Интересная физика для малышей. Классная физика! Занимательные опыты по физике для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие думают, что наука - это скучно и тоскливо. Так считает тот, кто не видел научные шоу от «Эврики». Что происходит у нас на «уроках»? Никакой зубрежки, нудных формул и кислого выражения лица соседа по парте. Наша наука, все опыты и эксперименты нравится детям, нашу науку любят, наша наука дарит радость и стимулирует дальнейшее познание сложных предметов.

Попробуйте и вы, провести дома занимательные опыты по физике для детей. Это будет весело, а главное, очень познавательно. Ваш ребенок в игровой форме познакомится с законами физики, а ведь доказано: в игре дети быстрее и легче усваивают материал и запоминают надолго.

Занимательные опыты по физике, которые стоит показать детям дома

Простые занимательные опыты по физике, которые дети запомнят на всю жизнь. Все что необходимо для проведения этих опытов - у вас под рукой. Итак, вперед к научным открытиям!

Шарик, который не горит!

Реквизит: 2 воздушных шарика, свеча, спички, вода.

Интересный опыт: Первый шарик надуваем и держит над свечкой, чтобы продемонстрировать детворе, что шарик от огня лопнет.

Во второй шарик наливаем простой воды из-под крана, завязываем и снова подносим к огню свечи. И о чудо! Что мы видим? Шарик не лопается!

Вода, которая находится в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой, а потому шарик не горит, следовательно, не лопается.

Чудо-карандаши

Реквизиты: полиэтиленовый пакет, обычные заточенные карандаши, вода.

Интересный опыт: В полиэтиленовый пакет наливаем воду - не полный, наполовину.

В том месте, где пакет заполнен водой, протыкаем пакет насквозь карандашами. Что видим? В местах прокола - пакет не протекает. Почему? А, если сделать наоборот: сначала проткнуть пакет, а затем налить в него воду, вода будет протекать через отверстия.

Как происходит «чудо»: объяснение: При разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем эксперименте, полиэтилен затягивается вокруг карандашей и не дает протекать воде.

Нелопающийся шарик

Реквизиты: воздушный шарик, деревянная шпажка и жидкость для мытья посуды.

Интересный опыт: Смазываем жидкостью для мытья посуды верх и низ шарика, протыкаем шпажкой, начиная снизу.

Как происходит «чудо»: объяснение: А секрет этого «фокуса» - прост. Для сохранения целого шарика, нужно знать, где протыкать - в точках наименьшего натяжения, которые и располагаются в нижней и в верхней части шарика.

«Цветная» капуста

Реквизиты: 4 обыкновенных стакана с водой, яркие пищевые красители, капустные листья или цветы белого цвета.

Интересный опыт: В каждый стакан добавляем пищевой краситель любого цвета и ставим в цветную воду по одному листку капусты или цветок. Оставляем «букет» на ночь. А утром… мы увидим, что листья капусты или цветы стали разных цветов.

Как происходит «чудо»: объяснение: Растения всасывают воду, питая свои цветы и листья. Это происходит благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама заполняет тоненькие трубочки внутри растений. Всасывая подкрашенную воду, листья и цвет меняют свой цвет.

Яйцо, которое умело плавать

Реквизиты: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Интересный опыт: Аккуратно кладем яйцо в стакан с обычной чистой водой. Мы видим: оно утонуло, опустилось на дно (если нет - яйцо тухлое и лучше его выбросить).
А вот во второй стакан наливаем теплую воду и размешиваем в ней 4-5 столовых ложек соли. Ждем пока вода остынет, затем опускаем в соленую воду второе яйцо. И что мы видим теперь? Яйцо плавает на поверхности и не тонет! Почему?

Как происходит «чудо»: объяснение: А дело все в плотности! Средняя плотность яйца гораздо больше, чем плотность простой воды, поэтому яйцо «тонет». А плотность соляного раствора больше, а потому яйцо «плавает».

Вкусный эксперимент: кристаллические леденцы

Реквизиты: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Интересный опыт: Берем четверть стакана воды, добавляем 2 столовые ложки сахара, варим сироп. Одновременно высыпаем немного сахара на плотную бумагу. Затем деревянную шпажку обмакиваем в сироп и собираем ею сахаринки.

