Стоит ли переучивать ребенка левшу. Виктория Неймер, врач-педиатр

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13 - 21% больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. Как помочь ребенку-левше реализовать свои возможности? Об особенностях леворуких детей рассказывает руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного медицинского университета Татьяна Германовна Горячева.

Превратности природы

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие - за действия правой. Центр речи у правшей располагается в левом полушарии, которое выполняет функции зрительного и слухового восприятия, отвечает за ходьбу, пространственное и логическое мышление. Правое полушарие, в свою очередь, ответственно за интуицию, творческие способности, образное восприятие. У леворуких людей центр речи четко не установлен, он может располагаться в любом из полушарий.

У правшей доминантным (то есть ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответ­ственно, наоборот. Поэтому левшество - это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический недостаток, как считалось еще сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая левую руку к телу. Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство или «печать дьявола», однако и по сей день разгадку механизма возникновения левшества ученые найти не могут.

Зато известны причины, по которым возникает леворукость, их несколько:

1.Генетическая особенность. Левшество передается по наследству. И не только от родителей к детям, но и от бабушек и прабабушек к внукам и правнукам. К примеру, если только один из родителей левша (или в его роду были левши), вероятность рождения леворукого ребенка составляет 17%. Если же левши мама и папа, эта вероятность возрастает до 46%.

2.Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким малышам приходится очень непросто. Если обычному левше неудобно есть и писать правой рукой, то этим деткам неудобно выполнять любую работу обеими руками! В/этом случае у малыша могут возникать серьезные задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. Помочь здесь могут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

3.«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Но иногда «вынужденное левшество» - следствие непреодолимого желания ребенка стать похожим на одного из родителей, когда в подражание маме или папе левше малыш ест и пишет левой рукой.

Какими они бывают

Подавляющее большинство людей является «абсолютными» правшами - около 45%. У правшей ведущими являются правая рука, правая нога, глаз и ухо. Людей, у которых, наоборот, доминирующими являются левая рука, нога, глаз и ухо - всего 4–5%. Это «абсолютные» левши. Остальные же 50% - «парциальные левши», то есть левши отчасти. Как правило, у них преобладает правая рука, но некоторые функции они выполняют левой. К парциальным левшам можно отнести и людей, которые по ведущему глазу (или уху, ноге) правши, а по руке - левши.

Интересно, что ребенок рождается с еще не совсем установленной доминантой полушарий, поэтому сразу после рождения малыша (и даже в течение нескольких месяцев) нельзя уверенно сказать, какая рука будет ведущей: правая или левая. Иногда случается, что мозг ребенка долго не может «выбрать» ведущую руку, то есть долго не может установить, какое из полушарий станет доминантным. В этом случае у ребенка может возникнуть задержка психомоторного развития и речи. Кстати, задержки речи и логопедические проблемы у левшей встречаются очень часто и даже в том случае, если ребенок довольно рано «выбрал» руку. Просто в том случае, если малыш никак не может «определиться» с ведущей рукой, логопедические проблемы могут быть еще серьезнее. Но прежде чем бежать к логопеду, родители обязательно должны показать малыша нейропсихологу, который и будет определять программу коррекционных занятий и направит кроху к подходящему специалисту.

Очень редко встречаются такие дети, у которых обе руки ведущие. Это редкое явление называется амбидекстрией, а люди, хорошо владеющие обеими руками, - амбидекстрами. Амбидекстрам в какой-то мере живется легче, чем «простым смертным», ведь они могут писать обеими руками попеременно, носить сумку на любом плече и с легкостью делать маникюр левой на правой и правой на левой. Однако далеко не всегда амбидекстры такие уж везунчики, поскольку им труднее «переваривать» полученную информацию, труднее включаться в работу. И связано это с тем, что у них четко не определено доминантное полушарие.

