Занятие лепка из соленого теста в школе. План-конспект открытого занятия по лепке из соленого теста ко Дню матери в старшей группеТема: «Васильки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Технология

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

  1. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Формировать умение преодолевать трудности.
  4. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия: 40 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фигурки и фотографии кошек, фотографии сувениров, картин из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), клеенки, соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Для конкурса “Котофей”: 2 резиновых мяча, корзина или картонная коробка.

Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

  • Вы любите играть?
  • А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

2 этап. Основной.

Сначала мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется “Котофей”.

Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесет команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в “Котофея”. Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в “Котофеев” (1 балл = одна буква слова). “Котофеи” должны будут исполнить желание победителей - дружно мяукнуть три раза. (Идет конкурс)

Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях.

Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.

А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.

Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста.

Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится.

Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Вы немного отдохнули, теперь поработаем.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

Мы повторили, как надо работать с соленым тестом, приступаем к выполнению подсвечника.

Практическая часть:

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

7. Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку - это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.

9. Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

  • С каким материалом мы сегодня работали?
  • Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
  • Что нового вы узнали о нем?
  • Каким должно быть настроение при замешивании теста?
  • Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все молодцы. Спасибо за работу.

5 этап. Информационный.

На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и не забываем свои умелые ручки. До свидания.

Используемая литература

  1. Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
  2. Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
  3. Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.


План - конспект занятия кружка «Рукотворчество» (лепка из соленого теста) в старшей группе детского сада «Мимоза» на 8 марта.
Тема: «Цветы для любимой мамочки»
Цель:
Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, отщипывание мелких деталей, соединение мелких частей с использованием воды.
Закреплять знания о строении цветов.
Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.
Оборудование: соленое тесто (белое, зеленое и желтое), дощечки для лепки, стеки, вода, кисточки.
Ход занятия:1. Беседа с детьми
Какое сейчас время года? Какой месяц?
Первый весенний праздник в России 8 Марта.
Кого поздравляем в этот праздник?
У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и красоты. Поздравляем не только мамочек, но и бабушек, и тетей, и девочек и всех-всех женщин Это Международный женский день.
Стихи детей про мам.
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
"Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек - огонёк!

2. Игра «Угадай, какой это цветок»
Показываю картинки с различными цветами, дети должны назвать их.
4. Игра «Что может делать….?»
- Что может солнце? (светить, греть, сушить…)
- Что может бабочка? (летать, дышать, собирать пыльцу..)- Что может мама? ….
- А что мы можем сделать для мам? (ответы детей)
А сегодня для наших любимых мамочек мы сделаем подарки. –
А мы будем лепить из теста цветы. (Рассматривание готовых цветов, цветов на картинках). Тесто очень мягкое, пластичное, из него легко лепить.
5. Показ приемов лепки.
Пошаговая инструкция по лепке из цветного соленого теста – отщипывание и раскатывание колбаски из зеленого теста (стебелек цветка).

Отщипывание и катание маленьких шариков из желтого теста (повторяем счет! Кто больше накатал!). Приклеивание шариков с помощью воды к стебельку и формирование веточки мимозы.

Работы наши сохнут неделю, до следующего занятия, поэтому готовиться к любому празднику мы начинаем заранее!
Накануне праздника, ребята счастливые забирают свои букеты и дарят мамам!

Полный цикл изготовления поделки «яблочко на блюдечке» из соленого теста занимает две - три недели. В условиях ДОУ, в средней группе (4 - 5 лет) необходимо провести 2 занятия (часть № 1; часть № 2) по 20 минут. Детям данного возраста сложно смириться с отсроченным результатом. Но зато, - эта ситуация воспитывает у воспитанников терпение. Кроме того малыши развивают в себе наблюдательность. Дети имеют возможность наблюдать за «поведением» соленого теста во время естественной сушки в условиях комнатной температуры. Они видят, как меняются свойства теста, каким образом сушатся объемные поделки.

Часть № 1

Тема: Румяное яблочко на блюдечке (лепка)

Задачи:

Познавательные:

  • Учить лепить с натуры яблоко и блюдце;
  • Учить технологии работы с соленым тестом;
  • Учить делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца;
  • Учить лепке из целого куска;
  • Учить приклеивать семена и пайетки к сырому тесту водой или клейстером;
  • Закреплять умение катать шар круговыми движениями.

Развивающие:
Развивать эстетический вкус при украшении блюдца семенами, бисером или пайетками.

Воспитательные:
Воспитывать терпение и аккуратность.

