Пары кто жил шведской семьей. Шведская семья: правда и вымысел

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шведская семья - так традиционно в разговорной речи обозначается форма полиамории , при которой три человека обоих полов (один мужчина и две женщины либо двое мужчин и одна женщина) живут вместе, в одном доме. Большинство европейских языков используют термин французского происхождения - ménage à trois (букв. «хозяйство на троих»).

Шведская семья не равнозначна групповому браку и вовсе не подразумевает групповой секс между участниками (см. триолизм). Отношения между лицами одного пола могут быть различны - нейтральные, платонические, сопернические (см. любовный треугольник), это может быть форма гомосексуальной привязанности и т. д.

История возникновения термина «шведская семья» доподлинно неизвестна. Хотя он существует только на территории бывшего СССР , представление о Швеции как о стране с сексуально раскрепощенными жителями, с легкостью идущими на разнообразные эксперименты, широко распространено и на Западе, в частности в США, несмотря на то что подобного рода семейные традиции крайне редко встречаются в довольно консервативном шведском обществе.

Шведские семьи в искусстве

Шведские семьи выведены во многих классических произведениях литературы («Зависть » Олеши) и кино, включая кинофильмы:

  • «Третья Мещанская » Абрама Роома .
  • «Жюль и Джим » Франсуа Трюффо
  • «Бутч Кэссиди и Санденс Кид » Дж. Р. Хилла
  • «Ретро втроём » Петра Тодоровского
  • «Мечтатели » Бернардо Бертолуччи

Известные исторические примеры

  • Русский поэт и публицист Николай Алексеевич Некрасов , писательница и мемуаристка Авдотья Яковлевна Панаева и её муж журналист и писатель Иван Иванович Панаев ;
  • Русский советский поэт Владимир Владимирович Маяковский , литератор Лиля Юрьевна Брик и её супруг, литературный критик Осип Максимович Брик ;
  • Британский дипломат Уильям Гамильтон , его жена Эмма Гамильтон и вице-адмирал Горацио Нельсон ;
  • Герцогиня Девонширская Джорджиана Кавендиш , её супруг 5-й герцог Девонширский Уильям Кавендиш (англ. ) и леди Элизабет Фостер ;
  • Британский политик, финансист и промышленник Генри Монд (англ. ), его жена Эми Гвен Уилсон и английский писатель и драматург Гилберт Каннан (англ. );
  • Шведский король Густав III , граф Адольф Фредрик Мунк и королева Швеции София Магдалена ;
  • Французский писатель Шарль Виллер (англ. ), немецкая женщина-учёный, доктор философии Доротея фон Родде-Шлёцер и её муж бюргермейстер Любека Матеус Родде;
  • Скрипачка Ольга Рудж (англ. ), американский поэт Эзра Паунд и его жена Дороти Шекспир;
  • Французский поэт Поль Элюар , его жена Елена Ивановна Дьяконова и немецко-французский художник Макс Эрнст ;
  • Английский писатель Олдос Хаксли , его первая жена Мария и Мэри Хатчинсон;
  • Английская поэтесса Эдит Несбит , её муж банковский клерк Хьюберт Бланд и его любовница Алиса Хоатсон;
  • Американский психолог, изобретатель и автор комиксов Уильям Марстон , его жена Элизабет Марстон и его любовница журналистка Оливия Бирн;
  • Немецкие философы Фридрих Ницше , Пауль Рэ и их общая подруга писательница Лу Саломе ;
  • Швейцарский психиатр Карл Юнг , его жена психиатр Эмма Юнг (англ. ) и его пациентка, а затем психоаналитик, помощница и любовница Тони Вольфф (англ. );
  • Американский писатель и художник Генри Миллер , его вторая жена Джун Эдит Смит и её любовница Джин Кронски;
  • Швейцарский теолог Карл Барт , его жена Нелли Барт и любовница Шарлотта фон Киршбаум .

Напишите отзыв о статье "Шведская семья"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шведская семья

Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.

Пикантным подтекстом словосочетание «шведская семья» наполнилось всего за какой-то десяток лет. Браком втроем прогрессивная шведская молодежь 60-х годов прошлого столетия решила демонстративно заявить миру, что традиционные отношения, как и все консервативное, морально устарели.