«Особые» дети

Конечно, каждый человек индивидуален, и к каждому ребенку нужен персональный подход. Однако мир левши - это все-таки особый, необычный мир, пространство и время которого иные, чем у праворуких людей. Какие - описать трудно, почти невозможно, но можно отметить, что левши испытывают большие трудности с пространственным мышлением, с ориентацией на местности. Из них получаются плохие водители или портные. Зато ученые в голос говорят об уникальном развитии интуиции подавляющего большинства левшей и их способности «заглядывать» в будущее, «видеть» события прошлого. Это можно назвать «паранормальными» явлениями, однако для левшей это явление абсолютно нормально и даже естественно. Факт удивительный и кажется недостоверным, но он имеет место, и ученые до сих пор бьются над его разгадкой.

Дети-левши крайне ранимые и чувствительные натуры с тонкой душевной организацией, которым присущи чрезмерная эмоциональность и даже эмоциональная неустойчивость. Левши чаще склонны к меланхолии, к элегическим настроениям, рефлексии и депрессии. Знаменательно, что среди левшей как больше одаренных и гениальных людей (по сравнению с правшами), так и больше детей с задержками развития. Но при правильном подходе, регулярных занятиях и внимательном отношении ребенок не только способен компенсироваться, но и раскрыть в полной мере творческий потенциал, присущий левшам.

Пусть меня научат!

Пожалуй, самый важный и мучительный вопрос для родителей детишек-левшей - стоит ли переучивать ребенка и заставлять его разрабатывать правую руку? Вопрос не праздный и более чем актуальный. Ведь до сих пор в отечественных школах многие учителя даже не знают, что существуют специальные прописи для левшей! И вот они не хотят «ставить» левше руку, ведь это несколько сложнее, чем «ставить» правую: нужно особым образом располагать лист, особым образом держать ручку, чтобы не закрывать рукой тетрадь и видеть, что пишешь. Однако для многих малышей такое эгоистическое нежелание учителей и молчаливое согласие родителей становится поистине трагичным. Совершенно очевидно, что ребенку, который пишет и рисует «пассивной» рукой, выполнять эти действия намного труднее, чем праворуким детям. Ребенок пишет медленнее, делает больше помарок и ошибок - в итоге хуже учится, отстает и получает плохие отметки. И это притом, что ребенок может быть намного умнее и сообразительнее своих сверстников! У малыша появляется неуверенность в себе, зажатость, патологический страх неудач, которые перерастают в серьезные комплексы, неврозы и стойкое нежелание учиться. Вполне здоровый и благополучный ребенок может начать страдать тиками, заиканием, ночным энурезом, страхами, «писчим спазмом» - судорогами, которые возникают, когда ребенок начинает писать или просто берет в руки ручку. Страхи и неврозы могут в свою очередь затормозить общее психическое и интеллектуальное развитие, ведь ребенок постоянно находится в состоянии стресса, из которого не видит выхода. А как известно, стрессовые ситуации, постоянные страхи замедляют и парализуют психоэмоциональное развитие. Кроме того, малыш может на всю жизнь возненавидеть чтение, письмо, рисование и сам процесс обучения. Комплексы, появившиеся в детстве, человек может пронести через всю жизнь, это будет отражаться не только на его профессиональном росте, но и на общении с окружающими.

Когда-то считалось, что леворукость возникает из-за привычки, заложенной с детства. Об этом говорил известный английский невропатолог, доктор медицины Джон Джексон, автор одной из первых серьезных научных работ о левшах. По мнению доктора Джексона, всех детей-левшей необходимо переучивать, и желательно так, чтобы они могли владеть обеими руками одинаково хорошо. Долгие годы общество придерживалось этих правил, однако теперь научно доказано, что истинных левшей переучить невозможно! Как ни старайся, но ребенок все равно не сумеет писать правой рукой или выполнять мелкую работу. Несколько иначе дело обстоит с амбидекстрами и парциальными левшами, когда четко не проявлена доминантность полушария: этих малышей можно приучить делать какие-то вещи правой рукой (например, писать), но многие функции ребенок все равно будет делать левой: рисовать, есть или забивать гвозди.

Кто ты?

