Профилактика несчастных случаев с детьми. Профилактика и предотвращение несчастных случаев с детьми

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О безопасности детей должны думать и родители, и работники детских учреждений. Но за ребенком нельзя следить 24 часа в сутки. Поэтому гораздо проще и легче обезопасить тот микромир, в котором обитает ребенок. Каждый человек, имеющий детей, должен превратить свою квартиру, свой приусадебный участок в безопасную зону, где никакие ЧП с ребенком не должны приключиться.

В первую очередь родители должны уяснить для себя, что безопасно для ребенка, а что таит в себе угрозу. Для этого нужно читать специальную литературу, учиться на ошибках других людей, в семье которых происходили несчастные случаи.

Благоразумные меры предосторожности - вот тот принцип, который должен царить в вашем доме.

Во всем мире основной причиной детской смертности являются несчастные случаи. Если в странах Западной Европы ежедневно в результате несчастных случаев погибают три ребенка, то в России их погибает пять.

А сколько миллионов детей ежедневно направляются в поликлиники для оказания скорой медицинской помощи!

А сколько детей ежедневно направляется в стационары и реанимационные отделения!

Наиболее опасен в смысле травматизма детский возраст от 1 года до 2 лет. Если еще несколько дней назад ребенок не мог дотянуться до кипящего на плите чайника или блестящей розетки, то сегодня он уже делает это. Ему интересно посмотреть, как все устроено, и интерес его к окружающему миру повышается с каждым днем. Ребенок пытается пролезть всюду, потрогать и изучить каждую вещь.

Каждый ребенок любопытен до невозможности. У каждого много воображения и масса нерастраченной энергии. Детям нужно обязательно знать, что их окружает, как оно работает, почему блестит. То, что вчера их абсолютно не интересовало, сегодня становится жизненно необходимым.

В условиях дома и квартиры особенно много трагедий случается в летние месяцы и, почему-то, в воскресные дни. Вечер воскресенья - кульминация детского травматизма и несчастных случаев. Почему так случается, объяснить трудно.

В условиях улицы особенно опасна для детей дорога. Больше это относится к детям до 12 лет. Да, и что греха таить, даже мы, взрослые, и то иногда пренебрегаем правилами дорожного движения. Что уж тут говорить о ребенке. Случаи детского травматизма на дорогах - это головная боль автоинспекции и родителей. Так научите же своего ребенка правилам дорожного движения и элементарным основам самосохранения. Пусть ребенок на всю жизнь запомнит, что:

ДОРОГУ МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ ТОЛЬКО НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ;

ПЕРЕХОДЯ ДОРОГУ, НАДО ПОСМОТРЕТЬ СНАЧАЛА НАЛЕВО, ПОТОМ НАПРАВО, ПОТОМ СНОВА НАЛЕВО И, ТОЛЬКО УБЕДИВШИСЬ, ЧТО ДОРОГА СВОБОДНА ОТ ТРАНСПОРТА, НАЧИНАТЬ ПЕРЕХОД;

ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ НАДО ТОЛЬКО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ЕЙ, А НЕ НАИСКОСОК.

Маленькие дети не понимают, что такое риск. Им непонятно, что такое опасность.

У них нет опыта, который подсказал бы им, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧТО - НЕТ.


Найти ещё что-нибудь интересное:

Для достижения наибольшего развития своих способностей дети должны расти в безопасном, здоровом и заботливом окружении. Опасности внешней среды включают несчастные случаи, отравления и жестокое обращение. Дети должны быть защищены от вредного воздействия, насколько это возможно. Основную ответственность за это несут родители, семья и опекуны, однако врачи, другие специалисты и общество также играют большую роль в поддержке безопасности окружения детей. Риск опасностей, которые несет в себе окружающая среда, увеличивается за счёт:
бедности;
низкого качества условий жизни, перенаселённости;
недостатка безопасного пространства для игр;
недостатка навыков воспитания детей, что может быть связано с психическим заболеванием родителей, наркотической зависимостью или злоупотреблением алкоголем, склонностью к жестокости, низким уровнем образования или недостатком социальной поддержки.

