Конспект НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Овощи и фрукты. Конспект нод для детей ясельной группы в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели:

* расширять представления детей об окружающей природе;

* закреплять впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов;

* продолжаем развивать зрительное восприятие и внимание;

* закреплять знание цветов (красный, желтый);

* формировать умение работать в коллективе.

Педагог собирает всех малышей.

Воспитатель: помните ли вы о том, как наблюдали осеннее «чудо-деревце», какого цвета были листочки на деревце?

Правильно! Желтые, красные. Прошло лето, наступила осень. Осенью прохладно, листья на деревьях теперь не зеленые, а желтые, красные. Небо осенью темное, на нем тучи, дует ветер, и листья с веток слетают, идет дождь».

* * *

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Воспитатель берет куклу Катю и начинает беседу с детьми о ней: «Дети, посмотрите, кукла Катя собралась на прогулку».

Воспитатель предлагает посмотреть на то, как одета кукла Катя и задает вопросы.

Воспитатель: Дети, кто к нам пришел?

Дети: Катя пришла.

Воспитатель: А куда хочет пойти, Катя?

Дети: На прогулку.

Воспитатель: Посмотрите, что надето на Кате?

Дети: Курточка.

Воспитатель: Есть босоножки на Кате?

Дети: Нет.

Воспитатель: На Кате нет босоножек, Катя надела ботиночки.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какую картину нам принесла Катя!

Воспитатель показывает малышам яркую картину, на которой изображен осенний пейзаж и дети: девочка, нашедшая гриб; мальчик с корзиной грибов; ежик, бегущий по осенним, желтым листьям.

Воспитатель: вот сколько радости принесла нам осень!

Воспитатель дает возможность каждому ребенку рассмотреть красивую картину и читает стихотворение О.Высотской «Грибок»

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем,

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок,

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Затем педагог раздает детям корзинки и предлагает им поиграть

Воспитатель: дети, я приглашаю вас в осенний лес за грибами!

Разыгрывается сценка прогулки в лес. Дети идут по «мостику», «перешагивают через канавки», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют, ежик шуршит в листьях).

Далее воспитатель предлагает детям поискать грибочки (до занаятия педагог расставил грибочки по всей площади групповой комнаты ). Дети заглядывают под стульчики, под листики, находят грибочки. Педагог эмоционально обыгрывает поиск грибочков: «Вот Артем нашел грибочек желтый, а Настя - красный!» и далее, собирает малышей вокруг себя и просит показать какие грибочки они нашли. Грибочки выкладываются на большое блюдо: «Вот, как много грибов набрали!»

Воспитатель показывает детям предметные картинки, на которых изображены осенние признаки, поочередно рассказывает о них: 1 — «Осенью идет дождь», 2 — «Дует сильный ветер», 3 — «Листья с веток падают», 4 — «Небо темное, на нем тучи». После рассматривания предметных картинок воспитатель читает потешку об осени и выполняет по ходу чтения игровые движения, дети выполняют действия вместе с воспитателем

Дождик, дождик,

Подожди! (погрозить пальчиком )

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил, (постучать пальчиком по столу )

Ребятишек разбудил. (вращать поднятыми вверх кистями обеих рук )

Дождик, дождик,

Пожалей!

Нам дороги не залей!

Воспитатель предлагает детям открыть коробочку, которую принесла кукла Катя и рассказать, что в ней лежит.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что в коробочке?

Дети : Листочки.

Воспитатель: Правильно, осенние листочки.

Затем воспитатель дует на листочки и разбрасывает их по полу.

Воспитатель: Сильный холодный ветер разброасл листочки в разные стороны. Дети, соберите осенние листочки, разбросанные осенним ветром, сложите их на стол.

Занятие заканчивается стихотворением:

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят.

Листья по ветру летят

Прямо под ноги ребят.

