Какой должна быть жена мусульманина. Что обязаны делать мусульманские жены для своих мужей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мусульманская женщина не позволит себе выйти на улицу неподобающе одетой: с открытыми руками выше кистей, ногами выше ступней, с декольте или обнаженной спиной. Тело по нормам ислама должно быть полностью закрытым, чтобы не вызывать плотских желаний у посторонних и тем самым не унижать достоинства правоверной. Но даже ношение хиджаба имеет свои нюансы. Его ткань не должна быть кричащей, слишком яркой, расшитой жемчугами и пр. Это признак безнравственности и стремления к роскоши.

Особым требованием является соблюдение чистоты во всех смыслах. Мусульманка не может себе позволить выйти замуж недевственницей. В этом случае ее ожидает ужасный позор с самыми трагическими последствиями. Согласно Второзаконию (22:13–21) такую женщину следует забить камнями до смерти.

Мусульманка не может позволить себе ходить в грязной и неряшливой одежде, потому что Аллах завещал блюсти телесную чистоту. Женщина не станет и слушать грязные речи, рискуя тем самым осквернить свой слух и помыслы. В исламе нечистые мысли и намерения (ният ) являются таким же тяжким грехом, как и нечистые действия.

Мусульманка также не позволит себе пить алкоголь. Это запрещено Кораном. Правоверная мусульманка не сядет за один стол с мужем и его друзьями. Женщины в исламе принимают пищу и не протяжении дня обычно находятся на женской половине дома.

Также дамы не позволяют себе разгуливать по городу без сопровождения и никогда не заходят в заведения, предназначенные для мужчин (всевозможные чайные, кафе и пр.). Истинная мусульманка строго придерживается требования целомудрия, чистоты, богобоязненности, скромности и контролирует не только свое поведение, но и мысли.

В последнее время, все чаще натыкаюсь в интернете на такое понятие как жена мусульманина. И ни разу оно не было хвалебным, возвышенным или таким, к чему стоит стремиться. Чаще всего это словосочетание применяют к женщинам, которые терпят от мужа все что можно и нельзя, и не смеют ему перечить. «Ну, видимо это у них стандартная мусульманская семья» делают заключения «знающие» люди. Мне выть хочется, честное слово. Откуда пошла такая трактовка мусульманской семьи, я не знаю. Но точно знаю, что если жена молча терпит побои мужа, то она – ненастоящая мусульманка, и муж ее – уж точно не имеет отношение к исламу.

Я пока не читаю намаз, и не ношу хиджаб. Но я люблю изучать. Изучать все, что так или иначе услышу или увижу. Религию в том числе. Не просто где-то услышала и поверила, а потому не дай Бог, еще и передала кому-то дезинформацию. Мне стало интересно, почему люди настолько исказили понятие мусульманской жены. Почему мусульманская жена стала неким прототипом несчастной, безликой женщины, которая страдает от собственного мужа, и полностью забыла о себе. Прямо обнять и заплакать! А муж, такой нехороший, и гуляет, и еще других жен себе находит, и раздает бедной жене команды направо и налево. Вот такой сценарий семьи обычно называют мусульманским.

А ведь все не так. И если кому-то и можно позавидовать, то это как раз жене мусульманина. У меня не так много знаний в этой области, но зато много желания развеять этот миф. Поэтому я постараюсь объяснить все так, как я сама поняла, как изучив этот вопрос сама, так и послушав имамов. Безусловно, в исламе муж для жены – это ее господин. Она должна ему повиноваться, слушаться его и не грубить. Именно должна, а не может. Само собой, она должна быть добропорядочна, верна ему и благонравна. Про это я даже писать не буду. Но! Жена для мужа, является своего рода «аманат». Аманат, значит - вверенное на хранение. То есть, ему ее дали на время (имеется в виду земная жизнь),и завтра он будет спрошен как за нее, так и за их детей. Так как он – глава семьи. Он не может и не должен обижать ее, грубить ей, применять силу, выгонять из дома, предъявлять ультиматум и причинять ей вред, кроме случаев, когда жена совершает что-то явно и однозначно скверное (например, измена мужу).

