Причины подросткового одиночества. Исследовательская работа: "Проблема одиночества среди подростков"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Михалец Ирина Викторовна , доктор наук, доцент, преподаватель
  • Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
  • Паршина Оксана Андреевна , студент
  • Юрчук Анастасия Витальевна , студент
  • Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • ОДИНОЧЕСТВО
  • ПОДРОСТОК

В статье рассматривается проблема одиночества в подростковом возрасте.

  • К проблеме профессиональной ориентации современной молодёжи (на примере студентов ПГУ)
  • Ложь как способ общения между людьми и её основные психологические аспекты
  • Психологические особенности акцентуации характера подростков. Соотношение акцентуации и самооценки

В наш век, век информационных технологий человечество как никогда раньше столкнулось с такой проблемой как одиночество. Такое состояние люди переживают по-разному, но наиболее интенсивно и остро одиночество протекает в подростковом возрасте. Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Будучи подростком, в его организме, включая детскую несформировавшуюся психику, происходят качественные изменения. Это возраст желания заявить о себе, показать себя всему миру, возраст, когда ты уверен, что знаешь в это жизни все. В возрасте этом возрастном периоде расширяются и актуализируются такие социальные потребности, как потребность в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребность в причастности и признании, а также желание быть принятым различными социальными группами. Учебная деятельность отходит на задний план, и, как считал Д.Б. Эльконин, ведущей деятельность данного возраста становится общение со сверстниками.
В настоящее время число подростков, испытывающих чувство одиночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подростки активно пользуются этой возможностью. Среди очевидного числа преимуществ данного вида коммуникаций, можно выделить ряд минусов:

  1. Отсутствие живого общения. Любое общение в интернете, каким бы реальным оно не казалось, никогда не заменит живого общения, когда человек может наблюдать за настроением, эмоциями, мимикой и жестами собеседника.
  2. Зависимость. Многие подростки увлекаются виртуальным общением до такой степени, что при живом общении начинают замыкаться в себе, либо совсем отвергают живое общение.
  3. Построение иллюзий. К сожалению, общаясь с человеком только посредством интернет общения, мы не можем хорошо его узнать, так как некоторые черты его характера бывает очень трудно разглядеть через экран монитора. Поэтому связь между такими интернет знакомыми вряд ли можно назвать крепкой и дружеской.

Подростковое одиночество, как правило, делят на несколько видов:

  • кратковременное одиночество;
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга);
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления).

Опираясь на психологические исследования можно выделить следующие причины одиночества в подростковом возрасте:

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, непринятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.

Способы преодоления одиночества в подростковом возрасте:

  1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
  2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
  3. Выполнение домашних дел. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
  4. Меняйтесь внешне и внутренне, устраняйте свои недостатки, по возможности.
  5. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
  6. Анализ причин своего одиночества.
  7. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
  8. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
  9. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.
  10. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.

Однако, один – не значит одинок. И наоборот. Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди.
Положительные стороны одиночества:

  • Становление саморегуляции.
  • Стабилизация психофизического состояния.
  • Самопознание и самоопределение.
  • Защита «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

  • Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.
  • Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.
  • Для окружающих людей одиночество незаметно. Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.
  • Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.
  • Снижается самооценка. Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

  • эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.
  • поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Итак, быть одному – не значит одиночество, и одиночество – не значит быть одному. Но если все же вы чувствуете именно одиночество, то старайтесь применить его положительные качества: развитие себя, заняться делами, самопознанием, самоопределением. Следует знать, что есть физическое одиночество, когда нет родителей, близких, нет никого дома. А есть чувство одиночества - это намного серьезнее. Это тяжелое состояние для психики. В данном случае у человека есть семья, друзья, но он чувствует себя одиноким, ненужным.

Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

Список литературы

  1. С.Г. Корчагина. «Психология одиночества»-М.:Психология.-2007.-162с.
  2. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких»-М.: Торобоан, 2009.-356 с.
  3. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-58.
  4. Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Педагогика. - 1995.- 560 с.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Уч.пособ.4-е изд. / И.Ю. Гулагина / М.: Изд-во УРАО. - 1998.-176с.
  6. О.В. Хухлаева «Психология подростка»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающем миром. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки . К тому же переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с подростками весьма актуальной, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Границы подросткового периода охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - переходный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения .

Существует несколько взглядов не подростковое одиночество.

Первый из них - отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. С этой точкой зрения трудно согласиться.

