревянная дощечка.

Занятия без использования природного материала

Занятие №1
Тема: Кораблик
рис. 10

Цели: Продолжить учить детей создавать выразительный образ.
Закрепить умение дополнять аппликацию сюжетными моментами.
Развивать отзывчивость и доброту.
Раздаточный материал: Альбомные листы, цветная бумага, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки – подкладки.
Занятие № 2
Тема: Рисование по представлению: Петушок
Цель: Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес об отражающем мире в изобразительном творчестве.
рис. 11
Материал: Листы бумаги, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные.

Занятие №3
Тема: Зимний вечер (рисование)
Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
Формировать умение устанавливать связь между настроением живописного произведения (рисунка) и его цветовым решением. Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски. Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды. Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения. Развивать диалогическую речь и умение отстаивать свое мнение. Формировать навыки работы за мольбертом.
Материал: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.
рис. 12 рис. 13

Занятие № 4
Тема: «Лепка сюжетная коллективная. Прилетайте в гости» Воробушки.
Цели: Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырех – пяти частей, разных по форме и размеру. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.
Материал: Пластилин коричневого и серого цвета, стеки. Бусины для глаз, спички для ножек, салфетки бумажные.
рис.14
3 этап исследования: контрольный
После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры»
Таблица №3 1 подгруппа детей

Общее количество оригинальных изображений: 10
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий с использованием природных материалов обнаружены более высокие показатели.

2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 60 % - 3 ребенка
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 20 % - 1ребенок
Увеличилось количество оригинальных изображений 10, на 1 этапе было 3 оригинальных изображения (таблица №1) в констатирующем эксперименте.
Количественный анализ показал значительный рост и улучшение результатов.
Не стало детей, у которых не было оригинальных изображений, хотя в начале исследования в эту группу входила 3 ребенка (60%).
На выполнение задания дети использовали меньше времени и не задавали вопросы, как это было в начале работы. Рисунки более насыщены деталями, увеличилось количество оригинальных рисунков, дети целостный образ начали строить способом «включения», когда заданный элемент становится второстепенной деталью в продукте воображения ребенка
Таким образом, использование природных материалов позволило несколько выровнять возможности образного мышления детей с низким и средним уровнем развития образного мышления.
В результате, проведенной работы можно сказать, что уровень образного мышления, проявляющийся в оригинальности, зависит от средств (опредмечивание или «включение»), применяемых ребенком при создании идей, и от умения выстраивать образы в цепочку-замысел своего будущего произведения.
Таблица № 3 Контрольная группа 2 подгруппа детей

Общее количество оригинальных изображений: 5
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий без использования природных материалов, показатели улучшились, но не намного, на 1 этапе исследования (таблица №2) количество оригинальных изображений было 4, после занятий стало 5
1 группа - оригинальные изображения в 3-х случаях: 20 % - 1ребенок
2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях: 20 % - 1 ребенка
3 группа - оригинальные изображения в одном случае: 60 % - 3ребенок
4 группа - нет оригинальных изображений: 0 %.
Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий с использованием природных материалов обнаружены более высокие показатели.
2.2 Рекомендации для родителей и воспитателей по развитию образного мышления у детей дошкольного возраста и использованию природного материала
В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки и не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего, загружая память и обучая навыкам по показу и образцу.
Задача взрослых, окружающих ребенка, помогать развивать творческие способности ребенка, не регламентировать его творческую деятельность.
1. Стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития любознательности.
2. Набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие. Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность.
3. Заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть.
4. Не делать скоропалительных выводов. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны в деятельности ребенка. Стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре.
5. Для маленьких детей надо игру оживить сказкой или волшебной историей.
6. Не сдерживать двигательную активность ребенка, оказывайте ребенку эмоциональную поддержку.
7. Предлагайте ребенку возникающие у него проблемы решать творчески.
Пробовать разные варианты. Обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей, потому что успех в самом начале деятельности имеет большое значение.
МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ
Консультация для педагогов
Объёмные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: вертикально, горизонтально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ будущей поделки. Даже отдельные части или детали образа приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу и присоединить прямо к туловищу или на шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки, проволочки. Шея может быть разной длины - от очень короткой до непомерно длинной.
В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому, же персонажу.
Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения.
Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Для более полного развития всех сторон творческого воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Заключение
Отличительная особенность образного мышления у дошкольника – яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «мышление» в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте и выявлены способы развития образного мышления в изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Характерной особенностью формирования образного мышления у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.
Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
При этом было отмечено, что отсутствие необходимых представлений у ребенка не позволяло ему создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.
На наших занятиях мы не только развивали образное мышление и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.
Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня образного мышления у детей группы. К концу занятий с использованием природного материала, образное мышление у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.
Образное мышление становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, воображение; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; образное мышление переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Анализ диагностического исследования показал, что уровень образного мышления в опытной группе, после занятий с использованием природного материала, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии природных материалов на развитие образного мышления и познавательных процессов в целом.
Следует отметить, что сроки проведения работы в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что использование материалов на занятиях в целях дальнейшего развития образного мышления, даст более значительную динамику.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, нами решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. – М.: Лада, 2009. – 192 с.
    Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материала. – М.: Дом, XXI век, 2008. – 225 с
    Алешина Ю.С. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Социальное здоровье России, 2006.
    Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005.
    Бочарова Н.Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. – М.: Школьная пресса, 2009
    Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992.
    Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. – М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010
    Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1984
    Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.
    Еникеев М.И, Общая и социальная психология. - М.,2002
    Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.
    Кайл, Р. Развитие ребенка/ Роберт Кайл.- СПБ.: прайм - ЕВРО – Знак, 2006
    Крысько В.Г., Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000
    Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004.
    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.
    Немов Р.С. Психология. Т. 3., – М.: Педагогика, 2006. –420 с.
    Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Модэк, 2006. – С. 170-179.

Приложение 1

Результат диагностики (материал)

Приложение 2
Виды природного материала
Шишки. Плоды хвойных деревьев - шишки - прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые.
Хвоя. Для поделки игрушек, например: ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.
Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.
Каштан (рис. 1). Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.
Рис. 1
Желуди (рис. 1). Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины
Кора (рис. 2–3). Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.

Рис. 2
Березовая кора - береста (рис. 2) - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек.
Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.
Рис. 4
Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д.
Корни (рис. 4). Для поделок могут быть использованы также и корни.
Листья (рис. 4). Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок.
Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня.

Рис. 5
Шиповник, рябина (рис. 5). Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.
Рис. 5
Кукурузные початки (рис. 5). Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки.
Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!
.
Рис. 6
Рогоз (рис. 6). Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.
Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.
и т.д.................



Рассказать друзьям