Жена мусульманина – это женщина, полностью обеспечиваемая мужем. Так как одной из обязанностей мужа является обеспечение материального достатка семьи. Но при этом, наилучшая из жен это та,которая чрезмерно не обременяет мужа в финансовом плане. Например,не просит постоянно новых шуб, бриллиантов и машин. Хотя имеет право:)

Жена мусульманина делает все с согласия мужа. Например, чтобы пойти куда-то ей следует предупредить об этом мужа и получить его позволение. Но в этом кроется огромная мудрость. Ведь если она уйдет, не предупредив его, и муж узнает об этом от другого человека, в нем могут затаиться подозрения: куда пошла и зачем. Отсюда ревность, расспросы и ссоры. Но если ему донесут о том, что он и так знает от своей жены, то тут совсем другая картина. Разве это не мудро?

В процессе изучения этого вопроса, для меня стало открытием то, что ислам канонически не обязывает жену кормить ребенка своим материнским молоком. И в случае развода, например, когда жена является кормящей матерью, она имеет право потребовать от мужа плату за то, что кормит его сына или дочь. Суд в такой ситуации будет на ее стороне. Также мусульманские каноны не обязывают жену заниматься домашним хозяйством, ухаживать за мужем и детьми, это для нее не фард, но и платы за ведение домашнего хозяйства она требовать у мужа не может. Имеет право обязать мужа нанять домработницу. Но естественно, ей лучше делать это самой (содержать дом в порядке, заботиться о детях, не выносить сор из избы, и прочее), чтобы заслужить довольство мужа, а он в свою очередь должен быть благодарным ей за это, выполняя свои обязанности и стараться быть для нее лучшим, ведь в достоверном хадисе сказано: «...Наилучшие из вас [мужчин-мусульман] - это те, кто являются наилучшими по нраву к женам своим».

Жена мусульманина – она покорна, да. Но эта покорность идет изнутри. Кому из женщин не хочется быть покорной тому, кто защищает ее, обеспечивает, не обижает и справедлив к ней? И тут дело даже не в религии, правда же?

Кто-то написал в посте про домашние роды: раз муж решил, что жена будет рожать дома, и она покорно согласилась, то она – жена мусульманина. Муж-мусульманин не будет принимать решения, которые могут навредить здоровью жены. Не имеет права. И если он не сведущ в таких вопросах и делает это против воли жены, то его благодетельность под большим вопросом. Другое дело, если они обоюдно принимают такое решение.

Как муж, так и жена обязаны выглядеть друг перед другом чисто, опрятно и ухоженно. А перед чужими людьми скрывать свою красоту, дабы не привлекать лишних взглядов, а соответственно не искушать и соблазнять других людей. Тоже очень мудро, как мне кажется.

Как мы видим, мусульманская семья – это союз двух благонравных, ответственных, уважающих и любящих друг-друга людей. Которые работают над отношениями, которые стараются делать друг друга счастливыми, не отвлекаясь на других людей. Которые хотят сделать друг-друга довольными во всем. А все это - рукоприкладства, ссоры, притеснения и т.д. не имеет ничего общего с понятием мусульманства.


Надеюсь, мне удалось хоть немного развеять миф о жене мусульманина и о мусульманской семье в целом.

*статья написана на основании услышанных мной от имама разъяснениях на процедуре никях, а так же прослушанные и прочитанные проповеди главного имам-хатыба московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова.

В интимных отношениях для жены недопустимо отказывать мужу, если он пожелает вступить с ней в половую связь.

Жене не полагается обсуждать семейные дела с другими. Интимные же отношения супругов это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать. Такое требование полностью согласуется с Исламской концепцией скромности.

Повиновение мужу. Это относится не только к интимным отношениям, но и ко всем другим сферам.

Единственный случай, когда жена может не повиноваться мужу если он идет против Ислама. В данном случае повиновение законам Аллаха должно взять верх над повиновением человеческим требованиям. Например, если женщина желает держать пост в месяц Рамадан или совершать молитвы, а ее муж по какой-либо причине пытается помешать ей. Но здесь надо отметить, что если вы желаете соблюсти какой-либо из необязательных постов, вам необходимо получить на то согласие мужа. Это связано с его правом удовлетворять свои половые потребности тогда, когда он того желает.

Кое-что о жизни женщины в строгих мусульманских странах

Действительно ли женщины должны ходить только в черном?
Правда ли, что хиджаб притесняет женщину и его придумали мужчины для ее подавления?
Какие они, мусульманки? Совсем забитые в общении и с ними невозможно поговорить или все совсем по-другому?
Могут ли они вообще что-то себе позволить?

