Раскраска широкий узкий. Обучение ребенка таким понятиям как: "большой-маленький" и т.д

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятие 18

Тема: Восприятие величины (широкий – узкий)

Цели:

развитие восприятия величины: широкий - узкий;

развитие умения соотносить предметы по величине.

Материалы: игрушки: лягушонок, ежик, утка; карандаши, задания на бланках, предметные картинки разные по величине (широкий- узкий), карточки с заданием «Найди пару».

План:

I этап. Организационный

Приветствие

Психолог: ребята сегодня мы будем здороваться с помощью мячика (дети сидят в кругу). Ваши ноги будут воротами. Сейчас они закрыты (ноги прямые, прижаты друг к другу), когда я пропою чье-то имя, хозяин этого имени «открывает» свои ворота (ноги надо широко развести в стороны) и ловит закатившийся в ворота мячик. Ребенок, который поймал мячик, «закрывает» ворота, здоровается (с психологом и ребятами) и возвращает мячик психологу. Психолог продолжает приветствие по кругу.

II этап. Мотивационный

Путешествие в лес.

Психолог предлагает детям отправиться на лесную поляну, где их ждет сказка.

Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

И медведя мы встречаем.

Перед нами водоем!

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два –

Позади теперь вода!

Раз-два, раз-два –

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо –

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо все выше, выше.

Но закончилась игра,

Слушать сказку нам пора!

Широко развести руки в стороны.

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Маршировать.

Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.

Маршировать.

Раскачивание туловища из стороны в сторону.

Маршировать.

Руки в стороны.

Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.

Прыжки.

Маршировать.

Прыжки.

Маршировать.

Руками махать себе на лицо.

Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.

Приседания, руки вперед.

Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.

Тихо сесть на коврик.

III этап. Практический

1. Сказка «Широкий - узкий» (Теплюк С.Н.)

Весело прыгал вдоль ручья лягушонок Квакша, увидел ежика и спрашивает его:

Ты что здесь делаешь?

Да вот думаю, как бы через ручей перебраться, - отвечает еж.

Ха! Нашел проблему! По мне что большая речка, что маленький ручей, - хвастает Квакша. – Ноги у меня длинные, вмиг перепрыгну или переплыву!

У меня хоть и короткие ноги, но я тоже умею плавать. Правда, недолго. Узкий ручей еще одолею, а вот широкую реку придется обходить стороною, - признался ежик.

Засел лягушонок в высоких камышах и задумался: «Интересно! Ежик большую реку называет широкой , маленький ручей – узким . А что еще бывает узким или широким ? У кого бы спросить?»

Выглянул он из камышей, видит – утка плавает. Говорят, утки умные. Вот и решил Квакша у нее спросить, что широким , а что узким бывает.

«Как не знать, - спокойно отвечает утка. – на моих лапках перепонки широкие , шире твоих. Нырну, сразу тебя догоню. А уж клюв такой широкий , что как схвачу, ни за что не вырвешься!»

«И впрямь поймает!» - с ужасом подумал Квакша, да как выпрыгнет на берег и быстрее в лес поскакал, даже не дослушал, что узким бывает. Так до сих пор и не знает.

А вы знаете, что бывает узким , а что широким ?

2. Задание «Широкий – узкий» (у доски)

Помогите лягушонку разобраться с его вопросом (рассматриваем предметы, сравниваем их по величине).

3. Игра «Запоминайка» (на бланке)

Я говорю слова, вы их внимательно слушаете и запоминаете (мост, листочек, шарф, окно, стол). После чего психолог раздает детям бланки с заданием. Найдите и обведите в кружочек только те предметы, которые я назвала. Как вы думаете, какие это предметы по ширине (узкие или широкие)?

4. Упражнение «Лягушки» (за столиком)

Ребята, давайте поможем лягушонку попасть в лес, только сначала поиграем с нашими пальчиками.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают пальцы в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз.

Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом).

Кладут ладони на стол.

Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол.

5. Задание «Лабиринт» (на бланке)

Вам надо помочь лягушонку попасть в лес. По какой дорожке (широкой или узкой) ему надо идти. Проведи линии посередине нужной дорожки, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.

6. Задание «Найди пару» (групповая работа по карточкам)

Лягушонок хочет проверить, какие вы внимательные ребята, он подготовил для вас новое задание. Сейчас каждому я раздам карточки с рисунками. Вам надо найти своему рисунку пару. Такую же по ширине ленточку, шарфик, листочек.