воспитатель МБДОУ №6 «Ромашка»

г. Междуреченск, Кемеровская область, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

Конспект занятия по развитию речи по теме недели «Дикие животные»

для детей 2-3 лет

«Путешествие к диким животным»

Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие к диким животным» для детей 2-3 лет

Цель: расширение словарного запаса и знаний детей о диких животных .

Задачи:

Обогащать представления детей о диких животных ;

Учить выделять характерные признаки представителей диких животных ;

Учить различать диких и домашних животных ;

- развивать связную речь детей

Обогащать словарный запас;

Учить образовывать окончания;

- развивать двигательную активность;

Формировать интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Материал: мягкие игрушки – медведь, заяц, лиса, волк, еж, белка, коробка. Картинки с изображением диких и домашних животных . Макет деревенского дома. Искусственные деревья. Картинки ягод, меда, коры, травы, грибов, мышки.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках. Младший воспитатель включает музыку «Звуки леса».

Воспитатель вносит мягкую игрушку – медвежонка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости!

Дети : Медвежонок!

Воспитатель : Давайте с ним поздороваемся, предложим ему сесть на стульчик.

Дети здороваются с медвежонком.

Медвежонок : Здравствуйте, дети! Вы знаете, где я живу?

Дети : В лесу!

Медвежонок : Я шел к вам не один, а со своими друзьями. Но они где - то потерялись и я очень за них переживаю. Ребята, вы не видели моих друзей?

Дети : Нет!

Воспитатель : Ой, я слышу какое- то звук. Кажется это из коробки. Что же это? Или кто?

Воспитатель : Ребята, а давайте с вами поиграем, проводится игра «Угадай кто?». Воспитатель достает из коробки игрушки животных , но не целиком. Сначала показывает одну часть, например хвостик. Дети должны угадать кто это. Если затрудняются, загадывается загадка.

Я весёлый попрыгайка,

А зовут меня все… (зайка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Как зовут меня? (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

На спине его иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Воспитатель размещает зверей на стульчики к мишке.

Воспитатель : Где живут эти животные ?

Дети : В лесу.

Воспитатель : Как назвать их, одним словом?

Дети : дикие.

Медвежонок : Верно, мы все живём в лесу. О нас никто не заботится, и домики мы сами себе строим.

Воспитатель : Что-то наши гости загрустили. А давайте мы их порадуем и расскажем им стихотворения, которые знаем?

Дети рассказывают по очереди стихи:

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом!

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Собирает листья в кучу.

В берлоге мишка косолапый,

До весны сосет он лапу.

Медвежонок : Спасибо, ребята! Нам очень понравились ваши стихи!

Воспитатель : Ребята скажите, пожалуйста, как называют домик у белки?

Дети : Дупло.

Воспитатель : А где живет ежик?

Дети : Под кустом.

Воспитатель : Ребята, а какое еще животное живет под кустом ? У кого ещё нет домика?

Дети : Заяц.

Воспитатель : Как называют домик лисы?

Дети : Нора.

Воспитатель : Где живет мишка зимой?

Д ети: В берлоге.

Воспитатель : А кто знает, как называют домик для волка?

Дети : Логово.

Проводится игра : «Большой – маленький» ( воспитатель показывает картинки животных с детенышами)

Воспитатель : Ребята, кто это?

Дети : Белка.

Воспитатель : Белка большая, а маленькие.

Дети : Бельчата.

Воспитатель : Правильно. А это кто? (лиса) . Большая лиса, а маленькие.

Воспитатель : Ребята кто это?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Заяц большой, а маленькие?

Дети: Зайчата.

Физминутка «Зайчата» :

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем.

Проводится игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель: Подходите вот к этому столу. (на столе на одной стороне стоит макет домика, на второй деревья) . У меня в руках картинки домашних и диких животных . Только они все перепутались, и я не могу понять, где дикие , а где домашние животные . Нужно разложить картинки в 2 стопочки.

Воспитатель: Дикие животные, где живут ?

Дети: В лесу

Воспитатель: Правильно, в лесу. Значит, картинки с их изображением будем класть к деревьям.

Воспитатель: Где живут домашние животные ?

Дети : Рядом с человеком.

Воспитатель: Правильно, рядом с человеком. Поэтому картинки с домашними животными будем класть сюда , к домику. (Дети расскладывают картинки)

Воспитатель : Молодцы! Справились с заданием! Только наши гости опять загрустили. Наверно, они проголодались. Давайте их угостим.

Воспитатель: Ребята посмотрите наши звери загрустили, а давайте их развеселим.

Проводится игра «Весёлый счёт»

(Воспитатель показывает картинки, на которых изображены детёныши зверей сначала один, потом много )

Воспитатель: Ребята смотрите на картинку, кто изображен?

Дети: Бельчонок.

Воспитатель: Он один, значит один бельчонок, а много?

Дети: Бельчат.

Воспитатель: Один зайчонок – много?

Дети: Зайчат.

Воспитатель: Один медвежонок – много?

Дети: Медвежат

Воспитатель: Один волчонок – много?

Дети: Волчат.

Воспитатель: Один ежонок – много?

Дети: Ежат.

Воспитатель: Молодцы ребята! А давайте ещё поиграем.

Дети: Да

Проводится игра "Кто что ест?" . Дети угощают гостей.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, чем можно угостить наших гостей (на тарелочке лежат макеты овощей, фруктов, ягод) . Перечислите что лежит на тарелочке?

(Дети отвечают) что любит кушать зайчик? Чем можно его угостить?

Дети : травку, корешки, кору.

Воспитатель : А что кушает Мишка в лесу?

Дети : Ягоды, мед.

Воспитатель : Правильно. Давайте, угостим мишку

Воспитатель: А что, любит, есть лиса?

Дети: Она ловит мышей.

По аналогии дети угощают всех гостей. Гости благодарят детей.

Медвежонок : Спасибо, ребята за угощение! В ответ мы тоже хотим вас угостить вкусными грибочками из леса. Угощайтесь. А нам пора домой. До свиданья!

Список используемой литературы:

    Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно [Текст]: учебное пособие – С-П.: Литера, 2010.

    Ушакова О. В.: Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС [Текст]: учебное пособие – М.: Сфера, 2016.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду для детей 3-4 лет [Текст]: учебное пособие – М. Мозаика Синтез, 2016.

Используемые материалы из Интернет – ресурсов

http://baby-scool.narod.ru/media/games/fizminutki/fiz_zivn.html

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”.

Задачи:

  • Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром своего края. Расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, цветах, характерных для своей местности. (Познавательное развитие).
  • Расширять словарный запас по теме. Воспитывать интерес к художественной литературе через чтение стихотворения “Малая Родина- Островок Земли ” (Речевое развитие).
  • Повышать активное внимание и работоспособность в ходе выполнения физминутки (Физическое развитие).
  • Прививать любовь и заботливое отношение к животным, птицам (Социально-коммуникативное развитие).

Методы и приемы:

  • практические: игра с клубком, рисование цветным песком, выполнение музыкально-ритмических движений.
  • наглядные: внесение игрушки, цветного песка, работа с электронной презентацией, с картинками
  • словесные: беседа с детьми, вопросы к детям, чтение стихотворения, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: Игрушка Незнайка, конструктор, цветной песок, картинки, ноутбук, электронная презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка “Ветер”
Игровая Дидактические игры: “Раскрась цветным песком одуванчик”, электронная игра
Изобразительная Выполняют рисунок цветным песком
Коммуникативная Беседа, рассматривание картинок, вопросы к детям
Чтение художественной литературы Чтение стихотворений: “Малая Родина - Островок Земли”, “Самолет построим сами...”, “Ветер дует нам в лицо..”, “Пора заканчивать полет”.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог обращает внимание детей на “волшебный клубочек”, лежащий на полу.