Следующий взгляд на одиночество подростков признает его как явление социальное по своей сути и поверхностное, несерьезное по природе (якобы обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни).

Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность, даже драматичность этого переживания. «Вмести с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» . А также: « … в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» .

Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное использование снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям.

Необходимо отметить, что виды одиночества вообще и подросткового - в частности могут быть различны. Временное одиночество - наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным приступам чувства одиночества. Оно наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу или разрыва подобных эмоциональных отношений. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей, отвержения со стороны взрослых.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликтах потери связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности), невключенности подростка в референтную для него группу сверстников. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную формы.

Когнитивное одиночество рассматривается как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннего ощущения одиночества, опустошенности); оно может быть следствием непонимания проблем подростка со стороны взрослых, резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.

Переживание одиночества подростками сопровождается развитием ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; в некоторых личностных процессах одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления.

В то же время одиночество затрудняет общение, препятствует установлению интимно-личностных отношений, полноценных доверительных контактов, формирует негативный тип самовосприятия и может привести к ощущению психологического надрыва, душевного нездоровья. Состояние одиночества у подростка часто сопровождается чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к психической изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.

Исследователи выделяют ряд личностных, социальных, ситуативных факторов, способствующих возникновению одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность и низкий уровень развития коммуникативных умений, а также некоторым характерологическим особенностям (эгоизм, агрессивность). К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, т.е. неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения.

Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Ряд авторов отмечает, что возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что следствием. У подростков может сформироваться поведение, которое приведет к школьным прогулам или отказу от обучения, лжи, субкультурным девиациям (употреблению сленга, нанесению татуировки и т.п.). Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях с взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и сверстников подросток может попасть в асоциальную группу, где попытается реализовать свое стремление к самостоятельности.

Согласно взглядам В.С. Мухиной, одним из факторов развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке "детскости" и "взрослости", а с другой - наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода:

тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем);

моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей). Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон подростковой личности .

Возникновение самосознания, как отмечает Г. Крайг, - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания .

В переходном возрасте меняется представление о содержании понятий «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность .

В подростковый период ребенок открывает свой внутренний мир. Открытие внутреннего мира -- важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний: появляется чувство неповторимости и одиночества, которое возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

В то время другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию .

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире. Чтобы как-то пережить свое одиночество в подростковом возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях -- о чем не скажешь никому. Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам” .

Таким образом, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение, как отмечает И.С. Кон, помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических .

В.С. Березин выделяет следующие качества личности, «предрасполагающие» к формированию стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться специалист в работе с подростками:

Высокий уровень тревожности;

Впечатлительность;

Романтичность (романтическая возвышенность);

Независимость, импульсивность, эмоциональность;

Замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность;

Повышенная психологическая ранимость;

Эмоциональная "колючесть";

Робость, боязливость;

Индивидуальность, имеется в виду "непохожесть" на сверстников .

Для преодоления чувства одиночества (его отрицательной стороны) необходима актуализация позитивного потенциала одиночества, внутренними условиями актуализации которого, по мнению Д. Байярд, являются:

Осознание одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения к нему);

Формирование положительного самоотношения, повышение ценности своей личности;

Формирование положительного самовосприятия личности, принятие ответственности за свою жизнь;

Формирование активной позиции по отношению к одиночеству;

Повышение коммуникативной компетентности, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями;

Понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества .

Таким образом, впервые одиночество осознается человеком в подростковый период в связи с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Краевая научно-практическая конференция Малой академии наук учащихся Кубани «Эврика»

Подростковое одиночество

как социальная проблема

Научно-исследовательский проект

Нестяк Анной Валерьевной

Руководитель

педагог-психолог

средней общеобразовательной школы № 81

Краснодар 2006

Введение. Психологические представления об одиночестве. Подростковое одиночество: причины и последствия. Основные типы депрессий у детей и подростков. Факторы, способствующие развитию одиночества в подростковом возрасте. Психологическая помощь для преодоления одиночества. Литература.

Введение

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека».

