Возрасте 3 4 лет эта. Развивающие занятия обязательны

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возраст 3–4 лет для ребенка – непростой период. Во первых, в разгаре кризис 3 лет – осознание себя как личности, стремление утвердить свою самостоятельность в глазах близких. Во вторых – это время, когда большинство малышей получают первый опыт социализации – приходят в детский коллектив. Если родители будут знать о возрастных особенностях развития психики, мышления, физических возможностях детей в возрасте 3 – 4 лет, они смогут помочь малышу пройти этот этап наиболее безболезненно, а себя оградят от множества конфликтов со своим чадом, которые чреваты неверным психологическим дистанцированием.

Откуда взялся капризуля?

Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.

Возникает парадокс. С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит. Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.

Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.

Проявите в этот период всю свою мудрость, чтобы «отделение» маленького «я» прошло при постоянной помощи и поддержке. Чтобы кроха не лишался чувства вашей любви, одобрения. Чтобы в итоге он и самоутвердился как личность, и освоил необходимые навыки, и не утратил такой нужной связи и близости с вами, вашего доверия. Самое действенное средство при этом – как можно чаще поощрять его за хорошие, пусть и незначительные поступки и достижения, а в случае ошибок показывать ему, что плох его поступок, а не он сам. А его вы любите за то, что он есть. Всегда.

Психология: меряем на свой аршин

Детская психика от 1 года до школы проходит сложный и насыщенный этап развития: речь, память, мышление, восприятие, становление характера сопряжены с неизбежными кризисными периодами, к которым взрослым нужно быть готовыми.

В период кризиса 3 лет психология ребенка претерпевает радикальные изменения. Эмоциональное состояние детей этого возраста крайне неустойчиво. Дети легковозбудимы, суетливы, у них часты перепады настроения, приступы агрессии или апатии.

В этом возрасте малышей характеризуют:

  • эмоциональность;
  • отзывчивость;
  • сопереживание другим;
  • стремление прийти на помощь;
  • дружелюбие;
  • чувство стыда за плохой поступок;
  • высокая потребность в общении со сверстниками.

По психическому развитию дети 3-4 лет разительно отличаются от тех, кто младше всего на год.

  • Сейчас они уже в состоянии понимать, что «сфера моего я» существует не только у них, но и у других детей. Поэтому в играх малыши способны ценить не только свою «территорию», но и личное пространство тех, с кем играют, способны считаться с интересами окружающего коллектива. Но конфликтов избежать не удается, ведь свое «я» считается более важным.
  • Сами игры постепенно становятся сюжетно-ролевыми, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми (пока это, как правило, один сверстник), основываясь на подражании родителям. В играх появляются первые правила.
  • Происходит понимание себя как личности конкретного пола (я – девочка, я – мальчик). Дети начинают узнавать внешне своих сверстников по их гендерной принадлежности (одежда, прическа, украшения), проявляют живой интерес к малышам противоположного пола.
  • Ребенок осознает социальные роли окружающих людей (эта женщина – воспитатель, мама тоже женщина, она – библиотекарь, папа – мужчина, он – инженер) и понимает разницу между социальной и семейной ролью.

Незрелость психики и огромное количество новой информации, новых правил и норм, которые ребенку приходится осваивать с 3 до 4 лет, приводят к неизбежным трудностям. Ребенку порой сложно справиться с ситуацией. Не имея навыка управления эмоциями на должном уровне, он пытается победить обстоятельства доступными средствами:

  • привлекает внимание взрослых криками и плачем;
  • пытается мстить обидчикам;
  • стремится все сделать наперекор – не просто сам, а по-своему, даже если слышит разумные доводы взрослых;
  • пытается добиваться своего хитростью (которую взрослые зачастую раскусывают, чем еще больше злят кроху);
  • демонстративно нарушает рамки дозволенного, даже если четко их знает;
  • начинает манипулировать старшими, из «мастера на все руки» вдруг превращаясь в полного «неумеху».

Особенно велико стремление нарушить запрет. В этом ребенок видит проявление взрослости, а не просто самостоятельности.

Физическое развитие: на год старше

Не случайно в детский сад детей отдают чаще всего с 3 лет. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть отработаны основные навыки самообслуживания, поведения соответственно правилам коллектива, а уровень физического развития открывает большие возможности для отработки все более сложных навыков.