Эти и другие вопросы я часто вижу в комментариях к последним постам об Иране, кроме того, эту тему меня просили раскрыть еще со времени поездки в Иорданию.
Этот пост основан на моих личных наблюдениях, сделанных в Исламской Республике Иран и на двух интервью с девушками-шиитками, которые строго придерживаются законов шариата.

Итак, что касается хиджаба и строгих черных одежд.
В строгих исламских странах действительно значительная часть женщин ходит в черных одеяниях, максимально скрывая свое тело, включая лицо. Еще издалека, завидев мужчину, она может плотнее запахнуть платок, полностью прикрыть им лицо или вовсе отвернуться в ожидании, когда мужчина пройдет мимо. При этом, их черные одежды не сплошь и рядом «черные тряпки», как почему-то принято считать. Если присмотреться к черным хиджабам, очень часто это очень разные по фактуре, толщине и составу ткани, часто содержащие рисунок, орнамент и даже кружева (как, например, на этом фото, сделанном в иранском Йезде).
Ношение женщиной хиджаба является одним из основных положений исламского законоположения - шариата.
В Коране сказано: «О, Пророк! Скажи женам своим, и дочерям своим, и женщинам верующих, чтобы они плотно опускали нa себя свои верхние покрывала. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольниц, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины».
Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк Мухаммад сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит её».
При этом в Коране нет указания относительно цвета хиджаба и степени закрытости отдельных частей тела.
Обе девушки, с которыми я пообщался относительно хиджаба, сказали буквально следующее: «Каждая девушка сама выбирает, в чем ходить. Некоторые выбирают чадор - это самый лучший хиджаб, потому что полностью покрывает тело. Некоторые носят джинсы, закрытый свитер и платок. Это тоже их выбор»

И действительно, в Иране мы видели достаточно много женщин, которые не были облачены в черные одежды, но на их головах обязательно был платок.
- Те, которые красятся и без косметики никак не выходят на улицу, не очень верующие, но все они воспринимают шиизм как единственную религию, которая не потерпела искажения. У нас в стране без платка ходить нельзя.
Спрашиваю собеседницу, с какого возраста девочки надевают хиджаб?
- С 9 лет они обязаны выполнять исламские правила, но некоторые надевают платок и раньше.

Известно, что у мусульман мужчинам нельзя прикасаться к женщинам, т.к. это может быть расценено как домогание и повлечь серьезные проблемы. Но что делать, если женщина приходит к врачу-мужчине? Парикмахеру? Визажисту?
- Если врач, то он может прикасаться, потому что это вопрос жизни и смерти. Ислам запрещает только то, что вредно для морального или физического здоровья.
- А если врач-гинеколог? Или гинекологи только женщины?
- Нет, есть гинекологи мужчины.
- А муж не будет против, если его жена идет к гинекологу-мужчине?
- Знаешь, конечно, это зависит от мужа, иногда они сильно защищают своих жен от других мужчин… это знак любви. Но если она безразлична мужу, то может и отвезти ее к гинекологу мужчине.
- А парикмахер? Визажист? Только женщины? Ты же снимаешь платок, он прикасается.
- Вообще иранки предпочитают идти к женщинам…. даже если шиизм не запретил… я иногда читаю историю Ирана. С давних пор женщины не любили, чтобы к ним прикасались чужие мужчины. Но не все)
- Вот как? Неожиданно…

Моя собеседница, отреагировав на мой интерес в этой теме, продолжает:
- Знаешь, есть девушки, которые любят болтать с парнями и даже иметь интимные отношения, но это противозаконно, хотя никто за это их не задержит.
Они сами в курсе, что нарушают правила. Я знаю девушек, которые жили много лет с парнями не в браке, но потом у них осталось чувство покаяния и они говорят, что им больно из-за нарушения правил. Ведь им известно, почему ислам запретил так называемые свободные отношения.
- А почему ислам их запрещает?
- Вообще, все эти правила помогают укреплять семью. А свободные отношения шиизм запретил, чтобы предохранять людей от заразных болезней.
- Мы отвлеклись, продолжай свою мысль.
- Да. Некоторые такие девушки раскаиваются, а некоторые нормально общаются с парнями и занимаются любовью не в браке, и у них нет чувства покаяния) . Но таких очень-очень мало в Иране. Некоторые же просто общаются с парнями, чтобы им было весело.
- Да, я обратил внимание в Исфахане, что некоторые девушки очень даже не против познакомиться, некоторые несмело флиртуют, обращаются к тебе «Хэлло, ве а ю фром?» и тут же стыдливо прячут глаза.
- Да, они не против познакомиться. Но не больше.