Мода на «любовные треугольники» продержалась всего десятилетие, современная шведская семья выглядит вполне традиционно, и вовсе не стремится поддерживать имидж, введенный в моду хиппи. Официальный шведский брак может похвастать разве что молодоженами одного пола.

Немного истории

Между тем, первое публичное «амур де труа» случилось вовсе не в Швеции, а в консервативной Испании, где король Карл, королева Мария-Луиза и ее возлюбленный премьер министр дон Мануэль долгие годы мирно сосуществовали под крышей одного дворца. Заядлый охотник Карл любезно закрывал глаза на многолетнее увлечение королевы, а королева – на многочисленные похождения любовника.

Была своя известная «шведская семья» и в России – толки о чете Брик и Маяковском взбудоражили в свое время всю Москву. Пожалуй, это чуть ли не единственный случай публичного признания общих отношений в нашей стране, в большинстве случаях шведские семьи не спешат с оглаской своего статуса. И хотя они, безусловно, существуют, известно о них крайне мало.

Что же такое шведская семья?

Понятие шведской семьи – это, по сути, семья из 3 человек. Чаще всего - это любовный треугольник, но иногда случаются и другие геометрические фигуры, и один из известнейших примеров – опять-таки был в Швеции, где популярная группа АВВА не только славилась крепкой дружбой, но и сменой партнеров.

Не важно, кто дублируется: муж или жена. Важно понимать, что семья втроем - это вовсе не обычная семья со скамьей запасных, каждый член шведской семьи имеет равные права.

Как получаются шведские семьи?

Конечно, шведская семья в России - это не официальная семья. Зачастую она начинается с секса втроем, который со временем превращается в семейный. Подруги или друзья сложившейся семьи, начинающие как «приходящие для секса», оставляют в квартире зубную щетку, паспорт и себя. Но секс втроем – необязательный атрибут шведской семьи.

Иногда семья из 3 человек складывается из-за «квартирного вопроса». К примеру, если молодой человек приводит даму сердца в дом, который, в целях экономии, снимает с другом, то шансы на то, что сосед уйдет или присоединится к семье - довольно высоки.

Шведская семья: за и против

Шведская семья вызывает недоумение у многих – как можно жить втроем, деля любовь одного человека на двоих, освободившись от ревности? Безусловно, если паре удалось освободиться от чувства собственности, то в шведской семье есть и свои плюсы:

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Говоря о так называемой «шведской семье», следует сразу оговориться: считать это явление типично шведской традицией нельзя! Более того, как раз в Швеции подобное встречается достаточно редко. Название «шведская семья» употребляется исключительно в России и в некоторых странах бывшего Советского Союза, и связано это с теми представителями «прогрессивной» шведской молодёжи, которые противопоставляли традиционной семье, в которой видели часть буржуазного общества, жизнь в т.н. «коллективах» – точнее, комуннах. В других странах такую форму брака называют просто – «хозяйство на троих» .

Впервые нечто подобное появилось отнюдь не в Швеции, а в одной из самых консервативных стран – в Испании, причём не в «сумасшедшем» XX веке, а в в конце XVIII, и сделали это отнюдь не какие-нибудь радикально настроенные вольнодумцы-революционеры, а… королевская семья!

Супруга наследника испанского престола Мария-Луиза Пармская обратила внимание на 18-летнего Мануэля Годоя из королевской охраны, и юноша, который на всё был готов ради карьеры – даже на роман с не очень молодой и не очень красивой женщиной – и сделала его своим любовником, а супруг… не стал возражать! И сам отношений с женой не прекратил. Так они и жили втроём, и продолжали жить после восшествия супруга на престол (это был король Карл IV), а Мануэль Годой со временем стал премьер-министром Испании… к слову, король очень хорошо относился к Мануэлю и проводил в его обществе чуть ли не больше времени, чем королева, так что подозрения возникают всякие… но прямых доказательств нет.

Вот так и выглядит то, что обычно называют шведской семьёй – разнополый брак втроём: двое мужчин и одна женщина или две женщины и один мужчина – возможны варианты.

