Камень упомянутый в библии палестинский город. Камни драгоценные в библии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?

) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями (). Об изделиях из драгоценных камней говорится в , и дал., , сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма () и Соломон обложил ими храм ().

На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней ( и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями ( и дал., и дал.); также и величие самого Бога (, , , ). В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: и дал. и параллельное место и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; , где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в и дал. – о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке.

Агат ( евр. шебо) восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще.

Аметист ( евр. ахламах) девятый камень в наперснике первосвященника и двенадцатый в прозрачный кристалл кварца, чаще лилового, иногда пурпурового цвета. В древности он служил целебным средством против опьянения, отчего греки и назвали его аметистос (не опьяняющий). Предполагают также, что слово «ахламах» обозначает египетский камень малахит, отличающийся красивым зеленым цветом.

Алмаз ( евр. аглом) драгоценнейший из всех камней, соединяет прозрачность воды с блеском огня и по своей твердости не поддающийся лучшему напильнику. Этот камень в трех местах обозначается еврейским названием «шамир»: у говорится о лбе, который тверже алмаза – символ отсутствия боязливости; далее у – о сердцах твердых, как алмаз и у – об алмазном острие на железном резце. Шлифовка алмаза, от которой зависит его ценность, не была знакома древним; они знали его, как самородный чистый кристалл.

Оникс ( евр. «шохам»), одиннадцатый в наперснике и пятый у . Он упоминается уже в , а также в числе приношений израильских начальников для святилища (, ). Два оникса с именами колен, по шести на каждом, были оправлены в золото и украшали нарамники ефода первосвященника (, ). Оникс упоминается также в числе других драгоценностей в , . По древним переводам, оникс – другое название берилла. Некоторые полагают, что это темнозеленый хризопрас. Название оникс (т.е. ноготь) давалось камням, которые имели светлые слои розоватого цвета, подобного цвету ногтей, переходящие в более темные слои различных оттенков или пятна различных цветов.

Рубин, сардоник или сардис ( евр. «одем»), драгоценный камень, первый в наперснике первосвященника и у , шестой в . Он упоминается также вместе с ясписом при описавши славы Божией (). Этот красного цвета камень, названный древними по имени города Сардиса, употреблялся для печати отдельно или на кольце. Его привозили из Вавилона, Индии и Египта.

Сапфир евр. саппир, пятый в наперснике первосвященника, седьмой у и второй в . Этот драгоценный камень, вывозимый из Египта и Индии, с древних времен высоко ценился. Он блестящего лазоревого цвета и поэтому, вероятно, служил символическим изображением славы Божией (, ) и будущей славы Сиона (). Красота Соломона уподобляется слоновой кости, украшенной сапфирами (). Это сравнение указывает или на его синюю одежду или на синие жилки, которые придавали белому, как слоновая кость, телу большую красоту. Князья израильские () видом уподобляются сапфиру. У говорится о сапфире, как редком камне.

Сардоникс пятый в , разновидность халцедона – прозрачный, блестящий камень с розовым отливом, который привозился из Индии и Аравии.

Смарагд, изумруд ( евр. барекет), т.е. молния, третий камень в наперснике первосвященника, девятый у и четвертый в , ярко блестящий драгоценный камень, зеленого цвета. Древние ставили его на второе место после алмаза. Они получали его из Скифии, Эфиопии и других мест. Радуга вокруг престола Божия сияла, подобно смарагду ().

Топаз ( евр. «питдах»), второй в наперснике первосвященника и у , девятый в . Топаз прозрачен, как вода и ярко блестит, переливаясь всеми оттенками желтого цвета. Высказывается мнение, что «питдах» – не топаз, а хризолит. Древние получали топаз с островов Красного моря, которые Плинием названы «Топазовыми островами». Топаз из Эфиопии упоминается у как одно из самых драгоценных сокровищ.

Халцедон третий в , как предполагают, тот же, что «шебо» или агат. Древние называли халцедоном различные сорта камней, по имени города Халкедона близ Византии, откуда привозили этот камень. Теперь это название обозначает один из видов кварцевой породы.

Хризолит седьмой в . Так называется теперь прозрачный светлозеленый драгоценный камень, привозимый из Индии, Египта и Бразилии. Некоторые полагают, что хризолит есть иное название бирюзы.

Хрисолиф , русс. пер. топаз), руки Соломона уподобляются ряду золотых кругляков, усаженных фарсисскими камнями (русс. пер. топазами ().

Хризопрас десятый в . Теперь это название обозначает одну из разновидностей халцедона, окрашеннного окисью никеля в маслянистый прозрачнозеленый цвет.

