Какие специалисты сопровождают приемные семьи. физическое развитие ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

Об организации деятельности служб сопровождения замещающих семей в Московской области


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" , реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" , Закона Московской области N 240/2007-ОЗ "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области" , письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" , обеспечения развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогической, медико-социальной поддержки замещающей семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Типовое положение о службе сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Положение).

Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Порядок).

2. Управлению развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организовать деятельность служб сопровождения замещающих семей Московской области в соответствии с утвержденным Положением и Порядком.

3. Областному Центру сопровождения замещающих семей Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московского государственного областного университета организовать учебно-методическое обеспечение служб сопровождения замещающих семей в соответствии с утвержденным Положением и Порядком.

4. Руководителям служб сопровождения замещающих семей Московской области обеспечить приведение положений о службе сопровождения замещающих семей в соответствие с Положением и предоставить в Управление развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования Московской области в срок до 1 сентября 2017 года.

5. Признать утратившим силу приказ министра образования Московской области от 21.03.2008 N 486 "Об утверждении Типового положения о службе сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, а также граждан, желающих принять или принявших на воспитание детей в свои семьи".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Московской области Овечкину Л.С.

Министр образования
Московской области
М.Б.Захарова

Типовое положение о Службе сопровождения замещающих семей в Московской области


УТВЕРЖДЕНО
приказом министра образования
Московской области
от 3 июля 2017 года N 2018

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение о Службе сопровождения замещающих семей в Московской области регулирует деятельность службы (центра, отдела, кабинета, др.) сопровождения замещающих семей (далее - Служба) по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию комплексной помощи замещающим родителям в реализации и защите прав детей, принятых ими на воспитание в семью, в целях своевременного выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе воспитания приемного ребенка, а также предотвращения возврата ребенка, который был устроен в замещающую семью.

Служба является структурным подразделением ________________ (далее - Организация).

2. Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с международным законодательством, законодательством Российской Федерации и Московской области, Уставом Организации и настоящим Положением.

3. Служба оказывает профессиональную психолого-педагогическую, социально-педагогическую, юридическую, медицинскую и иную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, гражданам, желающим принять на воспитание детей и гражданам, принявшим детей на воспитание.

4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными структурными подразделениями по опеке и попечительству Министерства образования Московской области.

5. Место нахождения Службы:_________________________

6. Положение о Службе разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

Конвенция ООН о правах ребенка;

;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

Федеральный закон от 02 июля 2013 г. N 167-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" ;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" ;

постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" ;

постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" ;

иные нормативные правовые акты.

7. Служба вправе иметь свои штамп и печать.

II. Цель, предмет, основные задачи и направления деятельности Службы

8. Служба создана для организации и обеспечения деятельности по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, методического сопровождения специалистов Служб, органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Московской области.

9. Предметом деятельности Службы является оказание психолого-педагогической, социально-педагогической, юридической и иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также гражданам, желающим принять и принявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи, по подготовке и сопровождению замещающих семей.

10. Основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

содействие развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;



оказание помощи замещающим родителям в обеспечении безопасных условий проживания и воспитания детей в замещающих семьях;

оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

организация комплексного сопровождения замещающих семей;

осуществление переданного в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законодательством Российской Федерации формах;

мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития ребенка, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни, разработка рекомендаций для родителей.

11. В качестве основных направлений деятельности по сопровождению замещающих семей предусматривается:

1) оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической помощи гражданам, изъявившим желание принять детей на воспитание в свои семьи;

2) подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законодательством Российской Федерации формах;

3) проведение психологического обследования граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей;

4) комплексное сопровождение замещающих семей, включая:

психолого-педагогическую, социальную, правовую и иную поддержку замещающих семей в процессе принятия ребенка в семью и во время адаптации семьи и ребенка, в течение иных кризисных периодов для снижения уровня напряжения в семье и профилактики отказов от воспитания приемных детей;

комплексное (психологическое, педагогическое, социальное) обследование детей, переданных на воспитание в замещающие семьи и других членов замещающих семей;