Скажи, а что женщинам запрещено?
- Заниматься любовью и даже целоваться с мужчинами не в браке и прикасаться к чужим мужчинам…. Это для того, чтобы девушка жила счастливо, чтобы не разбили ей сердце и не оскорбили ее. Женщина должна быть очень красивой и одеваться красиво, чтобы привлекать внимание своего мужа. Но только своему мужу она должна показать свои физическую красоту. Женщина в хиджабе - это как жемчужина внутри раковины моллюска. Так что хиджаб - это символ свободы
- Говорят, что восточные девушки дома еще те развратницы и, в том же Дубае, скупают в магазинах нижнего белье самые сексуальные модели. Это правда?
- (смеется) Развратницы) Ну я же сказала, что шиитка должна быть очень привлекательной для своего мужа. Это в основном для ее собственного счастья.

Чувствует ли себя женщина в мусульманском мире в чем-то ущемленной?
- Знаешь мужчинам очень нравится, когда видят, что их жены скрывают свою красоту от других. Не думаю. Вообще, у нас ни одна женщина не терпит несправедливого ущемления своих прав. Знаешь, по правилам шиизма женщина и мужчина равны … и чем более верующей муж, тем добрее он к своей семье.
Просто женщина и мужчина не только по полу отличаются, но и вообще способности у них разные (есть и общие): шииты считают мужчина специалист в некоторых делах, а женщина в других. По наставлениям святых имамов женщинам лучше заниматься теми делами, которые морально и физически не вредят их здоровью. Есть семьи, в которых отец решает все проблемы, которые нужно вне дома решать, а внутренние проблемы решает женщина, потому что женщина мягче и справляется с проблемами по интерьеру и т.д лучше, чем мужчины.
Знаешь, это не значит, что женщине запрещено работать и в обществе быть активной, наоборот, женщина должна всегда помочь и поддерживать мужа, женщина ось семьи в шиизме. Просто она на работе тоже должна соблюдать правила.
Человек по натуре любит интимные отношения, но надо свои чувства контролировать, поэтому шиитки не должны общаться с мужчиной так плотно, особенно наедине, чтобы соблазнить его.
А то это разрушит семью.
Я не знаю, как вы относитесь к разводу, но в Иране это не очень принято.
Согласно шиизму муж и жена должны стараться укреплять семью по максимуму. А если кто-то из них решит развестись, тому нужно забыть о своих естественных правах. Если жена первой решит расстаться, то муж вправе не вернуть ей ее калым.
А если муж решит первым расстаться, тому ему нужно вернуть не только калым, но и все, что жена когда-то купила.
И дать ей столько денег, сколько ей надо будет, чтобы она смогла жить без проблем до конца жизни, это 114 золотых монет обычно…

Много баек и легенд ходит вокруг этой щекотливой темы. Если вспомнить средневековье, то у женщин вообще не было прав, не только в исламе, но и вообще в любом обществе. Какие права есть у женщин в исламе, сейчас и ранее?

1. Почитание мужа

Одна из самых главных заповедей в исламе для женщин — это почитание мужа. Давайте разберемся, так ли это плохо, как кричат феминистки. Разве есть что-то ужасное в том, чтобы уважать мужа? Наверное, нет. Это укрепит брак и будет воплощением той самой женской мудрости.

А вот фанатизм и перегибы, насилие, которое маскируют под этой заповедью непорядочные мужчины, очень сильно попортило репутацию этой заповеди.

2. Хиджаб

Это традиционная одежда мусульманок. Выводы о необходимости хиджаба сделали из слов Корана, где говорится о том, что нужно прикрывать свои прелести, ведь ни один посторонний мужчина не должен смотреть на женщину с вожделением, а правоверной мусульманке не нужно выставлять на обозрение свое лицо и тело. Каждый делает выводы сам, до какой степени скрывать свое тело. Конечно, в таких странах как Эмираты, у вас нет выбора, что носить, а вот в других современных странах считается нормальным носить обыкновенную одежду, и никто вас не осудит. Однако если ваш муж — ревностный почитатель ислама, то решать вопрос о ношении хиджаба следует вместе с ним.

