Индивидуальные особенности памяти и ее развитие кратко. Особенности развития памяти человека: индивидуальные особенности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопрос № 10

Понятие о памяти. Особенности развития памяти на разных возрастных этапах.

Память - это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

I . Деление памяти по времени сохранения материала,

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную долговременную и генетическую память:

- Мгновенная или иконическая память представляет собой непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0, Это – память-образ.

- Кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Ее длительность в среднем около 20 секунд без повторения.

- Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

- Долговременная память – это память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения. Это память способная хранить информацию в течении практически неограниченного срока.

- Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

II . По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Вкусовая, осязательная, обонятельная память . Роль этих видов памяти в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

III . По характеру запоминаемого материала

Наглядно-образную – представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память – память на движения.

Эмоциональная память – память на переживания.

IV . В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память представляет собой запоминание смысла изучаемой информации.

IV . По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):

Непроизвольная память предполагает запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Произвольная память характеризуется тем, что специальная мнемическая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти :

Запоминание – представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Забывание исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.

Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении .

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Эффективность запоминания зависит от:

Наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

Важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);

Сочетания запоминания и применения;

Использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

Эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

Осмысления (глубокого понимания) материала;

Количества повторений;

Психического состояния человека и т.д.

Свойства памяти

Память любого человека характеризуется следующими свойствами:

- объем – представляет собой количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации;

- быстрота запоминания – способность человека достигать определенной скорости обработки и использования информации;

- точность воспроизведения – характеристика памяти, которая показывает способность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;

- готовность к воспроизведению – способность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию;

- длительность сохранения – свидетельствует о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения.

Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касаетсямеханической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развитияопосредованной, логической памяти у ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать приемами смыслового запоминания (классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.)

Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти.

Процесс усвоения новых знаний ребенком способствует развитию у него произвольной памяти.

В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

В подростковом возрасте активно развиваетсялогическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические приемы. Воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.

Замедляется развитие механической памяти.

Чаще всего для оценки памятиподростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.

Память – один из основных познавательных процессов человека. Она включает в себя целый комплекс познавательных способностей и высших психических функций, помогающих человеку накапливать навыки и знания, сохранять их и воспроизводить.

Мы часто говорим о своей или чужой памяти, характеризуя её одним словом – «хорошая» или «плохая». Больше узнать о своей (и не только) памяти можно, поближе познакомившись с индивидуальными особенностями памяти человека.

То, насколько выражены те или иные свойства памяти у того или иного человека, зависит от множества факторов. Среди них, например, нейродинамические особенности; потребности, мотивы и направленность личности; специфика профессии; степень тренированности психической деятельности; особенности и состояние сенсорных систем.

Как правило, индивидуальные особенности памяти в психологии группируются на основании таких свойств:

1. Каковы ведущие характеристики памяти.

2. Каков преобладающей тип памяти человека (это зависит от преобладающего вида психической активности).

3. Каковы интересы человека и его предпочтения.

Ведущие характеристики памяти

Говоря о ведущих характеристиках памяти, мы подразумеваем следующие компоненты:

Объем (людей с высоким показателем этой характеристики мы называем эрудитами. Если, конечно, высока точность воспроизведения).

Скорость запоминания (если она высока, то мы говорим, что такой человек «всё схватывает на лету». Этот параметр учитывает, сколько времени или сколько повторений нужно человеку для запоминания).

Длительности хранения информации (как долго человек помнит усвоенный материал. Выражения «память коротка» и «злой и с хорошей памятью» – об этом).

Точность запоминания (сколько ошибок допущено при воспроизведении? Насколько точно передан смысл?).

Устойчивость к помехам.

Готовность к воспроизведению – быстрота реагирования (например, умение быстро сообразить, находчиво ответить. Это показатель того, насколько быстро и легко человек может вспомнить то, что ему необходимо).

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память - означает улучшить эти её отдельные составляющие.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм - эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический - на работу второй. Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память - признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она - основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Сфера интересов и склонностей личности

Разделение индивидуальных особенностей памяти в психологии по этому признаку опирается на факты избирательности восприятия, а следовательно, и памяти. Если информация интересна и необходима человеку, то она и лучше запоминается, укладываясь в систему уже усвоенных знаний. Информация, не входящая в сферу интересов человека, иногда вообще им игнорируется.

