Защитный механизм компенсация. Самые распространенные типы психологической защиты — компенсация и сверх (гипер) компенсация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Неврозы и их компенсация.

Компенсация иногда имеет очень полезные последствия. Например, ребенок длительное время испытывал унижение. Желая отомстить и достигнуть превосходства, он, когда вырастет, может стать крупным инженером, известным врачом, хорошим адвокатом и т.д. Но на самом деле он остается таким же несчастным, потому что компенсация не может помочь избавиться от комплекса неполноценности.

Как уже говорилось, властолюбие компенсирует неполноценность. Эти люди очень любят давать советы, поучать. Они чувствуют необходимость командовать, все равно кем. Если это не получается, они могут помогать, но когда их помощью пренебрегают, они становятся агрессивными.

Все эти действия не являются нормальными. Они не допускают мысли, что хоть в чем-то - „как все”. Если же им покажется, что их недооценивают, они сделают все, чтобы удивить, вызвать восхищение своими знаниями, или своим интеллектом, или высотой помыслов, или услужливостью.

Один пациент рассказал мне о социологическом исследовании, которое он провел, и заметил: „Теперь я знаю очень много, но эта работа иссушила меня”. Для нормального человека такое замечание естественно. Но что происходит с больным? Он хорошо изучил непростой вопрос - отсюда чувство превосходства. Он признает, что здоровье его ухудшилось, так как знает, что истощение часто вызывает восхищение; в некотором смысле он - жертва науки.

Другой случай. Молодой человек вследствие комплекса неполноценности хотел сразу сочинять музыку, как Бетховен, играть на сцене, как Мольер, писать романы, как Бальзак. Он имел амбиции несоразмерные с его силами и способностями, но не из-за уверенности в своих силах, а из-за глубокого чувства бессилия.

Обычно такие люди отступают перед необходимостью борьбы. Их реакции всегда очень непростые - смесь неполноценности и превосходства. Возьмем, например, случай, когда человек ощущает настоятельную необходимость быть абсолютно независимым, но в то же время хочет быть зависимым, защищенным, укрытым и т.д. Здесь - смесь противоречивых реакций. Для того чтобы проанализировать эти реакции - жесты, мимику, слова, - их нужно „схватить на лету” и объяснить, что не всегда бывает легко.

Деньги, положение в обществе, одежда, автомобили и т.д. рождают чувство скрытого превосходства. Миллионы водителей совершенно не переносят, когда их обгоняют. Это чистейшая нервная реакция? Допустить, чтобы тебя обогнали, это все равно что допустить, чтобы тебя унизили. Они отождествляют себя с автомобилем, они не думают: „обогнали мой автомобиль”, они считают, что обогнали их самих. Водитель становится агрессивен, у него появляется болезненная потребность соревнования. Невроз агрессивности у водителей хорошо известен - это глухая злоба, острые замечания, насмешки, яростные обгоны и т.д.

Нервный водитель, если его автомобиль едет не слишком быстро, говорит, что спидометр дает ошибочные показания. Когда его обгоняют, он говорит, что ему „захотелось передохнуть”. Здесь речь идет о реакциях, которые дают ему внутреннюю безопасность. Он пытается чувствовать себя свободно, спокойно, трезво. Его слова, конечно, не соответствуют ни в коей мере его внутреннему состоянию. На самом деле он просто кипит от ярости и враждебности. Если бы можно было избавить от комплекса неполноценности водителей, то число аварий сократилось бы вдвое.

Комплекс неполноценности появляется в детстве. Ребенок часто ощущает свое бессилие - он маленький и слабый, он многого не знает. Главное для ребенка - быть в безопасности, он должен чувствовать, что его поддерживают и ему помогают, а не командуют и не обращаются с ним как с вещью. Мало-помалу формируется его индивидуальность. Задача воспитания - дать человеку уверенность в себе.

Если комплекс неполноценности останется, то останется зерно невроза. Оно будет зреть, как ядовитый гриб, глуша индивидуальность ребенка. Все, что разрушает индивидуальность и волю ребенка, является результатом неврозов.

К большому несчастью, многие воспитатели своими действиями только усиливают комплекс неполноценности у ребенка. Представьте, сколько властных субъектов с нездоровой психикой воспитывают детей! Это дает возможность понять, откуда берутся неврозы у взрослых: бесконечная цепь воспитателей и воспитуемых, которые через некоторое время в свою очередь тоже станут больными. Властолюбивый субъект может усилить комплекс неполноценности даже у самых здоровых в мире детей.

Надо видеть вещи такими, какие они есть. Родитель с комплексом неполноценности стремится к тому, чтобы ребенок никогда не стал взрослым. Ему необходимо, чтобы ребенок не имел своей жизни, ему нужна слабость ребенка для того, чтобы усилить чувство превосходства, которое даст ему ощущение силы.

Все психологи знают причину неврозов: слишком многие воспитатели командуют детьми. Самый распространенный и опасный случай: властная, с нездоровой психикой мать воспитывает сына. Такой матери необходимо властвовать, и она будет стремиться помешать сыну стать личностью и мужчиной. Она нуждается в слабом сыне, чтобы показать свою власть. Часто властолюбие прячется, она старается казаться хорошей матерью. В этом случае должен вмешаться психолог, потому что сын сделать ничего не может, а комплексы приносят много зла.

Приведем еще один пример. Возьмем случай с отцом, боящимся женщин. Он „презирает” и „ненавидит” женщин. Если он будет воспитывать дочь, он перенесет на нее „ненависть” к женщинам. Он будет обманывать, унижать и оскорблять дочь. Но так как этот отец еще и „презирает” женщин, то он бессознательно сделает все возможное, чтобы помешать ей стать настоящей женщиной! Для этого он постарается сделать ее похожей на мальчика при помощи стрижки, брюк, сапог. Он будет заставлять дочь развивать физическую силу, заниматься мужскими видами спорта. Он утверждает, что делает это для дочери, чтобы она не зависела от мужчин. Для этого она должна обладать хорошей мускулатурой и крепкими нервами, уметь выполнять мужскую работу - тогда она не станет „добычей мужчин”. Этот человек считается хорошим отцом и воспитателем. А на самом деле, как мы уже знаем, несчастный мужчина воспитывает несчастную женщину.

Компенсация боязливости. Каково поведение человека, который осознает свою боязливость? На определенные обстоятельства такой человек реагирует неадекватно, он знает об этом и страдает. Он живет без маски. Но существует множество других проявлений боязливости - целый карнавал боязливых под разными масками.

Если человек живет в постоянной тревоге и страдает от этого, то, естественно, он будет стараться обрести безопасность и покой.