Несчастные случаи , которые часто называют непреднамеренными травмами, чрезвычайно распространены. В Великобритании 1 из 4 детей ежегодно оказывается в А&Е; около половины - в результате несчастных случаев. Большинство несчастных случаев вызывают только незначительные травмы, однако они могут быть и фатальными. Несчастные случаи - основная причина смерти детей в возрасте старше года, они приводят к инвалидности и страданиям, включая синдром посттравматического стресса.

Травмы головы с повреждением головного мозга считают основными причинами инвалидности после несчастных случаев. Косметические повреждения вследствие , ошпариваний и других несчастных случаев могут нанести ребёнку сильную психологическую травму. Среди детей дошкольного возраста травмы наиболее часто возникают летом, особенно у мальчиков.
Несчастные случаи являются второй по распространённости причиной смерти у детей в возрасте старше года.

Типы несчастных случаев у детей

Типы несчастных случаев , происходящих с детьми, зависят от возраста и степени развития. Младенцы могут утонуть в ванночке во время купания, если оказываются без надзора, поскольку не могут самостоятельно сесть в случае падения. Дети в 1-2 года непрерывно исследуют пространство вокруг себя, обычно в доме, не задумываясь о последствиях своих действий.

Они склонны к падениям , ошпариванию, проглатыванию потенциально опасных веществ, могут уйти и заблудиться, утонуть в пруду, бассейне и других открытых водоемах. Большинство серьёзных происшествий, которые могут произойти с младенцами и маленькими детьми, наблюдательные родители способны спрогнозировать и предотвратить при бдительном надзоре. Дети старшего возраста попадают в разнообразные уличные происшествия, в основном в качестве пешеходов или велосипедистов; получают травмы при занятии спортом или из-за падений, когда карабкаются вверх по вертикальным объектам.

Предотвращение несчастных случаев

Безусловно, предотвращение несчастных случаев среди детей имеет большое значение. Врачи, занимающиеся лечением травмированных детей в результате несчастных случаев, особенно заботятся о том, чтобы информировать общество о соответствующих превентивных мероприятиях.

В целях предотвращения несчастных случаев :
необходимо предположить связь между типом происшествия и уровнем развития ребёнка;
в каждом случае необходимо принимать решения на основании детального изучения эпидемиологии, например, использование плотно закрывающихся контейнеров считают лучшим методом ограничения доступа детей к лекарствам;
наиболее успешны мероприятия, подкрепленные соответствующим законодательством.

Такие организации , как Королевское общество по предотвращению несчастных случаев и Доверительный фонд по предотвращению несчастных случаев среди детей, играют важную роль, способствуя значительному снижению количества происшествий путём внедрения образовательных мероприятий и лоббирования законодательных изменений, например обязательного использования велосипедного шлема.
Число детей, погибших в результате несчастных случаев, значительно снизилось за последние 30 лет.

Молодая мать бросается к своему четырехлетнему сыну на детской площадке: он только что упал с лесенки. Вначале она просто испугана и озабочена, но, когда убеждается, что ничего страшного не случилось и о недавней катастрофе свидетельствует только маленькая царапина на коленке, она, поморщившись, объясняет своей приятельнице: «Он падает вот уже третий раз за сегодняшний день; скажу вам, эти случайные падения преднамеренные. Он все еще злится на меня, что я вернулась домой из больницы с маленькой сестренкой, заставляет меня разрываться на части, ревнуя меня к ней и требуя внимания к себе».

Все это кажется случайностью, но большинство из нас хорошо знакомы с такими «преднамеренными случайностями». На самом деле в них заложена глубокая идея, и хотя подобные наблюдения делались на всем протяжении человеческой истории, предметом научного рассмотрения они стали лишь недавно.

