Что такое престольный праздник православный. Значение «престольный (храмовый) праздник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Культ местных покровителей и причины его возникновения

Культ святых, как уже было сказано, возник как культ местных покровителей, местных угодников и богов. Некоторые из местных покровителей со временем превратились в общехристианских или общецерковных святых. Однако почитание их прежде всего как местных покровителей и угодников сохранилось до настоящего времени.

Так было на Западе. Так было и на Руси.

Широкое распространение культа святых на Руси началось в удельный период. Процесс образования удельных княжеств привел к раздроблению централизованного государства. Удельные князья всячески старались увеличить свой удел, не останавливаясь перед военным захватом соседних владений. Завоеванный край надо было закрепить за собой. А это лучше всего можно было сделать не силой, а путем идеологический, религиозной обработки населения. Стремясь заселить земли удела, князья сманивали народ отовсюду, и для этого тоже широко использовалась религиозная приманка. Такой приманкой в первую очередь служили святые православной церкви, которых князья объявляли покровителями своего удела. Для большей убедительности князья старались добыть для своего удела какую-либо известную святыню, построить храм повеличественнее и украсить его утварью побогаче, раздобыть «чудотворную» икону или обзавестись мощами какого-либо популярного угодника. При этом они не брезгали никакими средствами.

Так, Андрей Боголюбский, уезжая из Вышгорода в Суздальский удел, забрал с собой «чудотворную» икону богородицы, а несколько позднее, в 1169 г., его рать ограбила все киевские монастыри и храмы и захватила все тамошние святыни. Вслед за князьями стали обзаводиться своими святынями и более мелкие феодалы-помещики. Так насаждался на Руси культ святых покровителей, который использовался православной церковью в целях подчинения своему влиянию верующих людей.

С возникновением централизованного Московского государства начала возрастать роль общегосударственной православной церкви и ее верховной иерархии. Многие местные святые были канонизированы как общецерковные. Широко развернулось строительство церквей. Быстро росли монастыри, как опорные пункты колонизации окраин, базы вооруженной охраны границ Руси и, конечно, как оплот и рассадник православия. На территории русского государства вскоре не оказалось ни одного более или менее значительного населенного пункта, где бы не было церкви. В каждом же более крупном селении их было несколько. Как правило, несколько церквей было на территории каждого монастыря. Такая политика способствовала распространению православной религии на Руси, укреплению ее влияния на верующих. Сеть православных церквей и монастырей опутывала всю страну. В 1914 г. в России насчитывалось 77 767 православных церквей и 1025 монастырей.

Каждая церковь посвящалась какому-либо событию церковной истории или какому-нибудь святому. Много было троицких, христорождественских, Воздвиженских, покровских и тому подобных церквей и соборов.

Формально у каждой церкви был один как бы главный «святой покровитель», имя которого Она носила, но фактически каждая церковь посвящалась нескольким святым или нескольким событиям из церковной истории. В церкви обычно имеется несколько алтарей, посвященных разным святым, главный алтарь посвящается святому, именем которого названа церковь.

Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после бога. Он покровительствовал всем верующим, к нему как к своему наиболее доверенному хода-таю и заступнику перед богом обращались с просьбами, нуждами и молитвами.

С XIII в. начал распространяться укоренившийся затем повсеместно обычай праздновать так называемые престольные, или храмовые, праздники.

Престольный праздник - это праздник, посвященный богу, богородице, «чудотворной» иконе или «святому покровителю», именем которого названа церковь или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как алтарей в церкви несколько, то и престольных праздников в данной местности, в данной церкви получалось несколько.

В России ежегодно праздновались десятки тысяч таких престольных праздников.

Каждый такой престольный праздник с торжественным богослужением в церкви и пьяным гулянием всей деревни в течение нескольких дней привлекал жителей всех соседних поселков. Стало обычаем посещать родных и знакомых в соседней деревне в дни их престольного праздника. И только, бывало, отгуляют престольный праздник в одном селе, как начинается такой же праздник в соседней деревне, и т. д.

Торжественные богослужения, елейные проповеди, непробудное пьянство в течение нескольких дней отвлекали верующих от работы. И так весной, летом, осенью - в самую горячую страдную пору. В результате хлеб сеяли не вовремя, перестаивали травы на лугах, осыпалось перезревшее зерно, а верующие по призыву церкви праздновали «престол», вымаливали через местного «святого покровителя и заступника» благодать у бога.

