Диагностика жестокости в подростковой среде. Профилактика детской жестокости

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Галина Зверева
Рождественские посиделки «Весёлые святки»

Цель мероприятия:

Познакомить детей с христианскими праздниками Рождество Христово, Святки

Задачи проводимого мероприятия:

1. Познакомить детей с рождественскими обычаями, традициями, со святочными гаданиями, играми и конкурсами.

2. Развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.

3. Формировать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.

Возраст детей: от 4 до 10 лет

Ведущий 1: Рождество!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире.

Праздник Рождества Христова – один из самых радостных и торжественных праздников в году. К Рождеству наряжают ёлку – пушистую красавицу, на макушке которой сияет Вифлеемская звезда. Ёлочка зеленая, и зимой, и летом, - это символ вечного мира, счастья и радости, пришедших в наш мир вместе с Христом.

(можно рассказать историю о том, почему к Новому году и Рождеству украшают именно ёлку).

История такова: давным-давно, когда Бог еще жил на земле, а не на небе, к нему по очереди приходили разные деревья, и всех он одаривал плодами: яблоню - яблоками, сливу - сливами, вишню - вишенками. Одна ель стояла в стороне. И тогда Бог повелел за ее скромность каждый год украшать ель сладостями, фруктами, игрушками и гирляндами.

Наряжать ёлку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощами с огорода, который предварительно разукрашивали.

Ведущий 2: 6 января, вечер накануне Рождества, считается Святым вечером и обязательно сопровождается народными традициями и обрядами. Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.

Рассказ, сопровождаемый показом слайдов.

Давайте посмотрим, как все было.

Слайд 1. С Рождеством!

Слайд 2. Рождество Христово великий праздник.

Слайд 3. Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей в разных странах.

В городе Назарете жила Мария. Она была невестой плотника Иосифа.

Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок-Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.

В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария.

Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют.

Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так свершилось великое событие рождение Спасителя.

Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.

В далеких странах на Востоке, жили мудрецы-волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.

Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары-золото, ладан и смирну.

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

Ведущий 1:

Гости все красивые,

Дорогие, милые,

Мы, хозяйки, хороши,

Всем вам рады от души! (жест радушия)

Мы пришли к вам с угощениями,

С пирогами, с поздравленьями.

Потому что в этот день в старину варили сочива- пшеничный взвар с медом и орехами.

Это постное блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

А затем 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) начинались Святки – святые дни.

Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Ведущий 2:

(Слайд 9) Празднеством возрождающегося солнца была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо было встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

А чем люди еще в Святки занимаются?

Они гадают, гадают о любви, об урожае. Красиво гадают. Вот как об этом пишет поэт Жуковский в поэме «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

Одна из примет гласит, что в Рождественский сочельник 6 января нужно обязательно выйти на улицу и посмотреть в ночное небо. Увидеть падающую звезду в канун Рождества – большая удача. Загаданное при этом желание непременно сбудется.

Ведущий 1: Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры.

Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго.

Ведущий 2: Да, гаданий на свете много.

Хотите, мы научим вас некоторым видам гадания?

Например, если человек икает, то что это значит? (Кто-то вспоминает.)

Чтобы узнать, кто именно вспоминает, загадывают кого-нибудь из знакомых, смачивают мизинец правой руки слюной и проводят по правой брови: если на пальце окажется волосинка, значит, вспоминает тот, на кого было загадано.

А сейчас давайте все вместе погадаем.

Гадание на будущее с чашками

Для гадания потребуется несколько чашек соответствующих числом количеству гадающих. В чашки кладут кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, немного воды. С закрытыми глазами, каждый из гадающих, по очереди, выбирает чашку. С чем вытягивают - это прогноз на грядущий год.

Предсказания на будущее следующие:

*кольцо - к свадьбе;

*монета - к богатству;

*хлеб - к достатку;

*сахар - к веселью;

*лук - к слезам;

*чашка с водой - к жизни без особых перемен.

*спичка - к ребенку.

Гадание по книге

Наугад надо взять какую-либо книгу. После этого назвать номер страницы и номер строки на ней - то, что в этом месте написано в книге, и служит ответом.

