Страхи родителей за детей. Мамины страхи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страх приходит ночью. Подкрадывается и безжалостно сдавливает сердце железной хваткой. Дышит ли крошка? Женщина бросается в соседнюю комнату, склоняется над кроваткой, прислушиваясь к дыханию младенца. Проо дыхание ребенка во сне советую почитать в этой статье . Грудная клетка крохи равномерно поднимается и опускается, кулачки поддергиваются во сне, личико умиротворенное. Уф, отлегло…

Неконтролируемый страх за детей , постоянная озабоченность в будничных ситуациях являются причиной судорожной напряженности мышц, головных болей, расстройств сна, проблем с сердцем или желудком. Женщины страдают этим намного чаще мужчин. Отчасти это объясняется тем, что матери проводят с детьми больше времени и не стесняются откровеннее выражать свой страх - мужья предпочитают отмалчиваться. Но страх за детей не пройдет никогда - это пожизненная тревожная озабоченность.

Когда дети становятся старше, страх не исчезает, напротив, он растет по мере возрастания самостоятельности детей. А как развить эту самостоятельность читайте здесь . А когда они становятся взрослыми и у них появляются дети, страх «по наследству» переходит на внуков. Пугающая перспектива - при том что с биологической точки зрения страх выполняет важную функцию: сигнализирует об опасности. Кто не знает и не чувствует страха, тот неосторожен.

В основе родительского страха лежат привязанность и функция защиты: моему детенышу грозит опасность, и я должна (должен) ему помочь. Это предполагает известную осмотрительность. Родители должны чувствовать, где подстерегает опасность, сохранять бдительность. У того, кто способен на это, потомство получает явное преимущество в выживании. (Если зайчиха не будет бдительной, орел унесет зайчонка!) Страх - архаичная, глубоко укоренившаяся в природе животных и человека модель реагирования, служащая выживанию. Страх за ребенка заставляет родителей своевременно вмещаться, прежде чем их отпрыск, к примеру, свалится вниз головой с горки для катания. Страх заставляет матерей внимательно следить за ребенком, когда тот учится ходить.

К сожалению, страх приводит и к тому, что мать подросшего ребенка все еще боится выйти с ним на улицу, в самых черных красках представляя, что может случиться с малышом вне дома.
Особенно бурно страх проявляется на переходных этапах - когда дети поступают в школу, когда начинается период полового созревания, когда ребенок начинает учиться в какой-нибудь профессиональной школе или университете. Иногда он дает о себе знать, когда ребенок впервые влюбляется. За этим часто скрываются страх потери, боязнь разлуки. Одно утешает: каким бы неотвратимым и хроническим ни был страх за детей , сам по себе он не опасен. Действительно опасна только потеря радости жизни как следствие капитуляции перед страхом.
Но мы надеемся, что для его преодоления вам хватит сил и здравого смысла.

Учитесь бороться и справляться с негативными эмоциями

Каждый шаг, отдаляющий ребенка от родителей, означает уменьшение возможностей оберегать сына или дочь, ограждать их от неприятностей. Но людей можно защитить только до известной степени. Невозможно предусмотреть все случайности. Ребенок имеет право на взросление — со всеми рисками и опасностями, которые несет с собой этот процесс. Признать это и достойно жить в соответствии с этим фактом очень трудно. Но родителям никуда от этого не уйти. Условно говоря, когда ребенок в 18 лет получает водительские права, вы, к сожалению, не всегда сможете ездить рядом с ним. Как тогда справляться с тревогой? Рецепта на все случаи не существует, однако психологи по опыту знают; кто понимает причину страха, тот меньше боится, тому легче встретить страх лицом к лицу. Если внутренне представить себе несчастье как свершившийся факт, можно настроить себя на принятие реалистичных контрмер и заранее подготовиться к негативному исходу.

Тот, кто последовательно, до конца обдумывает свой страх, становится менее чувствительным — и более бдительным. Психологи и психиатры хорошо справляются с такого рода чрезмерными страхами, требующими лечения. Чем раньше обратиться к психотерапевту, тем лучше будет результат лечения. К примеру, психотерапевт может порекомендовать курсы релаксации мышц, чтобы снять стресс и судорожную напряженность. После этого надо исследовать истоки собственного страха. Врач научит распознавать и выключать пусковые механизмы страха. Один из таких механизмов стал настолько привычным, что большинство практически не осознает его. По телевидению постоянно показывают несчастные случаи и катастрофы. Жестокость, смерть, ужасы становятся частью повседневной жизни, а это ведет и к возрастанию страха.

