Какой конструктор выбрать для ребенка? Как выбрать детский конструктор - советы и обзоры.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(Часть 1 - от 1 до 10)

Конструкторы - это круто! Это развивает, увлекает и иногда даже поражает. Это воображение, моторика, вдохновение и творческое развитие. Рынок конструкторов огромен и разнообразен. Из океана представленных вам наименований мы постарались выбрать самые интересные и лучшие варианты. С одной стороны, что естественно по отношению к любому списку, наша подборка субъективна. С другой, мы надеемся, что многое в этой статье вы ранее ещё не видели. Эта статья - не рейтинг. Нумерация вольная. Смысл статьи прост: показать вам и вашим детям интересные конструкторы, стимулировать расширение кругозора и инициировать дискуссию. И так, поехали!

1. LEGO

  • Репутация: всемирно известный бренд
  • Форма: пластмассовые кубики и комплектующие, моторы, механизмы, электроника
  • Применение: обширное, от строительства зданий до сложных программируемых конструкций
  • Преимущества: полное взаимосочетание всех деталей из любых серий, возможность построить практически всё что угодно
  • Причина добавления: практически универсальный конструктор, качество
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: Сайт Lego ,

2. K"NEX

  • Репутация: всемирно известный бренд
  • Форма: пластмассовые детали разных видов, моторы, механизмы, электроника
  • Применение: строительство инженерных конструкций
  • Преимущества: великолепная серия для построения любого вида американских горок, серия "Злые Птички", интересные структурные решения
  • Причина добавления: уникальный и эволюционирующий конструктор, качество
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: Сайт K"NEX , Где купить?



3. ZOOB

  • Репутация: относительно новый бренд
  • Форма: соединяющиеся пластмассовые детали нескольких видов
  • Применение: конструирование забавных научных и игрушечных конструкций
  • Преимущества:
  • Причина добавления: уникальность
  • Лучше всего подойдёт: детям
  • Ссылки: Сайт ZOOB

4. Meccano Erector

  • Репутация: всемирно известный бренд
  • Форма: классический металлический конструктор, электроника
  • Применение: конструирование чего угодно, включая сложные инженерные конструкции
  • Преимущества: качество, стиль, великолепный модельный ряд
  • Причина добавления: лучшее из металлических конструкторов
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: Сайт Meccano

5. Kapla

  • Репутация: всемирно известный бренд
  • Форма: деревянные бруски и элементы
  • Применение: строительство зданий и прочих конструкций из дерева
  • Преимущества: универсальность, цветовая гамма, стиль
  • Причина добавления: идеальный конструктор для тренировки воображения
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: Сайт Kapla , Где купить?

6. Plus Plus

  • Репутация: относительно новый бренд
  • Форма: одинаковые пластмассовые детали в форме двух "плюсов" (крестиков)
  • Применение: конструирование в 2D и 3D
  • Преимущества: простота, маленький размер
  • Причина добавления: идеальный конструктор для тренировки воображения
  • Лучше всего подойдёт: детям
  • Ссылки: Сайт Plus Plus , Видео , Где купить?

7. Zometool

  • Репутация: относительно новый бренд
  • Форма: пластмассовые шарики и палочки
  • Применение: конструирование в 3D
  • Преимущества: математика, наука и развлечение в одном флаконе
  • Причина добавления: Кубик Рубика среди конструкторов
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: Сайт Zometool , Где купить?

8. Magformers

  • Репутация: всемирно известный бренд
  • Форма: пластмассовые магнетические детали
  • Применение: конструирование моделей с использованием магнитов
  • Преимущества: интересные детали, тренирующие воображение
  • Причина добавления: один из лучших представителей магнетических конструкторов
  • Лучше всего подойдёт: детям
  • Ссылки: Сайт Magformers

9. LaQ

  • Репутация: новый нашумевший конструктор
  • Форма: пластмассовые элементы - два вида базовых деталей и 5 видов соединений
  • Применение: конструирование практически чего угодно
  • Преимущества: форма деталей позволяет строить любые конструкции
  • Форма: каменные элементы из настоящего камня
  • Применение: строительство зданий
  • Преимущества: настоящий камень, стиль, внешний вид
  • Причина добавления: уникальный старый конструктор, возрожденный из пепла
  • Лучше всего подойдёт: детям и взрослым
  • Ссылки: , Где купить?