3. Денежный вопрос

В исламе принято, что у женщины могут быть свои накопления и имущество, а вот в христианское общество такая практика пришла значительно позже.

4. Физическое наказание

Ислам приемлет физическое наказание жены, если она не слушает мужа, отказывает ему в близости и ведет недостойный мусульманки образ жизни.

5. Брак

Женщинам нельзя выходить замуж за мужчин другой веры. Это связано с тем, что дети скорее всего примут веру мужа, а не ислам. В то время как мужчинам можно брать в жены не мусульманку, это просто нежелательно, но можно, а вот мусульманкам категорически нельзя.

Исламская жена

С современном обществе, с его толерантностью, суровые традиции и обычаи отходят на второй план. Поэтому часто встречаются браки, где жена мусульманка, а муж — нет.

Какая разница какая вера, если люди любят друг друга?

Традиции и обычаи исламской свадьбы

Если вы думаете, в каком стиле играть свадьбу, вот пример традиционной исламской свадьбы. Вы можете перенять оттуда традиции, чтобы порадовать и почтить невесту и ее родню.

1. Никах

Бракосочетание в мечети, наподобие христианского венчания. Мулла читает молитву, спрашивает добровольно ли супруги вступают в брак и выдает документ о заключении брака в мечети. Жених говорит, какую сумму или что подарит жене в случае развода, и что будет дарить в течении семейной жизни. Обычно жених уже с собой берет подарок, чтобы показать, как он любит свою жену и какой щедрый.

2. Валим

На столе не должно быть алкоголя и свинины, то есть продуктов запрещенных в Коране.

3. Одежда

Интересные факты про исламских женщин

1. Исламские женщины еще в средневековье организовывали учебные заведения, и это считалось нормальным, хотя были и противники, но все же Фатима аль-Фихри приняла участие в образовании университета аж в девятом веке нашей эры.

2. В исламе, в отличии от христианства и иудаизма, женщины могут занимать высокие духовные саны. Например, много женщин-имамов в мечетях Китая, Канады. В то время как в христианстве такое запрещено.

3. Имам в Европе запретил женщинам смотреть на фрукты и овощи фаллической формы, например, бананы, огурцы, чтобы не наводить женщин на грешные мысли.

4. Самый молодой женщина-президент в мире, Атифете Яхьяга, является действующим лидером Косово и первой мусульманской женщиной-президентом.

Если жена становится мусульманкой, а муж не собирается принимать Ислам, обязателен ли для них развод? Я слышала, что если один из супругов принимает Ислам, то брак считается автоматически расторгнутым. Так ли это?

Мнение, что брак расторгается, если супруга становится мусульманкой, а ее муж не желает принимать Ислам, очень распространенное, но все же поверхностное, а точнее — ошибочное. По данному вопросу, а тем более относительно обществ, где мусульмане составляют меньшую часть населения, есть несколько подробных богословских исследований. Например, у Ибн Кайима есть детальный труд, в котором он ясно доказывает, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) никогда и никому не говорил о том, что нужно срочно разводиться, и не призывал к этому в случаях принятия Ислама одним из супругов, а таких ситуаций было очень много.

Наш современник Юсуф аль-Кардави говорит следующее: «На протяжении многих лет, когда у меня спрашивали о такого рода ситуациях, я давал заключение (фетву), что брак в срочном порядке расторгается. Максимальный срок расторжения, который упоминался мною, как и многими другими учеными, исчислялся тремя месяцами и не более того» . Около двадцати пяти лет назад Кардави оказался на одном из мусульманских форумов в Америке, где также был поднят данный вопрос. При обсуждении этой темы доктор богословия Хасан ат-Тураби заявил, что жена может оставаться в браке со своим мужем после становления мусульманкой, даже если супруг не примет Ислам. Это заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Возмущений было очень много. Слова доктора Тураби «утонули» в потоке критики и слов, что «это не соответствует канонам Ислама и противоречит тому, в чем есть единодушное согласие (иджма‘)». Среди выступивших категорически против был и имам Кардави. Потом, спустя многие годы, он сказал: «Мусульманин должен учиться от колыбели до могилы, как завещал Пророк. Нет ни одного человека, который охватил бы своим интеллектом все грани познания и науки.