Когда нашей дочери было девять лет, она сильно растянула себе связки на ноге. После того как прошла боль и страх, дочь пришла в восторг, узнав, что ей придется несколько недель ходить на костылях. Она не могла дождаться, пока пойдет с ними в школу, и реакция ее одноклассников не разочаровала ее: это событие принесло ей столько славы и внимания, сколько она даже не ожидала. Каждому хотелось попробовать походить на костылях, и наша дочь упивалась тем, что она была их обладательницей. Одной девочке в классе это не понравилось; за два дня до этого она спрыгнула с каменной стенки на бетонную площадку и ушибла себе ногу. Время прошло, и она только слегка прихрамывала, но через несколько дней после «триумфа» нашей дочери она вдруг стала прыгать на одной ноге, утверждая, что ее ушибленной ноге становится все хуже и хуже. Мы посочувствовали ее матери и учительнице и пошутили о том, что костыли становятся инфекцией. Мы были умудренными опытом психологами и пришли к выводу, что слава одной девочки может отравлять жизнь другой. К счастью, дети умеют настаивать на своем, и, когда дела стали принимать худший оборот, родителям девочки пришлось проконсультироваться с доктором. Вторая травма ноги оказалась самым настоящим растяжением связок, которое не всегда сразу проявляется. Растяжение осложнилось тем, что лечение не было проведено своевременно, и, к горю нашей дочери, ее одноклассница тоже стала ходить на костылях.
Можно сказать: «Хватите нас новых теорий», но это еще не конец истории. Учительница IV класса рассказала нам через несколько недель, что теперь она ведет ежедневный учет происшествий в своем классе. Хотя они и были, к счастью, незначительными, но их случалось по три-четыре за день! И все началось с одного растяжения связок! Были ли они «преднамеренными случайностями»? Как мы можем это определить? Не вызывают ли дети несчастные случаи бессознательно? Когда мы имеем дело с серией несчастных случаев – всегда ли это случайность?

Сама природа детства ставит особые проблемы перед изучением подверженности малышей несчастным случаям. Дети по своей натуре более любопытны, более предприимчивы, чем взрослые. Для того чтобы расти и учиться, они должны экспериментировать и исследовать, обладая "в то же время меньшим опытом и не столь зрелыми суждениями. Они действительно хуже, чем взрослые, могут контролировать свои побуждения, но в то же время они обладают безграничной энергией, более широкими возможностями и более разнообразными впечатлениями. Технический прогресс также создает много опасностей на их пути: больше машин, более напряженное уличное движение, переполненные людьми города, больше потенциально опасного электрического оборудования в доме. Кроме того, ежедневная жизнь детей полна конфликтов со старшими, борьбы за большую независимость, против контроля со стороны взрослых.

В нескольких проведенных недавно исследованиях содержатся сведения, которые могут быть полезными для родителей и учителей. В них сообщается, что при изучении подверженности детей несчастным случаям важно различать временную подверженность, которая проявляется в какие-то периоды жизни ребенка и быстро проходит, и такую подверженность несчастным случаям, которая действует постоянно в течение длительного времени. Оказывается, что меняющиеся взаимоотношения со взрослыми и интенсивная борьба за независимость могут вызвать у детей временные периоды подверженности несчастным случаям. Этим можно объяснить тот факт, что с одними детьми несчастные случаи происходят чаще, а с другими – реже. Также возможно, что проблемы взросления могут вызывать определенную подверженность несчастным случаям. Если, например, с ребенком происходит целая серия таких случаев в течение года, а до этого с ним ничего подобного не происходило, то, возможно, подобным способом ваш ребенок пытается справиться с какими-то неподдающимися ему проблемами взросления. Следует внимательно понаблюдать за ним, но тревожиться не стоит.

В том случае, когда подобное поведение приобретает устойчивый характер, может потребоваться особая помощь и наблюдение специалиста. Многие взрослые, пережившие травмы, были подвержены им еще в детстве. И похоже, что нередко они бессознательно использовали несчастные случаи как способ решения стоящих перед ними психологических проблем. Иногда дети преднамеренно хотят, чтобы с ними что-то случилось, этим они как бы наказывают себя за ту или иную провинность.

Повторяющиеся несчастные случаи иногда являются для ребенка способом установить контакт с другими сверстниками и получить должное внимание со стороны взрослых. Это также может быть способом удовлетворения потребности ребенка в том, чтобы с ним возились, утешали его, заботились о нем, и он не может найти другой путь к удовлетворению своего стремления. Хотя такие дети и кажутся бесшабашными, относящимися к опасным ситуациям легко, без необходимых предосторожностей, на самом деле они могут думать, как Том Сойер: «Они пожалеют, когда я умру!» Чувствуя, что к ним несправедливо относятся, они бессознательно надеются, что несчастный случай заставит родителей пожалеть их.

