Ребенок 3 месяца любит. Все самое важное о развитии трехмесячного ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Трёхмесячный ребёнок приятно округл, оживлён и радует взгляд домочадцев. Младенческие колики значительно уменьшаются или вовсе проходят. Родительство становится ещё более приятным и радостным.

Что уметь делать ребёнок в 3 месяца?

Важная и интересная информация о том, представлена в статье детского доктора.

Информативная статья от врача-педиатра, рассказывающая о том, и каковы его основные навыки.

Дополнительно родителям будет полезно знать, и как его развивать в этом возрасте.

Узнайте полезную информацию о том, и как с ним заниматься, из статьи детского врача.

  • уверенно удерживает голову;
  • учится переворачиваться со спины на живот;
  • при поддержке стоит на опоре, выпрямляя ноги;
  • старается ухватить близко висящий предмет;
  • рассматривает человека, который с ним общается;
  • Демонстрирует «комплекс оживления».

Развитие ребёнка в 3 месяца

Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.

Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.

Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.

При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.

Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:

  1. Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
  2. Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
  3. Повторить с другой ножкой.

Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.

Научившись переворачиваться, ребёнок вполне способен упасть с открытых незащищенных поверхностей. Не оставляйте младенца без присмотра. Если малыш спит не в своей кроватке, обязательно защитите его со всех сторон подушками. Это позволит избежать неприятностей, связанных с падениями по неосторожности.

Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.

Родители могут их проверить самостоятельно:

  • поисковый рефлекс . Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
  • хоботковый рефлекс . Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
  • рефлекс Бабкина . Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.

У трёхмесячного младенца этих рефлексы уже должны угаснуть. При любых сомнениях обратитесь к неврологу!

Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.

Таким образом, может и рассмотреть всё получше.

Держа ребёнка вертикально, показывайте окружающие предметы, рассказывайте и показывайте младенцу всё, что видите. Это не только увеличит объём информации об увиденном, но и поспособствует развитию способности понимать речь.

Слух

При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.

Узнайте из статьи детского психолога, какую роль играют и насколько полезно включать такие аудио-источники для развития ребёнка.

Эмоции и поведение

Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.

Речь

Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.

Сознание

Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.

При мамином уходе малыш может заплакать и не успокаиваться до её возвращения. Младенец может не захотеть побыть на руках у одного человека и улыбаться другому.

Рост и масса тела ребёнка

Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.

Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.

Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.

Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.

Груднички, которые получают пищу по требованию, могут набирать за месяц по килограмму или даже больше. Для беспокойства нет причин. Ожирением в будущем это не грозит. Когда ребёнок начнет двигаться активнее, лишние килограммы уйдут без всяких последствий.

Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.

Питание и режим дня

К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.

К 3 месяцам молока у мамы может стать меньше. Самое главное – не паниковать и давать почаще грудь.

Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Очень подробная и содержательная статья детского доктора о том, как правильно проводить и когда эта процедура противопоказана.

Врач-педиатр в статье про рассказывает, в каких случаях его используют и как его правильно применять при проведении массажа.

  • общий массаж . Полезно перед каждым купанием устраивать, малышу, сеанс легкого массажа. Начинать с поглаживающих движений, затем переходить к легкому растиранию и вибрации. Массировать по очереди ножки, затем ручки, грудку, животик и спинку. В качестве массажного средства — вазелиновое масло. Сразу после массажа – купание;
  • гимнастика . Конечно, самостоятельно заниматься груднички не умеют. Комплекс суставной гимнастики дополняет сеанс массажа. Заключается в лёгких переворотах и ненавязчивых сгибаниях, разгибаниях ног и рук.

    Наилучший вариант, если изначально родители увидят массаж в исполнении детского массажиста. И дальше продолжат дома, следуя рекомендациям специалиста;

  • потешки . Это стишки-прибаутки для самых маленьких. Ими можно сопровождать каждое действие: одевание, купание, игры, даже стрижку ногтей, нелюбимую многими младенцами. Ребёнок, таким образом, понимает, какие действия совершаются и какие процедуры проводят;
  • игрушки . Это и погремушки, и разнообразные фигурки зверей, куклы, развивающие коврики и прочее. Обилие цвета и фактур создадут многообразие зрительных и тактильных впечатлений, помогут занять младенца на некоторое время;
  • постоянное общение и речевой поток . Гуляя с ребёнком, показывайте и рассказывайте про элементы из окружающего мира – деревья, цветы, снег, листья, мебель вокруг. Постоянно сопровождайте свои действия объяснениями. Что делаете, зачем и как. Пока что малыш многого не будет понимать. Но постоянно звучащие слова помогут в дальнейшем в приобретении навыков понимаемой и активной речи.