Как трудно порой бывает человеку справляться с собственными проблемами в одиночку! Как тяжело вступать в борьбу с окружающим миром, наполненным злом и жестокостью (по мнению борющегося), и горько осознавать, что его по-настоящему настигает чувство одиночества, все больше и больше отдаляя от социума…

Одиночество – это один из видов трудных состояний. Находясь в этом состоянии, человек испытывает критический недостаток в общении и понимании со стороны социума, переживает тяжелый психологический кризис. И вряд ли кто-нибудь сможет поспорить с тем, что всеобъемлющее чувство одиночества овладевает нынешним поколением все сильнее: все больше и больше дорог, все больше и больше машин, больше суеты, тревог и переживаний. В результате чего все больше и больше людей, ощущающих чувство одиночества!

«Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что бывает одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины». (6)

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Актуальность настоящего исследования очевидна, поскольку «одиночество в юности переживается острее всего потому, что идет формирование самосознания, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает от них» (6), толкая порою на неадекватные поступки и действия, порождающие социальные проблемы.

Гипотеза исследования . Подростковое одиночество – это эмоциональное состояние, являющееся основой социально-психологических проблем.

Цель исследования : определить особенности переживания одиночества подростками и его возможные последствия.

Задачи :

1. Изучить научно-теоретические взгляды по проблеме исследования.

2. Изучить причины и последствия одиночества в подростковом возрасте.

3. Провести практическое исследование по данной проблеме.

Объект исследования. Подростковое одиночество.

Предмет исследования. П ереживания одиночества как социально-психологическая проблема подросткового возраста.

Методологические и теоретические основы исследования - научные теории, подходы и концепции отечественных и зарубежных учёных и психологов-практиков в области возрастной и социальной психологии: З. Фрейда, Э. Фромма, Ф. Фромм-Рейхман, , -Славской и др.

Методы исследования:

Теоретический анализ;

Эмпирические методы: тестирование;

Статистические методы обработки данных;

Количественно-качественный анализ.

База исследования. СОШ № 81 г. Краснодара. Группа испытуемых - 39 учащихся 9 – 11 классов (9 класс – 25 человек, 10 класс – 9 человек, 11 класс – 5 человек).

Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что:

    выявлены причины одиночества подростков, объединённых в стенах одного образовательного учреждения; рассмотрены возможные последствия испытания чувства одиночества и определены пути преодоления его негативного влияния на личность подростка в ходе учебно-воспитательного процесса школы; раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности.

1. Научно-теоретические подходы к пониманию проблемы подросткового одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы , ученые и писатели.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционно рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией. Наибольшую известность среди психологических исследований получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов:

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) расценивает одиночество как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.

2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс) говорит о том, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - несоответствие представлений человека о собственном «Я».

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен) возлагает ответственность за возникновение одиночества на общество, в котором наблюдаются ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности.

5) Когнитивный подход () считает, что одиночество возникает в случае осознания человеком разногласий между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас) разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. Первое определяется как комплекс защитных механизмов, выражающихся в «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования».

Анализ научных трудов и исследований современных отечественных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его развития и особенностей проявления (-Славская,).

Психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте рассматривают, и др.

2. Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества в подростковом возрасте

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Психологи выделяют несколько групп факторов , способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа . Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы , приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения , отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества :

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Подростковое одиночество: причины и последствия

Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах, . Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (), социальная отчужденность (). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т. п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить , его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

К сожалению, часто решения подростка не принадлежат ему, но он этого не осознает.

Ощущение одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину . Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

«Одиночество подростков растет так же, как и одиночество стариков, - рассказывает психолог экстренной психологической помощи «Один дома» Елена Сухопарова. - Семь раз в неделю к нам обращаются дети, желающие покончить с жизнью: непонимание на всех уровнях, разлад в семье, бытовые трудности, несчастная любовь. Частая тема - насилие в школе, драки после уроков: ребенок не хочет жаловаться, а сам справиться с ситуацией не может.

Собственное "Я" в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у подростков возникают мысли о суициде».(7)

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук, отмечает: «Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых и приятелей »(15).

Изучению проблемы одиночества подростков было посвящено социально-психологическое исследование "Подросток 2001". В нем приняли участие около 4000 юношей и девушек от 13 до 16 лет, учащиеся классов школ г. Москвы. Результаты анализа ответов молодых людей по опроснику "Одиночество" позволяют говорить, что каждый третий из них испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3% опрошенных переживают одиночество в критически-сильной степени: остро и постоянно.

