Адаптационный период для нового сотрудника – сколько равен по продолжительности, методы и желаемые результаты. Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада Период адаптации после

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нина Сигитова
Адаптационный период

Адаптация – это приспособление организма к условиям. Ребенок, пришедший, в детский сад впервые сталкивается с новыми не привычными условиями, правилами. К этим условиям ребенку придется привыкать и приспосабливаться.

Детям любого возраста очень трудно начинать посещение детского сада. И привыкание к детскому саду происходит у всех по разному. Ведь в жизни ребенка все меняется, это отсутствие мамы и папы, четкий режим дня, уменьшение персонального внимания к ребенку. Многие родители считают, что адаптационный период проходит очень быстро.

На самом же деле адаптационном периоде выделяется три степени : легкая, средняя и тяжелая.

При легкой адаптации дети привыкают в течение 15-30 дней, при средней до 2-3 месяцев, при тяжелой до 6 месяцев и дольше. Большинство детей поступающих в ДОУ переживают среднюю и тяжелую адаптацию .

В период приспособления- адаптации у ребенка меняется эмоциональное состояние, нарушается сон (ребенок может спать кратковременно, в течение тихого часа часто просыпаться, плохо засыпать). Может нарушиться аппетит, ребенок меньше принимает пищи.

В период адаптации дети часто болеют , это связано с последствием стрессовой ситуации.

Для того, чтобы ребенку было легче пройти адаптационный период необходимо плавное вхождение в условия – первые несколько дней приводить ребенка на 2 часа, когда ребенок немного привыкнет оставлять до обеда, позже оставлять на время дневного сна. А потом и на целый день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально.

В период адаптации воспитатели стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дольше всего привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки : сосать соску, пить из бутылки, ходить с подгузниками.

Воспитатели стремятся получить максимум информации о новых детях, об их привычках, особенностях. Поэтому родители не должны избегать бесед с воспитателем, рассказывать больше о своем ребенке.

Чтобы ребенок легче перенес адаптацию , родители должны настраивать ребенка : рассказывать о детском саде, о роле воспитателей. Дома необходимо соблюдать режим дня, приближенный к режиму детского сада.

Концом периода адаптации считается момент , когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные. Ребенок при утреннем расставании не плачет, охотно идет на контакт с воспитателем откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Публикации по теме:

Адаптационный период детей в первой младшей группе (2–3 года) Родительское собрание. Адаптационный период детей в первой младшей группе (2-3 года) Совсем скоро каждый из вас поведёт своего малыша в.

Выпустив детей подготовительной группы в школу, я набрала малышей. На первом родительском собрании, я объяснила родителем, что их настроение,.

Консультация для родителей «Игровые технологии в адаптационный период» Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни.

Игры в адаптационный период Вот и закончился учебный год. Мои крошки выросли, скоро придут новые малыши. Когда маленький ребёнок впервые приходит в детский сад, он.

Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период» Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между.

Консультация по подбору игр в адаптационный период. Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада. Пояснительная записка Актуальность.

Первичная адаптация происходит при первоначальном вхождении молодого человека в трудовую деятельность.

Вторичная адаптация связана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).

По характеру включения работника в изменившуюся трудовую среду адаптация может быть :

  • · Добровольной;
  • · Вынужденной (в основном по инициативе администрации).

Трудовая адаптация имеет сложную структуру , в которой выделяют:

  • 1) Психофизиологическая адаптация - процесс освоения и приспособления работника к санитарно-гигиеническим условиям на новом месте.
  • 2) Социально-психологическая адаптация связана с включением работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
  • 3) Профессиональная адаптация выражается в уровне овладения работником профессиональных навыков и умений, трудовых функций.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

  • 1 я стадия ознакомления. Работник получает информацию о новой трудовой среде, о критериях оценки различных его действий, об эталонах и нормах трудового поведения.
  • 2 я стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения, о признании основных элементов новой системы ценностей. При этом у работника сохраняются многие прежние установки.
  • 3 я стадия идентификации, то есть полное приспособление работника к новой трудовой среде. На этой стадии работник отождествляет личные цели и задачи с целями и задачами предприятия.

