Рождается любовь между мужчиной женщиной. Истинная любовь между мужчиной и женщиной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Влюбленность, или «романтическая любовь» – это совсем не та любовь, о которой как о высшей добродетели говорит христианство. Однако именно эта любовь-влюбленность воспринимается молодыми людьми как очень важное, яркое, неповторимое, пронзительное чувство, смешанная и непонятная эмоция.

Проблема любви как «романтических отношений между мужчиной и женщиной», которые непременно предшествуют созданию семьи и продолжают существовать уже в рамках семейного союза, почти не поднималась христианскими философами. Святые отцы к этому вопросу подходят крайне целомудренно. В их понимании любовь, даже любовь между мужчиной и женщиной – это в первую очередь духовная христианская любовь, это жертвенность, милосердие, терпение, прощение. Однако молодой человек или девушка (даже из христианских семей), впервые открывая в себе интерес к противоположному полу (испытывая то, что по традиции именуется «первой любовью»), данные ощущения и эмоции вряд ли могут конструктивно напрямую увязать с теми сложными, хотя и правильными благочестивыми терминами, которыми говорит о любви христианское предание.

Для молодых людей (а очень часто и для взрослых) романтическая любовь – это непрерывное движение души, сопряжение великой радости и страха, ибо любовь призывает человека, как никогда ранее, открыться другому, а значит – стать уязвимым. Когда человек влюблен, он готов все то, что находится в глубине его души, разделить с объектом своего обожания. Это чувство (на момент его «активной фазы») как «двигатель» жизни, его нельзя отвергнуть, так же как нельзя отказаться от пищи. Такая любовь-влюбленность – мощное эмоциональное и психологическое влечение одного человека к другому. Любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания. Человеческая природа по-своему жестока, она требует к себе очень серьезного отношения. В данной ситуации человек впервые узнает в себе совсем иного человека, уже не ребенка. А главное, с этого момента любовь (влюбленность) становится нужна, необходима, человек сознательно или подсознательно ищет ее. Именно это чувство с удивительной силой генерируют творческую энергию человека, при этом значительно снижает его аналитический (рассудочный) потенциал в отношении происходящих событий.

Итак, что же это такое – любовь-чувство, любовь-влюбленность, любовь-влечение, эмоциональное и психологическое, с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Счастье человека может состояться с его одной единственной любимой (любимым) или платоновский миф об андрогинах не находит подтверждения в христианской традиции? Браки заключаются на небесах или в государственных структурах? «Настоящая любовь» навсегда или ее продолжительность определяется биологическими сроками зачатия, беременности и вскармливания ребенка, т.е. 3-5 годами? Любовь – это всегда радость и счастье или она может причинять боль и трагедию? Это все чрезвычайно важные вопросы, они особенно актуальны, а самое главное – интересны для молодых людей, т.к. эта сфера впервые постигается ими и требует определенной личностной реакции, интеллектуального и нравственного осмысления.

«Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании взрослые люди суть дети в вопросах межличностных отношений»

К сожалению, далеко не всегда взрослые способны в данной ситуации привести исчерпывающие ответы на жизненные запросы молодого человека. Нередко за неимением четкой мировоззренческой позиции, нравственных категорий в сознании (что характеризует подавляющее большинство представителей нашего постатеистического общества) эти взрослые суть дети в вопросах межличностных отношений, правда те дети, о которых апостол Павел предупреждает: «не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20). Ровесники могут быть хорошими друзьями (в смысле сопереживателями) и даже советчиками, но вряд ли их советы будут характеризоваться благоразумием. Те же современные психологи, к которым приводят своих взрослеющих чад родители или учителя, могут стоять на позициях, далеких от христианства, на позициях грубого материализма, воспринимающего человека как животное и, соответственно, предоставляя преференции его вполне животным инстинктам, или, что еще хуже – оккультизма. Такого рода «врачи человеческих душ», с точки зрения христианской нравственности, могут дать, скажем, девушке не просто плохие, а убийственные советы в духе: «Да тебе давно пора переспать с ним, и все образуется!»

Поэтому для православного миссионера тема «первой любви», которая неразрывно сопрягается с вопросами отношений между мужчиной и женщиной, правильного виденья, правильного поведения и, соответственно, построения этих отношений – создания семьи, является благодатной почвой для сеяния семян христианского благовестия. Один мудрец сказал: «Безумие отвечать на вопрос, который не задан». И очень часто наши просветительские старания терпят неудачу именно по той причине, что тема наших выступлений неинтересна для школьников и студентов. Она неактуальна для пространства их насущной жизни, она не трогает их. В этом контексте вопросы о влюбленности, любви, построении отношений, семьи являются хорошей основой для проповеди христианского вероучения. И к ответам на некоторые из этих вопросов я предлагаю перейти.

Что такое христианская любовь?

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия». Однако все же, чтобы дать некое понимание этой Божественной реалии, мы вынуждены прибегнуть к катафатике и, пусть нашими несовершенными словами и понятиями, все же показать различие между христианской любовью и любовью чувственной, плотской, романтической.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть».

Итак, христианская любовь – это не просто чувство! Христианская любовь – это сама жизнь, это вектор бытия, направленный к Небу, к Богу. Поскольку же «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4, 7), то эта жизнь (образ жизни) пронизана любовью, делами любви. Дела любви человека по отношению к окружающему миру есть подобие любви Божественной по отношению ко всему Им созданному.

Говоря языком человеческим, христианская любовь есть проявление высшей благожелательности по отношению к каждому человеку, который волею Божией встречается на пути его жизни. С одной стороны, это проявление благожелательности есть не просто исключительно внешнее поведение, ибо место пребывания этой благожелательности – сам дух, высшая фракция устроения человека, устремленная к Богу. С другой стороны, эта благожелательность должна проявляться в делах любви по отношению к окружающим и уж как минимум – в отсутствии злых измышлений и намерений касательно их. Святитель Игнатий Брянчанинов строго предупреждает: «Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». И действительно, с некоторой долей условности можно утверждать, что в наши дни христианская любовь является синонимом «благожелательности» и «милосердия» (в то время как просто «любовь» понимается в лучшем случае как романтическое увлечение, а в худшем – как нечто плотское и пошлое). Святитель Иоанн Златоуст так и пишет: «Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится». Все мы помним, какие характеристики дает любви апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится » (1 Кор. 13, 4-8).

Как выше было сказано, христианская любовь – это совсем не романтическое переживание, не чувство влюбленности и тем более не половое влечение. И в подлинном смысле любовью может быть названа именно христианская любовь как прямое проявление божественного в человеке, как инструмент восприятия нового, восстановленного, бессмертного Человека – Иисуса Христа. При этом следует оговориться, что романтическая любовь, равно как половое влечение, не есть нечто чуждое божественному устроению человеческого естества. Бог создает человека холостичным (от др.-греч. ὅλος - целый, цельный): и дух, и душа, и тело, разум и сердце – всё создается Единым Богом, всё создается прекрасным и совершенным («добро зело»), всё создается как единая, неделимая реалия, как единая природа.В результате великой катастрофы – грехопадения человека – его природа претерпевает повреждение, изменение, искажение, извращение. Некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие фракции: ум, сердце и тело (иногда это деление представляется как дух, душа и тело), – каждая из которых обладает автономным волевым началом. Отныне эти начала действуют не в согласии друг с другом, они могут быть направлены не к добру, а ко злу, не к созиданию, а к разрушению – и самой личности, и окружающего мира. Но Господь Иисус Христос Своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную человеческую природу, приводит ее в совершенство, и разрозненные свойства человеческого естества (ум, сердце и тело) приводятся к гармонии, к единству в Богочеловеке Иисусе Христе.

