Маска из микен. Золотая маска царя агамемнона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Агамемнон! - прошептал он, - Это Агамемнон!»

Так сказал 6 декабря 1876 года Генрих Шлиман. Немецкий археолог, за несколько лет до этого нашедший Трою, был уверен, что вновь победил.

Гомер, описавший в своей «Илиаде» величие Трои и вождей древности, до сих пор считался лишь мифом. Шлиман не был профессиональным археологом и история Илиона покорила его. Но поиски Трои были закончены и он был одержим новой идеей. Агамемноном - греческим царем, описанным в «Илиаде».

Так, основываясь на легендарной поэме и заметках греческого географа Павсания, 7 августа 1876 года Генрих Шлиман приступил к раскопкам. Он взял 63 рабочих, позже увеличив их до 125. Но первая могила была раскопана лишь спустя 4 месяца.

Так называемый «могильный круг А» древнегреческого города Микены - зона, где были найдены захоронения. Рядом Львиные ворота - въезд в Микены. За 25 дней с момента обнаружения первой, раскопали еще 5 могил. В которых были найдены останки 15 человек. На голове одного из них покоилась золотая маска.

«С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребение, в котором были захоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом». Эта телеграммы была отправлена Шлиманом королю Греции в день обнаружения захоронений.

Золотая посмертная маска, покрывавшая череп была вся в вековом наросте. Шлиман поднял ее вместе с черепом. В его руках останки превратились в пыль. Софья, жена Шлимана, единственная, кроме Генриха, кто видел кости. Осталась лишь маска. Очищенная, она оказалась лицом индоевропейского типа. По бокам широкого, с тонкими чертами лица, вились литые бакенбарды. Усы дугами завивались вверх над губой. По бокам в маске были приделаны отверстия для крепления к голове. Одержимый своим мифом Шлиман мечтал, чтобы это и был царь Агамемнон.

Маска оказалась не единственной. В захоронении так же были и другие останки, покрытие посмертным почетом. Но Шлиман верил.

Возраст маски датируется примерно 1600 г. до.н.э. Но принадлежала ли она вождю, разрушившему Трою, до сих пор не известно. По историческим данным, троянская война датируется 1200 годом до нашей эры. Следовательно - маска старше.

К подобному выводу приходит и В. А. Чудинов. Он доктор филологических наук, профессор. Однако, его исследования предметов древности и теория «тайнописного наследия» не признаны академической наукой. Исследовавший эпиграфику (содержание и форма надписей на твердых материалах) и палеографию (историю письма), он провел и анализ «маски Агамемнона». Проанализировав найденные им на маске письмена, он пришел к оригинальному заключению.

По его словам, надписи на бровях, бакенбардах, глазах, усах и около губ заключают в себе одно значение. «Маска принадлежала миму Яра (...) жрецу храма Мары». (В. А. Чудинов «Золотая маска Агамемнона») к его исследованию трудно отнестись серьезно, однако вывод тот же - маска не принадлежала вождю Атридов.

Сегодня маска хранится в Национальном археологическом музее Афин. Под ней стоит надпись «Маска Агамемнона, 1550-1500 гг. до н.э. Золото.»

«Я ошибся. Но тот, первый, был Агамемноном. Агамемнон должен быть здесь!»
Генрих Шлиман.

Золотая маска Агамемнона

В.А. Чудинов

Так называемая «Золотая маска Агамемнона давно привлекает внимание исследователей. Она была найдена Генрихом Шлиманом в 1876 году в Микенах, и удивила публику тем, что напоминала египетские. Позже одни ученые восторгались этой находкой, другие полагали, что маска вывезена из сокровищниц России, и не имеет никакого отношения к древней Греции.

Моей задачей было либо подтвердить местное происхождение маски, либо, напротив, указать место, из которого она, возможно, была заимствована.


Рис. 1. Так называемая «Маска Агамемнона»

Как атрибутировал данную маску Г. Шлиман? В романе-археологии К.В. Керама «Боги, гробницы, ученые» имеется глава, целиком посвященная данной проблеме - глава 5. Она так и называется: «Маска Агамемнона», откуда заимствован и рис. 1 с подписью («Золотая маска из династического погребения в Микенах. Афины. Национальный музей ») (КЕР, вклейка). В главе говорится о том, что Генрих Шлиман приступил к большой работе 7 августа 1876 года с 63 рабочими, затем число рабочих возросло до 125 человек, первая могила была вскрыта 6 декабря 1876 года, и за 25 дней было вскрыто еще 5 могил; всего были найдены останки 15 человек. Королю Греции была отправлена телеграмма: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом ». Это сообщение Керрам комментирует так: «Можно себе представить, какое потрясение испытывал Шлиман, когда он отрывал останки тех, кто, как ему казалось, жил в страстях и ненависти более двух тысяч лет тому назад. Шлиман не сомневался в своей правоте » (КЕР, с. 46).