Понять, кто же ваш малыш, правша или левша, желательно еще до школы, чтобы избежать возможных проблем. «Латеральный профиль», то есть доминантность полушария, обычно устанавливается к 5 годам. Но иногда лево- или праворукость проявляется гораздо раньше. Понять, к какому «лагерю» относится ребенок, помогают простые тесты.

Если у вас совсем маленький ребенок, присмотритесь, какой рукой младенец тянется к игрушкам, складывает пирамидку из кубиков, пытается ухватить мелкие предметы. Если ребенок старше, проследите, какой рукой он чаще бросает мяч, берет карандаш, рисует, держит ложку, кружку, расческу.

Попросите малыша скрестить руки на груди (так называемая поза «Наполеона»), и в зависимости от того, какая рука окажется сверху, можно сказать, какая рука является ведущей.

Еще один способ определения ведущей руки - скрещивание пальцев: если большой палец левой руки окажется сверху, значит, мелкую работу ребенок чаще делает именно левой рукой, и, соответственно, та или иная доля левшества у ребенка имеется.

Пусть ребенок проденет нитку в иголку. Пассивной рукой он будет держать иголку.

Предложите ребенку послушать наручные часы и посмотрите, к какому уху он их поднесет.

Попросите ребенка попрыгать на одной ножке. С какой ноги малыш начнет, та и ведущая.

Возьмите карандаш. Пусть ребенок зажмурится и по вашей команде посмотрит на карандаш поочередно сначала левым, а потом правым глазом. Если мишень сильно смещается, когда ребенок смотрит правым глазом, значит, ведущий глаз левый. И наоборот, если цель смещается, когда левый глаз открыт, то ведущий глаз - правый.

Родителям на/заметку

Если вы удостоверились в том, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:

1.Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.

2.Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.

3.Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал - левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.

4.Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.

6.Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.

7.Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть - левой.

8.Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.

9.Помните сами и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них – Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Черчилль, Петр/I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи: все его художественные шедевры созданы левой рукой. Так же как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма - справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».

10. Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году любопытное исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13/-/21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. В любом случае левшество не недостаток, а особенность. Но при правильном воспитании и обучении эта особенность может стать и достоинством маленького левши. Не/забывайте об этом.

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких - это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей - правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой - P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP - ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL - 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши - более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

В предыдущих беседах мы обсудили вопросы происхождения леворукости, теории возникновения, возможные варианты развития доминантной руки и способы проведения тестирования ведущей руки. Однако, есть один важный вопрос, на котором необходимо заострить внимание – переучивать ли ребенка на правую руку, если он пишет левой? Нужно ли делать так, чтобы он был «как все»?

В этом вопросе мнения родителей и старшего поколения могут сильно расходиться. В советское время переучивали всех поголовно, чтоб все советские дети были правшами. Когда росла я – тенденции стали меняться, хотя меня бабушки тоже пытались переучить – мама настояла на том, чтобы все оставить как есть! Мою родственницу по маминой линии переучивали долго и упорно – в результате у ребенка сформировался невроз с заиканием, долго потом пришлось родителям исправлять последствия своих действий. Поэтому, вопрос переучивания стоит остро до сих пор, и споры по нему не утихнут.

Переучить или оставить все как есть?
Нет, конечно, можно прилагать нечеловеческие усилия, постоянно стоять над ребенком и заставлять его писать правой рукой, брать предметы правой рукой и все-таки научить его манипуляциям, как это делают правши. Многие для этого привязывают левую руку к телу, надевают на нее варежку, применяют другие системы отучения – но природу обмануть невозможно. Леворукий ребенок, даже переученный, все равно будет левшой. Нельзя взять и перечеркнуть все биологические сущности детей – это невозможно.

Но, до конца 90-х годов еще бытовала привычка к переучиванию детей в детских коллективах (садике и потом школе) и в собственной семье. Одним из мотивов для таких действий родителей, воспитателей, учителей и старшего поколения был девиз – весь мир сделан для правшей, все вещи приспособлены под правую руку, это поможет ребенку избегать множества проблем в будущей жизни. Конечно, понять родителей можно, особенно если они сами праворукие и всегда орудовали только правой рукой. Им даже помочь малышу писать первые буквы сложно – рука-то другая! Но, только правильна ли такая позиция?