Индивидуальные особенности памяти человека находятся в зависимости от уровня развития её отдельных процессов, от особенностей высшей нервной деятельности, от воспитания, от окружения и обучения, от привычек, от характера профессиональных требований, от предмета и способа запоминания. Тип памяти можно развивать и совершенствовать, применяя специальные упражнения. Чем больше граней восприятия мы задействуем, чем полнее воспринимаем - тем лучше будут результаты запоминания.

Индивидуальные особенности памяти могут проявляться по-разному. Иногда они выражаются в необычайном развитии памяти в целом, а иногда – в феноменальной, невероятной продуктивности её отдельных видов. История хранит множество примеров необычайной памяти, среди них:

Никола Тесла, выдающийся физик, изобретатель, инженер, обладал уникальной фотографической памятью. Он редко ввёл записи, держа всё «в голове». Говорят, что когда в конце 19-го века от пожара погибла его лаборатория, то многие из своих изобретений он восстановил по памяти.

Сергей Рахманинов, пианист, композитор и дирижёр, легко запоминал отрывки из сложных музыкальных произведений. Впрочем, с такой же лёгкостью он запоминал и ноты.

Иван Айвазовский, выдающийся художник-маринист, большую часть своих полотен написал по памяти (а всего им было написано около 6000 работ).

Уилтшир Стивен, архитектурный художник из Британии, способен, единожды увидев архитектурные пейзажи, безошибочно воспроизводить их по памяти.

Этот список может быть очень длинным…

Что же влияет на запоминание?

— Учитывание и использование при запоминании индивидуальных склонностей и привычек.

— То, насколько часто мы повторяем материал («повторение – мать учения»).

— Наличие эмоциональной окраски (оно улучшает запоминание материала, и даже отрицательный эмоциональный фон предпочтительнее, чем нейтральный. Но эмоция не должна быть чересчур сильной).

— Объем материала, его структурированность, осмысленность.

— Возрастные нюансы.

— Наличие условий для запоминания (обстановка, отвлекающие факторы и т.д.).

Внутреннее состояние (мотивация, целенаправленность, состояние психики и т.д.).

— Технологии, использующиеся при запоминании (приемы мнемотехники, темп ввода информации и т.д.).

Несколько советов, которые помогут повысить продуктивность памяти:

Правильно формулируйте задачу запоминания: она должна отвечать требованиям к воспроизведению.

Выбирайте в материале самое главное, а всё несущественное отсекайте.

Определитесь с тем, как следует организовать материал и что выступит в роли оперативной единицы и кода запоминания.

Как можно более полно задействуйте все органы чувств.

Чтобы улучшить память, нужно также научиться, прорабатывая новый материал, вводить его в систему уже существующих знаний, а значит – быть внимательным, уметь наблюдать, концентрироваться, повторять усвоенный материал и пользоваться вспомогательными средствами (например, приемами мнемотехники). Важна также достаточная мотивированность к запоминанию и воспроизведению и соответствие целям, которых человек хочет достичь.

Память неразрывно связана с другими психическими процессами. Так, не достигнув стабильного внимания, или психологически будучи не в состоянии сконцентрироваться, или не имея времени на упорядочивание информации, мы не можем ожидать хорошего запоминания.

Тренируя память, внимание, мышление, восприятие, мы расширяем свои познавательные возможности, развиваем когнитивные функции мозга. Регулярно тренировать память и другие познавательные способности можно с помощью увлекательных развивающих игр, на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.

Понятие памяти

Определение

Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.

Индивидуальные особенности памяти

Каждый человек уникален, а значит, и процессы памяти протекают у всех по-разному. Сейчас выделяется две группы различий памяти.

  1. Продуктивность заучивания. Ее особенности представлены несколькими характеристиками:
  • скорость;
  • прочность;
  • точность;
  • готовность к воспроизведению.
  • Типы памяти:
    • зрительный (запоминание посредством зрительных образов; разновидность такого типа памяти – «фотографическая»);
    • слуховой (использование слуховых образов для запоминания той или иной информации);
    • двигательный (использование движений или речи; рече-двигательный тип памяти);
    • смешанный (преобладающий тип; слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой).

    В общем виде виды памяти представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1. «Виды памяти»

    Развитие памяти

    Рассмотрим развитие памяти в онтогенезе.