Всевышний Творец, обращаясь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «И моли словами: «Раббии, зиднии ‘ильма» [Господи, приумножь мои знания (мое понимание, навыки применения знаний)!]» (см. ); а также сказано в Коране: «Вам (люди) дано лишь незначительное количество знаний [если сравнивать их с тем, что вообще существует]» (см. ). «Когда я, — продолжил имам Кардави, — столкнулся с подробным исследованием имама Ибн Кайима по данному вопросу, то понял, что ошибался » .

Не буду излагать вам то подробное исследование полностью, как и те многостраничные повествования, которые были написаны в подтверждение того, что в соответствии с Сунной пророка Мухаммада брак не расторгается . Приведу лишь основные практические тезисы по данной теме, которые имеют серьезное богословское обоснование и подтверждены конкретными достоверными фактами .

1. При жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было ни одного эпизода, когда после принятия Ислама одним из супругов посланник Всевышнего говорил о необходимости расторжения брака. А случаев, когда только жена или только муж становились мусульманами, было много. Например, случай с Сафваном ибн Умайя и его супругой, дочерью аль-Валида ибн Мугыйра. Сначала стала мусульманкой жена, муж же принял Ислам только через месяц. Как были они мужем и женой, так ими и оставались. Нового бракосочетания или иных процедур между ними не производилось. Аналогичная ситуация произошла с Умму Хаким и ее мужем ‘Икримой, с Абу Суфьяном и его женой Хинд. Так же было и в случае с дочерью пророка Мухаммада — Зейнаб. Муж ее стал мусульманином только через шесть лет после того, как она приняла Ислам. Зейнаб вернулась к своему мужу без какого-либо бракосочетания, то есть, несмотря на продолжительный период, каноническая действительность их брака сохранилась и не требовала восстановления, обновления .

2. Что касается утверждения о сроке в три месяца, за который муж должен обдумать — принять или не принимать ему Ислам (в последнем случае брак должен быть расторгнут), то по этому поводу нет никаких подтверждений в Сунне пророка Мухаммада.

3. Суть вопроса состоит в том, что, когда один из супругов становится мусульманином, их брачное соглашение перестает быть непоколебимым и становится тем, что может быть нарушено по желанию одной из сторон. Когда вторая сторона также становится верующей, их брак опять переходит в состояние непоколебимости и обязательности без каких-либо дополнительных процедур.

4. Если кто-то скажет, что ответ на вопрос о разводе в случае принятия женой Ислама четко прописан в Коране, например в 10-м аяте 60-й суры, то я предлагаю ему просмотреть материалы познавательной богословской полемики, где ясно указывается, что данный аят повествует абсолютно о другом .

5. Мусульманке выходить замуж за немусульманина запрещено. В этом нет ни сомнений, ни разногласий. Мусульманину нельзя жениться, кроме как на мусульманке или (с некоторыми условиями) на представительнице людей Писания — христианке или иудейке.

Мы же сейчас рассматриваем ситуацию, когда во время женитьбы оба супруга были неверующими или людьми иного вероисповедания, а через некоторое время один из них стал мусульманином (мусульманкой) .

Думаю, что полезно будет привести выводы одного из исламских исследователей, имама ‘Абдуллы аль-Джади‘, сделанные им в результате детального и глубокого изучения данной темы:

а) Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет слов в пользу обязательности расторжения брака в такого рода ситуациях. Единого мнения ученых (иджма‘) по данному вопросу также нет.

б) Браки, заключенные до становления супругов мусульманами, сохраняют свою каноническую действительность и после принятия ими Ислама. Не нарушаются сами по себе и не расторгаются, кроме как по желанию супругов.

в) Коранический текст и тексты хадисов подтверждают допустимость продолжения супружеских отношений и после того, как один из супругов принял Ислам.

г) Несмотря на то что случаев становления одного из супругов мусульманином (мусульманкой) во времена пророка Мухаммада было много, он (да благословит его Всевышний и приветствует) ни разу не инициировал бракоразводный процесс и никого не призывал разводиться. Дочь Пророка Зейнаб вернулась к своему мужу уже после ниспослания 10-го аята из суры «аль-Мумтахана» , и возвращение это было без обновления бракосочетания. То есть брак между ней и ее мужем как был законным, так и оставался, несмотря на то что на протяжении нескольких лет ее муж не желал становиться мусульманином.