Оставляем палочки сушиться на ночь.

Утром растворяем в двух стаканах воды 5 стаканов сахара, оставляем сироп остывать минут на 15, но не сильно, иначе кристаллы не будут «расти». Затем разливаем сироп по банкам и добавляем разноцветные пищевые красители. Шпажки с сахаром опускаем в банки, чтобы они не касались ни стенок, ни дна (можно воспользоваться бельевой прищепкой). Что дальше? А дальше наблюдаем за процессом роста кристаллов, ждем результат, чтобы …съесть!

Как происходит «чудо»: объяснение: Как только вода начинает остывать, растворимость сахара снижается и он выпадает в осадок, оседая на стенках сосуда и на шпажке с затравкой из сахарных крупинок.

«Эврика»! Наука без скуки!

Есть еще один вариант мотивировать детей для изучения науки - заказать научное шоу в центре развития «Эврика». О, чего здесь только нет!

Шоу-программа «Веселая кухня»

Здесь детишек ждут увлекательные эксперименты с теми вещами и продуктами, которые имеются на любой кухне. Детишки попробуют утопить мандаринку; сделать рисунки на молоке, проверят яйцо на свежесть, а также узнают, почему полезно молоко.

«Фокусы»

В этой программе собраны эксперименты, которые на первый взгляд кажутся настоящими волшебными фокусами, но на самом деле все они объясняются при помощи науки. Детвора узнает: почему не лопается воздушный шарик над свечой; что заставляет яйцо плавать, почему воздушный шарик прилипает к стенке…и другие интересные опыты.

«Занимательная физика»

Весит ли воздух, почему греет ли шуба, что общего между экспериментом со свечой и формой крыла у птиц и самолетов, сможет ли кусок ткани держать воду, выдержит ли а яичная скорлупа целого слона на эти и другие вопросы детишки получат ответ, став участником шоу «Занимательная физика» от «Эврики».

Эти Занимательные опыты по физике для школьников можно провести на уроках, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала: они углубляют и расширяют знания школьников, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Это важно: безопасность научного шоу

  • Основная часть реквизита и расходных материалов закупается напрямую в специализированных магазинах фирм-производителей в США, а потому вы можете быть уверенны в их качестве и безопасности;
  • Центр детского развития «Эврика» не научных шоу токсичных или других вредных для здоровья детей материалов, легко бьющихся предметов, зажигалок и прочего «вредного и опасного»;
  • Перед заказом научных шоу каждый клиент может узнать подробное описание проводимых экспериментов, а в случае необходимости толковые разъяснения;
  • Перед началом научных шоу детвора получает инструктаж о правилах поведения на Шоу, а профессиональные Ведущие следят, чтобы эти правила при проведении шоу не нарушались.

Надежда Лифанова
Проект «Занимательная физика»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Занимательная физика »

Цель проекта : Познакомить детей с наукой – физикой , физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Используемые материалы : отрывки из книг Акима Милованова «Физика малышам » , Елены Качур «Детская энциклопедия с Чевостиком «Увлекательная физика » , А Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей » , Л. Л. Сикорук «Физика для малышей » .

Работа с родителями : Привлекать родителей к активному участию в проекте .

Список предполагаемых опытов для проведения родителями дома с детьми :

Опыт с определением уровня воды.

Опыт с застыванием сахара «Цветные леденцы» .

Сила трения в быту.

Альбомы для рисования водой.

Сделать календарь роста и веса ребёнка от рождения до окончания проекта .

Привлекать детей к взвешиванию продуктов для приготовления пищи.

Ровно ли стоит мебель в доме?

Преодоление веса в воде «Легко ли нам плавать?»

Катание в лодке.

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Изготовление и запуск воздушного змея.

Экскурсия в планетарий.

Учить безопасному поведению в быту при пользовании электроприборами и на солнце.

План работы на октябрь в рамках проекта «Занимательная физика »

недели Тема Задачи

1 Вводное занятие : «Что такое физика Познакомить детей с понятиями «наука» , «физика » , «учёные» , известными учёными-физиками . Вызвать интерес к данной науке, желание познать её законы.