Опасная подверженность несчастным случаям может также отражать страх перед телесными повреждениями: иногда реальная травма менее болезненна, чем детские фантазии о более серьезной, и может облегчить, по крайней мере временно, подобные страхи. Причиной слишком частых несчастных случаев могут также являться слишком жестко подавляемые злость и враждебность, которые не могут быть выражены приемлемым способом. Некоторые из этих чувств могут быть реакцией на гиперопеку со стороны взрослых, которые не оставляют малышам достаточных возможностей для самостоятельности; ситуация «подрезанных крыльев» может вызвать подавленное чувство обиды, которое находит свое выражение в травме. Все это серьезные и сложные проблемы, которые озадачивают и беспокоят любых родителей и требуют консультации специалиста. К счастью, мы все больше узнаем об эмоциональных проблемах детства, к тому же система специальных детских клиник и консультаций предоставляет все большие возможности для получения профессиональной помощи.

Однако нам следует помнить, что выраженная подверженность несчастным случаям встречается у детей не столь часто, и большинство из нас будут больше занимать различные варианты временной подверженности несчастным случаям.
В некоторых исследованиях даже содержится предположение, что некоторые из детей склонны попадать в несчастные случаи! Даже определенная доза неповиновения взрослым придает живость и остроту формирующейся личности! Прежде чем навесить ярлык «отклоняющееся» на все поведение, ведущее к несчастным случаям, нам надо на мгновение остановиться и подумать о том факте, что, хотя спокойные, осторожные и послушные дети могут прожить более безопасную жизнь, любознательность и предприимчивость, по крайней мере в разумных количествах, являются основой прогресса человечества.

Будучи взрослыми, мы, родители, несем ответственность за создание достаточно безопасной среды для наших детей. В некоторых из последних исследований попадается интересная информация о том, что, оказывается, есть такие дети, которые, сами не попадая в несчастные случаи, каким-то образом ухитряются вовлекать в них других! Этот факт указывает на то, что вообще необходимо наблюдать за играющими детьми. Мы хотим, чтобы наши дети учились на собственном опыте, но было бы глупо стоять в стороне, если один ребенок подстрекает другого к опасным действиям или если его дразнят старшие и более сильные дети. Дети не могут совладать с внезапными и слишком сильными побуждениями, и самоконтроль развивается у них постепенно, по мере того, как они растут. Взрослые несут ответственность за соблюдение разумных предосторожностей и дома и там, где наши дети учатся и играют. Необходимо требовать контроля за уличным движением на оживленных улицах, безопасность детских площадок, школ и жилых зданий, которые должны строиться с соблюдением обязательных правил, добиваться, чтобы бытовые и другие электрические и механические приборы были исправны.

Оценивая реальные опасности и возможные несчастные случаи, мы сталкиваемся с той же дилеммой, которая часто возникает в процессе воспитания: как нам установить разумные ограничения и в то же время не подавить у наших детей здоровое стремление к независимости?" Некоторые несчастные случаи с детьми вызваны слишком частыми «нельзя».

Каждый из нас, основываясь на собственном жизненном опыте и исходя из особенностей темперамента, должен прийти к взвешенному решению о том, как предотвратить несчастные случаи у собственных детей. Мы можем приложить все усилия, чтобы убедиться, что ребятишкам, часто страдающим от несчастных случаев, необходимо помочь справиться с их глубинными эмоциональными проблемами. Активные, импульсивные, энергичные дети должны иметь возможность для организованных занятий физкультурой, которые им так нравятся. Важнее всего, чтобы мы приложили свои силы к тому, чтобы лучше понять детей, с которыми мы живем и работаем, наилучшим образом удовлетворять их действительные потребности в поддержке, внимании и ободрении со стороны взрослых.

