Свадебные традиции в индии. Свадебные традиции Индии: древние ритуалы, церемонии и обряды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Культура Индии привлекает любителей экзотики со всей планеты. Даже в современном мире, с его глобализацией, Индия остается уникальным государством со специфической культурой и сохранившимся с древнейших времен традициями. Индийские свадебные платья достойны отдельного обсуждения. Даже в повседневные дни наряды индианок поражают яркостью и красотой. В Индии нередко можно встретить мужчину в традиционном костюме шеврани или женщину в сари, а уж в день бракосочетания еще больше индийцев вспоминают о своих корнях. Это накладывает определенный отпечаток на то, какие платья надевают в Индии в день свадьбы.

Традиционный свадебный наряд индианки

Традиционный наряд на свадьбу для индианки - это сари. Сари было изобретено больше пяты тысяч лет назад. О создании этого национального костюма придумано несколько легенд. Согласно одной из них, юноша ткал полотно. Задумавшись о своей возлюбленной, он не заметил сам, что полотно получилось слишком длинным. Но оно было таким красивым, что все пришли в восхищение, и сари стал традиционной одеждой для женщин Индии. До сих пор изготовлением сари занимаются в основном ткачи мужского пола. Они придумывают новые узоры, украшения, необычные цвета для сари.

В различных областях Индии традиции и обычаи немного разные, даже в разных районах сари могут носить различными способами. Всем известный и наиболее распространенный вариант называют «ниви». Этот способ предполагает оборачивание полотна вокруг талии, а затем - перебрасывание через плечо. Тем, кто никогда не примерял сари, может показаться, что это очень просто. На самом деле оборачивание сари - сложный процесс. Важно сделать этот так, чтоб ткань не перекрутилась, а ее складки лежали равномерно и изящно.

Если девушка надевает сари впервые в честь свадьбы, она может воспользоваться скрытыми застежками - булавками или пуговицами - чтобы закрепить наряд на теле. Однако по правилам этого делать не полагается. Современные девушки могут надеть под сари специальную кофточку - чоли, и юбку, Это не является истинно индийской традицией, а было перенято у британских колонизаторов, которых очень смутил вид обнаженной кожи индианок.

Для изготовления традиционных свадебных сари используются тонкие и воздушные ткани -шелк, огранза или шифон. Самые богатые жительницы Индии могут позволить себе свадебное сари из мисорского шелка. На края сари наносятся замысловатые узоры, украшения в виде цветов, листьев, плодов. Вышивку делают золотыми нитями. Согласно примете, самый сложный узор на сари предвещает самую гармоничную и счастливую жизнь в браке. Также для украшения сари используются всевозможные бусины, бисер и даже драгоценные камни.

В отличие от европейской моды, где традиционным цветом невесты считается белый, в Индии предпочтение отдается красному цвету. Он ассоциируется с любовью и радостью, которые должны ожидать молодоженов в совместной жизни. Дополнительным цветом признается золотой - он означает процветание, достаток и благополучие. Хотя со временем цвету свадебного сари и стали придавать не такое большое значение, все же невесты чаще всего выбирают красный или зеленый, который также символизирует счастье в супружестве.

Современные свадебные платья в Индии

Влияние западной моды не могло пройти мимо индии, поэтому все больше молодых индианок выбирают не традиционное свадебное сари, а нечто более европейское, приближенное к мировой моде как по фасону, так и по цветам. Но даже в таком случае индийские невесты не перестают выглядеть экзотично и сказочно, так как в любой наряд в некоторой мере вносится национальный колорит.

Силуэт «Русалка»

Платье-русалку можно назвать неким компромиссом между западной модой и индийскими традициями. Такой фасон нередко можно увидеть и на европейской невесте, и на индианке. Облегающее одеяние, сильно расширяющееся от колен к подолу, прекрасно подчеркивает фигуру невесты, а традиционная яркая отделка делает его вычурным и по-настоящему торжественным.

Свадебное сари

Сари в день бракосочетания выбирают очень многие индианки. Даже повседневное сари - это всегда красочная одежда, а для свадебного костюма выбирают самые яркие украшения и цвета. Сегодня невесты из Индии не стесняют себя в выборе цвета для сари: красные, желтые, синие, зеленые, фиолетовые оттенки соседствуют с белыми, бежевыми, кремовыми и нежно-розовыми. Если вы хотите сделать свадьбу в национальном индийском стиле и соблюсти максимум традиций и обычаев, то без свадебного сари обойтись ни в коем случае нельзя.

Индийские орнаменты

Для стилизованной свадьбы необязательно в точности повторять свадебную церемонию Индии. Даже вполне обычное белое свадебное платье можно сделать особенным, если расшить его красивыми и яркими узорами. Это могут быть любые рисунки, которые хочет видеть на своем платье невеста, а могут быть и традиционные орнаменты,которыми украшаются индийские сари и другая национальная одежда. Для вышивки можно использовать золотые нити, а можно и серебряные. Усилить сходство с индийским свадебным костюмом помогут стразы. Бусины, жемчуг и бисер.