Наконец ваш ребенок стал первоклассником! Этого дня ждали долго! С этим днем стало понятно, что отпустить ребенка в школу — задача сложная для родителей. С этого дня начинается полоса сомнений и переживаний! Как будет протекать обучение ребенка в школе? Как ваш ребенок будет ладить со сверстниками? Правильно ли вы выбрали школу? Как реагировать на оценки? и многое другое.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения . Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку . Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками ! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу? и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки ? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности.

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность.

Поэтому родитель должен, в первую очередь, дать понять ребенку, что любит его не зависимо от его оценок, и отношение к нему не изменится от них.

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

Стоп!
Давайте остановимся и не будем паниковать. Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить.

Чем должны руководствоваться родители школьников?

Выделим основные правила, которые нужно соблюдать родителям школьника:

  • не пугайте ребенка школой — нельзя говорить: «ты не умеешь читать — значит тебя не возьмут в школу», «не будешь учить — выгонят из школы»;
  • наоборот, сформируйте у ребенка положительное отношение к школе : читайте книги о школе, обсуждайте школьную жизнь, знакомьтесь с первоклашками и т.п.
  • не возлагайте надежды на ребенка , он не должен быть лучшим в школе, классе и т.п.: не говорите ему «ты должен быть лучшим в школе»;
  • чаще хвалите ребенка, создайте атмосферу успеха .

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно , проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра , не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите . Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака , до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся» , «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи , подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» .
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно , не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку , постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
    После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест , после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой» , дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса , когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком , свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее , быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль , усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным .

Нормальные родительские чувства, беспокойства, опасения за своего малыша – это правильно и естественно. Однако, как и все переживания, эмоции, они должны находиться в рамках «золотой середины».

Согласитесь, что полное не проявление материнской любви или отцовской заботы воспринимается в нашем обществе людей как асоциальное поведение. Даже у зверей и птиц отсутствие инстинктов заботы о потомстве чаще проявляется, как патология, а не норма.

Но у маятника есть две стороны размаха. На другой стороне амплитуды в нашем случае находится гипертрофированная любовь, панический страх за ребенка, который превратился в фобию и мешает жить не только родителю, который ею болен, но и ребенку в большей степени.

Психология родительских фобий

Все хорошо в меру

Мы выяснили, что все (даже страх) хорошо в меру. По сути, чувство опасности дано нам природой, чтобы уберечься от этой опасности:

  • боязнь высоты не позволяет прыгать с самолета без парашюта;
  • страх боли не разрешает хвататься за раскаленный утюг.

Но любое лекарство может стать ядом, если не знать меры. Перебор с инстинктами, когда у человека дрожат колени на высоте трех ступенек.

Страх за ребенка – отличное чувство, помогающее и дальше существовать нашей цивилизации. Откуда же берутся вредные фобии и отклонения, мешающие этому процессу?

Слияние

Примерно с рождения до школьного возраста мамочка испытывает постоянный страх за жизнь малыша, как за частичку себя. Психологи называют это явления слиянием.

После девятимесячного слияния физического между ребенком и матерью остается пуповина эмоциональная, общее биологическое поле, которое объясняет многие интересные явления.

Вам вдруг нестерпимо захотелось заглянуть в детскую. Так и есть – ваш малыш только что научился вставать и почти перегнулся через перила кроватки. Часто обостренная в этом направлении интуиция помогает родителям предотвратить многие опасности.

Современные психологи согласились с существованием духовной связи и советуют не противиться желанию взглянуть на ребенка, когда оно вдруг возникает. Вместе с тем найдите разумную границу между интуицией и паникой, которая заставляет маму не выпускать из рук своего «младенца» до его глубокой старости.