Эда Ле Шан. "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"

Как можно предупредить несчастные случаи?
С детьми нередко происходят различные несчастные случаи. Большая их часть бывает дома, причем около половины случаев - с детьми до 5 лет. Трудно поверить, но несчастные случаи дома являются наиболее частой причиной смерти детей в возрасте от 1 года до 5 лет.
Конечно, полностью исключить риск возникновения несчастных случаев невозможно, но родители могут многое сделать, чтобы предупредить их.
Во-первых, внимательно осматривайте помещение глазами ребенка, чтобы выявить и устранить потенциальные источники повреждений.
Во-вторых, чаще объясняйте малышу риск повреждений, повторяйте это при каждом подходящем случае. Даже очень маленький ребенок, несколько раз упав, уже более осторожно относится к окружающей обстановке.
В некоторых опасных ситуациях родители должны быть особенно осторожны.
Ожоги - одни из самых тяжелых и, к сожалению, распространенных травм детей.
Горячие напитки всегда ставьте далеко от ребенка. Следите, чтобы малыш не стащил со стола скатерть, где стоят тарелки с горячей пищей или горячими напитками.
Кухня - самое опасное место для детей. Закрепите защелки или замки на двери кухни так, чтобы ребенок не мог дотянуться до них и открыть дверь. Не ставьте горячую посуду с пищей близко к краю плиты или стола. Не оставляйте открытой горячую духовку. Ручки сковород поворачивайте к стене, чтобы ребенок не мог стащить сковороду с плиты. Не оставляйте свисающим шнур электрочайника, чтобы ребенок не стащил его и не опрокинул на себя.

Повторяйте ребенку, что обогреватели могут причинить ожоги, если к ним дотронуться.
Отравления - еще одна опасность, которая подстерегает ребенка. Все лекарства храните в емкостях или ящичках под замком, чтобы ребенок не мог к ним добраться.
То же касается химических средств, применяемых в быту. Ребенок может проглотить их, что вызовет ожоги полости рта, пищевода, желудка и общее отравление организма. Химические удобрения для огорода также храните в недоступных для детей местах. Убедитесь в том, что на огороде нет ядовитых растений, которые ребенок мог бы съесть просто из любопытства.
Дети часто падают, и этого не избежать, однако свести опасность падений к минимуму можно. Не позволяйте ребенку бегать в носках или чулках по скользкому деревянному или плиточному полу. Прикройте такие полы нескользкими покрытиями (ковер, палас и др.). Поскользнувшись на полу, ребенок может удариться головой, что очень опасно.
Ступеньки тоже опасное место для ребенка. Не оставляйте его на лестнице одного, пока он не научится уверенно ходить по ступенькам.

Усаживайте малышей только в детские стульчики.
Если ребенок бегает в ходунках, следите, чтобы он не попал на лестницу, не зацепился за мебель, так как он может опрокинуться и удариться, чтобы поблизости не было горячих обогревателей или посуды с горячей водой.
Убедитесь, что окна надежно закрыты и ребенок не может забраться на подоконник. Проверьте, прочны ли прутья на балконе и достаточно ли узкие расстояния между ними, не может ли ребенок протиснуться между ними. В противном случае балкон необходимо закрыть, чтобы малыш не мог туда проникнуть.
Следует принять меры и для того, чтобы предупредить поражения электрическим током. Все дети любят засовывать пальцы либо какие-нибудь предметы в электрические розетки. Купите специальные заглушки из пластика или закройте розетки мебелью так, чтобы они не попадали в поле зрения ребенка.

