Хорошие манеры в детском саду. «День хороших манер и поступков»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Елена Красуцкая

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с хорошими манерами . Учить находить правильный выход из сложившейся ситуации и давать правильную оценку происходящему.

2. Развивать воображение, чувство взаимопомощи (толерантность)

3. Воспитывать доброжелательность, внимательность, вежливость, чувство гордости за свою половую принадлежность.

Оборудование :

Мягкая игрушка – солнышко, костюм Шапокляк, разрезные картинки, шапочки лисы, волка, медведя, 2 корзины, предметы для девочек, предметы для мальчиков, подарок для детей .

Предварительная работа :

Беседа, заучивание стихотворений, слов для инсценировки сказки.

Ход занятия:

Дети под мелодию «Настоящий друг» заходят в группу, здороваются, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о дружбе. А что такое дружба, как вы считаете? (ответы детей ) . А что значит дружить?

Воспитатель : Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда появляется уважение друг к другу, когда люди умеют признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель Ребята, я знаю, что вы о дружбе знаете много песен, стихов. Предлагаю и девочкам и мальчикам прочитать стихотворения.

1-й ребенок :

Хорошо быть одиноким ,

Если ты не одинок,

Хорошо , когда под боком

Есть и север, и восток,

Есть и запад осторожный,

Есть и теплый, тихий юг,

Когда рядом есть надежный,

Бескорыстный, верный друг.

2 – ребенок :

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но…если друга надо звать –

То вряд ли это друг…

3 –й ребенок

Дружат с небом облака,

А роса с травою,

Дружит бабочка с цветком,

Дружим мы с тобою,

Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошие стихотворения вы прочитали о дружбе.

А сейчас мы немного поиграем. Я вижу, что мы все разные, среди вас есть и девочки и мальчики. Условия игры такие : по кругу мы будем передавать солнышко по очереди каждому ребенку в руки и будем говорить : Я Ваня – мальчик, дружу с Аней, потому что она делится своими игрушками. А солнышко мы будем передавать потому что это– наш общий друг, без него никто не может жить. Начнем с меня. Я Елена Геннадьевна – женщина, дружу со всеми вами, так как очень люблю вас (дети передают друг другу солнышко, называя принадлежность к полу, говоря хорошие поступки друзей )

Воспитатель : Молодцы, хорошая игра у нас получилась. Мне приятно было на вас смотреть, замечательно, что вы вспомнили о своих друзьях и говорили о своей половой принадлежности.

А теперь давайте построимся , мальчики и девочки станут напротив друг друга. Мы будем называть лучшие качества по очереди. Девочкам надо называть лучшие качества мальчиков, а мальчикам – лучшие качества девочек. У нас замечательные и девочки и мальчики. Давайте начнем с девочек. Я, думаю, наши девочки назовут качества, которыми обладают наши мальчики, Ответы девочек : красивые, сильные, умные, талантливые, сообразительные, ловкие…

Ответы мальчиков : красивые, нежные, умные, нежные, внимательные, добрые…


Воспитатель : Мне очень понравилось, вы называли хорошие качества друг друга , видно, что вы дружные ребята, не ссоритесь.

Воспитатель : А теперь присядьте, пожалуйста, на стульчики, отдохните и послушайте мелодию «Голубой вагон» В. Шаинского. А пока вы ее будете слушать , я пойду встречу нашу гостью.

Появляется воспитатель, переодетый в Шапокляк.

Шапокляк : Здрасьте! Я очень известная старушка . Вы узнали меня? Как меня зовут? Правильно!

Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе между мальчиками и девочками, о хороших поступках и манерах . У меня тоже есть свое мнение о дружбе. Хотите я с вами поделюсь им? Мои советы о том, как относиться друг к другу, как себя нужно вести.

Шапокляк читает «Вредные советы» из книги Г. Остера.

Шапокляк :

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла,

Чтоб сразу поняли они :

До них вам дела нет.

Шапокляк : Ой, какой хороший совет я вам даю !

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов : «пожалуйста» , «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Шапокляк : Правда замечательный совет!

Решил подраться – выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша

Вступился кто – нибудь

Беги, кричи и громко плачь,

И мамочку зови.

Шапокляк : Ну, а этот совет как раз для вас!

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Шапокляк : Этот совет очень хороший !

Шапокляк : Ну, что понравились вам мои советы? (ответы детей ) А я так старалась , хотела дать вам хорошие советы . Теперь я буду знать, что кому говорить, как себя вести. Этому вы меня научили.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Комплименты» . И я хочу вам сделать комплименты, сказать, что вы умные и образованные. А что такое комплименты? (ответы детей )

Я вам раздам части карточек, у кого рисунок совпадет – образуется пара. В парах вы своим товарищам будете делать комплименты . Ваня скажет комплимент Даше, а Даша Ване. Ребята, человека, который говорит комплименты надо слушать внимательно, а те, кому говорят комплимент, должны поблагодарить, сказать спасибо.

Дети делают друг другу комплименты в парах.


Шапокляк : А может и мне кто–нибудь сделает комплимент? Дети делают комплимент Шапокляк. Ой, спасибо! Какие хорошие комплименты вы сказали друг другу и мне.

А может вы мне и сказку какую–нибудь расскажете о дружбе, о хороших манерах ? А я вам помогу, чем смогу.


Ведущий : Жил – был Медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как – то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем – то спорили…

Медведь : Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться!

Лиса : Я с Волком мириться не буду! Я сказала ему : «Здравствуй» , а он мне не ответил! А еще дразнится, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу.

Волк : Я вчера с ней здоровался. А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен ? Ты, Лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь : «Эй, ты Волчище – серый хвостище! Дразнишься, наверное?»

Медведь : Непорядок! Разве ты, Волк, не знаешь, что означает слово «здравствуй» ? Здравствуй – это значит будь здоров, не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, Лиса, будь повежливей, не дразнись.

Волк : Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!

Лиса : Здравствуй, Волчок – серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.

Волк : А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.

Медведь : Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте.

Шапокляк : Очень мне понравилась ваша сказка, я для себя сделала вывод. А вы какой вывод сделали из этой сказки? (ответы детей ) И я такой же сделала вывод! Хотите со мной еще поиграть? У меня есть 2 корзины и много разных предметов : предметы, которые используют в своих играх мальчики и предметы, которые используют в своих играх девочки. Мы разделимся на 2 команды. В одну корзину будем складывать предметы для игр девочек, а в другую для игр мальчиков.


Предметы для девочек : платок, пуговицы, фен, фантик, пупс, зеркало, резинка…

Предметы для мальчиков : молоток, отвертка, машинка, пистолет, самолет, конструктор, мяч…

Шапокляк : А давайте девочки проверят правильно ли сложили предметы мальчики, а мальчики, правильно ли предметы подобрали девочки.

Шапокляк : Какие вы молодцы! Хорошо со всем справились . Я рада, что к вам сегодня зашла в гости, многому научилась. А теперь мне пора прощаться, я надеюсь, мы с вами еще встретимся. Вредные советы я больше не буду давать. До свидания!

Воспитатель : Ребята, я сейчас встретилась со старухой Шапокляк , она сказала, что вы хорошие , дружные ребята, многому ее научили. А что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей ) У нас сегодня было много интересного : мы говорили о дружбе, о своей половой принадлежности, называли лучшие качества девочек и мальчиков делали друг другу комплименты, инсценировали сказку, играли в игру. Ребята, вы очень дружные, мне все понравилось и я хочу подарить вам подарок – игру, чтобы вы в нее вместе играли и никогда не ссорились.


Конспект занятия для детей средней группы «Первые шаги в мир хороших манер».

Цель: о богащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Материал:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах;
  • «волшебная палочка».

Ход занятия:

Воспитатель:

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами? Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Ребёнок.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(вносится кукла – «неряха»)

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Кукла: я проспала.

Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Кукла: я торопилась и думала, что и так сойдет.

Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад? Надо исправлять положение.
Дети, поможем кукле?

Дети : Да.

(Для этого по очереди, подходите к кукле и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

Потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

Потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

Зевают

Разбудил нас бег на месте,

«бегут»

В ванну побежали вместе

«рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

Имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

«чистят» зубы

Причесались аккуратно,

«причесываются»

Приоделись все опрятно.

Проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

Грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

Хлопают в ладоши.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые

дети".

Кукла уходит.

Воспитатель: Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, мы подарим друг другу «ласковое слово» .

"Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу скажу. Дети в кругу,передают друг другу «волшебную палочку» , говоря при этом добрые, ласковые слова.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.

1. Забирать игрушки у друзей.

2. Помогать взрослым.

3. Кричи, громко разговаривай.

4. Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

5. Здороваться при встрече.

6. Садиться за стол грязным, неумытым.

7. Следить за своим внешним видом

Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай

Самоанализ: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы обо всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети".


Беседа с детьми «Хорошие манеры»

Этическая беседа «Хорошие манеры», для детей с умственной отсталостью, умеренной степени.

Назначения: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы с детьми, разработанный для детей с умеренной умственной отсталостью. Так же данная методическая разработка может быть полезна для педагогов дошкольного образования и родителей.
Средняя группа девочек, количество детей: 4.
Паргишева Раиса Николаевна. ГКУРС(Я) Республиканский Детский Дом Интернат.
Цель: Провести этическую беседу с детьми.
Задачи:
- Закрепить представления о хороших манерах;
- Развивать внимание, наглядно – образное мышление;
- Воспитывать мотивацию, культуру поведения.
Используемый материал: картинки с лицами настроения, для всех детей, картинки к стихотворениям, волшебные слова на доске, картинки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуй девочки, рада приветствовать вас сегодня на занятии. Присаживайтесь на ковер (дети сидят в полу круге).
- Перед вами лежат карточки настроения, возьмите и покажите какое у вас на данный момент настроения (дети берут карточки и показывают, если у всех настроения хорошее педагог продолжает дальше занятия, а если у кого-то плохое, пытаемся поднять и разобраться, почему оно плохое).

- У всех хорошее настроения, вы все рады меня видеть и я очень рада.
- Давай те посмотрим, друг на друга и улыбнемся, наше занятие начнем с хорошего настроения.
2. Основная часть.
- Мы с вами не раз говорили о хороших манерах. Сегодня на занятии я и проверю, как вы усвоили их.
- В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроения.
- А вы знаете волшебные слова?
- А какие это слова?
- А, пожалуйста, это волшебное слово? (ответы детей).
- Конечно же, волшебное.
- А какие еще волшебные слова вы знаете? (пожалуйста, извините, простите, спасибо). Вывешиваю слова на доску.
- А волшебные слова мы можем назвать добрыми словами? (ответы детей).
- Добрые слова это пороли, которые очень пригодиться вам в жизни.
- Ребята, зайдя в группу, как вы поприветствуете воспитателя? (сказав, здравствуйте).
- Здравствуйте, это слово приветствия.
- А какие слова приветствия вы еще знаете? (ответы детей).
- А теперь послушайте стихотворения:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.
- Добрые слова вы знаете, но вот послушайте, какая история произошла однажды утром.
Я встал ужасно хмурым,

Ни петухам, ни курам,
Ни лопухам, ни пастухам
Не крикнул:
«С добрым утром!»
- Ребята, а как вы думаете, какое настроения было у этого мальчика? (плохое)
- А покажите мне на карточках настроения, которые лежат перед вами, плохое настроения (показывают).
- Покажите теперь мне сами плохое настроения (дети гримасничают).
- А как вы думаете, этот мальчик правильно поступил, что не с кем не поздоровался?
- Конечно же, нет. Если у вас плохое настроения, всё равно нужно со всеми здороваться.
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птичками пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

- Ребята, а какое слово приветствия вы услышали в этом стихотворении? (с добрым утром). Давайте прочитаем это слово на доске.
- Ребята, а когда мужчины или мальчики входят в помещения, что им необходимо сделать? (правильно поздороваться).
- А ещё при входе в помещения, мужчины должны снимать головной убор.
- А что такое головной убор? (дети перечисляют).
- А наши мальчика так делают? (ответы девочек).
Был боровик, умен, удал,
Красивый,
Он шляпу чуть приподнимал,
При встрече молвил: «Здравствуйте».


- А теперь немного поиграем. Встаем и идем к столу. Перед вами лежит разрезанная картинка, вам нужно ее собрать. Собрали, молодцы (кто затруднился, воспитатель оказывает помощь).
- Молодцы, это заяц.



Снежного зайца в саду мы слепили,
Снежного зайца всю
зиму любили,
Зайцу морковку мы часто носили.
«Ешь на здоровье!» мы просили.
В лапках наш заяц морковку держал;
Если бы мог, он «спасибо» сказал.

- Ребята добрые слова, вы должны помнить всегда.
- Девочки вы уже вместе давно учитесь и живете в одной группе. Если вам необходимо о чём-то попросить, например карандаш, как вы попросите?
- Не забывайте о вежливых словах. Нужно попросить не просто дай мне карандаш, а сказав волшебное слово.
-А какое это слово? Давайте его найдем на доске (пожалуйста).
Физкультурная минутка «Зайка»
- А теперь давайте немного отдохнем встаем в круг:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл хвостик, вымыл ухо,
Вытер сухо.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на песок,
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.

(воспитатель показывает движения, девочки повторяют).
- Молодцы, присаживаемся на ковер.
- А теперь послушайте стихотворение:
Медведя лет 5-6 учили, как себя вести:
В гостях, медведь, нельзя реветь,
Знакомым надо кланяться, снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу, и не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех. Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает, тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь, а старых уважай.
Медведя лет 5-6 учили, как себя вести…
Но, видно, воспитатели напрасно время тратили!


- О ком говориться в стихотворении?
- А чему его учили? (правилам поведения).
- И как удачно? Почему?
Вежливые слова.
- А теперь поиграем в вежливые слова. Доскажи словечко (читаем слова на доске).
1. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого…;
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит….;
3. Если больше есть не в силе, скажем мы дружно…;
4. Мальчик, вежливый и развитый говорит, при встрече….
3. Итог занятия:
- Какие вы молодцы, так хорошо сегодня занимались;
- А что вам понравилось больше всего?
- Давайте еще раз прочитаем волшебные слова на доске. И не когда не будем про них забывать.
- Покажите карточку настроения, с каким настроением, вы заканчиваете наше занятие. Почему.
Спасибо за внимания! (6 голосов : 3.33 из 5 )

Хорошие манеры детям прививают с детства: сначала родители, потом воспитатели и учителя. А эффект – невелик. Почему?! Возможно, все дело в том, что правилам этикета обучают слишком скучно и назидательно?!

Неписанные правила

Нормы этикета, хоть они и описаны в разных источниках, являются «неписаными» – ведь они не закреплены ни одним законом. Это своеобразное соглашение между людьми вести себя определенным образом. Этикет определяет правила поведения людей в самых разных местах и при самых разных обстоятельствах:
при знакомстве
в момент приветствия и прощания
в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
в телефонном разговоре
как вести себя в гостях
как принимать гостей
как вести себя за столом
как правильно составлять письма, отвечать на письма
общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
отношение к материальным ценностям
понятие о вкусе, красоте, моде, стиле

Одно только перечисление тем по правилам этикета выглядит впечатляюще. А ведь надо запомнить правила по каждой теме и, главное, выполнять их. Причем, всегда. Считается, что самый высокий уровень человеческой культуры в том, чтобы соблюдать правила этикета даже тогда, когда ты находишься один, и никто не может проследить, соблюдаешь ты этикет или нет. Возникает вопрос, как привить такую высокую культуру детям?

Нравоучения по этикету

Знакомство с этикетом начинается с самого раннего детства, осознанное – лет с 5-ти. Как это обычно происходит? В детсадах и школах проводятся специальные занятия – уроки по этике и эстетике. И пусть не обижаются на меня педагоги, но проводятся, как правило, скучно, назидательно, в совершенно однобокой форме заучивания правил. И какова же судьба всех подобных нравоучений? Получаем обратный эффект – выполнять правила не хочется.

Это что касается теоретической части по этикету. А как практически прививается этикет? Еще хуже. Я бы даже сказала, в нарушение всех правил этикета. Окриками, наказаниями, диктатом. «Не хлопай дверью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тщательно пережевывай пищу!», «Не разговаривай с набитым ртом!», «Не чавкай!», «Рот прикрывай, когда чихаешь!», «Уступи место бабушке!». А самое парадоксальное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненормальный?!» (естественно, эту фразу возмущенные взрослые орут, как ненормальные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Детям мало сказать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объяснить, почему не иначе. А еще лучше было бы прививать правила этикета не напрямую, а косвенно, исподволь, чтобы ребенку самому хотелось их выполнять.

С точностью до наоборот

Весьма нетрадиционный способ прививать хорошие манеры предложил в свое время Григорий Остер, сочинив «Вредные советы». Идея придумать вместо полезных советов вредные, пришла ему в голову по вполне понятной причине. Чаще всего дети протестуют против всего, что им советуют и делают все наоборот. И если таким детям дать вредные советы, то, сделав наоборот, они как раз и будут поступать правильно. Ну, например,

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.

На обложке этого сборника стихотворений честно написано «Книга для непослушных детей», а ниже приписка – «Послушным детям читать запрещается». Потрясающая приманка, согласитесь? Конечно, есть и еще одна маленькая хитрость в том, что все стихотворения написаны с необыкновенным, тонким чувством юмора. Соединения метода от противного и чувства юмора – хороший ход для того, чтобы, на самом деле, научить этикету и высмеять невежество, таким способом наглядно продемонстрировав, как должен вести себя по-настоящему вежливый и культурный человек и почему плохо поступать иначе.

Этикет для плюшевого мишки

Однажды я наблюдала в детской такую сцену. Моя 5-тилетняя дочь играла со своим любимым плюшевым мишкой. Она кормила его с ложечки и говорила ему: «Не чавкай, пожалуйста. Это неприлично!» Понятно, что игрушечный мишка не мог чавкать, просто дочке хотелось поучить его хорошим манерам. И, сама того не подозревая, она подсказала мне еще одну идею, как можно учить детей этикету. В игре. С куклами и плюшевыми игрушками.

Детям не нравится заучивать правила на уроках, они не любят, когда их одергивают и исправляют их поведение (да еще, если это происходит в резкой форме). Но дети не против соблюдения правил этикета. И они понимают, что по правилам жить удобнее для всех. Детям надоедает одна и та же однообразная роль ученика, сидящего за партой. И так хочется почувствовать себя в роли учителя.

Играя с куклами и плюшевыми игрушками, дети учат этикет очень охотно. Взрослым можно только подбрасывать все новые и новые ситуации, которые будут разыграны, чтобы охватить все случаи из жизни, где нужно знать правила этикета.

Играя по правилам этикета

Игра – это лучший способ обучения для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей этикету. Прививать детям хорошие манеры можно с помощью множества разных игр, где (что уникально!) правила этикета станут правилами игры!

СИТУАЦИЯ. Для игры выбираются обычные бытовые ситуации: «Приветствие и знакомство», «Телефонный разговор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в общественном транспорте», «Как вести себя в зрительном зале». Предложите детям придумать историю по правилам и против них. Можно предложить проиллюстрировать придуманные истории сценками. Не забывайте о чувстве юмора.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила этикета так, чтобы они были сформулированы из двух частей: условие и правильное поведение. Потом все записки разрываются на 2 части, и перемешиваются. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.

ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрослым) письма, в которых рассказывают, о чем им захочется. Главное – излагая содержание, не нарушить этикет. Письма рассылаются электронной почтой. И второй этап – получивший письмо должен оценить его с точки зрения соблюдения правил этикета. Причем, можно проверить две вещи в соблюдении правил этикета: по составлению письма и по поведению в описанных в письме ситуациях.

ДОРИФМУЙ. Не сложная игра. Подойдет для малышей. Взрослые читают стихотворение, не оканчивая фразу, а дети добавляют нужные слова в конце строки.
Например,
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)

Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)

В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).

ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина «Мистер Сноу».
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
– Через час. Даю вам слово.
– Вот спасибо, мистер Сноу…
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Вежливый-медвежливый

Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:
1. «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер)
2. «Урок вежливости»: Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
3. «Мойдодыр», «Федорино горе» (К.Чуковский)
4. «Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц)
5. «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Театр хороших манер

Очень полезно ставить с детьми спектакли по литературным произведениям. Этикет и театр – неразделимы. Во-первых, все произведения, так или иначе, учат этикету в самом широком смысле, а именно правилам общения людей – добру, справедливости, тактичности, сочувствию, дружбе. Во-вторых, исторический фон любой пьесы отражает особенности этикета своего времени. В-третьих, играя роль, ребенок проживает по правилам этикета, если роль положительная, и против правил, если роль отрицательная. Опыт такого проживания даст ребенку возможность самому все почувствовать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наилучшим образом приучит ребенка следовать правилам этикета.

Ради чего, собственно?

Всякая теория без практики мертва. Если ваш ребенок мало общается, ведет замкнутый образ жизни, если вы не посещаете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или принимать гостей, то ситуации, в которых ребенку понадобится применить правила этикета, будут весьма ограничены, сведены до минимума. Естественно, то, что не требует применения, будет разумно считаться вашим ребенком не нужным.

Задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.

И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 15 «Медвежонок»

«Социальное партнерство и ДОУ»

Проект по этикету


Подготовила воспитатель

Чуракова Е.Н

г. Подольск 2013г

Проект по этикету

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер» или
«Путешествие в страну Этикета»

Творческое название «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете . Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

Разработан проект воспитателем МДОУ ЦРР №15 «Медвежонок»

Чураковой Еленой Николаевной

Предложенный материал поможет взрослым обучить через совместный поиск решений, предоставить ребенку возможность самостоятельно выбрать ту или иную норму поведения. Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения.

Вид: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Начало проекта: сентябрь 2013

Разделение функций участников проекта

Воспитатель

Диагностика уровня знаний и умений детей

Самообразование по данной теме

Разработка и составление перспективного плана, конспектов занятий, этических бесед

Оформление плакатов

Подбор детской литературы

Дети

Разучивание стихов, пословиц, поговорок

Рисование рисунков

Занятия познавательного типа

Развлечение или итоговое занятие

Закрепление правил хорошего тона

Родители

Помощь в оформлении стендов, стенгазет

Участие в фотовыставке

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома

Участие в родительском собрании, в развлечении

Этапы проекта:

I этап: подготовительный

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла - фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

II ЭТАП Основной

В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми

Выполнение проекта


Познавательное развитие НОД

- Занятие «Что такое этикет?»( Прил.1) познакомить с понятием «этикет»; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях; упражнять в использовании вежливых слов; воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду ; формировать навыки культурного, этически грамотного поведения; развивать мыслительную деятельность у детей.

- Занятие «Уроки этикета» Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора. Активизация словаря детей.

Развивающая задача: развивать у воспитанников познавательные психические процессы, речь, артистизм, выразительность, культуру общения, привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения ; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

- Занятие: «Путешествие по городу «Вежливости». Цель - формирование у детей нравственного представления о вежливости.
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Занятие по развитию речи «Доброе слово и кошке приятно»

Цель: Учить способам общения с людьми на основе знания этикета, правилам ведения диалога (разные приемы, средства и методы вежливого обращения). Развивать умение употреблять слова приветствия и благодарности, способность преодолевать застенчивость и скованность. Формировать выразительные средства общения(интонацию, мимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении, необходимость в общении друг с другом.

- Занятие «Какие бывают приветствия?» Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий

Занятие – беседа « В стране вежливых слов»

Занятие «Знакомство с хорошими манерами»


Знакомство с художественной литературой

В Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

В. Левин «Аппетитная песенка для Лешки», «Размышления после очень вежливого разговора»,

А. Кондратьев «Пожалуйста»

И. Токмакова «Счастливого пути»

В.Осеева «просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя»

С.Маршак «Ежели вы вежливы»

С. Михалков «Хорошие товарищи»

Р. н. сказка «Лиса и журавль».

М. Пляцковский «Урок дружбы».

Л. Толстой «Косточка».

К. Чуковский «Мойдодыр»

- «Федорино горе



Продуктивно – художественное творчество

- Изготовление поздравительных открыток

Оригами «Салфетки для сервировки стола»

Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы»- через рисунок передавать свое настроение эмоции, впечатление.


Социальное развитие

Беседы « Уроки вежливости»,

«Воспитанность и вежливость»,

«Мы идем в гости»

" Столовый этикет",

«Как дарить подарки»,

« Зачем говорят «здравствуй»(прилож.

- Беседа Как вести себя в общественном месте Задачи: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных мес­тах, опираясь на опыт детей.

Просмотр презентаций «Правила поведения за столом», Правила поведения для малышей»

Рассматривание иллюстраций «О правилах этикета».


Игры

-Игры «Приятного аппетита», «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», Вежливые слова»

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Мы отправляемся в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах , закрепить свои знания, умение доброжелательно общаться друг с другом.


Музыка

- Слушание песен «От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»

III Этап- заключительный


Игры

- Кто больше знает вежливых слов»,

- «Доброе утро»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гостях».

Игры – инсценировки « Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка»


НОД

Итоговое занятие «Путешествие в царство вежливых наук»

Работа с родителями

- Консультация для родителей « Веселый этикет», «Формирование культуры поведения за столом»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребенка, доброжелательности, честности, воспитание культуры общения.

Примерные темы бесед родителей с детьми:

1. «Я – маленький» (фото)

2. «Я люблю это дружное слово – «вместе» .

3. Трудно ли держать слово?

4. Как вести себя за столом?

5. Ребенок плачет – как его утешить?

6. Причины плохого настроения.

7. Хорошие и плохие манеры.

8. Детские конфликты.

9. Ребенок говорит неправду.

10. Как преодолеть страхи ребенка?


- Конкурсы «Сервировка стола» между дежурными.

- Консультация для воспитателей « ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ»

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Процесс работы по развитию у детей навыков хороших манер поведения должен быть непрерывным, желательно с участием родителей.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляли в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача была не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни. При этом использовали различные методы и приёмы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, а также великую силу художественного слова.

В группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу. Снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети научились выходить из той или иной ситуации, без конфликтов. Адекватно оценивать свои поступки и поступки других. Замечать положительное и отрицательное в своем поведении и поведении окружающих или персонажей художественных произведений. Договариваться, приходить к общему решению. У детей тихих , сдержанных появились друзья, их стали принимать в общие и подгрупповые игры. Если на начало года детей (которые были в стороне) было 4, то к концу года не осталось ни одного ребенка.

Литература

Алябьева Е..А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. – 128с.

Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? » Черо – 2003г. – 240с.

Жукова Р. А. «Игра как средство социально-эмоционального развития» ИТД Корифей – 2006г. 112с.

Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном - 2004г. – 48с.

Корчинова О.В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера – 2002г. – 192с.

Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг - 2000 г. – 116с.



Рассказать друзьям