Гадание по обуви

(сланцы, домашние тапочки, парадные туфли, лыжные ботинки, мужской ботинок)

В общую кучу складывается обувь. Гадать лучше в полумраке или вообще в темноте. Все участники разбирают по одной «обувке», загорается свет, и все узнают судьбу на ближайший год.

Сланцы – поездка к морю на отдых

Лыжные ботинки – здоровье и спортивная активность

Тапочки – домоседство

Парадные туфли – праздники, веселое время провождение, интересные встречи

Мужская туфля – замужество или счастливая любовь или новое знакомство.

Гадание «Угадай сколько»

(гадание с мандарином)

Раздаются мандарины. Загадывается желание. Чистится мандарин. Если долек четное количество желание исполнится и наоборот.

Игра-гадание с шарфом

Надо загадать желание, завязать глаза и проползти под шарфом, который натянут над полом. Если не заденешь шарф, желание сбудется.

Гадание ДА-НЕТ

Над банкой, с какой-либо крупой или зерном, держат левую руку ладонью вниз. Сосредоточившись, нужно задать интересующий вас вопрос. После этого возьмите из банки горсть крупы и высыпьте ее на стол, после чего пересчитайте количество зерен. Если число зерен четное, это означает положительный ответ - ДА, нечетное число, означает отрицательный ответ - НЕТ.

Ведущий 1: В былые годы время от Рождества до Крещения в деревенской жизни выделялось особым духовным подъемом и проходило торжественно, празднично и весело. Собирались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряжеными.

Посмотрите наша елочка светится яркими огнями и ждет от нас подарков: веселых танцев и рождественских игр.

А теперь настало время и нам повеселиться.

Проводятся:

Игра "Валенки"

Перед ёлкой ставят валенки большого размера. Играют двое дети и родители (взрослый одевает валенок, ребенок бежит рядом). По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит ёлку быстрее и наденет валенки.

Игра "Поймай снежок"

Участвуют несколько пар. Дети и родители стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У взрослого пустое ведерко, у ребенка - мешочек с определенным количеством “снежков” (из ваты). По сигналу ребенок бросает снежки, а взрослый старается поймать их ведерком. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.

Игра «Кто быстрее»

Реквизит: обруч, шишки (снежки) 5-6 штук.

Игра проходит по принципу «Музыкального стульчика». В обруч кладут шишки на 1 меньше, чем игроков. Под веселую новогоднюю музыку игроки танцуют вокруг обруча. Как только музыка останавливается, необходимо быстро схватить шишку. Тот игрок, кому шишка не досталась выбывает. Количество шишек в обруче уменьшается на одну и т. д. Победителем становиться последний оставшийся игрок.

Игра «Гонки со снежинками»

Разделить детей и родителей на команды, на каждую команду выдается большая бумажная снежинка. Суть игры заключается в том, чтобы донести снежинку на голове до определенного места, а там передать другому участнику. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. Когда снежинка лежит на голове ее нельзя трогать руками.

Игра «Морозные врата»

Реквизит: два платка

Двум игрокам завязывают глаза. Они берутся за руки и поднимают их кверху, образуя ворота. В руки они могут взять серебристую мишуру.

Под веселую новогоднюю музыку дети по очереди должны тихонько пройти сквозь «Морозные ворота». Задача игроков (взрослые) с завязанными глазами, опуская руки, задеть проходящего игрока, не пропустить, то есть «заморозить». Игрок, которого заморозили, выбывает из игры.

Побеждает игрок или несколько игроков, которым несколько раз подряд удается пробежать через «морозные ворота».

Конкурс «Сдуй снежинку»

Реквизит: стол, две снежинки, две трубочки

На столе с краю лежат две снежинки. По сигналу ведущего игроки начинают дуть в трубочку на снежинку так, чтобы она «долетела» до противоположного края стола. Если снежинка во время движения слетела со стола, то ее надо поднять, положить на это же место, и продолжить дуть.

Побеждает игрок, чья снежинка первой оказалась на противоположном конце стола.