Яспис ( евр. «яшпех»), двенадцатый камень в наперснике и первый в , упоминается также в и в , где он называется драгоценнейшим и кристалловидным. Поэтому некоторые думают, что этот камень обозначает алмаз. См. "Алмаз" . Другие полагают, что «яшпех» обозначает опал, камень молочно-белого цвета, отсвечивающий искорками синего и красного цвета.

Яхонт ( евр. «лешем»), седьмой в наперснике первосвященника, по общему мнению, то же, что и гиацинт. По Плинию, яхонт обладал свойством, притягивать к себе легкие предметы, подобно янтарю. Порядок 12 камней в наперснике первосвященника виден из следующей таблицы, в которой на первом месте поставлены еврейские названия и под ними соответствующие русские названия в переводе Библии 1907 г. (Изд. Брит. Библ. Общ.). Из этой таблицы явствует, насколько трудно установить полную точность при переводе названий этих камней.

1. Одем – Рубин

2. Питдах – Топаз

3. Барекет – Изумруд

4. Мофек – Карбункул

5. Сапир – Сапфир

6. Яхалом – Алмаз

7. Лешем – Яхонт

8. Шебо – Агат

9. Ахламах – Аметист 10) Таршиш – Хризолит 11) Шохам – Оникс 12) Яшпех – Яспис

Неизвестно в каком порядке были начертаны имена колен Израилевых на этих камнях. Может быть, по старшинству, как это было с надписью на ониксах, которые были на нарамниках одежды первосвященника () или же руководились происхождением родоначальников колен от различных матерей, или порядком их расположения в стане (). Неизвестно также, было ли начертано имя Левия. Если имя Левия было там, то имена Ефрема и Манассии, вероятно, были соединены под именем Иосифа.