Но где он может найти безопасность и покой? В себе? На такой зыбкой почве, в таком хаосе? Это невозможно - нельзя найти безопасность в опасности. Очевидно, он попытается найти покой где-то на стороне. Это значит, что кто-то должен преподнести ему такой подарок - взять на себя его заботы и терпеливо восстанавливать его уверенность в себе. На это рассчитывать трудно. Поэтому человек, испытывающий постоянную тревогу, вынужден пойти на крайнее средство, чтобы сохранить хотя бы иллюзию покоя и безопасности. В этом случае мы будем иметь дело с замаскированным проявлением боязливости, при котором маска служит человеку защитой, как только он попадает в тревожные обстоятельства. Этот внешний фасад обеспечивает весьма относительную безопасность, не соответствующую его действительному Я. В результате происходит раздвоение личности. Он может притворяться развязным, суровым, безразличным, насмешливым и т.д. Он будет высмеивать других, иронизировать над ними, глумиться. Все это лишь компенсация, интенсивность которой зависит от интенсивности боязни. Компенсация похожа на столбик ртути в термометре. Если ртуть (внешнее поведение) поднялась до +10°, то возврат к 0°, который является точкой силы и уравновешенности, может дать только лечение.

Иногда боязливый человек внешне очень добродушен, правда, это его состояние может быстро и необъяснимо сменяться другим. Это - боязливый невидимка. Его крепость опутана колючей проволокой и защищена мощным строем готовых к бою орудий - так он обеспечивает себе безопасность. Его поведение совершенно не соответствует его эмоциональным реакциям. Вместо того чтобы отступать и обращаться в бегство (что было бы для него естественно), он держит себя надменно, кажется очень уверенным в себе, никогда не колеблющимся. В глубине души такой человек боится своей неполноценности, и перед начальством у него появляется тревога и растерянность. Он и сам часто обманывается, думая: „Я в крепости!” Слабая крепость, ложное укрепление!

Стремление к совершенству (перфекционизм).

В данном случае человек находится во власти навязчивой мысли о совершенствовании. Но в чем он хочет совершенствоваться? Сначала попробуем установить, является ли совершенствование внутренней потребностью боязливого.

Нет, и вот почему. Ощущая свою неполноценность, он знает, что достигнуть совершенства не сможет. В таком случае к чему же он стремится? К кажущемуся совершенству. Значит, в данном случае происходит не самосовершенствование, а его внешнее подобие.

Человек, страдающий от чувства неполноценности, идет на любые издержки, на еще большие страдания ради создания внешнего впечатления. Он постоянно озабочен этим. Но от чего зависит сохранение видимости совершенства? Конечно же от оценки окружающих. И он без отдыха и передышки делает все зависящее от него, чтобы окружающие считали его верхом совершенства. Речь идет о том, чтобы все время поддерживать видимость. Это тяжелая работа, так как он постоянно должен учитывать мнение окружающих.

Но не следует забывать, что оттого, что о нем говорят окружающие, зависит его внутренняя безопасность.

Все должны считать его совершенством, отдавать должное его знаниям, объективности, приветливости, справедливости, честности... Если кто-нибудь усомнится хоть в одном из этих качеств, это сразу вызовет у него напряженность и тревогу: другие могут заметить, что на самом деле он не тот, кем хочет казаться. Этот человек претендует на самое высокое положение в обществе, на службе. Это агрессивная компенсация. Компенсируя свою боязнь, он бросает дерзкий вызов, оставаясь внешне любезным и спокойным.

Иногда компенсация в виде „стремления к совершенствованию” проявляется в более легкой форме.

Человек, не сведущий в какой-то области, разговаривает со специалистом. Он одобрительно качает головой, улыбается при каждом произнесенном специалистом термине, приговаривая: „Да, да, понятно... конечно... этот автор - мой хороший знакомый”. На самом деле он не имеет ни малейшего понятия о терминах, приводимых специалистом, и не знаком ни с одним из авторов, о которых идет речь. Обычно здоровый человек в этой ситуации ограничивается общими вопросами или остается равнодушным к незнакомой теме. Но в целях компенсации человеку надо обязательно показать свой ум и компетентность, поэтому он будет задавать вопросы и произносить фразы, не имеющие никакого отношения к делу.

Рассмотрим другой пример. Машинистка, компенсируя свою боязливость, старается выполнять свою работу как можно лучше и показать свою интеллигентность. Заметив ее усердие, начальник предлагает ей повышение, от которого она отказывается под каким-то предлогом. Истинная причина ее отказа - боязнь, что ее могут посчитать некомпетентной в этой новой должности, то есть боязнь оказаться несовершенной в глазах окружающих.

Теперь - более тяжелый случай. Человек беден, но при случае платит за других. Он отказывается от возмещения расходов, говоря с легкостью: „Да бросьте, это мне ничего не стоит” (подразумевается: „Я слишком совершенен для этого”). Доставая билеты в театр, он делает это не столько для своего удовольствия, сколько для того, чтобы пустить пыль в глаза знакомым: „Пусть они думают, что у меня есть связи, я приобрету у них дополнительный авторитет”. Ради этого он может многое предпринять. Например, затратит много усилий, устраивая кого-либо на работу, чтобы потом небрежно бросить в разговоре: „Для меня это сущие пустяки”. На самом деле все его усилия направлены на то, чтобы компенсировать свою неполноценность. И поскольку он просит на самом деле для себя, то ложность ситуации в конце концов приводит его к провалу. Но мог ли он поступать по-другому, если пытался приспособиться к действительности с помощью этой роли?

Итак, в рассмотренных случаях стремление к совершенству является компенсацией неполноценности личности, а также вызовом, который она бросает окружающим (внутренняя агрессивность). Выстраивается следующая последовательность: боязнь, проявляющаяся в общении ведет к вызову, бросаемому окружающим, который ведет к разрыву с людьми, что ведет к „стремлению совершенствоваться”, что ведет к потребности в людях.

В таком человеке кроется противоречие: с одной стороны, он отталкивает всех окружающих, а с другой - нуждается в своем окружении, чтобы было кому подтвердить его совершенство.

Бросая вызов, он чувствует себя независимым. Однако он не может быть независимым, потому что зависит от мнения окружающих. Он презирает толпу и провозглашает независимость своей индивидуальности Но если эта толпа устраивает ему овацию, признает его превосходство и совершенство, то он ее не отталкивает. Однако он всегда в тревоге, потому что все время мечется между тем, каков он на самом деле, и тем, каким бы хотел казаться.

Даже оставаясь в одиночестве, он ощущает зависимость от других - мысленно „пережевывает” публичное мнение о себе и готовится к обороне.

Боязнь лишает его естественности, потому что, опасаясь разоблачения, он скрывает свою индивидуальность. Он может быть естественным только в таких проявлениях, которые не противоречат создаваемому им образу. Он нелюдим, но не потому, что философски настроен, он далек от этого. Его одиночество - от страха и оттого, что его страх могут обнаружить. Это внутренне совершенно иссушенный человек, и только помощь психолога может вернуть его в нормальное состояние.

Агрессивность. На двери табличка с надписью: „Внимание! Стреляют без предупреждения!” Если вы все-таки решитесь войти, будьте готовы к атакующей брани, насмешкам, оплеухам. Вы попали в логово человека, живущего в постоянном страхе и скрывающего боязливость под маской агрессивности. В спокойной обстановке у него нахмуренные брови, сжатые челюсти и кулаки, нервы напряжены, но он кажется чрезвычайно уверенным в себе. Всем своим поведением он демонстрирует, что никого и ничего не боится.

