ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
«СОБИРАЕМСЯ В ГОСТИ».
Группа: средняя.
Тема: собираемся в гости.
Вид дидактической игры:
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры .
Воспитатель (студентка) :Лысова А.Е.
Задачи:
Обучающая задача:
Развивать диалогическую речь;
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Игровая задача : закрепить умения распределять роли и проигрывать их до конца, правильно вести диалог с взрослыми и сверстниками.
Игровые правила:
закреплять правила культурного общения по телефону.
Игровые действия :
Умение культурно общаться по телефону с администратором салона красоты, цветочного магазина, с менеджером по заказу подарка и с диспетчером таксомоторного парка.
Методы и приемы руководства игровой деятельностью:
Словесные: п равильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения.
Наглядные:таблички с названием организации.
Практические: игровые упражнения, самостоятельная деятельность.
Игровые материалы и оборудование:
ВоспитателяНа каждого ребенка
Общие
Пособие для воспитателя.
столы и стулья, таблички с названиями организаций.
Телефонные аппараты
Предварительная работа:
Индивидуальная работа.
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):
Начало игры(введение в игровую ситуацию)Знакомство с игровыми правилами и игровыми действиями
Игровые проблемные ситуации для развития игры.
Завершение игры (рефлексия)
Воспитатель рассказывает правила культурного общения по телефону.
Воспитатель предлагает детям игру «Собираемся в гости», просит детей вспомнить правила игры.
Воспитатель предлагает детям ситуацию №1 «Звонок в салон «Чародейка»
Воспитатель предлагает ситуацию № 2
«Заказ подарка – праздничного торта»
Воспитатель предлагает ситуацию № 3
«Заказ цветов ко дню рождения».
Воспитатель предлагает игровую ситуацию № 4 «Заказ такси».
Воспитатель подводит
итог игры.
Дети внимательно слушают воспитателя
Дети проговаривают правила игры.
Ребёнок делает звонок и ведёт диалог с администратором.
2.Ребёнок делает звонок и ведёт с менеджером диалог по заказу праздничного торта.
3.Ребёнок принимает игровую ситуацию, ведёт диалог с администратором цветочного магазина.
4.Дети выполняют правила согласно предложенной игровой ситуации.
Дети высказывают своё мнение об игре
Запоминают правила
Закреплены правила игры.
Развитие у детей диалогической речи и культурного общения.
2.Закреплены умения вести диалог и культурно общаться
3.по телефону.
Проявление речевой активности и культурного общения
4.Закреплены навыки правильного ведения диалога, речевой активности.
Создана мотивация для дальнейшего продолжения игровой деятельности.
Схема для анализа дидактической игры.
1.Вид и тип дидактической игры:
1.Игры с предметами (игрушками ).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры .
2.Воспитательно-образовательное значение выбранной игры
Какими знаниями оперировали дети в процессе игры- знаниями теме как воспитатель объяснил игру вначале.
Какие умственные операции использовали, их оценка – обобщающая операция.
3. Что нового внесла игра в знания и умения детей? закрепление умения детьми распределять роли, правильно строить предложения, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас, развивать навыки культурного общения.
4. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
5. Приемы руководства, их действенность:
Способы привлечения детей; заинтересовать детей игрой
Способы объяснения правил игры и игровых действий; показать пример игры, рассказать про игру.
Приемы руководства ходом игры. Системность, повторность, наглядность.
6. Соблюдение требований к организации и проведению игры:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов (память,внимание,мышление,речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); свободное от занятий и других режимных процессов время.
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;за столом.
определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);вся группа.
подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,картинки…);игрушки, картинки.
подготовка к игре самого воспитателя:он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Д/И «МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ»
Цель. Игра учит детей радовать своих родных, оказывай им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности,
Дидактический материал - различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кисточка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т. п.
Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных полочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив подготовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог - напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам, давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям . Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? »
После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них . Педагог рассказывает детям о том, что бабушка связала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться , какой предмет будет искать каждый из них . Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы . Найдя их , они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе с педагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь.
Первые бабушкины помощники садятся отдыхать , а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре.
Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:
Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку .
Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.
Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка , шарф, рукавицы, платок? - Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить , но ему надо помочь . Для этого нужен клей, кисточка , книжка и оторванная от нее обложка.
В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они , растут настоящими помощниками для своей семьи.
Анастасия Скороходова
Конспект проведения дидактической игры в средней группе «Назови одним словом»
Назови одним словом
Цель : учить детей классифицировать предметы и называть их одним словом : посуда, инструменты, швейные принадлежности, муз. инструменты. Обогащать словарный запас : скрипка, рубанок. Воспитывать дружеское отношение к друг другу.
Материал : картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки, кастрюля, сковородка, поварёшка, медали.
Ход игры : Приглашаю к себе 4х детей и раскладываю перед ними картинки.
В- Смотрите, на столе разложены картинки. Вы сейчас посмотрите на них и скажите какие предметы на них изображены.
Д- Игла, топор, пианино и т. д.
Показываю пробный ход. Беру в руки картинки топора, молоток, рубанок.
В- Посмотрите на эти картинки. Как их можно назвать одним словом ?
Д- Инструменты
Если дети затрудняются ответить помогаю им.
В- Скажите мне какие предметы ещё можно назвать одним словом ?
Д-Кастрюля, поварёшки, сковородка- посуда…
Перемешиваю картинки
В- Ксюша назови муз . инструменты и положи их в коробочку.
В- Милана назови швейные принадлежности и положи их в коробочку.
Все дети должны назвать и сгруппировать предметы .
В- Мы с вами так ловко справились за это я вам дарю медали.
1.Цель: закрепить знания детей об основах первоначальной грамоты.
1.Учить детей различать звуки.
2.Развивать фонематический слух.
3. Учить детей делить слова на слоги.
2. Вид игры: дидактическая игра
3.Ход игры.
Воспитатель обращается к детям:
Сегодня мы с вами поиграем в очень интересные игры.
Дид. игра «Магазин»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.
Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Дид. игра «Звуковое лото»
Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.
Дид. игра «Закончи слово»
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
Дид. игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
Дид. игра «Путешествие в страну звуков»
1 вариант
Цель: Развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант
Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.
Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.
3 вариант
Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.
4 вариант
Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.
Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.
Дид. игра «Автобус»
Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.
Дид. игра «Ворота»
Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) .
Дид. игра «Подними нужную карточку»
Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.
Дид. игра «Слова – друзья»
Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.
Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.
Дид. игра «Найди общий звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.
Дид. игра «Назови звук»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.
Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»
Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.
Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.
Дид. игра «Цветочки – лепесточки»
Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) .
Дид. игра «Третий лишний»
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом).
Наталья Кормилина
Конспект проведения дидактической игры в старшей группе «Профессии»
Цель : уточнить представления детей о разных профессиях, о их трудовых действиях и о предметах их труда. Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии». Развивать логическое мышление, память, внимание, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Ход игры: Дети играют в группе, вдруг раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам кто-то стучится, пойду посмотрю, кто это. (Возвращается с игрушкой Буратино и дидактической игрой) А вы знаете кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Рады видеть тебя у нас в группе.
Буратино: Здравствуйте, ребята! А я к вам не просто так пришел, а за помощью. Вы же знаете моего папу? Он уже старенький, ему очень нужна моя помощь. Я знаю, что надо вырасти, выучиться в школе, получить профессию. Но я не знаю, какие бывают профессии. Расскажите мне о них, пожалуйста. Я спрашивал своих друзей: кто-то хочет стать учителем, кто-то - поэтом, кто-то - артистом. А я не знаю, кем хочу быть.
Воспитатель: Поможем, ребята? А что такое профессия (ответы детей) Профессия - это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей. А какие профессии вы знаете, ребята (ответы детей) Вот видишь, Буратино, профессий очень много и каждой надо специально обучаться. Мы тебе расскажем о некоторых из них.
Мы поиграем в игру «Угадай профессию». Я раздам вам карточки с изображением людей разных профессий и буду загадывать загадки, а вы должны угадать, о какой профессии я говорю и показать карточку.
