Театрализованный фольклорный праздник "осенние посиделки". Фольклорный осенний праздник в подготовительной группе «Осенины – осени именины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Галина Мухина
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки»

УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ «ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ»

Декорации : русская изба с печью, лавками и т. д.

Ведущий : (на фоне р. н. п. «Ходила младешенька» )

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

(В зал входит Хозяйка)

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Рады видеть вас у себя в гостях. В нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой , праздник радостный . По обычаю по старинному посиделками называется . Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим!

(В зал входит первая группа детей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Здравствуйте, проходите, будьте как дома.

Гость : Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

(Усаживаются на лавку. Входит вторая группа гостей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Гость : Туда голуби летают, где их привечают.

(Усаживаются на лавках)

Хозяйка : Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

(Исполняется р. н. п. по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Мужики здесь мастера,

Ловко правят все дела.

Да и девицы под стать

Им не станут уступать!

Вот сейчас мы и убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь промучишься.

Станет музыка играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончит играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

(Проводится игра для девочек «Смотай клубочек» )

Хозяйка :(мальчикам) А вы, ребятушки, что призадумались? Вижу и вам поиграть захотелось. И для вас есть у меня игра-забава. Надо быстро в лапти обуться и ко мне вернуться.

(Проводится игра «Обуй лапти» )

Хозяйка : Издавна славился русский народ своим трудолюбием. И мы не сидели сложа руки. Богатый урожай вырастили в своем огороде.

(Хоровод «Во саду ли, в огороде» )

Разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,

Складно, быстро повторяйте.

(Для детей : Три сороки тараторки тараторили на горке)

Хозяйка : И для этих гостей у меня скороговорки припасены.

Туесок мой раскрывайте,

Скороговорку доставайте.

(Проводится игра с родителями. Скороговорки для родителей : - Летели три пичужки через три пустых избушки; - Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня; - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши)

Хозяйка : Бай качи-качи-качи

Вкусны наши калачи.

Калачики доставайте

Да играть начинайте!

(Проводится игра «Калачи» )

Хозяйка : А сейчас для всех ребяток

У меня полно загадок

(Загадывает загадки)

Хозяйка : Там, где песня льется,

Веселей живется.

Ну-ка, дети запевайте,

А мамы, папы подпевайте.

(Исполняют песню по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Приглашаем вас сейчас

На веселый перепляс.

(Русская пляска)

Хозяйка : Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным. Чем же мне потчевать вас, гости дорогие?

Гости : (по очереди)

Не красна изба углами, а красна пирогами;

Все, что есть в печи, на стол мечи;

Где есть пить, там и квас лить.

Ешь пока рот свеж, а завянет, никто не заглянет.

Хозяйка : Я приглашаю вас на чай.

«С чая лиха не бывает» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

(Чаепитие совместно с родителями)

Публикации по теме:

«Посиделки». Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп «ПОСИДЕЛКИ» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Составила Чеснокова Наталья Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

«Деревенские посиделки». Фольклорный праздник для детей и родителей старшей и подготовительной группы ДЕКОРАЦИИ: деревенская околица, плетень, собачья конура. На плетне – лапти, крынки. Около плетня – лавочки, берёзовые пеньки. Макеты деревенских.

Фольклорный праздник «Посиделки» Ход занятия: Звучит музыка стук в дверь заходят девочки Гости: Дома ли хозяюшка? Хозяюшка. Дома, дома! Проходите, гости дорогие! Девочки.

Фольклорный праздник «Посиделки у печки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Дом детского творчества города Рудни Смоленской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области. Фольклорный.

Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область

Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);

Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.

Оформление: зал украшен элементами русской избы:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.

От хлеба и соли царь не отказывался.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок:Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.

Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.

Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.

Проходят состязания(участникам призы)

Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась

Песня «Во кузнице»

Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Выходит вокальная группа.

Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.

Прибаутки –приговорки.

Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».

Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.

« У нас нынче субботея»

Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.

Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Частушки.

Песня «Тимон».

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

Приложение.

Хлеб - соль

Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь

Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь

Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам

Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям

Частушки

1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.

То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.

2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,

Мы их бережно храним дорогой курянин.

3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,

Без нее беды не зная выжил курский наш народ.

4.В дни печали и тревог песней тешился народ

Наших песен нет милей с нами курский соловей.

5.С верой крепкой и любовью все одолеваем

По законам Божьим славным жизнь и проживаем.

6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,

Чтобы каждый из гостей становился веселей.

7. Не забудем никогда русскую гармошку

Полюбили навсегда курского Тимошку.

Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут

Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.

Прибаутка, приговор

Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,

Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты

На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться

На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота

Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком

Мы поедем за попом-

Богу молиться, Христу поклониться.

СКОРОГОВОРКИ.

1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.

21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

23.У перепела и перепёлки пять перепелят.

24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.

26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!

29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.

ВО КУЗНИЦЕ

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!

Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?

В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

"Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций.

Задачи:

- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения

в народно - поэтическое творчество;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец :

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец: Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец :

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец : Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я - Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны. )

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля ” (Участвуют 2-3 семьи.Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». (В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт . Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед - Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка - Достали уже….

Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь:

Я – Октябрь, знаю:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь : С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Приходи к нам домой гостевать.

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь - дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» ( На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.

Дети : Ждали первых заморозков.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян.)

Кузьма :

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма :

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян :

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха, и пера»

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!



Рассказать друзьям