Что такое влюбленность, или романтическая любовь?

Если пользоваться делением человеческой природы на дух, душу и тело, то влюбленность – это, безусловно, сфера души. Если вспомнить о святоотеческом делении на ум, сердце и тело, то романтическая любовь – это, безусловно, сфера сердца.

«Романтическая любовь – это служебное чувство, источником которого является Божественная любовь»

Здесь следует отметить, что мы используем понятия «романтическая любовь» и «влюбленность» как синонимы, в то время как последний термин чаще используется для характеристики поверхностных, несерьезных отношений (как говорят в светском обществе, флирта) в противовес «настоящей любви», «любви на всю жизнь», верности. Но в нашем контексте романтическая любовь, или влюбленность – это прежде всего чувство, эмоция. И для нас важно подчеркнуть, что эта «любовь» не та жертвенная христианская любовь, не движение к Богу. Романтическая любовь – это служебное чувство, но оно совсем не низменное, напротив – источником этого служебного чувства является как раз Божественная любовь. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что это чувство, ввиду необычайной яркости и силы переживаний, поэты разных времен и культур ошибочно называли «божественным». Блаженный Августин в своей знаменитой «Исповеди» говорил, обращаясь к Богу: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Именно «потеря покоя» очень часто отражает как внешнее поведение, так и внутреннее состояние влюбленного, поскольку сразу развивается зависимость, характеризующаяся частичной утратой свободы и именуемая в святоотеческой традиции пристрастием. В более высоком смысле все человечество лишено покоя в поисках Бога Истинного.

Господь от начала создает человека ради вечного блаженства. Что является непременным условием этого блаженства? Любовь к Богу. Но Господь в плане онтологическом много выше, совершенней человека, а потому любить Его непросто, любовь к Господу должна предваряться (воспитываться, осмысливаться) любовью к равному. Поэтому Господь создает малую церковь – семью. Цель семьи – спасение ее участников (мужа, жены, детей) через взаимную жертвенную любовь, которая, в свою очередь, взращивает, воспитывает в участниках этой семьи любовь к Богу. Богословские термины «обожение» или «боговселение» в практическом осуществлении означает – спасти свою душу, т.е. научиться любить, прийти к тому, чтобы любовь стала господствующей в человеке. Именно в семье, можно даже сказать, в быту повседневной жизни, где каждая ситуация, каждое событие – это, с одной стороны, урок, а с другой, в то же время и экзамен, происходит настоящая проверка того, насколько человек научился любить, насколько он способен жертвовать и терпеть. Человеку может казаться, что он уже научился любить, а на самом деле это не так. По этому поводу Антоний, митрополит Сурожский, говорил: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями». Грех живет в природе человека и искажает настоящее чувство.

Крайне сложно говорить о данных категориях в отношении неповрежденного мира и человека. Можно предположить, что той реалией, которую сегодня, в условиях падшего мира и падшего человека, мы именуем «романтической любовью», был как раз одним из аспектов того человеческого единства, той «единой плотью», которую создал Бог в Адаме и Еве: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). После грехопадения это «единство» осталось в человеке, но, как и все остальное, было повреждено. Теперь это «единство» есть обоюдное чувственное влечение друг к другу мужчины и женщины, которые, быть может, случайно встретились в океане этой жизни. Это чувство невозможно свести исключительно к половому влечению, ибо последнее неспособно стать основой для серьезных отношений между мужчиной и женщиной. Семья создается на основе взаимной симпатии, взаимного стремления, рвения и взаимной привязанности друг к другу, верности двух будущих спутников жизни. Безусловно, эта сфера взаимного влечения не сфера тела, не сфера физиологии, это именно романтическая любовь, сфера души, т.е. чувственного, эмоционального начала в человеке, хотя и сфера телесной близости соприсутствует с ней в виде инстинкта.

«В христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное»

Можно предположить, что до грехопадения любовь жертвенная, любовь романтическая и сфера телесной близости (вспомним Божественное повеление людям плодиться и размножаться – Быт. 1, 28) – были чертами единой любви. Но для описания человека поврежденного, онтологически разделенного, мы вынуждены в описании различных реалий употреблять различные термины. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что в рамках христианского брака, когда его участники имеют по-настоящему христианское сознание (образ мыслей) и ведут по-настоящему христианский образ жизни, благодатью Божией эта гармония, это единство восстанавливается. И в христианском браке гармонично и нераздельно соприсутствуют и духовное, и душевное, и телесное, и любовь жертвенная, и любовь романтическая, и та, следствием которой является рождение детей.

Вне всякого сомнения, романтической любви или влюбленности, сколько бы прекрасным это чувство ни было и сколько бы поэты ни воспевали amor, недостаточно для создания по-настоящему счастливой и крепкой семьи. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), и там, где нет христианской любви, там, где любовь человеческая не облагодатствована любовью Божественной, там любому начинанию человеческому, любому его союзу уготована участь дома, построенного на песке – «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). И, собственно, вне любви Божественной обоюдная симпатия может пройти или «наскучить», и тогда брак вполне может превратиться в «животный» союз, и биологические животные сроки (зачатие, беременность и вскармливание ребенка), исчерпав себя, приведут его к неминуемому распаду. В то время как именно присутствие Бога в семье, наличие христианской жертвенной любви (т.е. христианского сознания мужа и жены) делает любовь романтическую «настоящей, единственной любовью» – той, которая «до гроба», той, которая «не перестает»! Христианский святой V века Блаженный Диадох говорил: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав – не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная – остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью». Марк Твен говорил более прозаично: «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века ».

Мои оппоненты могут возразить мне, сказав, что в атеистические годы (эпоха СССР) люди в Бога не верили, в Церковь не ходили, однако семьи были крепкими. Это так, и здесь я бы обратил внимание на имеющий чрезвычайную важность фактор воспитания. Как бы там ни было, Советский Союз создавался людьми, воспитанными в парадигме христианских нравственных ценностей, и этот благочестивый опыт, как и правильное воспитание, давали соответствующий нравственный стержень на несколько поколений вперед. Люди забывали Бога, но инерционно помнили, «что такое хорошо и что такое плохо». Тяжелые годы становления СССР, Великая Отечественная война слишком много отняли у людей, и было не до того, чтобы «разбрасываться любовью». Не надо забывать, что и Русская Православная Церковь была крепка, как Церковь мучеников и исповедников Христовых. Однако в более спокойные и сытые 70-е измена или развод уже были делами обыденными настолько, что в той или иной степени упоминания об этом стали достоянием шедевров советского кино («Москва слезам не верит», «Служебный роман» и др.). Конечно, дело не только и не столько в спокойствии и сытости, сколько в том, что инерция благочестия постепенно исчезала, умирали те, кто знал Источник настоящей христианской жертвенной любви. В настоящее время любовь испытывается через потребительское отношение – люди ищут наслаждений, вечного праздника и не принимают трудностей, избегают ответственности.