Конкурс «Магия чисел»

Реквизит: два стола, два фломастера, две цифровых картинки.

По сигналу ведущего игроки должны нарисовать картинку, соединяя цифры по порядку. Побеждают игроки, которые первыми закончили рисунок.

Игра «Собери картинку»

Реквизит: конверты с разрезанной на полоски картинкой.

Каждой семье выдается конверт с картинкой, которая разрезана на тоненькие полосочки.

По команде ведущего игроки вынимают полоски из конверта и собирают картинку. Побеждают игроки, быстрее всех справившиеся с заданием.

Ведущий 1: Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

(Всех приглашают за стол. К чаю можно подать записочки с сюрпризом - с предсказаниями).

Предсказания обязательно должны быть хорошими, добрыми, например:

1. Если лить не будешь слез,

Денег будет целый воз.

2. Твой удел не так уж прост,

Ждёт тебя карьерный рост.

3. О, чудо, судьба приготовит сюрприз,

Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.

4. Ждать осталось, самую малость,

Скоро в дом ваш заглянет радость.

5. Ждет вас скоро крутой поворот,

Большая любовь в этот год вас ждет.

6. Вам удачи, счастья, мира! Будет вам своя квартира!

8. Не покинет вас удача! Будет новая вам дача!

9. За здоровье ваше тост! Будет вам карьерный рост!

10. Я желаю вам везенья! Ждет в семье вас прибавленье!

11. Окружал вас чтоб уют! А доходы возрастут!

12. Пусть сопутствует успех! Вам учиться лучше всех!

13. Впечатлений много разных – в путешествиях прекрасных!

14. Не тревожит пусть забота! Ждет вас новая работа!

15. Не скучать желаю зря, будут новые друзья

Екатерина Шевченко

Гуляют ребятки в рождественские святки

Ведущий : Все на Святки , все на Святки , Приходите-ка, ребятки !

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети : Да!

Ребёнок : Это что такое – Святки ?

Вед.: Вы не слышали, ребятки ? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

1 реб.: Леденьё пришло,

Зиму в дом принесло.

2 реб.: В сани коней запрягло,

В путь- дорожку вывело.

3 реб.: Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит.

Песни звонкие поёт,

Хоровод заводит.

Дети поют песню : «Как на тоненький ледок»

(дети садятся на стульчики)

(Притухает свет. Заходит Баба-Яга с чертёнком и садятся

на лавочку возле избушки.)

Баба-Яга : Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь . Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт : О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга : Молодец, чернявенький! (гладит его по голове) Но этого мало.

Чёрт : Проникнуть к колядовщикам на гулянье !

Баб-Яга : Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю! (Прикасается к носу чёрта.)

Чёрт : О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга : И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт : Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга : Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе . Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая! (Подпрыгивает, приплясывает.)

(Убирает в избушке.) Танец «Звёзды»

Баба-Яга : А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

(Улетают.)

Вед.: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте будем петь и танцевать, Рождество справлять !

Входят ряженые (Цыгане, Скоморох) и поют :

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята !

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Песня «Новый год общая

(Дети садятся на стульчики.)

(Заходит Баба-Яга.)

Баба- Яга : Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества .

Вед.: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга : Не я! Это кот…он не доел, а я ему помогла.

Вед.: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята ?

Дети : Да!

(Вдруг из-за двери в зал летит веник.)

Вед.: Это ещё что за шутки?

Чёрт : (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед.: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

(Из-за двери вылетает башмак.)

Вед.: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт : Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас, ребят !

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт,

То со мной плясать пойдёт!

Игра «Жмурки»

(Потом Чёрт с Бабой-Ягой начинают гоняться за детьми и сажать их в мешок без дна.)

Черт : Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Вед.: Кышь, кышь, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес! (Чёрт и Баба-Яга убегают. (Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке)

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить !

Танец. старшая группа

Ведущий :

Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте! Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда, Коляда!

Никому не спится!

В каждом доме стар и мал

Ночь всю веселится!

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

Хоть и маленькие!

