В браке ни на минуту не прекращается. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году. Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность. Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью». С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом. Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения. Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери. Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца: «Кто беден, тот тебе не пара» . Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.

Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом» . Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.

К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества. Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство. Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире. Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ Софьи (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Единственный персонаж, в некоторой степени близкий Чацкому, - это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: "Софья начертана неясно…". И только Гончаров в "Мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Cофья лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий - натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?". Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит... // Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" "Горе от ума", "горе от любви" Софьи заключается в том, что она выбрала и полюбила человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках), не увидев при этом его истинного облика. Он подлец. Это качество Молчалина Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, когда "спала пелена", она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматических моментов всей пьесы.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека? В "Горе от ума" есть исчерпывающее определение женского образования той поры, данное Фамусовым:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

В этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Дело в ином: вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества. Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги - те самые французские романы, от которых "ей сна нет". Она зачитывается сентиментальными историями неравной любви бедного и безродного юноши и богатой, знатной девушки (или наоборот). Восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя чувства. Молчалин в ее глазах похож на романтического героя:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. Вспомним, ведь и пушкинская Татьяна Ларина "воображалась героиней своих возлюбленных творцов" и на заре своей трагической любви к Онегину видела в избраннике то Грандисона, то Ловласа! Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит. Но ее избранник лишь "отбывает повинность": "И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…". И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась уверенной в его добродетелях.

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье, "у порога" светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич - молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и "подстраивается" к суждениям света. А вот и те дамы, которые формируют "мненье света": княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы - комическая маска графини бабушки: "Когда-нибуть я с пала та в могилу". Это несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, - непременный атрибут бальной залы... Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня - и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих - и так до того момента, когда "с бала да в могилу". И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин - просто идеал!

"Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее всего окажется именно "муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей". Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ главной героини "Горя от ума".

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье "Мильон терзаний" он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического. Одна характеристика заслуживает особого внимания: "Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

Характеристика Софьи с приведением афоризмов из произведения

Софья Павловна - дочь Фамусова.

Пребывает в состоянии счастья и влюбленности к секретарю Молчалину, который проживает в их доме ("Счастливые часов не наблюдают") .

Тщательно скрывает свою любовь от отца, потому что тот не одобрил бы ее выбора (Фамусов дочери: "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара") .

Романтична, рассудительна ("Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; когда ж печальное ничто на ум нейдет, забылась музыкой, и время шло так плавно; судьба нас будто берегла; ни беспокойства, ни сомненья… А горе ждет из-за угла") .

Разборчива в кавалерах, хочет выйти замуж по любви, а не по расчету (про Скалозуба: "Куда как мил! И весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду, - мне все равно, что за него, что в воду") .

Сейчас она влюблена в Молчалина, но до этого выражала сильные симпатии Чацкому - близкому другу семьи, с которым практически вместе воспитывались, и который прежде чем покинуть страну на три года с целью путешествия, признался ей в любви (Софья о Чацком: "Что помниться? Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех") .

Перед Чацким Софья не испытывает угрызения совести, считает теперь его как братом ("Я очень ветрено, быть может, поступила, и знаю, и винюсь, о где же изменила? Кому? Чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно, связала детскую нас дружбой…")

Отзывается она о Чацком, пока он ее не начал преследовать, и тем самым раздражать, совсем неплохо: "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив, вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него".

Софья немного обижена на Чацкого за то, что он редко их навещал, но каждый раз пытался убедить ее в своих чувствах к ней ("Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, и редко посещал наш дом; потом опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным"; "Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?")

Молчалин, по - сравнению, с Чацким представляется ей совсем другим: готовым жертвовать за других, скромным, застенчивым ("Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело, ночь целую с кем можно так провесть!"

При встрече с Чацким после долгой разлуки ведет себя с ним сдержанно, весьма прохладно. После упоминания в разговоре о глупостях Молчалина, сильно раздражается на Чацкого ("Не человек, змея!"

После падения с лошади Молчалина, Софья не смогла сдержать чувств и упала в обморок, чем практически "открылась" перед всеми, Лиза защищает ее, обозначив, что барышня чувствительна на подобные происшествия ("Да-с, барышнин несчастен нрав. Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав") .

Чацкий реально почувствовал соперника и стал о нем нелестно отзываться ("Пускай себе сломал бы шею, вас чуть было не уморил") . Софья сильно разозлилась (Чацкому: "Убийственны холодностью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил")

Чацкий продолжает невыносимо преследовать Софью, допытываться у нее кого же она любит, он ее очень сильно раздражает, она без устали защищает Молчалина в глазах Чацкого и открывает его достоинства (Софья про Молчалина: "Чудеснейшего свойства о наконец: уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, - вот я за что его люблю".

