Мыслите: Свет Истины /
................................................................................................................................................................................................................................................
Дед Мороз, Санта-Клаус и Святитель Угодник божий Николай Чудотворец.
Кто все-таки приносит подарки на Рождество?
Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святителя Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).
Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от "американского" Санта-Клауса.
Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания славянских святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация "снова вернула" европейским детям подарки св. Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах Святитель Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.
Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «христианским святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились.
Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого Святителя Руси в славянскую православную веру как Угодник божий Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.
Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.
Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой христианской «юности» конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» славянского духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.
* * *
Вещий Олег - Святитель Николай Угодник божий - библейский Иосиф - Иоанн Креститель не был иудеем-кристианином, он молился богу живому - Игорю-Христу, "античному" богу Гераклу/Зевсу и всему Олимпу I (XII) века н.э.!
Благодаря рекламе и информационным технологиям, дети всего мира знают, что Санта Клаус - это менеджер компании «Coca-Cola», ответственный за своевременный подвоз американской газировки к . Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.
На празднике Зимней Елки в толерантном западном обществе о Христе сегодня не упоминают (это может больно ранить представителей других конфессий, атеистов или сатанистов). Поэтому Рождество там - это не празднование рождения Спасителя мира, а скидки, подарки под елкой и выходные. На этом празднике Санта Клаус - профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память. Дедушка Мороз, так любимый у нас в России, мало чем отличается от своего западного коллеги. На Новый год он также ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется, выпивает и дарит заранее оплаченные подарки. Если вам доведется побывать в его резиденции в Великом Устюге, вам предложат фотографирование семьей с ним за 6 тыс. рублей, а вечер в его обществе обойдется дороже, чем услуги лучших аниматоров столицы: цены могут исчисляться в десятках тысяч долларов для чиновников и топ-менеджеров нефтяных компаний. Зато Дедушка Мороз может прийти не один, а, например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. Тогда праздник до утра вам гарантирован.
Какое отношение эти веселые толстячки с почасовой таксой и бородой из ваты имеют к ? Да никакого. Это медиаперсонажи общества потребления, чья задача - стимулировать продажи и организовывать корпоративы. Психологи давно отметили этот феномен: даже далекие от христианства люди во время рождественских каникул испытывают праздничное настроение и готовы делать близким подарки. На рождественских распродажах торговые гиганты и торговые сети США и Европы делают большую часть своей годовой выручки (достигающей иногда 90% от всех заработанных денег). Благодаря умелому маркетингу, рекламе и огромным скидкам продавцы создают ажиотаж вокруг распродаж. Возле торговых центров вырастают огромные очереди возбужденных, готовых ради покупки на всё людей. Когда двери наконец-то открываются, покупатели теряют последние остатки человечности: стремясь попасть в магазины, они давят, топчут друг друга, ругаются, толкаются и дерутся. Ежегодно в этих очередях гибнут несчастные, оказавшиеся под ногами обезумевшей толпы. Неслучайно начало рождественских распродаж в Америке называют «черной пятницей».
В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье
Так, в прошлом году в Нью-Йорке в одном из торговых центров сети «Walmart» началась драка между покупателями, которые буквально набросились на стенд с музыкальными системами. Когда стало ясно, что всем желающим товара не достанется, в ход пошли кулаки. Люди вырывали заветные стереосистемы друг у друга, и только вмешательство полиции предотвратило назревавшее побоище. В Калифорнии в городе Сан-Бернардино во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье. В этом же штате в городе Риалто в очереди вспыхнула потасовка с применением огнестрельного оружия; в результате был арестован местный житель.
В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора
В штате Нью-Джерси полиции пришлось применять перцовые баллончики для предотвращения драки в магазине «Walmart»; в Вирджинии у супермаркета той же сети дошло до поножовщины: один покупатель ранил другого в руку до кости, не поделив с ним место для парковки. В Чикаго разозленный покупатель сбил на автомобиле полицейского. Напарники пострадавшего открыли стрельбу и ранили мужчину. В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора.