7. Игра «Большие ноги»

Ребята, нам пора возвращаться. Когда я буду говорить: «Большие ноги идут по дороге», вы идете по широкой дороге, а когда я буду говорить: «Маленькие ножки бегут по дорожке», вы будете бежать по узкой дорожке.

IV этап. Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Какие игры вам запомнились? Что понравилось больше всего?

воспитатель: Шишкина С. А.
МДОУ Д/С №4 "Лебедушка"
общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой

Цель:

  1. Формировать пространственные представления: шире, уже.
  2. Закреплять счет до двух, умение соотносить цифры один и два с количеством.
  3. Формировать умение находить признаки сходства и различие предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Демонстрационный материал: Четыре веревки, карточки с изображением грибов, ягод, овощей; две полоски одинаковой длины, разного цвета и ширины; набор полосок одинаковой длины, разной ширины (двух видов) по 6-7 штук каждой; карточки с цифрами.

Ход занятия:

I часть

Игра «Прогулка по лесу»

А) На полу обозначены речка и ручеек. (прыгалками) . Предложить детям пойти на прогулку. Подошли к ручейку.

Давайте попробуем воду! Холодная! Не будем в нее входить, перепрыгнем через ручеек.

(Дети легко перепрыгивают через веревочки, изображающие ручеек)

На доске развешаны картинки грибов, лесных ягод, овощей. Дети должны перечислить, что не растет в лесу (например, капуста, морковь) . В ходе обсуждения дети выполняют и проговаривают названия грибов (белый, подосиновик, подберезовик, мухомор) и ягод (земляника, черника) .

А почему мы смогли перепрыгнуть через ручеек? (Он узкий) .

Б) Дети садятся за столы. У каждого две полоски одинаковой длины, но разные по цвету и ширине.

Это два полотенца для медвежонка и зайчика. Чем отмечаются полотенца? (одна широкое, а другое узкое, и они разного цвета) .

Какое полотенце дадим медвежонку? (широкое)

Почему широкое? (Мишка большой, толстый) . Дети пытаются наложить полоски выявляется и проговаривается правильный способ наложение. При этом побуждать детей к рассказу о том, что получилось: «Голубое полотенце шире оранжевого, поэтому его дадим медведю. Оранжевое уже, чем голубое – его дадим зайцу».

II часть.

Физминутка.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Он назад шагнул сначала,

А потом поплыл вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

III часть.

Работа с раздаточным материалом. Игра «Домик зайца».

У детей на столах домик с прорезью и две двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже.

Приплыли к домику зайца. Он прыгал около домика и вдруг видит волка. Серый трусишка бросается в дом, хочет спрятаться. Помогите ему закрыть дверь. (Дети подбирают нужную дверь) .

Молодцы! Помогли зайчишке! Какая дверь подошла? Узкая или широкая? Широкая.

А что случилось бы, если бы взяли дверь, которая уже?

IV часть.

Физминутка.

Игра «Один - два»

Показать детям в разном порядке карточки.

Если показывается карточка с цифрой 1 или 2, то надо хлопнуть в ладошки столько раз, сколько записано на карточке. А если показываются точки, то надо столько же раз присесть.

V часть.

Поиск закономерности.

Сказка – игра «Полотенца для лягушат».

На речке живут много лягушат. Они очень любят купаться и мама – лягушка постоянно сушит их полотенца. Развешивает она их вот так: широкое, узкое, широкое, узкое. Помогите ей развесить все полотенца.

Выкладываю начало на фланелеграфе, затем дети выходят по одному и продолжают.

У каждого ребенка лист бумаги с нарисованной веревочкой, и набор полосок, одинаковых по длине, разных по ширине. Дети выполняют аналогичное задание самостоятельно.

VII часть.

Итог занятия.

Как правило, дети уже в 4 года легко усваивают такие понятия, как «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий». Это происходит в повседневной жизни и в игре. Задания в картинках по математике для детей 4-х лет очень помогают освоить этот материал.

Сначала ребенок должен усвоить понятия «маленький — большой» относительно предметов. Как только малыш легко определяет величину предметов, начинайте использовать определения «высокий — низкий», узкий широкий, «длинный-короткий».

Дети сами со временем понимают, что не всегда можно сказать о чем-то только «большой» или «маленький». Если малыш путается в понятиях, то не надо смеяться над ним. Игнорировать неправильное применения математических понятий — тоже плохое решение. Постарайтесь больше уделить внимания развивающим играм. Усвоение понятий — это вопрос развития речи и расширения словарного запаса. Читайте малышу сказки, беседуйте на прогулках о том, что видите, используя больше определений.

