Что значит финансовая грамотность дошкольникам. Основы финансовой грамотности для детей разного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юрий Тюрин. Татьяна. Русская муза Парижа
М.: Гелеос, 2006.

Книга посвящена жизнеописанию Татьяны Яковлевой - у нас в стране она больше всего известна как парижская любовь Маяковского, адресат стихотворений "Письмо Татьяне Яковлевой" и "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви". Между тем, жизнь у Татьяны была длинная и весьма насыщенная, и знакомство с революционным поэтом хоть и осталось самой яркой - с нашей точки зрения - ее страницей, но этим нисколько не ограничивалась. Брак с французским аристократом Бертраном дю Плесси, вдовство, второе замужество - на этот раз ее супругом стал сын "красного спеца" и советника самого Ленина Александр Либерман, который и сам был весьма непрост: не один десяток лет он был арт-директором издательства Конде-Наст, к которому принадлежат крупнейшие мировые издания от Vogue и Q до Architectural Digest и Bon Appétit. Считается, что именно он сформировал визуальную стилистику Вога и прочих монстров издательства. А еще Либерман - успешный скульптор и художник. Пока Либерман покорял медиа-Олимп, Татьяна делала шляпки для нью-йоркской элиты, дружила с Марлен Дитрих и держала салон. Ее дочь Франсин дю Плесси-Грей стала весьма успешной писательницей и имеет в активе несколько номинаций на Пулитцеровскую премию.

Но это все не про книгу, а про героиню. Про книгу же я могу сказать много слов, и не все они будут хорошими.

Автор книги был лично знаком с Татьяной и даже прожил у нее в доме несколько лет. У него в руках оказалась масса материала, недоступного исследователям, он был допущен, так сказать, к первоисточнику, и не забывает это демонстрировать. Отсюда, во-первых, некий налет интимности в повествовании - фигура автора постоянно просвечивает сквозь текст, и он все время словно забывает, что собеседник его не всегда "в материале", - а во-вторых, очевидная предвзятость. Конечно, когда автор любит свою героиню, это прекрасно, но когда из-за этого страдает объективность - это не есть хорошо. Во всех случаях, когда существует больше одной версии произошедшего, автор намеренно выбирает ту, которая в пользу Татьяне, даже не заикаясь об остальных. Или заикаясь, но так, чтобы объявить всех придерживающихся ее - практически клеветниками и завистниками.

Реноме Татьяны как "парижской любви Маяковского" обязало автора начать именно с этого момента в ее биографии: истории отношений с Маяковским - меньше двух лет - в книге отведена четверть текста. И между нами, ничего нового там нет: у меня сложилось впечатление, что все это я уже читала в исследованиях маяковсковедов, и чуть ли не в тех же словах. Скажу лишь, что когда начинаете повествование с середины - как-нибудь надо объяснять, о чем и о ком идет речь. А то упоминается в тексте Любовь Николаевна Орлова - и поди догадайся, что это мать Татьяны Яковлевой! О том, что Любовь Николаевна вышла (третий раз) замуж за некоего Орлова, упоминается уже ближе к концу текста.

У Тюрина вообще есть склонность к потере логики, что для профессионального литератора, коим он вообще-то считается, дело нехорошее. Например:

Образование девочки получали на дому с приглашенными гувернантками. Любовь Николаевна знала четре иностранных языка, но французский был обиходным. Мария Ивановна появилась в доме, когда Татьяне едва стукнуло четыре года. Для девочек наняли немецкую гувернантку. Немецкий сразу пришелся Татьяне не по вкусу... -

помимо прочего, вы, например, способны понять из этой фразы, что Мария Ивановна - это и есть немецкая гувернантка, что объясняется лишь через три строки? Я не смогла. И так все время - логика фразы, логика повествования иногда отсутствует напрочь, и чтобы понять, "кто все эти люди", приходится весьма напрягать мозги, а то и гугл. Например, Тюрин пишет, что Татьяна дружила с дизайнером Валентиной - между прочим, фамилия Валентины была Санина, и дама она была известная не только тем, что ее собственный муж отбил у нее Грету Гарбо, но и собственным модельным домом и, например, романом с Александром Вертинским. Но фамилия ее нигде в книге не упоминается!

Последний период жизни Яковлевой был полон знакомствами с русскими эмигрантами и гостями: от Бродского до Барышникова. Но почему-то Тюрина не интересуют подробности их знакомства (или они слишком интересуют меня?) - лишь описания встреч и беглое упоминания имен, без объяснений и рассказов. Про семью Франсин - совокупно три предложения в двух местах. Зато много места уделено Геннадию Шмакову - человеку всесторонне одаренному, который жил при Татьяне в качестве то ли повара, то ли компаньона, - и попутного на полторы страницы объяснения, что Либерманы терпимо относились к представителям сексуальных меньшинств.

Но кроме всех вышеперечисленных недостатков - в книге масса интереснейшего материала, который вы больше нигде не найдете, от фотографий до мелких фактов из жизни Татьяны и ее знакомых. И даже несмотря на "пафос первооткрывателя необитаемого острова" (выражение одного из рецензентов), книгу весьма рекомендую к прочтению всем, кто интересуется лично Маяковским, европейской культурой 30-80-х годов и жизнью русской артистической общины в Нью-Йорке.

