Логопедическая диагностика ребенка 3 4 лет. Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез :

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие :

Голову держит (1,5м.) ___Сидит (6 м.) ___ Ползает (6-7 м.) ___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.) ___ Перес заболевания ___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.) ___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.) ___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

Зрение ___ Слух ___

1. Вводная беседа :

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности :

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие : (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие : величина (большой - маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4. Анатомическое строение артикуляционного аппарата :

Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

Язык- (массивный, маленький, короткий)

Уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследование фонематической стороны речи : (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов : (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам )

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных :

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи :

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме )

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам )

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет :

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина :

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма : (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус :

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? - красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко» ___

10. Заключение логопеда : ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста» . Москва. «Просвещение» . 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» . Москва. «Просвещение» . 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство : познавательное развитие» . Москва. «Мозаика-синтез» . 2000.

АНАМНЕЗ

Мать___

Отец________________________________________________________________________________________

Наследственные заболевания ___________________________________________________________________

Наличие нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка_____________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Ребенок от _______________беременности

  • Характер беременности_________________________________________________________________
  • Токсикоз (1-ой, 2-ой половины беременности)______________________________________________
  • Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)___________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности

_____________________________________________________________________________________________

Употребление алкоголя, никотина, наркотиков

Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)

_____________________________________________________________________________________________

Роды

  • В срок, досрочные_____________________________________________________________________
  • Характер родов: _______________________________________________________________________
  • Нормальные_____________Стремительные____________Затяжные (обезвоженные)_____________
  • Слабость родовой деятельности матери, стимуляция: механическая химическая, электростимуляция, наложение щипцов____________________________________________________________________
  • Когда закричал ребенок________________________________________________________________
  • Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________
  • Резус фактор (+, -, совместимый) _______________________________________________________­_
  • Вес и рост при рождении_______________________________________________________________

Вскармливание

  • Принесли кормить на ___________день
  • Характер грудного вскармливания:

Сосал активно, отказ от груди, трудности удерживания сосков, засыпание во время кормления, быстрая утомляемость, частые поперхивания, срыгивания, обильные срыгивания, грудное вскармливание

До_______________________________________________________________________________________

  • Последующее вскармливание: смешанное, искусственное____________________________________

Характер жизненного ритма ребенка: без особенностей, чрезмерное беспокойство, постоянный и ничем не обоснованный плач, стойкое нарушение сна_____________________________________________________

  • Держит голову с ________________месяцев (в норме с 1,5 мес.)
  • Сидит с _______________________месяцев (в норме с 6 мес.)
  • Ходит с _______________________месяцев (в норме с 11-12 мес.)
  • Первые зубы с _________________месяцев (в норме с 6-8 мес.)
  • К одному году зубов____________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

До года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________________________

После 1 года__________________________________________________________________________________

До 3 лет______________________________________________________________________________________

ДАННЫЕ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМ, СОМАТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, О СОСТОЯНИИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (в соответствии с данными мед. карты )______________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Время появления, характер гуления______________________________________________________________

Время появления, характер лепета (в норме 4-6 мес.) ______________________________________________­­_

Первые слова (в норме около 1 года) ____________________________________________________________

Первые фразы с (в норме около 1,5-2 лет­­)_________________________________________________________

Использование жестов_________________________________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Лицо: ассиметрия мимической мускулатуры, парезы, параличи__________________________________________

Рефлексы орального автоматизма_____________________________________________________________________

Тонус мускулатуры_________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения мимической мускулатуры____________________________________________________

Произвольные движения (после 2,5 лет)

Поднять брови_____________________________________________________________________________________

Нахмурить брови___________________________________________________________________________________

Улыбнуться_______________________________________________________________________________________

Надуть щеки_______________________________________________________________________________________

2. Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двусторонняя) ______________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения_____________________________________________________________________

Произвольные движения:

(с 1г. 6 мес.)

«Поцелуй» __________________________________________________________________________________

(с 2 лет 6 мес.)

«Улыбка» ___________________________________________________________________________________

«Трубочка» __________________________________________________________________________________

Тонус________________________________________________________________________________________

Насильственные движения______________________________________________________________________

3. Зубы: нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхомплектность, диастема___________________________________________________________________

4. Прикус: нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогиния. __________________________________________________________________

5. Верхняя и нижняя челюсть:

Непроизвольные движения(при звуковых и речевых реакциях, во время еды) ________________________________

Произвольные движения (с 1г. 6 мес.)

