Обоснование понятия любовь к родному городу. Проект «Любовь к родному городу» как средство патриотического воспитания дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Работа с дошкольниками

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти –
летий, так учитель должен заботиться о вос –
питании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

Подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному вопросу: все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)
  • Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
  • Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу
  • Люди берегут и охраняют природу
  • Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации (следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий).

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев), художественные произведения (стихи Блока, Есенина), изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

ТАТЬЯНА КАРПЕНКО


Красота родного края - это источник любви к Родине . Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский.

В последние годы возросло внимание к проблемам патриотического воспитания , воспитания любви к своей Родине , стране, городу , селу. Ознакомление ребёнка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины для малыша связано с местом, где он родился и живёт.

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт. Родной город , дорог ребёнку потому, что здесь живёт он сам, его близкие люди : семья, друзья, знакомые.

Воспитание любви к своему городу начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями , достопримечательностями, памятными местами. Наиболее полные представления о родном городе может дать специально организованная экскурсия.

Маленького жителя можно познакомить с множеством замечательных мест города : городской парк , памятники, погибшим в гражданской и Великой Отечественной войне, краеведческий музей, школа, городской дворец культуры , библиотека, школа искусств, почта, сбербанк - всё это живые страницы истории города Кирсанова .

Для знакомства с городом в нашем детском саду широко используются не только экскурсии и целевые прогулки, но и виртуальные экскурсии с использованием презентаций, которые помогут воссоздать картину родного города , пополнят представления детей о природе родного края и его достопримечательностях.

Следует отметить, что содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов детской деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кирсанова : культурно-досуговой, двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, художественно-творческой, чтении художественной литературы.

И, конечно же, наиболее полное освоение знаний о родном городе возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе родителей воспитанников , ориентируясь при этом на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю , Отечеству.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кирсанов уже в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут ребёнку в будущем правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие по родному городу» «Путешествие по родному городу» Цель: Познакомить детей с историей нашего города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного.

Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.

Воспитание у дошкольников любви к родному краю как основополагающий фактор патриотического воспитания «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно.

Доклад «Формирование любви к родному городу» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.

"Улица Красная - прекрасная!" Это отдыхающие в тени от суеты кони и всадники, ждущие начала воскресного караула в квартале от Красной. Не.

Консультация из личного опыта «Воспитание у детей любви к родному городу» Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт. Родной.

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.


Задачи по нравственно –патриотическому воспитанию Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. Воспитание уважения к труду. Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование элементарных знаний о правах человека. Расширение представлений о городах России. Знакомство детей с символами государства. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.








1.Формировать любовь к родному городу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему. 2. Воспитывать чувство гордости за жителей города и страны, ответственность за все, что происходит в городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам. 3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу и Родине. 4. Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей. ЗАДАЧИ


Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются трудовые и боевые традиции; проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; всех российских людей объединяет любовь к своей стране.


1.« Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний) 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. 4.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 5.Принцип маятника (Изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы) 6.Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному. 7.Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания)






Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о Родине на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений). Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры). Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).




Целевые прогулки и экскурсии. Наблюдения. Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. Беседы о родном городе и Родине. Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений. Ознакомление с произведениями народного творчества. Обогащение и стимулирование детского творчества. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ








Содержательный представления ребенка об окружающем мире Содержательный представления ребенка об окружающем мире Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность


« В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». К.Д. Ушинский Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.


2 младшая группа: Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). Средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ


Старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.



Воспитывать любовь к родному краю с детства

Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау Республика Башкортостан
Цель: воспитание любви к родному краю;
«Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» В.Г. Белинский
«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» М.А. Шолохов

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей.
Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его матери и отца, какие успехи у них на производстве.
Именно родители должны показать ребенку достопримечательности родного края, родного города. Рассказывать о подвигах их героев, показывать улицы и площади своего города, названные их именами.
Дети задают много вопросов, касающихся явлений общественной жизни: о космосе, войне, труде людей.
Учитывая интересы и любознательность ребенка, взрослый должен руководить этим процессом. Родители расширяют сферу интересов своего ребенка, заранее обдумывая, какие ему дать знания, с какими событиями его знакомить.
Из огромного потока информации родителю важно выделить те знания, на основе которых возможно воспитать любовь к родному краю, ее традициям.
Посещение с ребенком музеев, выставок, памятников города, столицы тоже помогают пробудить патриотические чувства.
Потому что именно в дошкольном возрасте закладываются все предпосылки для возникновения и развития патриотических чувств, а это очень важно в наше нелегкое время.
Проверьте, узнает ли ваш ребенок по фотографиям или иллюстрациям города Кумертау, Уфа, Москва. Знаком ли он с достопримечательностями родного города и края.




