Русское народное творчество в детском саду. Проект (младшая группа) на тему: Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное казённое учреждение Яйский район 2016

Аннотация

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Солнышко»

Познание человеком достижений народной культуры, как отмечали К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Данный материал адресован педагогам дошкольных учреждений. Теоретическая и практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что в ней определено содержание по приобщение детей дошкольного возраста к устному народному творчеству, которое включает в себя разные направления работы с детьми.

Рекомендации подкреплены методическими подсказками, которые содержат тематику традиционных праздников и развлечений, считалки, сговорки, заклички и русские народные подвижные игры с детьми в разное время года. Предложенные игры-забавы подразделяются на игры-состязания, игры-ловишки, игры-загадки, игры-прятки, игры-соревнования, хороводные игры.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?

Мы считаем, что необходимо объяснить детям, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей в национальных традициях. Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа –человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) . Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Цель: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы отводим развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.

Данную работу мы организуем по следующим направлениям:

  • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.

В русском народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях отводится уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук. Именно благодаря этому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали потешки, прибаутки, песенки для детей младшей группы. Эти несложные стишки удовлетворяют потребность ребёнка в художественном слове. Используем колыбельные песни, дети не только их слушают, но и сами поют их куклам.

  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость должна быть передана детям.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. На Святках дети поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Детям младшей группы показываем колокольчик, деревянные ложки, свистульку и предлагаем поиграть на них. Детей старшего дошкольного возраста знакомим с гуслями, дудками, балалайками. Используем показ театральных постановок по русским народным сказкам с настоящим реквизитом и декорациями.

  • Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Народные мастера не копировали природу, а фантазировали. Так появлялись игрушки, росписи на посуде, прялках, вышивке.

Мы считаем, что необходимо знакомить детей с народным искусством. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными народными росписями (столики, стулья, тарелки, ложки, салфетки, ручники) . Особый интерес представляют собой русские народные игрушки. Старших детей знакомим с историей её возникновения и мастерах, которые создали русские народные игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Ребята старших групп осваивают азы лепки игрушки, разрисовывают заготовки по типу дымковской.

  • Знакомство с русским народными играми.

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимало значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.

В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Русские народные игры являются жанром устного народного творчества и содержат в себе большой потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сообразительность, внимание.

Игра – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были обязательным элементом народных обрядовых праздников.

Сегодня, народные игры практически исчезли из детства. Поэтому мы в своём детском саду приобщаем детей к народности. Практически каждая игра начинается со считалки. В прошлом перед предстоящим делом прибегали к счёту, полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Дети отражали в своих играх занятия взрослых - ловлю птиц, охоту на зверей.

Паспорт представляемого на конкурс

педагогического проекта

1. Тема проекта: “Чудесный мир народного творчества” - использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста .

3. Место работы: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Полойский детский сад.

4.Адрес: 632931, Россия, Новосибирская область, Краснозерский район,с.Полойка, ул. Садовая, 27а

Краткая аннотация проекта.

Представляемый проект был реализован в МКДОУ Полойский детский сад Краснозерского района в 2011-2013 уч.г. Проект определяет ориентиры в духовно – нравственном и познавательно – речевом развитии дошкольников, развитии мелкой моторики основанные на их приобщении к детскому фольклору. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания. Она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием воспитания и развития дошкольников.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе с детьми. И мы считаем, что проектный метод – это наиболее эффективный метод, который можно использовать при решении задач данного направления и поэтому разработали данный проект. Проект состоит из нескольких блоков:

    Диагностико – аналитический: анализ программы, анализ отношения родителей к данной проблеме, диагностирование детей;

    – подготовительный: создание соответствующей развивающей среды, изучение соответствующей литературы, разработка планов по реализации проекта;

    Организационно – педагогический: организация работы с детьми по направлениям, взаимодействие с родителями и с социумом;

    – итоговый: анализ результативности реализации проекта, определение перспектив на будущее.

В организации работы с детьми мы выделили три основных направления:

    использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности;

    применение фольклорных произведений в повседневной жизни;

    проведение народных праздников и развлечений в детском саду.