Обязательно прочитайте статью детского психолога, в которой описаны самые популярные и эффективные . Обзор педагогических систем поможет решить, нужно ли развивать ребёнка с пелёнок.

Педиатр наверняка зафиксирует индивидуальные параметры вашего ребенка на очередном приеме.

Даже если они не совсем соответствуют принятым нормам, не следует паниковать и искать связанные с этим заболевания.

Во-первых , ребенку наверняка передастся состояние родителей. Во-вторых , точное соответствие ни от кого не требуется.

Порой дети на несколько месяцев задерживаются в развитии , а потом резко догоняют и перегоняют своих сверстников. Особенно это касается весовых характеристик и роста.

Если же отклонения касаются психологических процессов, стоит задуматься и больше внимания уделять их корректировке.

Ребёнок в 3-4 месяца- Mamalara

Рост

По статистике, собранной в нашей стране, средний рост мальчиков в этот период — от 56,5 до 62,0 см, девочек — от 56,2 до 61,8 см.

Разница с предыдущим месяцем в росте — 3 см.

Данные по всем странам (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) указывают этот промежуток более расплывчато. Рост мальчиков задается в промежутке от 57,3 до 65,5 см., а девочек — от 55,6 до 64,0 см.

Вес

Во всем мире приняты нормы веса для мальчиков этого возраста — от 5,0 до 8,0 кг, девочки могут весить от 4,5 до 7,5 кг.

В нашей стране более строгие рамки — от 4,9 до 7,0 кг. для мальчиков и от 4,8 до 6,3 для девочек.

Разность между измерением веса в предыдущем месяце в среднем должна составлять 800 г.

При чем этот параметр должен возрастать равномерно, по 200 г. за каждую неделю .

Надо заметить, что при недоборе веса врач наверняка порекомендует вводить прикорм раньше или докармливать малыша смесью (если до этого он находился на грудном вскармливании). При избытке веса — наладить кормление по часам соответственно.

В любом случае, меры корректировки не будут иметь фатального и строго контролируемого характера.

Обхват грудной клетки

Средними считаются показатели в границах от 36,5 до 41,6 см. для мальчиков и от 41,6 до 41,4 для девочек . За месяц должно произойти увеличение этого параметра на 1 см.

Эти верхние и нижние границы возрастной нормы достаточно условны, но дают возможность составить общее представление об общем физическом развитии ребенка в данный период.

Особо следует обратить внимание на рост обхвата головы. Он может многое сказать о наличии или отсутствии патологий в развитии головного мозга в этот период.

Для малышей, родившихся раньше срока, эти нормы могут быть сдвинуты в зависимости от срока «недонашивания».

Окружность головы

Обвод головы должен увеличиться по сравнению с прошлым месяцем не более, чем на 1 см.

ВОЗ устанавливает нормы обхвата головы для мальчиков от 38,1 до 42,9 см., а для девочек от 37,1 до 42,0 см. в этот период.

Принятые в советские время стандарты — от 39,0 до 42,5 см. для мальчиков и от 38,0 до 41,2 см. для девочек.

Сон

Общая продолжительность сна к трем месяцем должна быть около 14-15 часов в сутки . Естественно, они разделены на отдельные периоды.

В среднем, период ночного сна — 3-4 часа, а дневного — 2 . Каждый период делится на стадии по 50-90 минут.

Больше половины из всего времени сна в этом возрасте — это так называемый «быстрый» или парадоксальный сон. Во время него мозговые структуры развиваются особенно стремительно.

Малыш может видеть сновидения, двигать ручками и ножками, использовать мимику во сне.

Характерной особенностью трех месяцев является установление цикла из трех стадий :

  1. Бодрствование.
  2. Медленный сон.
  3. Быстрый сон.

До этого времени младенец мог сразу из бодрствования погрузиться в быстрый сон и наоборот. Дремать малыши в этот период еще не умеют.

