Как найти топаз в природе. Топаз — камень, который подойдет каждому

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности.

В русском языке синонимом термина Этнос долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

Этничность

Этничность можно представить как форму социальной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми, и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие - наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциация себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, социальным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешнем представлении об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.)..

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков.

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

«Эволюционно-историческое направление». Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».

В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность».

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда. Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором.

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым.

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Конструктивизм

Согласно теории конструктивизма этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д.

Так, В. А. Тишков даёт следующее определение: «Народ » в смысле этнической общности - группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.

Инструментализм

Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм.

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

В.Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы. Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Как известно, культура вообще имеет множество определений. Некоторые специалисты насчитывают их до нескольких сотен. Но все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных значений (аспектов), благодаря чему становятся более или менее обозримыми.

В изучении культуры существует несколько подходов:

  • ценностный (аксиологический - связь общечеловеческих ценностей);
  • символический (культура - система символов);
  • организационный
  • деятельностный подход.

Выделенные аспекты культуры - аксиологический, символический, организационный, деятельностный - тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему - со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Наконец, типичные формы поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не дает ей ослабеть и угаснуть). Известно, что так называемая этничность - это, прежде всего, и главным образом культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других.

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нём. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, ещё в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Этнические и межэтнические общности

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова:

  • элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы). К этому уровню, главным образом, относится семья - элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. Так же к этому уровню можно причислить человека (этнофора), как непосредственного носителя этнических свойств.
  • субэтнические подразделения и этнографические группы. Субэтносы занимают промежуточное положение между консорциями и конвиксиями с одной стороны и этносами с другой.
  • основное этническое подразделение. Это и есть собственно «этнос».
  • макроэтнические общности или метаэтнические общности - образования, охватывающие несколько этносов, но обладающее этническими свойствами меньшей интенсивности, чем включаемые в неё этносы. Выделяются следующие макроэтнические общности: метаэтнополитические, метаэтнолингвистические, метаэтноконфессиональные, метаэтнохозяйственные и т. д.

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся и следовательно такие общности не имеют самоназваний, а выделяется в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

  • Род - группа людей, которая основана на кровных связях.
  • Племя - этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения.
  • Народность - окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия.
  • Нация - в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Этнос и нация

Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.).

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев, палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

  • в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;
  • в 8-9 лет ребёнок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;
  • в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска, католиком, родившимся в пограничной с Польшей Брестской области. Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус. С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95).

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек», а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии, где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США. В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

  • моноэтническая идентичность со своей этнической группой, когда у человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам;
  • измененная этническая идентичность человека, живущего в полиэтнической среде, когда чужая этническая группа расценивается как имеющая более высокий статус (экономический, социальный и т. п.), чем своя. Это характерно для многих представителей национальных меньшинств, для иммигрантов во втором поколении (смотри также статью ассимиляция (социология));
  • биэтническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные;
  • маргинальная этническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости, бессмысленности существования, агрессивность и т. д.);
  • слабая (или даже нулевая) этническая идентичность, когда человек не относит себя к какому-либо этносу, а декларирует космополитическую (я - азиат, я - европеец, я - гражданин мира) или гражданскую (я - демократ, я - коммунист) идентичность.

(Visited 55 times, 1 visits today)

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Мы все знаем о существовании рас. Китайца можно легко отличить от африканца по цвету кожи, разрезу глаз и другим чертам. Но есть и более мелкие деления внутри рас на нации, народы, а также на этнические группы. Что это такое?

Классификации людей

Практически в любой стране можно найти достаточное разнообразие народностей. Как правило, в границах современных государств проживают самые разные люди. Их можно объединять по некоторым экономическим признакам, таким как уровень дохода, склонность к сбережениям, наличие работы и т. д.; социальным, к примеру, возраст, семейное положение, образование, и некоторым другим. Наконец, еще одним критерием может быть принадлежность к какой-либо этнической группе. Но этим уже занимается не экономика, социология или психология, а этнография. Что же это за наука и зачем нужно такое деление?