«Кубики Фрёбеля" O Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). O Для своего детского сада он разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. O «Кубики Фрёбеля" - набор различного вида призм из кленового дерева, помогающие детям развивать моторику, фантазию – прообраз современных строительных наборов.


O Конструктор был металлическим и состоял из различных балок, уголков, перекрытий, колесиков, скоб и других деталей. В набор также входили гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо определенных схем. «Механическое пособие для новичков» - первый конструктор для мальчиков 1901 г., Создатель конструктора Фрэнк Хорнби из Ливерпуля (Великобритания)




O Изобретатель деревянного конструктора - австриец Ехан Корбули, многодетный отец. O Конструктор приобрел название Матадор и поступил на прилавки в 1903 году, при изготовлении деталей использовалась древесина из бука г. - изобретён деревянный конструктор МАТАДОР У самого младшего из его сыновей Ехана Корбули самым любимым занятием было крушение всех сооружений из деревянных кубиков, которые строили его старшие братья. Ехан нашел выход: проделал дырочки во всех кубиках таким образом, чтобы их было возможно соединить деревянными палочками.

























Конструктор "Пифагор" Шарнирное соединение деталей, которые могут поворачиваться относительно друг друга на угол до 270




Конструктор с защелкиванием Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) - НПО "РАНТИС"





Шарнирный конструктор O Конструктор с деталями в виде палочек, которые соединяются по принципу сустава. O За счет формы деталей, можно создавать фигурки динозавров, скелеты, различную технику, цепи ДНК и т. п. O Крепление « сустава » подвижно: построенный динозавр может « ходить », « вертеть » головой и т. п.


Гибкие криволинейные контурные конструкторы O Конструкторы из тонких гибких пластиковых трубочек разной длины, соединяющиеся между собой с помощью жестких пластмассовых креплений. O Гибкость деталей дает плавность линий и позволяет моделировать объекты, как неживой, так и живой природы. O Из разноцветных трубочек получаются интересные фигуры, со свойствами которых ребенок может экспериментировать: скручивать, сжимать, выворачивать на изнанку и т. п.

В наше время конструкторы на рынке представлены в огромном количестве, разных видов для разных возрастов и из различных материалов. С каждым годом появляются все более необычные новые модели. Рассмотрим некоторые примеры популярных игровых наборов и роль родителей в детской игре.

Кубики

Кубики сейчас бывают как из текстиля, так и из пластмассы и из дерева. Они в первую очередь развивают причинно следственные связи между предметами, а также образное и трехмерное мышление, помогают ребенку познакомиться с различными формами и цветами. Например, популярнейшей игрушкой стали волшебные кубики Smoby Cotoons.

Помните, что малыши, знакомясь со своими первыми игрушками, только учатся играть и познавать мир, поэтому для ребенка очень важны ваши помощь и участие. Родители должны показать детям возможность конструкторов и при этом быть готовыми к тому, что поначалу ребенок будет настроен преимущественно на разрушение. Ваше взаимодействие и общение – важнейшее составляющее игры, соберите простейшие конструкции – башенка, дорожка, лесенка, комментируйте свои действия, описывайте расположение деталей, называйте цвета и формы.

Строительные наборы

В подобных игровых наборах присутствуют различные блоки и фигуры: бруски, арки, кирпичи, цилиндры, дуги, треугольники и конусы. С помощью подобного комплекта можно построить просто башню, а можно проявить фантазию и изобразить целый замок с крышами и окнами. Как и кубики, такой конструктор подойдет для игр с самого раннего возраста. К примеру, замок из кубиков Hape.

Строительные наборы – хорошая основа для сюжетно-ролевых игр с ребенком, а также в возрасте от трех лет это база для большого числа заданий на повторение, конструирование по нарисованному образцу и т.д. Для всех этих возможностей конструкторов родители должны включиться в игру.