Цель проекта

Задачи проекта :

    Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

Для реализации проекта в нашем учреждении были созданы все условия.

Необходимые условия реализации проекта

Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах

Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора

Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии

На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:
подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями. Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, в проекте нашли отражение разнообразные формы работы с родителями – это и наглядные, и информационно – аналитические, познавательные и досуговые. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно - поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование фольклора создает необходимые основы для развития наших воспитанников. Благодаря данному проекту, как показала проведенная итоговая диагностика, он не только развивает речь и мелкую моторику детей, но также позволяет обучить их нравственным нормам.

    Актуальность темы проекта………………..……………………………………...стр.

    Цель, задачи, тип и адресная направленность проекта………………………………….……………….…….стр.

    Этапы реализации проекта………………………………….стр.

    Ожидаемые результаты реализации проекта………….стр.

    Ресурсы реализации проекта……………………………......стр.

    Управление проектом…………………………………………..стр.

    Результаты реализации проекта…………………………….стр.

    Трансляция опыта работы по проекту……………………стр.

    Приложения к проекту……………………………………….стр.

    Литература……………………………………………………...стр.

    Актуальность темы проекта

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к ребёнку, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

    Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

    Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

    Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

    Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

    Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

    Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

    Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

    Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

    Былины, сказания воспевающие силу и великий дух народа, патриотизм.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни дошкольников. Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

    Цель, задачи и адресная направленность проекта

Цель проекта - создать благоприятные условия для эффективного внедрения детского фольклора в воспитательно – образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта :

    Создать условия для внедрения в воспитательно – образовательный процесс детского сада разнообразных форм детского фольклора, с традициями и образами русского народа через создание комнаты «Русская изба» и фольклорных уголков в группах.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь детей, используя детский фольклор при проведении режимных моментов, организации непосредственно – образовательной деятельности

    Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.

    Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

    Объединить усилия детского сада, семьи и социума по развитию дошкольников средствами детского фольклора.

Тип проекта

Проект длительный, межгрупповой

Срок реализации проекта

Направления работы по проекту

    работа с педагогическими кадрами ДОУ;

    взаимодействие с родителями воспитанников;

    сотрудничество с социумом;

    организационно – педагогическая работа с детьми.

Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники младшей и старшей разновозрастных групп, неорганизованные дети, педагоги и семьи воспитанников, сотрудники культурно – досугово центра, библиотеки, школы.

1 этап – “Аналитический”

    Осуществление диагностической деятельности.

    Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.

2 этап – “Подготовительный”

    Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы

    Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).

    Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.

3 этап – “Основной”

    Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.

    Проведение досуговых мероприятий с привлечением детей, не посещающих детский сад.

    Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.

4 этап - “Итоговый”

    Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

    Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, семьи и социума.

4. Ожидаемые результаты

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

    создать условия и сформировать предметно- развивающую среду для внедрения в жизнь своих воспитанников детского фольклора;

    воспитать у детей зачатки нравственного самосознания и причастности к родным истокам;

    способствовать развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики;

    научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям своего народа;

    повысить профессиональный уровень управления процессом художественно-эстетического воспитания дошкольников;

    будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;

    опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде брошюры для рекомендации педагогам дошкольных учреждений района.

Механизм оценки результатов:

    Отслеживание результатов развития дошкольников (метод наблюдения, беседа, игровые методы);

    Анкетирование родителей.

5. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

1. Квалифицированные педагогические кадры ДОУ.

2. Наличие библиотеки научно – методической и художественной литературы.

3. Наличие аудио-визуальных средств (кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы, музыкальный центр).

4.Наличие и использование в работе подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

5. Созданные в группах уголки ряженья, игровой, музыкальной и театрализованной деятельности.

6. Наличие музыкального зала.

6. Управление проектом

Во главе структуры управления стоит руководитель проекта – заведующий детского сада, который организует командную работу педагогов по реализации проекта, обсуждение содержания работы, проводит семинары-практикумы, педсоветы и другие мероприятия. Для анализа проектной работы проводятся регулярные заседания творческой группы. Организуется система консультационной поддержки педагогов, оказывается помощь в создании предметно – развивающей среды групп. Проводятся внутренние экспертизы мероприятий, деятельности педагогов, учреждения. Внешние экспертизы проводятся с привлечением специалистов социума. Родители включены в систему работы через различные формы взаимодействия.