Также приобретение этого периода — глубокий ночной дельта-сон . Он влияет на восстановление энергозатрат и частично на процессы формирования памяти.

Именно за счет этого самого глубокого погружающего процесса у младенца есть возможность запомнить малую толику из потока лавинообразно поступающей информации.

Остальных стадий сна взрослого человека (дремоты, сонных веретен) в этом возрасте пока нет .

Питание

Для малыша по-прежнему главной и единственной пищей остается грудное молоко или адаптированная .

Не всем подходит такое расписание, но даже те, кто кормят детей по первому требованию, отмечают, что к трем месяцам количество прикладываний заметно сокращается.

За один прием малыш в среднем должен высасывать 150-160 мл. молока или адаптированной молочной смеси . В сутки это 900-960 мл.

В жаркое время года или при недостаточной влажности воздуха возможно допаивать малыша .

Что умеет?

Навыки , приобретаемые в этот период можно разделить на моторные, интеллектуальные и социальные .

К моторным относятся :

  • способность держать головку в положении лежа на животе, с опорой на локти;
  • перевороты на один и другой бок;
  • хватание и удерживание игрушек;
  • угасание ;
  • способность более продолжительное время следить взглядом за предметом;
  • умение с поддержкой (если тянуть за ручки) приподнимать туловище до сидячего положения;
  • способность захвата одной рукой другую.

Интеллектуальные включают :

  • способность вычленить человеческую речь среди прочих шумов;
  • начало исследования своих частей тела;
  • отвлечение от еды ради распознавания шума или яркого предмета.

К социальным навыкам , приобретаемым в 3 месяца можно отнести:

  • усложнение комплекса оживления (улыбка, более управляемые движения рук);
  • узнавание и различение членов семьи;
  • смех в голос;
  • осознанное привлечение к себе внимания;
  • гуление;
  • фиксация взгляда в вертикальном положении, налаживание контакта «глаза в глаза» при кормлении.

Чему и как можно и нужно научить?

Зрение

В этом возрасте особенно эффективно развивается зрительное восприятие . Помочь малышу освоить навык фиксации взгляда на предмете можно, помещая в поле его зрения яркие предметы.

Хорошо подойдут игрушки, издающие различные звуки . При чем перемещать предметы нужно медленно и по возможности расширять амплитуду движений. За счет этого увеличится пространство охвата взглядом малыша.

Для этой же цели можно развесить по дому яркие картинки и время от времени совершать неспешные прогулки по дому с малышом таким образом, чтобы он обращал на них свое внимание, фиксировал взгляд на несколько секунд.

Слух

Настал период гуления . Прислушивайтесь к звукам, которые произносит малыш и повторяйте их.

Лучше, если это будет делать не только мама, но и остальные члены семьи. Так кроха поймет, что звуки универсальны и начнет копировать их.

Для развития слуха можно поиграть вместе с малышом в «найди откуда звук» .

Включите музыкальную шкатулку, звучащую игрушку или другой источник шумовых эффектов. Потом с ребенком на руках пройдитесь по всем комнатам, ища этот источник.

Очень полезны для малыша будут танцы под любимую музыку . Кроме развития слуха, это является своеобразной гимнастикой.

Интеллект

Игра «прятки» или «ку-ку» очень хорошо подходит для развития интеллектуальных навыков малыша. Очень скоро вы заметите, что ребенок не отводит взгляд от того места, где раньше была мама или папа.

Подкрепленная эмоционально положительным зарядом (ведь близкий человек в конце концов находится!), она может стать отличным средством к становлению терпения, вниманию, памяти и многих других процессов.

Тактильные и обонятельные ощущения

Подберите или изготовьте игрушки из разных материалов. Они должны отличаться не только внешним видом, но и содержанием: насыпьте внутрь крупы, муки, комки бумаги, других наполнителей.

Их можно время от времени давать малышу в ручки или подвесить над его . Хорошо подходят в качестве наполнителей различные душистые травы: шалфей, мята, ромашка.

В магазинах также продаются игрушки с разными фактурами ткани, зеркальцем, погремушкой . Наилучшая для развития форма — в виде небольшого кольца. Так малышу будет легко обхватывать интересующий предмет.