Пышная юбка

Наряд с пышной юбкой - еще одна черта, присущая традиционным индийским нарядам. Такой свадебный наряд непременно должен быть ярким: оранжевым, розовым, фиолетовым, синим или красным. Чтобы подчеркнуть индийские корни наряда, к пышно юбке лучше всего подобрать топ на одно плечо, со свободным рукавом или ассиметричной лямкой. Такой фасон внешне напоминает сари, а яркие цвета, вышивка, украшения стразами и камнями делают сходство еще больше.

Аксессуары и украшения

Большое количество аксессуаров и украшений - одна из главных особенностей индийской невесты. Существует версия, что любовь индианок к обилию украшений объясняется тем, что муж мог в любой выгнать жену из дома, позволив ей забрать только то, что в данный момент на ней надето. Хотя сейчас такая практика уже давно в прошлом, обилие украшений осталось характерным признаком индийской культуры. Другое поверье гласит, что чем больше украшений наденет на себя новобрачная в день свадьбы, тем счастливее будет совместная жизнь после нее.

Молодая индианка может надеть на бракосочетание множество браслетов, массивные ожерелья, большие яркие серьги, а также традиционное украшение в нос. Все эти украшения обычно золотые, с обилием крупных и ярких камней. Обязательный элемент костюма индийской невесты - это бинди, красная точка на лбу. Кроме того, кожу новобрачной могут украшать рисунки, выполненные при помощи хны. Мехенди - так называется этот узор - имеет множество видов. У каждого из которых есть собственное значение.

Индийские свадебные сари отличаются удивительным разнообразием. Несмотря на то, что фасон их практически идентичен, каждый свадебный наряд делают уникальным, со своим собственным узором и украшениями. Какой бы достаток ни имела семья невесты, молодой невесте стараются собрать самый дорогой и красивый наряд, чтобы он оберегал девушку от злых духов и подарил ей счастье в будущем браке. Если вы хотите сделать свое свадебное платье выдержанным в индийском стиле, вы можете ознакомиться с фото индийских невест и найти своей вдохновение.

Одним из самых важных и ярких событий в жизни индийцев является свадьба. Это не только союз двух людей, но и соединение душ. В Индии свадебные ритуалы и традиции восходят к давним временам главенства арийской культуры, и практически не изменились с тех пор. Ни распространение в Индии других религий, ни смена правителей, ни колонизация не смогли полностью вытеснить ведические традиции из свадебных ритуалов.

К подготовке и проведению такого важного события как свадьба жители Индии подходят с особым вниманием и благоговением. Считается, что этот полный сакрального смысла обряд Виваха связывает мужчину и женщину не только на эту жизнь, но и на семь следующих, и является одним из шестнадцати санскар, то есть важнейших таинств в жизни человека. Одно из основополагающих мест в этом таинстве занимает целомудрие невесты. Заключение брака с девушкой, потерявшей девственность, практически не возможно, так как это по убеждению индийцев не имеет смысла. Люди все же заключившие такой брак и их потомство становятся изгоями. Это происходит от того что согласно ведическим поверьям женщина – это поле (кшетра), мужчина – хозяин поля, сеющий на нем свои семена (кшетрин). Первый, кто посеял свое семя на поле, становится владельцем его и всех тех плодов, которые это поле принесет в будущем. А тот кто засеет поле вторым как вор, воспользовавшийся тем, что ему не принадлежит. Поэтому и считается, что дети, рожденные у женщины, вступившей в брак не невинной, будут принадлежать ее первому мужчине, а не мужу.

Развод и второй брак для индийских женщин практически невозможны и изредка встречаются лишь в низших кастах, таких как шудр – четвертой низшей касты, к которой относятся слуги, рабочие, крестьяне и т.п.; и аччхуты – не входящие в систему четырех варн, представители низших каст.

Женщину, которая повторно вышла замуж или живет с мужчиной без брака, называют согласно традиции парапурва или пурва . Слово очень созвучное с «пурва», встречается во многих индоевропейских языках и имеет приблизительно один и тот же отрицательный смысл, и происходит тоже от этого слова «пурва».

Свадьба для индийцев — не только союз людей, но и судьбоносное событие, во многом определяющее всю последующую жизнь. Именно поэтому перед заключением союза для будущих жениха и невесты составляется гороскоп. Это необходимо, чтобы убедится, что их характеры хорошо подходят друг к другу и их супружеская жизнь будет удачной.

По древней ведической традиции обряд свадьбы проводится у священного жертвенного огня родовым жрецом (пурохит, брахман). Жилища жениха и невесты украшают знаком свастика. «Свасти» или «су-асти» в буквальном переводе с санскрита значит «это есть хорошо». Это древнее арийское выражение, имеющее специальный символ, означает благополучие, успех и счастье. Согласно ведическим верованием муж для женщины занимает особое положение – он ее господин и повелитель, которому она должна подчиняться и служить, словно божеству, и без которого ее существование лишено всякого смысла. Ритуалы, проводимые у священного огня, олицетворяют приятие женщиной, того, что ее муж становится для нее подобным божеству, и то, что мужчина принимает самый ценный в своей жизни подарок, данный ему Богом – свою будущую жену.