Боязнь страха

Именно страх перед этими страхами вызывает такое заболевание, как послеродовая депрессия. «Жила-жила без проблем, а теперь навалилась ответственность, с которой я никогда не справлюсь!»:

  1. Только родившая женщина отказывается от ребенка, боится взять его на руки, приложить к груди.
  2. Одновременно она испытывает муки совести, жалость к младенцу и боязнь ответственности.
  3. Отключается сознание от окружающего мира, женщина абстрагируется, пытаясь спастись в эмоциональной пустыне.

Страх за здоровье ребенка

Сопереживания

Находясь на одной биологической волне с младенцем, невозможно не чувствовать его эмоции. В одном научно-популярном журнале описывали аппарат, который подключал врача к нервно-психологическим процессам больного и он все чувствовал, как его пациент. Это давало ему возможность поставить точный диагноз.

Так и с молодой мамочкой. Только ей не нужны приборы. Они уже настроены на одну волну. С этого момента существует опасность взрослой женщине проникнуться беспомощностью младенца, «заразиться» его переживаниями, испытывая панический страх за маленького, как за частичку себя.

Это здорово, что вы сочувствуете, сопереживаете малышу. Значит, вы точно знаете, что его тревожит, почему он плачет, что у него болит, и можете вовремя помочь. Но, проваливаясь в его сознание целиком, испытывая постоянный стресс на равнее с новорожденным, вы рискуете стать такой же беспомощной истеричкой.

Бояться, что заболеет, понимать, что ему холодно и укрыть, это нормально. Но вывозить летом в коляске, завернутым в ватное одеяло – это тот случай, когда страх причинить вред своему ребенку как раз и становится причиной этого вреда.

Паранойя

Очень часто, добиваясь безопасного поведения от малыша, родители запугивают его, проецируя свой страх. Но вы-то знаете, что электрический ток не только убивает, а утюг не только обжигает, а потому не бежите в панике от электроприборов и газовой плиты.

Если вы не хотите, чтобы ваш наследник вырос всего боящимся параноиком, постарайтесь после каждого «нельзя» произносить «потому что» и объяснять, как это действует.

Представьте себя ребенком, окруженным одними опасностями в совершенно незнакомом мире. И так все ново и неизвестно, а еще мамочка прямо излучает флюиды страха. А ведь это в ее власти превратить окружающие младенца предметы из врагов в друзья.

Чтобы страх за здоровье ребенка не превратился в опасную фобию, необходимо постоянно работать над собой. А чтобы вас не мучили навязчивые страхи, почаще смотрите в сторону ребенка.

Добавка страха для смельчаков

Иногда ребенок растет совершенно бесстрашным. Все мамины «нельзя, потому что» вызывают только любопытство и желание проверить. Страх за такого шалуна мучает вдвойне. Как убедить малыша в том, что вы всегда правы? Как заставить прислушиваться и верить?

Для таких юных естествоиспытателей существует только один путь – собственный опыт, подтверждающий мамины предупреждения.

Пример . Как мама не объясняла, что утюг горячий, как не прятала его на недосягаемую высоту, но ручки маленького сорванца все равно тянулись к опасному предмету. Устав постоянно носить его с собой на кухню и снова возвращаться к глажке, она просто поставила электроприбор на минимальную температуру и спряталась за дверью. Крику и слез было море, пальчики чуть покраснели. Их тут же подставили под струю холодной воды. Больше с утюгом проблем не было.

Как справится с тревогой

Первое и самое важное – это понимание того, что ваш страх за детей может принять патологический характер. Вы сами можете этого не замечать. Вам кажется, что все правильно и рационально. В этом особенность психологических заболеваний.

Если у человека болит зуб или сыпь на коже, он это прекрасно чувствует и видит. А если у него развивается фобия, он может просто считать это нормальным состоянием.

Не отмахивайтесь от советов и замечаний родственников и друзей. Им виднее.

Знание — сила

Чтобы преодолеть лишние тревоги порой достаточно всего лишь тщательно изучить недостающую информацию. Сегодня все возможные симптомы болезней и отклонений от нормы у детей описаны в Интернете, объяснены и имеют множество способов их устранения.

Необходимо не только изучить приемы оказания первой медицинской помощи в различных критических моментах (высокая температура, инородное тело в дыхательных путях, ожог, ушиб и т.д.), но и приобрести необходимые для этого медикаменты

Совет : не доверяйтесь первой попавшейся статье. Прочитайте много, изучите
проблему, поймите ее, посоветуйтесь с врачом, а потом сделайте свои выводы. Тогда вас не напугает обычная ветрянка, и вы не упадете в обморок от небольшой царапины на пальчике ребенка.