В 3-4 года ребенок уже может:

  • бросать мячик через голову;
  • хватать катящийся мячик;
  • бить по движущемуся мячу ногой;
  • спускаться по ступенькам, переступая обеими ногами по очереди (а не «приставным» шагом с одной ноги);
  • бегать, огибая препятствия;
  • стоять и прыгать на одной ноге;
  • удерживать равновесие на качелях;
  • ездить на трех- или четырехколесном велосипеде;
  • пританцовывать в такт музыке.

Малыш значительно приумножил навыки самообслуживания:

  • он ест вилкой и ложкой;
  • во время еды не пачкает одежду;
  • может сам аккуратно ходить в туалет;
  • моет руки с мылом;
  • чистит зубки;
  • умывается;
  • может сам одеться (если вещи без застежек), не путая последовательность;
  • обувает обувь с липучками.

В возрасте до 4 лет обращайте внимание на физические навыки, моторику, координацию малыша. Уделяйте внимание их наработке. Ему весьма полезно будет научиться:

  • ходить по бревну, дощечке;
  • переступать через препятствие;
  • лазать по веревочной лестнице;
  • качаться на качелях;
  • работать кистью, карандашом;
  • обводить фигуры по контурам, в том числе — шестигранники;
  • вырезать простые детали из бумаги;
  • застегивать пуговицы;
  • шнуровать.

Все это не только поможет более успешной социализации, но и разовьет общую и мелкую моторику – а это, в свою очередь, способствует развитию речи.

Говорим, думаем, понимаем, мыслим

Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.

Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.

Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:

  • словарный запас может превышать 2000 слов;
  • в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
  • предложения становятся распространенными;
  • появляются сложные речевые конструкции;
  • игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.

Развитию речи способствует рост познавательной и мыслительной активности, в частности направленных на изучение окружающего мира. Окружающий мир представляется малышу крайне интересным, он проявляет внимание, анализирует услышанное, уточняет детали.


Ребенок на четвертом году жизни уже знает:

  • обобщающие термины (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
  • временное разделение суток (утро, день, вечер, ночь);
  • времена года и явления природы, которые им соответствуют;
  • названия домашних и диких животных, разницу между ними;
  • названия птиц, рыб, насекомых;
  • деление растений на деревья и (пока) цветы, знает их названия;
  • разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знает их названия;
  • многие материалы, из которых сделаны окружающие его предметы;
  • разницу между живым и неживым;
  • разницу между тем, что сделано человеком и существует в природе.

Такой скачок общего развития неизбежно тянет за собой рост умственных и логических способностей. К четырем годам малыш в состоянии осмысливать цепочку действий, понимать, что одно действие приводит к другому (хотя порой еще путает причину и следствие), может продумывать простую последовательность действий для достижения конкретной цели.

Дошкольник этого возраста уже может:

  • складывать картинку, состоящую из 4 частей;
  • находить несоответствие действительности на картинке и объяснять его;
  • находить лишний предмет из нескольких и объяснять, почему он так решил;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • выполнять задание около 10 минут, не отвлекаясь;
  • находить пары предметов;
  • находить предмет по описанию;
  • собирать матрешку из 6 единиц;
  • опускать фигурки в прорези в соответствии с их формой;
  • выполнять действия, которые показал взрослый;
  • считать до трех (и даже до пяти), загибая пальчики на счет;
  • назвать, показать основные геометрические формы и цвета радуги;
  • сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • находить пару предмету с указанной характеристикой;
  • запоминать буквы алфавита (но складывать их в слоги пока не может).

Главное – игра

Главный вид деятельности дошкольников этого возраста – игра. С помощью игры ребенок оттачивает навыки общения, учится уважать компаньонов по игре, принимать и соблюдать установленные в ней правила (а это уже способствует принятию правил человеческого общежития в целом); осваивает новые социальные роли, развивает логическое мышление, мелкую моторику, постигает взаимосвязь предметов, действий и их результатов, раскрывает свой творческий потенциал. В игровой форме родители могут донести до малыша основные правила поведения, этикета, объяснить, что такое хорошо или плохо.

Играя в сюжетно-ролевые игры с ребенком этого возраста, родители могут понять, что происходит в душе их чада, поскольку всеми своими переживаниями и проблемами кроха непременно наделяет своего персонажа в игре.