Этнография

Люди не могут жить поодиночке - это стало ясно давно. Именно поэтому издавна они начали формировать различные группы, которые в той или иной форме дошли и до современности. Сейчас их называют этническими общностями. Люди в них могут иметь собственный язык и культуру, и это нельзя игнорировать, пытаясь ими управлять. Именно поэтому социология, помимо всего прочего, включает в себя совершенно отдельное направление, изучающее группы людей не с точки зрения их поведения, а в разрезе их принадлежности к определенной группе по этническому признаку.

На самом деле этнография тесно связана в первую очередь с историческими науками, но имеет точки соприкосновения также и с лингвистикой, антропологией, психологией и даже философией. Ее можно назвать относительно молодой дисциплиной, ведь она зародилась лишь в XVIII-XIX веках, а до этого лишь предпринимались первые попытки изучать чужестранцев, но никакой системы в этом не было. Так что, невзирая на то, что великие географические открытия дали европейцам шанс подробно изучить и описать людей, совершенно не похожих на них, они воспользовались им далеко не сразу.

В США антропология и этнография зачастую представляются одним научным направлением, а в Старом Свете они традиционно разграничиваются. Сложно сказать, что является правильным: дробление или, наоборот, более общий взгляд.

Деление

Современная наука выделяет и признает несколько категорий разделения людей, в зависимости от величины их группы и некоторых других черт:

  • племя;
  • народность;
  • нация.

Эта классификация в первую очередь отражает развитие с исторической точки зрения, когда люди переходили от примитивных форм объединения к более сложным. Если же рассматривать таксономию, получается несколько иная картина:

  • семья;
  • этнические группы, или субэтносы;
  • этносы;
  • макрообъединения.

Эта классификация более сложна и менее однозначна для обывателя. Неспециалисту вряд ли очевидно, чем этнос отличается от этнической группы. Кроме того, немалую путаницу вносит и то, что на протяжении длительного времени отечественная наука использовала собственные термины, классификации и подходы, резко отличавшиеся от общемировых. Сейчас происходит постепенная унификация, но до полного согласования пока далеко. Если говорить проще, этнические группы условно равняются национальностям, хотя последние обладают некоторыми особенными чертами. Поэтому говорить о полной тождественности этих понятий нельзя. Однако в литературе уже некоторое время просматривается тенденция к употреблению термина "национально-этнические группы", который, во-первых, может объединить две вышеупомянутые классификации, а во-вторых, снять лишние вопросы относительно семантики.

Признаки

К этническим группам относятся объединения людей, обладающие некоторыми общими чертами. К таким характеристикам относятся следующие:

  • язык (он не всегда, кстати, может быть единым, но наречия должны быть похожи);
  • историческая судьба;
  • элементы культуры;
  • самосознание и самоидентификация.

Последнее, пожалуй, является определяющим. Этническими являются группы, в которых люди сознательно относят себя к той или иной общности. При этом самоидентификация в качестве представителя народа так или иначе включает в себя все остальные элементы, то есть знание языка, культуры и традиций. На их основе и формируется определенный менталитет, привычки, особенности мировоззрения.

Кстати, территориальный признак как раз не является определяющим фактором. Уже на протяжении довольно долгого времени можно наблюдать процессы расселения людей из одних государств на территории других стран. И тут можно заметить такое любопытное явление, как формирование диаспор - этнических групп за пределами родины. В некоторых городах это приобрело настолько серьезный масштаб, что есть целые кварталы, заселенные выходцами из тех или иных стран, где сохраняется их культура.

Возникновение

Этнические группы не возникают стихийно, к их появлению ведет длительный процесс - к этому мнению склоняются, пожалуй, все современные антропологические школы. В связи с основными путями формирования и появилась более или менее общая классификация:

  • Этнотерриториальная группа. Так называют общности, возникшие вследствие тесного контакта людей, имеющих общий ареал проживания.
  • Этносоциальная группа. Образовалась в связи с особым положением части людей (на основе сословий).
  • Этноконфессиональные группы. Выделяются по религиозным отличиям (на основе несоответствия этнического поведения, например, использования разных вариантов родного языка или общения с другими общностями).

Примеры

Что касается этносов, то о них может рассказать любой школьник, хоть и не всегда сразу бывает понятно, о чем вообще идет речь. В качестве примеров можно привести славян, скандинавов, азиатов, индусов. Вне сомнения, каждая из этих общностей включает в себя огромное количество народностей. Даже среди славян можно выделить такие этнические социальные группы, как поморы или старообрядцы. Они, как очевидно, объединяются по совершенно разным признакам. Но и та, и другая общности не могут быть отнесены к такой крупной единице, как этнос.

Говорить про основные этнические группы в масштабах всего мира просто невозможно. Но, например, в рамках РФ можно легко выделить нации, являющиеся титульными для своих субъектов, как тувинцы, якуты, ненцы, мордва и т. д. В свою очередь, они могут делиться на более мелкие группы.

Культура

Этнические группы составляют разнообразие не только в генетическом и фенотипическом смысле, но и зачастую являются носителями уникальных традиций, верований, языка и т. д. В современном мире эти связи могут постепенно утрачиваться, ведь молодежь не всегда сознательно хочет сохранить культуру предков, отказываясь от нее в пользу менее интересных и более однообразных современных ценностей.

Существуют даже специальные программы, направленные на сохранение и поощрение развития древних и необычных традиций, в некоторых региона проводятся конкурсы национальных костюмов, музыки, танцев и т. д. Все это призвано популяризировать уникальные элементы культуры в тех или иных местах планеты.

Значение и ценность

Этнические группы людей нельзя игнорировать ни в одной сфере: социальной, политической, духовной, экономической. В некоторых регионах на почве национального самосознания вспыхивают конфликты и даже локальные войны. Кроме того, несмотря на стремление рыночных игроков упростить и унифицировать культуру и ценности всех людей, маркетологам приходится ориентироваться на те или иные представления о прекрасном у разных народов, учитывать различные пределы допустимого, мораль, восприятие. В духовной сфере разделение совершенно очевидно: в мире существует огромное количество конфессий, как возникших совсем недавно, так и сопровождавших человечество издавна.

Этничность сама по себе ценна даже в условиях всеобщей глобализации и унификации. Каждый человек уникален сам по себе, и каждый имеет право на свой взгляд. Что уж говорить о целых группах людей, особенно если они обладают уникальными чертами.

Этнос - это устойчивая межпоколенная группа людей , объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием, а также мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью. Понятие этноса, как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Основы теории этноса были заложены в 1920-х годах С. М. Широкогоровым, который рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В частности, Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ей от таковых и других». В 1960–1980-е годы концепция Широкогорова была развита советскими этнографами (Институт этнографии Академии наук СССР). Наиболее последовательной её марксистской интерпретацией стала дуалистическая теория этноса Ю. В. Бромлея. Он предлагал различать «этникосы» (этносы в узком значении слова) как совокупности людей, объединённых общим языком, культурой, самосознанием и самоназванием (этнонимом), и «этносоциальные организмы», или «ЭСО» (этносы в широком значении слова) как этносы, сопряжённые с территориально-политическими общностями (государственно-образующими или существующими в пределах государств). Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определённой общественно-экономической формации этносоциальные организмы составляют определённую социально-экономическую целостность, выступая в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этносов, проинтерпретированная применительно к различным эпохам развития человечества.

В работах представителей другого теоретического направления А. С. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации (см. ). Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этносов отличает работы Л. Н. Гумилёва, которые, однако, принято относить скорее к области квазинаучных изысканий. В них этносы представлены как элементы так называемой «этносферы» - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения некоторой общностью людей уникального природного ландшафта (места развития этноса), точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный «стереотип поведения». Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует этнос как носителя определённого культурного типа, если понимать культуру как специфическую «технологию деятельности». Этнос, по Гумилёву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. Значительное внимание в этой концепции уделяется исследованию проблем возникновения и развития этносов - этногенезу. По Гумилёву этногенез понимается как как процесс, детерминированный преимущественно географическими и геокосмическими факторами; формирование этноса в нём рассматривается как продукт совокупного действия космических энергий и особенностей ландшафта, в котором протекал этногенетический процесс. Согласно Гумилёву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создаёт социальные институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и так далее. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилёва приобрела в Советском Союзе необычайную популярность, особенно за пределами научной аудитории, но не получила признания среди историков и этнологов, многие из которых подвергли жёсткой критике как её теоретические положения, так и весьма вольное обращение автора с историческим материалом.

В целом, концепции этноса при всех различиях имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объём которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этноса крайне затруднённым. Фактически понятие «этнос» отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным и до-индустриальным стадиям развития обществ, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие «этнос» оказалось непродуктивным. В зарубежной социально-культурной антропологии понятие «этнос» употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным, за исключением ряда эволюционно-исторических подходов к изучению этнической реальности, распространённых в странах Восточной Европы, а также в Германии и Финляндии. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определённой нации или этнической группе.

Этнос? На этот вопрос ответ можно получить не всегда одинаковый. Само слово «этнос» имеет греческое происхождение, но у него нет ничего общего с сегодняшним значением. Народ - именно так оно переводится, и в Греции существовало несколько понятий этого слова. А именно слово «этнос» носило уничижительный характер - «стадо», «рой», «стая» и в большинстве случаев применялось к животным.

Что такое этнос сегодня? Этнос - это группа людей, которая образовалась исторически и была объединена общими культурными и языковыми признаками. В русском языке понятие «этнос» близко по смыслу к понятиям «народ» или «племя». И чтобы было более понятно, следует охарактеризовать оба эти понятия.

Народ - это конкретная группа людей, которая отличается общими признаками. Сюда входит территория, язык, религия, культура, историческое прошлое. Одним из главных признаков является но это не единственное условие. Существует достаточно много народов, которые говорят на одном языке. Например, австрийцы, немцы и часть швейцарцев используют на немецкий. Или ирландцы, шотландцы и валлийцы, которые, можно сказать, полностью перешли на английский язык, но при этом англичанами себя не считают. А значит в этом случае слово «народ» вполне можно заменить термином «этнос».

Племя - это тоже группа людей, но которая ощущает между собой родство. У племени может не быть одной компактной территории проживания, а его притязания на какую-то территорию могут не признаваться другими группами. По одному определению племя имеет общие черты, которые явно отличаются: происхождение, язык, традиции, религия. Другое определение утверждает, что достаточно иметь веру в общую связь, и вы уже считаетесь одним племенем. Последнее определение больше подходит к политическим союзам.

Но вернемся к основному вопросу - "что такое этнос". Свое формирование он начал еще 100 тысяч лет назад, а до этого существовали такие понятия, как семья, потом род и все завершал клан. Основные ученые трактуют по-разному. Одни называют только язык и культуру, другие добавляют общее месторасположение, а третьи присовокупляют и общую психологическую сущность.

Каждый этнос обладает своим собственным стереотипом поведения и, конечно, неповторимой структурой. Внутренний этнос - это конкретная норма отношений между индивидом и коллективом и между самими индивидами. Такая норма негласно принята во всех областях быта и воспринимается как один единственный способ общежития. И для членов данного этноса такая форма не является в тягость, так как они к ней привычны. И наоборот, когда представитель одного этноса соприкасается с нормами поведения другого, то он может растеряться и сильно удивиться чудачествам незнакомого народа.

Наша страна еще с древности сочетала в себе различные этносы. Некоторые этносы России входили в нее с самого начала, а другие влились постепенно, на разных этапах истории. Но все они обладают равными правами и обязанностями перед государством и являются частью народа России. У них общая система образования, общие правовые и юридические нормы и, разумеется, общий русский язык.

Все россияне обязаны знать многообразие этноса своей страны, знакомиться с культурой каждого из них. Иметь хотя бы базовое понятие о том, что такое этнос. Без этого невозможно гармоничное существование внутри единого государства. К сожалению, за последние 100 лет как этнос исчезло 9 народностей и на грани исчезновения еще 7. Например, эвенки (аборигены Амурской области) имеют стабильную тенденцию к исчезновению. Их уже осталось около 1300 человек. Как видите, цифры сами за себя говорят, и процесс исчезновения этноса необратимо продолжается.



Рассказать друзьям