При насильственной смене ведущей руки происходит грубейшее вмешательство в работу тонких структур головного мозга и его проводящих путей. Недаром мы говорили о том, что левая рука и леворукость завязаны на противоположное полушарие. Переучивание, порой очень жесткое и настойчивое, приводит к сильному и выраженному стрессу, возникают проявления неврозов. Самым частым из них становится астения (астенический невроз), при нем могут появляться признаки повышенной утомляемости и истощения нервных процессов, резко снижается работоспособность ребенка, его познавательные функции, память и внимание. Это будет резко снижать качество обучения, а ведь переучивать обычно начинают в период, когда ребенок и так сильно загружен занятиями и обучением.

Могут отмечаться бурные и негативные реакции на переучивание – отказ от выполнения действий, истерики, бурные выходки и приступы недовольства. В зависимости от пола ребенка неврозы могут несколько различаться. Если у девочек они в основном выглядят как понижение настроения постоянная подавленность и плаксивость, то у мальчишек они проявляются расторможенностью, агрессией, двигательным беспокойством и неусидчивостью. Зачастую у леворуких детей формируются фобические расстройства – их могут беспокоить страхи неудач, они боятся порицания со стороны бабушек-дедушек или педагогов, окружения ребенка.

Кроме того, расстройства психики выражаются в появлении ночных кошмаров и ужасных снов, они возникают в четкой связи с процессом переучивания, во сне дети переживают процесс переучивания в преувеличенном и особенно тяжелом виде, дети не высыпаются, утром встают разбитыми и со сниженной работоспособностью. За счет сложностей с разделением реалий и снов, их запоминанием, формируются дневные страхи. Они будут усугубляться насмешками сверстников или одергиванием педагогов. Появляются страхи темноты, дети начинают бояться смерти, им сложно оставаться надолго одним в помещении.

При легкой степени невроза и не агрессивной методике переучивания страхи будут кратковременными, и если новые стрессы не наслаиваются, страхи постепенно исчезают. Но, зачастую у левши возникает невроз навязчивого состояния, особенно там, в той обстановке, где к его особенности относятся как к весомому недостатку ребенка, где родителей сильно тревожит леворукость малыша, и они указывают ему на это. Если родители применяют методику запугиваний и угроз, заставляя детей делать все свои привычные действия только правой рукой, дети, даже если им неудобно, будут стараться это делать. Однако, правой рукой непривычные для нее действия плохо удаются, взрослые же начинают расценивать это как капризы, думают, что малыш просто не слушается, упрямится и тогда следуют незаслуженные наказания. В итоге родители формируют у ребенка «комплекс неудачника», напряженность, замкнутость и недоверие к миру остается потом с ребенком на многие годы.

Поэтому, старания родителей по облегчению для своего малыша дальнейшей жизни могут попросту испортить здоровье и психику ребенка с раннего возраста. При переучивании могут сформироваться не только неврозы, но и невротическийлогоневроз (заикание), могут проявиться недержание мочи и тики – облизывания губ, обгрызание ногтей, подергивания, мигания, наморщивание лба. Подобные явления родители могут не расценивать как проблему или не связывать с переучиванием, они могут принимать такое поведение за баловство или кривляния. При этом над ребенком начинают насмехаться, дразнить, воспитатели делают замечания, что закрепляет патологическое поведение ребенка в социуме. Ребенок будет стесняться своего состояния, будет становиться раздражительным, психованным и замкнутым. Тики проявляются вне связи с выполнением конкретных задач, усиливаются при нервозности или усталости.