В результате исследования более 600 российских подростков, выяснилось, что каждый шестой из них обостренно переживает одиночество. Если в 1997 году лишь 2,3% подростков испытывали это чувство, то в 2003 году – 17%, причём 2,7% опрошенных – в сильной степени. Кстати, представления подростков об одиночестве меняются с возрастом. В 13–14 лет одиночество описывается как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; в 15 лет – как ужас, депрессия, обида, огорчение; в 16 лет – как тяжелое переживание, связанное, преимущественно, с отсутствием понимающего близкого человека (12).

Практическая часть

Сама порою, переживая необъяснимое чувство одиночества, страх быть не понятой или даже отверженной, я попыталась понять, свойственно ли это моим сверстникам, ребятам, обучающимся в маленькой сельской школе – СОШ № 81 г. Краснодара, посёлка Пригородный.

Приступая к экспериментальной части работы, решено было выявить уровень субъективного одиночества подростков, определить статус подростков в коллективе класса и установить наличие зависимости этих двух показателей, для чего был установлен следующий порядок исследования:

1) определить методы исследования;

2) отобрать группы испытуемых;

3) получить данные для последующего анализа;

4) провести количественно-качественный анализ полученных данных;

5) сделать общие выводы.

4.1. Методы и база исследования

Методы сбора данных в нашем исследовании:

    Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) (13) (Приложение 1); Социометрический тест (1) (Приложение 2).

База исследования: СОШ № 81 г. Краснодара.

Группы исследуемых : учащиеся 9 – 11 классов (3 класса - 36 человек: 15 девушек и 21 юноша). Данная группа учащихся рассматривалась как единое целое, поскольку в условиях небольшой сельской школы подростки хорошо знают друг друга независимо от того, в каком классе они обучаются.

4.2. Результаты исследования и анализ, полученных данных

В результате обработки данных социометрического теста выявлено:

Из 36-ми учащихся нет ни одного, то не получил бы выбора. У большинства из подростков имеют место взаимные выборы. (Приложение 3) Распределение рейтинговых мест показано в таблице 1.

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

Рейтин-говое место

Количество

Код учащегося

14ю, 18ю, 20ю, 28д

29ю, 30ю, 38ю

23ю, 25ю, 27д

17ю, 22ю, 36д

6д, 7д, 8д, 11ю, 16ю, 21ю, 26д, 35д

3д, 4д, 5д, 37ю

Учащихся, получивших от 9 до 15 выборов (1 – 5 ранговые места), условно отнесем к группе высокостатусных подростков; получивших от 4 до 8 выборов (6 – 10 ранговые места) – к среднестатусной группе, от 1 до 3 выборов (11 – 13 ранговые места) – к низкостатусным.

Обобщённые результаты работы с методикой диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) показаны в таблице 2

Таблица 2

Уровень субъективного ощущения одиночества

Количество учащихся

Код учащегося

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 21ю, 22ю, 26д, 27д, 28д

3д, 4д, 5д, 7д, 11ю, 12ю, 15ю, 16ю, 19ю, 20ю, 23ю, 25ю, 29ю, 30ю, 31ю, 32ю, 33ю, 34д, 35д, 36д, 37ю, 38ю

4.3. Анализ полученных данных и выводы

В таблице 3 показано сопоставление данных, полученных по двум методикам. Подростки с низким уровнем субъективного одиночества далее рассматриваться не будут, поскольку они выпадают из темы исследования.

Таблица 3

Сопоставление данных социометрического теста

и методики определения уровня субъективного ощущения одиночества

Уровень субъективного ощущения одиночества

Статусная группа

Кол учащегося

Средний статус

Средний статус

1д, 2д, 6д, 8д, 9д, 10ю, 17ю, 18ю, 22ю, 27д, 28д

Низкий статус

Сопоставление полученных данных выявляет:

· Из общего числа участников исследования субъективный уровень ощущения одиночества, превышающий норму, выявлен у 38,7%; из них высокий уровень - у 2,7%, что совпадает с данными московского исследования 2003г.; средний уровень - у 36% , что более чем в два раза (на 19%) превышает данные московского исследования 2003 года.

· В группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества входят подростки, имеющие средний (12 человек) и низкий (2 человека) статус согласно результатам социометрического теста.

· Из 14 учащихся, составляющих группу с повышенным уровнем субъективного ощущения одиночества, 11 человек обучаются в 9-м классе и 3 человека – в 10-м, т. е. большинство из членов этой группы могут испытывать одиночество как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; некоторые из членов группы – как ужас, депрессию, обиду, огорчение.