Чтобы ребенок не порезался, проверьте все ли опасные предметы убраны из комнаты. Одной из частых причин порезов является разбитое стекло. Низко расположенные стекла дверей должны быть небьющимися или очень прочными. Не позволяйте ребенку играть стеклянными предметами. Спрячьте предметы с острыми краями, особенно те, которыми ребенок может повредить полость рта, уши, глаза: карандаши, ручки, швейные принадлежности. Ножницы и ножи храните в недоступном для детей месте - дети очень рано начинают с ними экспериментировать.
Ребенок может проглотить или сунуть в нос предмет, что вызовет удушье. Трахея ребенка очень узкая и легко может быть закупорена.
Следите, чтобы ребенок не играл с мелкими предметами, которые можно взять в рот и нечаянно проглотить. Чаще всего дети глотают бусинки, твердые конфеты, глаза кукол, фишки для игры и орехи. Лучше всего не давайте детям до 7 лет орехов и карамелек.
Убедитесь также, что малыш не играет лентами или кусочками веревочек, которые он может обвить вокруг шеи, что вызовет удушье. Причиной трагедии может стать да¬же обычный полиэтиленовый пакет, если ребенок натянет его на голову и не сумеет снять. Следите, чтобы такие пакеты всегда находились в недоступном для ребенка месте.
Перед купанием всегда проверяйте температуру воды в ванне. Не оставляйте малыша одного в ванне, так как он может открыть кран с горячей водой или захлебнуться и утонуть. К несчастью, маленькие дети могут утонуть не только в реке, озере, но и в ванне. Достаточно слоя водь в несколько сантиметров, чтобы ребенок захлебнулся. Не оставляйте его одного в ванне ни на минуту. Если звонит телефон или звонят в дверь, берите ребенка с собой из ванной или вообще не реагируйте на звойки, пока купаете малыша.

Если в вашем саду, на даче есть водоем, оградите его так, чтобы ребенок не перебрался через изгородь и не упал в воду. Взяв с собой малыша на море или на речку, не спускайте с него глаз ни на минуту.
Как можно раньше научите ребенка плавать, соблюдая осторожность на воде. Убедите ребенка, что к воде нужно относиться очень осторожно. Много отличных пловцов погибает оттого, что не учитывают речные водовороты и морские приливы.
Предотвратить несчастные случаи вне дома значительно труднее. Риск травм существует в общественных местах, на детских площадках, в парках, на лестницах, на дорогах. На детских площадках внимательно следите за тем, чем занят ваш ребенок. С одной стороны, не стоит запрещать ему смелых действий, но с другой - риск допустим в разумных пределах.
Держите ребенка за руку на дороге, не отпускайте его на проезжую часть. Нельзя удерживать малыша за шарф, пояс - он может упасть.
Обеспечьте безопасность ребенка в автомобиле. Следите, чтобы всегда был застегнут ремень безопасности. Ребенок должен сидеть на заднем сиденье за водителем. Маленьких детей нужно помещать в специальные стульчики, которые пристегиваются к сиденью, или в специальные съемные колыбельки, также прикрепляемые к сиденью.

Не держите ребенка на руках на переднем сиденье, так как в случае аварии ребенка по инерции выбрасывает через переднее стекло с огромной силой и он получает ушибы и резаные раны стеклом.
Старшие дети должны сидеть на заднем сиденье, также пристегнутые ремнем безопасности; Чем раньше вы приучите детей пристегивать ремень, тем спокойнее они будут это воспринимать. Во время езды не позволяйте ребенку передвигаться по сиденьям. Всегда держите под рукой номера «скорой помощи», больницы, родственников и соседей на случай необходимой помощи.
О безопасности ребенка помните не только в своем доме, но и у родственников и знакомых, где вы с ним бываете. Придя в гости, осмотрите помещение критическим взглядом и не стесняйтесь попросить убрать опасные предметы.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.05.2017г. № 07-2617 "О направлении методических рекомендаций" предлагаем Вашему вниманию рекомендации по профилактике несчастных случаев и детской смертности.

Введение
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.
Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей, их причины
Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления;
- отравления;
- поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием
мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).
На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
- В возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников.
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора,
- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;
4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми:
1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.
6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
3.1 Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;
- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;
- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов;
- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;
- принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
- не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;
- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние;
- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2 - 3-х литров в день;
- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;
- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.
3.2 Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках,
сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- не оставлять детей без присмотра на высоте;
- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,
необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;
- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
3.3 Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания
или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
3.4 Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах {стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
- запретить детям играть в опасных местах;
- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
3.5 Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах,
- обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
3.6 Роллинговый травматизм
Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:
- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;
- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава.
- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем.
Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;
- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
- запретите кататься вблизи проезжей части;
- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
3.7 Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
- соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;
- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:
- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
- соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!



Рассказать друзьям