Драгоценные камни
В самой Палестине нет месторождений драгоценных камней, но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драгоценных или полудрагоценных камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в южной областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположительно, эти изделия были привезены из Египта. Кроме того, драгоценные камни вывозили из Хавила (Быт 2:11 и следующие), Савы (Аравия; 3Цар 10:2 ; Иез 27:22 ), Офира (3Цар 10:11 ) и Эдома (Иез 27:16 , в Синодальном переводе – «Арамеяне»). Возможно идентификация драгоценных камней в нижеследующем описании не совсем полная:
1) АГАТ [еврейское шево ; аккадское шубу ], полудрагоценных камень, минерал класса силикатов, названный по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естественный рисунок. В Исх 28:19 ; Исх 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника;
2) АЛМАЗ [еврейское яхалом ], драгоценный камнь (Исх 28:18 ; Исх 39:11 ; Иез 28:13 ), названный в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Современный алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I веке по Р.Х. Еврейское слово шамир , переданное в Синодальном и многих других переводах как алмаз (Иер 17:1 ; Иез 3:9 ), в Ис 5:6 ; Ис 7:23-25 и других употребляется как собирательное понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (Иез 3:9 );
3) АМЕТИСТ [еврейское ахлама , греческое аметюстос ], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот драгоценный камнь ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, главным образом, для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот драгоценный камнь навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:19 ; Исх 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
4) БИРЮЗА [еврейское таршиш ], минерал класса фосфатов небесно-голубой или зеленоватой окраски, часто встречающийся на Синайском полуострове. Бирюза – самый мягкий из всех названных камней. Пророк Даниил сравнивает с бирюзой (в Синодальном переводе – «топазом») тело явившегося ему в видении «мужа» (Дан 10:6 );
5) ВИРИЛЛ, берилл [греческое берюллос ], минерал класса силикатов, окраска разнообразная: голубая, желтая, зеленая, розовая. В Откр 21:20 вирилл назван восьмым камнем в основании стены нового Иерусалима;
6) ГИАЦИНТ [греческое гюакинтос ], минерал класса силикатов, драгоценный камнь коричнево-красного, желтоватого, реже – зеленоватого цветов. Бывает бесцветным, как вода (аквамарин), или голубым (берилл или бирюза). Гиацинт назван одиннадцатым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
7) ИЗУМРУД → СМАРАГД;
8) КАРБУНКУЛ → РУБИН;
9) КРИСТАЛЛ [греческое крюсталлос, лед], бесцветный, прозрачный, как вода, кварц, иначе называемый горным хрусталем. Из этого драгоценного камня будет сделана ограда Божьего города (Ис 54:12 ; в Синодальном переводе – «из драгоценных камней»), но в сравнении с премудростью даже драгоценный кристалл утрачивает свою ценность (Иов 28:18 ; в Синодальном переводе – «жемчуг»). В Иез 1:22 и Откр 4:6 свод над Божьим престолом и море перед ним сравниваются по своей прозрачности с кристаллом;
10) ОНИКС [еврейское шохам ; греческое онюкс, «ноготь»], разновидность халцедона с хорошо выраженными черными и белыми слоями. Земля Хавила славилась месторождениями оникса (Быт 2:12 ). В ВЗ оникс назван «драгоценным» (Иов 28:16 ; Иез 28:13 ). Два таких камня с вырезанными на них именами 12 колен Израилевых были вставлены в золотые гнезда на нарамниках ефода первосвященника (Исх 28:9,12 ). Оникс был вторым камнем в четвертом ряду его наперсника (Исх 28:20 ). Давид заготавливал этот драгоценный камнь для будущего храма (1Пар 29:2 );
11) РУБИН [еврейское нофех, экдах, кадкод ], минерал класса оксидов, прозрачный красный корунд, называемый также карбункулом, драгоценным камнем. Первый камень второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ). Давид собирал рубины для украшения храма (1Пар 29:2 ; в Синодальном переводе – «камни красивые»). Окна и ворота Сиона будут сотворены из рубинов и карбункулов (Ис 54:12 ; – в Синодальном переводе – «рубинов... жемчужин»). Арамеи привозили этот драгоценный камнь в Тир (Иез 27:16 );
12) САПФИР [еврейское саппир ; греческое сапфейрос ]. Упоминаемый в Библии под этим названием драгоценный камнь, видимо, не является сапфиром в современном понимании; скорее всего, это лазурит – минерал класса силикатов, ярко-синий камень, нередко с белыми и золотистыми включениями, встречается также в Азии. Сапфир был вторым камнем второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ) и будет вторым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). В Плач 4:7 внешний вид князей Иерусалима сравнивается с блеском сапфира. В древности этот минерал причислялся к драгоценным камням и высоко ценился (Иов 28:16 ; сравните также Песн 5:14 ; Ис 54:11 ). Во времена Моисея 70 старейшин сравнивают то, что находилось под ногами Бога, с «работой из чистого сапфира» (Исх 24:10 );
13) САРДИС, САРДОЛИК [еврейское одем ; греческое сардион ], вероятно, соответствовал сердолику, минералу класса силикатов, оранжево-красного цвета, разновидности халцедона. Сардис – первый камень первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 , Синодальный перевод «рубин») и шестой – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ). Высоко ценился (Иез 28:13 ; в Синодальном переводе – «рубин»); в его блеске Иоанн видел Божью славу (Откр 4:3 );
14) САРДОНИКС [греческое сардонюкс ], разновидность халцедона с коричневыми или красными и белыми прожилками. Пятый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
15) СМАРАГД, ИЗУМРУД [еврейское барекет, барекат ; греческое смарагдос ], восточный смарагд – это прозрачный зеленый берилл, который встречается в Верхнем Египте. Смарагд был третьим камнем первого ряда в наперснике первосвященника (в Исх 28:17 ; Исх 39:10 это, возможно также зеленый полевой шпат). В Тире изумруды использовали для изготовления ювелирных украшений (Иез 28:13 ). В НЗ смарагд – четвертый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). Иоанн сравнивает с этим камнем радугу вокруг Божьего престола (Откр 4:3 );
16) ТОПАЗ [еврейское питда ; греческое топадзион ], минерал класса силикатов, прозрачный, чаще желтый, с оттенками от коричневого до светло-голубого. Возможно в ВЗ топазом назван хризолит. Он был вторым камнем первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 ). Эти драгоценные камни привозили из Эфиопии (Иов 28:19 ), они были известны и в Тире (Иез 28:13 ). В новом Иерусалиме топаз будет девятым камнем в основании стены (Откр 21:20 );
17) ХАЛКИДОН, халцедон [греческое халкедон ], минерал класса силикатов, разновидность кварца со скрытокристаллической мелковолокнистой структурой. Бесцветный или светло-серый полудрагоценный камнь, получивший свое название от города Халкедона на Босфоре. Халкидон назван третьим камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 );
18) ХРИЗОЛИТ [греческое хрюсолитос, «золотой камень»], желто-зеленый прозрачный минерал класса силикатов, встречающийся преимущественно в Египте и Нубии. Хризолит назван девятым камнем основания стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ; в Синодальном переводе – «топаз»). Античный хризолит – это (как и в ВЗ) современный топаз;
19) ХРИСОПРАС, хризопраз [греческое хрюсопрасос , «золотисто-зеленый камень»], полудрагоценный камнь, разновидность халцедона. Этот матовый камень часто путают с собственно халцедоном. Хрисопрас назван десятым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
20) ЯСПИС [еврейское яшефэ ; греческое иаспис ]. Обычно под ясписом понимают яшму, но такое отождествление, скорее всего, неверно, ибо в соответствии с Откр 21:11 , яспис – совершенно прозрачный камень с ярким блеском. Яшма же обычно непрозрачна, имеет коричневатую или зеленоватую окраску и относится к полудрагоценным камням. Исходя из этого можно предположить, что в Откр 4:3 речь идет о благородном опале;
21) ЯХОНТ [еврейское лешем ], предположительно янтарь, высоко ценившийся в древности, в Библии упоминается лишь дважды. Яхонт был первым камнем в третьем ряду наперсника первосвященника (Исх 28:19 ;

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений - это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, - это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен - на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».

Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл - берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс - оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт - рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Первый камень наперстника.

спец предложения для вас

Одем. В переводе с древнееврейского, его название рассказывает о том, что камень имел красный оттенок. В таких писаниях как греческая Септуагинта и латинская Вульгата, в трактатах Иосифа Флавия и Епифания Кипрского первым камнем наперстника был обозначен сердолик. Позже, в уже переписанных изданиях Библии, указали на то, что первым камнем был рубин. Однако вряд ли это могло быть, поскольку история гласит, что рубин на территориях жития древних евреев появился значительно позже от времени их Исхода из Египта. А вот сердолик как раз имел широкое распространение и использование в Древнем Египте и Месопотамии. Там камень считали магическим и ему приписывали свойства оберега. Интересен тот факт, что самоцвет имел схожие свойства особого символа как на просторах Египта, так и в цивилизации Междуречья. Египтяне чтили сердолик как камень богини Исиды, который представлял воплощение женственности и плодородия. А у шумеров самоцвет считался камнем богини Иштар и служил проводником женской энергии и начала начал. Так же и у древней еврейской цивилизации камень «одем» имеет статус женского камня. На нем было выгравировано имя Рувим.

Второй камень наперстника.

Питда. Знающие толкователи Танаха переводят «питда» от санскритского «пита», что означает огонь, пламя, желтый. Практически во всех переводах Библии этот камень называется топаз. Сейчас сложно сказать, был ли тот камень действительно топазом. Не исключен тот факт, что самоцвет имел другой оттенок и что слово «питда» вообще имеет данный перевод. К примеру, в писаниях историка Древней Греции Страбона и ученого-энциклопедиста Древнего Рима Плиния Старшего под названием «топаз» теплится минерал зеленого оттенка. И что интересно, что в начале 20 века на одном из островов Красного моря были найдены древние горные выработки, где были найдены прозрачные минералы желтовато-зеленого цвета, которые в современной науке относятся к хризолитам.

Этот остров соотнесли с тем, о котором в своих трудах рассказали Страбон и Плиний, согласно его природной структуре, особенностям и цвету найденных там залежей камней-самоцветов. Поэтому, что касается второго камня наперстника, то тут существует вариативность в его определении и отнесении к тому или иному виду. На камне том было начертано имя сына Иакова - Симеон.

Третий камень наперстника.

Барекет. Как полагают лингвисты, корни этого слова уходят к санскритскому слову «маракат», что означает «зеленый». Согласно Септуагинте и Вульгате камень имеет так же название «смарагд» и сегодня оно трактуется как древнее наименование изумруда. Название «изумруд» мы встречаем как раз в синоидальном переводе Библии. Месторождение самоцвета, которое расположено в Египте, носит название Копи Клеопатры и представляет собой одно из известных древнейших разработок драгоценных камней. Но по всей вероятности, во времена создания наперстника в название «смарагд» входили многие камни зеленого цвета.

По мнению ученых, третьим камнем в наперстнике был зеленый полевой шпагат, который сегодня носит название амазонит. Он часто встречается при раскопках Древнего Египта во многих украшениях и культовых обрядах. На нем было вырезано имя Левий.

Четвертый камень наперстника.

Нуофек. Это древнееврейское название, которое переводится Септуагинтой как «антракс», а Вульгатой - «карбункул». Это название отражает интересность окраски минерала и переводится с греческого и латыни как «уголек». В известном труде древнегреческого ученого Теофраста «О камнях» четко заявлено то, что в 4-3 веках до нашей эры это название относилось к гранату. Его использовали при вырезке печатей, «цвет его красный, а выставленный на солнце, он подобен по цвету горящему углю».

В тоже время происхождение древнееврейского названия не очень ясно и несет за собой шлейф и других версий перевода. Так, в некоторых источниках в четвертое гнездо наперстника вставлена бирюза. Оттенок этого камня небесно-голубой. Его месторождение на Синайском полуострове известно с древних пор. А сам камень широко использовался при изготовлении украшений Древнего Египта и Месопотамии. Интересно, что в те времена бирюза обязательно должна была присутствовать в украшениях первосвященника и поэтому есть большая вероятность нахождения этого минерала в четвертом гнезде наперстника. Стоит отметить, что в раввинском комментарии к Торе отмечен тот факт, что оттенок минерала должен быть такой же, как и цвет знамени колена, имя которого на нем отражено. На четвертом камне наперстника выгравировано имя Иуды и полагают, что цвет его именно небесно-голубой.