2 «Тело и вещество» . Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело , а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

3 «Жидкости, газы и твёрдые тела» .

Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел.

4 «Почему дует ветер?» Дать детям практические знания о том, как возникает ветер.

План работы на ноябрь

недели Тема Задачи

1 «Свойства твёрдых, жидких и газообразных тел» Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных форм.

2 «Пар – это тоже вода! Или почему идёт дождь?» Дать детям практические знания о том, что такое испарение. Рассказать о круговороте воды в природе.

3 «Почему идёт снег?» Дать детям практические знания о процессе замерзания . Познакомить с молекулой воды.

4 «Лёд замёрз или зачем нам сила трения?» Познакомить детей с силой трения.

План работы на декабрь

Тема Задачи

1

2 «Капиллярные силы и цветные чудеса» Познакомить детей с капиллярными силами воды. Дать практические знания о капиллярных силах воды.

План работы на январь

Тема Задачи

3 «Секреты земного притяжения. Вес или закон всемирного тяготения» «вес» и значении веса в физике – земном притяжении . Дать практические знания о весе и его использовании в быту.

4 «Секреты земного притяжения. Центр тяжести» . Дать детям практические знания о том, что такое центр тяжести.

План работы на февраль

Тема Задачи

1 «Секреты земного притяжения. Устойчивость» . Дать детям практические знания о том, что такое устойчивость.

2 «Преодоление веса в воде. Гидравлика» . Познакомить детей с понятием «гидравлика» . Дать практические представления о преодолении веса в воде.

3 «Преодоление веса в воздухе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в воздухе.

4 «Преодоление веса в космосе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в космическом пространстве.

План работы на март

Тема Задачи

1 «Рассказ Ветерка о Звуке» Познакомить детей с понятием «звук» .

2 «Звук или зачем Зайке длинные уши?» Дать детям практические знания о значении звука.

3 «Как аукнется, так и откликнется!» Дать детям знание о том, что такое «эхо» . Познакомить со свойствами звука.

4 «Рассказ Радио об электрическом токе» . Познакомить детей с понятиями «электричество» , «ток» . Познакомить со свойствами тока.

План работы на апрель

Тема Задачи

1 «Электричество в быту» Дать детям практические знания об электричестве в быту, научить правилам безопасности при пользовании электроприборами.

2 «Что такое магнетизм?» Дать практические знания о магнетизме предметов.

3 «Что такое оптика? Или Тайны Света» . Познакомить детей с разделом физики – оптикой . Дать знания об отражении света.

4 «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?» Дать детям практические знания о силе солнечного света. Научить правилам безопасности на солнце.

Итог проекта :

1. Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.

2. Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.

Примечание : Третья и четвёртая неделя декабря и первая и вторая недели января посвящены Новогоднему мини-проекту «Новый год у ворот и Тайна Рождества» .

Приходя в этот мир, ребенок постепенно и увлеченно изучает свойства окружающей среды. Такие простые и привычные явления, как дождь, снег, роса, радуга и многие другие кажутся ему загадочными и необычайно интересными. Так появляются маленькие почемучки? Но в действительности, у ребенка просыпается интерес гораздо раньше, чем он научится говорить и сможет задать взрослым все свои "почему?"

Так может имеет смысл знакомить и объяснять малышу основные свойства окружающих его предметов прежде, чем он научится говорить? Ведь наблюдать и удивляться он уже умеет.

ГОРЯЧО-ХОЛОДНО

Думаю, многие родители стараются в первую очередь научить своего ребенка понимать, что такое горячо, а что такое холодно. Ведь когда он потянется к кружке с горячим чаем, к утюгу или любому другому предмету, контактируя с которым может получить ожог, Вам будет достаточно произнести слово "горячо" и малыш отдернет руку.