Lego

Один из самых распространенных видов конструкторов, собственно это первое, что приходит в голову при произнесении самого слова «конструктор». Яркого цвета блоки одеваются друг на друга специальным образом, создавая устойчивые сооружения. Конструктор марки Legoможно приобретать в любом возрасте, ведь множество наборов имеют разную сложность, тематику и размер деталей в соответствии с возможностями и интересами детей. Всего в мире на данный момент выпускается свыше 600 различных наборов Lego. Начать знакомство с миром блоковых конструкторов можно приобретя Lego Duplo Игровая коробка Делюкс.

Интерес к конструкторам Lego стимулируется тематическими музеями, выставками, а также мультфильмами и компьютерными играми, где герои - часть определенных тематических наборов, например посвященных миру волшебников Джоан Роулинг. Есть даже отдельны термин - lego-анимация.

Болтовой

Болтовые конструкторы могут быть пластмассовыми, а могут быть металлическими. В таких конструкторах нужно что-то куда-то вкручивать для соединения. Поэтому такая игрушка подойдет малышам не раньше пяти лет. Но даже в таком возрасте не обойтись без помощи взрослых. К примеру, Banbao Hi-Tech Racer 01. Подобные игрушки дают более точное представление о механизмах, могут выявить и развить задатки будущего механика, инженера.

Магнитный

Такой конструктор помогает развить фантазию и воображение. Детали соединяются между собой при помощи магнитов. Подходит для ребят старше трех лет из-за имеющихся мелких деталей. Например, Geomag Kids Color 66 Pink – выглядит очень футуристично, помогает мыслить нестандартно и развивать креативность.

Трансформеры

Нестанартные игрушки для мальчиков (а также для девочек, если дочке интересны подобные конструкторы, то постарайтесь не навязывать ей выбор игровых наборов по гендерному признаку) способные «трансформироваться» из одного объекта в другой. Например, робот превращающийся в автомобиль или дракона не оставит равнодушным ни одного фантазера. Обратите внимание на такой вариант – конструкторы Mega Bloks имеют в своей коллекции множество роботов-трансформеров и других захватывающих наборов. К примеру, игровой набор Артиллерийское орудие.

Электронный

Такие конструкторы содержат электросхемы и требуют для игры определенных знаний. Они подходят школьникам, но не исключено, что понадобится помощь папы. С помощью такого набора можно собрать звуковые и световые устройства, приборы для измерения чего-либо, а также транспорт или роботов. Например, Знаток, 999 деталей поможет обнаружить в вашем чаде юного физика.

  • Первый конструктор, который берет в руки ребенок – это обычные кубики . Они бывают мягкими, пластмассовыми, деревянными, резиновыми.
  • В строительные наборы помимо кубиков входят другие фигуры: арки, конусы, цилиндры. Из таких конструкторов легко построить сооружения посложнее, чем из простых кубиков. Чаще всего сделаны из дерева или пластмассы и безопасны для детей любого возраста.
  • Фигурки-вкладыши – тоже своеобразный вид конструктора. Такие игрушки подойдут для любого возраста и помогут развить пространственное мышление малыша.
  • Мягкие конструкторы сделаны из изолона, ими невозможно пораниться, собирать фигурки из таких деталек легко, а потому мягкие конструкторы подходят для любого возраста.
  • С блочными конструкторами легко проявить фантазию и построить самые разнообразные конструкции. Для детей помладше подойдут блоки крупнее, старшие ребята могут делать сложные конструкции из деталей поменьше.
  • Тематические наборы – это, в некотором роде, разновидность блочных конструкторов, только помимо собственно блоков в набор входят дополнительные детали, позволяющие построить определенное сооружение. Например, в наборе "Ферма" могут быть маленькие фигуры животных, а в "Сказочном замке" - башни и крепостные мосты.
  • Болтовые конструкторы собирать не просто, их рекомендуется давать детям старше 4 лет. Детали в них скрепляются специальными болтиками.
  • Детали магнитных конструкторо в (палочки) соединяются между собой с помощью магнитных шариков. Давать такие наборы детям до 3 лет не рекомендуется, потому что они содержат мелкие детали.
  • Контурные конструкторы состоят из трубочек, которые легко сгибаются и принимают любую форму. Их рекомендуется покупать для детей от 6 лет.
  • Электронные конструкторы подойдут уже для школьников.

