В большом доме на пятом этаже жили два мальчика: Саша и Алёша. Когда Саша и Алёша немного подросли, папа с мамой сказали:
Пора мальчикам в детский сад.
Саша обрадовался:
В детский сад! В детский сад! Мы пойдём в детский сад!
А Алёша спрашивает:
Какой детский сад? Что там делают?
Пойдёте - узнаете, - сказал папа, - и нам расскажете.
А мама говорит:
В детском саду у вас будет много товарищей. Будете вместе играть, гулять и заниматься.
У доктора
В кабинете за столом сидит доктор Нина Сергеевна. Перед доктором стоят Саша и Алёша.
Мне нужна справка, - говорит мама, - что мои дети здоровы и что им можно ходить в детский сад.
Как фамилия ваших детей и как их зовут?
Калинины, Саша и Алёша.
Нина Сергеевна взяла со стола пачку карточек, нашла карточки Саши и Алёши и положила перед собой:
Разденьте ваших мальчиков, я их осмотрю.
Она вымыла руки и поставила перед собой Алёшу:
Покажи горло.
Алёша открыл рот и вытаращил глаза, а Саша зажмурился и громко закричал:
Погодите, так я ничего не пойму.
Потом Нина Сергеевна взяла трубку и стала слушать Алёшу:
Дыши, дыши сильнее… Ещё сильнее!
Алёша старался, дышал, а Саша ему помогал.
Нина Сергеевна подняла голову: что за паровоз рядом пыхтит?
Ну-ка, паровоз, поезжай к окну, не мешай слушать Алёшу.
Осмотрела Нина Сергеевна Алёшу, осмотрела Сашу.
Мальчики здоровы, - сказала она, - всё у них в порядке. Посидите, я напишу справку, что завтра Саша и Алёша могут идти в детский сад.
Как Саша и Алёша пришли в детский сад
Мама, Саша и Алёша пришли в детский сад.
Алёше страшно, он тянет маму за рукав:
Домой хочу!
А Саша не боится, на ребят смотрит.
Подбежала девочка с двумя косичками, говорит:
Я сейчас Веру Ивановну позову! - и убежала. Пришла Вера Ивановна, воспитательница младшей группы, поздоровалась с мамой, посмотрела на мальчиков и сказала:
Здравствуйте, Саша и Алёша! Только кто же из вас Саша, а кто Алёша? Сейчас отгадаю. Алёша, должно быть, стоит впереди, ничего не боится, а Саша, наверное, за маму прячется.
Смешно Саше:
Это Алёша прячется!
Ах, это Алёша со мной в прятки играет? А его на ковре ждут игрушки, а на полке - большие кубики, из них можно пароход построить.
Вера Ивановна говорила весело, смотрела ласково; одной рукой погладила по голове Сашу, другой - Алёшу и сказала:
Раздевайтесь скорее. Вот, Алёша, твой шкафчик, а это Сашин; сюда вы будете вешать пальто, на полочку класть шапку, а вниз ставить калоши, как все ребята. Чтобы вы не перепутали шкафчики, мы наклеим на них картинки.
Ребята побежали, принесли клей, кисточку и две картинки: на одной был нарисован самолёт, на другой - лошадка. Вера Ивановна приклеила на Сашин шкаф самолёт, а на Алёшин - лошадку.
Такая же лошадка есть у нас в кукольном уголке, - сказала она.
Наша большая! На колёсах! - зашумели ребята. - Пойдём покажем!
Вы идите, - сказала мама Саше и Алёше. - И я пойду, а то на работу опоздаю. Не шалите, не скучайте, вечером я за вами приду.
Разве так играют?
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет - всё в одну кучу складывает:
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Как ребята играли
Посмотрите, что я для вас приготовила, - сказала Вера Ивановна и достала из шкафа большой ящик.
Поставила ящик на стул, открыла крышку, а там деревянные матрёшки - большие и маленькие.
Большая матрёшка - мама, а маленькая - её дочка Катенька, - сказала Вера Ивановна. - Пусть каждый подойдёт и возьмёт себе кто хочет - матрёшку-маму, а кто хочет - дочку Катеньку.