Индийская свадьба всегда шикарна и отмечается с размахом. По традиции все расходы, связанные со свадебным торжеством, лежат на родителях невесты. Подготовка к свадьбе начинается задолго до самой свадьбы, а проведение собственно свадебных церемоний и обрядов занимает четыре-пять дней.

Традиционная индуистская свадьба имеет обычно три части – это подготовительные ритуалы до свадьбы, сама свадебная церемония и традиционные ритуалы после свадьбы. В течение всего времени, связанного с приготовлением и проведением свадьбы употребление мяса, рыбы и яиц строго запрещено, поэтому меню праздника составляют лишь вегетарианские блюда, в основном молочные и овощные. Следует отметить, что, так как Индия это страна с множеством религий, каст, и культур, то свадебные обычаи в ней отличны в зависимости от местности и религиозной или культурной принадлежности семей будущих мужа и жены. Так ритуалы, связанные с проведением свадьбы, на севере Индии имеют отличия от проводимых на юге. По мере приближения к южным районам страны в свадебных ритуалах все больше встречается элементов дравидской культуры.

Невеста на свадьбе – это олицетворение красоты и для того чтобы все внимание гостей было приковано только к ней, ее наряжают в роскошный свадебный наряд. В нем есть шестнадцать обязательных элементов, которые называются Солах Шрингар и являются неотъемлемой частью свадебного убранства девушки. К ним относится следующее:

Свадебный наряд . Традиционной одеждой для невесты является сари, сальвар камиз или ленга чоли. Но в различных районах Индии могут быть и другие виды одежды. В соответствии с ведическими представлениями, свадебная одежда невесты должна быть красного цвета. Таким и является классический свадебный наряд в Индии, но иногда могут встретиться и наряды бордового, золотистого, оранжевого и зеленого цвета. Интересен тот факт, что невесты у древних славян тоже одевались в красное и от этого пошло выражение «красна девица», которое означает: красивая, скромная, невинная как невеста.

Но есть и цвета, запретные в свадебном наряде – это белый и черный. Белый цвет с древних времен считается в Индии траурным и цветом вдовства. А черный цвет олицетворяет невежество, нечистоту и тьму.

Следует заметить, что белый цвет являлся траурным у всех индоевропейских народов с древности, черный цвет появился лишь с приходом христианства. А в христианство этот цвет, как и обычай занавешивать зеркала в доме усопшего, пришел из иудаизма. Традицию носить черное в знак траура ввела в XVI веке королева Англии Анна. С этого времени во многих странах мира траурные одежды черного цвета.

Свадебная прическа Кешапашарачана . Эта свадебная прическа по традиции представляет собой волосы, заплетенные в косу, украшенные цветами и ювелирными украшениями. Длинные волосы неотъемлемый атрибут внешности каждой индийской женщины еще с древних времен. В соответствии с ведическими поверьями, благочестивая женщина должна иметь длинные волосы, обязательно заплетенные в косу. Распушенные волосы допускаются только у маленьких девочек, до половой зрелости. Взрослая же женщина может распускать свои волосы лишь при близости с супругом и для совершения омовения. Появление прилюдно с распущенными волосами считалось позором и грехом, только блудницы и рабыни носили свои волосы расплетенными.

Интересен тот факт, что на Руси подобное так же считалось позором и даже существовало выражение «распутная» и «распутница», а значит можно предположить, что и древние славяне когда-то имели ведические верования.

Каджал (анджана) . Это черная подводка для глаз, делающая взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди. Красная точка в центре лба является священным знаком замужества женщины. Иногда бинди может быть дополнен маленькими белыми точками или узорами над бровями.

Синдур. Окрашенный в красный цвет во время свадебной церемонии пробор невесты.

Мангтика. Специальное ювелирное украшение на проборе невесты.

Натх. Колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Так же как и бинди и синдур, оно является символом замужества.

Карн Пхул. Особые очень красивые свадебные серьги, традиционно инкрустированные множеством драгоценных камней, из-за чего бывают довольно тяжелыми.

Хаар. Это свадебное ожерелье, сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями. Дизайн хаар может быть различным в зависимости от области Индии. Во многих семьях это украшение передается по наследству.

Баджубанх (бааджубанд). Браслеты, надеваемые на руки выше локтя.

Менди. Изящные узоры, украшающие руки и стопы невесты.

Чудиян. Это браслеты по традиции красного цвета, которые надевают на запястья.

Итар. Ароматические масла, которыми умащивают невесту.

Камарбанд (камербанд). Особый золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, надеваемый для поддержания свадебного наряда.

Паял. Браслеты из серебра с множеством маленьких колокольчиков, одеваемые на ноги и издающие при ходьбе нежный мелодичный звон.

Аарси. Одеваемое на большой палец особое кольцо-зеркальце.