д) Что же касается 10-го аята суры «аль-Мумтахана», то в нем говорится о тех случаях, когда муж является воюющим (мухариб, участвующим в военных действиях против мусульман) и ненавистно относящимся к вере своей жены. Категорически недопустимо трактовать этот аят без учета содержания других аятов и многочисленных хадисов. Данный коранический текст как раз таки указывает на то, что в случае нетерпимого и ненавистного отношения супруга-безбожника к своей жене, принявшей Ислам, она имеет полное право уйти от него, и не будет на ней за это греха.

е) Если один из супругов становится мусульманином, а второй сохраняет терпимость к такому выбору, то они могут оставаться мужем и женой, как это происходило в такого рода случаях при жизни пророка Мухаммада. Правильность подобного подхода основывается также на поступках и заключениях ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Али ибн Абу Талиба в бытность их правителями правоверных.

ж) После принятия Ислама одним из супругов для их брака становится допустимо расторжение, если будет на то их собственная воля.

з) Внутрисемейные отношения между мужем, ставшим мусульманином, и его женой, сохраняющей свое неверие, а также между женой, ставшей мусульманкой, и мужем, продолжающим оставаться безбожником (или представителем иной религии), в полной мере сохраняются, без каких-либо ограничений .

В заключение довольно продолжительного повествования по данной теме имам Кардави упоминает мольбу, которая всем нам будет тоже полезна: «О Господи! Покажи мне истину в облике истины и предоставь возможность следовать ей. И покажи мне ложь иль ошибку в облике лжи иль ошибки и дай возможность удалиться от них». Аминь.

Изложивший вам данный аналитический материал не ставит свои религиозные познания вровень с познаниями тех богословов, чьи имена упоминались выше. Но, будучи имамом мечети более 20 лет (с 1997 года) и получив в свой адрес многие десятки тысяч живых и реальных вопросов, в том числе и по семейной тематике, имея соответствующее образование и опыт практической деятельности, когда неоднократно приходилось видеть человеческое горе, возникшее на почве дезинформации и неграмотности «консультантов», с полной ответственностью подписываюсь под приведенным.

Ответы на вопросы по теме

Есть ли какое-нибудь ду‘а для моего мужа, чтобы он принял Ислам, начал молиться, держать уразу? Больше всего в жизни я хочу именно этого. М., 22 года.

Всему свое время, не торопите события. На понятном и близком вам языке кратко сформулируйте желанную цель и легко, непринужденно проговаривайте это своим сердцем, устами. Но научитесь смотреть вперед, думать, анализировать, не ограничивайтесь мыслями о сегодняшнем, чувствуйте и представляйте себе прекрасное завтра.

Полгода назад во мне созрело желание принять Ислам. Это не прихоть, не следование какой-то моде, это искреннее и неодолимое желание. Когда я поняла это, в моей душе наступило такое спокойствие, такая уверенность, что я точно с этого пути не сверну, непременно осуществлю задуманное. Я читаю литературу (в русском переводе), прихожу в восторг и очень жалею, что не узнала обо всем этом раньше, ведь могла бы избежать многих неприятностей на своем пути, следуя Исламу. Наверное, может создаться впечатление, что я увлекающийся человек, на самом деле это не так. Я не фанатична, но Ислам — это свет для меня.

Я в 19 лет вышла замуж, в 20 — родила дочь. Муж русский, не религиозный. После загса все внимание и забота ко мне испарились, он стал много времени проводить с друзьями, выпивать, дело дошло и до рукоприкладства. Однажды он предложил мне сделать аборт… Несмотря на все это, мы живем под одной крышей уже девять лет (до свадьбы мы жили вместе некоторое время (очень жалею, что родители не наставили в свое время, как надо). И вот уже третий год мы супруги только официально, живем в разных комнатах, у нас разный бюджет (хотя у меня и крошечная зарплата, но он сразу заявил, что в случае развода я не получу на ребенка практически ничего).

Когда он заметил, что я стала много времени проводить за компьютером (Коран, хадисы и прочую литературу я скачиваю из Интернета), то заподозрил в измене. И вот я поделилась своей радостью, тем, что хочу принять Ислам, съездить в мечеть (в нашем городе нет мечетей), а в ответ услышала такое… В общем, реакция была неприятной.