Ребята взяли матрёшек и уселись за стол. Мамы-матрёшки торопятся на работу - попрощались с дочками и ушли, а маленькие матрёшки гулять побежали. Бегают по всей комнате, всё разглядывают. К птичке подбежали - птичку напугали; к куклам подошли, на кукол посмотрели, в книжный шкаф заглянули. Сашина Катенька уселась на машину и прокатилась через всю комнату на грузовике, а Оля свою в коляске покатала.
Вера Ивановна запела, захлопала в ладоши. Пляшут матрёшки-Катеньки, одна лучше другой. Нагулялись они, наигрались, пора домой. А дома их большие матрёшки дожидаются, пришли с работы, обед приготовили. Усадили своих дочек за стол, говорят:
Кушайте, кушайте, ничего не оставляйте.
Всё съели Катеньки, теперь надо их спать уложить. Дала Вера Ивановна каждому коробочку. А в коробочке - подушечка и одеяльце. Это Катенькина кроватка.
Уложили большие матрёшки своих дочек спать. Поставили ребята коробочки-кроватки на стол рядами, как в детском саду в настоящей спальне. А больших матрёшек расставили на подоконнике.
Мы гулять пойдём, они на нас будут в окно смотреть.
Пошли ребята в раздевалку тихонько, разговаривают шёпотом, чтобы маленьких матрёшек не разбудить.
Пусть спят маленькие матрёшки, пока ребята гуляют.
Как полотенце пропало
Стоят в умывальной комнате шкафчики.
На шкафчиках наклеены картинки.
Под картинками висят полотенца.
Пришли ребята умываться, смотрят - один шкафчик пустой. Не висит на вешалке полотенце.
Куда оно пропало?
Чей это шкафчик?
Посмотрели на картинку - нарисовано яблоко. Это Олина картинка - значит, сюда Оля вешает полотенце. Спрашивают ребята Олю:
Где твоё полотенце? Куда ты его спрятала?
Никуда не прятала. Я его в кукольный шкаф положила, буду посуду вытирать.
А разве посуду и лицо одним полотенцем вытирают?
Вот так помог!
Ребята сели обедать. Рядом с Сашей села девочка Леночка. Леночка была хорошая девочка, а ела она очень плохо. Ложку супа съест - и на всех смотрит. Вера Ивановна сказала Леночке:
Кушай скорее - суп остынет, будет невкусный. А Леночка всё равно медленно ела.
Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют ?»
Программные задачи :
- связная речь : учить выразительно пересказывать текст ;
- словарь и грамматика : активизировать в речи глаголы , учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы :
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Воспитатель : Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .
Воспитатель : Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .
Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель : А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней
Воспитатель : Ребята, а вы любите игрушки?
Дети : Да.
Воспитатель : Есть ли любимые?
Дети : Да.
Воспитатель : А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .
Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Пирамидка»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,
Начинают все играть (изобразить любое движение) .
Воспитатель : Ребята, я прочитаю вам рассказ , который написала Н. Д. Калинина , он называется «Разве так играют ?» .
Воспитатель читает рассказ .
«Разве так играют ?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу , подошли к игрушкам. А игрушек много : есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть . А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает :
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю .
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют ?
Послушайте внимательно еще раз.
Дети пересказывают текст по цепочке . Пересказ можно повторить дважды.
Вопросы :
1. О чем говорится в этом рассказе ?
2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
3. Что делал Алеша?
4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
5. Что он делал?
6. Что он сказал детям?
Воспитатель : Вспомните, чем заканчивается рассказ .
Рассказ заканчивается словами : «Разве так играют ?» , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе , если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть . Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том , как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках .
Отвечают дети (по одному) . Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи , умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть ?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь оземь кидать -
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать ,отбивать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой , что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.
Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем
В бегемотиков играем
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам…
Буду подражать слону,
Губы хоботом тяну…
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне.
Вот веселая лошадка,
Темная как шоколадка…
Воспитатель : Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) .
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котёнок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень
(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе , подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный) .
Воспитатель : Заканчивайте начатые мною предложения.
Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .
Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель : В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами : шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук) .
Дети отвечают.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много» .
Игра «Один - много»
(детеныши животных)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?» . Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)
Итог занятия .