В процессе разработки и реализации проекта с целью объединения всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом нашего детского сада была сделана попытка разработать технолгию использования детского фольклора для личностного развития ребёнка – дошкольника. Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.

Данная работа рассчитана на следующие этапы, соответствующие трем возрастным категориям дошкольного возраста:

Развивающая среда в реализации проекта

Основная задача педагогов - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.

Сборники произведений устного народного творчества

Люлька с куклой младенцем – Ванечкой и игровые персонажи фольклорных произведений

Музыкальный уголок”, оснащенный народными музыкальными инструментами

Уголок русской избы

Полочки красоты" с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками

Реальные предметы народного быта и интерьера


Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

    Заучивание потешек, прибауток, закличек.

    Использование пословиц, загадок, поговорок.

    Чтение художественной литературы.

    Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

    Проведение русских народных игр.

    Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

    Применение игрушек и изделий народных промыслов.

    Представление кукольного театра.

    Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

    Рассказ о народных обычаях и традициях.

    Рассматривание иллюстраций о русском быте.

    Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

    Организованная образовательная деятельность.

    Совместная деятельность.

    Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

    Наблюдения в быту и природе.

    Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

    Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.

    Посещение тематических выставок.

    Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

    Встреча с интересными людьми.

Описание системы работы

При знакомстве детей с детским фольклором совершается активное, творческое усвоение многих, казавшихся уже отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин из "бабушкиного сундучка". Опираясь на новую образовательную программу составили перспективные планы совместной деятельности с детьми по месяцам для каждой возрастной подгруппы. Одновременно пополняли развивающую среду групп необходимыми предметами народного быта, изготавливали пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирали материал, создавая картотеки.

В работе с детьми младшего возраста, большое внимание уделяем ознакомлению детей с потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными-песенками. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни детей в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подобрали потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Живой и интересный материал для воспитания малышей представляет собой сказка с песней, а гармоничное соединение движений и рифмованной речи при пении пестушек впоследствии трансформируется в умение выразительно говорить, точно воспроизводить движения. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в "дочки - матери", как бережно относились к своим куклам.

Дети взрослели и далее подбирался фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. В старших группах много времени уделялось рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок и былин (например, "Что за чудо эти сказки...", "Мой любимый персонаж").

Проводились игры - драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. Этот этап самый кропотливый, но и самый интересный.

Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие. Изучая пословицы о труде, дети оказались нашими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. Ребята часто подбадривали друг друга: "Терпение и труд все перетрут", "Дело мастера боится", "Закончил дело - гуляй смело". На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".

Занимательным и интересным было знакомство детей с народным месяцесловом - земледельческим народным календарем. Многолетний опыт русских людей, любовь к природе, всевозможные метеорологические и агрономические знания в красочной форме пословиц и поговорок донес до сегодняшних дней автор книги "Народный месяцеслов" Г.Д. Рыженков. Дети наблюдали явления природы на прогулках, отмечали изменения погоды, старались запомнить приметы, пословицы, старинные названия месяцев: "Июнь - разноцвет", "Октябрь - грязник", "Февраль - вьюговей" и другие.

Важное значение в работе придавалось обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие другие. В ходе любой игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию, следили за физической нагрузкой, поддерживали эмоционально - положительное настроение, взаимоотношения детей. Одним словом, стремились научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

В группах были созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Был оформлен мини – музей “Русская изба, содержащий предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар, выделен уголок русских народных инструментов и др.). Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучены народные игры с предметами: "Удочка", "В царя", "Соловей" и другие. Народные игры способствуют нравственному воспитанию, развитию мыслительной активности и физическому развитию детей. Полученные знания и впечатления дети отражали в самостоятельной и совместной деятельности, режиссерских, подвижных и сюжетно - ролевых играх. Звучание детского фольклора, наличие предметов декоративно - прикладного искусства, игры, хороводы постоянно непринужденно присутствуют в наших группах.

Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами на материале детского фольклора у ребят формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры. Первое направление в работе с детьми - это установление доверительных, добрых отношений между взрослыми и ребенком.
Второе направление - выполнение детьми различных движений при проговариваии текста. Это следующие движения:

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей и речи. Разнообразные выразительные движения - это показ, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными движениями, мимикой и жестами. Учится быть эмоциональным в речи и показе движений. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт, который они реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы, педагоги, им помогаем играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку и юмор. Воспитатели могут использовать его в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках.

Поставив задачу познакомить своих ребят с детским фольклором, мы понимали, что это будет приобщение их к важной части духовной культуры народа. Интерес детей оказался огромен. Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев народных праздников - всего того, что постепенно складывалось в систему. Мы старались использовать в повседневной жизни разнообразные формы фольклора, начиная с младшего дошкольного возраста. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, свою группу. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение срезов и опросов.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия, предметов старинного быта, игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.

Познавательные

Ознакомление
родителей с
русской
народной
культурой,
обрядами
русского народа.
Формирование у
родителей
практических
навыков.

Проведение
родительского
собрания по теме
«Народное творчество
в жизни
ребенка», консультации
в нетрадиционной
форме, педагогическая
гостиная, игры с
фольклорным
содержанием,
тематическая
библиотека для
родителей, папки-
передвижки.

Наглядно -
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские.

Ознакомление
родителей с
работой в
группе, с
преподнесением
материала в
зависимости от возраста детей

Организация открытых
просмотров занятий и
других видов
деятельности.
День открытых дверей
группы.
Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини -библиотеки по народному творчеству. Создание альбома изобразительного творчества «Уголок России».

Семьи наших воспитанников помогали создавать мини - музей, собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители воспитанников, их бабушки и дедушки с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Посиделки", "Бабушкины игры"; конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие другие. По родительской инициативе в группе оформлен альбом "Уголок России", где собраны рисунки взрослых о своей малой родине. Длительное наблюдение ребенка в обстановке детского сада, совместное участие в различных мероприятиях, в творческой деятельности позволило родителям иначе взглянуть на ребенка и на воспитание его в домашних условиях.

Планирование этапов реализации проекта

Подготовительный этап (первое полугодие 2011 – 2012 учебного года)

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Изучение литературы и методических пособий по проблеме применения в воспитании и обучении дошкольников детского фольклора

В течение года

Заведующий и все педагоги ДОУ

Анализ развивающей среды в ДОУ

Август, сентябрь

Заведующий, все педагоги ДОУ

Анкетирование родителей воспитанников с целью выявления заинтересованности в данной деятельности

Сентябрь, октябрь

воспитатели

Определение состава творческой группы по реализации проекта

Заведующий, педагоги ДОУ

Анализ состояния работы в ДОУ по использованию фольклора в развитии детей

Август, сентябрь

Заведующий, все педагоги ДОУ

Разработка алгоритма использования фольклора в работе с дошкольниками

Сентябрь

заведующий, все педагоги ДОУ

Заседание Совета педагогического совета по вопросу реализации проекта в ДОУ

Заведующий,

Внесение изменений в учебный план и в расписание организованной образовательной деятельности в связи с реализацией проекта

Сентябрь

Заведующий, воспитатели

Консультирование педагогов ДОУ по вопросам внедрения технологии

Сентябрь

заведующий

Основной этап (второе полугодие 2011/12 и первое полугодие 2012/13г.)

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Семинар-практикум «Использование фольклора в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов ДОУ)

заведующий, воспитатели

Создание взрослого и детского фольклорного ансамбля

воспитатели

Проведение недели фольклора ДОУ

воспитатели

Создание мини – музея «Русская изба»

В течение года

Воспитатели, родители

Оформление в каждой группе фольклорного уголка

В течение года

воспитатели

Составление картотеки методической литературы, пособий, игр, игрушек, видео и аудио материалов

В течение года

воспитатели

Совместное с детьми изготовление атрибутов, игр.

В течение года

Воспитатели, родители

Разработка системы планирования работы с детьми

В течение года

заведующий, воспитатели

Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, экскурсий, бесед, праздников и досугов

В течение года

воспитатели

Повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах

В течение года

заведующий

Приобретение необходимого оборудования

В течение года

Заведующий, заместитель заведующего по АХР

Обобщающий этап ( второе полугодие 2012-2013г.)