По уровню идентификации различают 3 группы работников :

  • · Безразличные;
  • · Частично идентифицированные;
  • · Полностью идентифицированные.

Об успешности адаптированности работников судят по:

  • · Объективным показателям, характеризующим реальное поведение работника в своей профессии (например, по эффективности работы, оцениваемой как успешное и качественное выполнение задания).
  • · Субъективным показателям, характеризующим социальное самочувствие работников. Эти показатели измеряются на основе анкетного опроса путем установления, например, уровня удовлетворенности работника различными сторонами труда, желание продолжать работу на данном предприятии.

В разных профессиональных группах наблюдаются разные сроки адаптации (от нескольких недель до нескольких месяцев). У руководителя коллектива сроки адаптации должны быть существенно короче, чем у подчиненных.

Успешность адаптации зависит от ряда факторов:

I. Личностные факторы:

  • · Социально-демографические характеристики;
  • · Социально-обусловленные факторы (образование, стаж, квалификация);
  • · Психологические факторы (уровень притязания, восприятия самого себя) и др.

II. Производственные факторы - это, по сути, элементы производственной среды (включающие, например, характер и содержание труда данной профессии, уровень организации условий труда, и т.д.).

III. Социальные факторы:

  • · Нормы взаимоотношений в коллективе;
  • · Правила трудового распорядка и др.

IV. Экономические факторы:

  • · Размер заработной платы;
  • · Различные дополнительные выплаты и др.

Профессиональной задачей специалистов по организационному поведению является управление процессом адаптации, которое включает :

  • 1. Измерение уровня адаптированности различных групп работников;
  • 2. Выявление факторов в наибольшей степени влияющих на сроки адаптации;
  • 3. Регулирование процесса адаптации на основе выявленных факторов;
  • 4. Поэтапный контроль адаптации работников.

Когда организация осуществляет перестройку производства в связи с внедрением новой продукции. В этих условиях остро стоят задачи адаптации новых сотрудников. Необходимо определить:

  • 1. Какие виды адаптации выходят на первый план, и какими факторами они определяются;
  • 2. Проранжировать факторы с помощью метода попарных сравнений.

Адаптационный период Адаптация – это приспособление индивида к новым условиям существования. Адаптация делится на биологическую и социальную. Биологическая адаптация – изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. Так, в условиях тяжелой адаптации в ДОУ у ребенка возможны замедление речевого, психического развития, и задача логопеда – помочь ребенку в процессе адаптации сохранить и приумножить речевое развитие малыша. Социальная адаптация – формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Речь является при этом очень важным связующим компонентом между детьми. Биологическая и социальная адаптация тесно взаимосвязаны, что отражается, например, в снижении функциональной активности организма в период возникновения сложных социальных взаимоотношений, что проявляется в снижении иммунитета малыша, например, в период адаптации. Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. Задачи: 1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования. 2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе. Если психолог, логопед и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе - тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду. По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее. Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка: Разлука → страх → стресс → срыв адаптации → болезнь. Второй тип адаптации - легкая, противоположная той, что была описана выше. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны. И последний тип адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двухтрех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Первые признаки того, что ребенок адаптировался: 1. 2. 3. 4. 5. хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние Чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее: 1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например). 2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность. Для этого следует проконсультироваться с сотрудниками детского сада, чтобы рассказ о режиме дня был правдив, иначе ребенка может ждать разочарование. 3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Следует проговаривать вместе с ребенком модели поведения, тогда малыш будет чувствовать себя увереннее. 4. Научить ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками, прощаться. 5. Следует в присутствии ребенка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребенка, что все будет хорошо. В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, чаще обнимать его, больше общаться. Детей, которые, по прогнозам, легко привыкнут к детскому саду, можно начинать приводить сразу на время с начала работы группы (7.00 час) до дневного сна (12.30-13.00), при этом ориентируясь на эмоциональное состояние ребенка. Детей с прогнозируемой адаптацией средней тяжести предлагается приводить на прогулку к 10.00 часам. Родитель гуляет вместе с ребенком. За время прогулки взрослые и дети ближе знакомятся друг с другом. Через некоторое время ребенка приглашают на обед, но не настаивают. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Детей с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией приводят также к 10.00 часам на прогулку с детьми (около двух недель), после обеда мама с ребенком может поиграть в группе. Через какое-то время (оговаривается с психологом, логопедом) ребенка приглашают в группу сразу после прогулки без мамы. Таким образом, адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию. И чтобы малыш чувствовал себя комфортно, в первое время следует как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно, приложить все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье, необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду. И, конечно, родители ребенка должны тесно сотрудничать с воспитателями, психологом и логопедом детского сада.