Свадебные одежды жениха так же красивы и изящны. Обычно он состоит из удлиненного сюртука, который застегивается полностью до воротника (шервани), и бывает различных цветов и украшен вышивкой. Шервани обычно надевают с узкими штанами (чириданы). Так же надевают туфли с загнутыми носами, расшитые бисером (джути) и особый тюрбан (пагди или сафа). В некоторых районах Индии лицо жениха закрывают подвески из бусин или цветов (сехра).

Одетые в потрясающе красивые наряды, жених и невеста просто ослепительны.

Началом всех свадебных церемоний является помолвка (тилак, тикка, саган, сагаи), проводимая в соответствии с предписаниями, изложенными в Ведах. Обычно она проходит за месяц до самой свадьбы. Но в настоящее время такой перерыв не принципиален и дата назначается исходя из желания сторон. Индийское общество патриархально и особо почитает мужчину и его семью как мужское начало (пурушу). И мечта любых родителей найти дочери достойного мужа, который будет заботиться о ней всю жизнь. Поэтому в церемонии тилак участвуют лишь мужская половина обеих сторон. Отец невесты, в сопровождении родственников придя в дом жениха, совершает особый ритуал – ставит на лоб жениха тилак. Это священный знак из кумкума, означающий что семья невесты принимает этого мужчину как будущего зятя. После этого брахман (жрец) проводит особый ритуал поклонения богам, который называется пуджа. После чего все мужчины из семьи невесты, участвующие в церемонии, по очереди ставят на лоб жениха тилак и дарят ему подарки, как проявление своего уважения и симпатии. Затем все переходят к угощениям. Невесте от семьи жениха предают подарки. Так же обычно в этот день назначают точную дату свадьбы.

Так же во время тилака в некоторых регионах Индии проходит церемония обмена кольцами, которая называется чунни чадана (мангни, мисри).

За пятнадцать дней до свадьбы начинают проводить ритуал поклонения Ганеше – Барни Бандхвана. В нем участвуют обе семьи и до самой церемонии свадьбы просят убрать все препятствия для ее проведения.

Следующим событием в подготовке свадьбы является Сангит. Это самая радостная и веселая церемония, предназначенная для женщин. Женщины из семьи невесты приглашают всех родственниц и женщин со стороны жениха, и собравшись вместе поют песни, танцуют, желают счастья и благополучной семейной жизни невесте. Оканчивается этот праздник разнообразным и вкусным угощением, которое готовят родственницы невесты. Ранее по традиции это был праздник лишь для женщин из семьи невесты, проводимый только в некоторых районах Индии. Однако в настоящее время это торжество распространено повсеместно, а так же допускается участие в нем мужчин. Несмотря на то, что это очень веселое торжество, часто у матери невесты выступают слезы от осознания предстоящей разлуки.

Еще одной традиционной церемонией в доме невесты является сугахин (сумангали, садхаба). Во время нее возносят молитвы за женщин, которые умерли раньше своих мужей и тем самым выполнили свой долг. Таких женщин зовут сухагин (сумангали, сухаг). Девушка, вышедшая замуж, становится сухагин, то есть той, чей муж здравствует.

Здоровье и долголетие мужа находится по ведическим поверьям в руках его жены. Поэтому, чтобы он был всегда доволен и рад, женщина должна всегда хорошо выглядеть, быть веселой и исполнять его желания, а проявления грусти или гнева не допустимы.

Все замужние женщины Индии мечтают умереть в состоянии сухагин. В этом случае ее хоронят с особыми почестями, нарядив словно невесту в сари, надев на руки браслеты, нанеся на пробор синдур, а стопы покрыв специальной красной краской алта, то есть с признаками замужества. Остаться же вдовой для женщины большое горе не только из-за потери любимого, но и потому что в Индии очень пренебрежительно относятся к овдовевшей женщине, порицают ее. После кремации тела мужа вдова смывает с пробора синдур, ломает свои свадебные браслеты и одевает белое траурное сари. С этих пор она не должна наряжаться и веселиться. Вдов не принято приглашать на торжества, их не допускают к религиозным обрядам, а их социальный статус самый низкий.

Следующей в ряду свадебных церемоний идет церемония нанесения хной узоров на руки и ноги невесты (менди). Менди – одно из важных составляющих наряда невесты.

Эта церемония проходит в доме невесты в присутствии родных и подруг. Иногда этот день отмечают с таким же размахом, как и сангит. Считается, что чем темнее узоры, тем сильнее женщину будет любить ее муж. После нанесения менди невеста уже не должна покидать свой дом до самой свадьбы. После же церемонии свадьбы молодая жена не делает никакой работы по дому, пока узоры не исчезнут.

За день или в сам день свадьбы проходит церемония Халди – на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, считается, что это придаст коже сияние. Так же в этот день в домах жениха и невесты проводят обряд поминания предков – Шрадху.