Именно христианская любовь воспитывает подлинную ответственность и чувство долга, ибо именно они способны преодолеть очень многие проблемы взаимоотношений между двумя близкими людьми, которые неминуемо возникают в процессе становления любого семейного союза. Семейные отношения – это не сплошные «розовые облака», бывают и скандалы, и охлаждения, и задача по-настоящему любящих людей – преодолеть, пережить эти «грозовые тучи», оставаясь при этом верными самым прекрасным минутам их взаимоотношений. Семья включает в себя такое сочетание обстоятельств, при которых личность проявляет себя в полной мере своего содержания, как положительного, так и отрицательного. И необходима христианская жертвенная любовь, чтобы научиться любить свою вторую половину иначе . Так появляется любовь не к иллюзорному человеку (которого зачастую еще до брака создает наше воображение или сама вторая половина, порой неосознанно, пускает в ход свои актерские таланты), а к настоящему, к подлинному! И вот как раз семья – это и есть тот организм, в котором две личности, которые были изначально чужими друг другу, должны стать единым целым с единым сердцем, едиными мыслями, по образу Святой Троицы, при этом не утрачивая своей личной неповторимости, но обогащая и дополняя друг друга.

Священник Александр Ельчанинов писал: «Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо… Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное «я» и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае – равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер». В последние десятилетия мы все являемся свидетелями того, что разводящиеся супруги сетуют на то, что, мол, «не сошлись характерами». А ведь за этой пресловутой формулировкой скрывается то, что люди не способны решать элементарные межчеловеческие проблемы, не способны справиться с самым простейшим конфликтом, эти люди не умеют ничего: ни терпеть, ни прощать, ни жертвовать, ни слушать, ни говорить. Эти люди не умеют любить, не умеют жить!

Начиная с эпохи Возрождения, с реставрации языческого мировоззрения, и далее с конца XVIII века - первой половины XIX века, с вхождением в сознание европейцев антропоцентрических и атеистических идей, все более и более забывается та любовь, о которой мы говорили в самом начале – любовь христианская, любовь жертвенная, любовь-уподобление Богу. Именно этим главным образом характеризуется эпоха Возрождения, эпоха романтизма, когда посредством популярной литературы, театра (на тот момент чрезвычайно модного), разного рода светских мероприятий (балов, приемов) романтическая любовь культивировалась как нечто абсолютное, самодостаточное и самоценное. Такая гиперболизация чувственной, человеческой любви с ее интригами, иллюзиями, страданиями, экспериментами, «треугольниками» привела к выхолащиванию духовного и нравственного содержания этого великого чувства. Любовь превращается в игру, в увлечение, в приключение, а иногда в психологическую патологию – в болезнь. Недаром Федор Михайлович Достоевский не без иронии замечал: «Влюбиться – не значит любить… Влюбиться можно и ненавидя». Вторая половина XX века – начало XXI века ознаменовали себя еще большей деградацией: на сегодняшний день под любовью между мужчиной и женщиной понимается иной раз чистая физиология, чисто животное сожительство, пошлое, утилитарное отношение к человеческой личности. Христианская вера уводит человека от утилитарного отношения к своему ближнему (когда человек оценивает другого исходя из того, как можно его использовать), а ведет его к жертвенному отношению.

Подлинная любовь – это в том числе и способность терпеть отсутствие ее у других.

Если разум человека по своей природе бесстрастен, то сердце преимущественно является носителем страстей (не обязательно страстей в смысле греховных проявлений, но и чувств, эмоций). А поскольку романтическая любовь – это сфера именно сердца (или души), соответственно, это богоданное чувство единства мужчины и женщины в особой степени подвержено разного рода искажениям, извращениям. Кстати, в Библии уже описаны разного рода модули этого чувства: так, на примере Захарии и Елисаветы показана любовь самоотверженная. Но отношения Самсона и Далилы – любовь коварная, любовь-манипуляция. Отношения Давида и Вирсавии – любовь порочная и греховная, любовь-болезнь. Последняя в наши дни широко распространена: многие наши современники глубоко несчастны, будучи неспособны устроить свою личную жизнь или хотя бы заиметь хоть сколько-нибудь продолжительные отношения. И это при том, что они бесконечно «до безумия» влюбляются, но их состояние очень напоминает болезнь.

Православному человеку известно название этой болезни – непомерная гордыня и, как ее следствие, – гиперболизированный эгоцентризм. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Любовь только тогда может давать, когда она забывает о себе». А вот что пишет по этому поводу православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская: «Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом». Один американский психолог Леланд Фостер Вуд как-то сказал: «Удачливый брак – это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком». И вот это очень важный момент – любить, а не ждать любви и всегда помнить: не я терплю, меня терпят!

О платоновском мифе

В наши дни бытует представление о том, что настоящую семью получится создать только со своей единственной и уникальной «второй половинкой». Иной раз некоторые романтичные мечтатели всю жизнь ищут эту вторую половинку, терпя неудачу за неудачей. Насколько такое представление о семье как союзе мужчины и женщины соответствует христианским воззрениям? В данном случае мы имеем дело со стихийно цитируемым платоновским мифом об андрогинах. Согласно ему, некие мифические перволюди, соединявшие в себе мужское и женское начала, возгордились своей силой и красотой и попытались напасть на богов. Те же в ответ произвели разделение в каждом из андрогинов на мужскую и женскую персону и рассеяли их по миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Эта легенда, безусловно, красивая, романтическая, а самое главное – она отражает тот факт, что поиск спутника жизни действительно присутствует и порой этот поиск сопряжен скорее с разочарованиями, чем с удовлетворением. Однако, конечно, идея Платона не соответствует библейской картине устроения мира, в Священном Писании подобных идей мы не встречаем. Но все же надо отметить, что древнегреческий философ, хотя и был лишен Откровения, однако прочувствовал очень верные моменты. В частности, в его мифе мы слышим некий отголосок библейской истории первородного греха. И наконец, правда Платона в том, что действительно существует фактор психологической совместимости. Перед тем, как двух космонавтов отправить в совместный полет, соответствующие специалисты очень тщательно проверяют, насколько эти два человека способны бесконфликтно сосуществовать в рабочем пространстве. Подобные проверки проходят представители и других ответственных и опасных профессий.

И действительно, если мы посмотрим на себя, на свою жизнь, то наверняка заметим, что есть люди (и прекрасные, казалось бы), которые остаются для нас просто знакомыми, а есть те, которые становятся друзьями. Это не объяснить исключительно факторами нравственного или рационального выбора. Бывает так, что красавец-студент вдруг выбирает в качестве своей невесты не «Мисс университет», а какую-нибудь неприметную девчонку. «И что он в ней нашел?» – ворчат недовольные однокурсницы. А ему все ясно: «Нет в мире прекрасней Матильды моей». Все мы знаем, что существуют люди, нам симпатичные и не симпатичные (речь идет, в том числе, и о психологическом факторе). И это вне нравственных или эстетических категорий, это – нечто внутреннее. Разумеется, с точки зрения христианской нравственности, и к первым и ко вторым мы должны относиться с любовью, т.е. быть преисполнены благожелания к ним. Но наличие симпатии, аспекты психологической совместимости – это факт. Именно этим, кстати, объяснятся тот момент, что Бесстрастный Бог Иисус Христос имел любимого ученика Иоанна Богослова. Мы часто забываем, что Христос не только Совершенный Бог, но и Совершенный Человек. И, возможно, что Его человеческой природе в психологическом отношении был ближе именно апостол Иоанн как ученик, последователь, друг. И в нашей жизни мы наблюдаем то же самое. Поэтому конечно, Господь для Паши С. не творит специально Машу Н., подразумевая, что сии два индивидуума могут создать семью только в случае уникальной встречи друг с другом и не с кем иным. Конечно, таких «назначений» Господь не делает, хотя Своим Промыслом и направляет человека в правильную сторону. И решение, как и с кем создать семью – это решение в первую очередь самого человека, а не каких-то (пусть и Божественных) мистических перипетий. Конечно, семья не может быть создана людьми, которые не испытывают обоюдной симпатии или постоянно ругаются и спорят друг с другом. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся, т.е. создают семьи с теми, к кому, во-первых, испытывают симпатию и, во-вторых, с теми, с кем чувствуют психологический комфорт – с кем легко говорить и легко молчать. Это сложно объяснить словами, но это всегда чувствуется.