Сопоставив и проанализировав данные исследования, можно сделать выводы:

· Социальный статус подростка влияет на уровень субъективного ощущения одиночества: чем выше статус, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества.

· Значительное количество подростков СОШ № 81 имеют повышенный уровень субъективного ощущения одиночества, что может являться благоприятной почвой для формирования социальных проблем, а, следовательно, требует серьёзной коррекционной и профилактической работы.

Заключение

Изучение теоретического материала и проведение практического исследования по теме настоящей работы выявило опасность подросткового одиночества как одну из базовых социальных проблем, способную порождать другие проблемы. Поэтому в вопросах профилактики социальных проблем крайне важно не оставлять подростков один на один с их одиночеством.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании подросткам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т. е. уделять подростку достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять его самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач, в том числе и преодоления негативного переживания одиночества. Таким видом помощи может стать:

1. Психологическая поддержка подростков , переживающих одиночество, есть разделение их переживания (ибо, как справедливо отметил в своей книге «Когда Ницше плакал» И. Ялом, «одиночество существует только в одиночестве. Разделённое одиночество умирает.») и содействие, совместная деятельность в трансформации одиночества из ощущения собственной отстранённости и никчёмности в позитивное переживание своей уникальности.(Приложение 4)

При этом следует обеспечить подростка необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельного преодоления одиночества. К ним можно отнести навыки самопознания, самоанализа, самоконтроля и само регуляции, коммуникативные навыки и умения, а также элементарные знания психологии. Также нужно помочь подростку в развитии эмоциональной восприимчивости, отзывчивости, эмпатии и ответственности. Это важно, потому что эти качества очень ценятся подростками в другом человеке, но недостаточно развиты у большинства из них.

2. Изменение некоторых внешних условий для преобразования одиночества в позитивное

переживание. Нужно помочь подростку наладить отношения с семьёй, сверстниками и внутри школьного коллектива, причём для эффективной психолого–педагогической поддержки нужно содружество и родителей, и педагогов, и психологов.

Литература:

1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. М.: пруды, 2005. С. 4 – 5 32с.

Левко социального педагога и социального работника. - Мн.,2003. Киселева социального одиночества подростков // Социальная педагогика: Материалы конференции, посвященной 5-летию факультета социальной педагогики (29 марта 2000 года) - М., 2000. Киселева -педагогическая поддержка подростков, переживающих одиночество // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. - М.,2002. Киселева -педагогическая профилактика проблемы одиночества в подростковом возрасте // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики МГСУ (28 марта 2001) / Под ред. . - М., 2001. Кон табу. /Литературная газета, 1986 № 36 Корнилова М. Маленькие самоубийцы./Вечерний Новосибирск. 21.03.2003г. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 Перлман Д., Пепло подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 По материалам журнала «Семейный доктор», 01.09.2004г. http://news. ***** , От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл.) М., 1989 «Семейный доктор» ж. 01.09.2004 г. http://news. ***** Тестирование детей/ Сост. В. Богомолов. Ростов н/Д: «Феникс»,2004. С.290-с. Хараш одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г. Ширихев П. Наиболее распространённые причины самоубийств. http://www. xa-oc. ***** Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

Приложение 1

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

(Д. Рассел и М. Фергюсон)

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Утверждения

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю от тоски по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключённым и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов и интерпретация . Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три., «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на ноль. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Приложение 2

Социометрический тест

Ответь, пожалуйста, на приведённые ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Фамилии указывай в любом порядке. При ответе не забудь тех, кто отсутствует сегодня.

Кого из ребят ты пригласил бы на свой день рождения?

Тебе поручают ответственное дело в школе, с кем вместе ты бы хотел его выполнять?

Школа собирается организовать туристический поход для старшеклассников, если ты пойдёшь, кого бы ты обязательно хотел бы видеть рядом с собой в походе?

Приложение 3

Советы подростку, испытывающему чувство одиночества

    Если ты одинок - подумай, что можно сделать, чтобы это исправить. Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты. Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших друзей. Подумай об их жизни, о твоих отношениях с ними. Не пугайся, когда останешься один на один с собой - это необходимо, чтобы повзрослеть. Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему? Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай. Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть, только его надо заметить. Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе! И, наконец, ты действительно одинок или тебе это только кажется?



Рассказать друзьям