Еще одним вариантом патологии нервной системы, развивающейся в ответ на переучивание, может стать истерический невроз – малыш перед походом в садик или школу перед важными событиями или выступлениями проявляет признаки сильного беспокойства с расстройством пищеварения, поносом и рвотой. Их могут сопровождать припадки психомоторного вида – падения с громким плачем навзничь, при этом дети руками и ногами молотят по полу, пытаясь всячески предотвратить страшную для себя ситуацию, отказаться от которой им не позволяют взрослые. Чтобы вернуть все на место, необходимо отказаться от идеи переучивания и, если ситуация зашла далеко, обратиться за помощью к неврологу и психологу.

В чем особенности в обучении левши?
Мы уже знаем на сегодня, что каждое из полушарий мозга берет на себя в процессе жизни определенные функции. Так, при обучении чтению правая часть мозга запоминает слова целиком, как мелодию или как картинку. А вот левое полушарие в это же время анализирует звуки, составление их в слоги и потом из них уже в слова. Также левое полушарие помогает изучать грамматические правила, в то время как сами образные значения слов отложатся в правом полушарии. Во время обучения именно левое полушарие мозга будет руководить поведением ребенка, оно будет влиять на способности выполнить задания, соблюдать дисциплину и контролировать способности к действиям. Полушарие сдерживает и эмоциональные порывы, если есть временный запрет на активность.

У левши больше активно правое полушарие, и им сложнее учиться в плане того, что нужно сдерживать двигательную активность – сидеть на занятии, не скакать и слушаться. Их поведение и обучение более затруднительно, чем у таких же одногодок-правшей. Эти дети более шумные расторможенные, есть ощущение, что у них внутри вечно работающий двигатель, который заставляет их везде лезть и успевать. Они многое выдумывают, страшные фантазеры и часто сами охотно верят в свои же фантазии. С левшой родителям будет сложнее, это дети своевольные, упрямые и с очень взрывным характером, эмоции у них хлещут через край и с ними сложно совладать.

Из-за подобных особенностей детей необходимо крайне тщательно подбирать для них методики обучения. Важно учитывать, что подготовка к школе для такого ребенка не должна включать привычные нам методики - навыки письма, чтения и математики. Изначально детям, рано начинающим погружаться в числа и буквы, будет сложно, так как для этого нужно задействовать подавленное левое полушарие. Если ребенка перегрузить информацией, ему становится сложно – он нервничает и растормаживается. Тогда можно получить замедление развития вместо пользы. Трудности в обучении могут привести к нежеланию учиться в школе и протестам.

Еще одна сложность у левши – это взаимоотношения в пространстве. Так как при письме они дают зеркальность, то есть по логике им нужно писать в другую сторону, то и запоминание пространства и направлений дается с трудом. Они сложно запоминают дни недели, месяцы, им труднее ориентироваться в тетради с линеечками и клеточками, сложно считать в столбик. Первоначально чтение также может вызывать у такого ребенка затруднения в понимании смысла, но это быстро проходит. Поэтому в его обучении необходимы четкие алгоритмы действий.

Есть еще много вопросов, связанных с этим уникальным феноменом – леворукостью и мы еще будем возвращаться к этой теме.

Малыш - левша. Откуда это?

Меня всегда удивляло желание людей соответствовать каким-то стандартам, кем-то придуманным эталонам и при этом стараться «вылепить» из своего ребенка идеального, которого требует общество. Причем уже спустя четверть века пережитки «Совка» нет-нет, да проглядываются в обществе. Страны то нет давно, а устои остались в тех, кто в ней жил и рос когда-то.

Много чего хорошего там было, но и много странного. К примеру, левшевство считалось патологией, непоправимым нарушением, которое требовало искоренения, переучивания, и не дай боже, чтобы кто-то брал ручку левой рукой, тут же следовал шлепок линейкой и двойка.

Выросшие в такой среде дети, а сейчас уже взрослые, родители, замечая такую особенность у своего чада, пугаются не на шутку, мол, ребенок левша, нужно ли переучивать и вообще караул! Такое отношение к ведущей руке у человека, отличной от правой, по крайней мере сейчас, мягко говоря, удивляет. Травля какая-то, дискриминация. И пусть в средние века левшей считали посланниками Дьявола, но сейчас 21 век на дворе, между прочим! Критиковать левшу за то, что он предпочитает пользоваться иной рукой, все равно, что травить человека за то, что у него карие глаза или, например, веснушки… Давайте разберем тему левшества в общем и поговорим о поведении родителей, если ребенок левша.

