Условия физического развития ребенка дошкольника. Физическое развитие детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого ребенка. Считается, что физическое и психическое развитие, происходящее в дошкольном возрасте, непосредственно влияет на всю дальнейшую жизнь. Речь идет о пищевых привычках, отношении к здоровью и собственному телу, особенностях характера.

Общие изменения

Строение и работа большинства органов у дошкольника во многом соответствуют функционированию организма взрослого человека. Масса сердца ребенка значительно увеличивается, а количество сердечных сокращений уменьшается. При этом эффективность функционирования главной мышцы значительно возрастает. Также происходит увеличение емкости легких, окончательная смена зубов и завершение формирования клеток головного мозга.

Многие родители переживают о том, что их ребенок плохо растет. На самом деле это вполне нормальное явление. По статистике у детей с 4 до 6 лет рост увеличивается на 10-15 см, а вес – всего на 3-5 кг. Соответственно, кажется, что дошкольник сильно похудел и вытянулся. В любом случае поводов для беспокойства нет, поскольку такие изменения не отражаются на выносливости и подвижности ребенка.

Особенности развития опорно-двигательного аппарата

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием большинства органов и систем. Это касается и опорно-двигательного аппарата. В данный период происходит окостенение хрящевой ткани. Тем не менее, кости ребенка остаются по-прежнему гибкими, что увеличивает вероятность травмирования. Поэтому нужно избегать силовых видов спорта.

Развитие скелета неразрывно связано с формирование мышц, суставов и связок. С возрастом мышечная масса значительно увеличивается. У новорожденных этот параметр составляет 23,3%, а у семилетнего ребенка – 27,2%.

Необходимо следить за осанкой ребенка во время ходьбы и сидения. Специалисты утверждают, что предрасположенность к различным заболеваниям позвоночника закладывается именно в дошкольном периоде.

Родителям следует обращать внимание на питание ребенка. Рацион должен быть сбалансирован и богат питательными веществами. Дошкольника нужно кормить пищей, богатой белком, ведь именно он является основным строительным материалом. Также важно употреблять большое количество продуктов с повышенным содержанием магния и кальция. Именно эти микроэлементы способствуют укреплению костной ткани.

Развитие ЦНС

Нервная система дошкольников сформирована неокончательно. Особенностью данного возраста считается преобладание процессов возбуждения. Другими словами, детям присуща невнимательность и неусидчивость. Им неинтересно выполнять однообразные задания. Движения детей имеют хаотичный и спонтанный характер.

Хотя дошкольники активны и полны сил, их энергия может неожиданно исчезнуть. Многие родители замечают, что дети по вечерам резко устают. Это объясняется тем, что у ребенка есть выраженная склонность к крайностям: сильной усталости и слишком активным играм. Избыточная активность может привести к повышению возбудимости нервной системы, поэтому очень важно чередовать спокойные занятия и подвижные игры. При этом родители должны понимать, что для отдыха ребенку хватит 10-15 минут.

Меры предосторожности

У дошкольников большинство показателей организма соответствует уровню развития органов и систем взрослого человека. Несмотря на это родители должны помнить, что их чадо – все еще ребенок, у которого есть ограниченные возможности и определенные анатомические особенности. Соответственно, активное взросление – это не повод чрезмерно нагружать ребенка.

Некоторые родители отдают четырехлеток в профессиональный спорт, не задумываясь о том, готов ли ребенок к такой нагрузке. На самом деле в дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта:

  • легкая атлетика;
  • теннис;
  • спортивное ориентирование;
  • плавание;
  • гимнастика.

Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием. Помимо этого, в семье должна царить благоприятная атмосфера, что способствует нормальному развитию нервной системы. Ребенок вырастет уравновешенным, способным расслабляться и концентрироваться.

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг. Рост: у мальчиков - 111-121 см. У девочек 111-120 см.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Проявления в психическом развитии :

Хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;

Стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;

Стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка б лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей .

К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-8 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет.

