Где цветет папоротник: обычаи, традиции и обряды праздника Иван Купала. Личный журнал

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

7 июля по всему миру отмечается день Ивана Купалы или Рождество пророка Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Несмотря на то, что этот праздник имеет уже тысячелетнюю историю, в последнее время в светском обществе он всё более и более отдаляется от изначальной традиции и обрастает разными новыми нелепыми мифами. И это не удивительно. Мы очень многого не знаем о происхождении этого праздника.

Итак, что мы НЕ знаем о дне Ивана Купалы?

7 забытых фактов:

1. Название.

Некоторые культработники, сочиняя сценарии праздника, выискивают легенды про языческого бога Купалу. Однако, увы, его никогда не существовало. Присовокупил его к пантеону славянских богов в XVII веке некий излишне ретивый книжник. Летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего появилось новое божество.

Итак, древние славяне не знали никакого Купалы. Пророка Иоанна Крестителем стали называть у нас довольно поздно. В основном в христианском мире он известен как Йоханан га-Матбиль (ивр.), Иоаннис о Баптистис (греч.) и т.д., что примерно означает «очищающий водой, погружающий, купающий». Отсюда же, кстати, произошло название «баптисты» – «погружающие», так как они крестили посредством погружения человека в воду, как православные, а не обливая его, как католики. Таким образом, «Купало» - это славянский перевод общехристианского прозвания Иоанна. Потом постепенно за церковным обрядом погружения в воду закрепилось название «Крещение», и Иоанн стал «Крестителем».

2. Солнцеворот.

Во многих книжках можно прочитать, что день Ивана Купалы был праздником летнего солнцестояния. На самом деле летнее солнцестояние приходится на 21 июня, то есть более чем на 2 недели раньше! При этом в действительности оно почти никак не отмечается в народном календаре. Как и когда отмечался день перелома лета в дохристианскую эпоху, как называли этот праздник, уже никто не знает.

3. Цветок папоротника.

Многие знают, что папоротник не относится к цветковым растениям и вообще никогда не цветёт. И предки наши были не глупее нас. Папоротник как главное растение праздника, да еще цветущий в ночь на Ивана Купалу, раскрутили уже в XX веке. Раньше же в Купальскую ночь искали разные растения: руту, шалфей, подорожник, фиалку, Иван-да-Марью, полынь, крапиву, а иногда и папоротник

4. Огонь.

Традиционные костры, зажигаемые в ночь на Ивана Купалу, вовсе не являются символами лета или солнца. Они имеют отношение к погребальным кострам, в огне которых сгорали жертвы: солнышко идёт на убыль, умирает, и надо бы его «подкормить». Увы, в дохристианской древности солнечным богам приносились совсем не солнечные жертвы. Прыгая через огонь, люди, с одной стороны, очищались от скверны, а с другой, выбирали жертву. Кто не мог перепрыгнуть, того и приносили в жертву - дескать, на него упал выбор богов. Кстати, и в наше время в России ежегодно в этот день наблюдается множество случаев, когда люди получают увечья и даже умирают от ожогов при таких вот «попрыгушках».

В соответствии с такой символикой огня регламентировались и все обряды, связанные с этими кострами. Про то, что прыгать через огонь нужно попарно и взявшись за руки, ещё помнят. Но про то, что не каждый имел право прыгать, уже многие забыли! Согласно поверьям, не разрешалось совершать этот обряд людям, состоящим в браке, а также тем, кто не помнил своих прародителей – их считали неполноценными членами общины. В некоторых областях не допускали к кострам людей, потерявших девственность до свадьбы (в том числе и парней), так как они «оскверняли» огонь.

5. Вода.

Несмотря на то, что название праздника наводит на мысль о купании, купаться в эту ночь считалось вредным и даже опасным, потому что в этот день отмечались «именины водяного». А вот в северных губерниях в этот день мылись хоть и речной водой, но непременно в банях.

6. И медные трубы.

СМИ часто преподносит этот праздник как чуть ли не самый главный праздник в деревне. Однако этнографы указывают на обратное. С точки зрения русского крестьянина, Иванов день был далеко не самым главным праздником лета. Гораздо важнее для жизни общины были Духов день – праздник земли, «скотий праздник» – Флора и Лавра, день апостолов Петра и Павла, с которого начинались урожайная пора и сенокос, и ряд других праздников.