Ситуация раньше

Чтобы иметь представление о том, почему некоторые сейчас особенно беспокоятся на этот счет, следует вкратце привести некоторые исторические справки. Так, для полноты картины.

Праворукий мир никогда не принимал других людей, отличных от них, до недавних пор. Левшей считали приспешниками нечистой силы, изолировали от общества, подвергали даже телесным наказаниям, на Руси у них не было права голоса. В исламе, например, левая рука считается «грязной».

Тотальная дисциплина в советские времена, обязательное соответствие общепринятым нормам, строгие требования к чистописанию допускали так называемое переучивание левшей, т.е. всеми возможными способами запрещали использовать удобную руку и заставляли писать, манипулировать и везде применять именно правую. Методы использовались всякие, даже физическое наказание или механическое предотвращение использования левой руки путем привязывания последней к телу ребенка (кошмар!).

В конечном итоге благодаря многочисленным исследованиям, в частности, немалый вклад внес советский ученый А. Чуприков, в 1985 году был внесен законопроект о прекращении преследований левшества и защите леворукого письма.

Физиология леворуких

Способность писать левой рукой обуславливается доминированием правого полушария мозга. Как известно, каждое из двух полушарий отвечает за определенные способности и качества человека, а механизм работы носит перекрестный характер.

Так, левое полушарие контролирует правую половину тела и отвечает за логику, способность производить расчеты, речь .

Правое же ответственно за абстрактное и образное мышление, творческую составляющую и умение быстро найти выход из критической ситуации .

Про таких еще говорят: «нестандартно мыслит». Это можно объяснить, почему среди левшей очень много талантливых, гениальных, одаренных и неординарных личностей.

{reklama2}

Так почему ребенок левша? В подавляющем большинстве случаев это объясняется тем, что у него более активно правое полушарие мозга, соответственно левая половина тела, в том числе и рука, является преобладающей, ведущей. Ему удобно прыгать на левой ноге, отталкиваться от нее при старте, пинать мяч, есть, писать и брать предметы левой рукой, смотреть в подзорную трубу левым глазом и прислушиваться к шороху левым ухом.

Но ученые выделяют несколько разновидностей левшества и леворукости. Среди них:

Генетическое

Особенность передается из поколения в поколение. Наиболее высока вероятность рождения ребенка-левши у леворуких родителей. Если только мама или только папа предпочитают левую руку, то шанс снижается до 12 %;

Компенсаторное

Леворукость (именно леворукость) развивается в утробе или же при рождении вследствие травм конечностей, повреждения или изменений в левом полушарии мозга. Родовая травма, болезни матери при беременности, повышенный уровень тестостерона и прочие изменения приводят к образованию леворукости. Банальный перелом правой руки вынуждает использовать оставшуюся руку в качестве основной. Так, примерно за полгода человек способен полностью овладеть письмом и манипуляциями другой конечностью;

Ложное

Такое явление малораспространенное и носит временный характер. Проявляется в виде временном использовании левой руки у детей-правшей, которые подражают взрослым или просто экспериментируют с возможностями своего тела.

В ходе исследования леворукости выявлено много чего интересного. Например, было установлено, чем старше возраст родителей, тем выше вероятность рождения у них ребенка-левши. Статистика твердит следующее: у родителей возрастом за 30 шанс рождения левши на четверть выше, чем у молодых мам и пап до 25 лет от роду. А у беременной старше 45 лет есть почти 100 % вероятность, что малыш будет использовать именно левую ручку как ведущую.

Хоть точное возникновение левшества не изучено в полной мере, хорошим аргументом в пользу того, что это именно врожденный фактор, обусловленный генетически, является преобладание левшей среди однояйцевых близнецов, детей с хромосомным нарушениями (синдром Дауна и т.д.), аутизмом.