Особенности физического развития детей младшего школьного возраста обусловлены также значительным увеличением тотальных размеров и изменением пропорций тела, за год длина тела увеличивается в среднем на 4-6 см, масса - на 2-2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. При этом к 7 годам длина ног увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза, по сравнению с величиной этих показателей у новорожденного . Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) :

Сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);

Подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);

Прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;

Бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

Бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;

Хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, "истощаются" и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники основных видов движений. Двигательные умения тесно связаны с физическими качествами. Связь эта взаимная, чем богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Двигательные качества у детей развиваются в процессе выполнения различных движений. Объем которых указывается в программе для каждой возрастной группы. Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей ребенка. Значительно увеличивается проявление ловкости, волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например - головы, рук, ног, кисти и пальцев рук. У детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям.

Таким образом, бег, прыжки, метания - те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Каждый из возрастных периодов ребенка хорош по-своему. Родители, не успев привыкнуть к тому, что малыш ползает, уже наблюдают его первые шаги. Кажется, недавно ребенок слабо выговаривал звуки, а сегодня вовсю щебечет с вами, сыплет вопросами, на которые не так-то просто ответить.

В младенчестве, когда малыш проживает свой первый год жизни, его рост увеличивается примерно на 30 см, а вес увеличивается втрое. Малыш из совсем беспомощного младенца превращается в умеющего ходить карапуза. Его физические изменения в этот период видны невооруженным взглядом, приводя родных в умиление.

Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется некоторым снижением темпов роста малыша, но развитие при этом отнюдь не замедляется. Период дошкольного возраста занимает особое место в развитии ребенка. Многие из специалистов сходятся во мнении, что как физическое, так и психическое развитие в этот период являются определяющими, основой для его дальнейшей жизни. Именно семья, в первую очередь родители, должны дать малышу основы здоровья, пищевые привычки, а также культуру тела и ухода за своим здоровьем. Правильное физическое воспитание ребенка это залог его будущего здоровья.

Мы уже упомянули о том, что темпы роста ребенка в дошкольном возрасте замедляются. Физическое развитие детей дошкольного возраста характеризуется тем, что организм малыша все больше приближается к организму взрослого человека. Так значительно увеличивается объем и масса сердца ребенка, которое уже к 8 годам достигнет размеров сердца взрослого человек. При этом уменьшается количество сердечных сокращений и увеличивается эффективность работы сердца. Легкие ребенка в данный период увеличиваются практически в три раза. Кроме того, наблюдается созревание клеток мозга ребенка и у него начинают сменяться первые зубы.

Порой родители излишне волнуются по поводу того, что их малыш стал очень худым, его рост меньше чем у других детишек, в общем, он «плохо растет», как принято говорить в таких случаях. Тут нужно сказать, что физическое развитие детей дошкольного возраста предполагает неравномерный рост ребенка, а также его прибавку в весе. Часто можно наблюдать такую картину: в период от 4-6 лет, малыш вырастает на 15 см, но в весе при этом он прибавляет лишь 5 кг. Создается ощущение, что ребенок вытянулся и исхудал. Но как показывают наблюдения, именно в этот период жизни его организм становится более выносливым и подвижным, координация его движений при этом заметно улучшается. Малыш становится сильнее и увереннее в себе, ведь при этом растет его мышечная масса.

Родители должны заниматься физическим воспитанием ребенка, но делать это нужно умеренно. Давно доказано, что движение стимулирует эмоциональное и умственное развитие ребенка.


Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом или общеукрепляющими упражнениями в современном мире стали очень модными, многие следят за правильным питанием, тщательно пекутся о своём здоровье. И, несмотря на это, статистика неумолимо говорит, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов.
Широко распространено заблуждение, что физическое воспитание касается лишь развития физических кондиций ребёнка, но этим оно не ограничивается. Также к физическому воспитанию малыша можно причислить укрепление и сохранение его здоровья. Маленький ребёнок ещё не способен самостоятельно, без помощи взрослых заботиться о собственном здоровье. Поэтому именно взрослые, и, в первую очередь, родители обязаны позаботиться о создании для своего малыша такой благоприятной среды, которая обеспечила бы ему полноценное физическое развитие. В эту среду входят:

  • безопасность жизнедеятельности;
  • режим дня;
  • правильное питание;
  • организация двигательной активности и пр.

Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитание дошкольников призвано решать три группы задач:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

К оздоровительным задачам относятся:

  • сбережение и укрепления детского здоровья;
  • закаливание детского организма;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование правильной осанки;
  • развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

  • ознакомление малыша с устройством организма человека;
  • обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);
  • обучение подвижным играм;
  • научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

  • воспитание смелости;
  • воспитание честности;
  • привитие культурно-гигиенических навыков.

Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость.
Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

Средства физического воспитания дошкольников

Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте

  • Для утренней гимнастики не нужно много времени - в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме. Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
  • Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
  • Обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно. Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться - подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

Дошкольный возраст считается очень плодотворным в плане укрепления здоровья детей и приобретения ими полезных навыков. Большинство привычек у детей постарше уже сформировались и под действием окружения способны лишь видоизменяться.
Физическое развитие детей по ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) является такой программой, которая ставит главной целью привитие подрастающему поколению чувства необходимости занятий физическими упражнениями и укрепления выносливости своего организма. Основные пункты, предлагаемые этой программой, нацелены на реализацию следующих целей:

С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе испол...

  • получение и развитие качеств и навыков, важных для формирования опорно-двигательного аппарата (силы, скорости, выносливости, гибкости и координации);
  • качественное улучшение физических навыков детей и совершенствование основных движений при правильно подобранной нагрузке;
  • воспитание тяги к регулярным физическим упражнениям и постепенному совершенствованию отдельных навыков.

При реализации всех этих пунктов ФГОС во внимание принимаются особенности каждого малыша и его возрастная категория. Их полезно применять в разнообразных детских занятиях: играх, взаимодействиях, познании окружающего мира.

Важнейшие компоненты нормального физического развития согласно ФГОС


Когда родители отправляют в детский сад своего ребёнка, им полезно поинтересоваться, какие там есть основные виды занятий, и как регулярно они проводятся.
Чтобы лучше понять, что в ФГОС подразумевается относительно физической культуры, нужно ознакомиться с рекомендуемыми в качестве обязательных занятиями. При разработке упражнений нужно обязательно учитывать особенности детского физического развития в разные периоды.
Утренние упражнения являются первым важным пунктом ежедневных занятий. Дошкольника нужно приучать к самодисциплине, чтобы он был готов делать упражнения без напоминаний. Занятия лучше всего проводить на открытом воздухе, но если погода не способствует занятиям, то их вполне можно перенести в дом. Нужно выбрать тот или иной вид утренней гимнастики, согласовав его с особенностями и желаниями малыша, среди них:

  • утренний бег;
  • игровые упражнения (инсценировка маленькой сказки);
  • упражнения под любимую музыку, тренирующие чувство ритма;
  • импровизированная дорожка с препятствиями;
  • упражнения с обручем или скакалкой.

Малыша нельзя перегружать, а разные виды гимнастики следует чередовать, занимаясь ими около 10 минут и не больше.
Ещё одним важным пунктом, предусматриваемым ФГОС, является физкультурная разминка, снимающая у детей психическое напряжение. Нервная система дошкольников сформирована ещё не полностью, поэтому она не допускает слишком долгой умственной деятельности. Поэтому если задания не разделять краткими физическими разминками, то детишки будут терять к ним интерес, быстро уставать и терять сосредоточенность. Подобные разминки входят в программу детских садов, но их полезно использовать и дома. Если взрослый подмечает, что малыш устал, не может слушать внимательно, то ему можно предложить простые движения под песенку (приседания, хлопки в ладоши, повороты) или небольшой танец.
Между продолжительными занятиями требуется сделать мини-разминку, в которой чередуются короткие (не более 7 минут) нетяжелые физические задания и трёхминутный отдых в виде дыхательных упражнений. Дети уверенно повторяют знакомые упражнения, которые укрепляют их физические кондиции.