Материалы:

  • готовое соленое тесто для творчества;
  • тонкие веточки для яблочек;
  • мелкие семена;
  • пайетки бисер для украшения тарелок;
  • яблоко натуральное или муляж;
  • блюдце для демонстрации;
  • непроливайки с водой или клейстером;
  • кисти № 2.

Обогащение словаря: румяное, наливное, блюдце.

Ход занятия

Знаю я сказку русскую, старинную про девицу добрую Аленушку.

У Аленушки было блюдечко волшебное, да яблочко спелости наливной. Аленушка, то яблочко не ела, а по блюдечку катала, да приговаривала:

Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясное солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются; так все чудесно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (фрагмент из сказки: Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Русская народная сказка)

У меня же есть яблоко настоящее, не волшебное, но наливное, сладкое, да сочное. И блюдечко у меня есть обычное.
- Яблоко, какой формы? Яблоко, на какую геометрическую фигуру похоже? (круглое, на шар)
- Как надо шар лепить? (круговыми движениями)

Предложить детям показать в воздухе прием лепки шара.
- Правильно. Я слеплю шар из соленого теста.

Но, это еще не яблоко. Посмотрите внимательно на настоящее яблоко и скажите, какие детали надо сделать, чтобы шарик из теста стал похож на яблоко? (ветку с листиком сверху и маленький сухой цветочек снизу)



Яблоко готово.
- Посмотрите на блюдечко. Скажите, дети, какой оно формы? (круглое)



Оттянуть стенки блюдца. Время от времени, прижимая тесто пальцами, заготовку поворачивают по кругу. Стенки блюдца надо формировать равномерно.


Блюдечко украсим семенами, или бусинками. То место, где будет приклеивать украшение надо смазать водой или клейстером. Можно семена, бисер, бусины вмять в тесто пальцем.


- Теперь приступим к лепке. Дети, сколько предметов мы сейчас вылепим? (2, яблоко и блюдце)


Во время продуктивной деятельности педагогу необходимо следить за правильностью исполнения приемов лепки. При затруднениях, подсказать и показать детям правильные действия с соленым тестом.

С какими трудностями дети столкнулись во время лепки? (ответ детей)
- Что понравилось? (ответ детей)
- Что надо сделать с нашими поделками, чтобы яблочко и блюдце стали ярче и выразительны? (раскрасить красками)

Часть № 2

Тема: Роспись яблочка и блюдечка акварелью

Задачи:

Познавательные:

  • Учить раскрашивать объемный предмет (яблоко);
  • Познакомить с росписью тарелок;
  • Учить тонкой росписи на плоскости тарелки.

Развивающие:

  • Развивать эстетический вкус;
  • Развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Материалы: Акварель, кисти белка № 3, 1. Фото с росписями тарелок, яблоко натуральное, заготовки яблок и блюдец после сушки. Художественный лак.

Обогащение словаря: роспись

Ход занятия

Сказка, про добрую девицу Аленушку продолжается. Яблочки и блюдца, что мы в прошлый раз из соленого теста слепили и семенами украсили, уже подсохли.

Дети, возьмите в руки яблочко из теста. Расскажите, какое оно? (твердое, громко стучит о стол, не липнет к рукам)
- Чтобы наши яблочки стали яркими, румяными, наливными как у Аленушки, как вы думаете, что нам надо с ними сделать? (раскрасить)

Правильно, сегодня мы яблочки и блюдечки раскрасим - распишем акварельными красками. Посмотрите внимательно, как надо это делать.


Поделку объемную надо раскрашивать красками - от светлой, к темной.

Давайте разглядим натуральное яблоко. Какого оно цвета? (красное с желтым бочком)
- Какой цвет кажется более светлым желтый или красный? (желтый)

Итак, яблочки раскрашивать начнем с желтого цвета, как с более светлого. Смочите кисть в воде и наберите густо краску на ворс кисти. Накладывайте краску на яблочко аккуратно, не оставляя не закрашенных пятен.


Промойте хорошенько кисточку от желтой краски, обмакните лишнюю воду о салфетку.
Пока не высохла желтая краска на поделке, наберите красную краску на кисточку и наносите ее легкими мазками на яблочко.


Старайтесь, чтобы на яблочке не было резких границ у цвета. Пусть смешиваются цвета. Для этого на стыке двух цветов проведите влажной кисточкой по линии соединения.