оказание детям, воспитывающимся в замещающих семьях, и их законным представителям, а также при необходимости другим членам семей психолого-педагогической, правовой и иной помощи, содействия в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;

проведение мониторинга развития и адаптации детей в замещающих семьях, подготовку по его результатам рекомендаций специалистов о мерах по защите прав и интересов детей;

организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости для других членов семей, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности;

участие в проведении экспертиз и независимой оценки психологического состояния ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, положения замещающей семьи в случае возникновения споров или конфликтов между семьями, интересами приемных детей и замещающих родителей, органами опеки и попечительства и замещающими родителями;

5) подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в семьях;

6) проведение работы по формированию среди населения положительного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей, замещающих семей;

7) содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями;

8) консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Направления деятельности Службы могут корректироваться в зависимости от потребности обслуживаемых категорий лиц на территории Московской области.

III. Организация деятельности Службы

13. Управление Службой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

14. Служба создается исходя из принципа территориальной доступности для граждан в каждом муниципальном образовании Московской области.

15. Финансирование расходов на содержание Службы осуществляется за счет средств бюджета Московской области, средств бюджетов муниципальных образований Московской области, внебюджетных источников, в порядке, установленными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

16. Для координации межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения замещающих семей Министерством образования Московской области создаются территориальные межведомственные рабочие группы (комиссии) по разрешению возникших ситуаций. Их организационная структура, функции и полномочия определяются соответствующими положениями, принимаемыми в Московской области.

17. Деятельность по сопровождению замещающих семей осуществляют специалисты, имеющие профессиональное образование по данному профилю. При необходимости возможно привлечение специалистов соответствующего профиля из других организаций.

18. К сопровождению замещающих семей могут привлекаться замещающие родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, для организации мероприятий поддержки, обмена опытом и повышения родительских компетенций.

Замещающие родители привлекаются в рамках мероприятий по индивидуальной программе сопровождения замещающих семей.

19. Руководитель организации для обеспечения деятельности Службы:

утверждает локальные акты Организации, регламентирующие деятельность Службы как структурного подразделения Организации;

утверждает организационную структуру и штатное расписание Службы;

утверждает Положение о Службе.

20. Непосредственное управление Службой осуществляет руководитель Службы (в должности - директор центра, начальник отдела, др.), назначаемый приказом руководителя Организации.

21. Численность работников Службы устанавливается в количестве не менее 6 штатных единиц.

22. Деятельность Службы по подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, регламентируется Порядком организации осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемым приказом министра образования Московской области.

23. Взаимодействие Службы с гражданами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сопровождению замещающих семей осуществляется на основании заявления и договора между Службой и законными представителями ребенка (детей) и индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи, в которой предусматриваются виды и объем предоставляемых Службой замещающим семьям услуг, перечень осуществляемых Организацией мероприятий, условия, на которых указанные мероприятия осуществляются, а также другие условия, определяемые сторонами.

24. Для осуществления своей деятельности Организация обеспечивает Службу помещением, необходимым оборудованием, штатом сотрудников, средствами информационной, диагностической, вычислительной техники, компьютерами.

IV. Права и обязанности Службы

25. Служба имеет право:

1) запрашивать в установленном порядке и получать необходимую информацию в органах и учреждениях системы профилактики социального сиротства Московской области и других учреждениях и организациях по вопросам, касающимся основной деятельности Службы;

2) вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также в учреждения и органы профилактики безнадзорности несовершеннолетних по вопросам сопровождения замещающих семей и улучшению качества работы Службы;

3) привлекать к работе по сопровождению замещающих семей необходимых специалистов, волонтеров и наставников на безвозмездной (возмездной) основе;

4) свободно выбирать и использовать учебные пособия и материалы для саморазвития; повышать свою профессиональную компетентность;

5) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. Служба обязана:

1) при осуществлении сопровождения замещающих семей исходить из интересов детей и замещающих семей;

2) при осуществлении сопровождения замещающих семей руководствоваться настоящим Положением и иными нормативными документами Российской Федерации и Московской области;

3) рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

4) информировать детей и замещающих родителей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы;

5) соблюдать конфиденциальность информации о результатах проводимой работы с детьми (ребенком) и замещающими родителями;

6) вести отчетность по направлениям деятельности Службы;

7) осуществлять ежемесячное, ежегодное планирование деятельности Службы.