Конструкторы для детей до года

Лучшим видом конструктора для детей этого возраста будут обычные кубики. С их помощью ребенок научится строить простые фигурки и разовьет азы пространственного мышления. Через какое-то время усложните игру, заменив обычные кубики строительными наборами.

Конструкторы для самых маленьких ярко окрашены, детали небольшого размера (5-10 см), подходят для детских ручек, но не настолько малы, чтобы ребенок был в состоянии проглотить их.

Основные виды конструкторов, которые можно без опаски давать малышам до 1 года – это мягкие, деревянные, пластмассовые кубики и вкладыши-мозаики.

Конструкторы для детей от года до 3 лет

Детям старше одного года разрешено давать некоторые блочные наборы (но только с правильной возрастной маркировкой), вносить разнообразие тематическими деталями. Ребятам постарше играть с простыми кубиками будет неинтересно, к тому же простые большие детские конструкторы уже ничему не научат. Блочные наборы посложнее развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, логику и фантазию. Количество деталей конструктора в наборе для детей постарше увеличивается, а их размер уменьшается.

Для детей этого возраста подойдут мозаики и блочные детские деревянные конструкторы. Детский магнитный конструктор и болтовые наборы в этом возрасте давать еще рано.

Как выбрать конструктор для детей младше 3 лет

  1. В магазине попробуйте сами скрепить детали, проверьте, насколько легко собирается конструктор.
  2. Чем младше ребенок – тем проще выбирайте конструктор.
  3. Попросите предъявить сертификат качества продукции. Несоответствующие стандартам конструкторы могут нанести вред здоровью ребенка.
  4. Прежде чем купить детский конструктор, проверьте его детали на наличие сколов и трещин.
  5. Избегайте конструкторов с резким химическим запахом (особенно, если это детский пластмассовый конструктор).
  6. Если конструктор для маленьких детей окрашивает руки, покупать его тоже не стоит.

Как играть в конструктор с ребенком до 3 лет

  1. Сперва дайте ребенку ознакомиться с конструктором самостоятельно. Если это первая такая игрушка малыша, он, скорее всего, просто разбросает детали по комнате. Но перед этим осмотрит их и подержит в руках.
  2. Затем включитесь в игру и покажите, как строить простую башню или другую несложную конструкцию. Попросите ребенка поучаствовать в процессе, помочь вам в строительстве. В процессе игры можно обучать малыша, называя цвет фигурок или их форму (треугольную, квадратную, круглую и т.д).
  3. Первыми построенными совместно фигурами могут быть простые пирамиды, лесенки, а могут быть и конструкции посложнее, например, домик. Это даст ребенку первое представление о пространственном мышлении, научит различать большие и маленькие детали, широкие и узкие.
  4. После нескольких созданных вместе фигур предложите ребенку построить что-то самостоятельно. При необходимости делайте одинаковые конструкции параллельно, чтобы малыш, если у него что-то не получается, подсмотрел, как строить фигуру.
  5. Через какое-то время ребенок научится создавать фигуры самостоятельно и даст волю фантазии, начав воплощать собственные идеи.
  6. С ребенком от двух лет интересно превратить конструктор в мини-театр: придумывать истории про созданных персонажей, разыгрывать сценки в сооруженных декорациях.
  7. К 3 годам научите ребенка строить по "чертежам" - рисункам сооружений. Это следующий шаг в развитии пространственного мышления, ведь здесь двухмерный объект необходимо воплотить в объемном виде.
  8. Давайте ребенку волю в игре с конструктором, пускай он создает собственные здания, персонажей, сооружения и развивает фантазию.

Обсуждение

Насчет того, что магнитные конструкторы противопоказаны детям до 3 лет, не соглашусь, пожалуй. Смотря какой это конструктор. Сыну крестный папа подарил Магникон для детей до года, в нем вообще ничего опасного нет. Детали сделаны в форму крупных треугольников и квадратов, магнитики спрятаны внутри этих фигур, не добраться. Плюс они еще и тарахтят, как погремушки. Правда, элементов мало, всего 16 штук, но малышу и этого хватает

у моего ребенка любимый конструктор-это пылесос) любит его собирать и разбирать))

У нас обычное лего) когда сын был по младше, то покупали цветные, как раз попутно можно было и цвета объяснять, сейчас можем купить просто конструктор,вот такой у нас) собирали вертолёт)
[ссылка-1]

Комментировать статью "Какие конструкторы выбирать ребенку до 3 лет"

Магнитный конструктор есть, но пока не проникся. Помню кто то хвастался таким: пластик. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Какой конструктор выбрать для девочки.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Во что он чаще всего играет? И может быть какой-то игрой увлёкся сильно, но ненадолго? Подозреваю, что у нас ещё есть неохваченные...