Какой необычный гость! Предлагает с его помощью представиться. Мы будем передавать клубочек друг другу, и называть своё имя и фамилию. Но, прежде, давайте вспомним, какими словами мы можем приветствовать друг друга и гостя

Слушают педагога, обращают внимание на клубок Передают клубочек друг другу, называют свое имя и фамилию, приветствуют словами: здравствуйте, добрый день.
2 Появляется Незнайка.

Спрашивает: куда он приехал? Как называется ваш город?

Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! А у вас в городе есть цветы? (да). А ещё у нас есть много домов. А у вас в городе есть дома? (да). А как они выглядят? Покажите.

Предлагает показать Незнайке какие у нас в городе дома?

Посмотрите у вас получилась целая улица из разных домиков. Молодцы! Наверное, в вашем городе много таких красивых улиц? (Да).

Дети слушают педагога и отвечают на вопросы педагога Строят домики из конструктора, закрепляют геометрические фигуры
3 Педагог рассказывает детям: у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где живут наши родители, где находится наш родной дом, где и вы живете. Для кого-то малая родина - небольшой город, для других - городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и горкой. Малая родина у каждого своя!

Предлагает послушать стихотворение.

Малая Родина - Островок Земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!

Наша малая Родина - город, в котором мы живем. Называется наш город Похвистнево.

Вам нравится наш город?

В нашем городе есть много интересных мест. Здесь живут хорошие люди.

Его окружают много деревьев, кустарников, красивых цветов. Наш край населяют разные звери, птицы, рыбы.

Слушают педагога и отвечают на вопросы, прослушивают стихотворение Проявляют интерес к художественной литературе
4 Что бы больше узнать о нашем крае, Незнайка предлагает детям отправиться в необычное путешествие на самолете.

Предлагает “превратиться” в самолеты.

Самолет построим сами
Понесемся над лесами
Понесемся над лесами
А потом вернемся к маме.

Прилетели! Садимся! Мы очутились в лесу.

Выполняют правила игры Взаимодействуют дружно, слаженно, одновременно проговаривая слова стихотворения, имитируют полет самолета.
5 Педагог сообщает детям, что в лесу свои правила: здесь нельзя не шуметь, не кричать. Ведь лес – это тоже дом,дом для животных. В лесу много деревьев. Что бы узнать какие деревья растут в лесах нашего края, Незнайка предлагает детям отгадать загадки.

1. Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (Береза)

Украшает их народ, каждый раз под новый год
Вместо листиков – иголки. Назови деревья! (Елки)

3. Все знают, что у елки, не листья, а иголки. И так же, как она с иголками (Сосна)

Деревца в лесу стоят
Даже в тихий день жрожат.
Вдоль извилистой тропинки.
Шелестят листвой (Осинки)

Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? - Это... (Тополь)

(показ картинок)

Слушают загадки и рассматривают картинки Рассуждают и отгадывают загадки.

Повторяют за педагогом названия деревьев: береза, елки, сосна, осинки, тополь. Находят картинку с отгадкой.

6 Проводит физкультминутку:

“Ветер”

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Сочетают текст с движениями, действуют вместе. Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова “тише, тише”, дети приседают, на слова “выше, выше” - выпрямляются
7 Незнайка спрашивает детей:

В лесу много зверей? Каких зверей вы знаете?

Педагог проводит электронную игру. На экране показывает детям зверей, которые живут в лесу. (Медведь, волк, лиса, заяц, еж)

Рассматривают на экране диких животных, отвечают на вопросы Закрепляют названия животных: (Медведь, волк, лиса, заяц, еж)
8 А кто еще живет в лесу? (Птицы) (показ картинок). Рассматривают картинки Называют птиц: ворона, грач, воробей
9 В лесу есть не только деревья, звери и птицы, там есть еще много грибов, ягод и цветов. Какие цветы вы знаете? (Одуванчик, василек, ромашка) (показ картинок). Слушают педагога и рассматривают картинки Называют цветы:

(Одуванчик, василек, ромашка), находят картинки.