Следует заметить, что далеко не всегда такой «брак на троих» подразумевает «секс на троих». Сексуальные отношения могут быть какими угодно: и гомосексуальными, и бисексуальными, и даже… платоническими, или же соблюдается очерёдность.

Разумеется, такой «брак» ни в России, ни на Западе в принципе не может быть зарегистрированным… т.е. зарегистрированными будут только одна мужчина и одна женщина, третий член семьи может жить с ними лишь неофициально.

Что толкает людей на столь странные отношения?

В определённой степени – экономические причины: двое мужчин могу вполне прилично обеспечить и жену, и ребёнка; две женщины могут разделить обязанности: одна рожает и растит ребёнка, пока другая делает карьеру… Определённую роль играют и психологические причины: не найдя понимания у мужа, женщина легко соглашается на присутствие в семье второй женщины, которая удовлетворяет ей эту психологическую потребность…

И всё-таки подобная форма отношений содержит в себе на порядок больше «подводных камней», чем традиционная семья. Начнём с того, что чем больше людей, тем труднее им договориться, и если двое не всегда без проблем договариваются, кому выносить мусор, а кому идти в магазин – то что же говорить о троих! К тому же, разделить внимание поровну невозможно в принципе – всё равно одному (одной) из двоих будет доставаться больше, другому меньше – или так будет казаться… т.е. ревность неизбежна. Да и любовь по определению сосредотачивается на одном объекте – распределить на двух мужчин или женщин можно дружбу, но не любовь…

Обо всём об этом надо как следует подумать, прежде чем соглашаться на «шведскую семью»! А также о том, что если бы «брак втроём» имел какой-то смысл, существовало бы три пола, а не два.

Шведская семья – это просторечное название одной из форм полиамории, которая допускает наличие у человека множественных любовных связей с согласия и одобрения всех участников таких отношений. На практике это подразумевает совместное сожительство нескольких разнополых людей, например, один мужчина и две женщины (или наоборот).

Сразу стоит отметить, что подобная форма взаимоотношений совсем не обязательно подразумевает групповой секс. Это несколько иное понятие, имеющее научное название – триолизм. Отношения в шведской семье могут быть самые различные – банальная привязанность, дружба, платоническая любовь или же соперничество.

Шведские семьи - не такая уж и редкость, как может показаться на первый взгляд. Эта форма человеческих взаимоотношений довольно широко представлена в различных произведениях литературы и кино. Наиболее известные киноленты: «Мечтатели» реж. Бернардо Бертолуччи, «Третья Мещанская» реж. Абрама Рома, «Жюль и Джим» реж. Франсуа Трюффо.

К слову, такое обозначение как «шведская семья» встречается только в России и еще некоторых государствах постсоветского пространства. В большинстве европейских стран используется термин, который в дословном переводе с французского языка означает ведение хозяйства на троих.

Рождение стереотипа

Откуда этот термин взялся в консервативном советском союзе доподлинно неизвестно, но в 70-х годах прошлого столетия понятие «шведская семья» было главным синонимом Швеции на территории всего СССР. Существовал стереотип о том, что в этой загадочной скандинавской стране сожительство нескольких пар – вполне привычное дело.

Возможно, все дело в докатившейся до союза волне сексуальной революции и слухов о представителях левой шведской молодежи, которая в те года не отличалась пуританским поведением и вела себя весьма фривольно. Скандинавские хиппи не признавали никаких семейных ценностей и моральных устоев. Некоторые из них действительно проживали группами, своеобразными коммунами, пропагандируя свободную любовь. В те же годы на экранах телевизоров появляется мегапопулярная шведская музыкальная группа АВВА, состоящая из 2 семейных пар. Они так сладко пели о любви, что не поверить им советские граждане не могли.

Конечно, назвать шведов консерваторами в интимном плане сложно. Это единственная страна в мире, где сексуальная грамотность начала преподаваться в школе еще в начале 50-х годов прошлого столетия. Общение супругов после разводов и совместное времяпрепровождение «новых» и «старых» семей для раскрепощенных шведов – обычное дело. Но было бы большим преувеличением утверждать, что в плане построения семейных отношений они чем-то отличаются от остальных европейцев.



Рассказать друзьям