Открыть/закрыть рот________________________________________________________________________________

Закусить нижнюю/верхнюю губу______________________________________________________________________

6. Язык :строение, аномалии, парезы, параличи__________________________________________________________

Положение в покое__________________________________________________________________________________

Подъем уздечки_____________________________________________________________________________________

Непроизвольные движения___________________________________________________________________________

Произвольные движения (с 1 года 6 мес.)

Высунуть вперед____________________________________________________________________________________

Убрать назад_______________________________________________________________________________________

На верхнюю губу___________________________________________________________________________________

«Часики» __________________________________________________________________________________________

Пощелкать_________________________________________________________________________________________

7. Твердое и мягкое небо: нормальное,высокое,излишне низкое небо; _____________________________________

  • расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя); _____________________________________________
  • несквозная (полная, неполная), субмукозная; _____________________________________________________
  • укорочение мягкого неба, отсутствие; ___________________________________________________________
  • укорочение, раздвоение маленького язычка; _____________________________________________________
  • рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; _______________________________________________
  • искривление носовой перегородки; _____________________________________________________________
  • срастание мягкого неба с дужками или задней стенкой глотки; _____________________________________
  • увеличение глоточной миндалины. _____________________________________________________________

Тип физиологического дыхания (верхнее-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)__________________

1 ГОД 1 МЕСЯЦ – 1 ГОД 3 МЕСЯЦА.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание названий

  • 3-4 предмета – транспорт, животные, игрушки

Покажи, где: _

Поменять игрушки местами_________________________________________________________________________

  • Предметы одежды и обуви (3-4)

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Понимание действий (ситуация естественная)

  • Кукла, тарелка, кроватка

Покорми куклу ____________________________________________________________________________________

Положи куклу спать _______________________________________________________________________________

Дай кукле попить ________________________________________________________________________________

3. Ориентировке в помещении (не менее трех поручений)

Покажи, где: (стол, часы, рыбки и т.д) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

Наблюдение за ребенком в течение 20 минут

Лепет _____________________________________________________________________________________________

Облегченные слова _________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 4 МЕСЯЦА – 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Обобщение предметов по существенным признакам

  • Материал: 2 однородных предмета, различающихся по одному признаку и контрольный предмет.

Покажи, где:

Черная собака_____________________________________черная кошка_____________________________________

Белая кошка_______________________________________кукла___________________________________________

Поменять местами__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

  • Материал: ложка (чайная, столовая, игрушечная), совочек, кукла

Покажи, где:

ложка_____________________________________совочек_____________________________________

кукла_____________________________________

Поменять местами___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций (В, НА)

  • Материал: коробка с крышкой и кубик

Спрячь кубик в коробку _______________________Положи кубик на коробку _____________________________

Положи кубик в стол __________________________Положи кубик на стол _________________________________

Различение неречевых звуков (с 1 г. 6 мес)

  • Материал: набор игрушек (2 бубна, 2 колокольчика, деревянные ложки (4 шт)), ширма

Угадай, что звучит. Покажи _________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

  • Материал: 4 предмета и мешочек из которого они вынимаются

Кто это? __________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

  • Материал: Сюжетные картинки

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)

  • Материал: коробка с крышкой, кубик

Спрячь кубик под крышку_____________________________под стол____________________________________

Под стул____________________________________________под кровать___________________________________

3. Понимание единственного и множественного числа существительных

  • Материал: картинки (стод – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5-и

Покажи, где: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

4. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)

  • Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар

Покажи, где: моет________________________________________моется____________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности

Покажи , где машина___________________________________машинка____________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение звуков речи

  • Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха

Угадай, кто тебя позвал? ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) __________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)

Двухсложные слова__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Односложные слова_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

3. Звуковая сторона речи (1 год 9 мес.)

Гласные___________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Согласные ________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 2 ГОДА

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание короткого рассказа без показа картинок (о событиях, которые есть в опыте ребенка)

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

2. Понимание предложных конструкций (У,С)

  • Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.