Например, считаете ли Вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческие музеи?
Какие достопримечательности нашего города Кумертау знает Ваш ребенок?
Часто ли Вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?...
Может ли Ваш ребенок сказать, в какой республике живет? Назвать столицу?
Знает ли он национального героя своей республики?

Родители должны знать, что ребенок эмоционально воспринимает окружающие его явления, поэтому именно дошкольный возраст – благодатная почва для формирования у ребенка необходимых человеческих качеств.
Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, различать добро и зло. У него развиваются более сложные нравственные чувства и качества, как гуманизм, добросердечность, сочувствие.
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее», - писал К.Д. Ушинский.
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера…» - писал К.Г. Паустовский.
А это были великие патриоты своей страны.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания.
Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь окружающую красоту.
Нельзя знакомить ребенка с общественной жизнью только по дороге в детский сад или домой, нельзя всегда «идти за ребенком», его интересами. Так можно приучить формальности во всем. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Все общение ребенка с окружающим, познание ее законов, связей должно быть направлено на воспитание эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту.
Имеются ли в вашем доме животные, растения?



Принимает ли Ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
Трудится ли Ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду?


Если да, то Вы – хорошие родители, если нет – еще не поздно.
Важным средством воспитания любви к родному краю является детская литература. Книги в образной форме знакомят ребенка с жизнью общества, помогают постигнуть внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношение к другим людям.
Читая как русскую, так и национальную литературу, прежде всего надо обращать внимание ребенка на положительные особенности в характере тех или иных национальностей.
Поэтому очень важно отбирать рассказы тех авторов, которые пишут интересно и содержательно. Рассказы, в которых рассказывается о жизни народов, вызывают интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.
Важное значение имеют рисунки, иллюстрации. Дети с интересом рассматривают их до чтения и после чтения. Поэтому важно научить ребенка всматриваться в рисунок, отмечать своеобразие в изображении каждой республики, знать ее богатства; путем сравнения отмечать сходства и различие в изображении национальных флагов, гербов.
Сила книги очень велика. Психологи отмечают, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои.
Большое значение имеют просмотры теле-, видео-передач. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен и полезен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Необходимо воспитывать у ребенка чувство симпатии к представителям разных национальностей – взрослым, детям. Помнить, что в том городе, где живет ребенок, трудятся люди разных национальностей.
Башкортостан – многонациональная республика, труд людей любой нации важен для всех людей живущих в нашей стране.
Все начинается с семьи.
Любите свой родной край и прививайте эту любовь детям!

«Край мой»
Лес липовый,
Вишневая гора,
И улица, поросшая травой…
И вьюг лихих морозная пора…
Здесь я рожден.
Здесь край родимый мой…
Прошел весь свет я вдоволь поперек,
Но все мои окольные пути
Меня ведут
Опять на тот порог,
Откуда мне случилось вдаль идти.
Лес липовый,
Вишневая гора,
И улица поросшая травой,
И вьюг лихих морозная пора
Меня опять зовут к себе домой.
Вернусь - и молодею в тот же час,
Усталость всю снимает как рукой,
Безвредна пыль родной земли для нас,
Целебен этот воздух-
Он – родной!
И если на беду нарвусь, друзья,
Мой край всегда, во всем поможет мне!
Того и человеком звать нельзя,
Кто о родной забудет стороне.
Ангам Атнабаев

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждения образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Кафедра общей и дошкольной педагогики

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Исполнитель:

Научный руководитель:

«Воспитание любви к родному городу

у детей старшего дошкольного возраста»

Введение……………………………………………………………………….3

1. Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания…………………………………………..6

1.1. Сущность патриотического воспитания………………………..6

1.2. Задачи и содержание патриотического воспитания……………8

1.3. Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом…………………………………………………..9

2. Педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников…………………………

2.1 Изучение представлений и знаний старших дошкольников о родном городе…………………………………………………

2.2 Организация работы по воспитанию у старших дошкольников к родному городу……………………..

2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы….

Заключение……………..

Список литературы…………………………….

Приложения………….

Введение

Очень много в современной педагогической литературе написано о том, что с малых лет необходимо прививать любовь к родному городу, родному краю, родной культуре. Эти все понятия воспитывают в детях чувство гордости за родную сторону, отечество и глубокое уважение к нему. Непосредственно по этой причине изучение культуры своего народа, истории своего края, города необходима в современном мире. В дальнейшей жизни это поможет проявлять интерес и с уважением относиться к национальным культурам Беларуси и других народов. Значит, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача современного дошкольного образования. Будущее Беларуси было и останется важнейшим преобразовывающим условием общественного развития и во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского стремления подрастающего поколения.

