Как наладить контакт с ребенком: пособие для мам и пап. Как наладить эмоциональный контакт с ребенком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Это, наверно, самое сложное осознание, что ваш ребенок - совсем другой человек. Как такое может быть, если он 9 месяцев провел у вас в животе, потом вы его кормили, укладывали спать, он не мог без вас буквально ни минуты. И вдруг бац - сидит такой совсем самостоятельный трех- или пятилетний человек. В голове у него солдатики, немного "Фиксиков", он почему-то не любит манную кашу, боится динозавров и подрался с Мишкой из соседнего подъезда. Смотришь на него и не понимаешь, как все это так получилось, где искать точки соприкосновения, о чем с ним вообще разговаривать? Мы расскажем, как наладить контакт с ребенком.


Спокойствие, только спокойствие!

Понятно, что никто из нас не железный, а дети, как никто другой умеют выводить нас из себя до скорости 120 км по встречной буквально за пять секунд. Своим упрямством, бесконечными вопросами, да вот хоть "Фиксиками" этими, сколько можно смотреть одни и те же пять серий? А когда они дорастают до возраста "нет" или начинают драться во время кризиса трех лет, какое тут может быть спокойствие?

И все-таки умение спокойно выразить свои эмоции, и недовольство в том числе, поможет вам наладить доверительные отношения с ребенком. Ребенок, который растет без чувства "ох и влетит же мне", не боится признаваться родителям ни в шалостях, ни в промахах, да просто выражает свои чувство со всей искренностью.

Полезно: общая для всех в семье система правил и запретов поможет избежать многих конфликтных ситуаций. Слово "нет" должно означать "нет", а не "может быть", "ну так и быть, только успокойся". Не подрывайте свой авторитет, меняя правила каждый день.

Общайтесь на равных

Нет, это вовсе не значит, что ребенок должен держать вас за приятелей. Конечно, уважение к старшим и понимание, что родители отвечают за него, а значит, они главные, неоспоримо. Однако ребенок должен знать, что его воспринимают всерьез. Что его проблемы, страхи, переживания не маленькие и не глупые, а самые настоящие, ими можно и нужно делиться с близкими, от них не отмахнутся и не задвинут их на второй план.

Полезно: разговаривая с ребенком, присядьте так, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне. Так вы сможете поддерживать полноценный контакт, а значит, беседа будет более доверительной.

Подавайте пример

Вы можете сколько угодно убеждать, увещевать и объяснять, как нужно делать правильно, но если вы сами этого не делаете, ничего не поможет. Понимаете это и сами? Тогда хватит откладывать важные дела на последний момент, ложиться спать глубоко за полночь, перекусывать бутербродами, отказываясь от "такого полезного супчика". Нет, ну правда, ваше яблочко вряд ли упадет далеко от яблони.

Полезно: извиняйтесь перед ребенком, если вы были неправы. На полном серьезе. Это вызывает уважение.

Устраивайте семейные дни


Все просто, сначала вы идете в какое-нибудь интересное место. Есть полно мест, где может быть интересно и детям, и взрослым. Потом обедаете в кафе, в крайнем случае в зачет идет китайская еда или пицца на дом. Ноутбук в этот день используется только для того, чтобы подключить его к вашему большому плоскому экрану и посмотреть мультик или фильм, на который вы не успели с ребенком в кино, потому что сдавали квартальный отчет или делали что-то такое же важное и неотвратимое. Мобильный телефон только для экстренных вызовов. Когда такие дни станут для вашей семьи традицией, вы поймете, что ваш ребенок на самом деле - ваш лучший друг.

Вам легко бывает найти контакт с Вашим ребёнком? Легко говорить ему добрые и ободряющие слова? Или случается, что кроме «Молодец, хорошо» трудно бывает добавить что-то ещё?

blog.marusya.by

Какие же слова нужно обязательно говорить вашему ребёнку?

Часто родители делятся со мной, как детским психологом во время моих тренингов или консультаций:

Понимаете, особенно много добрых слов в детстве никто не говорил.. Это как-то непривычно. И мне сложно что-то придумывать каждый раз. Просто не знаю, что говорить, чтобы выразить ребёнку свою поддержку и свою веру в него.

Чтобы Вам было проще, я составила для Вас список фраз, которые вы можете использовать при общении с Вашим ребенком , а также распечатать и дать тем взрослым, кто принимает участие в воспитании ребёнка.