Послеродовая депрессия

Трудно самостоятельно избавиться от послеродовой депрессии. В этом должны обязательно помочь опытные психологи. Надо знать, что эта проблема не возникает внезапно, как чертик из табакерки.

Симптомы заболевания всегда проявляются задолго до родов. Близкие люди должны это заметить и принять меры еще на стадии беременности. Что поможет:

  • совместные покупки красивого белья для новорожденного;
  • УЗИ! Посмотрите какой у вас малыш! У него ручки, ножки, он улыбается, ворочается, сосет палец;
  • фотографии не рожденного еще ребенка, альбом, пустые места для других фото, странички, где надо будет поместить первый локон, написать первое слово и т.д.;
  • общение с плодом. Он чувствует поглаживание, реагирует на громкий звук, он уже есть и будет;
  • школа будущих мам, где учат ухаживать за новорожденным, заворачивать, менять памперсы, кормить.

Именно понимание, привыкание к мысли, что малыш уже есть, он уже живет, и вам осталось только родить его на свет, поможет женщине не заметить «вдруг навалившейся ответственности» и избежать депрессии.

Золотая середина и вредные крайности

  1. Разрешите своему чаду исследовать мир , расширяйте его доступные границы. Предварительно опуститесь на уровень вашего ползающего карапуза и осмотритесь. Сразу становится понятно, какие шкафчики надо закрыть, углы укрыть мягкими наконечниками, электрические розетки крышками. Обезопасив малыша от прямых угроз, можете отпускать его в первое путешествие.
  2. Нельзя быть только препятствием на пути познания и открытий . Реально волноваться за будущее малыша – это не защищать его от опасностей, а вместе изучать их. Ведь, если ваш сын не увидит открытый огонь, он не узнает, что тот жжется. Покажите, объясните, расскажите. Пусть он видит, что это опасно, но вы не боитесь. Разрешите маленькой дочери погладить котенка, но предупредите, что он может поцарапать.
  3. Аргументируйте запреты не тем, что вы беспокоитесь. Объясняйте причину вашего «нельзя» понятными словами. Пример. Видишь, какая горячая сковорода. Она сердится и шипит: «Не трогай меня, я горячая, обожгу!». А мы сейчас положим на нее котлетку и поджарим. Трогать не будем. Да?
  4. Старайтесь гасить свои беспричинные тревоги и страхи. Мы выяснили, что эмоции матери и ребенка настроены в резонанс. Если вы волнуетесь, малыш тоже чувствует беспокойство.
  5. Ловите сигналы интуиции . Не отмахивайтесь от них. Но и не придавайте им сильного значения – это может быть ложной тревогой. Просто спокойно проявляйте бдительность.
  6. Мама всегда лучше всех знает , что надо и что можно ее ребенку. Если вам многодетная соседка советует обливать малыша холодной водой, не кидайтесь сразу к ведру. Прислушайтесь к своему чутью. Только вы чувствуете, насколько можно расширять детские границы познания мира и, не травмируя психику, получать уроки жизни.

Трудно совсем побороть страх, и не нужно. Он помогает вам и вашему ребенку. Просто держите его в «золотой серединке».

Видео: Как избавиться от паники

Иногда дети своим поведением ставят родителей в тупик. Под влиянием нахлынувшего раздражения, обиды или злости выход из него находится не всегда правильный.

АиФ.ru попросил семейного психолога Катерину Дёмину проанализировать некоторые родительские страхи:

Если ребёнку дать свободу, он никогда не вылезет из компьютера, планшета и т. д.

Как в любых играх, важно учитывать возраст. Дети до 3 лет вообще не должны догадываться о существовании гаджетов. Замена ими обычных игр для малышей приведёт просто к замедлению психического и физического развития.

С 3 до 7 лет разрешаем осваивать современную технику очень дозировано и обязательно вместе со взрослым. Избегаем такого: «Вот тебе телефончик, поиграй, только не мешай мне!»