В общении это разнузданный, кричащий, жестикулирующий собеседник, нападающий, даже если для этого нет ни малейшего повода, насмешливый, глумящийся, отвечающий прежде, чем с ним заговорят.

Обычное его состояние - напряженный, надутый, раздраженный.

Однако, оказавшись в новой ситуации, он может некоторое время вести себя нормально, чтобы осмотреться и как следует адаптироваться. Нокак только он заметит интерес к себе, снова начинается пальба из всех пушек. Он стремительно несется через все обстоятельства, пытаясь их побороть. Какова его тактика, скрытая от чужих глаз? Он тщательно готовит свои фразы, он их обсасывает, прежде чем палить ими во все стороны. Он крадется к жертве мягким шагом, приближается на цыпочках. Маленькая остановка - и он мечет громы и молнии.

Его жена страдает, его дети дрожат, его друзья разбегаются. Он всех их боится, иногда ненавидит, иногда завидует их так называемой силе. Он завидует тому, что они никого и ничего не боятся. Сам он боится даже своих резких фраз.

Кажется ли вам, что он неполноценен? Только попробуйте заподозрить это, он даст вам урок надменности.

Но вот все стволы пушек убраны. В общении с начальством он очень мягок, потому что страх руководит им.

Сидя за столом с приятелем, в дружеской обстановке, немного выпив, этот агрессивный человек может сделать такое признание: „Я был мягким и скромным. Но однажды сказал себе „довольно” и начал действовать”. И он с удовольствием смотрит на свои руки, непроизвольно сжимающиеся в кулаки. Действительно, с того самого дня он бил всех, кто для него представлял опасность. Но для него все представляли опасность, потому что он очень боялся.

Итак, его атакующая позиция фальшива, она, независимо от его истинных стремлений, всего лишь выполняет защитную функцию. Но, пытаясь преодолеть с помощью агрессивности свои страхи, он доводит нервную систему до истощения. Что такое агрессивность?

Из биологии мы знаем, что агрессивность свойственна всем живым существам на земле. Агрессивность связана с инстинктом, она необходима для удовлетворения жизненных потребностей животных и человека. В этом смысле агрессивность - нормальное явление.

По Фрейду, существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни, выражающийся в половом влечении, и инстинкт смерти - агрессивный импульс, имеющий разрушительную тенденцию. И все жизненные проявления обусловлены комбинацией или противодействием этих двух инстинктов. Агрессивность у детей.

Инстинкт самосохранения приводит в действие агрессивные инстинкты ребенка. Какова в этом роль семьи? В семье формируются все качества ребенка, в том числе и агрессивность, поскольку агрессивность детей проявляется в ответ на агрессивность взрослых.

Если ребенок нормален и если он растет среди нормальных и понимающих его взрослых, то его агрессивность не переходит обычных границ.

Но возможны две ситуации, в которых проявления агрессивности отступают от нормы.

1. Взрослые слишком требовательны к ребенку, властны, подавляют его.

2. Взрослые нетребовательны к ребенку, уступают любым его прихотям.

В обоих случаях реакция ребенка на поведение родителей может привести к неврозу.

Доктор Хейер назвал это „противоположной реакцией детей” и считал ее отправной точкой для нервных нарушений у детей (лицемерие, скрытая или явная ненависть, скрытая или явная угроза) .

Если обстановка в семье представляет опасность для ребенка или становится тягостной для него, то ребенок стремится к воображаемой цели, которая служит ему компенсацией. И если он имеет нервную предрасположенность, то эта компенсация создаст основу его будущего ненормального поведения. Агрессивность у взрослых. У взрослых агрессивность выражается в предрасположенности к атаке. Она может быть активной или заторможенной - например, моральными принципами. Ненавидя отца, сын, как правило, подавляет свою агрессивность, считаясь с моралью.

Агрессивностью обладают некоторые больные эпилептики, иногда параноики.

Повреждения черепа вызывают иногда приступы агрессивности. Бывает агрессивность и у шизофреников при психозах, галлюцинациях (субъект „слышал голос”, который призвал его к агрессии), при мании преследования.

Какое же место в этом строю занимает человек, страдающий от боязни, страха, тревоги? Его агрессивность призвана компенсировать страх или попытку „бегства”.

Страх? Но все его поведение говорит о том, что он бесстрашен!

Бегство? Но он не убегает, он, наоборот, движется навстречу, он атакует! Здесь мы видим тот же эффект, что и при усталости, превращающейся в перевозбуждение и приводящей к энергичным действиям.

Когда агрессивный сильно волнуется, он думает, что его действия вызваны добровольными намерениями. Он принимает свое волнение за энергию, которую он самостоятельно выработал, переделав себя. Логично ли, что он принимает свои действия всерьез? Но его нервная система компенсирует страх без его участия. И логично ли то, что этот агрессивный человек восхищается собой? Но ведь эта энергия позволила ему самому преодолеть свою боязливость. Он, который боялся других, теперь начал сам наводить страх. Однако наивно думать, что, благодаря своим непрерывным атакам, он стал уверен в себе. Также наивно думать, что он видит созданную им вокруг себя пустоту. Но иногда, однако, агрессивный ощущает ложность своего положения. Он чувствует, что его сила неубедительна, что его энергия распыляется попусту. В этих случаях он понимает, что существует противоречие между тем, кем он „кажется”, и тем, кем является на самом деле (так же, как и „самосовершенствующийся”). Это противоречие вызывает у него тревогу. Он должен как-то компенсировать эту тревогу - и он усиливает свою агрессивность.

Возникает замкнутый круг, он делает одно усилие за другим, напрасно расходуя нервную энергию для поддержания своей агрессивной „формы”, и через несколько лет его нервная система истощается. Он испытывает все осложнения, присущие усталости; нервное истощение, депрессию, перевозбуждение. Депрессия увеличивает страхи, перевозбуждение усиливает агрессивность - так продолжается до тех пор, пока этот несчастный не доводит себя до состояния, из которого его может вывести только врач.

Почти всегда человек, испытывающий боязнь, исполняет в жизни какую-то роль. Распознать его игру бесконечно сложно, потому что у каждого она проявляется по-своему. Практически поведение одного тревожного человека не похоже на поведение другого, поскольку обстоятельства жизни у всех разные. А бывает и так, что одна роль сменяется другой: вчера он изо всех сил стремился к „самосовершенствованию”, а сегодня стал агрессивным. Известны общие признаки поведения тревожного человека: бессилие, безволие, неспособность адаптироваться в новой обстановке. Можно утверждать также, что боязнь и перевозбуждение чаще всего связаны между собой, что боязнь делает человека замкнутым, что боязнь заставляет человека бесконечно возвращаться в мыслях к своим ошибкам, отчего тревога только увеличивается, что честолюбие противодействует боязни, порождая надменность (а значит, безопасность), что боязнь всегда стремится защищаться (отсюда наглость, нелюдимость, резкость). Каждая из ролей предоставляет ему безопасность на какое-то время.