Рис. 2. Мое чтение надписей на бровях маски

Впрочем, описания самой маски у Керама нет. Зато она воспроизведена художником на обложке книги Ф. Ванденберга «Золото Шлимана». Ванденберг так передает момент раскопок: «А Шлиман уже расчищал череп погребенного. Инструменты, прикасаясь к нему, издавали металлический звон. Безобразный, он имел странную форму. Проглядывали толстые веки, выступила узкая переносица, высокие скулы - всё это было совсем не похоже на обычные кости черепа. Прошло некоторое время, пока Шлиман догадался: на лице мертвеца лежала золотая маска, деформированная многотонной тяжестью камней.

- Агамемнон! - прошептал он. Это Агамемнон!

Всю долгую бессонную ночь Шлиман провел, питая иллюзии и думая, что нашел гробницу Агамемнона. Но следующий день несколько охладил его детский восторг. В шахте гробницы показался второй скелет, затем третий, четвертый и - днем позже, на еще большей глубине - пятый. У последнего была самая богатая из трех золотых масок. Два черепа оставались открытыми.

Но Шлиман не уверен, он близок к отчаянию. Гомер ничего не упоминал об обычае хоронить мертвых в золотых масках!

Запись в дневнике: «К сожалению, черепа этих пятерых были сильно повреждены, и их не удалось спасти. У двоих, лежащих головой на север, лица покрыты большими золотыми масками; одна из них очень сильно повреждена грунтом и камнями, и пепел к ней так крепко прилип, что невозможно сделать хорошую фотографию. Если маску долго разглядывать, то можно различить черты лица. Это большое, овальное лицо молодого человека с высоким лбом, длинным прямым носом и маленьким ртом с узкими губами. Глаза закрыты. Хорошо видны ресницы и брови».


Рис. 3. Мое чтение надписей на глазах

Вторая маска сильно отличается от этой: широкое лицо с большими щеками, маленьким лбом, рот тоже маленький, полные губы, глаза закрыты. Третья также не похожа на две другие. По словам Шлимана, «маска, покрывающая лицо одного из положенных головой на восток покойников, была сделана из более толстого золота. Черты лица отличаются. По морщинам вокруг большого рта с узкими губами видно, что это был пожилой человек. У него высокий лоб и большие глаза. Глаза открыты, ресниц и бровей нет. К сожалению, нос на маске расплющен камнем».

Под влиянием мифов у Шлимана было другое представление о героях Гомера. Те, кого он здесь нашел, были обычными людьми, без всякого божественного сияния, которое приписывалось Агамемнону и его окружению. За найденными масками не скрывались идеализированные герои - это были простые смертные, выглядевшие по-разному » (ВАН, с. 496-498). Из этого замечания Филиппа Ванденберга можно понять, что найденные изображения не соответствовали мифологическим героям. Но являлись ли они действительно масками тех самых лиц, которые стояли перед взором Шлимана? Почему он решил, что третья маска - маска пожилого человека и есть портрет Агамемнона?

Но Ванденберг так не решил, ибо нахождение последней маски он описал в следующей главе. «В волнении Шлиман опустился на колени перед останками высокого человека. Давившая сверху земля сплющила скелет на 3-4 сантиметра. Но все черты можно было распознать. Только череп мощно выступал из земли, словно камень. Он был покрыт золотой маской, толстой, искусно выполненной. И она сохранилась лучше, чем все другие. Генрих позвал на помощь Софью, и они вместе попытались ее очистить. Закончив работу, Шлиман сидел, уставившись на маску, и не мог произнести ни слова.

- Мы... - начала медленно Софья спустя какое-то время, - мы думаем об одном и том же...

Генрих взглянул на нее:

- О чем ты думаешь, Софидон?

- О том, что мы только сейчас нашли Агамемнона. Это - Агамемнон!