Чацкий постоянно нападает на Молчалина. Наконец, Софья решает досадить Чацкому и пускает среди гостей мнение о том, что Чацкий сумасшедший, сплетня разлетается среди общества со скоростью света ("А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себя примерить?") . Эта черта ее характера говорит о ее женской мстительности, злопамятстве. Понять ее можно, она защищала свою любовь. Жалко только, что в конце ее ждало горькое разочарование. Молчалин обманывал ее, он встречался с ней по расчету, вовсе не любил ее. Она сумела с достоинством выйти из неприятной ситуации отвергнув Молчалина после услышанного, хотя ей было нелегко (Софья Молчалину: "Нейдите далее, наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь. Ни слова, ради бога, молчите, я на все решусь") . Она не простила Молчалина и правильно сделала. Но с Чацким, она все - же поступила, на мой взгляд, жестоко. Ведь, зная нравы современного общества, она пошла на крайности: сформировала общественное мнение, уничтожив, тем самым, человека.

Образ Софии.

Горе от ума» - одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. Одни ценят в комедии картину московских нравов той
эпохи, создание живых образов. Другие дорожат разнообразием речи,
моралью, которою пьеса до сих пор снабжает всякого.
Среди множества образов очень важное место занимает дочь Фамусова, она - одна из самых противоречивых героинь в комедии, центральный женский персонаж.
Софья – барышня, дочь богатого московского барина. В детстве она лишилась матери и воспитывалась мадам Розье, но в последствии лишилась и её из-за жадности отца. С отцом у Софьи сложные отношения: между ними присутствует ложь, недосказанность и недоверие. Со стороны дочери – это ложь во благо (не раскрывает своей связи с Молчалиным, дабы не огорчить отца). Отец же, не спрашивая мнения Софии, грёзит выдать её за Скалозуба (из-за его положения в обществе, за то, что «метит в генералы»). Отношения с будущим женихом у дочери Фамусова отрицательные, нейтралитетные - со стороны Скалозуба (ему нужна «генеральша», а душевные качества, наличие любви между ними его не интересует). Софья презрительно отзывается о возможном муже («Он слова умного не выговорил сроду). Но Скалозуб – не единственный претендент на руку Софии. Вторым обожателем является Чацкий Александр Андреевич. В юности Софья активно общалась с ним и испытывала нежные чувства. Но после отъезда Александра Андреевича, была оставлена фамусовскому обществу (это стало причиной её приобщения к данному обществу). По возвращению Чацкого в Москву, он наталкивается на холодность Софии, пытаясь наладить с ней прежние чувства. Но его шутки об общих знакомых (над которыми они смеялись вместе) вызывают у дочери Фамусова лишь раздражение («Не человек – змея).

Софья горда, самолюбива, умеет внушить уважение, с её мнением считаются в обществе. В переводе с греческого её имя означает мудрость. Софья весьма хороша собой. Это сразу отмечает Чацкий по возвращении Москву:
Да-с, а теперь,
Неподражаема, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет,
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.
Софья Павловна умна. Она, так же, как и Чацкий - натура жаждущая, живущая сильным чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (хотя самой Софьи таковым Молчалин не представляется) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Из этого чувства можно сделать множество выводов о том, в какой среде воспитывалась Софья, о людях, её окружавших. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего, отражается на молодом сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена ожиданием любви, о которой читала во французских романах, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав тайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом. Молодой человек недурной наружности, довольно образованный, живо входит в роль очарованного героя. Героиня влюбляется, находясь под влиянием французских романов, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать. Однако влюбляется она в выдуманный образ. Молчалина она представляет как героя, обладающего умом, но материально бедного. Против него, по мысли Софии, ополчилось окружение. Но на её чувство повлияли не только французские романы. В фамусовском обществе дамы ищут себе «мужа-слугу». Молчалин идеально подходит под это амплуа: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (Софья).В любви к нему проявляется ещё одна черта характера Софьи. Она бросает вызов фамусовскому обществу, полюбив человека ниже её по социальному статусу. Но Софья не раскрывает этой связи, что характеризует её как любящую и заботливую дочь.

Через её образ показывается воспитание женской части дворянства. Слепое подражание моде, было свойственно дамам того времени.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им с детства натвержен.

Среди московских княжон Софья выделяется сильным характер: не настолько подвержена заграничному влиянию. Её суждения зачастую объективны, а характеристики точны (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»).

Ещё одним различием между Софьей и другими представительницами фамусовского общества заключается в дружеских отношениях с Лизой. Она заменяет Софье Павловне подругу. И если в Молчалина дочь Фамусова влюбилась под влиянием романов, то отношения с Лизонькой совершенно чисты.

Речь Софьи Павловны противопоставляется бедному языку женского окружения. В её монологах присутствуют воспитанность, начитанность, независимость суждений. Некоторые фразы Софьи стали пословицами: «Герой не моего романа».

Но влияние фамусовского общества слишком велико. Софье не нравятся колкости Чацкого в адрес их знакомых. Она распускает слух о его сумасшествии с легкостью, свойственной московским дамам.

Образ Софьи Павловны является противопоставлением представительницам фамусовского общества и, одновременно, отображает некоторые детали, присущие дамам того времени. Её образ «начертан не ясно» (Пушкин).