Активные прогулки с малышом в соответствии с программой ФГОС

Проведённое на свежем воздухе время должно быть потрачено правильно, а чтобы оно прошло максимально эффективно, нужно принимать к сведению физическое развитие ребёнка. Он во время прогулки может в полной мере выплеснуть избыток энергии. Стоит разработать комплекс упражнений, учитывая особенности ребёнка, и во время прогулок постепенно вводить их. Сюда относится:

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для...

  • создание сюжетных игр, где ребёнок использует основные движения;
  • совершенствование уже освоенных навыков и на их основе изучение новых движений;
  • обучение детей соревнованиям и играм на выносливость, скорость, ловкость;
  • вовлечение их в коллективные игры, где дети учатся проявлять себя и взаимодействовать.

Для физического развития детей постарше необходимо внедрять подвижные игры, имеющие разные нагрузки. Детям потребуется некоторое время, чтобы изучить новое развлечение, поэтому на протяжении двух-трёх недель нужно повторять пару игр, после чего уже можно переходить к разучиванию новой пары игр. Время изучения развлечений можно укорачивать или удлинять в зависимости от их сложности. Если дети теряют к игре интерес, то её нужно оживить введением нового правила. Приоритетными должны быть игры, в которых для соревнования используются простые предметы (мяч, кубики, скакалки).
Учитывая особенности психики дошкольников, следует избегать заданий, где присутствует продолжительное выполнение однообразных действий. Хотя детские мышцы невероятно эластичны, но при монотонных упражнениях они быстро утомляются. Поэтому следует основывать игры на весёлой сказке или забавной истории, которая бы привлекала детское внимание.
Дошкольники нередко противятся выполнению стандартных упражнений. Но именно такие занятия, без элементов игры, нужно также им предлагать для воспитания силы воли. Чтобы вызвать у детей интерес к развитию основных движений, нужно объяснить им плюсы и важность таких умений.
Любой здоровый человек должен уметь бегать, поэтому регулярные пробежки нужны и малышу, а чтобы он совершенствовался в беге, можно менять маршруты, устраивать соревнования на выносливость или скорость. При чередовании бега с ходьбой ребёнок научится отдыхать и контролировать дыхание. Не стоит удлинять дистанцию свыше 350 м. Бег трусцой также полезен, но для того чтобы ему научиться, детям требуется время. Для детей постарше можно подготовить трассу с препятствиями, где они смогут улучшить координацию. Не следует ставить слишком много преград, поскольку каждая неудача убивает часть интереса к заданию. При создании дорожки можно проявить фантазию, например, кое-где натянуть ленточки или поставить фигурки, которые требуется обежать по определённой траектории.
Очень полезны занятия в лесу или на другой пересечённой местности, но при этом нельзя забывать про отдых.
Также полезны для физического развития всевозможные прыжки, но при этом их частоту и высоту взрослые должны строго контролировать. Детям старшего возраста по силам выполнить:

  • прыжок в длину;
  • прыжки с предметами (в мешке, со скакалкой, с зажатым между коленями мячом);
  • упражнения, где нужно прыгать то на двух ногах, то попеременно на каждой ноге, одновременно меняя при этом и положение рук.

Если ребёнок играет на спортивной площадке, то ему можно предложить упражнения из популярного вида спорта, показав, как они выполняются. Нужно стараться чередовать виды спорта, чтобы у ребёнка закреплялись разные навыки. На выбор видов спорта влияет и время года (летом ролики, зимой коньки).
После дневного отдыха очень важны для детей некоторые упражнения, позволяющие избежать плоскостопия или искривления позвоночника. Такие упражнения нужно выполнять около 20 минут. Начать нужно с простых движений (подъём в постели рук и ног в разном положении), а затем можно перейти к ходьбе по дорожкам с массажной поверхностью.
Естественно, что детям нужно время и для свободных игр и взаимодействий друг с другом, такие эпизоды продолжительностью 10-15 минут должны повторяться несколько раз в день. Если вокруг ребёнка будут разнообразные спортивные снаряды, то он с радостью будет проводить с ними свободное время.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Чем можно улучшить выносливость детского организма?