Иванова ночь – очень важный и почитаемый день для восточных славян. Столетиями купальский праздник носил языческий характер, совершался в честь Бога Солнца и его супруги Зари-зарницы.

До того как перейти на новый стиль, купальский день праздновали в дни летнего солнцестояния, которые припадали на 20-26 июня. Единый цикл празднований включал в себя Иванов день, день Аграфены Купальницы, который отмечали 6 июля, и Петров день, что приходился на 12 июля. Значимость купальского праздника заключалась в дате – это рубеж, разделяющий два периода солнечного цикла. В это время наблюдался пик расцвета природы, солнце в зените, поэтому и отличалось наивысшей активностью. После этого дня на зиму “сдвигалось” солнце. При этом ночь становилась длиннее, день, наоборот, короче.

Однако купальский праздник, как и Святки, считался очень “опасным”. По древним сказаниям, в это время справляют свой бал ведьмы, русалки, лешие, оборотни и другие потусторонние силы. В глазах крестьян самым страшным был апогей праздника – купальская ночь, когда огонь, вода и травы приобретали целительные свойства. Образ “уходящего” солнца связан с Иоанном Предтечей Крестителем, поэтому после принятия христианства праздник совпадает с его Рождеством. А название связано с его вторым именем – Купатель. В наши дни праздник Ивана Купала отмечается 7 июля, а если быть точнее – то именно в ночь с 6 на 7 число.

В купальской традиции ярко выражена тема огня, который очищает «плоть и дух», отгоняет нечистую силу, снимает сглаз и порчу. Издревле не забыты ритуалы возжигания костров на берегу реки, добывания огня с помощью сухого древа, сжигания одежды больных. Вокруг них водили танцы, прыгали через пламя. Считается, кто выше прыгнет – будет самым счастливым.

Из древних пор считают, что в купальский праздник большую чудодейственную силу приобретает вода. Обряды, связанные с водой, проводили на рассвете или ночью. Люди купались в водоемах, обмывались утренней росой, мылись в банях. Отказавшегося купаться обвиняли в колдовстве.

В купальскую ночь знахари собирают целебные травы и коренья, запасая на год, проводят ритуалы. Считалось, что волшебством обладает перелет-трава, которая начинает расцветать: она может перенести за тридевять земель. А одолень-трава, собранная именно в полночь, защищает от врагов. Сок, выжатый из сорванного в ночь цветка Иван-да-Марья, возвращает слух, цветы защищают от вора. Большой силой от нечисти обладает полынь, которую носят на поясе и развешивают в доме. Также в купальскую ночь принято заготавливать веники для бани. Люди повсеместно опоясываются перевязями, изготовленными из цветов. Девушки надевают на голову венки из травы.

Традиционным действом называют поиск цветов папоротника, который слыл колдовским растением. По народным поверьям, они способны исполнять любые желания и показывают, где спрятан клад.

Купальский праздник в странах мира и в России отмечают в разные дни. К примеру, в Европе, а именно в Финляндии, его празднуют по старому стилю – с 21 на 22 июня.

7 июля в России отмечается праздник Ивана Купала. Праздник этот пришел с тех времен, когда славянские племена веровали в целый пантеон языческих богов и поклонялись им. С принятием христианства традиции язычества переплелись и пополнились христианскими догматами, образуя самобытный колоритный симбиоз.

Иван Купала история праздника

В период язычества 7 июля Иван Купала ассоциировался с периодом летнего солнцестояния. По традиции на Ивана Купала полагалось очиститься посредством омовения тела в ручьях и водоемах.

Считалось, будто бы с 7 июля Иван Купала до Ильина дня русалки, водяные и прочая нечистая сила покидала водоемы. Посему можно было купаться в этот период времени абсолютно безбоязненно за свою жизнь и бессмертную душу.

Обязательным обрядом на 7 июля Иван Купала являлось ночное купание. Вода считалась целебной и чудодейственной. Якобы она очищала душу, тело и сознание от греховности бытия и исцелить различные недуги. В отдаленных от водоемов населенных пунктов полагалось в ночь растапливать бани. Пар также считался в эту ночь целительным. Париться полагалось с вениками, нарезанными в день Аграфены Купальницы.

На речных берегах полагалось разжигать костры. Люди верили, что в ночь на 7 июля Иван Купала происходит слияние сил двух могущественных природных стихий – воды и огня. Существовала традиция прыгать через такие костры, дабы зарядиться этой энергией. Перед прыжком загадывали заветное желание.