Если в кризисный период ваш «великий нехочуха» не внимает просьбам чем-то вам помочь, переведите ситуацию в игровое русло. Пусть любимый зайка попросит ребенка вместе помочь маме: убрать игрушки, отнести посуду на кухню, собрать карандаши и т. д. Зайка может объяснить ребенку, что маме нужна помощь, потому что она устает, ухаживая за всеми, а если что-то сделать за нее – она станет веселой и будет благодарна. Или, к примеру, кукла попросит убраться в комнате, чтобы добраться до комода, в котором добрая фея оставила угощение.

В игровой форме можно просить ребенка помочь вам:

  • полить цветок;
  • протереть пыль на полочке;
  • поставить ботинки на место;
  • накрыть на стол;
  • поставить коту миску с едой;
  • что-то принести или подать.

Кстати, «трудотерапия» — лучший способ сделать противоборствующие стороны союзниками.

Такова характеристика общих возрастных особенностей малышей 3 – 4 лет. Главное в этот период для родителей – не утратить доверия ребенка, не стать его врагом, не сломать его как личность.

Чтобы избежать серьезных проблем на этом этапе, воспользуйтесь следующими советами.

  • Поощряйте самостоятельность малыша. Хвалите за умения, помогайте обрести новые навыки. Подсказывайте альтернативное решение, если ребенок не может справиться с задачей намеченным путем.
  • Установите равноправие в общении с крохой. Он не должен чувствовать, что вы – командир и начальник, а он – неумелый и беспомощный подчиненный.
  • Поддерживайте положительную инициативу ребенка, хвалите за нее.
  • Формируйте у малыша чувство, что он – хороший, независимо от того, совершает он проступки или нет.
  • Введите рамки дозволенного. Малыш должен четко понимать, что у него есть право принять собственное решение, на что оно распространяется, а где будет действовать общеустановленное правило. Например: можешь выбрать, с какой игрушкой купаться, но купаться – обязательно. В какой шапке пойдем гулять – выбираешь ты, но гулять – необходимо.
  • Установите систему разумных запретов. Они должны быть направлены на обеспечение здоровья и безопасности ребенка. И малыш должен понимать, что запрет – обоснован. Аргументируйте, почему нельзя гулять без шапки, есть на морозе мороженое, переходить дорогу на красный свет или хватать горячий чайник. Все остальное должно обсуждаться.
  • Не пытайтесь наказывать криком или шлепками, устанавливать запреты назло или из мести. Это только сломает психику ребенка «под вас», сделает его в дальнейшем безвольным, неуверенным и закомплексованным.

С детьми непросто в любом возрасте. Трудности, кризисы, разногласия – неизбежны. Важно выходить из них на новом уровне, давая ребенку, а не отнимая. Не потерять доверие и уважение своего чада – трудная, но постижимая наука.

В этой статье:

На четвертом году жизни детей проявляются все важные особенности психики, происходит формирование личности и осмысленной деятельности. Это важный период, и родители должны обратить внимание на то, как живет их малыш.

Для правильного психологического развития в этом возрасте необходимо иметь друзей, заниматься творческой деятельностью и играми. Если малыш лишен всего этого, то ему придется трудно . Формирование личностных качеств может пройти дольше, что вызывает задержку в развитии.

До 4 лет малыш уже должен многому научиться, в том числе разговаривать правильно, общаться и знакомиться, играть в совместные игры. Сейчас он активен, полон жизненной энергии . Дети активно хотят играть друг с другом. Обязательно давайте им такую возможность, иначе может начаться торможение развития.

Что дети уже умеют?

В возрасте 3-4 лет дети уже довольно самостоятельны –
насколько это может быть. Они умеют сами играть, хотя внимание взрослых им очень приятно. Теперь их занимают подвижные ролевые игры. Концентрация на игре сохраняется долго. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы он находился в обществе других детей. быть постоянно дома, пусть с самыми лучшими игрушками и любящими людьми, недостаточно для его развития.

Особенность этого возраста – быстрое становление личности. Чем больше времени кроха проводит среди других детей, тем большему может научиться.
Детский сад обычно способствуют развитию . Там дети развиваются быстрее, приобретают большую самостоятельность. Процесс адаптации к садику выводит психологическое развитие на новый уровень.