Я не могу и не желаю встречать старость с этим человеком, но от одной мысли, что я согрешу, если разведусь с ним (не справилась с ролью жены?), у меня на глаза наворачиваются слезы, а душа болит. Неужели я сама загнала себя в ловушку девять лет назад? Я хочу принять Ислам, верю, что смогу сама воспитать дочь и не буду никогда вставать между ней и отцом, но как я могу совершать намаз, подвергаясь постоянным унижениям с его стороны?

Вы — свободный человек. Можете (если серьезно решили) подать заявление на развод. Когда шаг обоснован, тогда в нем нет греха. Нет никакой «ловушки». Принимайте решение и двигайтесь вперед, не сожалея о том, что когда-то было. Нужно смотреть в будущее, а не в прошлое.

Почитав ваше исследование, поняла, что, если я приняла Ислам, а муж остается атеистом, я могу не разводиться с ним. Но мне сказали, что половые отношения с ним теперь будут считаться прелюбодеянием, так как он не верит в Бога. Брак зарегистрирован только в загсе, мы не венчались, а от проведения никяха он категорически отказывается. Лена, 32 года.

Упомянутое вами суждение — чьи-то невежественные домыслы. Утверждение «половые отношения с ним теперь будут считаться прелюбодеянием» — полная глупость.

Что делать девушке, если она не этническая мусульманка, рано вышла замуж за христианина, у нее двое детей, теперь она познакомилась с Исламом и хочет принять его, однако если она примет Ислам, с мужем она жить не сможет, а муж ее и слышать не хочет про Ислам? Так как семья небогатая, средств на самостоятельную жизнь у нее нет, но с мужем она жить не хочет, так как когда она примет Ислам, то с мужем-немусульманином эта жизнь будет прелюбодеянием. К тому же она мужа не любит. Как ей быть с принятием Ислама — повременить до лучших времен или принять, будучи еще замужем? Что говорится об этом в Коране? Альберт, 27 лет.

С мужем она жить может. Прелюбодеянием это однозначно не является. Кто же утверждает подобное, пытаясь выдать себя за канонически просвещенного, безграмотен, по крайней мере в данном вопросе.

Может ли жена попросить развод, если муж требует, чтобы она сняла платок, при этом применяет физическую силу?

Жена в такого рода случаях имеет право попросить развод, так как муж требует от нее отказаться от обязательного (фард) пред Богом. При этом ей, как и ему, мужу, следует принять во внимание, что корень проблемы может скрываться не в приверженности отдельным элементам религиозной практики, а в стиле или форме личных взаимоотношений (внимание друг к другу, вежливость; в том, как супруга готовит и смотрит за домашним хозяйством и т. п.), а также в постоянном и категоричном выставлении друг другу требований и претензий.

Местный религиозный деятель, если он авторитетен для мужа, может проговорить мудрое наставление обоим, пообщаться, чтобы супруги не зацикливались на внешних атрибутах, а посмотрели на проблему с другой стороны, дабы не раздражаться друг другом, а найти пути взаимопонимания и гармонии.

Что касается применения физической силы, то по любым канонам — как светским, так и религиозным — муж не имеет права бить свою жену. В противном случае в этой жизни он уже духовный калека, а может стать таковым и физически, по воле и скорому возмездию Господа. В вечности же его ожидает незавидное наказание, так как притеснять слабых и беззащитных — тирания (зульм), а женившись, он взял на себя обязательства опеки и материального обеспечения жены.

Безволен и слаб во всех отношениях тот мужчина, который поднимает руку на беззащитную женщину, тем более когда она является его женой.

Мухаммад ибн Абу Бакр (более известный как Ибн Кайим аль-Джавзия) (1292-1350 по григор., 691-751 по хиджре) — богослов ханбалитского мазхаба, факых-муджтахид, муфассир, мухаддис, тонкий знаток многих научных направлений исламского богословия. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Т. 3. С. 164, 165.

Становление мусульманином или мусульманкой подразумевает под собой наличие основ веры, согласие с ними, даже при отсутствии отдельных пунктов религиозной практики.

Этот аят является одним из основных аргументов тех, кто говорит об автоматическом расторжении брака.

См.: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. С. 124, 125.



Рассказать друзьям