Яблочко мы с вами очень красиво расписали. А теперь давайте раскрасим блюдечко.
- Дети, какие цвета вам нравятся? (ответы детей)
Вот вы и распишите блюдечко вашим любимым цветом. Однако будьте внимательны и не оставляйте белых пятен на поверхности блюдца.


После того как дети распишут яблочки и блюдца, надо полюбоваться поделками, похвалить, узнать с какими проблемами дети столкнулись в работе с красками.

Дети, помните какие слова, Аленушка проговаривала, когда играла с яблочком и блюдечком?

Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Сказка, про яблочко продолжается, а работа наша кончается. Оставим яблочки и блюдца на окошке сушиться. А как они высохнут по вашему желанию я покрою их бесцветным лаком (работа с лаком проводится в отсутствии детей в хорошо проветриваемом помещении).

Ирина Щукина
Открытое занятие по лепке в старшей группе «Веселый снеговичок из соленого теста» эксперименты с мукой

Программное содержание:

Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей

Формировать у детей умения и навыки осязательного восприятия предметов, развивать мелкую моторику, познавательную активность

Развивать осязательную чувственность (поверхность предметов, консистенция и свойства теста); развивать силу, подвижность кисти и пальцев, точность и координацию их движений (замес теста, раскатывание пласта, формование поделок)

Продолжать освоение знакомых способов лепки (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Упражнять в работе со стекой, скалкой, шаблоном, добиваться выразительности образа

Побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения персонажа

Развивать воображение, глазомер, чувство формы и пропорций, творческие способности

Предварительная работа:

Экспериментирование с разными пластическими материалами, лепка снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке, рассматривание шапочек и шарфиков, рассматривание книжных иллюстраций, чтение литературных произведений

Оборудование:

салфетки тканевые и бумажные, поворотный диск, клеёнка, фланелеграф, геометрические фигуры, игрушка Снеговик, образцы, технологическая карта «Снеговик»;

для теста: мука, соль, подсолнечное масло, вода, синяя гуашь;

на каждого ребенка: две разовые тарелочки, стаканы (мука, соль, вода, синяя и красная гуашь, емкость для мытья рук, влажные салфетки, скалка, стека, доска, чеснокодавилка, шаблон из картона, фартук;

разнообразный дополнительный материал: бусинки, веточки, зубочистки, коктейльная трубочка, пуговицы, бисер, трубочки, фольга, цветная бумага (красная и оранжевая, узкая тесьма для петелек (нарезанная на кусочки 10-15 см или ленточки);

Словарная работа: снеговичок, пласт, замес теста, стека, скалка, шаблон, контур, скатывать, раскатывать, сплющивать, прищипывать, сглаживать, объемная, плоская, эксперимент, равномерно.

Ход занятия:

1этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение! Напомните мне какое сейчас время года? (Зима). Мы продолжаем зимнюю тему. А что мы будем лепить, вы сейчас мне подскажете.

2этап. Подготовительный.

Из снега соберем комок

Появился во дворе Поставим сверху мы горшок,

Он в холодном январе, Заменит нос ему морковка,

Неуклюжий и смешной Метлу в руках он держит ловко

У катка стоит с метлой, Наденем шарфик мы ему

К ветру зимнему привык И не замерзнет он в пургу.

Наш приятель….(Снеговик). К теплу он вовсе не привык,

Ведь это чудо – снеговик!

Правильно, мы будем лепить с вами фигурку Снеговика. Раньше мы лепили фигуру объемную, а теперь будем лепить на плоскости – плоскую. Лепить будем из соленого теста.

3этап. Проверочный.

Рассматривание цветных изображений снеговиков, формы, величины частей, их расположение.

А теперь давайте создадим весёлого Снеговичка. Сколько нужно нам белых кругов для него? Какого он цвета (дети называют)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображенное (снеговик состоит из трех – двух овалов или кругов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине – средний по величине, сверху самый маленький – это голова; руки можно сделать из овалов, кругов, веточек.

Как одет Снеговичок, что у него на голове? (яркая шапочка и шарфик)

Что в руке у него? (метла, веник) А что ещё есть у Снеговика (глаза, рот, нос – морковка)

Какой у него характер? (добрый, смелый)

Какое настроение? (весёлое или грустное)

Как вы думаете, при помощи каких способов мы это будем выполнять (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Помогут нам это сделать: мука, соленое цветное тесто, скалка и шаблон.

Посмотрите внимательно, кто же спрятался в этом шаблоне (контуре? (ответы)

Как вы думаете, где здесь Снеговичок объёмный, а где плоский? (показывают дети) Почему (сравнение шара и круга)

Давайте вспомним, что вы знаете о тесте. Как его готовят?