И вот, наконец, одевшись в свадебные одежды, верхом на украшенной лошади или слоне, в сопровождении родных и друзей, жених отправляется к месту проведения свадебной церемонии. В наши дни свадебная процессия жениха предоставляет собой кортеж автомобилей. Встречает жениха мать невесты, совершив арати – церемонию поклонения, она ставит на лоб жениха тилак, призванный защитить его от зла. После этого жених проходит к свадебному шатру мандапу, украшенному тканями, цветами, листьями банана или кокоса. Четыре опоры, на которых стоит шатер, символизируют родителей жениха и невесты, которые поддерживают своих детей. По прибытии невесты проводится Вар Мала (Джай Мала) – церемония обмена цветочными гирляндами. Этот обряд дошел до наших дне в своем неизменном виде и означает бракосочетание. Стоя друг к другу лицом жених и невеста по пение мантр обмениваются гирляндами, это означает, что они приняли друг друга как жену и мужа.

Еще одним важным ритуалом является Канья Даан. Канья в переводе значит «девственница», а «даан» — дар. Во время этого ритуала отец невесты соединяет правые руки жениха и невесты и под пение мантр поливает их ладони священными водами, что символизирует передачу своей дочери жениху. При этом отец невесты просит жениха помочь достичь дочери главных целей жизни (тривага). К ним относятся дхарма, то есть соблюдение божественного закона и выполнение морально-этического долга, артха или польза, выгода, обеспечивающая материальное благополучие, кама – удовольствия, желания, любовь.

Так же чтобы укрепить узы брака, брахман связывает подолы одежды жениха и невесты узлом, который не развязывают даже после свадьбы. Этот обряд называется Гатхабандхан.

Ладжа Хома – это подношение жертвенному огню зерен риса, которое проводится в свадебном шатре. Невеста кладет свою ладонь на ладонь жениха, а ее брат сыплет рис так, что попадая на ладонь невесты, часть падает на ладонь жениха. После этого невеста сыплет рис в огонь и просит бога смерти и справедливости Яму (Ямараджа) дать ее мужу счастье, здоровье и долгую жизнь.

Кульминация свадебного обряда — это ритуал Агни Париная (Мангалпхера, Мангалфера) или обход священного огня три раза по часовой стрелке, что символизирует три главных человеческих ценности в жизни: дхарму, артху и каму. Держась за правую руку невесты жених ведет ее за собой вокруг священного огня. В некоторых районах Индии в последнем кругу наоборот невеста ведет жениха, что означает ответственность женщины за исполнение камы в жизни ее мужа. Иногда в эту церемонию добавляют четвёртый круг, который символизирует мокшу, то есть освобождение от материального мира.

Далее жених и невеста делают семь шагов с правой ноги на север, каждый из которых призывает Бога благословить их пищей, здоровьем, духовными силами, потомством, процветанием, счастьем и долгой семейной жизнью. Этот ритуал называется Саптапали. Иногда его совмещают с Агни Париная, тогда молодожены обходят вокруг огня семь раз.

Заключительным свадебным ритуалом является Синдурдана (Сухааг, Субхагья Чинья), когда жених наносит на пробор невесты красный порошок, как символ принятия ее своей женой. После чего дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь. Затем молодожены угощают друг друга сладостями, в знак заботы друг о друге. После этого их благословляет брахман, родители и родные. По окончании всех свадебных церемоний всех гостей ждет праздничное угощение.

После окончания праздника молодая жена прощается со своими родителями перед отъездом в дом мужа. Это очень эмоциональный момент для всех радостный и грустный одновременно. Получив благословление от родных и друзей молодожены уезжают. В настоящее время это автомобильная процессия, а раньше молодая жена отправлялась в дом мужа на паланкине.

У дома молодоженов встречают сестры и тети мужчины с глиняным сосудом, наполненным соленой водой, пред тем как пара ступит в дом, его разбивают о землю, что бы отвести зло от молодого мужа.

Далее в доме новобрачную встречает мать мужа. Она проводит арати – ритуал, когда перед входом молодая жена опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетками, это символизирует достаток. Потом девушка встает босыми ногами в поднос с красной краской, которая окрасит ее стопы. Входя в дом, она оставляет на белой ткани, специально расстеленной на полу, красные следы, что является символом удачи, а на ее стопах остается красная каемка (алта) – признак замужества

В Индии свадебные наряды довольно традиционны, а это говорит о том, что как тысячелетия назад они остались почти такими же.

В этой удивительной стране и решение вступить в брак и выбрать себе жениха или невесту тоже особенное. Здесь решающую роль играют родители жениха, которые выбирают ему невесту и договариваются с её родителями о будущем браке. Девушку могут выдать за незнакомца вообще.

После того, как договорились родители, происходит встреча молодых, а затем “ашир-вад ” - “благословение ” по очереди в каждом доме. При этом жених и невеста получают подарки и одаривают друг друга.

В день свадьбы молодым нельзя что-либо кушать аж до церемонии бракосочетания.

Родственницы жениха сначала в его доме исполняют песни и танцы в честь свадьбы.

Обряд “гайе холуд”-восхваления желтого цвета. Это цвет солнца и символ верности. После этого отец жениха перечисляет родственников этой семьи, которые не дожили до этого дня, сообщая духам предков, что женится их потомок. Потом это все повторяется в доме у невесты.