Покати шарик с горки_____________________________________со стола_________________________________

Положи шарик у коробки________________________________у книжки__________________________________

3. Понимание единственного и множественного числа глаголов (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (мальчик строит – мальчики строят) не менее 3-х

Покажи, где ______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

  • Материал: картинки - животные и детеныши (не менее 3-х)

Покажи, кто говорит? _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. 2-х – 3-х словные предложения (в естественной ситуации)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)

  • Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)

Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ ___________________________________________

3. Употребление предложного падежа

  • Материал: предметы, игрушки (мишка)

Скажи, на чем сидит мишка? _______________________________________________________________________

Лежит мячик?____________________________________________________________________________________

Лежит книжка?_________ _________________________________________________________________________

4. Употребление слов с суффиксом уменьшительности

  • Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая

машина___________________________________машинка____________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

_________________________________________________ ________________________________________

_________________________________________________ _________________________________________

5. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)

  • Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)

_________________________________________________ _____________________________________________

_________________________________________________ _____________________________________________

_________________________________________________ _____________________________________________

6. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

_________________________________________________ __________________________________________

7. Звуковая сторона речи

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2 ГОДА 1 МЕСЯЦ – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Понимание названия предметов

  • Материал: игрушки, картинки

Покажи, где

Посуда: чашка_______________________тарелка_______________________ложка

Одежда: шапка______________________пальто_______________________ботинки_______________________

платье______________________рубашка_____________________штанишки_____________________

Части тела: голова_______________________руки_______________________ноги_______________________

шея_______________________

Части лица: щеки_________________________лоб_______________________глаза_______________________

рот___________________________нос_______________________

Транспорт: машина_______________________автобус___________________поезд_______________________

самолет_______________________

Домашние животные:собака_______________________кошка_______________________

петух_______________________лошадь _______________________корова_____________

Фрукты: яблоко_______________________ апельсин_______________________слива_______________________

Овощи: морковь_______________________огурец_______________________помидор_______________________

Части тела животного: голова_______________________ноги_______________________хвост________________

глаза_________________________усы_______________________

2. Понимание действий

  • Материал: картинки

Покажи, где

одевается_______________________ест_______________________пьет_______________________

улыбается______________________играет_______________________строит_______________________

катается________________________моет_______________________гладит_______________________

лечит_______________________

3. Понимание признаков

  • Материал: картинки

Большой - маленький_______________________кислый - сладкий_______________________

Длинный - короткий________________________

Цвета: красный_______________________зеленый_______________________

синий_________________________желтый________________________

4. Понимание наречий

  • Материал: картинки

Близко - далеко____________________________низко - высоко_______________________

Быстро - медленно________________________темно - светло________________________

5. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где _______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола

Беседа с ребенком __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию (с 2 лет 6 мес.)

  • Материал: картинки

Покажи, где: мышка - мишка

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1.Многословные предложения (более 3-х слов) в беседе

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Родительный падеж

Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Дательный падеж

Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Творительный падеж

Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5. Единственное и множественное число существительных

Что это?

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Возвратные глаголы (СЯ)

Что делает мишка? (одевает – одевается)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Единственное и множественно число глаголов

Что делает мальчик? (поет)

Что делают мальчики? (поют)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

8. Слоговая структура слова

Употребление двухсложных слов с закрытым слогом (батон, лимон)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

9. Звуковая сторона речи

Гласные: _______________________ _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Согласные ___

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2 ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

1. Предложно- падежные конструкции и предлоги (ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,ПЕРЕД)

  • Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой

Положи около :____________________________________________________________________________________

Положи перед :____________________________________________________________________________________

Перебрось через :__________________________________________________________________________________

2. Понимание слов с суффиксом увеличительности (дом – домище)

Покажи, где:____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где :____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию

Покажи, где: мышка - мишка _________________________стол - стул______________________________

усы - уши______________________________ежата - мышата_________________________

коса - коза_____________________________

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Сложные придаточные предложения (в ходе беседы с ребенком)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Использование в речи вопросов: «Почему?» «Когда?»