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Взаимопросмотр открытых мероприятий с использованием фольклора

В течение года

заведующий, воспитатели

Проведение мероприятий на муниципальном уровне

В течение года

Заведующий

Взаимопосещения для детей и организация Дня открытых дверей для родителей

В течение года

заведующий, воспитатели

Организация досугов, развлечений, игровых программ с участием родителей

В течение года

заведующий, воспитатели, родители

Проведение смотра - конкурса на лучший фольклорный уголок

заведующий, воспитатели

Анализ реализации проекта

Ноябрь, декабрь

Заведующий, все педагоги ДОУ

Создание методического материала и составление рекомендаций для ДОУ по вопросам использования фольклора в работе с детьми

В течение года

Заведующий,

воспитатели

Проведения Дня открытых дверей в ДОУ «Наша изба детей и затей полна»

Заведующий,

воспитатели

Выступления взрослого и детского фольклорного ансамбля в культурно – досуговом центре села

В течение года

все педагоги ДОУ

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ

В течение года

Заведующий, все педагоги ДОУ

Педагогический совет на тему «Анализ реализации проекта»

Заведующий, все педагоги ДОУ

План работы с родителями и социумом

Форма взаимодействия

Сообщения для родителей

«Фольклор в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Русская народная кукла в играх современных детей»

Консультации для родителей

«Народная мудрость гласит» (пословицы и поговорки)

«Маленьким детям сказки лучше рассказывать»

«Корни национальной памяти»

Организация выставок

« Мое село – край родной» (фото)

« Куклы для театра»

«Сорока-белобока»

Оформление мини-музея «Русская изба» (с привлечением родителей и социума)

«Из бабушкиного сундучка»

« Народные инструменты»

«От скуки на все руки»

Организация и проведение развлечений

«В гости к Хозяюшке» (знакомство с русской избой)

«В гости к солнышку» (спортивное развлечение с использованием народных игр)

«Широкая Масленица» (большой общий праздник)

Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме

«В гости к Сороке – белобоке» (музыкальное развлечение)

Привлечение к обогащению предметно- развивающей среды

пополнение мини-музея «Русская изба»

вещи, связанные руками наших бабушек

оформление поделок из валенок

Оформление картотек (с привлечением родителей и социума)

«Русский народный фольклор»

« Русские народные игры»

«Азбука народной мудрости»

«Музыкальный фольклор»

«Загадки из прошлого»

8. Результаты реализации проекта

Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой реализуемой в ДОУ образовательной программы, немного модифицировав её.
Было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы , предметных и сюжетных картинок , сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей .
Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всех групп детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.
Появились новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.

В работе с детьми:

    Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором;

    Проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.

    Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

В работе с педагогами:

    Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми разных возрастных подгрупп.

    Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно – педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

В работе с социумом и семьей:

    Создана модель взаимодействия детского сада и социума по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.

    По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.

Научная новизна проекта состоит в следующем:

Обосновано значение подлинных видов фольклора в формировании духовного мира детей дошкольного возраста;

Разработаны педагогические условия эффективного приобщения детей к русской традиционной культуре, представленные в педагогическом процессе взаимосвязью компонентов: духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического; комплексным подходом к освоению фольклора; ознакомление детей с региональными народными традициями; воссозданием элементов традиционного уклада жизни: атмосферы большой семьи, уютного дома, сотворчества детей и взрослых;

Выстроена методика приобщения детей к народной культуре, опирающаяся на традиционный народный опыт;

Проанализирован и отобран фольклорный материал, показаны пути его включения в жизнедеятельность дошкольного учреждения.

Теоретическая значимость:

Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию подрастающего поколения.

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

Материалы проекта могут использоваться воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных учреждений.

9. Трансляция опыта работы по проекту

В рамках реализации проекта педагогами дошкольного учреждения совместно с родителями и социумом был создан мини – музей “Русская изба”, оснащённый реальными предметами быта, русскими народными инструментами, были оформлены в группах фольклорные уголки с игрушками – персонажами фольклорных произведений и костюмами (см. Приложение к проекту “Фотоальбом”).