О «самом низшем»

В наши дни стихийно распространено языческое мнение о том, что исцеления заслуживает только маленькая «аристократическая» частичка человека («душа» или «дух»), все же остальное выбрасывается на «свалку» (в I-III вв. эту идею широко декларировали т.н. гностические секты). Христос же исцелил всего человека, не только душу, ум или совесть, а всего человека, в том числе и телесность. Даже то, что в светском обществе называли «самым низшим» – человеческую плоть – Христос вводит в Царствие Божие. Во Христе происходит преображение и духа, и плоти, в отличие от плотоненавистнических, космоненавистнических гностических идей.

В этом отношении имеется потребность сказать слово об интимных отношениях. В Церкви (по причине, возможно, и невостребованности) не существует единого выверенного мнения касательно этого вопроса во всех его аспектах. Многочисленные церковные писатели современности высказывают различные суждения по этому вопросу. В частности, можно прочитать, что для христианина секс вообще неприемлем, что это принадлежность нашей греховной сущности, и супружеские обязанности существуют исключительно для деторождения и что такие желания (в лоне супружеской жизни) следует, по-возможности, подавлять. Однако Священное Писание не дает никаких оснований полагать, что сами по себе интимные отношения есть нечто грязное или нечистое. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Так же и правила 1, 4, 13 Гангрского Собора (IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак (в частности, и в аспекте интимных отношений) недостойным христианина.

«Именно любовь позволяет человеку оставаться целомудренным»

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. В этих отношениях может происходить разное: и удовлетворение похоти, и проявления любви. Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. И, вместе с тем, не стоит сводить эти отношения исключительно к цели деторождения, ибо в таком случае человек становится подобным животному, ибо у них все точно так, а вот любовь есть только у людей. Полагаю, что супругов влечет друг к другу все-таки не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. Именно любовь освящает интимные отношения, именно она позволяет человеку оставаться целомудренным. Святитель Иоанн Златоуст прямо пишет, что «разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви». Борьба за целомудрие - самая тяжелая борьба. Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии - это Песнь Песней.

Известный педагог протопресвитер Василий Зеньковский оставил нам такие слова: «Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека… и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого – один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе».

Зачем нужна гражданская регистрация, если можно засвидетельствовать свои отношения перед Богом?

Многих молодых людей несколько смущает тот факт, что таинство Венчания в Церкви может произойти только в случае наличия документа, подтверждающего гражданскую регистрацию семейного союза. Спрашивается, неужели Богу нужны какие-то штампы? И если мы даем обет верности друг другу перед Богом, то на что нам какие-то печати? На самом деле этот вопрос не такой сложный, как кажется. Просто нужно понять одну простую вещь. Человек в этом мире ответствен не только перед Богом, но и перед окружающими его людьми, и первое невозможно без второго. Семья состоит минимум из двух персон, а в перспективе состав семьи может увеличиться и до трех, четырех, пяти, шести, семи и т.д. человек. И в данном случае семья – это часть общества, и общество должно знать, что это его часть, что это именно семья (в смысле «мама-папа-я»). Ведь общество предоставляет семье определенный статус, определенные гарантии (в аспектах распоряжения и наследования имущества, образование, медицинское обслуживание детей, материнский капитал), а, соответственно, данные люди должны засвидетельствовать перед обществом: «Да, мы хотим быть семьей». В случае если эти два человека утверждают, что не чувствуют своей взаимосвязи с обществом и отрицают вышеназванные обоюдные обязательства (по типу «да нам плевать»), то в таком случае они должны полностью и бескомпромиссно отказаться от всех видов общественных связей и социальных услуг (грубо говоря, уйти отшельниками в глухие леса). Но они же этого не делают. А значит, в самой основе их позиции лежит лукавство. Будучи неспособны ответствовать перед людьми, лукаво относясь к общественным обязательствам, смогут ли эти люди ответствовать перед Богом? Очевидно, что нет. Во что же тогда превращается для них таинство Венчания? В театральную постановку? До 1917 года именно Церковь юридически регистрировала брак (браки инославных и иноверных регистрировали их религиозные общины), но в советскую эпоху эту обязанность выполняли Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы). И Церковь не противопоставляет себя государственному устройству и, соответственно, церковное венчание – браку государственному, и первое является закреплением второго, его венцом. Если же «домостроители» не способны возвести фундамент, то не рано ли им возводить купол?

Говоря о семье, хотелось бы закончить вот чем. Церковь в своей литургической традиции совсем не говорит, что семья – это легко. Скорее наоборот. Таинство, в котором Господь благословляет мужчину и женщину, называется «Венчание». Слово «венчание» и «венец» — однокоренные. О каких венцах идет речь? О венцах мученических. Когда священник во время таинства Венчания второй раз обводит молодоженов вокруг аналоя, то возглашает: «Святые мученики!» А в одной из молитв священник, обращаясь к Господу, просит Его сохранить супругов, как «Ноя в Ковчеге,.. как Иону в чреве кита,.. как трех отроков в огне, послав им росу с неба» и т.д. Требования в отношении семейных обязательств (в частности, запрещающие разводиться) Самого Иисуса Христа показались апостолам настолько строгими, что некоторые из них в сердцах воскликнули: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И тем не менее, христианский опыт свидетельствует, что настоящую радость человеку дает не то, что просто, а то, что сложно! Известный французский католический писатель Франсуа Мориак как то заметил: «Супружеская любовь, которая проходит через тысячу случайностей, самое прекрасное чудо, хотя и самое обыденное». Да, семья – это сложно, да, это путь, состоящий из испытаний и даже соблазнов, но своим венцом этот путь имеет неописуемую благодать. И все мы это знаем, вспоминая еще те, крепкие, настоящие семьи наших предков, которые преодолевали все трудности и препятствия и являли собой образец по-настоящему любящих, счастливых людей.

Вконтакте

«Любовь - это привидение, которое никто не видел, но все о нем говорят»!?

В тот момент, когда вы читаете эти строки, миллионы людей пытаются изо всех сил найти свою «половику» в этом мире. Они её находят, а через некоторое время расстаются, разочаровавшись. Затем поиск начинается вновь.

Одним из первых духовных чувств, которые испытывает человек, является любовь. Сначала – это любовь к своей матери, затем (со взрослением) появляются нежные чувства к другим представительницам прекрасного пола или сильной половины человечества, но эти чувства далеко не те же самые, какие мы испытываем к нашим матерям.

Любовь мужчины к женщине

Начинается все с симпатии

Опасность её состоит в том, что она кратковременна и оказывает свое влияние быстро под воздействием только лишь внешнего образа, при условии, что этот образ соответствует нашим лично сложившимся критериям красоты и привлекательности.

Симпатия имеет свойство как быстро появляться, так и быстро исчезать…

Один из исследователей межличностных отношений С.В.Петрушин называет симпатию «эмоциональной реакцией на «маску» партнера», отмечая при этом её кратковременность. Но нередко до того как пройти, она успевает трансформироваться во влюблённость, которую ещё можно охарактеризовать, как «любовь с первого взгляда». Но это тоже ещё не то, что называют светлым и романтичным словом «любовь».