Обобщающие вопросы по теме занятия .
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.
Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: учить выразительно, пересказывать текст; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; учить.
Библиотека изображений:
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
3 а д а ч и. Связная речь: учить детей выразительно пересказывать текст;
словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным
грамматика: упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют свое название.
Материал. Игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ «Разве так играют?». Задает вопросы:
О чем говорится в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке? Что он делал? Что он сказал детям? - Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. (Пересказ можно повторить дважды.)
Рассказ заканчивается словами «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть? (Высказываются желающие.) О какой игрушке я загадаю загадку: «Кинешь в речку - не тонет, бьешь о стенку - не стонет, будешь оземь кидать - станет кверху летать» (мяч) ?Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Скажите, что можно делать с мячом. (Катать, бросать,
подкидывать.) - А как можно играть с куклой, что можно с ней делать? (Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п.)
Физкультминутка Воспитатель:
Давайте поиграем. Игра на внимание - «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это... утята, это.:. снеги...рята, это... щег...лята. Стали малыши играть, вдруг слышат - жжжжж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда (сдвигает игрушки за ширму). А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет? (Снегирят, щеглят.)
Улетели куда-то и снеги...рята, и щег...лята. Зато появились на поляне... синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
- Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись (сдвигает игрушки за ширму). А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало? (Синичек, попугайчиков.)
Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они -Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись выставляет игрушки по порядку; дети называют их, самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя).
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц, (Синички, попугайчики.)
Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"
Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель
: развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи
: (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование
:
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа
:
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель
: Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети
: Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель
: И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети
: Познакомиться, подружиться!
Воспитатель
: Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети
: (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель
: Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
:
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку.
Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.
Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок
. Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся.
Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали
. Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек
. 8
Мышонок – ореховую скорлупку
. 9
Муравей соломинку притащил
. 10
А жучок веревочку
. 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик
. 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь
14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель
: Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети
: Это подсказки!
Воспитатель
: Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель
: Понравилась вам сказка, ребята?
Дети
: Да!
Воспитатель
: О ком эта сказка?
Дети
: О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель
: Как поступил лягушонок?
Дети
: Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель
: так друзья разве поступают?
Дети:
Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель
: Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети
: Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель
: Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети
: работу
Воспитатель
: да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети
: дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель
: Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети
: то, что они все вместе трудились
Воспитатель
: Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети
: Да!
Воспитатель
: Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети
: Да
Воспитатель
: Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети
: помощники
Воспитатель
: Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).
Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Задачи Образовательная область «Речевое развитие»Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
Формирование словаря. Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.Приобщение к художественной литературе. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить с предметным миром (название, функция, назначение).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству
Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
2. Материал. Кукла – домовёнок Кузя, модели, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Кольца Луллия.
3.Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.
4.Методы и приёмы.
1.Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи
2.Чтение рассказа
3. Вопросы по содержанию рассказа
4. Повторное чтение с моделированием
5. Пересказы 5-6 детей
6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика
7.Проговаривание пословиц и поговорок по теме
8.Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»
9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»
15. Прощание с Кузей
16. Рефлексия.
5.Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста, расставить их на место.
Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.
Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить ложки.
Воспитатель. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше запомнить рассказ, я буду раскладывать на мольберте картинки.Подойдите пожалуйста сюда.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол
Все сели обедать
Суп налили, а есть нечем.
Вот это помощники!
!
Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.
Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого) И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы Кузе помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Дети. Любим.
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)
*Дорога ложка к обеду
*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
*Поспешишь, людей насмешишь.
*Кончил дело - гуляй смело
*Солнце красит землю, а человека труд.
*Торопливый дважды одно дело делает.
*Умел ошибаться, умей исправляться
*Уменье работать дороже золота.
Воспитатель. Справились.
Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.
Игра с использованием кругов Луллия «Разложим продукты в посуду»(под спокойную музыку дети выполняют задание)
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник)
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель. Назовите слова, в названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)
Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.
Дети. До свидания, Кузя.
Воспитатель. До свидания. Приходи ещё.
С каким рассказом мы познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Кто был в гостях у нас?
Чем помогли мы ему?
Приложенные файлы