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3. Родительный падеж

Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4. Дательный падеж

Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5. Творительный падеж

Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6. Единственное и множественное число существительных

Что это? (кубик – кубики) _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

7. Возвратные глаголы (СЯ)

Что делает мишка? (одевает – одевается)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

8. Единственное и множественно число глаголов

Что делает мальчик? (поет)

Что делают мальчики? (поют)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

9. Единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного (в 3 года)

Что здесь нарисовано и какой он по цвету? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

10. Слова со стечением согласных (чашка, ложка, мишка)

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

11. Звуковая сторона речи

Гласные: ________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Согласные

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Строение: врожденные аномалии, мышечный тонус, положение пальцев)_________________________________

_________________________________________________________________________________________________

2. Сформированность дифференцированных захватов

Ладонный захват___________________________________________________________________________________

Захват нижней третью пальцев_______________________________________________________________________

Захват большим и указательным пальцем______________________________________________________________

Захват тремя пальцами______________________________________________________________________________

3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Логопед____________________________

« »_____________________20 года

« »_____________________20 года

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними - адекватные или неадекватные, специфические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10-15 мин.)

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: психолог берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру, то следует провести обучение.



Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения - хаотичные действия или целенаправленные пробы; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (четырехсоставную). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. с. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднении проводится обучение.

Обучение: психолог показывает ребенку, как складывается сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четырехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

4. ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20x20 см) одного цвета с изображенными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 - похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 - похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 - похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.).

Проведение обследования: коробки расставляются на столе перед ребенком. Психолог обращает внимание ребенка на эталон-образец: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот такая (квадрат)». Затем вынимает из мешочка первый предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ к руга), н а э ту (показ к вадрата) и ли н а э ту (показ треугольника)?» После того как ребенок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем дают возможность разложить игрушки самому ребенку, его просят: «А теперь разложи все игрушки в свою коробку, смотри внимательно».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди дает игрушки и просит ребенка опустить игрушку в коробку. Если же ребенок опускает ее, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость, отношение к результату; результат.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из трех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую. После чего предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

6. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: тележка со стержнем, три палочки: с колечком, с рабочим концом типа вилки, с веревочкой.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола стоит тележка так, чтобы он не мог достать ее рукой. Недалеко сбоку от ребенка лежат палочки. Ребенка просят достать тележку и поиграть с ней. Если ребенок тянется к ней рукой, то ему говорят: «Подумай, как достать». В тех случаях, когда он начинает брать палочки и доставать тележку, ему дают возможность выполнять задание методом проб. Если ребенок пытается встать, его просят посидеть на стуле и подумать, как достать тележку.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения - хаотичные действия; метод проб; метод зрительного соотнесения; отношение к результату; результат.

7. НАЙДИ ПАРУ (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Оборудование: три парные карточки, на каждой из которых изображены в разной последовательности геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.

Проведение обследования: взрослый берет три карточки с разным расположением геометрических фигур и раскладывает их перед ребенком, аналогичные находятся у взрослого в руке. Он показывает ребенку одну из карточек и просит найти такую же, т.е. карточку, на которой точно так же расположены геометрические фигуры. После успешного выполнения ребенком задания ему предлагают две другие карточки. В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: предполагается первый вид помощи, при котором убирается одна карточка и ребенок должен сделать выбор из двух карточек. Если и после этого ребенок задание не выполняет, то предлагается второй вид помощи. Взрослый начинает соотносить формы на одинаковых карточках, поочередно показывая указательным жестом, чем они похожи: «Здесь первый треугольник и здесь такой же; здесь круг и на этой карточке такая же форма; здесь квадрат и здесь. Эти карточки одинаковые». После детального рассмотрения одной пары карточек ребенку предлагают выбрать другую карточку.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение анализировать и сравнивать изображения на картинке; обучаемость; результат.

8. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ. Задание направлено на выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.

Оборудование: два одинаковых комплекта строительного материала - бруски, треугольные призмы, полусферы (все одного цвета).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит сооружение из трех деталей. Затем предлагает ребенку построить такое же. Если ребенок справился с первым заданием, ему предлагают построить еще одно сооружение, при этом положение кубиков относительно друг друга меняется.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по показу, то ему предлагают выполнить его по подражанию. Взрослый ставит на стол около себя брусок, дает такой же брусок ребенку и просит его поставить так же. Затем психолог берет треугольную призму, ставит ее на брусок и просит ребенка сделать так же. Далее ставит полусферу и дает такую же ребенку, обращая его внимание на то, куда надо ее поставить. После обучения ребенку предлагают выполнить другую постройку по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; выполнение задания по подражанию, показу после обучения; отношение к результату своей деятельности.