Что такое настоящая Любовь?

Это потрясение чувств, это - счастье? – Или подделка?

Для периода влюбленности характерен яркий «всплеск» чувств, но затем такой же резкий спад.

Этот период можно еще описать поговоркой: «Любовь слепа…».

Ошибочно полагая, что это и есть «она», «чистая», «настоящая» мы склонны идеализировать свои партнеров, закрывая глаза на их недостатки и ошибки, если это схоже с нашими представлениями о жизни, поведении, красоте и т.д., принимая тем самым желаемое за действительное. Своеобразным «антидотом» здесь может быть время. Влюбленность хотя и сродни слову «любовь» является одной из основных причин разводов.

Но есть и другие «подделки» любви между мужчиной и женщиной

Например, привязанность (когда существует просто привычка), увлеченность (мы замечаем и начинаем ценить человека за его «изюминку», какое-то особенное, индивидуальное качество). Зависимость (возникает из-за постоянной боязни одиночества и патологической потребности в опеке) и др.

Как же оказывается трудно определить Любовь

На самом деле, испытываем ли мы настоящее чувство любви или упиваемся её подделкой?!

А может быть все дело в том, как мы понимаем это слово. Ведь когда мы говорим, что любим, то представляем себе картину «настоящей любви» на свой вкус и манер. Но наш партнер вовсе не обязательно понимает это также, как и мы.

Может быть в этом кроется та глобальная «заноза», которая, прорываясь, приводит к выплескиванию раздражения в виде многим уже знакомой фразы: «Я то думал (а), что ты меня любишь, а ты!,»

Интересно, ведь не каждому так уж легко дается вообще это признание в любви. Некоторые люди не могут сделать это своим близким. Но далеко не по тому, что они не испытывают этих чувств на самом деле, а потому что, по мнению психологов, «любовь» для них связана с серьезными обязательствами и долгом, и оно на столько велико, что выразить его так бывает до невыносимости сложно.

Другие же делают это легко и непринужденно. Но очень часто в их понимании такое признание приравнено к подтверждению хорошего отношения к человеку, т.е. более поверхностно. Вся трудность в том, что это понятие слишком широкое и приправлено сугубо личными переживаниями, поэтому выразить словами его в полном смысле практически нельзя.

А может быть, основная загвоздка как раз таки и состоит в том, что мы не можем открыто и честно говорить о любви, так как разучились доверять своим чувствам, полагаясь более на разум в решении наших «сердечных» проблем. Мы так привыкли во всем находить рациональное объяснение, так, например, «любовь» сегодня трактуется как не нечто божественное, священное, а как химический процесс, протекающий в нашем организме и посылающий импульсы в наш мозг.

Следовательно, им можно управлять, сдерживать или, наоборот, развивать и усиливать с помощью новых изобретений нашей цивилизации.

От таких мыслей, честное слово, пробегает мороз по коже. Ведь таким образом на наших глазах растает и расплывётся в тумане величайшее таинство на Земле, уступая место прагматичному химико-биологическому анализу человеческих отношений. Однако не все так печально, так как - как бы не хотели наши ученые все объяснить чисто с научной точки зрения, далеко не все люди к ним прислушиваются.

С чем ассоциируется Любовь? Исследования…

Так из 8 тысяч опрошенных исследователями Дюссельдорфского университета (Германия) на вопрос:

«С каким словом по Вашему мнению на сегодняшний день ассоциируется понятие любовь между мужчиной и женщиной?»

  • 73% заявили не раздумывая «романтика»;
  • 19% связали его со словом «брак»;
  • 8% назвали «интимные отношения».

Порадовали ответы и на следующий вопрос:

«Есть ли сегодня по Вашему мнению настоящая любовь?»

  • 59% дали положительный ответ;
  • 26% заняли противоположную позицию «разочаровавшихся» в этом чувстве;
  • около 15% решили пока повременить с ответом.

Однако вот большинство, как оказалось, еще не успели встретить свою настоящую и может быть единственную любовь. И это в прагматичной Германии! Значит не все так уж плохо.

Мужчина и Женщина, как ни крути, притягиваются друг к другу словно два полюса у магнита

Женщина, как изначально слабое существо (прошу простить мне это замечание, здесь не имеется в виду какое-либо уничижение женщины, но так все-таки предусмотрено природой, хотя в моральном духе они легко дадут большую фору полу мужскому) - всегда ищет подсознательно поддержку и опору.

А мужчине недостает нежности и заботы, которую они находят у представительниц прекрасного пола. Воистину противоположности притягиваются! Дело здесь, как видим, не только в физиологии (гормонах и т.д.), но и в том, что, любовь – это чисто человеческое качество, которое включает в себя и нежность, и заботу, и помощь, и милосердие, и…и…и…

О любви продолжать можно почти бесконечно…

Т.к. «любовь между мужчиной и женщиной» - такая, какой видим её мы! А сколько людей, как гласит истина, столько и мнений.

Главное, в процессе любви две половинки становятся одним целым.

Но по мнению некоторых философов, и на мой взгляд сравнение замечательное.

Почему?

Это связано с тем, что - «Любовь», между мужчиной и женщиной, можно представить в виде прекрасного цветка, аромат которого так пьянит и дает силы жить, но цветка очень нежного, настолько, что любое грубое движение может его уничтожить.

Вывод

Поэтому, чтобы взрастить именно любовь, а не её подделку, дайте себе время, разберитесь в своих чувствах, и если вы понимаете, что это именно она, питайте её вниманием и нежностью, лелейте этот чудный цветок, когда он у вас появится. А он в свою очередь, будет радовать вас каждый день и может принести великолепные бесценные плоды.

Фото: Wavebreak Media Ltd/Rusmediabank.ru

Почему люди часто принимают за любовь простое плотское желание или стремление избежать одиночества? Мне кажется потому, что они не умеют читать сигналы истинной любви. А еще не способны сами посылать эти сигналы. Представьте себе, этому можно и нужно учиться.

Кто-то может сказать, что все это ерунда, и если любви нет, то никакими сигналами её не проявишь. Вот именно. Но мы не будем касаться этого тяжелого случая. Потому что проявление искусственной заботы и наигранного сочувствия, спланированная игра чувств и секс по Камастуре не имеют ничего общего с действительными сигналами любви.

Сигналы истинной любви каждый из нас умеет читать безошибочно, потому что они идут не от разума, не от желания завоевать симпатию или проявить себя, а от бескорыстного стремления защитить, сделать его жизнь красивее, лучшее и приятнее. Мы уже сталкивались с такой бескорыстной отдачей. Это любовь матери к ребенку, которая любит это существо не потому, что оно примерно себя ведет и не писает в штанишки. А потому, что просто существует в этом мире. Получить такую любовь – мечта каждого человека. Чаще всего мы к этому и стремимся. ПОЛУЧИТЬ . И не задумываемся о том, что важным условием истинной любви является и наша способность испытывать это чувство по отношению к кому-то. Чувство без условий и без параметров долженствования.

Для того, чтобы оказаться способным к бескорыстной любви, мало желать заполучить выгодного и удачного партнера. Надо стать личностью определенного уровня развития. Самое главное свойство этой личности – способность ОТДАВАТЬ . Для того, чтобы отдать что-то, нужно это иметь, развить в себе, вырастить, постичь, осознать. А вот это уже искусство. И некоторым людям оно дается не сразу. Порой путем множества проб и ошибок и тысячи разочарований. Есть, правда, исключения: кому-то везет и он проявляет способность к бескорыстной истинной любви сразу.