Боязнь может породить и иные явления: чувство вины, самонаказание, гомосексуальность и др.

Именно в юности закладываются причины мучительных страхов, которые потом могут долго преследовать человека. Почти все испытывают в этом возрасте робость перед противоположным полом, что вполне естественно. Всякое женское присутствие часто парализует мальчиков. И хорошо известно, какие муки приходится переносить юноше, приветствуя женщину, прощаясь с женщиной, сидя рядом с женщиной, покупая что-либо в магазине у молодой продавщицы. Иногда это парализует юношу и вызывает у него грубость. Он становится неловким, натянутым или развязным и циничным по отношению к женщине.

Девушки часто прячут свою боязнь под агрессивной иронией. Но кому должна принадлежать инициатива в означенном случае?

Помощь психотерапевта состоит, в частности, в том, чтобы „разблокировать” пациента, освободить его от боязни противоположного пола. Для этого им вместе (врачу и пациенту) придется вернуться к исходной точке, пройти снова весь путь шаг за шагом, и психотерапевт развяжет все узлы, мешающие пациенту ощущать себя полноценным. Он увидит, как он действовал раньше, и узнает, как в этих обстоятельствах он должен действовать впредь.

Разблокированный человек вернется в нормальное состояние и поймет, что такое нормальный образ действий. С этого момента боязливый будет освобожден от одиночества. Он снова сможет стать щедрым, потому что у него будет что отдавать. Ведь каждый может дать только то, что у него есть. Этот боязливый, был ли он угнетенным или агрессивным, не осмеливался что-либо сделать, потому что сам нуждался в защите. Его бегство или его агрессивность были его защитой.

Вытеснение. Мы уже познакомились с психоанализом и имеем представление, сколько гениальных идей Фрейда используется сегодня. Мы знаем, что вытеснение не дает болезненным эмоциям достичь сознания, пройти в кору головного мозга. Вытеснение часто встречается при враждебности, агрессивности, гневе, ненависти и т.д. Вытеснение происходит бессознательно, мы его не замечаем - чувства, которые вытесняются, всегда мучительны, поэтому они и вытесняются.

Человек устроен так, что сознательно предпочитает избегать неприятностей. Вытеснение является как бы плотиной, стоящей на пути мучительных и тягостных чувств. Например, у молодого человека появился бессознательный импульс: он захотел, чтобы умер один из членов семьи, которого он любит. Это „желание смерти” проходит, как вспышка жестокости, и будет немедленно вытеснено. Что же происходит в это время?

Обычно импульсы, особенно болезненные, направляются в высшие центры коры головного мозга, т.е. сознание, - там должно быть ясно установлено, принять их или отбросить. Например, совершенно уравновешенный молодой человек заметил, что желает смерти тому, кого любит. Импульс был непроизвольным и рожден злопамятностью, однако сила этого импульса была так велика, что он был отброшен не сразу. Итак, происходит следующее:

1) одно и то же мучительное влечение возникает в разных центрах мозга. Оно как электрический ток идет к коре головного мозга;

2) моральная плотина стала препятствием, направление движения нервных импульсов изменилось;

3) эти импульсы не достигли коры головного мозга;

4) импульсы возбудили симпатическую нервную систему;

5) выход импульсов на уровень сознания был блокирован и они остались на уровне подсознания. Здесь возникают новые влечения, которые в свою очередь так же вытесняются и т.д.

Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные , эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.

Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».

Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:

  • навязчивость и болтливость стеснительного человека;
  • сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
  • демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
  • пассивного и слабого человека;
  • рискованное поведение нерешительного человека;
  • стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.

При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.

Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.

Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.

Гиперкомпенсация и компенсация

Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.

Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.

Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.

Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.

Причины гиперкомпенсации

Источник гиперкомпенсации – . Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:

  • реальный физический недостаток;
  • вымышленный недостаток.

Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.

Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем , чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.

Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают . Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – , гиперкомпенсация в виде анорексии.

Влияние социальных , попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те , задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.

Признаки гиперкомпенсации

Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:

  • хвастовство.

В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.

Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.

Итоги

Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.

Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в и , психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.

Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Компенсация (лат. compensare - уравновешивать, возмещать)

  1. Восстановление в полном или частичном объеме ущерба деятельности нарушенных функций определенных органов, тканей или систем организма за счет компенсаторных механизмов. В психиатрии механизмы К. оказываются различными в зависимости от форм психической патологии. Так, при органических поражениях головного мозга Компенсация наступает вследствие уменьшения выраженности функциональных, обратимых, расстройств, иногда за счет викарной деятельности непораженных отделов головного мозга; К. при шизофрении достигают антипсихотическим действием нейролептиков и проведением социально-трудовых реабилитационных мероприятий; при психопатиях Компенсация - результат социальной адаптации, наступающей вследствие нивелирования патогенных средовых факторов и нередко минования возрастного криза.
  2. Один из механизмов психологической защиты, позволяющий сознательно или бессознательно уменьшать напряжение, возникающее при невозможности достижения какой-либо цели, путем замены ее другой (субстанция цели). Активность в замещении одного вида деятельности другой освобождает человека от признания своей неполноценности, несостоятельности. Результативность в другой области деятельности, например, приносит инвалиду не только положительную динамику самооценки, но и одобрение, признание со стороны окружающих.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Компенсация - стандартное словарное значение (восполнение, возмещение или уравновешивание) выражает по существу то, что большинство психологов вкладывает в этот термин:

  1. Фрейд рассматривал это понятие более широко, считая компенсацию одним из основных защитных механизмов, который некоторые индивиды используют, чтобы восполнить нехватку чего-либо, чтобы скрыть собственные недостатки, предотвратить выход их на уровень сознания.
  2. В теории Альберта Адлера это стало центральным понятием характеристики личности. Компенсация рассматривалась как основной механизм, с помощью которого человек может преодолеть чувство неполноценности (подробнее см. этот термин). Ср. со сверхкомпенсацией.
  3. В нейропсихологии – восстановление функции после повреждения нерва. Здесь употребление термина ограничивается повреждениями центральной нервной системы, при которых нервные структуры непосредственно не восстанавливаются, но их функции выполняются другими тканями.

предметная область термина

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (компенсация функций) - восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Происходит либо на основе сохранных функций, либо за счет перестройки частично нарушенных функций. Например, функцию различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, можно восстановить за счет включения в работу анализаторов речедвигательного и зрительного, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.

КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ - сложный процесс перестройки функций организма при нарушении или утрате каких либо функций, в результате которого происходит полное или частичное возмещение недоразвитых или расстроенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖСИСТЕМНАЯ компенсация, связанная с перестройкой функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ - возможность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других качеств. Явление П. к. следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. Результатом этого является выработка человеком индивидуального стиля деятельности.

Возможности П. к. реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточного развития психических функций другими, более выраженными (см. Компенсация функции). Такая компенсация, имея важнейшее значение в клинической практике, может быть использована и практически здоровыми людьми в их деятельности.