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

Казалось бы, элементарные школьные знания по физике, но малыш еще не знает, что такое физика, равно как и что такое школа. Он наблюдает, участвует, задает вопросы и делает выводы. Наверняка, в первые два года своей жизни он наблюдал дождь и лужи, а потом видел, что они куда-то деваются. Наверняка, он видел, как взрослые кипятят воду в чайнике, как из него идет пар, как заваривают чай и не разрешают брать кружку, пока чай не остынет. Все это может происходить само собой, или взрослые могут обратить внимание ребенка на пар из чайника и объяснить, что же за процессы там происходят.

ПАР - ЭТО ВОДА?

Предложите ребенку вместе приготовить чай. Если его это предложение заинтересовало, тогда налейте вместе с ним в чайник воду. Обратите внимание ребенка на то, что в чайнике, кроме воды, ничего нет. Поставьте чайник на плиту, а если он электрический, то включите. Теперь вам остается только наблюдать. Когда чайник закипит, спросите, что это выходить из носика чайника, словно джин из лампы, ведь в чайник ничего кроме воды вы не наливали. Неужели вода? Чтобы наглядно доказать ребенку, что пар - это та же вода, просто подержите в струе пара ложку, но будьте осторожны, не обожгитесь. На ложке образуются капельки воды и начнут капать. Если возьмете вместо ложки тарелку, то ребенку и вовсе можно будет предложить поводить пальчиком по тарелке, убеждаясь на ощупь, что пар - это вода.

Вывод: вода превращается в пар при нагревании.

Более научное объяснение для старших деток:

Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара.

ВИДЕО КАК ВОДА СТАНОВИТСЯ ПАРОМ И РОСОЙ


ЗАСТАВЛЯЕМ ВОДУ ПОЯВИТЬСЯ

Если за окном сыро и холодно, а дома тепло и уютно, самое время наблюдать, как запотевают окна, рисовать на них разные картинки и объяснять малышу, что это тоже вода. Чтобы объяснить это явление более взрослому почемучке, предложите ему наполнить стакан водой и поставить его на часок в холодильник. Когда же ребенок достанет охлажденный стакан, то сможет увидеть, как на его стенках появляются капельки воды. Почему так происходит? Дело в том, что холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха конденсируется, то есть сгущается, и появляется в виде капель на стенках стакана.

ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ, ВОДА ПРЕВРАЩАЕТСЯ...В ЛЕД

Следующий этап - это превращение воды в лед и обратно. Рано или поздно малыш заинтересуется таким интересным и немаленьким предметом интерьера Вашей кухни, как холодильник. Что ж, можно повесить на него детский замок, а можно объяснить ребенку что это за шкаф и для чего он нужен. Позже, он будет знать где лежат его продукты, тот же творожок или йогурт и брать их на завтрак.

Если малыш уже сидит и играет в ванной во время купания, то вполне можно предложить ему прикоснуться к волшебному миру физики. С утра возьмите несколько лоточков, налейте вместе туда воды и поставьте в морозилку. Обратите внимание малыша на то, что в морозилке холодно, пусть немного подержит там ручонку, а вода жидкая и может переливаться и плескаться. Вечером же, прежде чем приступать к банно-ванным процедурам, достаньте лотки из морозилки. Предложите малышу потрогать водичку, постучите по ней, она уже не разливается, потому что превратилась в лед, стала твердой, холодной. Ребенок, наверняка, захочет поиграть льдом в ванной, опустит его в теплую воду, подержит под струей воды и, если кусок был достаточно большой, разделит его таким образом пополам. А потом холодная игрушка исчезнет.

ВАРИАНТЫ ИГР СО ЛЬДОМ - ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Что еще попробовать сделать со льдом?


  • положить в лоток маленькие предметы (игрушки), залить их водой и заморозить. Позже играть в ванной во время купания.
  • залить формы для льда водой и добавить в нее ягоды либо фрукты. К примеру заморозить листочки мяты либо кусочки лимона, а позже добавлять их в чай. Неплохая идея для жаркого лета.
  • положить кубики льда на две тарелочки. Одну поставить на стол, вторую - в холодильник или на балкон, если на дворе холодно, и наблюдать, где быстрее лед растает.
  • налить в два стакана воду - в один горячую, во второй холодную, опустить туда кубики льда и наблюдать, где скорей растает.
  • взять лоток из под конфет или форму для льда, налить туда воду и разукрасить ее разными цветами (можно использовать гуашь, можно пищевой краситель), заморозить, а позже наблюдать как цветные льдинки тают. А чтобы наблюдать было интереснее, положите на одну тарелочку красные и желтые льдинки, на вторую желтые и синие, а на третью красные и синие и наблюдайте, как талая вода окраситься в оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Если этот опыт ребятне понравится, предложите сделать цветное колесо и открыть для себя капиллярные силы и цветные чудеса . Еще цветными льдинками мы рисовали на бумаге и на фольге, наблюдая, что промокнет и впитает цвет, а что нет.