Период, в течение которого человек приспосабливается к новым , изучает корпоративные правила и стандарты, называется адаптацией.

Каждая компания разрабатывает и внедряет свои методы и приемы, помогающие в скорейшей адаптации нового работника. Цель этих методов – создать условия, при которых процесс приспособления пройдет гораздо быстрее, после чего человек начнет работать с отдачей.

Если этого не происходит, у новичка может возникнуть сразу же после принятия на работу. Внедрение программы адаптации может снизить текучесть кадров, четко представить перед сотрудником его профессиональные задачи, сократить время естественной приживаемости нового сотрудника.

Процесс адаптации – двухсторонний процесс. С одной стороны сотрудник, который устраивается на работу, берет на себя ответственность за принятое им решение. С другой стороны предприятие, нанимая новичка на работу, берет на себя обязательства.

Виды адаптации

К основным видам адаптационного периода относятся:


По типам индивидуального восприятия новичком процесс адаптации можно также разделить на несколько видов:

  1. Отрицание. Это происходит, когда сотрудник не согласен с ценностями фирмы. Стандарты и правила компании идут вразрез с его убеждениями. В таких случаях человек увольняется в первый же месяц работы.
  2. Конформизм. Новичок принимает все, что предлагает компания. Такие люди составляют основной костяк организации.
  3. Мимикрия. Сотрудник принимает второстепенные нормы и не принимает основные. Такие люди составляют группу риска, они готовы уволиться в любой момент.
  4. Адаптивный индивидуализм. Сотрудник принимает основные нормы и правила, но отдаляется от некоторых второстепенных, сохраняя свою индивидуальность. Такие сотрудники неплохо и долго работают в компании.

Адаптация, которая грамотно разработана и проведена, позволяет:

  • Уменьшить текучесть кадров на 30-40%
  • Взрастить сотрудника, который понимает свои задачи и отлично выполняет их
  • Сформировать коллектив сплоченный и дружный

Кроме того, при правильно разработанной системе руководство компании может выяснить, есть ли проблемы в , а у наставников и руководителей сформировать управленческие качества.

Приемы адаптирующегося человека

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Как заработать на фондовой бирже новичку и не…


Выделяют первичные и вторичные адаптации . Первичная – при первом вхождении молодежи в трудовую деятельность. Вторичная – при переходе на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии) или при существенных изменениях производственной среды (технические, экономические и социальные ее стороны).

Кроме того, различается адаптация рабочих, специалистов и служащих. Адаптация на промышленном предприятии, в учреждении, организации.

    Трудовая адаптация,виды

Выделяют пять видов производственной адаптации : профессиональная, организационная, общественная, психо – физиологическая и социально – психологическая. Ведущую роль при этом выполняет профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация определяется уровнем профессиональных навыков и умений работника, развитием устойчивых положительного отношения к своей профессии. На нее также влияют экономические и социально – психологические аспекты (условия труда, степень соответствия выполняемых работ, размер заработной платы, качества личности, социальные свойства личности) то есть адаптация к самой трудовой деятельности.