Распродажа в "черную пятницу"
Интернет-издание «Huffington Post» отмечает еще одну тенденцию: после Дня Благодарения в конце ноября американцы стали покупать больше огнестрельного оружия. Так, в прошлом году во время «черной пятницы» Национальная система проверки на наличие правонарушений зарегистрировала 154 873 обращения: колл-центры службы не справлялись с такой высокой нагрузкой. Магазин товаров для охоты и рыбалки «Cabela"s» даже предлагает ружья в качестве подарков первым 600 покупателям.
По данным Американской исследовательской группы, в прошлом году в «черную пятницу» доходы от продаж составили $11,2 млрд., а в торговых центрах побывали порядка 150 млн. американцев. В нынешнем году до наступления Рождества (25 декабря), согласно оценкам экспертов Национальной федерации розничной торговли, жители Соединенных Штатов намерены были потратить $602,1 млрд. «Это на 3,5% больше, чем в прошлом году, и на 3,3% выше, чем в среднем за последние десять лет», - отмечается в сообщении федерации.
Самое главное событие человеческой истории - Рождество Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир, чтобы избавить людей от смерти и греха, - превратилось в вакханалию вещизма и невоздержанности. Как говорится, почувствуй разницу.
Что может быть ужаснее Деда Мороза, который ласково уговаривает вас купить дорогую совершенно не нужную вам стереосистему? Только Дедушка Мороз, забывший стишки и упавший лицом в ваш «оливье» посреди праздничного стола…
А ведь когда-то он был совсем другим! Люди старшего поколения вспомнят, что у нас в России был Дед Мороз из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот сказочный дед помогал добрым и защищал слабых, совершал чудеса и наказывал злодеев. Дед Мороз в русские сказки попал из христианского предания о другом добряке и помощнике - святителе Николае Мирликийском. Никола-Угодник, как его любовно величает русский народ, был и остается одним из самых почитаемых наших святых. Ему посвящены сотни храмов и монастырей по всей России, а иконы с его изображением есть в каждой российской семье.
Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всякому, кто нуждался в помощи. В зрелые годы его выбрали архиепископом города Миры - центра провинции Ликия. Всю свою жизнь он посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасенных им были и несправедливо осужденные на казнь простые люди, и незаслуженно брошенные в тюрьму римские военачальники. В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе - церковь Деда Мороза. Предание гласит, что именно под Рождество совершил одно из своих дел милосердия и сострадания: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. Вот почему у Санта Клауса мешок с подарками.
В Западной Европе история о спасении святителем Николаем трех дев дополнилась подробностями: святитель золотые монеты бросил в трубу дома, где жили бедные сестры, и они упали в чулки, сушившиеся в камине. Так родился обычай в ночь перед днем поминовения святого Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. Традиция делать детям подарки в день святого Николая существовала в Европе еще в XIV веке. Позднее вручение подарков «перенесли» на Рождество, а святитель Николай преобразился в веселого сказочного старика, который спешит выполнять желания.
Святитель Николай и сегодня скорый помощник. Но главные его «атрибуты» - не мешок с подарками, а милость, сострадание и забота о всякой живой душе, которая готовится встречать Рождество Спасителя. И как понятны в рассказах о грядущем Христе эти дела любви, которым Николай-Чудотворец посвятил всю свою жизнь.
Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте - любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему - Святитель Николай , самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.
Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».
Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.
По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.
Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.
Почитание Святого Николая на Руси
Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе - в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» - в день памяти переноса мощей святого в город Бари.Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.
По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.
Николай Угодник - мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.
Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.
Как Святой Николай попал из Европы в Америку
Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.
Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.
И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.
Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя "Santa Nicolas" трансформировалось в "Санта Клаус". Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.
https://static.kulturologia.ru/files/u21941/nicolay-0025.jpg" alt="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " title="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " border="0" vspace="5">
Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома - упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.
Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.
Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.
И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Совсем недавно православный мир чтил память а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте
Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)
В день святого Николая
Свечи радостно сияют,
В небеса хвала летит;
И увенчанный цветами,
Озаренный весь огнями,
Лик Святителя глядит.
Нынче мир весь торжествует,
И вселенная ликует
С нами в светлый праздник Твой....
В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.
Святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.
Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же - Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза... Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством...
Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора.
Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)
Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.
Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.
Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.
В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.
С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.
Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса - одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.
Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – "рождественский дед": пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.
Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.
В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".
В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.
Наверное, ни один персонаж в мире не имеет столько имен, как Дед Мороз! В США он - Санта-Клаус, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Перь Ноэль, в Италии - Баббо-Натале, на Кипре - святой Василий.Дед Мороз - святой?
Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из этих образов восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной. Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католической церкви на главной площади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля. Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали. Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - большая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, в корзине или в мешке за спиной. Подарки он дарит детям 6 декабря - в день памяти св. Николая - или на Рождество и Новый год.Откуда же пошел этот образ?
По мнению историков, наибольшее влияние на формирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского. Прототип Деда Мороза - св. Николай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии. Еще молодым человеком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы частично, удалась, так как в XII веке жители Бари преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Франции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми признанного святого. Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников. Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. Епископ Николай, узнавший об их бедственном положении, подбросил через окно (по другой версии - через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии - три золотых яблока). В результате девушки вышли замуж.
Происхождение чулков для подарков
Историки отмечают еще одно предание, по которому подброшенные мешочки (яблоки) попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться. Отсюда, якобы, пошла традиция чулочков для подарков, которые дети вывешивают в Рождественский вечер с тем, чтобы наутро получить подарок. Есть и еще одна легенда, связанная с чудесами, творимыми св. Николаем. Владелец одной из гостиниц убивает трех школяров, разрезает их тела на части и засаливает в бочке вместе со свининой. Спустя семь лет св. Николай складывает и оживляет школяров, а хозяина наставляет на путь истины. Это послужило основанием считать св. Николая покровителем школяров, а день его смерти - школьным праздником. Однако св. Николай появляется не один, а в сопровождении спутников, в чьи обязанности входило наказывать провинившихся. Ими были - Черный Петер, Мохнатый Козел, Вельзевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт. Последний, например, изображал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непослушных детей, а совсем уж скверных запихивал в мешок и уносил с собой. Традиция доброго и злого персонажа существовала во многих странах. Например, Кристиндель - добрый ангел, приносящий подарки, а Ганс Трапп - его злой товарищ, наказывающий ленивых и непослушных. Отметим, что помимо св. Николая, в качестве дарителя подарков выступали и другие персонажи. Известна английская гравюра 1590 года с изображением «сказочного господина Никто», некоторые черты которого вобрал в себя таинственный и добрый Дед Мороз. «Господин Никто» - человек без лица, но с бородой, одет в шубу, рукавицы и шапку, за спиной несет мешок с подарками и пробирается ночью (в руке фонарь) по чердаку к каминной трубе. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. С тех пор это стал Рождественский персонаж. На настоящий момент самым знаменитым Дедом Морозом считается Санта-Клаус, американский персонаж.
История российского Деда Мороза
Что же касается российского Деда Мороза - со св. Николаем он связан только через своего «зарубежного аналога», так как в православной традиции Николай Чудотворец (Николай Угодник) не соотносится ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность св. Николая в России была необычайной, его почитали как заступника и помощника в несчастьях. Филологи доказывают, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение. Деды в славянской традиции – это прародители, духи предков. Для ряда славянских племен, считавших своим прародителем Перуна, Дед - это Перун. Дед захочет – наступает день, захочет – ночь… На Украине еще в XIX веке рассказывали о добром седовласом старце - Деде, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. В славянской мифологии существовал и другой герой - Мороз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонаж сказок и обрядового фольклора. Он, как правило, предстает как заботливый хозяин снежного царства. В его образе присутствуют многие черты будущего Деда Мороза - характерная внешность и одежда. Мороз может как наградить, так и казать: собьет с дороги, запорошит снегом, заберется под одежду, а то и заморозит. У восточных славян накануне Рождества и на Пасху существовал обычай «кормления» Мороза. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». Это был, своего рода, откуп. Откупались от Мороза и весной. Для этого пекли сорок колобков, и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. В соответствии со сказочной мифологией у Мороза есть дочка (по иным преданиям - внучка) - Снегурочка. Она добрая, любит людей и помогает им. В России их превращение из персонажей фольклора в персонажи рождественских и новогодних праздников происходило с конца XIX до середины XX века. Мороз «видоизменился» в Деда Мороза в первую очередь под влиянием «рождественского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празднования Рождества.
В советский период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: приносил на Рождество зарубежным пролетариям одни неприятности. Как мы знаем, сейчас Дед Мороз реабилитирован и пользуется в России популярностью и почетом.