9. НАРИСУЙ. Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: два цветных фломастера, лист бумаги.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка рисует на листе бумаги воздушный шарик и говорит: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую веревочку. Вот еще один шарик, а ты нарисуй к нему веревочку». Ребенку дают фломастер другого цвета и указательным жестом показывают, где рисовать. Если у ребенка получается веревочка, то его просят нарисовать еще один шарик с веревочкой. В случае, если у ребенка не получается, то ему дают другой лист бумаги и просят на нем нарисовать такие же шарики.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень сформированности интереса к рисованию; предпосылки к рисованию - умение держать фломастер; наличие предметного рисунка; отношение к результату.

10. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи.

Оборудование: картинки с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей (девочка кормит куклу, мальчик умывается, мальчик катает мишку на машине).

Проведение обследования: психолог последовательно по одной картинке показывает ребенку и предлагает их рассмотреть, а затем рассказать, что делает девочка (мальчик). Если ребенок отвечает однословно, но адекватно ситуации, изображенной на картинке, то психолог задает уточняющие вопросы: «Кого кормит девочка? Что делает мальчик? Кого катает мальчик? Чем мальчик будет вытирать руки?» Если ребенок не отвечает словом, фразой, то проводится обучение.

Обучение: перед ребенком одновременно кладут две картинки и просят показать, где мальчик умывается, где мальчик катает мишку. Затем спрашивают: «Что делает мальчик?», указывая при этом на картинку, где мальчик умывается. Если ребенок молчит, то его просят ответить отраженно: «Умывается».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень развития связной речи (отсутствие активной речи; наличие или отсутствие фразовой речи, понятной или малопонятной для окружающих; речь, состоящая из отдельных слов или отраженная). В тех случаях, когда у ребенка речь малопонятная или в речи отмечаются только отдельные слова, необходимо провести полное педагогическое обследование слуха и диагностику речевого развития.

оцениваются в баллах.

ПОИГРАЙ.

1 балл - ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла - ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла - ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.

4 балла - ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл - ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.

2 балла - ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия; после обучения не переходит к выполнению задания методом проб.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения пользуется методом проб.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл - ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - ребенок принимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; складывает матрешку методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК.

1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - ребенок действует, не ориентируясь на образец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа.

3 балла - ребенок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла - ребенок опускает игрушки с учетом образца; заинтересован в конечном результате.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл - ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. |

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.

1 балл - ребенок не принимает задание, не понимает цели.

2 балла - ребенок принимает задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т. е. многократно стремится дотянуться до тележки рукой либо пытается встать и подойти к тележке (других способов решения задачи не отмечается).

3 балла - ребенок принимает и понимает задание; сначала пытается достать тележку рукой, затем пытается встать и подойти к тележке; в дальнейшем использует палочки для доставания тележки, пользуясь методом проб; результат положительный.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу берет орудие в руки; решает задачу, используя метод проб или зрительного соотнесения.

НАЙДИ ПАРУ.

1 балл - ребенок не понимает задание; при обучении действует неадекватно (берет картинку в рот, размахивает ею).

2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает условия; берет любую картинку и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обучения с заданием не справляется.

3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет операциями сравнения и обобщения; после обучения выполняет задание правильно.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сразу выполняет верно.

ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.

1 балл - ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т. д.).

2балла - ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить задание по показу.

3 балла - ребенок принимает задание; по показу выполняет неточно; после обучения может выполнить постройку по показу.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.

НАРИСУЙ.

1 балл - ребенок задание не принимает; в условиях обучения не стремится рисовать.

2 балла - ребенок принимает задание, но не может нарисовать веревочку к шарику; черкает по бумаге; после обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условия задания.

3 балла - ребенок принимает задание; самостоятельно его не выполняет, но после обучения рисует шарики и веревочки; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сразу по показу рисует веревочку к шарику; заинтересован в результате.

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

1 балл - у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла - у ребенка собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.

3 балла - у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.

4 балла - у ребенка собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Важно помнить, что нормально развивающиеся дети пятого года жизни при выполнении практических задач, в отличие от детей четвертого года жизни, пользуются методом практического примеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При решении мыслительных задач они пользуются в основном оперированием образами-представлениями, т. е. решают задачи в наглядно-образном плане. Поэтому детям пятого года жизни предлагаются некоторые задания, аналогичные заданиям для детей четвертого года жизни (см. табл. 5), но требования к их выполнению и оценка действий будут иными.