Понять свойственно ли это тебе не так сложно. Самое главное в сигналах истинной любви – направление. Она всегда направлена не на себя, а на объект и во имя объекта. Она спонтанна и бескорыстна, потому что идет от сердца.

Когда-то дедушка Зигмунд Фрейд со своим учением о бессознательном и любого человеческого поведения безнадежно упростил понятие любви. Однако его учение оказалось таким живучим, что мы до сих пор проверяем его на практике своих отношений и берем на вооружение в проявлении чувств. Столкновение «принципа удовольствия» и «принципа реальности», бессознательного и сознательного, «хочу» и «нельзя» приводит, по Фрейду, к неврозам и проблемам взаимоотношений. Психолог относил любовную привязанность к половому влечению, либидо, которое имеет одну цель – половую близость и половое удовлетворение. «Любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков», – писал З.Фрейд.

Однако такая узость представлений неизбежно приводит к другой проблеме – неврозу от недостатка духовной близости, общности и единения.

Выяснилось, что человек чувствует себя более несчастным не от недостатка секса, а от неудовлетворения потребности в нужности, значимости и близости. Каждый из нас как социальное существо не может жить без близости с другими людьми, без внимания в свой адрес. Любого, даже отрицательного. Когда к нам равнодушны окружающие, мы страдаем. И всячески пытаемся компенсировать недостаток внимания. Каждый по-своему. Кто-то с помощью сексуальных побед, кто-то в поиске материальных бонусов. В близкие отношения мы тоже вносим ноту материальности, выбирая партнера не по душе, а по соответствию определенным параметрам: хотим, что он был обеспечен, имел образование, определенный рост, внешность, доход и т.д.

Коварный вопрос любви

Мы задаем себе вопрос: «Что мне в нем нравится?» И находим вполне определенные материальные ответы: «Он умен, добр, чистоплотен, честен, интеллигентен, образован и т.д.» И сами не подозреваем, что в этот момент подписываем приговор своей . Потому что в случае несовпадения с перечисленным набором качеств нас неизбежно ждет разочарование. Весь этот прейскурант – показатель наших притязаний и свидетельство нашей меркантильности, то есть направленности нашей любви исключительно на себя. Именно нам важны все эти качества, и мы рады, что, наконец, нашли их в ком-то, чтобы удовлетворить свои амбиции и потребности в наличии рядом именно такого человека. Он удовлетворяет наше тщеславие, нашу материальную потребность в обеспеченности, статусе, присутствии рядом и т.п.

Заполучив, мы всячески стараемся удержать его возле себя. И затеваем красивую игру «какая прекрасная пара» или «как мы любим друг друга». И старательно исполняем роли, доказывая друг другу и окружающим, что любим и любимы. Такой «любви» свойственно требовать, ждать, выдвигать ультиматумы, демонстративно проявлять чувства и ждать ответного десанта. Для этого просто необходимы ролевые сигналы . Какие?

У каждого свои сигналы любви:

цветы;
конфеты;
слова;
стихи;
подарки;
записки;
кофе в постель;
деньги;
почесывания пяточек по утрам;
оральный секс по вечерам и т.д. и т.п.

Вариаций бесчисленное количество. И мы все знаем о них. Мы много раз видели это в кино, читали об этом в книгах. Мы храним в мозгу тысячи опробованных кем-то моделей. И придумываем свои собственные доказательства любви.

И это прекрасно, даже если заимствовано из художественной литературы. Прекрасно в том случае, если является сигналом истинной любви. Представьте себе, сигналы одни и те же!

Только посыл радикально противоположный. Голову сломаешь, где настоящее, а где искусственное. Как же их различить? А вы попробуйте.

Если речь идет о ролевой игре в любовь , мы всеми силами стараемся:

Доказать свое чувство.
Удержать партнера в тонусе заинтересованности.
Не разочаровать.
Спровоцировать на отдачу.
Заставить испытать чувство вины, страха потери.
Удивить и поразить.
Показать свою зависимость от него «Я без тебя умру!», тем самым привязывая его.
Заполнить собою всю его жизнь (всегда рядом, контроль и тотальное участие).
Изменить, сделать его лучше, перевоспитать.
Пожертвовать собой ради него (изощренный вид эмоционального рабства).
Повысить планку, чтобы заставить его стать лучше, расти.
Быть половинкой целого, доказывая невозможность существования врозь.


Сигналом истинной любви будет:

Проявление внимания к партнеру.
Чувствительность к его состоянию и желание помочь.
Стремление показать ему, как он важен для нас.
Признание его ценности.
Забота о нем, а не о себе.
Желание развеселить, утешить, заставить верить в себя, поддержать.
Терпимость, принятие таким, какой он есть, помощь в проявлении лучших качеств.
Удовлетворенность, скромность и непритязательность (отсутствие требований и условий).
Осознание себя целым, вне зависимости от партнера. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, уверенность в себе.

Главный вопрос, который мы должны задать себе, чтобы найти истинную любовь и научиться распознавать её настоящие сигналы должен звучать не так : «Где найти и партнера, который будет любить меня по-настоящему, без условий?» или «Как ПОЛУЧИТЬ любовь?» А вот так : «Насколько я способен к истинной любви?» или «Смогу ли ОТДАТЬ?» Вопрос, каким должен быть партнер отодвигается на второе место. Иногда человек всю жизнь питает иллюзии относительно себя и своей любви, думая, что любовь – это ряд требований, растворение в другом и жертвование собою.

Любая жертва – это территория зависимости. «Тот, кто чувствует себя зависимым, рано или поздно начинает ненавидеть партнера, поскольку он не может ни жить согласно собственным убеждениям, ни относиться к партнеру открыто и искренне, – писал швейцарский психолог Марк Люшер. – Тот, кто внутренне не стал самостоятельным и независимым, тот остается несвободным. Он живет во внутренней тюрьме, которая убивает всякую любовь».

Истинная любовь далека от требований. Это зрелая потребность ОТДАТЬ просто так, ничего не требуя взамен. Это «радость щедрости», как сказал ОШО.

Эмоции человека, как и его чувства, связаны между собой. Рождаясь, младенец впервые испытывает сильное чувство – стресс рождения. Но значимым является дальнейшая судьба младенца – успокоение в материнских объятиях или лишение этого бесспорного права.

Для определения рассмотрим варианты любовных отношений. Чтобы понять, что такое любовь с точки зрения психологии, выделим основные типы, отражающие отношения людей.

Человеческие взаимоотношения разносторонние и многогранные. Глубина их зависит от человеческих качеств, воспитания. Социально-культурная среда накладывает отпечаток на понимание и проявление традиций народов одного региона. Несмотря на языковые и культурные различия, базовые чувства и эмоции людей остаются неизменны. Страх, радость, волнение, счастье и любовь – всегда выражаются одинаково. Эмоции отражаются на лице сразу, однако недолговечны. Чувства по лицу прочесть трудно, но они меняют самосознание.

Безусловная

Эмоциональные проявления для новорожденного — единственно возможные. Не имея возможности выражать потребности подобно взрослому, связь младенца с внешним миром происходит через плач, крик, сосательные движения рта. После стресса рождения младенец успокаивается в объятьях матери. Безусловная материнская любовь — наивысшее проявление любви. На нее нельзя повлиять, вызвать извне, уничтожить – она просто существует, подразумевая заботу, внимание.

Рассматривается вариант нормальных материнских привязанностей.