ВОДА ИЗ ПОЛНОГО СТАКАНА НЕ ВЫТЕКАЕТ

Еще один маленький фокус по физике, который наверняка удивит Ваших любознательных деток, довольно прост. Налейте в стакан теплой воды. Спросите малышей - что произойдет, если Вы положите кусочек льда в воду? Ответ скорее всего будет следующий: "Вода разольется". А теперь попробуйте. Осторожно опустите кубик льда в стакан, не расплескивая воду. Наблюдайте, как уровень воды будет подниматься по мере таяния льда, но не переливается. Почему так происходит? Дело в том, что когда вода превращается в лед, она расширяется и занимает больше места, чем в жидком состоянии. Поэтому, когда кубик льда растаял, уровень воды остался практически прежним.

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения русского ученого-физика Матвея Петровича Бронштейна, автора научно-популярных книг "Лучи икс", "Солнечное вещество" и др. Его вклад в создание квантовой теории гравитации и популяризацию науки высоко оценивали отечественные и зарубежные учёные.

В честь этого события мы подготовили для вас небольшую книжную подборку по теме "Физика" для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Александр Никонов, Яков Перельман, Елена Качур - вот неполный перечень авторов, книги которых вошли в нашу тематическую подборку.

8 книг на тему

"Физика для детей"

Матвей Бронштейн. Солнечное вещество. Лучи икс. Изобретатели радиотелеграфа

" Книга "Солнечное вещество", принадлежащая перу безвременно погибшего талантливого физика Матвея Петровича Бронштейна, представляет собой незаурядное явление в области мировой популярной литературы.

Она написана настолько просто и увлекательно, что чтение ее, пожалуй, равно интересно любому читателю от школьника до физика-профессионала. Раз начав ее, трудно удержаться и не дочитать до конца". (Лев Ландау, 1956 г.)

Книга действительно написана ясным и чрезвычайно увлекательным языком, при этом нет никаких чрезмерных упрощений при подаче материала. Книги Бронштейна можно считать золотым стандартом научно-популярной литературы для детей.

Александр Никонов. Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям

Понимаете ли вы теорию Стивена Хокинга и теорию относительности?Знаете ли и сможете ли доступно объяснить основы квантовой физики?Хотите понять самую модную науку XXI века?

Неважно, учитесь ли вы в школе или уже давно закончили ее. Если вы любознательный человек, то эта книга для вас.

Самая главная наука - это физика! Так начинает эту книгу известный публицист, популяризатор теоретической науки Александр Никонов.

Здесь вы сможете узнать: зачем нужны атомы и как они устроены; что такое электричество; виды взаимодействия в окружающем мире; откуда берется время; сколько и каких элементов содержится в организме человека.

Для старшего и среднего школьного возраста


Яков Перельман. Занимательная физика

"Занимательная физика" написана ни много ни мало сто лет назад!

Но благодаря тому, что книга поясняет и иллюстрирует фундаментальные законы физики, её содержание остаётся актуальным и сегодня.

Автор в увлекательной форме рассказал о путешествиях на Луну, о том, можно ли создать вечный двигатель, и даже о том, как мы пьём. А также о многом другом, что каждый день происходит вокруг нас.


Издательство

ИД Мещерякова



Доминик Воллиман, Бен Ньюман. Профессор Астрокот и его приключения в мире физики

Профессор Астрокот вновь отправляется в увлекательное путешествие. На этот раз - в мир физики. Физические явления окружают нас повсюду. Прогуляйтесь и убедитесь в этом сами. Вот ветер раскачивает деревья, солнце согревает всё живое, пища дарит нам силы.