Развитие ребенка в 3 месяца
https://youtu.be/bPXBCpTXvx0

Психическое, эмоциональное развитие

К третьему месяцу жизни ребенок становится все более социализированным и психически развитым существом. Это проявляется в:

  1. Улыбке. Она может возникать в ответ на ласковое обращение, появление знакомого лица или во сне.
  2. Гулении. В этом возрасте малыш может «разговаривать сам с собой». Постепенно (при условии постоянного общения) такие порывы сменяются подражательными элементами.

    О полноценном разговоре речи пока не идет, но контакт и желание общаться, улавливание интонаций должны проявляться вполне явственно.

  3. Сформированном комплексе оживления.
  4. Способности фиксировать взгляд в вертикальном положении , рассматривать что-либо по несколько минут.
  5. Более выраженном исследовательском инстинкте . Малыш в этом возрасте даже способен прерывать сосание ради того, чтобы прислушаться или разглядеть новый предмет.

Еще одна характерная особенность этого периода: малыш может выражать недовольство даже в том случае, если просто заскучал.

Задача заботливых родителей в такие моменты — обеспечить равномерный приток информации, не перегружая малыша ею при этом.

Развитие органов чувств

Глаза . Приобретается способность видеть на 4 метра и более. Следит взглядом в зоне диаметром до 80 см. Возникает устойчивая фокусировка взгляда на предмете.

Уши . Возникает произвольность: малыш может вслушиваться конкретно в интересующий его звук. Также ему интересно искать источник шума.

Язык . Вкусовые рецепторы пока находятся на уровне 6-го месяца внутриутробного развития. Они пока не приспособлены к восприятию никакой другой пищи, кроме грудного молока или специальной смеси.

Нос . Обоняние сформировано еще на 4-6 неделе жизни, особых изменений в 3-й месяц с ним не происходит.

Кожа . Осязательный мир ребенка расширяется, на всем теле появляется большее количество рецепторов, связанных с возрастанием связей между нейронами в головном мозгу.

Вестибулярный аппарат . Чувство равновесия становится тоньше, малыш более чутко улавливает свое положение в пространстве и учится подстраиваться под него.

Двигательная активность

Обязательными процедурами для ребенка в этом возрасте являются гимнастика, массаж, водные и воздушные процедуры . Проводить их может как специалист, так и родитель.

Главное — соблюдать правила и переключать малыша на другой вид деятельности при первых признаках недовольства.

Гимнастика . Лучше проводить ее два раза в день. Обязательные комплексы включают выкладывание на животик, подтягивание к себе до сидячего положения и пр. Можно дополнить их упражнениями на фитболе.

Массаж . С 3-х месяцев ребенок полностью готов к принятию детского массажа в полном объеме, а не только поглаживающих и потряхивающих движений.

Заботливому родителю надо знать, что он обязателен . Даже здоровый ребенок будет гармонично развиваться только при условии планомерного ухода, в который входит массаж.

Ванна . Разные специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений насчет этого процесса. Единство только в одном — вода в жизни малыша должна присутствовать ежедневно.

Общепринятая практика — наливать в маленькую теплой воды и ставить детскую «горку» для удобства. Но дело в том, что удобно это, в конечном итоге, только родителю.

Малыш в 3 месяца уже способен в полной мере получить удовольствие от водных процедур.

Тем более, что запачкаться до такой степени, что его нужно непременно целиком обработать специальным средством, ребенок за день просто не успевает.

3 месяца — особый период в жизни ребенка , еще одна ступенька к взрослению и пониманию мира.

Каждый малыш индивидуален в своем развитии, но общепринятые нормы помогут родителям узнать, в каком направлении приложить больше сил, на что обратить внимание.

В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?

Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир

Развитие ребёнка в 3 месяца жизни

В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.

В этом возрасте младенец должен уметь:

  • захватывать и крепко держать в руках игрушку;
  • реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
  • концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
  • уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
  • лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
  • пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
  • рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.

Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.

Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.

Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»

В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.

Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.

Признаки отклонений

Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.

Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять

Особое внимание заслуживают следующие состояния:

  • не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
  • держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
  • отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
  • ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
  • попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.

Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.

С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть

Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:

  • зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
  • поглаживают животик по часовой стрелке;
  • делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
  • вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.

Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.

Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.

По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.

Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.

А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.

Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.

Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.

Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.