Невероятный успех Шлимана в Микенах был достигнут благодаря анализу книги Павсания, давшего описание могил Агамемнона и его сподвижников. Согласно этому тексту, вероятность расположения могил внутри стен была выше, чем за ними. Ученые полагали, что Павсаний имел в виду огромные купольные гробницы, включая и ту, которую мы называем «Сокровищницей Атрея», и, соответственно, упомянутые стены - это внешний контур, расположенный далеко от цитадели. Шлиман был уверен в ошибке ученых. Он настаивал, что Павсаний подразумевал огромные циклопические стены цитадели и что герои Троянской войны лежат за Львиными воротами. «Абсурд», - отвечали ученые, ибо где найти место кладбищу внутри такой небольшой цитадели на крутом холме? Да и вообще, с каких это пор древние стали хоронить покойников внутри города? В начале сентября 1876 г., с разрешения греческого правительства, Шлиман начал раскопки прямо за Львиными воротами, пробиваясь сквозь упавшие или смытые с холма обломки. До сих пор у подножия лестницы, начинающейся сразу за воротами, различим в виде полукруглой выемки конец траншеи. Шлиман повел ее на запад через небольшой участок с плоскими террасами внутри циклопических стен. Там он обнаружил остатки ряда вертикальных каменных знаков, образующих круг диаметром примерно 90 футов. Площадка явно была тщательно выровнена еще в древности, а внутри круга Шлиман нашел резной вертикальный камень, напоминающий могильный памятник. Следом обнаружились и другие камни с отчетливо различимыми изображениями воинов на колесницах. Сенсационные открытия стали частью археологической легенды, но волнение открытия до сих пор ощущается в письмах Шлимана в «Тайме» (перепечатанных на английском в «Briefwechsel II») и в его книге «Микены».

Ноябрьские дожди превратили траншеи в грязные канавы, но, дойдя до скального основания, Шлиман обнаружил высеченную в скале шахту. Это была первая из пяти прямоугольных могильных шахт, в которых он нашел останки девятнадцати мужчин и женщин и двух детей. Они были буквально усыпаны золотом. Лица мужчин закрывали изумительные золотые маски со столь отчетливыми чертами, что возникала мысль о портретном сходстве. На груди лежали великолепно украшенные «солнца» из толстого золотого листа с вдавленными розетками. У двух женщины были налобные украшения, а у одной из них - диадема. Возле тел лежали бронзовые мечи и кинжалы с золотыми эфесами и искусными инкрустациями на эфесах и клинках, в двух случаях инкрустация золотом, серебром и ляпис-лазурью по краям лезвий передавала удивительно яркие сцены охоты и боевых сражений. Были там золотые и серебряные чаши для питья, золотые шкатулки, сосуды и тарелки из слоновой кости и сотни золотых дисков, украшенных розетками, спиралями, изображениями животных и рыб. Возможно, они были нашиты на одежду и саваны. Художественное исполнение было просто ослепительным.

Шлиман не сомневался: это мир Гомера, «Илиады», и это могилы Агамемнона и его товарищей. Павсаний писал о пяти могилах - Шлиман и нашел пять. Легенда утверждала, что Кассандра родила двойню, их убили вместе с ней - и в одной из шахт две детских могилы! Но только в пятой могиле Шлиман нашел то, к чему так страстно стремился: три мужских тела в богато украшенном инкрустацией военном снаряжении, с золотыми покровами на груди и золотыми масками на лицах. Два черепа сохранить было невозможно, но третий

чудесно сохранился под массивной золотой маской… отлично видны оба глаза, а также рот, который благодаря огромному весу давящему на него, широко отрыт и показывает 32 прекрасных зуба… мужчина, должно быть, умер в возрасте тридцати пяти лет… Новость о том, что найдено довольно хорошо сохранившееся тело мужчины мифического героического века… распространилась по Арголиде, как лесной пожар, и люди приходили тысячами из Аргоса, Навплии и деревень, чтобы поглядеть на чудо.

Так написано в очерке Шлимана, опубликованном в 1880 г. в «Микенах». И, как обычно, вероятно, приукрашенном. Сообщение для «Тайме» от 25 ноября 1876 г. звучит прозаичней: «В одной из них [золотых масок] сохранилась значительная часть черепа». И ничего больше! Что касается знаменитой истории о том, как Шлиман отправил греческому королю телеграмму со словами: «Я взирал на лик Агамемнона», то мы можем сказать, что сентиментальность была в его характере. (Шлиман предпринял усилия сохранить тело, поливая его спиртом с растворенным каучуком, но попытка оказалась неудачной. Однако недавно в одном из ранее считавшихся утерянных альбомов Шлимана найдены зарисовки местного художника.)

Со своей стороны, - говорил Шлиман, - я всегда твердо верил в Троянскую войну. Мою веру в древнее сказание не могли поколебать ни мода, ни критика, и этой вере я обязан своим открытием Трои и ее сокровищ… Твердая вера в сказания заставила меня предпринять последние раскопки в акрополе [Микен] и привела к обнаружению пяти могил с их необъятными сокровищами… У меня не было ни малейшего сомнения при допущении того; что сказание, приписывающее могилы Агамемнону и людям из его окружения, совершенно справедливо.