(Частушки - русская народная мелодия)

Проводится игра "Бабка Ежка".

Баба Яга :

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

(Дразнит детей)

Девочки с усами,

Мальчики с косами.

Дети встают в круг. В центре - водящий :

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей - "заколдовать": как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла бабка на огород,

испугала весь народ.

Ведущий :

А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(Игра с гостями «Гадание на горшочках» )

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Дети идут хороводом и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек :

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Полотенце : Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка : Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

Колечко : Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

Лента : Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

Пуговица : Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью. (взрослого)

(К шестому горшку бежит Баба-Яга.)

Баба-Яга : И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

(Достает веточку от елки из шестого горшка.)

Что это? Растолкуй?

Вед.: Видно – к новой метле!

Баба-Яга : (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед.: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга : Ой, много. Уж и не помню сколько раз в Рождество пакостила . Раз так, то я ухожу, но опять приду к вам на следующее Рождество . И тогда придумаю что-нибудь новенькое! (Баба-Яга уходит.)

Вед.: Ну, что ж, ребята , Баба-Яга улетела до следующего Рождества , а наш праздник подошёл к концу .

Загадаем все желание,

Чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Цель праздника для педагога:

1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.

2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.

Цель проведения праздника для школьников:

1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.

2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.

3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).

4. Освоение традиционного пения.

Место проведения: большой свободный класс.

В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.

Ход мероприятия

Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.

С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Со скотом, с животом,

С малыми детушками!

С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.

Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».

Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:

Кому поем - тому с добром,

Кому сбудется - не минуется.

Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.

В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.

Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.

Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.

Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.

Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.

Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.

Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.

Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.

Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.

(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)

Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!

(Исполняют святочную поздравительную песню.)

Как на речке, на Иордане,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Мать Мария ризу мыла,

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям, на свят вечер,

На здоровье.

Помывши, ризу повесила

На калину, на малину.

Да слетели два ангела,

Взяли они ризу на крылышки,

Понесли они ризу в поднебесье,

Все небеса растворилися,

Все святые суклонилися.

Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?

Педагог : Что такое Рождество?

Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.

Педагог : Какие события происходят в святочные недели?

Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).

Педагог: Что еще значительного бывает в это время?

Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.

Педагог : Кто такие «христославы»?

Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.

Педагог: Что такое вертеп?

Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.

Педагог : Кто такие ряженые?

Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.

Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?

Дети: Рождество, Новый год, Крещение.

Педагог : Что бывает на Святое Крещение?

Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.

Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?

Дети: Рождественские пряники.

(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)

Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.

Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.

Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.

Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.

(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)

Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.

Дети:

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Коляда, коляда.

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Мы нашли коляду

У Ивана на дворе.

Иванов двор - железный тын.

У Ивана на дворе три терема стоят.

Что в одном терему - красно солнышко,

Во втором терему - что ясен месяц,

Что во третьем терему - часты звездочки,

Часты звездочки - малы деточки.

Кто хлеба дал - у того рожь густа,

И умолотиста и уколотиста.

Давай вам Бог двенадцать коров,

Тринадцать бычков.

Они на поива идут - они помыкивают.

Они с поива идут - они поигрывают.

Еще в поле - то приростки,

На гумне - то примолотки,

На столе спорынья,

Рождеству - ворота.

Коляда, коляда!

(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)

Дети:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со добром, с животом,

Со богачеством!

(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)

Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.

Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.

После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.

1. Хороводная Вологодской области.

Как у наших, у наших, у наших у ворот,

Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,

Стоял девок, девок, девок, хоровод.

В хороводе, в хороводе были мы,

Увидали, увидали, увидали парочку.

Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,

Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,

Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.

В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.

2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».

Золото хороняла,

Чистое хороняла,

Я ухоронила, я уборонила,

Порохом засыпала,

Сметьем замела,

Призакружевело,

Призаиндевело.

Гадай, гадай, девица,

Через поле идучи,

Косу руссу плетучи,

Увеваючи, уплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину - малину,

В черную смородину.

На кой ручке перстень?

На правой ручке,

На левом мизинце.

Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.

3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».

Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».

В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»

Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»



Рассказать друзьям