Четвертый месяц - это своеобразный Рубикон в жизни малыша. Трехмесячный ребенок преодолел первый этап по адаптации организма к окружающему миру. То, что умеет к этому моменту малыш – результат его труда и труда его родителей. В три месяца развитие ребенка идет по всем направлениям (от физиологии до психики).

На этом этапе большое значение имеет своевременная и грамотная помощь в развитии со стороны взрослых - это массаж и развивающие игры, общение с ребенком и приучение его к распорядку дня, прогулки и меняющиеся правила кормления. Чтобы все сделать правильно, родители должны быть готовы морально и информационно к новому витку в жизни их малыша.

В 3 месяца малыш начинает активно познавать окружающий мир, запоминать формы, цвета и звуки. Желательно, чтобы родители в этот период также приложили свои усилия для всестороннего развития ребенка

Существует множество видео-советов на данную тематику, посмотрев которые, можно почерпнуть для себя много полезного (как в сфере психологии ребенка, так и в области его физического развития). Лучше смотреть материал, подготовленный специалистами. Например, доктор Евгений Комаровский доступно рассказывает, на что следует обратить внимание.

Основы физического развития малыша

Физическому развитию ребенка в 3 месяца всегда уделялось большое внимание, особенно родителями. Отчасти это связано с тем, что они легко могут определить размеры своего 3-х месячного ребенка, и таким образом оценить его нормальное физическое состояние. В осмотр малыша до года, который проводится в поликлинике по месту жительства, входит:

  • общий осмотр;
  • аускультация (врач слушает работу сердца и органов дыхания);
  • измерение объема груди и головы;
  • замеры роста и веса.

Ребенок в 3 месяца должен весить примерно от 5 до 7 кг и иметь средний рост 62 см (это касается и девочек, и мальчиков).

На все эти параметры влияют генетические особенности родителей, плодность беременности, ее течение и срок ее разрешения (раньше срока, вовремя или мама переносила малыша), а также те условия, в которых рос грудничок (питание - естественное или искусственное вскармливание, введение раннего прикорма и качество ухода).

Таблица средних размеров крохи к концу 3 месяца:

В норме ребенок набирает от 0,5 до 1 кг в месяц в этом возрасте. Возможны отклонения, например, дети, которые кормятся маминым молочком, набирают вес быстрее, чем искусственники. Если параметры 3-х месячного ребенка отличаются от заявленных, это еще не значит, что случилось непоправимое. Когда ребенок весел, активен и здоров, какает 6-8 раз в сутки и мочится до 12 раз, но немного недобрал или перебрал в весе – это не повод для паники.

Груднички, которых мама кормит грудью, переедают редко, а вот мамам деток на искусственном или смешанном кормлении надо быть внимательными к весовым показателям своего крохи. Если вам кажется, что малыш толстенький или отличается излишней худобой, посоветуйтесь с педиатром.


Родители ни в коем случае не должны игнорировать плановое посещение педиатра, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие ребенка. Важно выявить, все ли сейчас в норме, соответствуют ли реакции малыша его возрасту

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Именно рефлекторная деятельность помогает новорожденным выжить и адаптироваться к окружающей среде. Но младенец 3-х месяцев уже в них не нуждается. Поэтому в норме основные рефлексы новорожденного в 3 месяца (за исключением сосательного и рефлекса ползания) начинают угасать, остаются остаточные проявления.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

На 3-м месяце у деток нередко развивается рахит , и родители должны быть очень внимательны к своему малышу . Первый симптом - повышенная потливость . Личико крохи покрывается капельками пота во время кормления , но особенно сильно потеет головка ночью . Малыша это беспокоит , и он трется головой о матрасик , из- за чего волосы на затылке выпадают , образуется проплешинка . Также малыш становится беспокойным , пугливым , у него учащается мочеиспускание . Все это может быть следствием недостатка витамина D . При первых подозрениях на рахит требуется неотложная консультация педиатра , который назначит необходимые препараты и процедуры , а также откорректирует питание мамы и ребенка .

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» - способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.