Этот человек должен много знать и уметь: вырезать из бумаги, рисовать, лепить из пластилина, знать песни, стихи, считалки. Но само главное, он должен любить и понимать детей. (Это воспитатель)
Название этой профессии произошло от восточнославянского слова «вар», означающего кипящую воду и жар. Люди этой профессии должны быть аккуратными, терпеливыми, старательными. Они должны все знать о продуктах, уметь отличать качественные. Эти люди знают много рецептов и как приготовить вкусные блюда. (Это повар)
Люди этой профессии - бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны. Раньше их называли топорники. Они помогают другим людям в беде, справляются с силой бушующего огня. Носят люди этой профессии специальную одежду, защищающую их от дыма и огня. (Это пожарный)
Люди этой профессии должны обладать быстрой реакцией, отличной памятью, прекрасным зрением, выносливостью, силой, умением мгновенно принимать правильное решение в сложной ситуации. Они обязаны назубок знать правила дорожного движения, знать устройство автомобиля и умело им управлять. (Это водитель)
Самые необходимые качества для людей этой профессии - это любовь к людям, глубокие знания, хорошая память, умелые руки и чувство долга. Они должны много знать о строении человеческого тела, внимательно выслушать пациента, поставить правильный диагноз и назначить лечение. В старину этих людей называли лекари. (Это врач)
Он самый смелый, справедливый, сильный, он, как в сказке, защищает добро. Помогает добрым, хорошим людям беречь себя. (Это полицейский)
Люди этой профессии строят дома, квартиры, детские сады, школы и все другие здания. Они знают, как обращаться со строительными материалами, инструментом, техникой. (Это строитель)
Этот человек рисует людей, животных, здания и разные события даже. Так, как это было в жизни, на самом деле! Чтобы очень похоже было! Чтобы рассказать другим людям об этом. (Это художник)
Человек этой профессии знает, как ухаживать за волосами и как их правильно стричь. Помогает людям отлично справляться со своей прической, быть красивыми, аккуратными, стильными. (Это парикмахер)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Буратино : Спасибо вам! Ну, всё я побежал
Воспитатель: Подожди, Буратино, это еще не все. Ведь в каждой профессии есть свои правила и свои инструменты.
Буратино: Что еще за инструменты?
Воспитатель : А это мы тебе сейчас покажем.
Дидактическая игра «Чей инструмент?» (необходимо определить принадлежность инструментов к данным профессиям)
Воспитатель : (достает коробку) Ой! Ребята, кто-то играл и сложил все инструменты в одну коробку. Поможете разобрать? Надо под каждую картинку с профессией положить нужный для этой профессии инструмент или предмет. (Дети только раскладывают инструменты, и рассказывают людям какой профессии нужен тот или иной инструмент)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились.
Буратино: Спасибо вам. Очень много я сегодня полезного для себя узнал.
Воспитатель: Буратино, ты не знаешь самого главного. Профессий великое множество. Но очень важно, чтобы работа была по душе. И только тогда ты сможешь стать мастером своего дела и приносить другим людям радость.
Буратино: Я это обязательно запомню. А сейчас мне пора возвращаться к папе. До свидания, ребята! И спасибо за помощь.
Публикации по теме:
Конспект проведения дидактической игры «К дереву беги» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить.
Конспект проведения дидактической игры «Няканя. Куколка». Развитие мелкой моторики с использованием мордовского фольклора Цель игры: развивать мелкую моторику руки пальцев руки, сосредоточенность; воспитывать любовь и уважение к национальным традициям мордовского.
Конспект проведения дидактической игры по ФЭМП «Волшебные пуговицы!» Дидактическая игра «Волшебные пуговицы» Задачи: упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических.
Воспитатель: Данилова Надежда Александровна Дидактическая игра - «Радуга» Цель: Закрепить порядок дней недели цветов в радуге, развивает.
Конспект физкультурного досуга в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Все профессии важны - все профессии нужны» Цели: 1. Расширять представления детей о профессиях взрослых. 2. Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии» 3. Развивать диалогическую.
Конспект проведения дидактической игры по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста «4 времени года» Название: «4 времени года» Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе. Материал:.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Мы построим лего-сад» Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе