Организованная двигательная деятельность в детском саду. Доклад: Модель двигательной активности в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Организация двигательной активности в ДОУ.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем:

- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) .

- зависимость двигательной активности от времени года (наиболее высокие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут, интенсивность – 70 дв. мин. В осенне – зимний период года показатели колебались в пределах 13200 – 15600 движений, 270 – 280 мин., 50 – 60 дв. мин.)

- индивидуальные особенности детей, их возраст

- состояние здоровья

- дифференцированный подход

Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй.

Двигательный режим нашего ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

В санитарно – эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

Кулак Светлана Александровна

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

Росту физической работоспособности;

Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

Наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

Изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

Выбирать место для проведения игр,

Изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

Определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Чередование активной и пассивной деятельности;

Использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Традиционный комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в игровой форме

С использованием полосы препятствий

С включением оздоровительных пробежек

С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

С использованием тренажеров или спортивного комплекса;

Пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Оздоровительный бег на воздухе;

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

Прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

Традиционное

Игровое

Сюжетное

По интересам

Тематическое

Комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

«Коммуникативные танцы-игры» - Танцы с несложными движениями. Учиться надо весело. Особенности коммуникативных танцев - игр. Организация положительной эмоциональной обстановки. Коммуникативные музыкальные танцы- игры в социально –личностном. Использование коммуникативных танцев-игр. Разнообразный репертуар. Все больше детей с неадекватной самооценкой.

«Двигательная активность детей» - Езда на велосипеде. Двигательная активность часто болеющих детей на воздухе. Настольный теннис. Физические нагрузки различной интенсивности. Баскетбол. Большое значение имеет закаливание на воздухе. Острое респираторное заболевание. Виды оздоровительно-развивающих игр для часто болеющих детей. Быстрая ходьба.

«Подвижные игры детей» - «Бездомный заяц». «Зайка серый умывается». «Ловишки». Игры с бегом. «Пастух и стадо». «Подбрось-поймай». «Прятки». «Птички и кошка». «Цветные автомобили». «Найди себе пару». «Лиса в курятнике». «Сбей кеглю». «Самолёты». Подвижные игры. «Найди, где спрятано». «Кто ушёл?». «Лошадки». «У медведя во бору».

«Физкультурный уголок в детском саду» - Кольцеброс. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким. Задача воспитателя. План консультации. Главная цель. Игры с "тихим тренажером". Кто спортом занимается, тот силы набирается. Выносной материал. Средний дошкольный возраст. Задачи физкультурного уголка. Младший дошкольный возраст.

«Двигательная активность в ДОУ» - Приоритеты форм двигательной активности. Совместная деятельность. Работа с родителями. Двигательная активность. Предлагаем примерную цепочку. Физкультурно-оздоровительная работа. Создание системы двигательной активности. Физкультурные минутки. Роль дневного сна. Индивидуальная работа. Праздник мыльных пузырей.

«Физическое воспитание дошкольников» - Формы физического воспитания. Утренняя гимнастика. Образовательные задачи. Игрушка. Физкульминутки. Пальчиковая гимнастика. Консультации. Прогулка. Спортивные игры. Работа в группах. Воспитательные задачи. Задачи физического воспитания.

Всего в теме 12 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей. Задачи: 1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность». 2.Формы организации двигательной активности. 3. Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре.

Основные признаки утомления (по Н.Аксариной): 1.нарушение недавно сформированных умений; 2.нарушение координации мелких движений, замедленность их; 3.длительные отвлечения; 4.примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.); 5.появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание; 6.повышенная раздражительность; 7.зевота.

Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.

В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную ДА частично – регламентированную ДА нерегламентированную ДА

Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр). Нерегламентированная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей: чередование активной и пассивной деятельности; увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания; использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию. отсутствие творчества в двигательной деятельности.

повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; росту физической работоспособности; нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем; появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. Двигательная активность способствует:

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям: - утренняя гимнастика - гимнастика после дневного сна - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей

Формы организации утренней гимнастики Традиционный комплекс утренней гимнастики Утренняя гимнастика в игровой форме С использованием полосы препятствий С включением оздоровительных пробежек С использованием простейших тренажеров.

Варианты гимнастики после дневного сна Варианты гимнастики после дневного сна - разминка в постели и самомассаж; - гимнастика игрового характера; - с использованием тренажеров или спортивного комплекса; - пробежки по массажным дорожкам. Гимнастика после дневного сна

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: - дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; - совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; - развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; - воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Физкультминутка Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Цель: - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия - обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Дополнительные виды занятий двигательного характера оздорови тельный бег на воздухе; пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке; прогулки-походы в парк; корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела; использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Способы увеличения ДА во время НОД: В водной части занятий нужно не допускать бесцельных двигательных движений, продумать музыкальное сопровождение для поднятия настроения, создания положительных эмоций. При организации О.Р.У. важен подбор упражнений, смена исходных положений, использование мелких пособий позволяет повысить интерес детей к выполнению упражнений и увеличить нагрузку. И, конечно, использование музыки. Она задаёт ритм, темп упражнений, может объединить их в единый сюжет. Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности нужно сочетать следующем образом: упражнения высокой степени интенсивности с упражнениями с низкой нагрузкой. Например: бег за мячом и ведение мяча правой и левой рукой на месте. Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой, которая носит вариативный характер. В заключительной части занятия необходимы упражнения на восстановление дыхания

Круговая тренировка - серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединённых в комплекс. Упражнения обычно выполняются в порядке последовательного прохождения 4-5 "станций", которые расположены в зале или на площадке по кругу. Используя метод круговой тренировки можно оказывать разностороннее воздействие на организм занимающегося, развивать его двигательные качества.

Примерные комплексы прохождения "станций" Комплекс №1 1.Пролезание под дугами. 2.Прыжки из обруча в обруч. 3.Ходьба по канату, лежащем на полу. 4.Метание мяча в цель. Комплекс №2 1.Ходьба по ребристой доске. 2.Прыжки через скакалку. 3.Подтягивание на руках, лёжа на лавочке, с продвижением вперёд. 4.Подбрасывание мяча вверх с ловлей (различные варианты) Комплекс №3 1.Ходьба по скамейке(разные варианты) 2.Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд. 3.Передача мяча в парах. 4.Бег "змейкой" между предметов.


Под руководством педагога и руководителя физического воспитания в детском саду ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультурное занятие, лечебная гимнастика (по назначению врача ее проводит инструктор ЛФК или медсестра, прошедшая специальную подготовку), подвижные игры и упражнения на прогулках, гимнастика после дневного сна, физкультминутки.

Один раз в 2 недели проводится физкультурный досуг, один раз в 3 месяца - физкультурные праздники и дни здоровья. Организованная двигательная деятельность детей составляет не менее 1,5 - 2 ч ежедневно.

Все формы физкультурно-оздоровительной работы позволяют решить общую задачу укрепления здоровья детей и удовлетворение их потребности в движении (профилактика гиподинамии), однако они решают и ряд специфических задач.

Утренняя гимнастика в детском саду является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Зарядка способствует синхронному включению в работу всех физиологических систем организма после сна.

При проведении утренней гимнастики необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • если кто-то из детей не хочет заниматься физическими упражнениями в один из дней, не следует его заставлять, так как движения должны приносить мышечную радость;
  • руководитель физического воспитания или воспитатель не должен требовать безукоризненной дисциплины - гимнастику следует проводить в непринужденной обстановке;
  • нужно использовать различные формы проведения гимнастики:
  • традиционные формы с использованием общеразвивающих упражнений, разученных на физкультурных занятиях;
  • формы игрового характера с использованием трех-четырех подвижных игр с незначительной нагрузкой;
  • сюжетные формы («В зоопарке», «Пробуждение природы», «В лесу» и т. д.);
  • ритмическую гимнастику, танцевальные движения, хороводы;
  • оздоровительную ходьбу и бег с постепенным увеличением
  • дистанции;
  • дыхательную гимнастику;
  • объединение нескольких средств, например оздоровительного бега и дыхательных упражнений и т. п.

Психоэмоциональный эффект повышается, если проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе, где на организм ребенка кроме физических упражнений регулярно воздействуют и факторы окружающей среды, что обеспечивает закаливающий эффект. На свежем воздухе процесс усвоения кислорода тканями происходит более интенсивно. Проведение зарядки и выбор физических упражнений должны соответствовать погодным условиям.

составляет руководитель физического воспитания (воспитатель) на основе имеющегося у детей двигательного опыта.

На каждый месяц составляют три-четыре комплекса упражнений:

  • первый - в хорошую погоду (отсутствие осадков, влажность в пределах нормы (30-60%), температура воздуха не ниже +5 °С, скорость ветра до 7 м/с);
  • второй - при сухой погоде с сильным порывистым ветром (отсутствие осадков, влажность в пределах нормы (30 - 60%), температура воздуха не ниже +8 °С, скорость ветра 8 - 13 м/с);
  • третий - в сырую погоду, при моросящем мелком дожде (влажность до 100%, температура воздуха не ниже +8 “С, скорость ветра не более 7 м/с);
  • четвертый - в морозную погоду (температура воздуха до - 10 °С при скорости ветра не выше 0,5 м/с) или при сильном дожде (влажность до 100%, температура воздуха не ниже +6 °С при скорости ветра не более 0,5 м/с), дети младшей группы в такую погоду занимаются утренней гимнастикой в группе или в спортивном зале.

Воспитатель в зависимости от погодных условий использует тот или иной вариант утренней гимнастики. Ее не проводят на свежем воздухе, если на улице туман или слишком резкий ветер (более 13 м/с), мокрый снег или сильный мороз (ниже -10 °С).

Любой вариант утренней гимнастики обязательно включает оздоровительный бег или быструю ходьбу, а также свободную деятельность детей, во время которой они занимаются на любых спортивных снарядах и физкультурном оборудовании. Важно, чтобы дети нашли занятие по душе. Это способствует формированию самоорганизованности и самостоятельности.

В комплекс утренней гимнастики включают хорошо знакомые и интересные упражнения для всех мышечных групп. Для создания ритма используются бубен, счет, хлопки, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон) или звукозапись.

.

Цель ее - поднять настроение, повысить мышечный тонус детей, способствовать включению их в активную деятельность, осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12 мин. Начинать гимнастику можно в постели с упражнений для мелких и средних мышечных групп с использованием самомассажа. Затем выполнение упражнений можно продолжить в физкультурном зале, а в теплую солнечную погоду - на улице.

Как правило, дети занимаются в трусиках и маечках, желательно босиком. Закончить гимнастику после сна можно на «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, при этом дети по очереди проходят солевую дорожку, массажные коврики, перепрыгивают на носках через различные предметы, «топчутся» по морским камешкам или лесным орехам, ходят по дорожке с нашитыми пуговицами. В конце «дорожки здоровья» дети могут выполнять водные закаливающие процедуры: местные (обливание стоп) или общие, с дальнейшим растиранием тела полотенцем.

Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей, принуждение исключено.

Физкультминутки на занятиях умственного характера входят в структуру любого занятия.

Это позволяет снять утомление позных мышц (поддерживающих тело в определенном положении длительное время), работоспособность детей на протяжении занятия остается на высоком уровне.

При организации физкультминуток необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • нужно проводить физкультминутки на 7- 10-й минуте занятий, т. е. на начальном этапе снижения умственной работоспособности;
  • желательно сочетать физкультминутки с программным со-держанием занятий;
  • в физкультминутки следует включать упражнения, которые знакомы детям, занимательны и направлены на снятие утомления мышечных групп (мышцы шеи, спины, кистей рук, глазные мышцы);
  • необходимо проводить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие на занятиях снижает интерес, а следовательно, и результативность.

Физкультминутки можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, комплекса дыхательных упражнений, активизирующих состояние центральной нервной системы (дыхательные упражнения с резким вдохом и свободным медленным выдохом), в виде танцевальных движений, а также движений, направленных на решение конкретного задания, вытекающего из содержания занятия (например, нужно отыскать на грядках овощи и сложить их в корзинки, не трогая при этом фрукты, ягоды и грибы, цветы и т. д.).

Физкультурные занятия проводятся каждый день, кроме дней, когда бывают праздники и физкультурный досуг. Такие занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе за 35 - 40 мин до окончания прогулки.

В зимнее время можно проводить занятия 2 раза в неделю в зале, а учебный материал планировать так, чтобы на занятиях, которые проводятся на улице, дети преимущественно осваивали «зимние навыки» (скольжение по ледяной дорожке, катание на лыжах, коньках, санках). Физкультурные занятия на свежем воздухе зимой проводят в безветренную погоду при температуре не ниже - 10 °С.

Детям, которые болеют довольно часто, после болезни не рекомендуется выполнять упражнения с высокой интенсивностью, так как это способствует усилению частоты дыхания (вдох осуществляется через рот, при этом воздух не успевает согреться и может быстро наступить переохлаждение дыхательных путей). В холодное время года не рекомендуется делать дыхательные упражнения с резким вдохом через нос.

Для достижения оздоровительного эффекта на физкультурных занятиях рекомендуется использование специальных оздоровительных упражнений: оздоровительного бега в медленном темпе, развивающего выносливость; элементов дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики плоскостопия и формирования навыка правильной осанки.



Рассказать друзьям