Умение поднимать и держать головку в норме развивается к трем месяцам жизни. Оно необходимо как база для дальнейшего переворачивания, ползания и хождения

Психологические особенности малышей

Три месяца – это яркий период перемен, которые затрагивают психику грудничка, его эмоциональную сферу:

  • Основной «новинкой» в поведении является так называемый комплекс оживления. Он заключается в активной улыбке малютки, повышении его двигательной активности и в том, что он долго «болтает» (гулит и агукает).
  • На этом этапе жизни крошки идет активное развитие базовых функций его психики, сенсорного восприятия. Например, существенное изменение претерпевает зрение . Ребенок умеет отслеживать взглядом движущиеся предметы и объекты, рассматривать их.
  • Формируется предметное восприятие. Он способен распознавать комплекс свойств предмета. Для этого он старается задействовать свои сенсорные системы по максимуму (осмотреть предмет, потрогать, погрызть, потрясти, послушать звук, если тот его издает).
  • Слух ребенка также активно совершенствуется. Ребенок способен различать интонации, выделять отдельные звуки из общего шума, адекватно определять источник звуковых колебаний. Очень хорошо распознает голоса значимых взрослых, особенно заметна реакция на мамин голос.
  • Эмоциональная сфера также прогрессирует быстрыми темпами. Ребенок в этом возрасте способен обижаться, удивляться, огорчаться. Он чутко чувствует семейную атмосферу и настроение взрослых.
  • Учится методом «делаю, как ты». То есть методом импринтинга, перенимая и «записывая на подкорку» способы реагирования взрослых.

В 3 месяца малыш начинает активно агукать, как будто бы разговаривать. На самом деле это и есть общение с родителями - ребенок делится своими эмоциями, выказывает привязанность или заинтересованность

Распорядок и питание

Трехмесячный рубеж – то время, когда пора ухаживать за малышом, вырабатывая у него основы распорядка дня и приучая к основным режимным моментам. Спит кроха к этому времени еще много, но уже значительно меньше. Пару десятков лет назад нормой считалось до 18 часов в сутки, но современные дети спят значительно меньше. Малыши могут спать от 12 ½ до 15 часов. Основное время приходиться на ночь. На день остается еще до 4 часов сна.

Трехмесячный малютка способен спать большую часть ночи. В этот период и формируется «правильное» отношение к ночному сну малыша, то есть ассоциации ночи со сном. Он уже должен приучаться засыпать не с бутылочкой или под грудью, а самостоятельно. Место приема пищи и место сна нужно разнести, не стоит кормить кроху в кровати.

Общий объем грудного молока, которое съедает малыш, увеличивается до 800-900 мл./сутки, в одно кормление кроха кушает около 150 гр. В целом же, детки на грудном вскармливании сами регулируют количество молока. Если малыш искусственник – он должен съедать смесь в количестве, рекомендованном производителем, крупные дети могут кушать немного больше. Некоторые родители начинают вводить прикорм в 3 месяца. Делать этого не советуем, лучше отложить прикорм до полугода, в случае ИВ - до 5 месяцев.

На третий месяц кормления приходится один из лактационных кризисов. Это надо учитывать: ни в коем случае не нужно сокращать кормление, предполагая, что молоко «заканчивается». В этот период прекращаются приливы молока, и женщина думает, что молока стало меньше. Кроме того, ребенок проявляет интерес не только к пище, но и к окружающим предметам: он может делать перерывы в еде, оглядывая все вокруг. Поэтому некоторые мамы думают, что молоко «пропадает», и докармливают детей смесью, делать этого не стоит.


Иногда мамы путают лактационный кризис в 3 месяца с полным исчезновением молока, которого в норме пока не должно быть. Лучшей тактикой будет продолжать кормление, подстраиваясь под режим малыша

«Развивалки» для ребенка

4-й месяц жизни ребенка – время, когда пора переходить к активным занятиям с ним в периоды его бодрствования.Игры, которые может предложить мама, должны быть направлены на развитие:

  • слуха (петь малышу песенки и потешки, читать сказки в лицах, включать детские песенки);
  • речевых навыков (при разговоре с малышом, сказав предложение, замолкать, приглашая его таким образом вставить свою «фразу», со временем крошка поймет, и с удовольствием будет участвовать в таком «диалоге»);
  • тактильных ощущений (можно давать крошке предметы разной текстуры, чтобы пощупать их, например, крупы, разные ткани, предметы с необычной поверхностью и т.п.);
  • стимулировать деятельность мозга рефлекторным способом (массаж ладоней и стоп, пальчиковая зарядка и т.п.).