Например , низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее планировать свою деятельность и уделять больше внимания прогнозированию нежелательных ситуаций, требующих экстренных действий. Это позволяет в ряде случаев предупредить возникновение таких ситуаций или заранее подготовиться к ним. В других случаях (напр., в профессии разметчика) низкий уровень такого качества, как глазомер, с успехом может быть компенсирован за счет более высокого развития свойств

Центральным вопросом как в специальной психологии, так и в специальной педагогике является проблема компенсации нару­шенных функций. Основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим разви­тием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнива­ние) - возмещения недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных".

Для мобилизации компенсаторных свойств психических функ­ций допустимо вовлечение новых структур, которые раньше не участвовали в реализации этих функций или выполняли иную роль.

Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения со­хранных нервных элементов пострадавших структур (например, развитие остаточного слухового восприятия при потере слуха). Второй - это межсистемная компенсация, которая достигается перестройкой функциональных систем и включением в работу элементов из других структур для выполнения не свойственных им ранее функций.

Исследования А. Р.Лурия способствовали формированию со­временных представлений о системной организации работы ана­лизаторов. Тот факт, что нарушенный анализатор, например зри­тельный, является составной частью единой функциональной си­стемы, означает возможность участия в его деятельности и других составляющих. При этом между отдельными членами и между ними и системой в целом устанавливаются определенные взаимоотно­шения. Соответственно компенсация функций, например зритель­ного анализатора у слепорожденного ребенка, происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего реализуются оба типа компенсации, что имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений.

Благодаря высшим, собственно человеческим формам компен­сации обеспечивается возможность полноценного развития лич­ности. Именно эти формы компенсации вступают в действие при овладении знаниями основ наук и трудовыми навыками для фор­мирования способности к систематическому труду и выбору соот­ветствующей профессии, для ориентировки в процессах, проис­ходящих в обществе, в конкретной социальной группе, и, глав­ное, для воспитания и усвоения мировоззрения, нравственных качеств личности.

См.: Психологический словарь. - М., 1990.


Теория компенсации в своем развитии прошла довольно дли­тельный путь в тесном взаимодействии с историей специального обучения. На разных этапах становления специальной педагогики изменялись взгляды ученых на проблемы компенсации наруше­ний. Эти изменения неизбежно были связаны с изменениями в системах специального обучения и воспитания, с углублением понимания причин и сущности нарушений психического разви­тия, с позитивными переменами в различных социальных струк­турах отношения к людям с ограниченными возможностями жиз­недеятельности.

Долгое время основной формой считалось саморазвитие изна­чально заложенных психических способностей, поэтому в про­цессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному становлению. Часто роль такого тол­чка отводилась слову, которому приписывалось «мистическое воз­действие» на психику человека.

Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рам­ках индивидуальной психологии А.Адлера - одного из ведущих направлений психоанализа. А.Адлер исходит из того, что структу­ра личности ребенка формируется в детстве (в возрасте до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все по­следующее психическое развитие человека. «Никогда одно и то же событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого»". С точки зрения А.Адлера, человек - самое биоло­гически неприспособленное существо, поэтому у него изначаль­но возникает ощущение малоценное™, которое усиливается при наличии какого-либо (сенсорного или физического) дефекта. «...Ре­бенок на собственном опыте узнает свойства и возможности сво­его организма и в условиях длительного переживания чувства соб­ственной неполноценности стремится ощутить собственную це­лостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чув­ство полноценности» 2 .

Еще не сформировавшийся человек испытывает чувство мало­ценное™, даже вплоть до неполноценности, из-за неразвитости своих телесных органов, в попытках преодолеть которое и само­утвердиться складываются его жизненные цели.

По мнению А.Адлера, решающее значение приобретает не аб­солютная значимость телесных органов и психических функций развивающейся личности, а их относительная ценность, их зна­чение для жизни человека в окружающем его индивидуально-свое-

1 Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии:
ГО-60-е гг. XX века: Тексты. - М., 19X6. - С. 136.

2 Там же. - С. 132.

Образном мире. Поэтому ребенок хочет видеть все, если он близорук, слышать все, если у него нарушение слуха, го­ворить обо всем, если у него имеются затруднения в речи или заикание. Когда жизненные цели реалистичны, личность раз­вивается нормально, а когда они фиктивны или непосильны, ее формирование происходит по асоциальному и невротическому типу. Конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности возникает уже в раннем возрасте.

Социальное чувство должно постоянно развиваться, начиная с раннего детства, иначе в будущем человек будет испытывать затруднения в приспособлении к обществу.

Стиль жизни - это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общ­ности - своеобразным стержнем, на котором держится вся «кон­струкция» стиля и который предопределяет его содержание.

Формирование чувства общности во многом зависит от отно­шений с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, и прежде всего - с матерью. У детей, растущих рядом с холодны­ми, отстраненными от них матерями, или у детей, чрезмерно из­балованных, социальное чувство не развивается.

Под влиянием чувства общности у человека складываются пред­ставления и о себе самом, и о мире. Если чувство общности опре­деляет стиль жизни, то два других врожденных свойства - чув­ство неполноценности и стремление к превосходству - являются своеобразными источниками энергии, необходимой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на челове­ка, вызывает у него желание преодолеть свои недостатки, то стрем­ление к превосходству обусловливает потребность быть лучше всех, быть умелым и знающим. Таким образом, степень развитости каж­дого из этих чувств и взаимодействие между ними приводят к преобладанию тех или иных механизмов компенсации, а следова­тельно, соответствующих ее видов.

А.Адлер выделяет четыре вида компенсации любого наруше­ния: полная компенсация, неполная компенсация, сверхкомпен­сация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Каждый из этих видов реализуется по-разному в зависимости от того, на­сколько сформировано у ребенка социальное чувство.

При неразвитом социальном чувстве уже в раннем детстве воз­никают невротические комплексы, которые приводят к отклоне­ниям в формировании личности. Характерная для этого случая неполная компенсация обусловливает появление комплекса не­полноценности, изменение жизненного стиля. В результате ребе­нок становится тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным в отношениях с другими людьми. Дети с развитым чувством общности в меньшей степени чувству­ют свою ущербность, так как они могут компенсироваться за счет


своих сверстников и других людей, но отношению к которым они не испытывают отстраненности, отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не предоставля­ют возможности их полной компенсации и могут послужить при­чиной изоляции ребенка, тем самым приостановив его личност­ный рост.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физиче­ские, часто ведет к мнимой компенсации, когда ребенок (а по-|дпее, при неразвитом социальном чувстве, и взрослый человек) спекулирует своими недостатками, пытаясь извлечь из этого по-можения привилегии и сочувствие. Такой вид компенсации несо­вершенен: он не содействует личностному росту и даже останав-нивает его, формируя неадекватную, завистливую, эгоистичную ничность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Нзрослея, такие люди используют свои знания для приобретения власти над другими, для их порабощения, думая исключительно о своих выгодах. Это может приводить к отклонениям от норм социального поведения. У плохо воспитанных и невротических натур в детстве нередко отсутствовали условия для формирования социального чувства. Именно поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах.