О Лиле Брик – первой музе гениальнейшего поэта Владимира Маяковского – в России известно достаточно много. Именно ей посвящены поэмы «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про это» и многие строки стихотворений:

Если
чего написал,
если
чего
сказал -
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.

О Татьяне Яковлевой известно, напротив, немного. Между тем, парижской музе было посвящено не меньше строк.

С Татьяной Яковлевой Маяковского познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле. Целью знакомства было развеселить скучающего в Париже поэта. Но исследователи видят в этом знакомстве и подоплеки: будто бы Эльзу устраивало проживание в Париже Маяковского, который отплачивал ее счета.

В самоубийстве Маяковского также усматривается тайный смысл. Маяковский влюбился в Татьяну и хотел ради нее переехать жить в столицу Франции. Подруга поэта Наталья Брюхоненко вспоминала, что Маяковский обещал застрелиться, если не сможет снова увидеть Татьяну. По роковой случайности Маяковскому было отказано в выезде за границу. В апреле 1930 года поэт нажал на курок.

В этой трагической истории не последнюю роль сыграла Лиля Брик , которая сказала Маяковскому в 1929 году о скорой свадьбе Яковлевой с виконтом дю Плесси, хотя речь о свадьбе зайдет лишь через месяц. Яковлева была отчасти благодарна за такой поступок – вернувшись в СССР с Маяковским, она погибла бы в «мясорубке» 1937 года.

Во Францию Татьяна Яковлева попала в 19 лет по протекции своего дяди. В это время Яковлева занимается моделированием шляпок и весьма в этом преуспевает. Не зря ведь ее шляпы носили самые известные женщины своего века – Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Эсти Лаудер. Залог своего успеха Яковлева видела в своей способности убедить каждую женщину в том, что она исключительная красавица.

Светский Париж девушку принимает с радостью и дарит Яковлевой много новых встреч с весьма известными людьмиКоко Шанель, Жаном Кокто, Сергеем Прокофьевым.

Роман с Маяковским не обещал Татьяне стабильности, поэтому брак с Бертраном дю Плесси стал для Татьяны «бегством от Володи»: Яковлева стремилась к созданию семьи, что не мог обещать ей Маяковский. Через несколько лет Татьяна пожалеет о своем решении, уличив мужа в измене и оставшись с маленькой дочкой Франсис на руках.

Татьяна всегда выделялась на фоне своих соотечественниц: она носила очки-стрекоза и покрывала ногти ярким лаком.

Татьяна прочно укрепилась в мире моды: например, Диору она порекомендовала нового секретаря, которым оказался молодой Ив Сен-Лоран . Безусловно, успех именитых сейчас дизайнеров и их домов моды не является заслугой Яковлевой, но говорить о них стали именно после того, как она стала убеждать мужа, что гении – именно они.

Яковлева имела свой взгляд на то, что теперь именуют «фэшн-индустрией»: например, именно ей принадлежит афоризм «Норка – только для футбола, а для леди – соболя» . Яковлева имела в виду, что в норковой шубе ходить можно только на стадион, а вот для выхода в свет подходит только соболь.

Муза Маяковского дружила и с «вдохновениями» других поэтов – с Валентиной Саниной , музой Вертинского, с леди Абди (Ией Ге) .

Дружеские отношения связывали Татьяну Яковлеву с Иосифом Бродским, Александром Годуновым, Михаилом Барышниковым, Натальей Макаровой. Яковлева охотно принимала у себя беглецов из советской России.

Яковлева, во многом уже француженка, оставалась «Татьяной с русскою душою»: она любила кисель и черешню – даже в Рождество.

Чета Яковлевой и Либермана была очень популярной в Нью-Йорке и одной их самых крепких семейных пар.

Жизнь Татьяны Яковлевой оборвалась в 1991 году – тогда же распалась огромная держава, с которой ее связывал Маяковский. Гений опередил свою Музу на 60 лет, прославив ее в своих стихах.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи… («Письмо Татьяне Яковлевой»)

Остались вопросы? Хотите знать больше о музах великих писателей и поэтов?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Юрий Тюрин. Татьяна. Русская муза Парижа. – М.: Гелеос,
2006, 232 с.

Документальная повесть Юрия Тюрина посвящена Татьяне Яковлевой
– парижской возлюбленной Маяковского. Не будь их встречи поздней
осенью 1928 года, наша героиня, несомненно, разделила бы участь
сотен тысяч русских эмигрантов, безвестно канувших в Лету. В Истории
остаются очень немногие. Татьяна осталась – как Муза, вдохновившая
поэта на такие вот строчки:

«Я все равно тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

– Так… взял он? – допытывались у нее на старости лет досужие литературоведы.
– Было это?

– Конечно, было, – невозмутимо отвечала она. – А зачем еще встречаться?

А на следующий день Татьяна Яковлева устало говорила Юрию Тюрину
(русскому литератору, волею случая оказавшемуся в Америке): «Как
они мне все надоели с постельными вопросами. Они не могут понять,
что я все-таки была барышней из приличной семьи…».