В младшем школьном возрасте допустимое время игры за компьютером — один час в день. Они же и так проводят в школе большую часть дня в очень нефизиологичной позе, потом дома делают уроки: до 8 часов в день неподвижного сидения. Это катастрофически разрушает детский позвоночник. А потом к 12 годам ребёнка начинают мучить головные боли. Это последствия длительной гиподинамии в неправильной позе.

В подростковом возрасте собственно компьютерные игры, судя по всему, отходят на второй план. В приоритете — соцсети и общение. С этим мы ничего сделать не можем. Только немножко регулировать такое времяпрепровождение, жёстко занимая позиции заботы о здоровье. Договариваться с ребёнком. Например: час гуляешь — час я тебя не трогаю.

Если ребёнок приносит из школы «двойку», родители начинают думать, что чадо надо больше контролировать и наказывать.

Родители нередко воспринимают школьные неудачи детей, как свои собственные. И вместо того, чтобы разобраться, наказывают и усиливают контроль. Не поленитесь открыть учебники и не спрашивайте ответы на вопросы в конце параграфа, а попробуйте понять, в какой момент он не смог в чём-то разобраться. Ребёнок мог проболеть установочное занятие, его могли выгнать из класса, когда учитель объяснял тему. Или учительница недолюбливает ребёнка: так тоже часто бывает. Обнаружив причину, найдёте и решение.

В такой ситуации я советую родителям задать себе вопрос: что вы чувствуете, когда ребёнок приносит «двойку»? Страх, стыд, обиду за то, что в него столько вложено сил и денег? Вы должны чувствовать небольшое огорчение за него: «Ты, наверное, расстроился?» А потом внимательно послушайте. Если нужно — предложите помощь.

Если ребёнок не будет ходить ни в какие кружки, кроме школы, то останется неучем.

Так и хочется таким родителям посоветовать: мамы и папы, займитесь уже чем-нибудь сами! Мечтали всю жизнь о танцах? Запишитесь на курсы, не надо засовывать туда ребёнка. Вышивайте крестиком, выпиливайте лобзиком, занимайтесь йогой — чем угодно. Ребёнка отдаём в кружок только после того, как он три раза, громко (а то и со слезами) попросил его туда отвести. И поклялся, что без этого он умрёт. Всё, точка. Мне иногда приходят совершенно невероятные запросы: написать программу развития для трёхмесячного ребёнка! Поначалу даже решила, что родители перепутали обозначения. Оказалось, нет.

Школа — это огромная нагрузка. И 80 % детей могут выдержать только её. После школы у ребёнка обязательно должно быть свободное время, полная «расслабуха». Пусть смотрит свои «тупые» мультики, играет за компьютером, просто на ковре валяется и балдеет... А они же уроки делают. Что совершенно бессмысленно. Мне кажется, домашние задания были изобретены в то время, когда надо было удерживать в доме детей, которые рвались на улицы, где было опасно, холодно. Поэтому относитесь к урокам и кружкам без фанатизма. Есть масса более увлекательных занятий, которыми можно заняться вместе с детьми после школы.

Портрет ребенка, чьи родители патологически за него боятся, выглядят примерно так: болезненный мальчик или девочка, которых не водят в детский сад, заставляют сто раз на ню мыть руки, не подпускают к качелям, лестницам и велосипедам, которым не разрешают гладить соседского пса, даже если он безобиднее хомяка, и вообще не спускают с них глаз – им везде мерещатся страшные опасности. Узнали свое чадо, а заодно и себя? Тогда эта статья для вас.

Патологический страх за ребенка

Если верить психологам, все люди чего-то да боятся, например, кого-то пугает высота или замкнутое пространство, а кого-то дрожь берет при виде змей или тараканов. Но если одни легко справляются со своими страхами, то у других они принимают поистине вселенские масштабы. Все зависит от типа личности и жизненных обстоятельств. Например, есть такой тип людей – тревожно-мнительные, которые живут с ощущением постоянной опасности. Их пугает абсолютно все: таяние снега в Арктике, ураганы в Америке, предсказания о скорой гибели человечества, а и само человечество, кстати, тоже: «Кругом одни маньяки, алкоголики и наркоманы».

Повышенная тревожность обычно передается по женской линии, а и вообще чаще встречается у представительниц слабого пола. Набор страхов у каждой пугливой особы свой, но практически всегда в него входит страх за ребенка.