Нужно ли говорить, что находки в Микенах вызвали сенсацию, а Шлиману принесли мировую славу. Его приветствовали в высшем европейском обществе. Британский премьер-министр Гладстон, сам изучавший античность, написал предисловие к английскому изданию «Микен». Шлиман читал лекции в ученых обществах по всей Европе. Конечно, было много и критиков: одни заявляли, что это послеримские могилы, варварское кладбище со «скифскими» масками; другие, что могилы - христианские, византийские. Но большинство согласилось - «гомеровские», то есть принадлежащие миру героев бронзового века. Разве не нашел Шлиман изображений шлемов из клыков вепря, как описывает Гомер? На инкрустированных лезвиях кинжалов не изображены ли «башенные щиты», подобные тому, что носил Аякс в «Илиаде»? А «среброгвоздные» мечи, такие, какой подарил Гектор тому же Аяксу? Наконец, новая наука археология сделала то, что прежде было невозможно: продемонстрировала связь между мифом Гомера и реальной историей. Шлиманом больше нельзя было пренебрегать. И кто бы теперь посчитал его обычным чудаком? Великий оксфордский исследователь санскрита Макс Мюллер писал:

Рад был услышать о Вашем успехе, Вы его полностью заслужили. Не обращайте внимания на нападки прессы в Германии… Ваши результаты открыты для различных интерпретаций - Вы знаете, насколько моя интерпретация отличается от Вашей и еще более от гладстоновской. Но это не влияет на мою признательность Вам за Ваше неослабевающее упорство. Я восхищаюсь самим по себе энтузиазмом, и будьте уверены, большинство людей в мире делают то же самое. Вам завидуют - вот и все; и меня это не удивляет.

Действительно ли Шлиман нашел Агамемнона? Увы! Здесь не место для анализа его находок и их реального датирования. Достаточно сказать, что шахтовые гробницы датируются XVI в. до н. э. Они появились задолго до возможной даты Троянской войны (XIII–XII вв. до н. э.). Нет даже уверенности, что они принадлежат той же династии, что и династия Агамемнона (если он существовал, хотя такое и возможно). И не все шесть гробниц (шестую нашел Стаматакис в 1877 г.) относятся к одному периоду, как думал Шлиман. Более того, они пополнялись на протяжении ряда поколений. (Второй могильный круг с такими же сказочными сокровищами был найден в 1950 г.) Теперь мы знаем, что великие архитектурные достижения микенского периода - Львиные ворота, циклопические стены и баснословные «сокровищницы» Атрея и Клитемнестры - датируются XIII в. до н. э., что именно в то время участок древних царских захоронений в шахтовых гробницах был приведен в порядок и огорожен для всеобщего поклонения. Некоторые упущения Шлимана были очевидны и в то время. Чарльз Ньютон справедливо обратил его внимание на тысячи фрагментов стремянных кувшинов - наиболее типичных гончарных изделий Микен, - найденных Шлиманом в 1876 г. Их можно было бы сравнить с гончарными изделиями, обнаруженными Ялисом на Родосе, которые по аналогии с египетским материалом можно датировать началом XIV в. до н. э., то есть достаточно близко к традиционной дате Троянской войны. В публикации о находках Шлиман полно и весьма достойно изложил результаты сравнения с родосским материалом. Но, как только речь зашла о связях между его находками в Микенах и Трое, все, что он смог указать, свелось к «бокалу для шампанского» такого типа, что он нашел здесь и видел в Тиринфе, и кубкам, «найденным мной в Трое на глубине 50 футов». Чем больше находок он делал, тем более древней и странно изолированной становилась его «гомеровская Троя».

Микенское золото это золото Шлимана, датируемое 16 - 15 веками до н.э., найденное им в период с1874 -1876 годы, а также золото найденное почти на 80 лет позже, все оно размещено в двух залах. В одном из залов золото, найденное в разное время в Микенах, датируемое 16 - 10 веками до н.э., в другом зале золото этого же периода, найденное в других районах Греции.

Генрих Шлиман (1822 - 1890) немецкий и в последствии русский предприниматель, археолог-самоучка, первооткрыватель Трои и Микенской цивилизации. В национальном археологическом музее хранятся только микенские находки Шлимана. Троянские находки археолога, а именно знаменитый клад Приама, оказались в Германии часть из них была вывезена по репарации в Россию в 1945 году. Хотя и клад Приама, и Микенское золото Шлиман приписал к событиям описанным в произведениях Гомера, но по датировке эти золотые украшения были изготовлены за несколько веков до описываемых в Илиаде событий, но это нисколько не умаляет значения находок археолога.