    1. Первые месяцы жизни ребенка. Здесь можно увидеть первое проявление условных рефлексов, которые также относятся к памяти. Далее развитие памяти проявляется при узнавании ребенком различных предметов.
    2. Ранний возраст. На втором году жизни ребенок способен к узнаванию предметов, воспринятых несколько недель назад. На третьем году жизни он может узнать то, что было несколько месяцев назад. И на четвертом году жизни ребенок узнает предмет, который воспринял год назад. Так, в раннем возрасте, происходит стремительный процесс развития памяти.
    3. Дошкольный возраст. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. Как правило, здесь процесс развития памяти связан с игровой деятельностью. Ребенку требуется запоминать правила и специфику игры.
    4. Младший школьный и подростковый возраст. Под воздействием требований школы запоминание и вос¬произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

    Обобщенный процесс развития памяти представлен на рисунке 2.

    План

    Введение

    1. Общее представление о памяти

    1.1 Определение памяти

    1.2 Виды памяти

    2. Индивидуальные особенности памяти

    3. Нарушения памяти

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение

    Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

    Вот почему проблема развития и изучения механизмов памяти стоит перед человечеством так остро.

    В своей работе я рассмотрю индивидуальные особенности памяти у людей, а так же нарушения памяти при различных заболеваниях.


    1. Общее представление о памяти

    1.1 Определение памяти

    Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

    «Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

    Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

    Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

    Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

    Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. Память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: «человек остался бы вечно в положении новорожденного». Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

    1.2 Виды памяти

    Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

    двигательную , связанную сзапоминанием и воспроизведением движений;

    образную , сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора , воспринимающего информацию, образную память делят назрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

    словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

    эмоциональную память , ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

    Непроизвольная , характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

    Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

    Существуют и другие классификации видов памяти:

    Непосредственная . Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

    Оперативная . Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

    Долговременная . В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

    Долговременная память подразделяется на:

    1. генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.

    2. наследственную память - память ближайших родственников.


    2. Индивидуальные особенности памяти

    Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

    Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.

    Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и други мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

    Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействуе т рационализация умственной и практической р бот челов ка: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использова ие разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у дру их людей приемы эффективные и т.п. Некото ые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со спе иальными механизмами, защищающими мозг от лиш ней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной инф рмации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механ змы, защищающие мозг от избыточной информации, выключают я, оэтому запоминание происходит быстрее.


    3. Нарушения памяти

    Существуют не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

    По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная – невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия – вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Ещё один вид амнезий – прогрессивная – проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери. При это вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

    Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно научиться выделять собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.

    Исследование памяти предполагает исследование следообразования, воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения). В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная и опосредованная память.

    Непосредственная память – способность воспроизводить события, опыт сразу после действия стимула.

    К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия. «Корсаковский синдром» – это нарушение памяти на текущие события. При этом память на события прошлого остается относительно сохранной. Э. Клапаред, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник указывают на остаточную сохранность следов и выраженные трудности воспроизведения. Больные могут заполнять пробелы памяти вымышленными событиями, деталями (конфабуляция).

    При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются и на текущие события, и на события прошлого. При этом отмечаются следующие признаки:

    1. наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерферирующий эффект);

    2. дезориентировка во времени и пространстве.

    Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

    Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп исследовали Г.В. Биренбаум, С.В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.

    Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти.

    При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным.

    У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.

    У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.

    У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой.


    Заключение

    В данной работе мы выяснили, что память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания. Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, а другому легче опираться на слуховую память и акустические образы, третьему же легче запоминать и воспроизводить движение.

    Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает.

    Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.


    Список использованной литературы

    1. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688 с.

    2. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.

    3. Аткинсон, Вильям “Сила мысли; Память и уход за ней” М., 1996.

    4. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М.: «Педагогика», 1980 г.

    5. Рубинштейн С.Л. “Основы общей психологии”: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.

    В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.

    Во-первых, индивиду­альные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с пло­хой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер . То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно . Во-вто­рых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависи­мости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память , если он отличается:

      быстротой запоминания,

      прочностью сохране­ния,

      точностью воспроизведения

      так называемой готов­ностью памяти.

    Но память может быть хорошей в одном отношении и пло­хой - в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

      Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

      Медленное запоминание сочетается с медленным забыва­нием.

      Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

      Наиболее низкой продуктивностью отличается память, ха­рактеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыва­нием.

    Типологические особенности памяти

    С особенностями лично­сти, с особенностями деятельности человека связано преиму­щественное формирование одного из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память, у философов - словесно-логическая. Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной дея­тельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной дея­тельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, матема­тик - типы задач, спортсмен - движения.

    Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти . Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

    Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

    Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

    Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, исполь­зование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэф­фективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной инфор­мации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.



    Рассказать друзьям