Свадьбу играют вечером в доме невесты. В их доме строят специально храм для совершения обряда. Он украшен четырьмя пальмами по углам и убран, в основном желтого цвета, множеством душистых цветов, покрыт тентом. Жених, став на плоский камень, ждет, когда в деревянном паланкине вынесут невесту. Она будет одета в сари ярко-красного цвета, а на руках ярко-красные браслеты, которые означают, что девушка выходит замуж. Еще месяц после свадьбы она будет их носить.

Носильщики семь раз обходят вокруг жениха, а потом останавливаются и молодые смотрят в глаза друг другу. “Шубхо дришти” - самый первый взгляд.

Вся процессия движется туда, где священник произнесет молитву и выслушает клятвы молодых. После этого соединит гирляндой цветов руки новобрачных. в этот момент Жених нанесет красную на пробор и лоб своей невесты: они муж и жена.

После церемонии они отправляются в “бозарган” - помещение, где устраивается представление с танцами и песнями. Гуляют всю ночь и утром гости уходят, а невесту ведуи в дом жениха, где их ждут подарки. В этот день все отдыхают, а на следующий – принимают с подарками родственников жены.

Как правило, свадьбы в Индии очень дорогие. Родители стараются перещеголять друг друга и показать своё богатство и роскошь.

Свадебные традиции в Индии качественно отличаются от свадебных традиций других народов. Дело в том, что только индийцы уже многие тысячелетия чтят традиции арийской культуры, запечатлённые в Ведах. Современные индусы не отвернулись от веры предков, от древних Вед, от своих арийских корней.

Самая главная свадебная традиция в современной Индии, отличающая индийскую свадьбу от свадьбы в других странах: выбор жениха и невесты осуществляют родители жениха.

Именно родители составляют гороскопы молодых, присматриваются к невесте и ее семье и ведут переговоры о будущей свадьбе.

Основные свадебные традиции в Индии

Итак, когда между родителями обеих сторон заключено предварительное согласие о свадьбе, устраиваются две встречи молодых — они ходят в гости друг к другу.

Если молодые понравились друг другу, и если в гороскопах нет препятствий для их совместной жизни, то во время помолвки выбирается , наиболее удачная по гороскопам.

Родители во время помолвки благословляют будущий брак и начинается . Ранее помолвка проводилась за один месяц до свадьбы, сейчас — в зависимости от возможностей семей брачующихся, ее могут проводить за 2 месяца до свадьбы.

Свадебные обряды в Индии несут очень глубокий сакральный смысл. Свадьба чрезвычайно важна для каждого индийца.

Индусы убеждены, что, согласно ведам, свадебный обряд свяжет мужа и жену на семь последующих жизней, что это одно из 16 таинств (санскар) — это важнейшие таинства по пути от рождения до смерти в жизни каждого индуса.

Индийская свадьба — это кармическая связь не только 2 молодых людей, но и семей жениха и невесты.

С тех пор, как они соединились — каждый родственник и в семье жениха и в семье невесты будет причастен к несчастью, или радости, горю, или удаче каждого члена большой семьи.

Потому подготовку и проведение свадебного обряда в Индии проводят с большим благоговением, свято чтя все традиции. Свадебных традиций в Индии много, все они славятся роскошью и богатством. Индийская свадьба — это необыкновенное зрелище.

Индийские предсвадебные ритуалы

До свадебного обряда самой первой церемонией является церемония помолвки. Она называется тилак. Отец невесты и родственники мужского пола приезжают в дом жениха и отец совершает ритуальное действие: ставит на лоб жениха знак из порошка красной куркумы — тилак.

Тилак ставится в знак того, что семья невесты рада ему. После этого священнослужитель проводит ритуал поклонения богам. Далее, помолившись и попросив благословения для будущей семейной пары, все родственники-мужчины невесты ставят на лоб жениха тилак.

Завершив необходимые ритуальные действия, семьи садятся за праздничный стол. Невесте передаются богатые подарки. Церемония обмена брачными кольцами выступает в качестве дополнительной к основной помолвочной церемонии тилак и может даже и не проводиться.

Все остальные ритуальные свадебные действия начинаются примерно за 15 дней до самой свадебной церемонии.

Прежде всего проводится церемония поклонения Богу Ганеша с просьбой убрать все препятствия для проведения свадебного обряда, а также просят счастья для будущей семейной пары. Семьи жениха и невесты все оставшееся время до свадьбы будут молиться именно Ганеше.

Следующим проводится ритуальный предсвадебный ужин для женщин обоих семей. Но в современности разрешается и мужчинам посещать это веселое мероприятие. Женщины из семьи невесты приглашают свой дом на ужин женщин из семьи жениха.

Ужин должен обязательно пройти с песнями, танцами, пожеланиями благополучия и счастья невесте.

Конечно же, праздничный стол очень изобильный, женщины должны повеселиться от души. Это церемония называется сангит.

Следующим предсвадебным обрядом в Индии является восхваление желтого цвета, называется это гайе холуд .