Эти фразы можно и нужно говорить не только маленьким детям, но обязательно школьникам и подросткам. Обязательно!

Это не хвалебные фразы. Это фразы, которые помогают ребёнку ощутить Вашу поддержку и Вашу веру в него, дают ему почувствовать, что вы его любите, понимаете, принимаете. Что рядом с ним Вам хорошо. Что с ним всё в порядке.

Это фразы, которые вдохновляют и поддерживают Вашего ребенка. Применяйте их в ежедневном общении с ним. Это поможет Вам построить более гармоничные отношения с ребенком!

Опишите, что вы видите:

  • Вот это да! Комната чистая!
  • Ух ты! Постель застелена!
  • Вот это да! Книги ровно лежат на полке!
  • Я вижу, тебе очень нравится рисовать.
  • Какие яркие краски ты используешь!
  • Я вижу, что ты очень постарался!
  • Я вижу, ты сам выбрал себе одежду!
  • Я вижу, как аккуратно ты сложил свою пижамку.
  • Я вижу, что ты сам убрал со стола!

Опишите, что вы чувствуете:

  • Мне так приятно заходить в такую чистую комнату.
  • Я очень люблю заниматься и играть с тобой.
  • Когда смотрю на яркие шарики на твоём рисунке, мне так радостно.
  • Я так рада, когда ты дома.
  • Я чувствую, что мы с тобой как одна команда.
  • Мне очень приятно, когда ты так говоришь.
  • Я так счастлива, что ты у нас есть.
  • Мне очень приятно, когда ты мне помогаешь.

Покажите веру в ребенка:

  • Я тебе доверяю.
  • Я в тебя верю.
  • Я уважаю твоё решение.
  • Это непросто, но у тебя обязательно получится.
  • У тебя всё получается, если ты только захочешь.
  • Ты всё верно делаешь.
  • Ты всё правильно понимаешь.
  • Как у тебя это получилось?
  • Научи меня, как это у тебя получается.
  • Ты делаешь это лучше чем я.
  • У тебя получается это лучше чем у меня.

Поблагодарите за время, проведенное вместе:

  • Я очень ценю время, которое мы с тобой проводим вместе.
  • Я с нетерпением жду, когда мы сможем снова поиграть завтра.
  • С тобой очень интересно.
  • Мне очень понравилось, как мы поиграли.
  • Я рада, что ты дома.
  • С тобой очень интересно и приятно играть.

Обратите внимание на усилиях и стараниях

  • Как ты стараешься!
  • Я вижу, ты очень много труда вложил в это.
  • Я вижу, как сильно ты старался.
  • Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!
  • Получается очень здорово.
  • Могу представить, сколько времени на это ушло!
  • Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!
  • Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!
  • Твои труды привели к хорошему результату!

Благодарите за помощь и вклад

  • Как найти контакт с ребёнком?
  • Спасибо больше тебе за то, что ты… (за конкретное дело).
  • Спасибо за то, что ты сделал.
  • Спасибо большое за твою помощь.
  • Спасибо за твоё понимание.
  • Это очень большая помощь для меня, спасибо.
  • Ты мне так хорошо помогаешь!
  • Благодаря тебе я всё закончила быстрее.
  • Благодаря тебе у нас теперь так чисто.
  • Благодаря тебе вещи теперь не раскиданы по полу.

Помогаем ребенку самому оценить свой результат

  • Что ты сам думаешь об этом?
  • Представляю, как тебе самому приятно!
  • Что тебе здесь самому больше всего нравится?
  • А как ты сам думаешь?
  • А что ты сам думаешь об этом?
  • А как тебе самому кажется?
  • А тебе самому как бы хотелось?

Уважаемые читатели! Как вы хвалите своего ребенка? Какими словами побуждаете к действиям? Ждем ваши комментарии!

Найти общий язык с ребенком и сделать так, чтобы мыслями он находился здесь и сейчас, не так просто, как кажется на первый взгляд. Как наладить контакт с ребенком для легкого комфортного общения?

Составляющие речевого развития

Общение состоит из трех компонентов, каждый из которых является отдельным уровнем со своими характеристиками и проблемами, которые могут возникнуть.

Первый – это контакт, во время которого проявляется заинтересованность ребенка в общении, его желание вести разговор, поддерживать и направлять в нужное русло.