– Оставайтесь у меня, – внезапно предложила она. – И я вам все
расскажу.

– Насколько? – спросил оторопевший собеседник.

– Ну, хотя бы, пока я жива.

И Юрий Тюрин остался. На два года, пока жила. А потом, на

основе ее воспоминаний, написал эту книгу.

Отношениям с Маяковским посвящена ее первая глава. Здесь, автор
придерживается традиционной версии о злодейской роли двух сестер:
Лили Брик и Эльзы Триоле, способствовавших их разрыву. Сама же
Татьяна оказывается как бы ни при чем. – Написала поэту, он не
ответил: месяц, второй. Сколько можно ждать? Она и вышла замуж.
Что поделаешь: не ответил же…

Наверно, если бы по-настоящему любила, не стала бы так спешить
с замужеством. Еще бы подождала: и год, и два, и три! Если бы
любила…

Поэт умер, а Муза его осталась. Последующая часть повести описывает
дальнейшую жизнь и судьбу Татьяны Яковлевой. Неудачный брак, новая
любовь, отъезд в Америку. И почти на каждой странице автор говорит
о незаурядности своей героини, по масштабу личности сравнивает
ее и с Маяковским и с величайшими людьми своего времени. «Таких
женщин даже Бог ваяет по заказу», – пишет Тюрин. Возможно. Но
пусть автор ответит: а если бы не было знакомства Татьяны с великим
поэтом – появилась бы его повесть?

Да, она – Муза, вдохновляла других. А – сама? Что нового привнесла
в этот мир? Создавала модели шляпок? Этого мало, очень мало.

Главным для Татьяны Яковлевой было выжить, удержаться на плаву,
достичь безбедного существования. Она вечно ощущала «подспудный
страх перед нищетой и голодным днем». Слишком свежи были воспоминания
о России, откуда с трудом смогла уехать в двадцать пятом. Как,
в одночасье, рухнула жизнь ее семьи, и она руками рылась в мерзлой
земле, выискивая гнилую картошку.

Любовь Маяковского. Вернуться с ним в ненадежную Россию? Конечно,
нет! Муза выбрала обеспеченную жизнь.

А потом, с риском для жизни, без документов, она пробиралась в
оккупированный немцами Париж – чтобы забрать письма Маяковского
из своей квартиры; так рассказывала она биографам. Письма Татьяна
забрала, а в придачу к ним еще и драгоценности, которые тоже оставались
в квартире. И пусть ее биографы и читатели задумаются: а если
бы драгоценностей там не было? Ради одних писем стала бы рисковать?

«Удержаться на плаву», – эта мысль преследовала ее и когда она
перебралась в Америку. «Даже в Нью-Йорке меня беспокоило чувство
ненадежности нашего материального благополучия», – признавалась
автору Татьяна Яковлева.

«Ты одна мне ростом вровень…», – писал о ней поэт. Ростом – да.
А как личность, человек?

У Владимира Маяковского в жизни была Мечта. Пусть несбыточная,
утопическая, но – Мечта. Куда-то за горизонт стремился…

А его возлюбленная хотела лишь удобно устроить свою жизнь: выйти
замуж, родить ребенка, иметь свой дом. Быть обеспеченной. Обычная
женщина с обычными желаниями.

Да, была мила и остроумна в разговоре, обаятельна и добра к людям.
А вот Мечты у нее не было. Совсем не было.

– Зачем она Володе? – решили сестры Лиля и Эля.

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    Деньги любят счет.

    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

    Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь .

    Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель . На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель . Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра Услуги и товары

Цель . Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал . Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель:

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

"За" и "Против" формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Отсюда вопрос, насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей?! И кто должен и может учить этому направлению детей!?
Не просто так, мною было написано, что тема эта противоречивая. Объясню почему. С одной стороны, в век непрерывного движения и информации данное направление грамотности необходимо. С другой же, путем обучения этих всех хитростей, мы забираем у детей их счастливое и беззаботное детство. И если уже и формировать культуру финансовой грамотности у детей, то тогда необходимо это делать грамотно и постепенно.
Просто и получается так, что финансовую грамотность формируем, а связная речь не развита, все познавательные процессы не соответствуют возрастному развитию ребенка. В нашей стране так, все новое и модное – это хорошо, а то, что действительно важно это «потом». И ведь действительно, откройте интернет, все статьи говорят о том, что финансовая грамотность важнее пирамиды Маслоу, значимее, ведь главное это деньги уметь посчитать, что ребенок должен знать стоимость своей мечты. Посмотрите, даже книгу банк Хоум Кредит выпустил «Дети и деньги», видеоролики «Про богатых детей» в 10 лет. Я не согласна! Это важно, но не в столь большой степени. Многие родители не догадываются, что знать ребенку, слово «депозит» может ему же выйти боком. Все должно быть в меру.
На примере ДОУ, на мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться. В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В занятия с детьми можно включать презентации и многое другое. Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания. НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета. И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!
Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.



Рассказать друзьям