Общий вид первого зала, здесь представлено эолото Шлимана, обнаруженное в Микенах в так называемом могильном круге А, датируемые 1600 - 1450 гг. до н.э., всего около 14 кг золотых предметов. К сожалению Шлиман при раскопках из за стремления побыстрее добраться до основных сокровищ проводил раскопки варварским способом, уничтожая все верхние более поздние слои, за что его сильно критиковали в последствии.


Золотые погребальные маски и погребальные пластины, найденные Шлиманом в 1877 году в пределах микенского акрополя.

Маски человека с выпуклыми глазами в центре и маски двух пожилых мужчин сходного облика по краям.

Витрина с маской Агамемнона, к самому Агамемнону отношения не имеющая, поскольку старше его, пусть и мифологического, на несколько веков.

Маска Агамемнона поближе.

Соседняя маска поближе.

Погребальные пластины.

Женские золотые украшения.

Золотая посуда, браслеты и печати, обнаруженные в 1876 году, датируются концом 15 века до н.э.

Керамическая посуда из могильного круга А, возможно тоже найденная Шлиманом, хотя я не уверен, может более поздними экспедициями. Датируется 16 - началом 15 века до н.э.

Вазы с природными рисунками, 15 век до н.э., кем найдены, я то же не знаю.

Предметы изготовленные из костей животных 14 -13 века до н.э. Шлем с защитой щек и двойной кости на вершине, изготовленный из клыков.

Также в первом зале представлены, предметы найденные в 1951 - 1953 годах греческой экспедицией под руководством И. Пападимитриу и Г. Милонаса из университета Сент-Луи за пределами микенского акрополя в так называемом могильном круге Б, самые древние из них датируются 1650 - 1550 гг. до н.э., т.е. более древние захоронения, чем найденные Шлиманом. Правда золотых предметов в них было найдено намного меньше, чем в обнаруженных Шлиманом захоронениях. Вероятно, это объясняется развитием и процветанием микенской цивилизации, что позволяло правителям Микен устраивать более богатые захоронения в период, к которому относятся гробницы, найденные Шлиманом.

Маска из электрона (сплава золота и серебра), по видимому покрывала лицо больного изможденного человека.

Соседняя витрина золотые пластины, посуда, оружие.

Некоторые находки из микенского акрополя датируются более поздним периодом 15 - 12 веком до н.э. Ювелирные украшения и предметы одежды.

Большой сосуд с изображением шествия войнов в шлемах с рогами коров 12 век до н.э..

Во втором зале посвященном микенской культуре собраны предметы того же периода 16 - 10 века до н.э., найденные в поселениях и захоронениях других мест в Тиринфе и Пилосе, в Аттике, Арголиде, Лаконии, Фессалии, Волосе.

Предметы 11 - 10 веков до н.э., пластины из горного хрусталя, костяные иглы, фигурки женщин, амулеты.

Бронзовый браслет, инкрустированный золотом с рисунком в виде наутилусов.

Золотые чаши, найденные в Лаконии, с изображением сцен с быками, первая половина 15 века до н.э.

Развертка рисунков на чашах.

Бронзовый нож с ножнами, инкрустированными золотом и серебром, найденный в могиле в Пилосе, с рисунком в виде наутилусов, 15 век до н.э.

Золотые украшения и посуда, найденные в захоронении в Волосе, 15 век до н.э.

Предметы из клада, обнаруженного в нижнем городе Тиринфа, датируются 12 веком до н.э.

Золотые печати и перстни из этого же клада, но более древние, 15 век до н.э. На центральном перстне изображена сцена поднесение даров богине. На верхнем правом перстне предположительно иэображена сцена похищения женщины, поскольку изображена лодка, увеличенный оттиск прилагается.

Неопознанные предметы, но поскольку фото сделано в том же зале, предположу, что это тоже один из кладов из окрестных городов Микен того же периода 16 - 10 веков до н.э.

«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом . Своё название получила от легендарного царя Агамемнона , поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот , на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц . В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы , пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра , Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом ». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу . Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды . Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин . В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Напишите отзыв о статье "Маска Агамемнона"

Литература

  • Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. - Афины, 2006. - С. 38-39.
  • Керам К. Маска Агамемнона // . - СПб.; Нижний Новгород: КЭМ; Нижегородская ярмарка, 1994. - ISBN 5-85694-018-0 ; 5-87893-003-X.

Отрывок, характеризующий Маска Агамемнона

Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

Рассказать друзьям