Целью жены в Индии является как можно дольше сохранить мужа здоровым и, если она умирает раньше него, то считается, что она выполнила свой долг сполна.

Ее хоронят со всеми почестями. А если же вышло так, что мужчина умер раньше своей жены и еще от болезни, то участь его вдовы будет незавидной.

Вдовы в Индии заслуживают порицания общества, у них очень низкий социальный статус. Их не допускают даже к участию в религиозных обрядах. По древней традиции самосожжение является участью вдов. Сейчас самосожжение совершается редко.

Потому при совершении обряда сухагин невеста склоняется перед старшими женщинами и они говорят ей, благословляя: «Будь всегда сухагин».

Почти целый день длится ритуальное разукрашивание и в это время принято наставлять невесту о том, как лучше общаться с будущим мужем, как нужно строить отношения, что вообще такое семья.

Поэтому считается, что чем сложнее узор, тем больше времени разговаривали с невестой о супружеской жизни, тем больше секретов она знает. Как только невесте нанесли узоры минди на руки и на ноги, а она уже не покидает свое жилье до самой свадьбы, ее дом украшают цветами, фольгой, праздничными гирляндами.

Индийская свадьба

Отдельного внимания заслуживают свадебные костюмы молодых. Они невероятно роскошны, их наряжают так, чтобы на торжестве они напоминали божества.

В наряде невесты должны повториться 16 элементов специального свадебного наряда. Свадебное сари в традиционной ведической культуре красное.

Однако сейчас, в зависимости от места проживания невесты, встречаются и другие цвета свадебной одежды; запрещаются только черный и белый цвета.

Жениха должны встретить только мужчины из родни невесты, встретить женщину на своём пути для жениха считается плохой приметой. Если у невесты есть младший брат, то именно он встречает жениха, моет ему ноги, провожает в дом и целует.

Вечером начинается свадебный обряд. Жених ждет свою суженую возле свадебного шатра или навеса. Невесту, по традиции, выносят в деревянном паланкине; семь раз обносят вокруг жениха и наконец-то опускают возле него паланкин.

Гости, по традиции, должны попросить невесту и жениха взглянуть друг на друга. Таким образом почитается древняя традиция, которая называется «первый взгляд». С утра и до завершения обряда молодые не должны принимать пищи.

Молодожены проходят к жертвенному огню и садятся возле него.

Свадебный обряд проводит священник, который в Индии называется брахман. Он читает молитвы и выслушивает произнесенные молодыми клятвы.

Потом молодые обмениваются цветочными гирляндами.

Невеста надевает свою на жениха и жених надевает свою гирлянду на невесту, что равносильно обмену кольцами в европейской традиции.

Священник должен связать либо гирляндами руки молодых, либо одежду невесты и жениха в знак соединения их душ.

После этого молодожены обходят вокруг жертвенного огня и жених наносит красную краску на лоб невесты и пробор, тем самым признавая девушку своей женой.

Смысл свадебных церемоний в Индии в том, что женщина принимает и понимает своего мужа как бога для себя, отныне он теперь будет руководить всеми ее жизненными событиями. А жена для мужа — это самый ценный, самый дорогой подарок богов.

Позже невеста встает босыми ступнями в блюдо с красным красителем и проходит дальше, оставляя красные следы на разостланной белой ткани. Такие следы символизируют удачу и счастье в семейной жизни, остающаяся красная каемка на ступнях девушки является признаком замужней женщины.

А вот на третий день родственники жены едут с подарками домой к мужу, где их ожидают за накрытым праздничным столом. И свадьба празднуется ещё раз.

На этом празднование свадьбы в Индии заканчивается.

В индийской культуре существуют необычные свадебные традиции:

  • Жених не может смотреть на свою невесту прямо на свадьбе, он может смотреть на нее только через зеркало и отвечать, что он видит фею.
  • На свадьбу необходимо преподнести в дар бедняку слиток золота своего веса. В наши дни такой слиток из любого материала преподносится в храм.
  • Некоторые невесты, имея несколько женихов, проводят состязание между ними — шваямвару, это мужские состязания. Побеждает сильнейший, он станет мужем невесты.

Нравится

В Индии считается, что муж и жена объединяют свои судьбы на последующие семь жизней - так гласит ведический закон. Молодой человек не должен брать в жены девушку, замеченную в ранних связях с другими мужчинами. Испокон века в Индии девушка, собирающаяся под венец, должна быть девственницей и никак иначе. Девушка, вступившая в связь с иным мужчиной, находясь в статусе незамужней, автоматически становится изгоем. И если она в будущем все-таки выходит замуж - ее дети, ее муж и все ближайшие родственники становятся изгоями, то есть недостойными людьми.

Целомудренная индийская девушка сравнивается с чистым не вспаханным полем. Ее будущий муж и является тем самым пахарем и сеятелем, который будет "обрабатывать" поле, сеять зерна и получать плоды. По ведическим законам тот, кто первым "вспахал" и "обработал" поле - является его хозяином.

Женщина не может второй раз выйти замуж.