Обычай отмечать престольные дни оказался особенно живучим. Он неукоснительно соблюдается верующими и в наши дни.

В живучести этого обычая немалую роль играет заинтересованность духовенства. Массовое поклонение святому, огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносили и приносят духовенству огромные доходы.

Кроме того, массовое участие верующих в престольных праздниках широко использовалось и используется духовенством для религиозной пропаганды. В праздничных проповедях святой выставляется как образец смирения и кротости, как пример, достойный подражания для христианина. Верующим внушается, что в награду за муки и лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, на небе, уготованную им по ходатайству святого покровителя. Тем самым церковь отвлекает верующих от борьбы за построение лучшего будущего на земле.

Рассмотрим несколько наиболее популярных престольных праздников, отмечаемых православной церковью и в наши дни.

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ПРАЗДНИКИ ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Из книги автора

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖЬЕГО

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА СВЯТЫХ

Из книги автора

Праздники, посвященные мощам Иоанна Крестителя 24 февраля (8 марта) церковь отмечает праздник - день первого и второго обретения главы, а 25 мая (7 июня) - день третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Эти праздники повящены мощам Иоанна Предтечи Крестителя.Надо сказать,

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ «РОДСТВЕННИКОВ» ХРИСТА Создавая образ Иисуса Христа и его земную «биографию», богословы вынуждены были создать и образы его родственников. Без этого «жизнеописание» Иисуса получилось бы неполным и для верующих неубедительным. Так появились мать

Из книги автора

Праздники святых Бориса и Глеба 2(15) мая Сыновья Киевского князя Владимира Борис и Глеб в отличие от многих других святых - реальные личности. Они первыми были причислены к лику русских святых. В этом отношении они опередили даже своего отца - князя Владимира, который

Из книги автора

ОБЕТНЫЁ И ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ Тесно примыкают к престольным праздникам так называемые обетные и заветные праздники. Они установлены в честь какого-либо святого покровителя данного населенного пункта и носят, следовательно, исключительно местный характер.История

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ БЕСПЛОТНЫХ НЕБЕСНЫХ СИЛ (АНГЕЛОВ) ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЕ И АДЕ Много чернил потратили христианские богословы, старательно расписывая счастливое беззаботное житье праведников в раю и «муки-мученические» грешников в аду. Разрабатывая христианское

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ «СВЯТЫХ ПОДВИЖНИКОВ» Экономический и политический кризис, который переживала Римская империя в III в., нашел свое отражение и в духовной жизни общества в виде развития мистицизма, аскетизма, увлечения магией и т. п. Именно в это время, в обстановке

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИКОН И КРЕСТА

Из книги автора

Праздники в честь Казанской иконы божьей матери Одной из наиболее чтимых является Казанская икона божьей матери. В ее честь православная церковь отмечает два праздника: 8(21) июля празднуется так называемая Казанская летняя и 22 октября (4 ноября) Казанская осенняя (Помимо

Из книги автора

Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери Русская православная церковь установила в честь Смоленской иконы божьей матери два праздника (Помимо этого, православная церковь чтит 10 так называемых «списков», т. е. копий Смоленской иконы. Праздники в честь этих

Из книги автора

Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери Владимирская икона божьей матери относится к числу наиболее почитаемых. В ее честь православная церковь установила три праздника. Церковная легенда приписывает написание иконы не кому-нибудь, а самому евангелисту

Из книги автора

КАК РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ Рассматривая историю происхождения христианских религиозных праздников, мы видели, что они возникли не одновременно. Некоторые из них появились во II-IV вв., другие, как, например, покров - в X в., третьи (многочисленные праздники

Что означает название «престольный праздник»? Это общее наименование главного для каждого храма праздника. Престольные праздники совпадают с днями памяти святых, двунадесятыми и великим праздниками.

Храм и его устройство

Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий — то есть здание. Также в книгах апостольских Посланий и творениях Святых Отцов тело человека именуется храмом Божиим, потому что Божия благодать и Дух Святой пребывают в верующем и благочестивом человеке, приступающем к Таинствам Церкви.

Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей.
Слово «престольный» произошло от наименования главного предмета в храме — святого престола.