Из книги вы узнаете: из чего все состоит, о ткуда берется электричество, п очему корабль не тонет в воде, а самолет держится в воздухе, к ак мы различаем цвета, м ожно ли создать плащ-невидимку и многое другое.

Для среднего школьного возраста

Лассе Левемарк. Физика без приборов

Веселые и познавательные опыты француза Тома Тита уже более ста лет помогают детям всего мира изучать окружающий мир через игру.

В Швеции, неподалеку от Стокгольма, есть даже специальный научный центр, каждый посетитель которого может поставить собственный опыт по физике, химии, биологии, астрономии, математике и провести исследование самых разных явлений природы. Сотрудники Центра и подготовили эту книгу занимательных экспериментов по физике и химии.

Для среднего школьного возраста

Издательство

ИД Мещерякова

Любовь Вайткене. Физика

Почему железная дорога летом длиннее? Почему шарик лопнет, если его сильно надуть? Отчего к магниту притягиваются все металлические предметы? Почему мы, надев лыжи, можем совершенно спокойно перемещаться по снегу, а без них проваливаемся в него?

В этой увлекательной книге вы не только получите ответы на самые интересные вопросы, но и найдете объяснение физическим явлениям которые мы встречаем на своём пути каждый день.

Здесь вы узнаете как сделать собственными руками компас, барометр или даже парашют! Благодаря этому изданию, вы с легкостью объясните все законы физики и полюбите эту непростую науку.

Для среднего и младшего школьного возраста

Яков Перельман. Для юных физиков. Опыты и развлечения

Эта книга поможет расширить кругозор ребенка, позволит обогатиться новыми знаниями о природе и пробудит умение творчески мыслить.

Здесь представлены легкие для выполнения опыты, которые можно проделать с окружающими нас предметами. Забавные истории, увлекательные задачи, парадоксальные сопоставления помогут привить интерес к познанию окружающего мира.

Материал написан в жанре занимательной науки, содержит кладезь полезных теоретических и практических знаний и предназначена для учащихся средней школы и их родителей, для учителей и всех тех, кто сохранил в себе способность удивляться окружающему нас миру.

В книге представлены еще две работы автора: "Не верь своим глазам!" и "Развлечение со спичками".

Для младшего школьного возраста

Елена Качур. Увлекательная физика

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде?

Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга?

Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой!

Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Приятного и полезного чтения:)

Для многих школьников физика является довольно сложным и непонятным предметом. Чтобы заинтересовать ребенка этой наукой родители используют всевозможные ухищрения: рассказывают фантастические истории, показывают занимательные опыты, приводят в пример биографии великих ученых.

Как проводить опыты по физике с детьми?

  • Педагоги предостерегают, не стоит знакомство с физическими явлениями ограничивать лишь демонстрацией занимательных опытов и экспериментов.
  • Опыты должны в обязательном порядке сопровождаться подробными объяснениями.
  • Для начала ребенку необходимо объяснить, что физика является наукой, изучающей общие законы природы. Физика изучает строение материи, ее формы, ее движения и изменения. В свое время известный британский ученый лорд Кельвин довольно смело заявил, что в нашем мире существует лишь одна наука – физика, все остальное — обычное собирание марок. И в этом высказывании есть доля истины, ведь вся Вселенная, все планеты и все миры (предполагаемые и существующие) подчиняются законам физики. Конечно, высказывания самых именитых ученых о физике и ее законах вряд ли заставят младшего школьника отбросить в сторону мобильник и с упоением углубиться в изучение учебника физики.

Сегодня мы попытаемся предложить вниманию родителей несколько занимательных опытов, которые помогут заинтересовать ваших детей и ответить на многие их вопросы. И как знать, может, благодаря этим домашним экспериментам, физика станет любимым предметом у вашего ребенка. И в самом скором времени в нашей стране появится свой Исаак Ньютон.

Интересные опыты с водой для детей - 3 инструкции

Для 1 эксперимента вам понадобится два яйца, обычная пищевая соль и 2 стакана с водой.