Особенности развития

Итак, ваш ребенок левша, особенности развития такого малыша мало чем отличаются от развития детей-сверстников. Но все же могут быть некоторые последствия преобладания правого полушария (как мы помним, оно у нас «творческое»). Последствия эти никаким образом не носят негативный характер, просто стоит их учитывать.

Такие ребятишки часто имеют явные творческие наклонности. Они более ранимы, мечтательны, забывчивы, обидчивы, изобретательны и креативны. В раннем возрасте они могут показывать свою одаренность и делать что-то лучше и раньше своих сверстников, например, читать или считать до 100.

Бытует мнение, что у таких детей могут возникнуть проблемы с запоминанием информации (запомнить буквы алфавита или стих им сложнее). Конечно, не все левши плохо учат стихи и получают двойки по литературе, но такая тенденция есть. Занимаясь с ребенком, важно предоставлять ему информацию в образах, он так лучше запомнит. Заучивая алфавит, родителям советуют показывать ребенку, на что похожи буквы, а разучивая стих можно рисовать картинку разворачивающихся там действий.

Кто-то поговаривает, что и с точными науками у них «туган». Детям сложно считать в уме, решать арифметические задачи, чертить. Такие особенности встречаются часто, но, опять же, не в 100 % случаев. Юного всемирно признанного гения Альберта Энштейна (а он тоже левша) хотели отчислить из школы за неуспеваемость по физике и другим точным предметам. К слову, он так и не получил аттестат зрелости.

В любом случае, не стоит делать из этого трагедию, поскольку ее просто нет. При домашнем обучении или при освоении школьной программы желательно делать упор на гуманитарную и творческую составляющую. Поощряйте то, что ваш ребенок делает особенно хорошо.

Первые признаки преобладания той или иной руки

Замечая признаки преобладания другой ручки у малыша, родители, возможно, захотят узнать, как определить левша или правша ребенок. Это сделать не трудно, ведь достаточно просто понаблюдать за своим ребенком или попросить сделать какие-то простые движения, например, прыгнуть на одной ноге, дать пожать руку или попросить нарисовать цветок на бумаге.

К слову, хоть многие дети и рождаются с доминированием левой половины тела, проявляется это далеко не сразу. Многие дошколята одинаково хорошо управляются обеими ручками. Таких всеумельцев называют амбидекстрами или обеерукими. Это обусловлено тем, что полушария мозга развиваются неравномерно, одно позже, другое раньше. Поощрять обеерукость полезно, но если сам малыш не противится этому. Истинное левшество можно заметить ближе к 4-5 годам, когда ребенок не только рисует левой рукой, но и использует ее как основную в манипуляциях.

Если обращаться к статистике, то левшей на свете около 8-15 %, т.е. примерно каждый седьмой из нас. Немало, согласитесь. А вот амбидекстры – настоящая редкость – 2 % населения земного шара.

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.

В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.

Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:

✓ нервного тика;

✓ заикания;

✓ дислексии;

✓ ночных недержаний (энурез);

✓ проблем с ориентацией во времени и пространстве;

✓ трудностей в учебе;

✓ раздражительности и упрямости;

✓ психосоматических заболеваний и т.д.

А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Воспитание левшей практически ничем не отличается от деток-правшей. Они одинаковы практически во всем, за исключением преобладания разных половин тела. И то, и другое – варианты нормы. Но все же некоторые рекомендации стоит дать:

✓ развивайте творческие особенности ребенка, поощряйте занятие, которые ему нравятся. Он обязательно в этом преуспеет;

не акцентируйте внимание на левшестве. Это не зачем, это порождает в голове малыша сомнения («со мной что-то не так», «я не такой, как все», «я неправильный»);

не ругайте ребенка и не старайтесь насильно заставить использовать неудобную для него руку. Детки волнуются и сильно устают от этого, могут жаловаться на усталость в правой ручке и рассеянность;

впрочем, вы можете попытаться стимулировать развитие правой руки и поощрять за желание манипулировать обеими конечностями. Это очень полезное и универсальное качество пригодится в жизни. Но никогда не заставляйте, если ребенок не хочет этого сам;