Пятый камень наперстника.

Шаппир. В переводе с древнееврейского - «сапфир». Теофраст в своих трудах приводит точное описание этого минерала, указывая на его тонкую индивидуальность - наличие «золотых точек». Ученые античной эпохи своим описанием саприфа однозначно идентифицировали его как ляпис-глазурь. Лазурит отличается своей непрозрачностью и наполненностью темно-синего цвета, а его лучшие сорта отмечены мелкой вкрапленностью кристаллов пирита, наполненной ярко-желтым светом. Этот камень так же часто упоминается в различных древних трактатах. В одной только Библии его отражение превосходит другие камни и упоминается 13 раз. Согласно Епифанию Капрскому, на камне было выгравировано имя пятого по времени сына Иакова - Дана. Другие же источники гласят, что на нем было вырезано имя пятого сына Иакова, девятого по порядку рождения - Иссахара.

спец предложения для вас

Шестой камень наперстника.

Яхалом. Обычно перевод этого имени выводят из таких глаголов как «ударять» или «разрушать». И это неслучайно. В редких переводах, например, в синоидальном, камень назван алмазом. Именно он не был известен древним евреям и, соответственно, не мог украшать священные одежды первосвященников. По Септуагинту и Вульгату шестым камнем в волшебном наперстнике был «иаспис», похожий на «яшфу», - двенадцатый камень сумы. Его название протягивает свой корень к персидскому слову «яшм», что означает «крепкие, пестрые камни». Согласно Теофрасту, яхалом назывался зеленый камень, который схож по окраске со смарагдами. Вероятнее всего, это был нефрит или жадеит, но так же не следует оставлять без внимания зеленую яшму.

Есть два пути соотнесения этого минерала с одним из колен Израилевых: в одном варианте это Неффалим - шестой по рождению сын Иакова, а в другом - Завулон - шестой сын и десятый по порядку рождения.

Седьмой камень наперстника.

Лигурион. Этот самоцвет очень трудно определить и соотнести с каким-либо минералом. В переводе с древнегреческого расшифровывается как «моча рыси». У Теофраста под ним описан камень желтого оттенка, который служит материалом для изготовления печатей.

Есть еще одно свойство, которое описано в древних трудах - «он холоден и очень прозрачен». И в связи с этим версий для перевода этого названия множество: гиацинт, опал, янтарь, яхонт. Так же много вариантов отражения на нем надписей имен: Гад, Дан или Иосиф.

Восьмой камень наперстника.

Шебо. Название этого камня произошло от искаженного названия древнейшего города, находящегося в южной части Аравийского полуострова. В современной интерпретации он носит название Йемен-Саба (Шеба). В переводах древности это название означает «агат». Это особо почитаемый камень в то время, который, безусловно, заслужил тем самым свое место в коллекции наперстника. Сложности возникают лишь с соотнесением этого минерала с одним из сыновей Израилевых. Согласно трудам Епифания Кирпского, восьмой камень имеет на себе имя Ашер, сына восьмого по старшинству Иакова. А вот по писаниям Танаха-Мидраш Раба на камне шебо было начертано имя Неффалим. Работы известного шеммолога начала 20 века Дж. Кунца рассказывают, что на самоцвете было выгравировано имя последнего сына патриарха и второго от жены Рахилии - Вениамин.

Девятый камень наперстника.

Ахлама. Этот камень меньше всего вызывает вопросов при его определении, и все авторы единодушно относят его к аметисту. Перевод еврейского названия «ахлама» рассказывает о том, что наши предки наделяли его волшебным свойством внушать видения и погружать в сновидения. А греческое название «аметистос» говорит о таком свойстве камня, как оберег от опьянения. В его присутствии в суме первосвященника нет сомнений. Наполненный красотой лилового цвета, редкого волшебного фиолета, минерал богат бережной историей использования. Согласно Епифанию Кипрскому, на ахламе было начертано имя Иссахар. Другие версии озвучивают имена Гад или Дан.

Десятый камень наперстника.

Таршиш. Практически во всех языках данное древнееврейское название переводится как «хризолит», что означает «златокамент». «Хризос» - золото, «литое» - камень. Иначе минерал еще называли фарсисский, что означает «камень цвета морской пены». Таршиш - так назывался город, который многократно встречается на страницах Библии. Видимо именно оттуда и привозили этот самоцвет. Так же существует версия, что десятый камень наперстника представлял собой минерал желтого цвета, который славился во времена Исхода. К таким камням равнозначно может относиться как яшма, так и желтый кварц (цитрин).