План

1. Актуальность пьесы

2. Портрет Павла Фамусова - отца Софьи

3. Характеристика образа Софьи

4. Софья и Чацкий. Характеристика взаимоотношений и ее роль в его жизни

5. Софья и Молчалин. Его роль и значимость для Софьи

6. Предательство. О становлении и взрослении героини

7. Заключение

а)Роль Софьи Фамусовой как революционной героини для всего русского реализма

б)Роль и актуальность пьесы в плане затронутых социальных тем.

Бессмертная пьеса Александра Сергеевича Грибоедова, написанная в начале девятнадцатого века ни капельки не потеряла своей актуальности и во время настоящее. Те персонажи, что предстают перед нами, имели свои прототипы среди общества, в котором проживал автор произведения, похожие типажи были бы им найдены, живи он и сейчас в нашем, двадцать первом, веке.

В « » Грибоедов раскрывает пороки российского общества, не растворившиеся за двести лет, актуальные для нас, в нашем обществе. Центральное действие пьесы происходит вокруг семьи московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. Он человек «прошлой формации», живет, оглядываясь на век прошлый, восемнадцатый, поучая молодежь и препятствуя прогрессу.

Как самый главный женский персонаж перед нами предстает семнадцатилетняя дочь Фамусова - Софья. И образ ее неоднозначен для читателя. Она описывается как дочь своего отца, воспитанная в традициях прошлого век. Мадам Розье, заменила умершую мать, над ее воспитанием также старались дешевые учителя и сентиментальные французские романы.

Она, как и большинство дам «фамусовского» представляя в голове образ идеального спутника жизни, мечтает о «муже-слуге». В то же время, прислушиваюсь к голосу сердца, выбирает бедного а, а не состоятельного Скалозуба. Софья Павловна показывает себя как героиню, которая не преклоняется перед чинами, способна на глубокое чувство, может сказать: «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!». Ее любовь к нему - это вызов к обществу, погрязшему в болоте своих пороков и предрассудков, противостояние к своим воспитателям.

Единственным другом для Софьи с детства был Чацкий, ставший героем ее первого отроческого чувства. Она меняется за три года его отсутствия, став «жертвой» московских привычек и нравов, «жертвой» карамзинской литературной школы. В каком-то смысле только у Софьи есть разум и логика к восприятию действий и слов Чацкого - она единственная может ответить ему на равных, мстить за годы его отсутствия, за то, что она была брошена им в то время, когда ее сердце пылало от глубоких любовных чувств, распустив сплетню о том, что он тронулся умом.

Ей претит его желчная, язвительная речь, конечно, говорящая лишь правду, но это не мешает ей, поддерживая его в мыслях, мстить, отвечая не менее желчно, она не брезгует лгать, не отказывается от возмездия. Только постановка ее речи можно сопоставить на одном уровне с языком Чацкого.

Начитавшись сентиментальных романов она стала чувствовать себя героиней из подобных произведений. Именно оттуда она заимствует образ возлюбленного - умный, скромный, рыцарь-слуга для ее прихотей, бедный человек, для которого она будет смыслом жизни. Молчалин застилает ее глаза пеленой, она жестоко обманывается, видя его своим мужчиной из грез, когда он преследует лишь свои меркантильные цели в отношении Софьи. На самом деле ее образ более сложен, чем принято видеть с первого взгляда.

«Революционность» ее героини действительно впечатляет. В те времена девушка, которая противопоставляет свое право любить воле отца, не терпящего ничего прогрессивного в настоящем, далекое от его молодости и вовсе выступает за то, чтобы сжечь все книги из-за того, что все зло мирское исходит от них, уникальное явление, ведь за подобное поведение могли сослать в монастырь на всю жизнь, обрубив все контакты с внешним миром. Ею презирается москвич-Скалозуб, который выставляется отцом как идеальная партия для дочери, она ненавидит его за грубость и невежество.

Софья, скептически относящаяся к обществу, хотя и не стремящаяся к конфронтации с ним, оказывается той силой, с помощью которой общество наносит самый болезненный удар Чацкому. Не любящая фальшь, она вынуждена поддаться этой всеобщей фальши, у нее есть силы сказать Чацкому, что ею избран Молчалин, чему верить не собирается. Пугающаяся и забывающая всякую осторожность при виде упавшего с лошади любимого, гордо встающая на его защиту, она приходит к тяжелому потрясению, оказавшись свидетельницей того, как ее «рыцарь» домогается к ее же горничной. Она мужественно переносит этот удар, не так как героини ее любимых романов, а как женщина нового времени, в этом ее «революционность». К тому же она стойко переносит гнев отца, насмешливое предложение Чацкого помириться с Молчалиным, принимает вину на себя во всем.

Итак, образ Софьи действительно является революционным и новым типажом в истории русской литературы. Она дала вдохновение для создания других легендарных героинь и является сложным, глубоким персонажем. Грибоедов как нельзя лучше создал свою героиню. В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы о крепостном праве, службе, просвещении, дворянском воспитании.



Рассказать друзьям