Впрочем, за чадо боятся не только тревожно-мнительные особы, а вообще любые нормальные мамы и папы – это проявление родительского инстинкта. Ребенок – самое главное, что у них есть, и они всячески стараются его оберегать. Однако весь вопрос в «дозировке» страха. Если одни борются с волнением, позволяя отпрыску бегать, лазить, кататься на роликах и устраивать дома опыты с химией, то другие кутают его в теплые вещи даже летом, во время прогулки усаживают рядом с собой на лавочку, а про велосипед, ролики и лабораторные опыты даже думать запрещают. Почему же нормальная, в общем-то, вещь – страх за ребенка – превращается в патологию?

Причины появления патологии

Когда происходят события, меняющие привычный уклад, например ребенок идет в детский сад, уезжает в лагерь или, не дай Бог, оказывается в больнице, это усиливает беспокойство родителей. Подобное переживают все мамы и папы, но со временем большинство из них успокаиваются: чадо выздоравливает, адаптируется в новом коллективе. Однако у мнительных личностей после перенесенного стресса тревожность лишь усиливается.

  • Психологическая травма. Утрата близких, развод с мужем и т.п. – может привести к тому, что женщина всю свою любовь выплескивает на драгоценного отпрыска, ограждая его от реальных и мнимых опасностей.
  • Детские травмы. Причиной чрезмерного страха за ребенка может стать… страх собственной смерти. Скорее всего, будучи маленькой, женщина сильно испугалась, узнав, что все люди смертны, но никто из близких не обратил внимания на ее смятение. Не отработанный в детстве страх превратился в монстра, вызывающего сильную непрерывную тревогу, которая вылилась, в частности, в чрезмерное беспокойство за собственного ребенка.
  • Чувство вины. Это случается с мамами, которые вынуждены все время проводить на работе. Уделяя мало времени сыну или дочери, они грызут себя изнутри: «Я плохая мать, совсем не вижу ребенка!». В итоге чувство вины перерастает в постоянный страх за жизнь и здоровье своего чада.

Что с этим делать?

Любой навязчивый страх – настоящее бедствие для тех, кто его испытывает: он причиняет массу душевных мук и терзаний, а в запущенных случаях и вовсе порабощает свою жертву: человек не может отделаться от мысли, что наследника похитят или он умрет от неизлечимой болезни или попадет в аварию. А мысль, как известно, материальна – думая о возможных ЧП, вы нередко их только притягиваете.

Именно поэтому дети, над которым постоянно трясутся родители, чаще своих сверстников попадают в различные неприятные ситуации. Более того, они быстро обзаводятся собственными страхами. Такие дети замкнуты, не уверены в себе, боятся перемен, неохотно идут на контакт. Это первые кандидаты в невротики, причем невроз может развиться уже в школьном возрасте. Стало быть, с патологическим страхом за ребенка просто необходимо бороться.

  1. Позитив. Проснувшись утром, гоните прочь мрачные мысли – посмотрите, как ласково светит солнышко, или послушайте, как звонко шлепает по крыше дождик. Хорошо бы записаться на тренировки – во время фитнес тренировок вырабатываются гормоны счастья эндорфины.
  2. Отделите реальное от мнимого. Беспочвенные волнения съедают львиную часть вашей энергии. Например, тревожиться, как ребенок после уроков дойдет до дома – нормально. Однако миллионы детей каждый день ходят в школу и обратно самостоятельно, и ничего плохого с ними не случается. Да вы и сами наверное обходились в детстве без нянек. Попросите сына или дочь звонить после занятий, проведите инструктаж на тему, что нельзя доверять незнакомым дядям и тетям.
  3. Сделайте жизнь насыщенной и интересной. Чаще всего избыточным страхом за ребенка страдают те матери, которые проводят с ним буквально все время, не доверяя любимое дитятко никому – ни бабушке, ни няне, ни воспитательнице. Научитесь хотя бы ненадолго разлучаться с малышом. Устройтесь на работу, отдав его в детский сад, пусть даже на пол дня, водите на развивающие занятия. Ведь навязчивый страх нередко скрывает неумение жить своей жизнью. Как известно, лучший способ отвлечься от собственных проблем – заняться чужими.


Рассказать друзьям