Одно яйцо необходимо осторожно опустить в стакан, наполненный на половину холодной водой. Оно сразу же окажется на дне. Второй стакан наполните теплой водой и размешайте в нем 4-5 ст. л. соли. Подождите, пока вода в стакане станет холодной, и аккуратно опустите в него второе яйцо. Оно останется на поверхности. Почему?

Объяснение результатов опыта

Плотность простой воды ниже плотности яйца. Именно поэтому яйцо опускается на дно. Средняя плотность соленой воды существенно выше плотности яйца, поэтому оно остается на поверхности. Продемонстрировав ребенку этот опыт, можно заметить, что морская вода является идеальной средой для обучения плаванию. Ведь законы физики и в море никто не отменял. Чем вода в море более соленая, тем меньше требуется усилий, чтобы держаться на плаву. Самым соленым считается Красное море. Из-за большой плотности тело человека буквально выталкивается на поверхность воды. Учиться плавать в Красном море – сплошное удовольствие.

Для 2 эксперимента вам понадобится: стеклянная бутылка, миска с подкрашенной водой и горячая вода.

При помощи горячей воды прогреваем бутыль. Выливаем из нее горячую воду и опрокидываем горлышком вниз. Устанавливаем в миску с подкрашенной холодной водой. Жидкость из миски начнет самостоятельно затекать в бутылку. Кстати уровень подкрашенной жидкости в ней будет (по сравнению с миской) существенно выше.

Как объяснить результат опыта ребенку?

Предварительно нагретая бутылка наполнена теплым воздухом. Постепенно бутыль охлаждается, и газ сжимается. В бутылке давление понижается. На воду оказывает влияние давление атмосферы, и она поступает в бутылку. Ее приток остановится лишь тогда, когда давление не выровняется.

Для 3 опыта понадобится линейка из оргстекла или обычная пластмассовая расческа, шерстяная или шелковая ткань.

В кухне или в ванной отрегулируйте кран так, чтобы из него текла тонкая струйка воды. Попросите ребенка сильно потереть линейку (расческу) сухой шерстяной тряпочкой. Затем ребенок должен быстро приблизить линейку к струе воды. Эффект его поразит. Струя воды будет изгибаться, и тянуться к линейке. Забавный эффект можно получить, используя одновременно две линейки. Почему?

Наэлектризованная сухая расческа или линейка из оргстекла становятся источником электрического поля, именно поэтому струя вынуждена изгибаться в ее сторону.

Более подробно обо всех этих явлениях можно узнать на уроках физики. Любому ребенку захочется почувствовать себя «повелителем» воды, а это значит — урок уже никогда не будет для него скучным и неинтересным.

%20%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%203%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85

%0A

Как доказать, что свет движется по прямой?

Для проведения опыта потребуются 2 листа плотного картона, обычный фонарик, 2 подставки.

Ход эксперимента: В центре каждой картонки аккуратно вырезаем одинаковые по диаметру круглые отверстия. Устанавливаем их на подставки. Отверстия должны находиться на одной высоте. Включенный фонарь располагаем на заранее подготовленной подставке из книг. Можно использовать подходящую по размеру любую коробку. Луч фонаря направляем в отверстие одной из картонок. Ребенок встает с противоположной стороны и видит свет. Просим ребенка отойти, и смещаем в сторону любую из картонок. Их отверстия больше не находятся на одном уровне. Ребенка возвращаем на то же место, но света он уже не видит. Почему?

Объяснение: Свет может распространяться только по прямой линии. Если на пути света возникает препятствие, он останавливается.

Опыт – танцующие тени

Для проведения этого опыта потребуется: белый экран, вырезанные картонные фигурки, которые необходимо привесить на нитках перед экраном и обычные свечи. Свечи нужно поставить за фигурками. Нет экрана – можно использовать обычную стену

Ход эксперимента: Зажгите свечи. Если свечу отодвинуть подальше, то тень от фигурки станет меньше, если свечу сдвинуть вправо, фигурка передвинется влево. Чем больше свечей вы зажжете, тем танец фигурок будет интересней. Свечи можно зажигать по очереди, поднимать выше, ниже, создавая очень интересные танцевальные композиции.