Обусловленная

Чувство, обусловленное внешними, внутренними факторами отдельного индивидуума, при наступлении пикового момента, называют любовью обусловленной. Это — взвешенное отношение к объекту любви, возникающее со временем. Желание обладать объектом, имеющим конкретные признаки, проявляющим определенные удовлетворяющие действия, имеющим оптимальную внешнюю оболочку. Такой тип привязанности долгий, но не глубокий.

Подростковая

В пубертатном периоде сексуальный подтекст явственный, но это платоническая пора жизни. Подросток исследует свои чувства, эмоции, желания, сопоставляя их с желаниями других. Этап требует терпения, доброжелательности, участия в жизни ребенка со стороны родителей.

Юношеская

Период окончания половой зрелости — время юношеской влюбленности, определенное внешними, внутренними обстоятельствами.

Внешние факторы:

  1. Частота встреч.
  2. Скорость наступления физической близости.
  3. Социальную активность отдельно взятого индивидуума.
Внутренние факторы:
  1. Жизненная установка.
  2. Личностное самоопределение.

Зрелая

Отдающая, благодарящая, дающая взамен. Отношения двух зрелых индивидуумов, принимающие личности друг друга, ее разности.

Мало зависит от внешних факторов, состоит из обоюдного полового влечения, общности жизненных позиций. Может длиться годами.

Страсть

Любовное притяжение, вызванное архаическим инстинктом размножения, двух людей, зачастую отличающихся друг от друга в жизненных установках, социально. Недолговечное, яркое проявление любви.

Истинная

Отношения, стремящиеся к самопожертвованию во имя любимого, принципа. Отдача собственного Я, времени, сил на алтарь любви. Встречается в религиозных группах или у одиночек, фанатично относящихся к объекту. Самопожертвование, предполагается наличие альтруизма у групп людей с просоциальным поведением, не являет собой закономерное развитие отношений. Природа идентификации высшего уровня, которая составляет развитие, до конца не понятна.

Что есть зрелые объектные отношения

Что такое любовь с точки зрения психологии – привязанность, стремление близости, потребность обладания. Желание, возникающее из первичной потребности. Возникнувшее состояние недостаточности служит сигналом начала действия, направленного к получению недостающего, служащего удовлетворением. Для индивидуума важна позитивная оценка, безопасность, близость, познание, принадлежность, самоактуализация.

Ребенок испытывает потребность любить самого себя, и объекты, доставляющие удовольствие до тех пор, пока они могут его удовлетворить. О подлинном чувстве между людьми можно говорить тогда, когда интересы любовного объекта учитываются настолько, что собственное удовлетворение потребностей становится невозможным без удовлетворения нужд любимого. Уважение интересов чужой личности как показатель полного развития объектных отношений Ференци назвал “эротическим чувством реальности”. Любовь предполагает полное осознание другого человека как личности.

Женщины склонны проявлять пассивную сексуальность, мужчины – активную. Архаически, у женщин больше выражена потребность получать любовь, нежели любить самой. Объектные отношения женщины предполагает момент идентификации любовного объекта, поэтому реальное понимание объекта любви затруднено.

Качество, количество испытываемых эмоций зависит от воспитания индивидуума. Дети, выросшие в атмосфере любви, заботы способны испытывать искренние выражения эмоций. Они могут дать определение ощущениям, выражают привязанность, другие эмоции вне зависимости от внешних факторов. Дети, у которых детство прошло в атмосфере отчуждения — выражать эмоции не умеют. Ребенок, лишенный материнской любви, не может построить объектные отношения с противоположным полом. Вместо этого происходит замещение объектных отношений на удовлетворение потребностей, когда один будет — отдавать, второй — получать.

Закисленность на предварительных фазах взаимоотношений делают невозможным достаточное понимание личности, не позволяют реально воспринимать действительность. Выражение этого чувства невозможно для незрелых личностей, теряющих границы между своим Я и личностью партнера, поэтому влюбленные оценивают достоинства своих партнеров не реалистично, продуцируя на них свои иллюзии, ожидания.

Заключение

Понимание любви есть не точным выражением действия. Правильнее сказать понимание как часть ощущения, потому как, не смотря на четкое определение, любовные отношения остаются на грани чувств, а не логики. Женщины охотнее подхватывают эмоциональную составляющую, в то время как мужчины более склонны к анализу и реализации. Различия восприятия эмоций и чувств заложены на генетическом уровне мужчин и женщин, и любые погрешности будут результатом исключения из общих правил.

Любовные переживания – есть намеренное или спонтанное желание объекта, вызванное химическими и физическими изменениями организма, психологическая потребность удовлетворения, степень которой всецело зависит от интеллекта и развитости индивидуума как зрелой личности.

Share:

За весь промежуток существования человечества под понятием любовь понималось слишком много различных обозначений. Каждый индивид воспринимает ее по-своему. Что это болезнь, эмоция, чувство, состояние, интимное влечение? Но зачастую о любви говорят, когда описывают взаимоотношения среди представителей мужской части населения и девушками. Это чувство нельзя рассматривать как что-то одностороннее и стандартное. Любовь является не обычным чувством или переживанием, это образ бытия индивидов с определенным мировоззрением, ценностями и наличием совокупности качеств, присущих влюблённому индивиду. Любовь описывает не столько слова, а действия, поведение индивида, его поступки и переживания.

Что такое любовь между мужчиной и женщиной

Влюбленность, любовь, любовь-страсть или любовь-привычка, потребительская или дающая любовь – это разновидности любви между различными полами. Дабы установить условие, оказывающее большое влияние в развитие любви, достаточно определить фундамент, на котором строится это чувство. Вероятнее всего это будет социальный стереотип, физиологическое притяжение, состояние души человека, нечто стоящее во главе поведения: разум или чувства. Характер и вид любви определяется отношением субъекта к людям или жизни, его восприятием себя в обществе. Это некое отражение внутреннего мира индивида.

Любовь такое противоречивое чувство, за которым гонятся, или же от которого убегают, ею очень дорожат или пренебрегают. От нее возвышаются или же она губит человека умственно и на уровне физического здоровья. О стереотипах межполовой любви кричат везде, будь-то телевизор, радио, книги, рекламные билборды. Это определенная социальная игра, где каждый ведет собственную охоту, а заполучив добычу, создают благополучные союзы. Правдиво ли это в действительности? Первоначально человека интересует, как добиться внимания своей половинки, понять самому любят его или пользуются. В дальнейшем одни ищут способы развития чувств, другие время для их проявления, третьи – как сохранить чувство любви. Некие индивиды вправду ищут возможность убежать от этого чувства, погасив в себе каждое его проявление. Если между женщиной и ее возлюбленным не все гладко и исчезло чувство, появляется задача посложнее – как перестать мучиться и мучить другого, как разлюбить или расстаться.

О любви говорить можно до воли таки долго, в различных векторах направления. Первоочередно – это забота, бескорыстная, приносящая только удовлетворение в жизнь обоих индивидов. Это некий противовес страданию для личности. Каждый встречный, хоть единожды, когда-то грезил связать свою жизнь с индивидом, способным изменить его существование, добавить в нее краски эмоций и создать гармонию. При этом людям свойственно сводить такое возвышенное чувство к интимному влечению. Да, естественно, традиционный фундамент любви – половое влечение. Так как нейробиологами было доказано после изучения мозговой деятельности влюбленных людей, что половое влечение является целеполагающей дофаминергической мотивацией, способствующей образованию парных связей. Прежде всего, как основополагающий фактор, половое влечение выступает в юношеском возрасте, когда не до конца сформированы ценности и адекватное мировоззрения личности. Для зрелого возраста характерно более скрытое проявление интимных намерений. Субъект ошибается, когда воспринимает мимолетное влечение или возбуждение за источник любви.