    Сентябрь 2013г. - представление совместных работ педагогов, детей и родителей, выполненных в ходе реализации проекта на районной выставке декоративно – прикладного и изобразительного творчества “Твори, выдумывай, пробуй”.

    Февраль 2014г. - представление педагогами ДОУ стендовых докладов из опыта работы на районных педагогических чтениях.

    Март 2014 - представление педагогами ДОУ стендовых докладов из опыта работы на Всероссийской научно – практической конференции НИПКиПРО “Проблемы и перспективы эффективного внедрения ФГОС”.

10. Литература

    Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

    Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.

    Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.

    Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.

    Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.

    Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.

    Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.

    Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.

    Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.

    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

    Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

    Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007.

К

Тамбов

Русское народное творчество в детском саду

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, отказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратить к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, человеческий опыт, просеянный через красоту.

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им освоить необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку и т.д.), поэтому решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Освободив в группе место, сделали избу, печь, сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окно сшили занавески и украсили. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский костюм. Все эти вещи бережно хранил местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в этой избе. И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц отмечали именины в русской избе. На них обязательно приглашали родителей именинников. На столе – самовар, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже знают, как его резать, кому отдавать зачин. Обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Блюда русской кухни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празднику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами». «Чем богаты – тем и рады». «Какова хозяйка – таков и стол».

А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников. Подбирали серию потешек, частушек, прибауток и использовали их в работе с детьми.

Очень интересно было познакомить с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Старались раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир.

Так же детей знакомили с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского народа, ее горести и радости.

Восприятие частушки – короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Игры – своеобразная школа ребенка, они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, внимание. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относится не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слов, манера исполнения. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» есть все необходимые для русских сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была сделана руками сотрудников детского сада. Есть много сценариев.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству. Приобщение к творчеству русских умельцев мы начали до знакомства с русским фольклором. Работаем с дымковской, городецкой, хохломской росписью. В русской избе дети знакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью: ковш, чаша, деревянные ложки, тарелки и т.д.

Большую радость приносили детям русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывали яркие матрешки. Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров – все это игрушки мастеров Городца! Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Воспитатель детям читает присказки: «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Дымковская глиняная игрушка, привлекает яркостью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента – посильная задача для младших. В старшей группе – лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол. Регулярно наполняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляются группы.

С миром музыки, песен, танца, величием обрядовых песен знакомят детей музыкальные руководители.

  • Бацких Алла Викторовна

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / ЖАНР.ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество . Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству . Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества , позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста. В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества , и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности. Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества , их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности. Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве ; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве , его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора ; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей. ВЫВОДЫ Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей. Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества , являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора , начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественнотворческих видов деятельности. Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству , перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах, внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественнотворческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна,

  • Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

    2018 / Зотова Ирина Васильевна, Буженица Антонина Сергеевна
  • Скоморошество как средство восстановления справедливости в памятниках русского фольклора

    2014 / Аргов А. В.
  • Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе

    2012 / Первова Галина Михайловна, Божок Анастасия Леонидовна, Койвистойнен Ирина Юрьевна
  • Параллельные конструкции в структуре текстов мансийского фольклора

    2013 / Кумаева Мария Владимировна

Текст научной работы на тему «Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста»

Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка

дошкольного возраста

Бацких Алла Викторовна

ГБОУ гим.№ 402 им. Алии Молдагуловой Москва

Ключевые слова:

Формирование, творчество, фольклор,жанр.образ.

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.

Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста.

В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности

личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества, и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности.

Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности.

Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности.

Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.

Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей.

Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества, являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественно-творческих видов деятельности.

Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству, перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах,

внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественно-творческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Список литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М-1988.

2. Круглое Ю.Г., Аникин В,П. Русское народное поэтическое творчество. (Учебник для пед. институтов) -Л: Просвещение,1987.

3. Аполлонов Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание,1992.

4. Арновская -Дубовис Д.М. Понимания сказки дошкольникам. Дошкольное воспитание. 1955.-№10.



Рассказать друзьям