Основные навыки ребенка сейчас определяют прогресс психологического развития. Здесь играют роль речь, игровая и творческая деятельность, особенности мышления и умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Речь

Особенности речи детей младшего дошкольного возраста заключаются в том, что малыш начинает разговаривать не только с живыми объектами. Речь нужна ему во время игры, он иллюстрирует свои действия, проговаривает фразы и слова. Теперь речь более развитая. Правильно используются существительные, глаголы, предложения становятся длиннее и сложнее.

Малыш теперь может планировать. Свои планы, идеи для игр он высказывает родителям, другим детям. Теперь для него вполне доступно использование будущего времени. С помощью речи он фиксирует в памяти многие вещи. Запоминание происходит проще, если проговорить что-то вслух несколько раз.

Игры

Детские игры в этом возрасте видоизменяются. Дети придумывают развитый сюжет, который повторяет привычные для них действия . Сейчас игровые сценарии – это семья, поход в садик, школу, прогулка. Все это комбинируется, воспроизводя обычную жизнь ребенка. Мальчиков интересуют игры с машинками, техникой . Девочки уже сейчас проявляют первый интерес к детям, малышам. Они могут выступать в роли мамы или сестры куклы.

Особенности игры зависят не только от пола, но и от общего развития малыша. Чем оно выше, тем сложнее сценарий игры. Необходимо привлекать других людей. В крайнем случае их можно заменить другими игрушками. У детей огромное желание играть. Нельзя подавлять его, навязывая длительные занятия, походы в развивающие кружки . Для всего должно найтись время, но сейчас именно игра – это движущая сила развития психики, мышления, речи.

Многие школы раннего развития используют игровой подход к обучению малышей от 4 лет. Таким образом даже иностранный язык может даваться очень легко. Конечно, игры есть и остаются самым желанным детским занятием. Малыш может делиться с родителями своими игровыми переживаниями. Например, игрушка/кукла заболела – тут малыш проецирует свою прошлую болезнь на игрушки. Благодаря хорошо развитой ситуационной логике у детей их игры становятся все более реалистичными.

Творчество

Творчество для детей 3-4 лет служит базисом для дальнейших занятий. Образы довольно бедны – мало кто из малышей сейчас уже обладает хорошими задатками для рисования, конструирования, лепки. Творческая деятельность направлена на развитие мелкой моторики, общее развитие психики . Это деятельность умиротворяет, дает возможность сконцентрироваться на процессе.

У детей творчество обычно вызывает положительные эмоции . Это момент, когда можно показать себя, продемонстрировать свое видение мира. Характерная особенность этой деятельности – повторение по образцу. Малыш не может придумать сам, а накапливает разнообразие образов, конструкций, которые ему показывают взрослые . Только позднее у него получится творить самому.

В возрасте 4 лет, если ребенок занимался творческой деятельностью, обычно начинает проявляться первая самостоятельность. Он уже не хочет использовать показанные ему цвета для рисунка, а выбирает собственные. Итогом может быть «зеленое солнце», «синие люди» и другие несвойственные для привычных объектов цвета и формы .

Мышление

Мышление развивается активно только тогда, когда в этом есть потребность. Для детей 3-4 лет в садике вводят короткие занятия: стихи, пересказ сказки, описание картинки, логические задачки. Так стимулируется логическое и ситуационное мышление. Дети уже понимают вопросы, могут отвечать на них . Общение и игры тоже стимулируют мыслительный процесс.

Сейчас же важно научить ребенка простым действиям:

  • мыть руки перед едой без напоминания;
  • собирать игрушки после игры;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Малыши делятся опытом друг с другом, в играх и на занятиях уже могут высказывать свое мнение. В этом возрасте начинает развиваться самооценка малыша, его моральные качества. Например, кроха сам себя ограничивает, сопровождая это словесным указанием. Обходит лужу, говоря себе, что так он не испачкается.

Социальная жизнь

Дети с радостью общаются между собой. Пока еще очень легко завязывать знакомства и дружбу. Конечно, при условии, что малыш не ограничен в здоровых социальных контактах. Все же даже в возрасте 4 лет малыши уже подчиняют общение ряду норм и правил. Их же они используют для оценки поведения. Моральные нормы играют важное значение – дети стараются придерживаться их.

В игровой деятельности всегда отчетливо видны семейные отношения. Дети копируют их.

Обязательно нужно следить за своими словами и действиями дома, иначе потом может быть много вопросов из детского садика по поводу лексикона родителей .
Малыш в игре воспроизводит только знакомые ему образы:
  • семья, дом, родные;
  • отношения воспитателя и детей в садике;
  • сказочные сюжеты.