К огорчению, в последнее время всему мировому сообществу, включая Беларусь, как многоцелевым стандартом предлагается деидеологический стандарт, т. е. переоценивание материальных и прагматических ценностей над духовными и нравственными. В предложенной схеме развития резко снижается воспитание патриотизма, воздействие семьи и белорусской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные методики воспитания заменяются западными, которые распространяют равнодушие к окружающему миру, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Основы гуманистического права изложены в Законе об образовании Республике Беларусь, высказывают современную государственную политику в области воспитания. Его базу составляют цели и задачи всестороннего развития способностей, самоопределение личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов образовательных учреждений.

Современный ребёнок должен развиваться образованным, нравственным, предприимчивым, готового самостоятельно принимать решение в ситуациях выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Детские дошкольные учреждения вместе с семьями считаются важными социальными институтами воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Детские сады оказывают своё воспитательное воздействие на дошкольников в самый восприимчивый период их жизни. Дошкольное развитие является всеобщей и необходимой формой развития ребёнка, именно поэтому оно является основной задачей детского дошкольного учреждения. Я считаю, основной задачей развития в детском саду является повышение эффективности качества образования детей на основе всестороннего развития и воспитания каждого ребёнка.

Воспитание патриотичности необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит становление культурно-духовной ориентации, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие эмоций, чувств, мышления, элементов общественной ориентации дошкольника, процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в культурном мире .

Для воспитания патриотических чувств важно давать представления о родном городе, народе, стране, обычаях, культуре, истории. Дети старшего дошкольного возраста, в мощь непосредственности внутренних и психологических взаимодействий, наиболее важны для формирования правильного отношения к окружающему миру, городу и т. д. Для нашего белорусского общества дети являются фундаментом политкультурного пространства, создание которого предусматривается политикой государства.

В разные отрезки времени этой проблемой занимались известные педагоги, психологи, исследователи, как («Человек как предмет воспитания»), («Патриотическое воспитание дошкольников») и др. Непосредственно, идея патриотизма всегда являлась, и будет являться, тем самым фундаментом, на котором будет держаться страна . считал, что система воспитания порождается вместе с историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал из века в век накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, в фольклорных произведениях, которые близки и понятны детям.

Отдельно от семьи успех в воспитании патриотизма с детских дошкольных учреждениях не возможен. Всегда и во всем примером для ребёнка, в первую очередь, служат родители, и только потом, педагоги в детском саду, школе и т. д. Понимание ребёнком близости с окружающими людьми, Родиной, происходит изначально в семье.

И здесь же возникает разногласие между потребностью воспитания любви к родному краю, городу в ДОУ и отсутствием общих данных об использовании фольклора в воспитании.

Исходя из этого выявилась проблема для исследования: каким же образом воспитать патриотизм у ребёнка на примере знакомства с родным городом?

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Из всего перечисленного и обозначилась тема «Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - патриотическое воспитание
Предмет – воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.
Цель работы – определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: подробный анализ программы «Пралеска», наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Задачи:
1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.
3) Разработать методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников.

Глава 1.Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания

1.1. Сущность патриотического воспитания

В современном мире по-разному понимают смысл патриотизма, разнообразно и спорно. Значительную часть занимают объяснения сложной

природой данного определения, расширенным содержанием и многообразием форм проявления. Помимо этого, вопрос патриотизма рассматривается различными учеными в разных многознаменательных, общественно-финансовых и общественно-политических обстоятельствах, в связи с собственным штатским воззрением, взаимоотношением к собственному Отечеству, с применением разных областей сведений и т. п.
Термин «любовь к родине» применяется не только в учено-экспериментальной литературе, но и в представлениях, дискуссиях,

заметках, предвыборных програмках политических деятелей

и общественно-политических партий, процессов, функционеров

культуры, художества и т. д.

Спектр объяснения термина весьма огромен: с безупречно-благородного

вплоть до разносно оскорбительного.
Помимо этого, вопрос патриотизма рассматривается различными

учеными в разных многознаменательных, общественно-финансовых

и общественно-политических обстоятельствах, в связи с собственным

штатским воззрением, взаимоотношения ксобственному Отечеству, с

применения разных областей сведений и т. п.
Термин «любовь к родине» применяется не только лишь в учено-экспериментальной литературе, но и в представлениях, дискуссиях,

заметках, предвыборных програмках политических деятелей и общественно-политическихпартий, процессов, функционеров культуры, художества и т. д. Спектр объяснения термина весьма огромен: с безупречно-священного вплоть до разносно оскорбительного.
Достаточно подробно открыто смысл этого определения в монографии, что «Любовь к родине – данное влюбленность к собственному

отечеству, к близким зонам ("нашей планете отцов"), к родственнику стилю, к прогрессивной культуре и обычаям, к провиантам работы

собственного люда, к современному социальному и муниципальному

сооружению. Любовь к родине - данное безусловно как верность к собственному Отечеству, стремление оберегать её самостоятельности»



Рассказать друзьям