27. Ответственность Службы:

1) руководитель Службы несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Службу задач, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и правилами внутреннего трудового распорядка Организации;

2) работники Службы несут ответственность за сроки и качество выполняемой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и правилами внутреннего трудового распорядка Организации и должностными инструкциями.

28. Службе запрещается:

проводить обследования и ставить эксперименты, противоречащие общечеловеческим этическим нормам;

распространять конфиденциальную информацию и персональные данные без согласия законных представителей ребенка (детей).

Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области

УТВЕРЖДЕН
приказом министра образования
Московской области
от 3 июля 2017 года N 2018

1. Настоящий Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей в Московской области (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление деятельности по сопровождению замещающих семей в Московской области.

2. Сопровождение замещающих семей проводится организациями, осуществляющими данный вид деятельности (далее - Организации) на основании следующих нормативных правовых актов:

Конституция Российской Федерации ;

Семейный кодекс Российской Федерации ;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ;

Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" ;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года N 334 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423" ;

Устав Организации, Положение о службе сопровождения замещающих семей, настоящий Порядок;

иные нормативные правовые акты в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Деятельность по сопровождению замещающих семей осуществляется службой (центром, отделом, кабинетом, др.) сопровождения замещающих семей (далее - Служба), являющейся структурным подразделением Организации, оказывающей содействие в комплексной психологической, педагогической, юридической, медицинской, социальной или иной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и гражданам, принявшим их на воспитание.

4. Сопровождение осуществляется в отношении граждан, принявших детей на воспитание - усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие семьи).

5. Служба осуществляет сопровождение замещающих семей во взаимодействии с органами опеки и попечительства, специалистами иных служб и организаций при необходимости.

6. Основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

содействие созданию в замещающих семьях условий для успешной адаптации, социализации, образования и развития детей, переданных на воспитание в замещающие семьи;

профилактика вторичного сиротства;

оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Деятельность Службы основывается на принципах добровольности предоставления услуг, исключаются методы прямого и косвенного давления и носит доброжелательный характер.

8. При осуществлении сопровождения замещающих семей (за исключением усыновителей) необходимо учитывать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна и попечителя, в том числе требования, определяющие конкретные условия воспитания подопечного, установленные органом опеки и попечительства, а также соблюдение конфиденциальной информации.

9. Сопровождение замещающих семей осуществляется на основе межведомственного взаимодействия.

10. Сопровождение замещающих семей осуществляется на безвозмездной основе.

11. Организация при осуществлении сопровождения замещающих семей имеет право запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, общественных организаций, иных организаций в целях эффективной организации работы по сопровождению замещающих семей.

12. Органами опеки и попечительства и Организациями осуществляется информирование граждан о Службах, осуществляющих сопровождение, месте их расположения, контактных данных и режиме работы посредством размещения указанной информации на информационных стендах, на официальных сайтах органов опеки и попечительства и Организаций в сети "Интернет", в средствах массовой информации, социальных сетях, а также непосредственно работниками органов опеки и попечительства на личном приеме, по телефону, по электронной почте.

13. Служба обеспечивает возможность оказания квалифицированной помощи всем нуждающимся в ней замещающим семьям в максимально возможные короткие сроки с учетом ресурсов Службы.

14. Сопровождение замещающих семей осуществляется на основании заявления и Договора по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Договор), заключенного между Организацией и законным представителем (законными представителями) ребенка (детей), обратившимся в органы опеки и попечительства или в Организацию за содействием в оказании медицинской, психологической, педагогической, социальной и иной помощи, не относящейся к социальным услугам.

15. Орган опеки и попечительства, находящийся по месту жительства семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), принимает решение о направлении на сопровождение замещающей семьи в следующих случаях:

по личному заявлению гражданина;

в связи с выявлением замещающих семей, требующих обязательного сопровождения;

в случае заключения дополнительного соглашения о сопровождении к договору о приемной семье;

в случае образования новой замещающей семьи;

в случае образования замещающей семьи, воспитывающей трех и более детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

при постановке на учет замещающих семей, прибывших из других регионов Российской Федерации.