спец предложения для вас

Есть основания для предположения, что после вавилонского пленения был создан новый наперстник, в основу которого были заложены уже другие камни и десятым камнем был золотой топаз. Основная версия гласит, что на таршише было отражено имя десятого сына Иакова - Завулон. Но есть так же версии, которые говорят об именах Ашеф и Неффалим.

Одинадцатый камень наперстника.

Шохам. Этот самоцвет так же использовался в застежках эфода и переводится как «оникс». Но Епифаний Кипрский, следуя Септуагинте, обозначает под одиннадцатым камнем берилл. Так же есть версия того, что камнем, имеющим голубой окрас, во времена жития Епифания, был аквамарин. Он же мог украшать наперстник, который носил Первосвященние Второго Иерусалимского Храма перед его разрушением в 70 году. В период существования первого наперстника самоцвет вряд ли был известен людям. Те камни, которыми располагали в то время евреи в Древнем Египте, можно определить по раскопкам и обнаружению их в гробнице Тутанхамона, время правления которого было близко ко времени Исхода евреев из Египта. Так же существует версия, что в то время под бериллом понимали самоцветы, схожие по окраске с аквамарином. Такими камнями могут быть малахит и бирюза. Если отталкиваться от древнееврейского названия, то одиннадцатым камнем в наперстнике должен был быть оникс. В силу своей окраски, которая пронизана витиеватыми полосками, в переводе с древнегреческого минерал означает «ноготь».

В древние времена ониксом называли полосчатый халцедон, который в Древней Греции использовался в силу своей красоты и прочности, для создания камей. Камень носил гравировку имени Гад.

Двенадцатый камень наперстника.

Яшфе. В переводе с древнееврейского, имеет название «зеленый» и по идее должен был находиться в шестом гнезде наперстника. Согласно писаниям Епифания Кипрского и Септуагинта, двенадцатым камнем был оникс, а Вульгате определяет его как берилл. Какой из камней более подходит на данную роль, сложно определить. Это может быть и мраморный оникс, и зеленая яшма, и бирюза, и малахит. В двенадцатом гнезде находился камень, на котором было начертано имя последнего сына Иакова - Вениамин, в других писаниях - Ашер.

Как видно из исследований, достаточно сложно идентифицировать подлинность камней, украшающих наперстник. Более надежны для подлинности из двенадцати упомянутых: сердолик (первый), лазурит (пятый), агат (восьмой) и аметист (девятый). И лишь один камень можно точно определить - это сердолик.

Библия является многогранной и глубокой книгой. Ученые и исследователи постоянно работают с ее содержанием, и каждый раз делают все новые и новые открытия. Священная книга пропитана мудростью разных культур и мощью Божьего откровения. Она содержит многие сцены из прошлого, которые тесно переплетаются и пронизывают событийность современного мира. Отдельное место в ней отведено камням-самоцветам, которые сопровождали людей тех времен на их нелегком жизненном пути.

В синоидальном переводе говорится, что в Библии описано 32 камня и еще с два десятка зашифрованы под текстами. Что дает огромный простор для изучения геммологии, науки о драгоценных и поделочных камнях. Как показывает история и писания, камни известны людям еще с древних времен. Помимо простых камнеобразований в виде галек и кусков различных пород, в те времена было известно как минимум 20 минералов. В их числе, горный хрусталь, нефрит, кварц, обсидиан, яшма, кремень, роговик. Чуть позже такие цивилизации как шумерская, вавилонская и египетская узнали и использовали в своей жизни еще 18 самоцветов. Среди них были такие минералы, как аметист, бирюза, жемчуг, малахит, коралл. К концу эпохи античности мир уже был знаком с 77 минералами и 27 горнами породами. Появился на арене рубин, сапфир, топаз, опал, алмаз. К началу Средневековья мир подошел со знанием 40 видов драгоценных и цветных камней. В современности шкала познаний повысилась до четырех тысяч минералов и каждый год к ним добавляется по 20-30 штук.

Каждый минерал имеет свое историческое, торговое и региональное название. К примеру, горный хрусталь имеет почти 50 торговых названий и самое известное из них - алмаз. Около 50 названий у агата, у рубина - 30 названий. Самое примечательное то, что все камни, которые затрагиваются в Библии, носят такие названия, которые используются и в наше время.

спец предложения для вас

Десять заповедей Моисей получил от Бога на горе Синай. И начертаны они были на двух каменных плитах.

Когда Моисей спустился с горы, то предстала перед его очами картина о том, что народ опять ударился в идолопоклонство. В гневе тогда он разбил скрижали. И Бог повелел вырезать новые скрижали и начертать на них десять заповедей. Помещены были скрижали сначала в ковчег Завета, а затем, когда был воздвигнут Иерусалимский храм, перенесены в Святое Святых.