Обсуждение

Последние наши супер-хиты:
- пазлы контурные,Castorland. Есть наборы из 4х картинок из 3-9 деталей. Предложила сын в 2г9мес, очень понравилось. Может долго собирать. Сейчас из 15 собирает. Уже штук 7 разных наборов есть.
- робокар Поли от Silverlit. Он трансформируется легко из машинки в робота. 10 см примерно. Сын просто не выпускал его из рук. Заказала еще дргих героев мультика. Хотя сын вообще не был фанатом мультика, но в магазине игрушка понравилась, сам выбрал.
-робот тоже от Silvrlit, программируемый. Не могу назвать его супер-хитом, но сыну нравится. Его вообще тема роботов сейчас увлекает (ровно в 3 года).
-пожарная машина Bruder. Мигает, брызгает, сигналит. Качество на ура!

Девочка 2,5 - пожарная машина из Поли-робокара - наше все. Ещё любит всякие книжки с тестами и заданиями и мозаики, и красками рисовать.

Посоветуйте конструктор. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание Девочки, а посоветуйте конструктор для ребёнка. Компактный. Нужны обычные крупные детали без всяких там машинок, человечков и прочего.

Обсуждение

Мой сынок обожает собирать пазлы, мозаику и оочень любит конструкторы, у нас их огромное количество. Собирает-разбирает, что-то выдумывает. Недавно подарили ему конструктор bunchems mega pack 400 - это теперь самый любимый, такой забавный, что и я иногда играю)))

27.10.2016 15:05:38, ириша43

Какие конструкторы выбирать ребенку до 3 лет. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. спасибо, я сегодня была в ДМ и мне мегаблокс понравился больше, чем лего.

Выбор конструктора в 6 лет. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от Какие конструкторы выбирать ребенку до 3 лет. Виды конструкторов.

Обсуждение

Мы в 6 лет подсели на электрический "Знаток". Оторваться не могла - собирается легко и сразу результат видно - вплоть до настоящего FM приемника собирается)))) Еще Магнитный хорошо идет, но он дороговат. А больше вообще ни в каие конструкторы не играет, не то что я в ее возрасте...

Помогите выбрать "Знаток". Игрушки и игры. Ребенок от 7 до 10. Хочу купить электрический конструктор, но вот не знаю, какой - 320 схем или 999? Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и...

Обсуждение

у моего 999. меньше смысла не вижу брать.
подруга одновременно со мной взяла своему 320. теперь хочет большой.

У меня сын фанат конструкторов. Сейчас ему 6 и, мне кажется\, у него есть все возможные. Малыш - супер, до сих пор иногда собирает, бревнышки поменьше, но тоже хорошо. Всякие магнитные - интересные, но все-таки для детей постарше, думаю. Хотя на магнитном поле делать картину интересно. А из палочек все мастерить маленьким сложно будет. Еще интересные Квартеччи, не говоря о лего/мегаблоксах. Оч.классный конструктор CLICS, сын такие штуки собирает:)) И качество суперское, ничего с ним не случается.

Какие конструкторы выбирать ребенку до 3 лет. В процессе игры можно обучать малыша, называя цвет фигурок или их форму (треугольную Посоветуйте конструктор. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание...

21.02.2001 21:55:11, Annushka

Я своей дочери в 2.4 купила пазл 33 кусочка (на каждом кусочке - отдельное животное, надо сложить ферму). Она месяц на него смотрела, а потом собрала.
А вот разрезанных животных собирать до сих пор не любит (сейчас нам 2.7). Жалко их, наверно. Ведь там все конкретно - взяли и голову отрезали.
При этом пазлы со всякими там гномиками собирает из 45 кусков.

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются
конструктивные задачи . Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.



Рассказать друзьям