Интересный опыт с тенью

Для следующего опыта вам понадобится экран, довольно мощная электролампа и свеча. Если направить свет мощной электролампы на горящую свечу, то на белом полотне проявится тень не только от свечи, но и от ее пламени. Почему? Все просто, оказывается и в самом пламени имеются раскаленные светонепроницаемые частицы.

Простые опыты со звуком для младших школьников

Эксперимент со льдом

Если вам повезет, и вы у себя дома найдете кусочек сухого льда, то сможете услышать необычный звук. Он довольно неприятный – очень тонкий и воющий. Для этого нужно сухой лед положить в обычную чайную ложку. Правда, звучать ложка сразу же перестанет, как только охладиться. Почему появляется этот звук?

При соприкосновении льда с ложкой (в соответствии с законами физики) выделяется углекислый газ, именно он заставляет вибрировать ложку и издавать необычный звук.

Забавный телефон

Возьмите две одинаковые коробочки. В середине дна и крышки каждой из коробочек проткните дырку при помощи толстой иглы. В коробочках разместите обычные спички. В сделанные отверстия протяните шнурок (длиной 10-15 см). Каждый конец шнурка нужно завязать за середину спички. Желательно использовать рыболовную леску из капрона или шелковую нитку. Каждый из двух участников эксперимента берет свою «трубку» и отходит на максимальное расстояние. Леска должна быть туго натянута. Один подносит трубку к уху, а другой ко рту. Вот и все! Телефон готов – можно вести светскую беседу!

Эхо

Из картона сделайте трубу. Ее высота должна быть около трехсот мм, а диаметр около шестидесяти мм. На обычную подушку разместите часы и накройте их сверху изготовленной заранее трубой. Звук часов в данном случае вы сможете услышать, если ваше ухо будет находиться прямо над трубой. Во всех остальных положениях звука часов не слышно. Однако если вы возьмете отрез картона и поместите его под углом в сорок пять градусов к оси трубы, то звук часов будет прекрасно слышен.

Как провести с ребенком дома опыты с магнитами - 3 идеи

Играть с магнитом дети просто обожают, поэтому они готовы включиться в любой эксперимент с этим предметом.

Как вытащить предметы из воды при помощи магнита?

Для первого эксперимента потребуется масса болтиков, скрепок, пружинок, пластиковая бутылка с водой и магнит.

Детям дается задание: вытащить из бутылки предметы, не замочив при этом руки, ну и стол естественно. Как правило, дети быстро находят решение этой задачи. Во время опыта родители могут рассказать детям о физических свойствах магнита и объяснить, что сила магнита действует не только сквозь пластик, но и сквозь воду, бумагу, стекло и т.д.

Как сделать компас?

В блюдце надо набрать холодной воды и на ее поверхность положить небольшой кусочек салфетки. На салфетку аккуратно кладем иголку, которую предварительно натираем об магнит. Салфетка намокает и опускается на дно блюдца, а иголка остается на поверхности. Постепенно она плавно поворачивается одним концом на север, другим на юг. Правильность самодельного компаса можно сверить по-настоящему.

Магнитное поле

Для начала нарисуйте на листе бумаги прямую линию и положите на нее обычную железную скрепку. Медленно подвигайте к линии магнит. Отметьте то расстояние, на котором скрепка притянется к магниту. Возьмите другой магнит, и проведите тот же эксперимент. Скрепка притянется к магниту с более далекого расстояния или с более близкого. Все будет зависеть исключительно от «силы» магнита. На этом примере, ребенку можно рассказать о свойствах магнитных полей. Прежде чем рассказывать ребенку о физических свойствах магнита, нужно обязательно объяснить, что магнит притягивает далеко не все «блестящие штучки». Магнит может притягивать только железо. Такие железки как никель и алюминий ему «не по зубам».

Интересно, Вы любили в школе уроки физики? Нет? Тогда у Вас есть прекрасная возможность вместе с ребенком освоить этот очень интересный предмет. Узнайте, Как провести дома интересные и простые , читайте в другой статье на нашем сайте.

Удачных Вам экспериментов!



Рассказать друзьям