При сверхкомпенсации человек с развитым социальным чув­ством старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию; сла­бость оборачивается силой.

В то же время сверхкомпенсация - только крайняя точка од­ного из двух возможных исходов процесса - один из полюсов развития, осложненного дефектом. Другим полюсом являются не­удача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоци-альность психологической позиции. Между этими двумя полюса­ми расположены все возможные степени компенсации - от min до max.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положи­тельно не страдание само по себе, а его преодоление; не смире­ние перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» 1 .

Анализ разных видов компенсации позволил А.Адлеру сфор­мулировать педагогические выводы. Центральным является следу­ющий: «Таким образом, главнейшим в воспитании, с нашей точ­ки зрения, является воспитание в детях упорства и самостоятель-

1 Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1"Ш. - Т. 5. - С. 42.

Ности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмыс­ленного принуждения, всякого унижения, насмешек, оскорбле­ний, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен поте­рять веру в свое будущее»".

Л.С.Выготский в своих работах критически изучил проблему компенсации психических функций и обосновал ее понимание на основе синтеза биологических и социальных факторов. Это имело большое значение для развития всех отраслей специальной пси­хологии и педагогики, так как позволяло более эффективно стро­ить процессы обучения и воспитания детей с различными нару­шениями психического и физического развития.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С.Выготского следует выделить несколько важных моментов.

1. Л. С. Выготский придавал большое значение включению ано­
мальных детей в разнообразную социально значимую деятель­
ность, направленную на создание активных и действенных форм
детского опыта. При выпадении какого-либо органа чувств, счи­
тал ученый, другие органы берут на себя такие функции, кото­
рые обычно у нормального человека ими не исполняются. Зре­
ние у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль,
что у человека с сохранными органами чувств, так как им при­
ходится воспринимать и перерабатывать огромный объем инфор­
мации, которая к нормальным людям поступает иным путем.
Сущность работы с детьми, имеющими какое-либо нарушение,
например в сенсорной сфере, должна заключаться не только в
совершенствовании у них оставшихся органов восприятия, но
и, прежде всего, в более активных и действенных формах приоб­
ретения опыта.

Психическое развитие ребенка движимо деятельностью, кото­рая возникает в ответ на появление потребностей. Из них одна из первых и важнейших - потребность в общении со взрослыми. Реа­лизуя ее, младенец вступает в эмоциональное, затем и практи­ческое общение с окружающими. Отношения и способы взаимо­действия с людьми в дальнейшем усложняются благодаря вовле­чению в них предметов и знаковых систем.

2. Л.С.Выготский ввел понятие сложной структуры дефекта:
первичное нарушение (снижение слуха, зрения и т.п.) влечет за
собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной
причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем
и дошкольном возрастах могут иметь сходные проявления. Вто­
ричные отклонения носят, как правило, системный характер, ви­
доизменяя всю структуру психического развития ребенка. Дефек­
ты, например, речевого развития наблюдаются у аномальных де-


Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тен­денции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это положение является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обуче­ния детей с нарушениями жизнедеятельности. Но для их успеш­ности требуется специальное педагогическое воздействие коррек-ционной направленности, учитывающее специфику определен­ного дефекта. Педагогическое воздействие ставит своей целью в первую очередь преодоление и предупреждение вторичных дефек­тов. С помощью педагогических средств может быть достигнута зна­чительная компенсация нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития, например глу­хого ребенка, можно представить в следующем виде: первичный дефект - нарушение слуха, вторичное отклонение - нарушение речи, отклонение третьего порядка - своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичного дефекта необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. При­чем чем теснее обусловленность вторичного отклонения первич­ным дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, отклоне­ния в произношении у глухих детей в наибольшей степени зави­сят от нарушений слуха, поэтому и их коррекция оказывается наиболее трудной. Становление других сторон речи не находится в столь тесной взаимосвязи с состоянием слуха, и их коррекция осуществляется более легко (например, словарный запас приоб­ретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму).

3. Л. С. Выготскому принадлежит положение о связи общих за­дач воспитания и специальных методик, о подчинении специ­ального воспитания социальному и их взаимозависимости. Спе­циальное воспитание и обучение детей с любыми нарушениями развития требуют разработки специфических педагогических при­емов и методов, создания особых техник и технологий. Напри­мер, при нарушении слуха обучение глухонемых детей (так на­зывали глухих в XIX - начале XX в.) устной речи становится не только вопросом методики их обучения артикуляции, но и цен­тральным вопросом сурдопедагогики. Признается необходимым как можно раньше организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом таким образом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь» 1 .

1 Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии: 30-60-е гг. XX в.: Тексты. - С. 140.


1 Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1"ЖЗ. - Т. 5. - С. 80.


4. Основной путь компенсации для людей с различными нару­шениями Л.С.Выготский видел в их включении в активную тру­довую деятельность, которая обеспечивала бы им возможность формирования высших форм сотрудничества. Высоко оценивая физические возможности компенсации у людей, например с сен­сорными нарушениями (слепых, глухих), ученый считал, что им доступны очень многие виды трудовой деятельности, за ис­ключением некоторых областей, непосредственно связанных с первичным нарушением. При правильном подходе к обучению и к профессиональной подготовке именно вовлечение в трудовую деятельность открывает перед ними возможности вступления в жизнь, создает условия для полноценной интеграции в обще­ство.

5. Глубокое научное и практическое значение имеют суждения Л. С. Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и дру­гие частные дефекты не делают еще своего носителя дефектив­ным» 1 . Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его соци­ально-психологическая реализация. Л. С. Выготский выдвинул по­ложение о качественном своеобразии психического развития де­тей с различными нарушениями: «Ребенок, развитие которого ос­ложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нор­мальные сверстники, ребенок, но развитой иначе» 2 . Ученый под­верг критике количественные подходы к определению психоло­гических особенностей развития таких детей, до конца не преодо­ленные и к настоящему времени. «Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психоло­гии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним свя­зано. Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь» 3 .

Л. С. Выготский считал, что компенсаторные возможности ин­дивида полностью раскрываются только при условии, если де­фект становится осознанным. При этом сверхкомпенсация де­терминируется, с одной стороны, характером, степенью дефек­та, резервными силами организма, а с другой - внешними со­циальными условиями. «...Компенсация может иметь два край­них исхода - победу и поражение, между которыми располага­ются все возможные степени перехода от одного полюса к дру­гому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соот­ношения степени недостатка и богатства компенсаторного фон­да. Но, какой бы исход ни ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие, осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и психологи-


ческий) созидания и пересозидания личности ребенка на осно­ве перестройки всех функций приспособления, образования но-иых - надстривающихся, замещающих, выравнивающих процес­сов, порождаемых дефектом, и прокладывания новых, обход-пых путей развития» 1 .

Успешность компенсации зависит от сформированное™ необ­ходимых личностных предпосылок - воли, мотивации, структур­ных компонентов самосознания. Влияние личности прекрасно иллюстрируют слова К.Э.Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, кото­рый гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаб­лонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться сво­им навеянным науками мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» 2 .