занимаясь дома, организуйте рабочее место правильно: свет должен быть справа от ребенка, стол ровный, стул со спинкой. Научите держать ручку, покажите, как правильно наклонить тетрадь;

предупредите педагогов об особенностях ребенка. Они грамотно организуют его рабочее пространство. Обязательно скажите, что вы категорически против порицания левшества;

научите малыша приспосабливаться в праворуком мире: купите ему ножницы, компьютерную мышку и другие предметы, ориентированные на левшей;

поддержите ребенка во всех начинаниях и примите его таким, какой он есть. Он уникальный и самый лучший для вас, пускай немного рассеянный и мечтательный, но это же здорово!

Заключение

Вообще тема левшества и леворукости очень интересная! Мы с вами смогли вкратце разобрать, почему ребенок левша, чем обусловлено преобладание другой половины тела, последствия насильного переучивания и каковы они – левши.

Относитесь к такой особенности своего ребенка, как к дару, таланту, норме, если хотите, но не как к недостатку или пороку ни в коем случае! Примите левшевство как данность, которую вы не можете изменить. Сейчас в праворуком мире для левшей создают все условия для максимального комфорта: дверные ручки, кнопки в лифте, клавиатуры и мыши, смартфоны, что угодно. Проблем с этим нет, не должно возникать и у вас, а тем более, у малыша.

Ситуация: Ребенок - левша. В детском саду очень старались переучить, но правой рукой он с трудом и плохо все делает, и только в том случае, если за ним следить. А левой пишет, рисует, забивает гвозди - легко и быстро. Врач в поликлинике сказал, что не нужно его переучивать, это врожденное свойство. А учительница, к которой он должен пойти в первый класс: «Никаких левшей - только правой рукой». Как поступить, нужно ли переучивать левшу?

Почему ребенок — левша?

У всех людей и высших животных мозг управляет движениями тела «вперекрест»: правая половина мозга обеспечивает движения левой стороны тела, и наоборот. Обычно левое полушарие мозга развивается лучше и, значит, правая сторона тела оказывается ведущей». Иногда же от рождения сильнее развита правая сторона мозга, и тогда, соответственно, левая половина тела становится ведущей. Это и есть обычная, естественная леворукость.

Однако известна и болезненная леворукость. Она происходит оттого, что ребенок в детстве или еще в организме матери перенес травму мозга или инфекционное заболевание. Если из-за этого оказалась ослаблена ведущая сторона мозга (от природы - левая, как у всех людей), тогда у ребенка начинает командовать неповрежденное полушарие, и поэтому он предпочитает самые трудные и тонкие движения выполнять левой рукой и вообще левой стороной тела. Само поражение нервных центров в таких случаях совершенно незаметно для окружающих и сказывается лишь в леворукости.

Леворукость у ребенка может оказаться следствием педагогической запущенности . Просто родители и воспитатели не уследили и у ребенка сформировалась привычка действовать левой рукой. В таком случае переучивать левшу можно и нужно. Об этом речь уже шла

Можно ли переучивать левшу на правшу?

Если заставлять ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, это создаст для него большие трудности: ведь у него окажется загруженной как раз слабая часть мозга. Известны случаи, когда на этой почве у детей начинались неврозы, частичные параличи, возникало заикание.

Даже в случаях естественной леворукости, когда мозг совершенно здоров, такое переучивание создает излишние трудности. Специалисты рекомендуют не переучивать такого ребенка, а добиваться , чтобы он одинаково хорошо мог пользоваться обеими руками: это вполне возможно и даже обеспечит ему преимущество в работе по сравнению со своими «нормальными» сверстниками. И, без всякого сомнения, вредно переучивать болезненных детей-левшей.

Могут спросить: а как узнать, какого рода леворукость у ребенка? Определить это может врач-невролог. Без тщательного осмотра нельзя сказать, какая леворукость проявилась - естественная или болезненная.

Будьте осторожны с переучиванием левши!



Рассказать друзьям