Каждый православный храм делится на три части:

  • Притвор — как бы прихожая, где часто расположена церковная лавка, расписания богослужений и прочее.
  • Средняя, основная часть.
  • Алтарная часть: главная часть храма, в которую входит солея — возвышение перед иконостасом, и алтарь, отделенный более или менее высоким иконостасом.

Входить в алтарь могут только священнослужители (архиереи, священники, диаконы) и некоторые церковнослужители. В левой стороне алтаря находится жертвенник, по центру Престол, то есть подножие Бога. Именно на престоле происходит главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Сегодня, готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Это происходит на «жертвеннике» (небольшом столике) в алтаре слева от престола.

На престоле — квадратном столе с покровом, находящемся — во время Литургии все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.
Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени. Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Какой престольный праздник храма?

Это одноименный с храмом праздник, то есть если храм назван в честь Воздвижения Креста, святого Пантелеимона или Смоленской иконы Богородицы, то праздноваться престольный праздник будет именно в день этого праздника, памяти иконы или святого по церковному календарю.

Однако в храме может быть несколько приделов, то есть алтарей (обычно это имеет место в больших соборах), и все они будут иметь престолы, соответственно, с разными названиями. То есть, например, предел в честь Покрова, Иверской иконы Богородицы, мученика Федора Стратилата…

Узнать, какой праздник малого придела или самого храма, можно по иконе, следующей за образом Христа, находящегося справа от Царских врат иконостаса.


Обычаи и традиции престольного праздника

    Издревле в этот день приходы и общины православных храмов, все прихожане и клирики собираются на общее богослужения — накануне на Всенощное бдение (Всенощную), в сам день на Божественную литургию.

    В храме заранее убирается цветами территория и почитаемые церковные иконы.

    Зачастую праздничную Литургию праздника посещает правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа, где находится церковь. Литургия нередко проводится сонмом священнослужителей.

    Вне зависимости от числа священников после Литургии совершается крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника во главе с архиереем, благочинным или настоятелем обходят храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окропляет верующих святой водой, у алтаря читается Евангелие и поется тропарь праздника. Престольный праздник еще называется «малой Пасхой».

    В завершение богослужения часто поется «многолетие» — пожелание «многая лета» всем молящимся. И, конечно, обычай гостеприимства велит пригласить на трапезу — обед с угощением по бюджету прихода.


Православные праздники

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

  • Господские (Господние) — восемь праздников,
  • Богородичные — четыре,
  • дни памяти священных событий.

По торжественности богослужения, определяемой Уставом:
— малые,
— средние,
— великие.

По времени и дате празднования:
— неподвижные;
— подвижные.

Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня . Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Есть храмы, в которых Воскресение Христово — Пасха — и престольный праздник, малая Пасха, совпадают.


Двунадесятые праздники

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

Первый двунадесятый праздник — 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию. Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Богоотцы Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость. Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм, и первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка.
И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие.
В этот день особо молятся о даровании детей Матери Божией и Ее родителям.

14 сентября – Воздвижение Креста Господня. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император. Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.

Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.
В этот день особо молятся об избавлении от опасностей, трудностей и горя.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Чаще всего в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом. Но, конечно, праздник этот установлен в честь другого события: чуда, произошедшего в Византии много веков назад. И сегодня православные христиане с любовью вспоминают его.

Праздник установлен по чуду Х века. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов — здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.
Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.
Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы. Интересно, что праздник празднует только Русская Православная Церковь, а вот в Греции его не празднуют.
Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему принято молиться, посещая храм на богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак, заказывать молебны, читать акафист.

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им.
Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.

7 января – Рождество Христово. В эту дату празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.
Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.

19 января – Богоявление, или Крещение Господне. На берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически — ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь — но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.
В этот день освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.

15 февраля – Сретение Господне. Когда Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, Богоматери и Иосифу навстречу вышел старец Симеон. Он был одним из 70 переводчиков Библии, в свое время усомнившимся в возможности рождения Сына Божьего от Девы. Бог сказал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И вот этот момент настал, и старец, поняв по благодати Божией, Кто перед ним, протянул руки, чтобы взять Богомладенца. Так встретились Ветхий и Новый Завет Бога и человека.
Интересно, что кроме иконы Сретения в этот день почитают образ Богоматери «Взыграние Младенца», перед которым молятся о зачатии и благополучном рождении детей. На руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он в порыве радости тянет ручки к Лицу Матери, касаясь его и резко закидывая голову назад. Христос был грудным Малышом и, конечно, Он не хотел идти на руки к незнакомому старику Симеону — поэтому и потянулся обратно к Маме. Богословы трактуют эту икону как человеческую сторону Господа, то есть являющую Его естественные для человека чувства и инстинкты.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть — новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию — символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь — символ доброй вести или дорожный посох — символ его странствий по небу и земле.

Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Праздник называется переходящим, поскольку и праздник Пасхи в христианстве переходит в зависимости от фаз луны (во время земной жизни Христа время исчислялось по новолуниям). Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями — это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, — а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе.

Через 40 дней после Пасхи, в четверг празднуется очередной переходящий праздник – Вознесение Господне. В Священной истории число 40 — срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. Богословски смысл праздника — явление силы Святой Троицы.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас.
Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.
Молятся в праздник Преображения Господня, обращаясь ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.

28 августа – Успение Божией Матери, праздник, завершающий календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года.


Значение праздников

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в престольные и двунадесятые праздники, дни памяти почитаемых и любимых святых.

Да хранит вас Господь молитвами Богородицы и всех святых!

Престольные праздники – это православные праздники, установленные в память о различных событиях «святой истории», Богородице, святых, в честь которых были воздвигнуты храмы.
На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство православных христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользуется особой популярностью среди жителей данной местности.

Как наш ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ.

12 июля в монастыре престольный праздник и как всегда, очень много желающих помолится в святой обители. И не только из нашего региона, но и с других весей Руси. Сегодня здесь ждут много гостей.

Ну, а если, у вас нет возможности разделить радость праздника с сестрами обидели — заходите на сайт монастыря http://stppmonastir.ru/

Каких только вопросов не задают посетители сайта нашим сестрам:

«Расскажите о монашестве?», «Как к вам приехать?», «Как одеваться, когда едешь в монастырь?…

Монастырь расположен в в 60 км от г.Хабаровска, в селе Петропавловка, на сопке близ Петропавловского озера.

В самом разгаре сезон работ у монашествующих, практически, нет свободного времени. С раннего утра и до позднего вечера сестры трудятся на грядках, на пасеке, в коровнике, на клумбах…

— «В этом году у нас увеличилось количество ульев, большое поле картошки посажено…- рассказывала мне благочинная монастыря сестра Серафима

Помощь в монастыре нужна всегда и на грядках и в подготовке к праздникам. В ноябре 2013 года монастырю исполняется 10 лет.

Если захотите стать соучастниками созидания красоты Божиего мира, поезжайте в Петропавловский женский монастырь. Все там во Славу Господа и молитва и труд, да и польза духовная для себя и своих близких. Расписание движение автобуса есть на сайте.

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
(престольные, съезжие, гулевые), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях.
Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины - художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.
В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.
Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.
«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», - заключил В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII - первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».
В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост - рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.
Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.
Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей - родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном - братниной или общественным молебном.
В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу - служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5-15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа - «негде стать», приходили по 2-3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день - до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни - гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.
Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.
После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10-12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.
Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.
Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской же губ., отразившим обычаи Орловского и Карчаевского уу., корреспондентами из Козельского у. Калужской губ., Псковской губ. и мн. др.
Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII - 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам - в период с октября по начало марта (да и в другое время года) - была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название - съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные - от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней и в Восточной Сибири.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

    Праздники Православной церкви - В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России

    Праздники и празднования новозаветные - Каждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения… … Православие. Словарь-справочник

    Содержат указания, каким образом должно совершать службу в те или другие X. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его, именно:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это прежде всего религиозно магические акции, совершаемые коллективно и индивидуально; идеологич. их основанием являются мифы и легенды различного историч. корня и стадиального уровня. Многие П., будучи посвящены различным божествам… … Словарь индуизма

    ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св … Казачий словарь-справочник

    Храмовые главы - – указывающие, каким образом должно совершать службу в Х. праздники и особенно при совпадении храмового праздника с каким либо иным. Эти главы находятся в Типиконе и расположены так же, как последования 2 й части его. В X. главах мало… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ - праздники правосл. церкви, посвященные различным персонажам или событиям «св. истории», в честь к рых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздники. На Руси П. п. сложились в период распространения христианства. В… … Атеистический словарь

    Православные праздники - или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …

    Икона «Минеи на год» Православные праздники торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни … Википедия

    Буддийские праздники - В странах Востока, где буддизм является государственной или одной из основных религий, буддийские праздники включены в местную национальную и культурно религиозную традицию и воспринимаются как ее непременная составная часть. Среди праздников,… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

  • Историческое известие о всех соборных монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге, с показанием времени построения их и того, когда бывают в них храмовые праздники , Н.И. Кареев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

Храмовые праздники имеют давние традиции в нашей культуре, они торжественно отмечаются каждый год во многих сёлах и городах нашей страны.