Таким образом, в процессы компенсации психических функ­ций оказываются включенными и биологические, и социальные факторы.

В дальнейшем в работах отечественных психологов (А. Р. Лурия, I). В.Зейгарник, Р.Е.Левиной, И.М.Соловьева, В.В.Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психи­ческих функций.

Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных В. В.Ле­бединским (1985) параметров, определяющих тип нарушения пси­хического развития, т.е. тип дизонтогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нару­шения и указывает его вид - общий дефект, обусловленный на­рушением регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, вызванный недостаточностью отдельных функ­ций. Общие и частные нарушения выстраиваются в некоторую иерархию. Нарушения регуляторных систем в той или иной степе-пи влияют на все аспекты психического развития; частные нару­шения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других частных систем.

Второй параметр - время поражения - определяет характер нарушения психического развития. Чем раньше произошло пора­жение, тем вероятнее недоразвитие психических функций; чем позднее оно возникло, тем более возможны повреждения, приво­дящие к распаду структур психических функций.

В ходе развития каждая функция проходит через сензитивный период, который отличается не только наибольшей интенсивно­стью развития, но и большой уязвимостью от различных воздей­ствий. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса - возврата функции на более ранний возраст-

1 Выготский Я. С. Основные проблемы дефектологии. - С. 15.

2 Там же. - С. 7.


1 Там же.-С. 12.

2 Цит. по: Жизнь глухих. - 1967. - № 1. - С. 11.

ной уровень - или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганиза­ции. По мнению В.В.Лебединского, нарушение в своем развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь стра­дают функции, которые в это время находятся в сензитивном периоде, затем - тесно связанные с поврежденной. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции оказываются относительно сохранными, другие - по­врежденными, третьи - в разной степени задержанными.

Третий параметр вытекает из идеи Л.С.Выготского о систем­ном строении нарушения и характеризуется взаимосвязью первич­ных и вторичных дефектов.

Вторичное нарушение - основной объект психолого-педаго­гической коррекции аномального развития. Необходимость наи­более ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена осо­бенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим раз­витием в более позднем возрасте автоматически не компенсиру­ются, а требуют более сложных специальных усилий для их пре­одоления.

В процессе психического развития иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями изменяются. На начальных этапах основным препятствием к обучению и вос­питанию является первичный дефект. На последующих этапах вто­рично возникшие нарушения психического развития начинают играть ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ре­бенка.

Четвертый параметр -- нарушение межфункциональных взаи­модействий. В нормальном психическом развитии ребенка выде­ляются такие типы взаимодействия психических функций, как их временная независимость, ассоциативность и иерархичность. Вре­менная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мышления и речи до 2-летнего возраста. С помощью ассоциатив­ных связей разномодальные чувственные впечатления объединя­ются в одно целое на основе пространственно-временной близо­сти (например, образ дома, времени года). Самый сложный иерар­хический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что позволяет в случае необходимости произво­дить компенсаторную перестройку психической функции (Берн-штейн Н.А., 1966).

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, сензи-тивный период) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в опреде­ленной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим.


При нарушениях психического развития возникают диспропор­ции в межфункциональных взаимодействиях. Причем эти процес­сы характерны для разных вариантов дизонтогенеза. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функ­ция зацикливается в своем развитии. В таком положении может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, если для ее дальнейшего формирования требуется координирующее воз­действие со стороны поврежденной. Например, при умственной отсталости нередко отмечается хорошее развитие механической памяти. Однако возможности ее использования ограничены из-за нарушения мышления, поэтому успешное функционирование ме­ча и ической памяти обнаруживается изолированно.

Ассоциативные связи при нарушенном развитии отличаются инертностью; в результате возникают их патологическая фикса­ция, трудности усложнения. Явления фиксации могут наблюдать­ся как в познавательной сфере в виде инертных стереотипов, так и в эмоциональной в виде различных аффективных комплексов, например страхов. При разных вариантах нарушений психическо­го развития наибольшие трудности отмечаются в формировании сложных межфункциональных связей - иерархических. Часто они ЁЫвают недоразвитыми, нестойкими, регрессируют при малей­ших затруднениях. Например, дети с ЗПР, освоив простые счет­ные операции, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

При нормальном развитии эти типы связей - временная неза­висимость, ассоциативность, иерархичность - отражают уровни организаций психических функций. Их усложнение протекает в определенной хронологической последовательности, обусловлен­ной законом гетерохронии - разновременностью формирования различных психических функций с опережающим развитием од­них по сравнению с другими. Например, в период раннего детства главную роль играет развитие восприятия. В дальнейшем овладе­ние в предметной деятельности орудийными свойствами предме­та и закрепление их в слове приводят к перестройке отношений между восприятием, действием и речью.

При дизонтогенезе возникают диспропорции в развитии - псинхронии разного типа, среди которых можно выделить несколь­ко. Первый - явления ретардации - незавершенности отдельных периодов развития, незавершенности формирования психических функций, отсутствия инволюции более ранних форм.

Известный логопед Р.Е.Левина (1968) исследовала детей с об­щим недоразвитием речи, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. В норме автономная речь, т.е. использование ребенком таких слов, которыми взрослые обыч­но не пользуются, появляется на втором году жизни и существует н течение нескольких месяцев. Как правило, взрослые требуют от

ребенка четкого произношения и дают ему соответствующие об­разцы слов, что положительно сказывается на развитии фонема­тического слуха и артикуляции. В результате автономная речь ис­чезает. У детей с общим недоразвитием речи такая инволюция не наступает. Дальнейшее их речевое развитие происходит не в ре зультате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

Второй тип асинхроний составляют явления акселерации от­дельных функций, например очень раннее по сравнению с нор­мой (до года) развитие речи при раннем детском аутизме.

Третий тип представляет собой сочетание акселерации и ре­тардации психических функций. Так, при детском аутизме наблю­дается сочетание раннего возникновения речи с отставанием в развитии моторной сферы.

Перечисленные параметры выступают по-разному при различ­ных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер. Обобщив результаты исследований психо­логов, дефектологов и психиатров, В.В.Лебединский (1985) пред­ложил выделять следующие типы нарушений психического раз­вития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное раз­витие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармо ничное развитие. В данной классификации объединяются наруше­ния, вызванные отставанием, - недоразвитие, задержанное раз­витие; нарушения, в которых ведущим признаком является асин-хрония развития, - искаженное и дисгармоническое развитие; и нарушения, обусловленные поломкой отдельных функций, - по­врежденное и дефицитарное развитие.

Для недоразвития характерно раннее время поражения, при котором имеет место незрелость мозга (умственная отсталость). Вторичному дефекту свойственна сложная «кольцевая» структура. Инертность психических процессов сочетается с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Формирование иерархических взаимодействий затруднено. В психическом развитии детей преоб­ладают явления ретардации, например: замедленный темп вое приятия, неспособность к обобщениям, меньшая дифференци рованность восприятия по сравнению с нормально развивающи мися детьми. Так, умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять какой-либо материал (сюжет ную картину и др.). Психические функции у них недоразвить! неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших пси­хических функций: интеллект страдает в большей степени, чем речь, а последняя, в свою очередь, нарушена больше, чем восприятие.