Игрушки для трехмесячного ребенка нужно выбирать яркие, цветные и удобные для хватания и кусания. Очень хорошо подойдут разные погремушки с кольцами. Доступно и подробно об это расскажет педиатр Комаровский в своих передачах, а также ролик по развитию крохи по методике «Леонардо».

Каждый новый день ваш малыш приобретает не только массу неповторимых впечатлений, но и необходимые навыки в развитии. Поэтому родителям так важно знать что должен уметь ребенок в три месяца?

На протяжении первых месяцев ребенок привыкал к самостоятельной жизни. Он уже адаптировался в новой среде и начинает осознанно себя вести.

Родителей интересует, какого же уровня достигает развитие ребенка в третий месяц жизни, правильно ли происходит формирование маленького организма.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка - это совокупность морфофункциональных особенностей организма, отражающих процессы биологического созревания малыша. Это позволяет определить выносливость и работоспособность крохи.

На протяжении первых месяцев жизни происходит существенная прибавка в росте и в весе. Параметры у мальчиков и девочек имеют сходные значения.

Малыши должны проходить ежемесячный профосмотр у педиатра, на котором врач измеряет антропометрические показатели. К третьему месяцу вес увеличивается в среднем на 850г, рост на 4см.

Эти данные имеют непосредственное отношение к нормальному физическому развитию ребенка в три месяца. Если значения идут на убыль, то врач-педиатр назначает комплекс лечебно-диагностических мероприятий.

ВАЖНО! Если у ребенка маленькая прибавка в весе, не спешите переводить его на смесь. Нужно проанализировать качество кормления грудью , и устранить ошибки!

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие - это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика - это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться >>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову >>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  • следит за перемещением погремушки, поворотом головы или только фиксируя взглядом;
  • изучает собственные пальчики, следит за их действиями;
  • движения рук в сторону игрушки или к маме выполняются под зрительным контролем;
  • издает гласные звуки, после звуковой стимуляции родителем, читайте также: когда ребенок начинает агукать >>>
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться >>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться ?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в три месяца постоянно корректируется в зависимости от окружающей его обстановки. Если малыш находится в состоянии, которое доставляет ему дискомфорт, он будет плакать. При испуге, недовольстве или при проявлении черт своего характера, гневный рев младенца будет обращен в сторону родителей.

ВАЖНО! Капризы ребенка стоит отличать от признаков беспокойства. В 3 месяца рано говорить об избалованности.

В трехмесячном возрасте ребенок радостно общается с использованием продолжительных звуковых цепочек. Он нуждается в общении, поэтому старается любой ценой привлечь внимание взрослых. Меняя интонацию и жестикулируя руками, младенец принимает полноценное участие в беседе. Что делает ребенок в три месяца, смотрите в этом видео:

Формирование навыков

Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:

  1. укрепляются мышцы фаланг пальцев;
  2. развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного >>>;
  3. закладываются умственные способности;
  4. формируется тактильное восприятие действительности.

ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок - это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.

Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:

  • Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышат ь>>>;
  • Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
  • Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
  • При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
  • Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.

Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.

Особенности развития недоношенного ребенка

К категории недоношенных относятся дети, рожденные раньше срока, функционально незрелые, имеющие вес меньше 2,5кг и длинной тела не более 45см. С анатомо-физиологической точки зрения, такие новорожденные отличаются непропорциональным телосложением, не сомкнутыми швами черепа, гиперемией кожных покровов и другим. Малыши требуют более тщательного ухода и оптимально повышенных условий окружающей среды.

Вес при рождении (г) <1000 1001-1500 1501-2000 >2500
Прибавка

в три месяца

рост (см) 600-700 600-700 700-800 700-800
вес (г) 2,5 4,2 3,6 3,6

ВАЖНО! Разница в освоении навыков по отношению к зрелым детям составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности младенца.

Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в три месяца являются:

  1. Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
  2. Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
  3. Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
  4. Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
  5. Формируется хватательный рефлекс;
  6. Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.

Для правильного развития недоношенного ребенка в три месяца необходимы ежедневные занятия с младенцем. Гимнастика, массаж, купание, ласковое общение, все это пойдет только на пользу малышу, и он сможет догнать своих сверстников по всем показателям.



Рассказать друзьям