16. Орган опеки и попечительства, находящийся по месту жительства семьи, принявшей на воспитание ребенка (детей), дает направление семье, принявшей на воспитание ребенка (детей), в Организацию (Приложение 1 к настоящему Порядку).

17. Для начала процедуры оформления сопровождения замещающий родитель предоставляет в Организацию копии следующих документов с предъявлением оригиналов:

личное заявление гражданина;

паспорт гражданина Российской Федерации;

договор "Об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного" (кроме усыновителей);

направление органа опеки и попечительства (при наличии).

18. Основанием для заключения Договора является: заявление законного представителя ребенка (детей), согласие законного представителя ребенка (детей) на обработку персональных данных (Приложение 2 к настоящему Порядку).

При регистрации заявления в электронной форме учета лиц, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на сопровождении (Приложение 3 к настоящему Порядку), ему присваивается единый номер, который в дальнейшем будет являться номером Договора и номером персональной папки (дела) замещающей семьи.

19. Руководитель Службы в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления назначает локальным актом специалиста, ответственного за работу с замещающей семьей (далее - Куратор) с учетом имеющейся нагрузки и числа сопровождаемых семей, организует работу по подписанию Договора.

Договор заключается между законным представителем ребенка и Организацией по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

20. Договор подписывается руководителем Организации либо руководителем Службы (по доверенности) в двух экземплярах, один из которых передается законному представителю ребенка (детей), второй экземпляр находится в Организации.

Договор содержит перечень услуг, оказываемых замещающей семье, права и обязанности всех участников Договора, срок действия Договора, а также основания прекращения Договора.

21. Служба в течение 14 рабочих дней (в случае экстренной ситуации - в течение 5 дней):

проводит первичную диагностику замещающей семьи;

собирает консилиум для определения уровня сопровождения замещающей семьи;

изучает и анализирует данные о замещающей семье и ребенке (детях), его (их) актуальной социальной ситуации развития;

определяет существующие в замещающей семье ситуации, обусловливающие необходимость сопровождения замещающей семьи;

по итогам обследования Куратор замещающей семьи составляет заключение и подписывает у руководителя Службы.

22. Закрепленный за каждой замещающей семьей Куратор координирует взаимодействие Службы с замещающей семьей в соответствии с индивидуальной программой сопровождения и отвечает за выполнение мероприятий в пределах заключенного с замещающей семьей Договора. По должностной принадлежности Куратором замещающей семьи могут выступать социальные педагоги, психологи, педагоги-психологи.

23. Куратор замещающей семьи разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, оценивает риски замещающей семьи, непосредственно организует сопровождение, координирует межведомственное взаимодействие, информирует замещающую семью о мероприятиях сопровождения замещающей семьи. Индивидуальную программу утверждает руководитель Службы.

24. Перечень мероприятий сопровождения замещающей семьи и сроки их исполнения зависят от уровня сопровождения замещающей семьи: экстренный, кризисный, адаптационный и базовый (мониторинговый):

1) на базовом (мониторинговом) уровне сопровождения замещающей семьи находятся семьи, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами. Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической, педагогической, социальной и правовой поддержке;

2) на адаптационном уровне сопровождения замещающей семьи находятся замещающие семьи в течение первого года создания замещающей семьи. Целью деятельности специалистов является содействие прохождению благополучной адаптации членов замещающей семьи, оказание психологической поддержки всем членам замещающей семьи;

3) на кризисном уровне сопровождения замещающей семьи находятся семьи, которые не могут справиться с проблемами самостоятельно и (или) находятся в затяжном конфликте. Целью деятельности специалистов становится помощь в урегулировании семейной ситуации. Семьи получают специализированную помощь по устранению проблем, связанных с прохождением замещающей семьей "нормативных" и/или "ненормативных" кризисов;

4) на экстренном уровне сопровождения замещающей семьи находятся замещающие семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка и при выявлении случая ухода ребенка из замещающей семьи. Помощь семье направлена на предотвращение возврата ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Куратор семьи составляет программу мероприятий сопровождения замещающей семьи соответствующему конкретному уровню сопровождению замещающей семьи.