(Берут 2 части муки, 1 часть соли, 1 часть воды).

Все перемешивают, пока не отстанет от рук!

Что тесто любит? (Тесто любит доброту и хорошее настроение).

А кто знает, как сделать соленое цветное тесто? (Добавить краску).

4 этап. Подготовительный.

Прежде чем приступить, давайте разогреем наши пальцы для того, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять!»

(Дети идут за воспитателем, стоят около столов)

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять! («идут» указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили («лепят» комочки ладонями)

Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли ( движения «ложкой», руки под щеку)

5 этап. Основной.

Теперь, когда наши ручки готовы, приступаем к работе! Надеваем фартуки, чтобы не испачкать одежду, засучите рукава. Сначала мы приготовим соленое тесто, которое очень похоже на снег! Для этого нам понадобятся тарелочки, мука, соль и вода. Я буду показывать, а вы повторять за мной! Будем с вами экспериментировать – вы любите эксперименты?

Эксперимент – это значит опыты, проба.

Высыпаем муку в тарелочку, пощупайте, какая она на ощупь? (мягкая, сухая, нежная, пушистая, рассыпчатая) и соль, какая она (твердая, колючая, крупинками, рассыпчатая, добавляем воду. Тесто будем замешивать руками.

Мука, соль, вода и масло превращаются в вязкую и мягкую массу.

Посмотрите, какими движениями я буду замешивать тесто и повторяйте за мной. Это называется замес теста. Расскажите, что вы чувствуете, какое тесто на ощупь? (мягкое, колючее, пластичное, жирное – это блестит масло). Если на руки налипло тесто, соберите его (показываю, как это делать). Наше тесто готово! Скатайте его в шар. Теперь разделим его пополам, в одну половину добавим синюю или красную гуашь (для шапочек и шарфиков).

Вымоем руки, вытрем насухо. Какая вода на ощупь? (горячая, теплая или холодная) – теплая. Мы хорошо потрудились, теперь отдохнем.

Физминутка

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Мы на стену посмотрели (посмотрели на стену)

Мы на доску поглядели (посмотрели на доску)

Вправо, влево, поворот, а потом наоборот (повороты корпусом)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем

Вверх, вниз, вверх и вниз. Приседай не торопись! (приседания)

И в последний раз присядем, а теперь на место встанем!

6 этап. Практический.

Сейчас приступаем к лепке веселых Снеговичков.

Показ работы.

Отщипнём кусочек теста и накладываем на шаблон, распределяя по всей поверхности ровным слоем пласт – равномерно до линии контура. То же самое сделаем для головы, ног, рук. Перевернём и стекой по контуру отрежем лишнее тесто. Можно на пласт теста нанести шаблон, обрезать по контуру. Раскатываем скалкой равномерно и аккуратно.

Чтобы получилась метла, используем зубочистку; положите кусочек теста в чеснокодавку и выдавите. Чтобы сделать отверстие для ленточки, возьмите трубочку и проденьте её насквозь. Вот так.

Теперь наденем ему красивую шапочку и шарфик (используем цветное тесто). Сделаем весёлое радостное лицо, используя разнообразный материал (бусинки для глаз, фольгу для пуговиц). Игрушки, которые мы делаем сами, называются самодельными – они содержат тепло рук мастера. Вы сейчас придумаете и слепите разных, забавных, не похожих друг на друга снеговичков. Все с удовольствием и интересом будут рассматривать и хвалить вас за выдумку! Постарайтесь сделать своего Снеговика так, чтобы он отличался от других!

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель тихо (на ушко, чтобы у каждого ребёнка возник свой замысел и не было подражания) спрашивает, как решил украсить, каким способом.

7 этап. Итоговый

На этом наше занятие закончено. Давайте вымоем и вытрем насухо руки.

Посмотрите, какие красивые снеговики у нас получились! Предлагаю проверить, нет ли у нас одинаковых Снеговичков? Затем вместе с детьми воспитатель отмечает различия в работах. Начать можно со сравнения головных уборов: «Посмотрите, дети, у этого Снеговика на голове шапка, а у этого – ведро».

Какой самый аккуратный?

Чей снеговик тебе нравится больше?

Какой самый весёлый?

А теперь выставка игрушек – забав!

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области Предмет: технология Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка для рук и глаз.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.


3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI. Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.



Рассказать друзьям