Если супруг по какой-то причине умирает, женщина навсегда остается вдовой. Второй раз замуж в Индии выходят очень редко, это скорее исключение из правил. Все рожденные женщиной дети будут являться собственностью первого "пахаря", то есть того, с кем она в самый первый раз вступила в половой контакт. О совместной жизни (гражданский брак) между молодыми людьми до свадьбы в Индии речи не может быть - это позор и недостойное поведение для молодых людей.

Помолвка и церемония Тилак

Как и в любой другой стране, в Индии все начинается с помолвки. Жениха дочери подыскивают ее родители. Они ищут богатую семью, живущую в достатке и уважении, приходят в дом сватов (без девушки) и заводят разговор о сватовстве. Если родители и родственники парня согласны - назначается дата свадьбы. Отец девушки и ее братья красным порошком (смесь куркумы и шафрана) ставят на лоб будущего зятя тилак - красную точку, символизирующую одобрение и принятие его в семью. На домах обоих семей красной краской выводится символ радости и всего самого прекрасного. Родители парня в свою очередь передают будущей невестке богатые подарки, это чаще всего расшитые золотыми нитями сари и драгоценные украшения.

Свадьбу в Индии оплачивает семья невесты

Так заведено Ведами, что за все угощения и приготовления к свадьбе отвечает именно семья невесты. Со стороны жениха девушка получает лишь подарки и украшения, но все остальные хлопоты, касаемо торжества и расходов, ложатся на плечи отца семейства невесты. Все последующие дни, начиная от помолвки и вплоть до самой свадьбы, в обоих семьях принято употреблять и угощать гостей исключительно овощными и молочными блюдами, мясо - запрещено!

Церемонии Сангит и Сухагин

Церемония Сангит проводится в доме невесты, это что-то вроде девичника, но очень целомудренного и абсолютно безалкогольного. Семья невесты готовит сладкие угощения, созываются все близкие и дальние родственники женского пола обоих семейств, устраивается веселье. Девушки, женщины поют и танцуют под аккомпанемент небольших барабанов и бубенцов. Веселье длится долго и только по окончании подаются угощения.

Во время церемонии Сухагин все взрослые женщины собираются в доме невесты и молятся об одном - чтобы будущая невеста не пережила своего мужа, а умерла в будущем раньше него. По законам Индии женщина, пережившая мужа, несет на себе "клеймо" позора. Она причисляется к низшей касте, ее не приглашают в гости, она не выходит замуж и становится изгоем. Она не имеет права носить украшения, всегда должна облачаться только в белые одежды и не должна веселиться. Женщина, умирающая раньше своего мужа называется "сухагин". Ее тело поддается кремации, но перед этим оно облачается в самые красивые одеяния и дорогие украшения. Вот почему перед свадьбой все женщины молятся о том, чтобы не пережить своего мужа, в этом и заключается церемония Сухагин.

Менди - нанесение узоров хной

Следующим важным обрядом в Индии становится покрытие ладоней и стоп девушки узорами. Рисуют их хной под тихое пение женщин, собравшихся в доме невесты. Чем темнее узоры - тем лучше. Пока рисунки держатся на ладонях новобрачной - она не должна прикасаться к домашним делам в доме своего мужа после свадьбы. Хна смывается не раньше, чем через месяц, поэтому все это время в своем новом доме девушка должна только отдыхать и радоваться статусу замужней.

Свадебный наряд - золото и красное платье

Золото и красное платье

В день свадьбы девушка надевает специально сшитый для этого дня красный наряд, щедро украшенный золотом. На запястья рук и ног надеваются браслеты, в левую ноздрю вставляется колечко, а на шею надевается золотое ожерелье. Волосы смазываются благовонными маслами, заплетаются в косу. Пробор украшается свежими цветами и драгоценными камнями. На лбу ставится красная точка, а вдоль линии бровей рисуются небольшие узоры золотом.

Жених облачается в узкие брюки и широкое платье. В дом к невесте он приезжает на слоне или автомобиле. На входе в дом его встречает мать девушки, она рисует будущему зятю на лбу красную точку - тилак. Парень проходит в дом. Далее жених с невестой обмениваются цветочными гирляндами (церемония Вар Мала). Руки молодых связываются нитями, отец невесты омывает ладони молодоженов чистой водой - этот обряд называется Канья Даан. Низ одежды новоиспеченных супругов связывается крепко и даже после свадьбы сей узел не должен быть развязан. Молодые обходят три раза жертвенный огонь под пение мантр и только после этого они становятся мужем и женой (ритуал Агни Париная).

На свадьбе молодые кормят друг друга сладкими угощениями. Молодой муж одаривает супругу драгоценностями и наносит ей на пробор специальный красный порошок. По окончании застолья они направляются к нему в дом. На пороге невестку встречает свекровь. Девушка должна опрокинуть ногой заранее поставленный свекровью на пол кувшин с рисом и монетами, затем она становится обеими ногами в низкий таз с красной краской и проходит в свой новый дом, оставляя следы на выстланном белом полотнище.



Рассказать друзьям