Организация работы с замещающей семьей на экстренном и кризисном уровнях сопровождения проводится исключительно по направлению органа опеки и попечительства. В остальных случаях сопровождение осуществляется по личному заявлению и по направлению (при наличии).

25. Мероприятия индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи разрабатываются специалистами Службы с учетом мнения членов замещающей семьи.

26. Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи разрабатывается с учетом пола, возраста и особенностей развития переданных на воспитание детей для определения индивидуальных потребностей во всех случаях устройства. В ней учитываются ресурсы замещающей семьи, ее социальное окружение, возможности замещающих родителей обеспечить высокое качество воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

27. Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи корректируется по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.

При разработке индивидуальных программ по сопровождению замещающей семьи рекомендованы следующие сроки сопровождения замещающей семьи и их корректировка в зависимости от уровня сопровождения:

на экстренном уровне семья находится 3-4 недели, корректировка - еженедельно;

на кризисном уровне - 3 месяца, корректировка - ежемесячно;

на адаптационном уровне - 1 год, корректировка - 1 раз в квартал;

на базовом (мониторинговом) уровне - 1 год и более, корректировка допустима 1 раз в полгода.

Результаты сопровождения отражаются в индивидуальной программе сопровождения замещающей семьи.

28. Рекомендуемое количество замещающих семей, находящихся на сопровождении у одного Куратора одновременно, составляет:

при экстренном уровне сопровождения - не более 3 семей;

при кризисном и адаптационном уровнях сопровождения - 10-12 семей;

при базовом уровне сопровождения - 25-30 семей.

29. Порядок ведения и хранения документов по сопровождению замещающих семей определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области в зависимости от ведомственной принадлежности и локальными нормативными актами Организаций.

30. Материалы по сопровождению замещающей семьи хранятся в Организации для предоставления справок и использования их в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

31. Для осуществления сопровождения замещающих семей используют различные формы и методы работы: консультирование, семинары-практикумы, деловые игры, клубы родителей, группы самопомощи и т.д.

32. Организация ежемесячно информирует орган опеки и попечительства по месту жительства граждан, обратившихся за услугами Службы:

о количестве обратившихся граждан для подготовки и завершивших подготовку (выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации);

о количестве заключений по результатам психологического обследования граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, патронатными воспитателями;

о количестве замещающих семей, находящихся на сопровождении с указанием уровня сопровождения и результатов;

иную информацию, отражающую проведенную работу с гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, и принявшими детей на воспитание.

Орган опеки и попечительства вправе запрашивать дополнительную информацию о гражданах, пользующихся услугами Службы.

Приложение 1. Направление на сопровождение замещающей семьи

Приложение 1
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих семей
в Московской области

Бланк органа опеки и попечительства

от _________ N______

Руководителю организации

наименование организации, осуществляющей сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Направление на сопровождение замещающей семьи

(Ф.И.О. гражданина/Ф.И.О. супругов)

для сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание,

в связи с

(указать причину, проблему)

Направление выдано гражданину лично:

(подпись)

(подпись)

Руководитель органа

опеки и попечительства

Примечание. Направление выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и действительно в течение тридцати календарных дней.

Приложение 2. Заявление на сопровождение замещающей семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание


Приложение 2
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области

Руководителю

(наименование организации)

(Ф.И.О., дата рождения)

зарегистрированного(ой) по адресу:

дом ______ корп. _______ кв. ______________

проживающего(ей) по адресу:

дом _____ корп. _______ кв. ____________

Контактный тел.

Заявление на сопровождение замещающей семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание

прошу оказать мне услуги по сопровождению замещающей семьи.