10 Педагог предлагает детям раскрасить цветным песком одуванчик. Приступают к рисованию Раскрашивают цветным песком одуванчик.
11 Читает стихотворение:

Пора заканчивать полет,
Летит к земле наш самолет!

Подводит итог НОД.

Слушают стихотворение и прощаются с Незнайкой Оценивают свои действия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста

Цель: учить детей подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению « вот такую».

Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей умения соотносить предметы по цвету, форме, тяжести, на ощупь;
Продолжить знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);
Побуждать детей к названию предметов, их свойств («тяжелый» - «легкий», «колючий» - «пушистый»).
Развивающие:
Развивать у детей внимание, мыслительные операции;
Воспитывать самостоятельность, активные действия;
Расширить опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными представлениями.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательное отношение, желание помочь, прийти на помощь.
Предварительная работа: рассматривание, сравнение. Дидактические игры: «Спрячь мышку от кошки», «Разложи по цвету (форме)».
Дидактический материал и оборудование: плюшевый зайка, колючий ёжик, геометрические фигуры разных цветов, дидактическая игра «Спрячь зайку», сумочки – легкие-тяжелые, «пенёчки».
Участники: дети ясельной группы, воспитатель.1. Вводная часть
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в группу! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.
Дети здороваются.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у нас еще один гость. Это Ёжик. Давайте с ним тоже поздороваемся.
(Дети здороваются с ёжиком, дети рассматривают, трогают руками. Какой Ёжик? - «колючий»)

Воспитатель:
Ребята, Ёжик говорит, что он пришел в гости поиграть с ребятками. Вы хотите поиграть с Ёжиком? (рассматриваем пенечки, определяем форму)
Ёжик принес нам разные фигуры, и просит нас найти для этих фигур свой домик. Мы берем круг и кладем его в такой же, круглый домик, фигурки берем по одной!
Молодцы ребята! Все фигуры у себя в домиках. И ёжик очень рад! А теперь давайте попрощаемся с ёжиком!
(Дети прощаются с Ёжиком)

- Смотрите, кто это сидит под этим деревом?
- Это зайчик! (рассматривают, гладят, какой пушистый, а ёжик какой был – колючий)
- Ребята, он замерз, весь дрожит. Давайте поможем ему согреться.

Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть -
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Зайку волк испугал,
Зайка прыг, и ускакал.

Ребята, зайчик согрелся и сказал, что маленьких зайчат хочет поймать серый волк. Давайте поможем зайчатам спрятаться от волка.

Дидактическая игра «Спрячь зайчат»
(Дети, сидя за столами, индивидуально выполняют задание.)

Помогли мы спрятаться зайчатам от злого волка?
Дети: - Да!
- Ребята, вы такие молодцы! Как много мы с вами сделали хорошего и доброго. Помогли и ёжику и зайчику, за это они тоже прислали вам подарки! Вот такие сумочки – сравнивают одни «легкие», другие «тяжелые».
- Хотите посмотреть, что лежит в этих тяжелых сумочках? (внизу мешочки с песком, а сверху яблочки – угощения)
Открываем сумочки и угощаемся.

Цель. Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

Ход занятия

Педагог читает детям песенку "Три веселых братца" (пер. Л. Яхнина), показывает действия, которыми сопровождалась игра веселых братцев.

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей подражать движениям, о которых в ней говорится. При следующих повторениях текста малыши выполняют движения и договаривают за взрослым некоторые слова и звукосочетания: ник-ник-ник, чик-чик-чик, хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Три веселых братца

Гуляли по двору

Три веселых братца

Затеяли игру:

Делали головками -

Ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими -

Чик-чик-чик,

Делали ладошками -

Хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками -

Топ-топ-топ!

Воспитатель приглашает к себе трех мальчиков – трех веселых "братцев". Повторяет песенку, а "братцы" в такт выполняют соответствующие движениям и произносят нужные звукоподражания. Затем педагог приглашает других детей.

Занятие 2. Дидактическая игра "Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх – вниз"

Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.

Ход занятия

На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.

Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:

– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)

– Поставь матрешку на маленький кубик.

– Посади маленького медведя на большой куб.

– Неваляшку напои чаем из синей чашки.

– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.

Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.

Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал миптке меда в синей чашечке". (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас…")

Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх – вверх – вверх… Трудно!" и спускается: "Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.

Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице".

Занятие 3. Повторение сказки "Репка". Дидактические упражнения "Кто что ест?", "Скажи "а" "

Цель. Напомнить детям сказку "Репка"; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.

Ход занятия

"Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?"

По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие игрушки (фигурки из набора для настольного театра). Он расставляет фигурки и предлагает детям вместе закончить сказку: "Мышка за… (кошку). Кошка за… (Жучку)". И так далее.

По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: "Сладкая репка! Сладкая!")

"Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: "Очень-очень вкусная репка". Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)

Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: "Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!" (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: "Грызи, Жучка, косточку!" Мышке – корочку сыра: "Неси, мышка, сыр мышаткам!" (Хоровые повторения.)

Воспитатель прячет игрушки и посуду, из которой ели Жучка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла "говорит": "Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, – обращается Айболит к воспитателю, – откройте пошире рот и скажите: "А-а-а-а". "А-а-а-а", – произносит воспитатель. Затем педагог (вместе с Айболитом) подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а. "Все здоровы, и все умеют произносить звук а ", – говорит Айболит и прощается с детьми.

Вторую часть этого занятия можно провести иначе. Цель этой части занятия – оживить в памяти детей сказку, заметить несоответствие текста и рисунка.

Выяснив, что дед и бабка сделали с репкой, воспитатель сообщает детям, что покажет им забавную картинку "Дедка за репку" .

Дети рассматривают картинку, радуясь яркому рисунку.

Посмотрите, может быть художник еще что-то напутал? (Вместо внучки репку тянет внук, нет Жучки. А в хвост кошки вцепился колючий еж.)

Вот какая смешная картинка, путаница-перепутаница. Даже солнышко улыбается, наблюдая, как большущую желтую репку тянут-потянут дед, внук, кошка да еж", – завершает занятие педагог.

Занятие 4. Дидактические игры "Поручения", "Лошадки"

Цель. Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо произносить звук и.

Ход занятия

На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят матрешки. Рядом с лесенкой размещаются две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.

Воспитатель вызывает ребенка и просит: "Помоги матрешке спуститься с лесенки". (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)

Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей повторить (показать рукой), как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку: "Вниз – вниз – вниз… и внизу!"

Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:

– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детей сопровождать движения матрешки рукой и словами: "Вверх – вверх – вверх… и наверху".)

– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика (воображаемая ситуация) и приговаривает: "Водичка, водичка, умой кукле личико". Вытирает лицо куклы полотенцем.)

– Куклу в розовом платье уложи в люлечку (кроватку) и покачай. (Дети могут при этом напевать: "Баю-баю-баю-бай!")

– Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовике: "Вперед-назад, вперед-назад". (Дети выполняют задание и проговаривают эти слова.)

Педагог демонстрирует детям игрушечную лошадку. Объясняет, как кричит лошадка: "И-и-и" (2–3 хоровых повторения).

Воспитатель предлагает поиграть в "заводных лошадок". Он "заводит" ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит: "И-и-и". Если у ребенка что-то не получатся, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.

Занятие 5. Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Спала кошка на крыше"

Первый вариант

Цель. Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания ид.

Ход занятия

Воспитатель читает детям рассказ Л. Н. Толстого. Просит изобразить спящую кошечку. Уточняет, почему птичке не стоит сидеть рядом с кошкой, даже когда она спит.

Педагог читает рассказ еще два раза, поощряя попытки детей проговаривать последнюю фразу: "Не сиди близко, птичка, кошки хитры".

Воспитатель показывает детям ослика (игрушку или картинку). Малыши часто путают ослика с лошадкой, поэтому педагог объясняет: "Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го), а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".



Рассказать друзьям