Именно профессиональная адаптация определяет сущность нашей жизни, развитие личности. Профессиональная адаптация характеризуется тем, освоил ли работник при получении специальности необходимый минимум знаний и навыков, в какой степени он обладает чувством ответственности, практичностью, деловитостью быстрой ориентировки в различных производственных ситуациях, навыками временного самоконтроля.

Наиболее важными периодами профессиональной адаптации является профессиональная подготовка и начальный период трудовой деятельности. В течение какого времени протекает период адаптации?

Вообще говоря, процесс адаптации протекает в течение всего срока работы, поскольку ни предприятие, ни работник не остаются неизменными.

Однако в среднем, минимальные границы этого периода определяются сроком, в течение которого администрация убеждается в профессиональной квалификации работника, а последний – в соответствии содержания, условий и оплаты труда своим ожиданиям.

Этапы и сроки процесса адаптации

В процессе адаптации можно выделить:

Стадию ознакомления – информация о новой ситуации

Стадия приспособления – работник переориентирован, признав главные элементы новой системы ценностей

Стадия ассимиляции – полное приспособление к среде, идентификация с новой группой (отождествление личных целей с целями предприятия).

Ядро коллектива – полная идентификация работы, наиболее квалифицированная, интересы предприятия выше своих.

Современное производство заинтересованно в сокращении сроков адаптации работников, особенно сроков профессиональной адаптации. Как уже отмечалось процесс адаптации протекает практически в течение всего периода работы на предприятии и завершается с достижением работником статистически ожидаемой средней зарплаты по данной должности и профессиям и его удовлетворенность основным элементам рабочей ситуации.

Неприспособляемость в течение длительного периода вызывает явления производственной и социальной дезорганизации.

Срок адаптации – складывается из отдельных этапов и зависит от скорости их протекания.

Этап адаптации характеризуется степенью согласования интересов производственного коллектива и работников.

Скорость адаптации – это временной интервал, который необходим для достижения того или иного этапа адаптации.

Процесс адаптации молодого рабочего обычно определяется сроком 2-3 года, молодого специалиста 1,5-2 года. В дальнейшем (при стаже работы более 3-х лет) адаптация протекает легче и для работника, и для коллектива предприятия.

Этапами адаптации могут считаться следующие:

1.начальная адаптация (низкий разряд, заработная плата, пассивность в общественной работе, редкое посещение собраний);

2.приемлемая адаптация (работник в принципе соответствует требованиям предприятия);

3.высокая адаптация (высокие показатели, трудовой и общественной активности, высокая заработная плата);

4.лидерство – наивысший уровень адаптации.

В процессе производственной адаптации все виды адаптации неразрывно взаимосвязаны и разделить их можно лишь условно, так как адаптация носит комплексный характер.

Адаптированность – определенный качественный этап данного процесса, который характеризуется определенными критериями (объективными и субъективными).

Критерии – трудовая и общественно – политическая активность, ценностные ориентации и установки.

К объективным критериям относятся трудовая и общественно – политическая активность, которые можно отразить следующими показателями: выполнение норм, выработки (производительность труда), качество продукции, совмещение профессий, расширения зон обслуживания, уровень квалификации, профессионально – квалификационная мобильность.

К субъективным критериям или ценностным ориентациям можно отнести следующие показатели: удовлетворенность профессией, содержанием труда, возможностями профессионального роста.

Следует отметить, что у руководителей полные сроки адаптации должны быть короче, чем у рядовых работников. Чем выше ранг руководителя, тем короче должен быть срок адаптации.

При высоком уровне адаптации показатели 3-х компонентов, получают высшие оценки (среда молодых работников 17-20%).



Рассказать друзьям