На сегодняшний день имеющий

(краткое описание ситуации)

1. Документ, удостоверяющий личность

(наименование, номер и серия)

(кем и когда выдан)

(усыновитель, приемный родитель, опекун, попечитель)

3. Орган опеки и попечительства, осуществляющий контроль за условиями проживания ребенка (детей) в семье

(наименование органа опеки, реквизиты документа о передаче ребенка в семью)

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" , постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" и постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" даю согласие

(фамилия, имя, отчество заявителя)

на обработку моих персональных данных и моего несовершеннолетнего подопечного

(Фамилия, имя, отчество)

Я ознакомлен с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также с моими правами и обязанностями в этой области.

Согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределенного срока.

Согласие может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления.

Подпись заявителя

Принял(а) специалист

Приложение 3. Электронная форма учета лиц, принявших на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на сопровождении


Приложение 3
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области

Дата и N заявления на сопровождение/договора/персональной папки

Дата и номер направления на сопровождение

Ф.И.О. заявителя

Адрес фактического проживания, контактный телефон

Ф.И.О., число, месяц, год рождения ребенка, принятого на воспитание в семью

Форма устройства

Ф.И.О. специалиста Службы сопровождения, курирующего семью

Приложение 4. Договор по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей


Приложение 4
к Порядку организации и
осуществления сопровождения
замещающих семей службами
сопровождения замещающих
семей в Московской области


Форма

Договор
по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей

г. ___________ Московской области

(наименование организации), именуемая(ый) в дальнейшем "Организация" в лице

(ФИО руководителя организации, действующего(-ей) на основании

с одной стороны, и гражданин(-е) Российской Федерации

(ФИО замещающего родителя/замещающих родителей)

действующий(-ие) на основании Договора N _____ "Об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного" от "___"______________20 г., проживающий(-ие) по адресу:

именуемый(-ые) в дальнейшем "Законный(-ые) представитель(-и)", с другой стороны, именуемые вместе "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Организация через своё структурное подразделение - службу (центр, отдел, кабинет) сопровождения замещающей семьи (далее - Служба) осуществляет сопровождение замещающей семьи на основании личного письменного заявления законного(-ых) представителя(-ей), принявшего(-их) на воспитание ребенка (детей), оставшегося(-ихся) без попечения родителей

(ФИО, год рождения ребенка)

обеспечивая конфиденциальность и индивидуальный подход, а Законный(-ые) представитель(-и) придерживает(-ют)ся и исполняет(-ют) рекомендации, направленные на обеспечение оптимального функционирования и стабильности замещающей семьи.

1.2. Сопровождение замещающей семьи осуществляется в соответствии с индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи.

1.3. Сопровождение замещающей семьи осуществляется на безвозмездной основе.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Организация обязана:

2.1.1. Назначить куратора, закрепленного за сопровождаемой замещающей семьей.

2.1.2. Проводить психологическую диагностику замещающей семьи, определять уровень сопровождения замещающей семьи, составлять заключение по итогам диагностики.

2.1.3. Предоставлять услуги по сопровождению замещающей семьи посредством оказания групповой или индивидуальной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи Законному(-ым) представителю(-ям) в решении текущих задач, направленных на развитие, воспитание и социализацию ребенка (детей).

2.1.4. Разработать индивидуальную программу сопровождения с использованием данных диагностики.

2.1.5. Осуществлять услуги по сопровождению замещающей семьи в помещении Организации либо по месту проживания Законного(-ых) представителя(-ей) (по согласованию сторон), а также дистанционно.

2.1.6. Информировать Законного(-ых) представителя(-ей) и согласовывать с ним(-и) планы проведения мероприятий, связанных с сопровождением замещающей семьи.

2.1.7. Корректировать по итогам мониторинга развития ребенка (детей) индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, включающую текущие мероприятия по обеспечению нормального развития ребенка (детей).

2.1.8. Незамедлительно информировать соответствующие службы (органы опеки и попечительства, Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав) о случаях выявления в процессе сопровождения семьи фактов жестокого обращения с ребенком (детьми) и иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушении прав и законных интересов ребенка (детей) в семье.

2.1.9. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе обследования и сопровождения замещающей семьи.

2.2. Законный представитель обязан:

2.2.1. Предоставлять достоверную информацию о себе, своей семье и принятом на воспитание ребенке в объеме, необходимом для сопровождения замещающей семьи.