На улице акцентируйте внимание на окружающие предметы — это узкая дорожка, по ней вдвоем не пройти. А это широкая дорога, по ней даже машина проедет. «Смотри, какой высокий дом построили! А этот до маленький». «Ой, какая большая лужа!». «Это широкие ступеньки, а это узкие».

Помогут задания в картинках по математике для детей и загадки. Например, Какое дерево самое высокое на картинке? Какая птичка выше сидит? Чей шарфик самый широкий — твой или мой?

Почему важно развивать у ребенка использование понятий «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий»? У ребенка не только расширяется словарный запас, но и активизруется мыслительная деятельность. Особенно, если нужно зрительно определить, что самое большое, узкое или широкое. В этом случае малышу придется задействовать внимание, анализ и речь.

Почему стоит давать детям задания в картинках? Такие математические раскраски помогут ребятам закрепить новые для него понятия в увлекательной форме в виде раскрасок. К тому же, они наглядно помогают видеть и сравнивать свойства предметов.

Светлана Городова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

ТЕМА : «Ознакомление с качествами предметов. Игра широкий и узкий» .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская , продуктивная, продуктивная, восприятие художественной литературе.

Цели : учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; учить использовать в речи прилагательные : широкий- узкий; обогащать и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к природе.

Планируемые результаты : владеет основными движениями при выполнении упражнения «Мы ногами – топ-топ…» , принимает участие в рассматривании и сравнении комнатных растений, в игре «Широкий и узкий» , отвечает на вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование : фланелеграф, широкая и узкая полоска бумаги, ленты, игрушечная машина, 2 куклы, комнатные растения с узкими и широкими листьями, ленты, коврики, игрушки (зайчик и медведь)

1. Организационный момент.

В. Ребята вы хотите посмотреть, какие разные листья у наших цветов? Давайте подойдём к цветам.

2. Основная часть. Рассматривание и сравнение комнатных растений.

В. (подводит детей к уголку природы) . Какие красивые цветы здесь растут, большие и маленькие. Где большой цветок? (Дети показывают) Это фикус. Какие у него листья? (Большие, широкие.) Найдите маленький цветок. (Дети находят, показывают «травку» .) А какие листья у травки? (Длинные, узкие, узенькие) Найдите ещё цветы с узкими листьями. А теперь найдите цветок с широкими листьями. (Дети находят)

Дети возвращаются из уголка природы и садятся на стулья.

В. (показывает им две ленты одинаковой длины, но разной ширины) . Это ленты. Вот широкая лента. Какая это лента? (Широкая) . Это узкая. Какая это лента? (Узкая) . (Педагог прикрепляет на фланелеграф широкую и узкую полоски) . Это дорожки. (На одну из них помещает машину) . По какой дорожке едет машина? (По широкой) . (На столе расстилает широкий и узкий коврики, берёт зайчика) . Помогите зайчику найти узкий коврик, скажите : вот узкий коврик. (Дети повторяют) . А медведь просит найти ему широкий коврик. Покажите медведю широкий коврик, скажите : вот широкий коврик. (Дети повторяют) . (Педагог берёт две куклы, узкую и широкую ленты) . Оля дай кукле Кате широкую ленту, скажи : вот Катя широкая лента. (Девочка повторяет) . Настя дай кукле Маше узкую ленту, скажи : вот Маша узкая лента (Девочка выполняет задание) . Ребята, какая лента у куклы Кати? (Широкая) . А какая у куклы Маши? (Узкая) .

Физкульминутка

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения.

Мы ногами – топ-топ,

Мы раками – хлоп-хлоп,

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик,

Раз – сюда. два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И под скоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

3. Игра «Широкий и узкий» .

Цель : учить детей находить и различать широкие и узкие предметы.

В. (воспитатель на столе раскладывает предметы, различные по ширине) . Найдите широкий лист бумаги. (Дети находят, проговаривают : «Вот широкий лист» ). Найдите узкий лист бумаги. (Дети находят, проговаривают : «Вот узкий лист» .) Посмотрите на карандаш, на кирпичик и скажите, какой это предмет : узкий или широкий? (Дети отвечают) . Возми, Саша любую вещь и скажи, какая она : широкая или узкая. (Несколько человек выполняют задание.)

4. Рефликсия.

На столе лежит множество предметов, мальчики выберают узкие предметы, а девочки широкие. Потом меняется задание.



Рассказать друзьям