Считалось, что стоит лишь перепрыгнуть и желание сбудется. Молодежь водила вокруг костров хороводы и пела особые праздничные песни. Крестьяне меж костров вели крупный рогатый скот, дабы уберечь его от болезней и падежа. Особо присматривали в этот день за лошадьми, ибо считалось, что нечисть может похитить лошадь и укатает ее до смерти.

Матери бросали в костры пеленки и одежду, в которых их дети перенесли заболевания. Так матери отпугивали болезни от своих чад.

Знахари и простые хлебопашцы заготавливали целебные травы. Собранные соцветья и травы высушивали и сжигали у изголовья тяжело больных, а также окуривания домов и построек, где якобы промышляют нечистые силы. В ночь на 7 июля Иван Купала старались найти цветок папоротника, который якобы давал людям возможность узреть сквозь любую преграду сокрытый клад.

Помимо цветка папоротника искали траву иван-да-марья. Соцветья этого растения раскладывали по углам избы. Существовало поверье, что эти цветы предохранят жилище от воров и иных лихих людей.

Особо боялись в этот день наступить на ядовитых змей, ибо существовало предание, согласно которому тот, кого на 7 июля Иван Купала ужалит змея, обязательно умрет.

Также собирали утреннюю и ночную росу. Считалось, что если окропить ею кровать, то клопы мигом из нее уберутся. Если же брызнуть ею на стены, пол и потолок, то тараканы покинут жилище.

Девушки принимались гадать посредством венков. Венки делали из листьев лопуха, богородской травы и иван-да-марьи. В середину венков крепились зажженные свечи. Венки опускали в воду. Если венок плыл и не тонул, значит, девушке суждено в скором времени найти своего избранника и обрести желанное женское счастье.

Примечали за природой. Так, если поутру 7 июля (Иван Купала) выпадало обильно росы, значит и огурцы уродятся во множестве. Если ночь была звездной, то и грибов уродится столько же, сколько звезд сияло на небе. Шедший на 7 июля Иван Купала дождь предвещал обильные дожди на протяжении еще пяти дней. Ливень с раскатами говорил о том, что фундук в этом году уродится плохо.

Иван Купала. Купальская Ночь, начало Sergey Ov"

Все чудеса Ивана Купалы начинаются в ночь с 6 на 7 июля. Как только Солнце коснется края земли наступает Купальская Ночь. Вода приобретает очистительную силу, и все недобрые обитатели водоемов покидают их как ошпаренные и носятся посуху. Вот для чего Купальский Костер нужно развести заранее - к огню обитатели водоемов тоже не могут приблизиться, а еще они они боятся веселья... На Руси считалось, что летом можно без опаски купаться с Иванова до Ильина Дня. Начало купального сезона - это одна из причин почему стал Днем Ивана Купалы. Другая причина имеет библейские корни и заключается в том, что на 7 июля (24 июня по юлианскому календарю) приходится Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), который проводил очищение перед крещением купанием в водах реки Иордан: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (картина)

Крещение (через купание) в водах Иордана: Картина А.Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)"


Чтобы увеличить изображение картины кликните по ней...

Почему 7 июля?

Рождество Иоанна Предтечи по православному календарю, учрежденному еще Юлием Цезарем, приходится на 24 июня, в начале нашего летоисчисления на эти дни приходилось еще и летнее солнцестояние...
Но, вот беда, Юлианский календарь каждые 128 лет отстает от принятого сейчас Григорианского календаря на одни сутки, за 2000 тысячи лет с Рождества Христова набежало почти 14 дней, так что теперь православные празднуют Ивана Купалу 7 июля по современному Григорианскому календарю.

Свадьба Солнца

Итак, как мы теперь узнали, празднование Иван Купалы в прежние времена приходилось на дни летнего солнцестояния . У всех древних народов этот день не обходится без особого внимания. У древних славян в первую начинающую удлиняться ночь (обычно с 23 на 24 июня) праздновали Свадьбу Солнца, поскольку в эту пору "заря с зарею сходится". - Женой Солнца (Ярило, и, соответственно, Ярилин День ) являлась Заря (Заря Заряница), по другой версии Солнце, и связанные с ним тепло и огонь, олицетворял Дажбог (Даждьбог), который женился в этот день на богине земли и воды Мокоши. Последняя версия имеет некоторое логическое подтверждение в древней традиции, празднуя этот союз богов управляющих стихиями огня и воды, люди подвергали себя очищающему воздействию этих стихий. К сожалению, хотя в раннехристианский период церковь и не препятствовали справлению древнеславянских обрядов, но стремилась подвести под них православную основу. В итоге от древнеславянской языческой мифологии практически ничего до наших дней не дошло. Кроме того, письменно упоминаемый в древних источниках пантеон восточно-славянских богов так малочисленнен, что предоставляет возможность для неограниченный полета фантазии в сочинении "праславянской мифологии" и "воссоздании" многочисленного пантеона "славянских богов".