2.2.2. Сообщать об изменениях, влияющих на процесс сопровождения семьи и принятого на воспитание в семью ребенка.

2.2.3. Выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи, нести ответственность за их выполнение и за собственные обязательства.

2.3. Организация имеет право:

2.3.1. Сменить куратора, закрепленного за сопровождаемой замещающей семьей.

2.3.2. Запрашивать у Законного(-ых) представителя(-ей) информацию и сведения, связанные с выполнением обязательств по настоящему договору.

2.3.3. Посещать замещающую семью в соответствии с индивидуальной программой сопровождения замещающей семьи.

2.3.4. Инициировать рассмотрение вопроса о расторжении договора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Законным(-и) представителем(-ями) обязательств по настоящему договору.

2.4. Законный(-е) представитель(-и) имеет(-ют) право:

2.4.1. Получать от Организации консультативную и иную помощь в вопросах воспитания, образования и законных интересов ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью.

2.4.2. Получать от Организации информацию о реализации индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.

2.4.3. Вносить в Организацию предложения по изменению/дополнению индивидуальной программы по сопровождению замещающей семьи.

2.4.4. Защищать свои законные интересы и интересы ребенка (детей).

3. Ответственность сторон

3.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок разрешения споров

4.1. Все возможные споры, возникающие между Сторонами по настоящему договору, разрешаются Сторонами путем переговоров, при этом каждая из сторон приложит усилия, направленные на урегулирование спорных отношений.

4.2. В случае невозможности урегулирования возникшего спора Стороны разрешают его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

5. Срок действия договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору (выполнения программы индивидуального сопровождения замещающей семьи и др.).

5.2. Данный договор может быть расторгнут досрочно:

5.2.1. По инициативе Законного(-ых) представителя(-ей) на основании его письменного заявления;

5.2.2. По инициативе Организации, в случае невыполнения обязательств по настоящему договору Законным(-ыми) представителем(-ями), в случае возвращения ребенка кровным родителям, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, настоящим договором;

5.2.3. В случае достижения ребенком (всеми детьми), переданным на воспитание в замещающую семью, возраста 18 лет либо приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

5.2.4. В случае завершения пребывания ребенка (всех детей) в семье в связи с прекращением опеки (попечительства), отменой усыновления (удочерения);

5.2.5. В случае смерти Законного представителя (обоих Законных представителей) или ребенка (всех детей), переданных на воспитание в семью;

5.2.6. В других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

6. Прочие условия

6.1. Изменения и/или дополнения в настоящий договор вносятся путем заключения дополнительного соглашения, оформленного в письменной форме и подписанного уполномоченными представителями Сторон.

6.2. Любая из Сторон вправе досрочно расторгнуть настоящий договор, предварительно письменно уведомив об этом другую Сторону.

6.3. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

7. Адреса, реквизиты и подписи сторон

Организация

Законный(-ые) представитель(-и)

Юридический адрес:

Адрес места жительства:

Паспортные данные

Тел./факс:

Директор

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Министерства образования
Московской области
www.mo.mosreg.ru, 14.07.2017

В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

— Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? – до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

— Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы – и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная – и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

— Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

— Мне кажется, что самое правильное – это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

— А как это устроено в других странах?

— Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика – услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист – то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные – все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

— Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

— Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

— А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

— Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то – серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения – сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

— И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

— Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка – редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами – психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо – и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? – куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? – куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме – просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

— А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

— Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, – это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

— Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

— Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей – с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

— У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью – платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

— Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители – все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года – и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом – без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый – нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

— А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

— Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей – это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы – и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

— И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

— Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи – это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон – и обеим же сторонам оно удобно. Государству – потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям – потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого – нет.

— И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения – действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов – единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

— Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

— Да, нужна какая-то точка отсчета – нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение – это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

— А после нормативной базы? – инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

— Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник – это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь – тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

— А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей – но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.

http://findfamilyfond.ru/press-centr/novosti/lyudmila-petranovskaya/

В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

- Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? - до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы - и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная - и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

- Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

Мне кажется, что самое правильное - это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

- А как это устроено в других странах?

Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика - услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист - то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные - все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

- Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

- А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то - серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения - сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

- И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка - редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами - психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо - и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? - куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? - куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме - просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

- А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, - это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

- Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей - с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

- У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью - платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители - все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года - и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом - без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый - нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

- А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей - это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы - и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

- И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи - это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон - и обеим же сторонам оно удобно. Государству - потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям - потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого - нет.

- И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения - действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов - единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

- Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

Да, нужна какая-то точка отсчета - нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение - это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

- А после нормативной базы? - инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник - это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь - тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

- Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей - но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.

Отделение по сопровождению замещающих семей и

постинтернатному патронату

1. Структура отделения

1. Состав и штатную численность отделения утверждает директор Центра, исходя из условий и особенностей деятельности, по представлению заместителя директора по социальной работе по согласованию с заведующим отделением.

2. Структура отделения включает следующие службы:

    службу сопровождения замещающих семей;

    службу постинтернатного патроната.

3. В состав отделения входят следующие группы специалистов:

    Заведующий отделением;

    Социальные педагоги;

    Психологи (по работе с замещающими семьями с возможностью привлечения для работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

    Специалисты по социальной работе.

2. Цели, виды деятельности и задачи отделения

2.1. Целью деятельности отделения является выполнение государственных услуг:

    «Сопровождение семей (приёмных, опекунских и попечительских), принявших ребёнка (детей) на воспитание».

    «Осуществление постинтернатного патроната».

    В рамках выполнения государственной услуги «Сопровождение семей (приёмных, опекунских и попечительских), принявших ребёнка (детей) на воспитание» отделение выполняет следующие задачи:

Оказание комплексной профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической,социальной помощи семье, принявшей ребенка (детей) на воспитание;

Создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;

    Профилактика повторных отказов от детей и предоставление своевременной помощи ребенку и семье с целью дальнейшего развития ребёнка в семье;

Организация и осуществление эффективнойзамещающей семейной заботы;

    Сопровождение семьи основывается на принципах:

Соблюдения прав семьи на автономию,признания ценности и уникальности ее опыта;

Соответствия потребностям семьи;

Адресности,законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

Обеспечения равных возможностей в получении идоступности услуг по сопровождению семьи.

2.3. В рамках выполнения государственной услуги: «Осуществление постинтернатного патроната» оказывается помощь выпускникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, при осуществлении постинтернатного патроната на основании договора о постинтернатном патронате.

Основными целями постинтернатного патроната являются:

Снижение количества выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения;

Обеспечение индивидуального сопровождения выпускника в процессе постинтернатной адаптации.

Основные задачи постинтернатного патроната:

    Содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

оказание содействия выпускникам в получении образования,трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга; помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

    Оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;

    Поддержка выпускников в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    Содействие выпускникам в реализации социальных гарантий;

    Организация индивидуального процесса сопровождения выпускников при постинтернатной адаптации;

    Проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

3. Управление отделением

3.1.Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора.

3.2.Заведующий отделением организует работу отделения, следит за соблюдением внутреннего трудового распорядка, обеспечивает охрану труда, определяет функциональные обязанности сотрудников, контролирует их работу.

3.3.Заведующий отделением вносит предложения руководству Центра по подборке и расстановке кадров в отделении.

3.4.Заведующий отделением осуществляет планирование работы отдела с учетом мероприятий Центра.

3.5. Заведующий отделением осуществляет взаимодействие с уполномоченными органами в сфере опеки и попечительства города Москвы и другими учреждениями, занимающимися проблемами социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.6. Заведующий отделением участвует в разработке методических рекомендаций, пособий и оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам отделения.

3.7. Заведующий отделением заботиться об организации рабочих мест и создании оптимально удобных условий сотрудников отделения в целях эффективной и рациональной работы.

3.8. Заведующий отделением вносит свои предложения о премировании сотрудников отделения заместителю директора по социальной работе.

3.9. Заведующий отделением разрабатывает Положение об отделении и должностные инструкции сотрудников.



Рассказать друзьям