Второй – это понимание речи, так как ему необходимо реагировать на то, что его говорят и в соответствии с этим выстраивать дальнейшие действия, реплики и суждения.

Третий – активная речь, которая позволяет вести разговор. Улучшая речь ребенка, необходимо работать над всеми компонентами, но начинать следует с контакта.

Более подробно вопрос развития активной речи описан в статье

Для полноценного общения недостаточно понимать речь и уметь использовать активную речь. Эти два умения теряют все свои преимущества, если ребенку не интересно, скучно или он не может поддерживать общение в силу ряда причин.

Он не желает проводить время со взрослыми и общаться с ними или же он все время молчит, предпочитая быть слушателем. Работа над пониманием речи не решит эту проблему, поэтому разобраться следует с контактом.

Как строится контакт?

Контакт – это необходимость для любого вида общения, именно он является важнейшей составляющей коммуникации. Можно выделить три базовых составляющих, на основании которых строится контакт.

  • Ощущения

Здесь речь идет об ощущениях, которые передаются через сенсорные системы – тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные, проприоцептивные и т.д. Очень многое влияет на то, что человек чувствует и как именно происходит связь с окружающей средой.

Особенно важно это для детей, которые собственным ощущениям обычно доверяют больше, чем тому, что они слышат от взрослых. Общение можно выстраивать на основе ощущений, делиться ими и анализировать их.

  • Эмоции

Каждый день человек сталкивается с определенными эмоциями – с радостью, удивлением, счастьем, грустью, печалью, восторгом, злостью, стыдом, облегчением. В течение дня эмоции сменяют друг друга, в зависимости от того, с какими ситуациями приходится сталкиваться.

У ребенка в младшем дошкольном возрасте еще не такой большой перечень эмоции, который он испытывает каждый день, однако это влияет на его настроение.

Когда ребенку грустно, то он не хочет заниматься как с родителями, так и с педагогами. Поэтому перед началом занятия следует развеселить малыша, понять его проблемы.

  • Идеи

Они руководят многими детскими поступками. Постепенно в голове появляются мысли, они формируются в конкретные образы, которые в дальнейшем переходят в действия. Идеи тесно связаны с желаниями и интересами ребенка. На основании этого он решает, что ему делать (например, посмотреть мультик или поиграть в лего).

Рассматривая ощущения, эмоции и идеи, необходимо анализировать эти составляющие во взаимодействии, так как они постоянно влияют друг на друга. Когда ребенок решает поиграть в свою любимую игру (у него возникает идея). Он при этом испытывает определенные эмоции (обычно положительные, когда у него все получается) и ощущения (он видит происходящее, чувствует, слышит).

В каждой игре есть те составляющие контакта, которые преобладают. Например, в потешке «идет коза рогатая» преобладают ощущения (тактильные и проприоцептивные) и эмоции (так как от игрового процесса ребенок чувствует радость), но сама идея теряется и присутствует только косвенно (ее использует взрослый чтобы поддерживать нить игры).

Три шага для комфортного общения

Причин, по которым малыш отвлекается, может быть множество. Это трудности саморегуляции, особенности работы сенсорных систем, плохое самочувствие, настроение, озадаченность мыслями, нежелание заниматься в данный момент. Все это затрудняет общение родителей, педагогов и логопедов с ребенком.

Сегодня мне хочется предложить простой алгоритм, который состоит из трех шагов. Это позволит наладить контакт с малышом и достичь взаимопонимания.

Шаг первый: «Оценить»

Оценка ситуации и ее анализ являются фундаментом для дальнейшего контакта с ребенком. Этот шаг включает в себя такие моменты:

  • Следует понять предпочтения ребенка, его интересы и увлечения. От этого уже можно будет .
  • От чего расстраивается ребенок, и какие ситуации заставляют его чувствовать себя неловко. Такие детали проявляют себя уже в первые минуты общения.
  • Какое место и какое время являются оптимальными для занятий исходя из загруженности ребенка и его распорядка дня.

Шаг второй: «Следовать»

Дети ценят, когда взрослые доверяют им и вливаются в их среду. Чтобы наладить контакт, можно воспользоваться такими рекомендациями:

  • Для начала достаточно быть рядом с ребенком, не настаивая при этом на своем. Такой подход позволит сблизиться и найти общие интересы и темы для разговоров.
  • Совместным интересам следует уделить достаточно внимания. Чем больше точек соприкосновения будет выявлено, тем лучше.
  • Мелкие шаги лучше резких действий. Они позволят укрепить взаимоотношения за счет надежного фундамента.