Археологические раскопки раскрывают тот интересный факт, что скрижали были сделаны из камня, очень похожего на сапфир, который был размером 143 на 145 сантиметров. И действительно, во многих источниках о камнях при описании лазурита отмечается то, что скрижали были сделаны именно из него. Другая версия гласит, что Моисей вырезал скрижали на метеорите с горы Синай.

В 6 веке храм был разрушен Навуходоносором и с тех пор история скрижалей неизвестна. Но до сих пор ученые не теряют надежды найти его. Так, историк Г. Хенкок долгое время занимался поисками ковчега Завета. Витиеватые пути развития событий того времени привели его к христианам Эфиопии, где возможно и хранится ковчег Завета.

Священное писание так же рассказывает нам и о так называемых инсигниях. Инсигнии - это знаки высшей силы. К примеру, скипетр, диадема, сделанная из золота, кресло из слоновой кости. Царский престол Соломона был выточен из слоновой кости и покрыт золотом из Офира, а так же украшен жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветами белых, зеленых и красных оттенков.

В то время главным украшением у людей высоких каст были венцы и диадемы. Венец у царя был сделан из золота и украшен натуральными камнями. А у первосвященника головной убор представлял собой тюрбан с золотым обручем и величественной надписью «Святыня Господня». Так же одной из главных атрибутов царских персон был пояс, который был украшен золотом и драгоценными камнями. Книга «Бытие» повествует и о царском перстне с печаткой (геммой). Ритуал ношения золотого перстня с геммой на правой руке евреи, по всей видимости, переняли у египтян.

Украшения были украшением не только у богатых евреев, а так же имели ценность и носились и у простого сословия. В Палестине не было месторождений золота и самоцветов, но это не мешало иметь украшения из них у народа Израилева. Что-то отчуждалось во время войн, что-то приобреталось у иностранных торговцев, к примеру, во время исхода их Египта. Согласно Библии, израильский народ, уходя из Египта, обладал внушаемым «золотым запасом». Только на строение ковчега Завета и другой религиозной атрибутики ушло порядка 100 килограмм золота. Это оказалось для израильтян пустяком по сравнению с воздвижением храма Соломона, на который ушло 250 тысяч пудов золота и в 10 раз больше серебра, не считая большого количества самоцветов.

спец предложения для вас

После времен египетского плена, израильтяне стали носить нательные украшения. В своих письменах 3 века (в «Агаде»), во главе «Праотцы» евреи записали легенду, которая рассказывает о том, что Авраам носил драгоценный камень, исцеляющий людей. При взгляде на него, человек мог выздороветь от немощи. А после смерти Авраама, Бог вставил этот камень в солнечный диск. В память об этом, у евреев сохранилась поговорка: «Встанет солнце - встанет и больной».

Библейская книга «Исход» рассказывает о том, что в обиходе у евреев встречались ожерелья, кулоны, перстни на поясах и на руках, цепочки на ногах, ручные и ножные браслеты-запястья, кольца на руках, в ушах и в носу, сосуды с духами и «волшебные привески». Низкое сословие носило украшения из цветного стекла и дешевых камушков.

В Новом Завете мы встречаем упоминание камней в книге «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Их количество тоже двенадцать, но их описание отражается уже при рассказе о стенах «Небесного Иерусалима». В наборе камней уже прослеживаются незначительные отличия, нежели чем в их составе, отраженном в Ветхом Завете. Здесь вместо алмаза, карбункула, агата и оникса появляются хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт).

Евангелие, Апокалилсис (Откровение Иоанна Богоолова), глава 21:
21. 19. Основания стены города были украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яскис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд.
21. 20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21. 21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.

Наиболее богато отражены самоцветы в последней книге Священного писания - «Апокалипсисе». В ней описана не только легенда о Страшном суде, но так же и рассказ о вечной будущей жизни. В ней Иоанн Богослов упоминает 18 видов камней 24 раза. Большее их количество упомянуто в тексте про украшения Небесного Иерусалима, а другие же оттеняют совершенство небесных сил.

Основание Небесного Иерусалима украшают камни, на которых начертаны имена 12 апостолов:
Яспис (сегодня этот камень называют нефрит) - апостол Петр.
Сапфир (лазурит) - Павел.
Халкидон (красный гранат, возможно, и рубин) - Андрей.
Смарагд (изумруд) - Иоанн.
Сардрникс - Иаков Зеведеев.
Сардий (сердолик) - Филипп.
Хризолиф (хризолит) - Варфоломей.
Вирилл (берилл) - Фома.
Топахзий (топаз) - Матфей (мытарь).
Ас (хризопраз) - Фаддей.
Иакинф (гиацинт) - Симон.
Аметист - евангелист Матфей.