Кто такой Купайло (Купала)

Впервые просто "Купала" в литературном источниках появляется в 17 веке, в церковной летописи, где ночное празднование накануне Рождества Ионна Крестителя упоминается с осуждением, доподлинно:
- "Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелья, или коренья, и перепоясовшеся быльемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву себе приносяще..."
-
и еще летописец пишет, демонстрируя свое классическое образование,
-..."Купало , якоже мню, бяше богъ обилья, якоже у Еллинъ Цересъ (Церера), ему же безумныи за обилье благодаренье принишаху"...
В петровские времена, когда народные праздники превносятся в разгулье высшего света с окраской классицизма на роль "Купайла " выдвигался "счастливчик", основное действие которого заключается в затаскивании не совсем одетых женщин в воду...
В дальнейшем в русских литературных источниках Купайло испытал небывалый карьерный рост и был даже вписан в пантеон славянских богов, как Купало...
На самом же деле, этимологические исследования достоверно показали, что слово "Купала" возникло в результате народной адаптации имени Иоанна Крестителя: " ", которая связана с ассоциативным восприятием проводимого Иоанном обряда крещения.

Обычаи и традиции Купальской Ночи

Раньше всех начинают готовиться к празднику северяне. Накануне Ивана Купалы, 6 июля, в День Аграфены Купальницы с утра носят воду в баню, а затем весь день ее топят, ведь обязательно нужно пройти очищение водой, в реках же вода не в каждый год летом успевает нагреться...
Жители теплых, южных краев начинают готовиться к празднику, когда солнце уже клонится к горизонту: готовят дрова и хворост для костров, девушки собирают цветы и травы для купальских венков.
В Купальскую Ночь, чтобы заслужить удачу обязательно нужно искупаться и перепрыгнуть через костер, тем самым пройдя через очищение водой и огнем. На этом праздник не останавливался - вокруг костра водили, хороводы, пели песни, девушки гадали, а молодые пары уединившись, сговаривались о свадьбе, гулянья продолжались до восхода солнца.


Согласно поверьям только в Иванову ночь, цветет папоротник огненно-красным цветом. Тому кто сорвет его цветок, откроются многие тайны, он будет видеть клады и сокровища под землей.
В народе так же считали, что в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место, травы приобретают особые чудодейственные свойства. Зверобой, плакун-трава (дербенник иволистный), Иван-чай и чернобыльник (полынь), пастушья сумка и крапива, мать-и-мачеха, душица и багульник, собранные в Иванов день, обладают бесценными целебными свойствами. Они исцеляют больных и еще оберегают от воздействия недобрых сил.
В старину покосы начинали только после Ивана Купалы - в этом заключалась народная мудрость, большинство трав к этому времени успевает отцвести и отсеяться.

Несмотря на осуждение церкви на Ивана Купала гадали . Главное гадание незамужних девушек - это гадание по цветочному венку. Еще до захода солнца нужно собрать полевые цветы и травы и сплести из них венок. Как только солнце скроется за горизонтом, нужно, загадав желание (в основном за суженного), опустить венок в реку или озеро. Если венок вскоре пристал к берегу или начал расплетаться - желаемое не сбудется, если же венок поплыл вдаль - желание обязательно сбудется.

Пословицы и поговорки на Ивану Купалу

"Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться".
"Ивановские дожди - лучше золотой горы".
"До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я, грешный, и сам упрошу."
"На Купалу дождь - жатва посуху."

По материалам исторических архивов, библии и энциклопедии: Sergey Ov (Seosnews9 )

Крещение купанием в водах Иордана
«Явление Мессии» А.Иванов


Sergey Ov

Примечание: На картине изображено появление Христа перед Его Крещением в водах Иордана, которое в России празднуется 19 января (6 января по старому стилю), на Ивана Купалу, в ночь с 6 на 7 июля - люди проходят очищающее купание в память Ионна Предтечи



Рассказать друзьям