В конце учебного дня с помощью массажных движений у ребёнка можно снять напряжение и улучшить циркуляцию крови. Он может даже делать самомассаж и поэкспериментировать над собственной кожей. Но более эффективный массаж могут сделать всё же родители. Делая массаж маленьким детям, его можно сопровождать забавной историей или песенкой.
Движения необходимо делать в направлении кровотока, от периферии к центру. Детям любого возраста нравится гимнастика для глаз, которой они охотно занимаются. Ребёнка нужно попросить следить за предметом или останавливаться на нём взглядом. Пусть он вращает глазными яблоками, словно рисуя взглядом воображаемые цифры. С помощью такого массажа глаза отдыхают и предотвращаются нарушения зрения.
Для будущей выносливости детям важно совершенствовать свои дыхательные способности. В процессе выполнения упражнений ребёнку нужно учиться контролировать своё дыхание. Родители могут придумать рассказ, в процессе которого ребёнок должен то выдыхать со звуком, то задерживать дыхание. Поскольку эти упражнения неплохо расслабляют, то их полезно сочетать с массажем.

Закаливание

Есть родители, которые избегают закаливания, являющегося обязательным компонентом физического здоровья ребёнка и развития у него полезных качеств. Подобные занятия, безусловно, присутствуют в программах, соответствующих ФГОС. С их помощью крепнет выносливость детского организма, он лучше адаптируется к резкому изменению погодных условий. Закаливание нужно проводить последовательно, повышая нагрузку на организм постепенно. Виды процедур и режимы нужно подбирать индивидуально, не забывая о важности регулярности таких процедур.
Варианты закаливания:

  • Если ребёнок здоров, то прогулки должен осуществлять в любую погоду.
  • Руки и лицо мыть прохладной водой, обязательно полоскать горло перед сном водой с комнатной температурой.
  • Не вытираться после душа, а позволить коже обсохнуть естественным образом.
  • Летом совершать босоногие прогулки.

Сон и здоровое питание оказывают огромное влияние на физическое развитие ребёнка и укрепляют его иммунитет. Поэтому родителям стоит подумать над правильным рационом, после чего уже можно переходить к закаливанию.

4 3

Специалисты считают, что основные психические и физические характеристики человека, определяющие всю его дальнейшую жизнь, закладываются в дошкольном возрасте. Именно поэтому физическое развитие дошкольников должно быть объектом пристального внимания родителей.

Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста. Примерно до трех лет ребенок растет «как на дрожжах» - только успевай новую одежду покупать взамен той, что стала мала. С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными : за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг.

Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организм к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки .

Итак, какими основными особенностями характеризуется физическое развитие дошкольников? У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата . У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста.

Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание.

Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых . Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки: если вы занимаетесь с ребенком спортом, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц.

Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы . У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения - выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.

Что касается развития центральной нервной системы, то тут следует отметить, что у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения . Поэтому дошкольники подвижны и непоседливы. У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные, в работу вовлекаются лишние группы мышц, возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Физическое развитие дошкольников, его основные особенности нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста . В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.

В дошкольном возрасте ребенку нужна . Главное - выбрать оптимальный уровень нагрузки: она не должна быть ни слишком высокой, ни слишком низкой. Мы уже говорили, что из-за физиологических особенностей дошкольник быстро устает, но при этом быстро восстанавливается. Поэтому оптимальный вариант - кратковременные нагрузки, перемежаемые частными перерывами.

Многие родители отдают ребенка в различные , водят в бассейн. Это хороший выход из ситуации, но важно правильно подобрать вид спорта: виды спорта, сопряженные с высокими нагрузками, дошкольникам противопоказаны. Кроме занятий в кружках и секциях можно заниматься с ребенком дома. Но при этом нужно соблюдать несколько важных правил .

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении, оптимальная температура - 20-22°C (не ниже). Лучше всего заниматься ежедневно в одно и то же время. Начинать следует с более легких упражнений, постепенно их усложняя. Нужно чередовать упражнения для разных групп мышц. Очень важно не давить на ребенка, не ругать его, если у него что-то не получается. При плохом самочувствии нужно прекратить занятия, пока не наступит улучшение .



Рассказать друзьям