Святой Небесный Иерусалим, украшенный самоцветами, обозначался как Божья обитель и место пребывания душ правоверных христиан. Он был обозначен впервые уже в Новом Завете в 1 веке. Андрей Кесарийский - архиепископ, первый, кто заметил схожесть храмов с небесным градом, который описан в Библии. Их сходство обозначается в купольных храмах с барабаном (престолом Господень и небесных сил), а ниже обозначается небо с небесным Иерусалимом для «записанных у Христа в книгу жизни». Нижняя часть стен и земля отвечают двенадцати основаниям с именами апостолов, которые символизируют земные реалии и христианские народы, которым уготованы места в священном Граде.

Существует много версий оснований Небесного Иерусалима. Это апостолы, на которых опирается христианская церковь.

Или это упоминание о земном Иерусалиме - месте, где взяло свое начало христианство, откуда Христос ушел в вечную жизнь. Говорят, так же о существовании в то время пирамиды с двенадцатью ступенями из драгоценных камней, которые увенчаны Святым Градом. Та жизнь людей покрыта тайнами, иносказаниями, шифрами и символами, и современному человеку не просто распознать истинную событийность того времени. Украшения двенадцати оснований Града небесного могут означать всех христиан: живших, живущих сейчас и тех, кто родится в будущем. А 12 самоцветов здесь - это символика месяцев года как аллегория меры времени земного бытия людей. Позже эти минералы станут известными как обереги людей, рожденных в соответствующие месяцы года.

Практически о каждом самоцвете, который упомянут в Библии, можно изучать и рассказывать очень много. Самоцветы поистине указывают еще раз на священность этой книги. Библия содержит четыре списка камней и его состав каждый раз подтверждается археологическими находками.

Известное библейское выражение «разбрасывать камни».

Древняя священная книга подарила миру известное крылатое выражение: «Время разбрасывать камни». В Библии в главе 3 книги Экклезиаста написано:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

Современный человек может лишь догадываться о том, какой смысл был заложен изначально в данный текст. Его можно трактовать по-разному. Кто-то вкладывает в него философскую суть, а кто-то лишь цепляется за понятия, вложенные в слова. Всему свой срок, как говорится в писании. И действительно, можно очень глубоко понимать данное выражение. Но все же становится не совсем понятно, зачем же разбрасывать камни, чтобы потом их собирать. В одной из версий говорится о том, что в данную фразу включен смысл, который вбирает в себя один из видов крестьянского труда. Дело в том, что земли, где жил народ Израиля, не были плодородными. Они были каменистыми и прежде чем возделывать поле, его нужно было сначала очистить от камней. Это и делали крестьяне, то есть собирали камни. Но не разбрасывали их, а собирали из них изгороди. И как это бывает с переводом священных писаний, их переводили люди, которые были далеки от крестьянской жизни. Более точно можно было бы перевести цитату, как «время собирать и время раскладывать камни».

Библия так же показывает, что камни употреблялись и во время войн как грозное оружие. К примеру, Давид поразил Голиафа только одним камнем:
«И опустил Давид руку свою в сумку, и взял то туда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю» (1-Царств 17:49).

В другом случае было рассказано про солдат Израиля, владеющих пращей:
«Из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросали из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Судей 20:16).

Такие люди могли поражать противника, не вступая в открытое поражение, а лишь действуя на расстоянии. Камни использовали и при обороне города, и при его взятии. Интересен тот факт, что для того чтобы попасть полностью в цель, не любой камень годился для этого. Он должен был быть определенной формы. Именно такие камни взял себе Давид:
«… и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их… в сумку» (1-Царств 17:40).

Каждый солдат знал, какую форму, размер и вес должен иметь камень. Давид избрал среди множества именно те, которые он привык метать. Для подбора камней нужно было время. Гладкие камни не всегда встречаются в природе, а в ручье не всегда можно было найти большое количество камней для всего войска, поэтому камни обтесывали, придавая им нужную форму и размер.

В современном мире во фразу «время разбрасывать камни» вкладывают разные смысловые нагрузки. Их как минимум три:

  • первая, и самая глобальная - мысль о цикличности бытия. Событийность в мире и в личной жизни каждого человека имеет свою последовательность и сменяет друг друга: вслед за ночью наступает утро, после рождения идет развитие, а затем приходит старость и смерть, времена года сменяют друг друга, загораются и гас

Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.

Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход - портал (от латинского слова «порта» - вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами.

Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.

Скульптуры портала собора в Шартре. XII в.

    Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера - Гизлеберт). В центре композиции - неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него - ликующие праведники, по левую - трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе - богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.

Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне».

Взвешивание душ умерших. Рельеф собора в Отёне

В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.



Рассказать друзьям