Для задержанного развития свойственно замедление темгш формирования познавательной и эмоциональной сфер с их вре


менной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При за­держке психического развития конституционального происхож­дения эмоциональная сфера детей находится на более ранней ступени развития. При задержке психического развития сомато­генного происхождения, обусловленной длительными хрониче­скими заболеваниями, снижается общий тонус психики ребенка, наблюдается астения, повышенная истощаемость, что влияет на функционирование познавательной сферы. Задержка психиче­ского развития психогенного происхождения связана с неблаго­приятными условиями воспитания (безнадзорность, микросоци­альная запущенность, жестокость, гиперопека и т.п.). Напри­мер, при гиперопеке отмечается задержка эмоционального раз­вития, проявляющаяся в психической неустойчивости, неуме­нии регулировать свои эмоции, в импульсивности. При задержке психического развития церебрально-органического происхожде­ния наблюдается запаздывание формирования двигательных функ­ций, речи, смены этапов сюжетно-ролевой игры, замедление темпа интеллектуальной деятельности при общей повышенной утомляемости.

Анализ разных вариантов задержанного развития показывает, НТО для них всех характерна мозаичность поражения, при которой наряду с нарушенными функциями имеются и сохранные. Психи­ке таких детей свойственны фиксация на более элементарных свя­зях, замедленность формирования иерархических взаимодействий, что приводит к задержке инволюции более ранних форм.

Большая сохранность систем регуляции предопределяет луч­ший прогноз и возможности коррекции задержанного психиче­ского развития по сравнению с недоразвитием.

Поврежденное развитие связано с более поздними сроками (по­сле 2 - 3 лет) патологического воздействия на мозг, когда часть мозговых систем уже сформирована. Примером такого развития может служить органическая деменция, при которой особенно­сти дизонтогенеза определяются сочетанием грубого поврежде­ния ряда сформированных психических функций с недоразвити­ем онтогенетически более молодых образований (лобных систем). При этом характерны расстройства эмоциональной сферы, не­редко сопровождающиеся растормаживанием влечений, наруше­ниями целенаправленной деятельности. Повреждение ведет к изо­ляции отдельных систем, распаду иерархических связей, грубому регрессу интеллекта. При нарушении, возникшем в дошкольном возрасте, наблюдаются расстройства игровой деятельности в виде |е стереотипности, однообразия действий. Если же оно наступило и младшем школьном возрасте, может отмечаться довольно со­хранная речь при элементарности учебных навыков, резком сни­жении интеллектуальной работоспособности и в целом учебной деятельности. В структуре поврежденного психического развития


сочетается регресс психических функций со стойкой их фиксаци ей на ранних этапах формирования.

Дефицитарное развитие бывает обусловлено тяжелыми нару шениями отдельных систем -* зрения, слуха, речи, опорно-дви­гательного аппарата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, наиболее тесно с ним связанных, а также к замедлс нию развития других функций, связанных с пострадавшей опо­средованно. Нарушение развития частных психических функций тормозит психическое развитие в целом. Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других, что способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрительной системы приводит к недо­развитию координации между речью и действием; поражение слу­ховой системы - к трудностям координации между мышлением и речью. Решающее значение при дефицитарном типе психиче ского развития имеет потенциальная сохранность незатронутых сенсорных структур, интеллектуальной сферы, систем регуляции. Компенсация возможна лишь в условиях адекватного воспитания и обучения.

Наиболее характерным примером искаженного развития яв­ляется ранний детский аутизм (РДА). В этом случае в формирова­нии психических функций наблюдается иная последовательность, чем при нормальном развитии: становление речи у детей опе­режает формирование двигательных функций, словесно-логиче­ское мышление складывается раньше предметных навыков. Боль­шое значение при искаженном развитии приобретают явления изоляции, при этом функции, развивающиеся ускоренно, не ока­зывают поддерживающего влияния на развитие других, не «под­тягивают» их. Важный признак РДА составляют трудности осво­ения навыков целенаправленного поведения. Это может прояв­ляться в расторможенности, в отвлекаемости таких детей. Пред­ложенная взрослым цель, речевая инструкция никак не регули­руют их поведение, они не в состоянии отвлечься от непосред­ственных впечатлений, которые разрушают организующее влия­ние взрослого. Другим вариантом искаженного поведения могу: быть пассивный уход в себя, безразличие, отсутствие реакций на окружающее.

Причинами таких искажений являются болезненно повышен­ная чувствительность эмоциональной сферы с плохой переноси­мостью обычных по силе воздействий внешней среды; склонность к фиксации на неприятных впечатлениях (отсюда - готовность к страхам) и слабость общего и психического тонуса, обусловлива ющие низкую способность к сосредоточению внимания, к фор мированию произвольных форм поведения, повышенной пресы­щаемое™ в контактах с окружающими, в том числе с близкими людьми (Никольская О. С, 1997, 2000). Страхи и дефицит обще


пня приводят к отставанию аутичного ребенка в социальном раз-питии.

Отличительная особенность дисгармонического развития состоит по врожденной либо рано приобретенной диспропорционально­сти формирования психики в ее эмоционально-волевой сфере. Примером такого развития является психопатия - патологиче­ское развитие характера, для которого свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. О наличии данного отклонения можно судить по тому, что наблюдаемые нарушения имеют тотальный характер, проявляются в разных сферах жизни на протяжении длительного времени и приводят к социальной "к-(адаптации (Ганнушкин П. Б., 1933).

Возникновение психопатий бывает обусловлено либо наслед­ственными, генетическими факторами (конституциональные пси­хопатии), либо экзогенными вредностями, действующими на ран­них этапах онтогенеза (органические психопатии), либо влияни­ем длительно действующих неблагоприятных средовых факторов и условий воспитания. Степень выраженности психопатии и осо-■Нности проявлений зависят от условий воспитания и от окру­жения ребенка.

Дисгармоническому развитию свойственны сочетание ретар­дации одних систем с акселерацией других, развитие, сходное с искаженным, но вызванное иными причинами, нарушение иерар­хии в последовательности формирования психических функций. Например, при шизоидной психопатии часто наблюдаются высо­кий уровень развития интеллекта, раннее возникновение позна­вательных интересов в сочетании с трудностями овладения двига­тельными навыками (например, навыками письма), эмоциональ­ной неадекватностью, неконтактностью.

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ. Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).

С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно - это уже другой вопрос.

Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,- есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать - внешне - идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего - это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда - сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…

Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.

Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве. Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной. Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски. От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,- здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.

Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,

Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР - его смотрела тогда вся страна. И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость. Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту - неординарный политик. Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.

Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует. Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно. Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?

И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты - СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н. Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи - свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.

Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс. Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество - явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!

Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво. В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый. Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь - это я!).

Или вот еще один способ - ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно. Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос. Или - от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой. Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.

Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все - одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).

А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы - патологические. Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь - это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.

Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже. Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно?.. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных - за отдыхающих. Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три - простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.



Рассказать друзьям