Суть престольного праздника - чествование покровителя Христианской Церкви и распространяется на празднование покровителя отдельно взятой церкви. На молдавском языке престольный праздник или храмовый праздник называется Hram. Это слово имеет славянские корни.

В Молдове известно несколько видов престольных праздников: храмовый праздник населённого пункта, церкви, монастыря, дома, семьи и т. д.

Престольный праздник семьи или дома устанавливается при венчании. Молодожены выбирают святого, которого хотят почитать как покровителя своего дома, и названный святой становится покровителем молодой семьи. Так как свадьбы и венчания обычно устраивают в дни больших религиозных праздников, молодые выбирают, как правило, в качестве покровителя святых, празднуемых в этот день: Арх. Михаила, Св. Николая, Св. Георгия, Св. Иоанна, Св. Димитрия, и других. Жених и невеста приносят в церковь икону выбранного святого - будущего покровителя. После венчания икону вешают в жилой комнате новой семьи. Покровителя семьи выбирают на всю жизнь, поэтому часто его называют и покровителем дома. Каждый год семья готовится заранее ко дню своего святого покровителя: наводится порядок в доме и на приусадебном участке, готовятся различные блюда и напитки для праздничного стола. В большинстве городов и сёл этот день начинается с богослужения в церкви за здравие семьи и продолжается приёмом гостей и собственно празднованием. В последнее время престольный праздник дома празднуют не только представители старшего поколения, но и молодые семьи. Эта традиция соблюдается как в сёлах, так и в городах.

Престольный праздник монастыря празднуется в честь святого покровителя главной церкви, даже если на территории несколько церквей. В этот день в монастырь приходит много верующих, паломников, чтобы присутствовать на службе, совершаемой собором священников. Затем всех присутствующих приглашают на трапезу, приготовленную монашеской общиной.

Престольный праздник церкви связан с именем святого покровителя, которого называют при освящении места для строительства данного храма. Считается, что этот святой будет защитником святой обители и жителей всего города или села. Храмовый праздник села ежегодно отмечается в большинстве населённых пунктов страны, обычно, в день Престольного праздника церкви, построенной в селе первой - главного Храма села. По традиции, на Храм гостей не приглашают, хотя встречают их с радостью. В день празднования в гости приходят друзья, родственники, соседи из других сёл, с которыми устанавливались добрососедские отношения.

В народе считают: если соблюдать обычай празднования этого дня, святой покровитель защитит их от несчастий. Если в городе несколько церквей и у каждой есть свой покровитель, то престольный праздник посвящается только одному святому покровителю. Например, в Кишиневе много церквей и соборов, но храмовый праздник города отмечается 14 октября , в честь Покрова Божией Матери.

В старину храмовый праздник села отмечали три дня, поэтому появилось выражение: «На престольный праздник три дня стоять оглоблей телеги к дому и ещё три дня - оглоблей к воротам». Сегодня Храм празднуют один день.

За несколько дней до праздника хозяйки начинают подготовку дома - белят, убирают, запасают продукты для праздничного стола, который в каждом селе имеет свои особенности. На храмовый праздник люди идут к святой литургии, после которой раздают милостыню.

В этот день молодежь устраивает гулянье, танцы, приглашая известных музыкантов. На гулянье идет всё село, здесь встречаются, общаются, приглашают друг друга в гости.

Храмовый праздник как культурный феномен является проявлением традиции гостеприимства, характерного для нашего культурного пространства. Основываясь на исторических документах, можно утверждать, что этот праздник является постоянным атрибутом молдавской культуры на протяжении последних нескольких веков. Празднование храмового праздника является культурной моделью, общей для всех жителей нашей страны.



Рассказать друзьям