Так малыши утверждают свое видение мира. Общаясь, они учатся, начинают лучше разговаривать, заучивают новые слова. Без игры и частого общения психика приходит в состояние стагнации . Детский сад, подготовительные занятия к школе, кружки, прогулка в парк – везде можно найти друзей и необходимое общение.

Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании.Отражены особености общения со взрослыми.ведущим видом деятельности является игра, ее особенности в этом возрасте.Особенности психических функций этого возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет.

Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра. В это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Кризис 3х лет


Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года.
Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти это период, и максимально сократить его продолжительность?
Если вы водите автомобиль (ну, а если нет, то придется поверить мне на слово), то, наверняка, помните, как вы ездили на нем первое время. Очень осторожно, внутренне сжавшись от страха, как бы не пропустить какой-нибудь дорожный знак, не зацепить бордюр, и не забыть включить поворотник.
Но вот наступил счастливый момент, когда вы почувствовали, что машина вас беспрекословно слушается, ваши действия достигли автоматизма, вы полностью контролируете ситуацию, и, самое приятное, что вы стали получать удовольствие от вождения.
С этого момента большинство автолюбителей начинает бесшабашно гонять на автомобиле, наслаждаясь этим непередаваемым чувством уверенности в своих силах.
Но... до первого дорожно-транспортного происшествия (или, хуже того, аварии).
И чем больше критических ситуаций возникает на дороге, тем быстрее автомобилист приходит к мысли о необходимости смотреть на себя со стороны глазами других участников движения. И, соответственно, меняется стиль его вождения.
Зачем я все это рассказываю? Чтобы вы лучше поняли, ЧТО происходит с ребенком до 3 лет. Да в точности то же самое! Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации. Она накапливается, накапливается, накапливается...
Проходит время, малыш становится более развит физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития).
Ребенок, исследуя пространство, видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир (если пнуть мячик, то он покатится; если долго ныть, то дадут то, что просишь).
Малыш исследует свойства не только неодушевленных предметов, но и поведение людей, его окружающих. Он подражает взрослым, использует их лексику, "примеряет" на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам, начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.
Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью.

И... начинает «бесшабашно гонять на автомобиле». Не ведая опасности, и не понимая, почему его постоянно одергивают, что-то запрещают, воспитывают, все решают за него.
Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
То есть, с одной стороны, многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт).
И что делать в такой ситуации? Сопротивляться или смириться. Другого выхода нет.
Вот малыш и сопротивляется, как может! В психологии существует целый перечень признаков «кризиса 3 лет», так называемое семизвездие (своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм). Но это все следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет: Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ! Еще раз подчеркну. Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.

Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам.

Упрямство

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: "Я так решил!». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама
предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение - попросит книжку. Удивительно, но факт!

Негативизм и строптивость

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!
Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы "Идем гулять!" просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».

Протест-бунт

Протест-бунт ребенка - это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», "Одень тапочки!").
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Любому человеку (а ребенку и подавно) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения..
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.
Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты - очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

Симптом обесценивания

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).
Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…).
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.
Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.

Деспотизм

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.
Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольным, ведомой другими людьми.
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей - будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяете малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему еще сложно понять ваши объяснения и нравоучения, вернее он их понимает по-своему.
Как себя вести родителям, чтобы сократить продолжительность кризиса 3 лет?
Давайте вернемся к аналогии с автомобилистом.
Чем больше критических ситуаций возникает на дороге, тем быстрее автомобилист приходит к мысли о необходимости смотреть на себя со стороны, глазами других участников движения. И, соответственно, меняется стиль его вождения.
Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с людьми.
Поймите, ребенок рано или поздно возьмет свое (природу невозможно обмануть). Все, что он недополучил в положенное время, он будет стремиться восполнить в более позднем возрасте. В ваших силах вовремя почувствовать потребности ребенка и не растягивать этот процесс на годы.
От того, как вы себя будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.
Воспитывайте ребенка не замечаниями, а на своем примере. То есть ведите себя с ребенком так, как хотели бы, чтобы он вел себя с окружающими людьми, в том числе и с вами.

Использованная литература:

  1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

Продуктивное и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и . Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед
  • п ервое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

«Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.




Рассказать друзьям