Третий шаг: «Развивать»

Любой контакт, который достигается с ребенком, нужно развивать. Желание стремиться к лучшему должно быть во всех жизненных сферах, в том числе и в общении с детьми.

Стоит помнить, что:

  • Контакт – это основа взаимоотношений с ребенком, он является «цементом», который впоследствии скрепляет отношения. Общение позволяет детям познавать окружающий мир (как самостоятельно, так и при помощи взрослых).
  • Каждый шаг вперед должен поощряться.
  • Общей целью является расширение навыков, к ней можно идти как прямо, так и через вспомогательные задачи.

Несколько простых условий для укрепления контакта

  1. Необходимо прислушиваться к его желаниям – какой вид деятельности больше нравится, какой формат занятий больше привлекает.
  2. Тема разговора должна быть интересной для малыша – для начала можно обсуждать любимые сказки и мультфильмы. Также малыш может делиться своими желаниями, фантазиями. Не обязательно, чтобы предмет разговора был реальным, он может быть вымышленным. Главное, чтобы он привлекал ребенка.
  3. Не стоит «давить», если малыш в данный момент не настроен на беседу. Необходимо подобрать то время, когда у него будет хорошее настроение. И тогда наладить контакт получится намного быстрее.
  4. Регулярные занятия с разнообразными упражнениями. Предлагайте ребенку что-то интересное и делайте это изо дня в день. Только то, что делается на регулярной основе, принесет желанные плоды.

Когда контакт найден можно будет переходить к развитию понимания речи и активной речи. Контакт является хорошим фундаментом для коммуникации. Без него другие составляющие обесцениваются и теряют свою практическую значимость.

Необходимо строить занятия с ребенком так, чтобы развитие и укрепление интереса стояло на первом месте. А уже после подключаются все остальные навыки и умения.

Контакт с ребенком устанавливается постепенно, через изучение его желаний, привычек и личностных качеств. Тактичность и неспешность сделают общение познавательным и интересным для ребенка.

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача - развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми - частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый - взрослый», а с позиции «ребёнок - ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый - ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, - это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

- Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

- Ух ты, это фиксик? - спрашиваете вы.

- Фиксик, - отвечает ребёнок после небольшой паузы.

- А как зовут этого фиксика? - развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса - это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

- Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, - обращается он к ребёнку.

- Они ведь синие, - отвечает тот.

- Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

- Они же у вас на носу, - с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход - предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми - это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях ниже.

Поиск всевозможных путей контакта с ребенком , начиная с перинатального периода, очень важен. Важность заключается в том, что установив и постоянно поддерживая контакт с детьми, мы находим общие с ними интересы, помогаем им успешно расти и развиваться, что также способствует и нашему росту. Когда мы умеем устанавливать контакт с нашими детьми в любой ситуации, какая бы они ни была, мы становимся такими родителями, которым можно легко .

Как найти пути установления контакта с детьми?

Но оставаться на достигнутом нет смысла. Ребенок растет, меняются его интересы, и если вы хотите оставаться «на связи» с вашим чадо всегда, неустанно проводите анализ эффективности ваших действий. Обращайте больше внимания на себя, меняющиеся отношения с ребенком, и за взаимоотношениями. Результат не заставит себя долго ждать, не смотря на то, что установление контакта с ребенком бывает не легким.

Ваша безоценочность.

При установлении контакта , старайтесь избегать оценочных суждений и навязывания своего мнения. Ребенок имеет право на свое мнение, намерения, высказывание. Взрослым необходимо это учитывать и уважать. К нарушению контакта приводит постоянное навязывание ребенку мнение взрослых. В результате происходит и непонимание между родителями и детьми, между и их подопечными.

Как добиться безоценочности по отношению к детям?


Контактируйте с детьми, будьте в курсе событий их жизни. Делайте это искренне, с радостью, не навязчиво. Установление контакта — прямой путь к взаимопониманию в вашей семье!

Очень хотелось бы получить от вас обратную связь, дорогие мои читатели. Может быть вам есть что добавить к сказанному? А может быть вы с чем – то не согласны? Я рада ответить на все ваши комментарии, которые находятся внизу страницы.



Рассказать друзьям