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик. Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность. В тех случаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрослый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в нее кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика и т. д.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить также машинку ему.

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (наличие неадекватных действий, предметно-игровых), ^умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на форму - практического примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (пятисоставную). Задание направлено на проверку развития ориентировки на величину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит ее разобрать: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку, как складывается сначала двусоставная, а затем и остальные матрешки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

4. ДОМ ЖИВОТНОГО (адаптированный вариант методики В. Векслера). Задание направлено на проверку умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части которой имеются четыре углубления, где последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четыре ряда, по пять в каждом. Набор цветных фишек - домиков.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая" при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очереди последовательно вставляет фишки в углубления и объясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у курицы домик белый, у рыбы - голубой, у кошки вот какой - черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Обучение: если ребенок расставляет фишки не по порядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поставить этому животному свой домик. Помощь оказывают в расстановке первого ряда. Затем предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; наличие целенаправленности в действиях; умение работать по образцу; уровень восприятия цвета; отношение к результату своей деятельности.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей). Падание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

6. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй - игрушки нарисованы л другом порядке, а девочка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка Катя унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то взрослый показывает способ решения: берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и на второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его поставила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соотнося игрушки, объясняет их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее и унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения - самостоятельно решает задачу в умственном плане, сравнивая и анализируя обе картинки, решает задачу после объяснения взрослого («Надо назвать только одну игрушку»), решает задачу способом практического соотнесения, показанного взрослым; результат выполнения задания.

7. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений (детям до 4 лет 6 мес. предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. до 5 лет - в пределах пяти).

Оборудование: десять плоских палочек, экран.

Проведение обследования: перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем экспериментатор снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость; отношение к результату.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК. Задание направлено на выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из пяти палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданием, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, показу, подражанию); отношение к результату; результат выполнения.

9. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фломастеры).

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и цветные карандаши (фломастеры) и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают перерисовать. В завершение проводят дополнительную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие, понимание задания и интерес к нему; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку - «головоног», изображение человека - наличие в рисунке основных частей тела и лица).

10. РАССКАЖИ (сюжетная картинка «Зимой»). Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Оборудование: картинка с изображением зимнего сюжета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся детей лежат недалеко от санок в снегу).

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то тогда экспериментатор последовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами? Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она увидела?»

Обучение: если ребенок не может ответить на эти вопросы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе? Что случилось с санками? А это кто бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способ выполнения (самостоятельно составляет рассказ); уровень восприятия и понимания изображенного сюжета - не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета (перечисляет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сюжетного изображения.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

ПОИГРАЙ.

1 балл - ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.

2 балла - ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.

3 балла - ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.

4 балла - ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).

2 балла - ребенок принимает задание, Но, выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. Не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате.

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл - ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).

2 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку без учета величины; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.

ДОМ ЖИВОТНОГО.

1 балл - ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно.

2 балла - ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату.

3 балла - ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате.

4 балла - ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.).

2 балла - ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи - накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату.

Диагностическое обследование ребенка с 3–4 лет по развитию речи

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Степанова Людмила Александровна

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

Понимание речи;

Сформированность фонематического слуха;

Предметный и глагольный словарь;

Слоговая структура слов;

Уровень развития активной речи;

Состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (6 серий заданий).

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128-133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134-139.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется:

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140-142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Окажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143-148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 149-153. Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По еле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения.

Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 162-176. Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слона различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки - зайка, мишка.

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются:

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»).

Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154-161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

Иннервация мимической мускулатуры: движение оскаливания (улыбнись Петрушке); надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары); наморщивание (удивись, увидев Петрушку); нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

Строение артикуляционного аппарата:

Губы(толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

Зубы(норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

Прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);

Язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

Уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

Твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения артикуляционного аппарата: уточнение возможности движений губами:

Раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);

Выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);

Округлить губки («баранка»); уточнение возможности движений языком:

Высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);

Высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);

Пощелкай язычком(лошадка поскакала);

«часики»;упражнение для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз).

Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

- «улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поцелуй его);

- «трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему).




Рассказать друзьям