Для человека морально взрослого любовь выступает не обыденным чувством, а неким образом жизни с определенными приоритетами такими как: ответственность, уважение, внимание, взаимопонимание.

Рассматривая это чувство в парадигме психологии его нельзя определить в рамках четкого описания действий или состояния индивида. Проявление любви непосредственно связано с человеческим восприятием. Так существует несколько позиций восприятия данного чувства для индивида:

Нулевая позиция – «просто» любовь. Это проявление физиологического тяготения к партнеру: резко накатывает на индивида, так же исчезает, в независимости от воли субъекта. Социальный шаблон, заложенный в сознание индивида. Быстрый и опрометчивый этап формирования чувства, которое зачастую заканчивается разочарованием личности. Кто-то из пары позволяет играть себе роль человека влюбленного, разыгрывая «стандартные» поведенческие нормы любви, зачастую навязанные обществом.

Первая позиция – любовь и «я». Выступает, как жизненная позиция индивида побольше получить, еще и сразу, чем отдать любящему. Один из субъектов любви обитает за счет нужд, потребностей человека и интересов любящего (любовь-хочу). Иногда проявляется как «любовь-дарю»: возникает интерес что-то подарить, при этом подарок должен быть целесообразным с точки зрения желающего.

Вторая позиция – любовь и «ты». Жизненная позиция, когда первоначально учитываются интересы и потребности любимого. Выступает в формах «любовь-отзывчивость» или «любовь-забота». В процессе индивид как личность растворяется в любимом, живет идеей доставить максимальное удовольствие для своего избранника. Иногда перерастает в назойливую опеку над любовным субъектом.

Третья позиция – любовь и «мы». Более лояльная и насыщенная жизненная позиция. Рассматривает любящих индивидов как пару, насколько каждый индивид готов к изменениям, какой вклад в отношения они привносят. Люди, как союз двух индивидов, рассматривают себя как нечто единое, готовые понимать и создавать любовь.

Четвертая позиция – любовь и «жизнь». При таком мировоззрении существуют понятия будущего, прошлого и настоящего. Рассматриваются понятия существования мира вокруг пары и людей. Субъекты любви стремятся увидеть насколько способны они развить свои чувства, дабы в дальнейшем через годы сохранить себя и отдавать нечто не только самим себе, но и миру, благодаря данному чувству.

Пятая позиция – «ангел». Жизненная позиция индивида, позволяющая ему стать источником любви, ее проявлением. Подразумевает мудрый контроль поведения, адекватную самоотдачу в форме заботы. Индивиду приносит удовольствие и радость забота о любящем человеке. С подобной позицией в поведении индивид зачастую является максимально самореализованной личностью. Он имеет все для себя нужное, теперь волнует его только то, что он готов предложить возлюбленному.

Значение любви в жизни человека

Издавна общество пытается решить задачу: обязательно ли нужно чувство любви в жизни. Ничего не запрещает просто жить, не отрывая мысли от работы, отношений, основанных на взаимопонимании и доверии на сверхэмоциональном чувстве любви. Часто индивид приходит к заключению, якобы без любви проще жить, зачем она вообще нужна. Все в мире создано не бесцельно, существует некая гармония в существовании человека. Без этого чувства человеческое существование обречено на гибель.

Суждение, что данное чувство не нужно личности, возникает на базе безответных чувств, зачастую проявляющихся в трепетном юношеском возрасте. Но безответные чувства любовью не являются. Любовь – чувство привязанности, ответственности за партнера, взаимопонимание и поддержка, когда все делается и создается вместе и на взаимной основе. Фактор любви в человеческой жизни психология личности определяет как основополагающий, хоть и имеет разнообразные вариации и преобразования, это чувство занимает существенное место в существовании личности. Психологи описывают мужчин и девушек как личностей с различным строением психики, словно два различных полюса. Именно чувство любви позволяет им объединиться и создавать новое начало, соответственно продолжать свой род.

Любовь является стимулом для многих в создании сказок, стихов, легенд и притч. Она впечаталась как вечный образ в картины, скульптуры и архитектуру, создаваемую талантливыми людьми. Это толчок для творения, развития и создания гармонии. Но застигнув индивида в врасплох, иногда такое чувство приводит к губительным последствиям. Одна древняя притча гласит, что мудрец, который пытался помочь мальчишке разобраться в истине «что такое любовь», не сумел дать четкого ответа сам. Главное что прозвучало в его речи – для чувства нужно время, дабы испытать его на искренность и прочность.

: когда не представляешь свое существование без партнера, никто кроме «любимого» не кажется лучше. В возлюбленном индивид способен видеть только хорошие качества. Настоящая любовь эталон спокойствия и равновесия, она позволяет видеть плохие и прекрасные качества, помогает понять их и принять человека каким он есть.

Описанием истинных проявлений данного чувства занимались не только поэты, психологи, философы, но и врачи, а трактование его по сегодня остается сложным. Любовь способна появляться спонтанно, как капелька росы, зарождаясь в малейшем поступке. С течением времени взаимные чувства превращаются в океан любви, охватывающий не только сердца любящих, но и мир находящийся вокруг них. Через призму любви человек способен понять и осознать много нового, создать гармонию в жизни своей, познать себя.

Стоит ли признаваться в любви первым

«Спрятаться в норку» – наиболее популярный вариант из многих при появлении необъяснимого состояния, когда человек понимает, что влюблен. Признаваться первым спешит не каждый мужчина это или юноша, девушка или успешная дама. Основной причиной, что человеку страшно проявить свои чувства, является чувство , когда не принимают или отвергают. Боязнь в ответ на чувства услышать насмешку от субъекта обожания. Причина этих страхов главным образом уходит в глубокое детство или в трепетный юношеский возраст. Это период, когда индивиду свойственно более открыто проявлять свои чувства, одновременно это делает его уязвимым. Горький опыт неудачи в данном возрасте переносится в жизнь взрослую, побуждая индивида контролировать свои желания и эмоции более тщательно.

Интересным психологическим фактом является, что представители разного пола, закладывают в любовь категорически разный смысл. Женщины вкладывают значение «Я принадлежу возлюбленному целиком». В то время как мужчины подразумевают «Я несу за свою возлюбленную ответственность». Зачастую это выливается в некую особенность, когда женщине труднее признаться избраннику: «Я тебя хочу», а мужчине: «Я люблю тебя». В силу таких психологических особенностей девушки склонны нафантазировать сверхспособности своему возлюбленному. Что он должен догадаться о чувствах, проявляющихся сквозь призму намеков и сам начать действовать. Представители пола мужского в такие дамские намеки вкладывают совершенно иное понятие, к примеру, что девушка просто кокетничает, проявляет дружескую заботу или хочет похвастаться своими умениями в кулинарии. Девушка в ответ на это воспринимает бездействие избранника как безразличие и нежелание идти на контакт.

Для большинства индивидов сложным является именно произношение словосочетания «я тебя люблю», специалисты для этого рекомендуют обращаться к более простым формам словосочетаний. Такими альтернативными выражениями являются, к примеру, «я хочу быть с тобой», «ты нравишься мне», «приятно быть рядом с тобой». На старте развития чувств этого достаточно. Для развития отношений или более эффективного способа донести свои чувства нужно задействовать одновременно слова и действия. Однако завсегда запросы на важность поступков вызывали недоумение у мужчин, так как существует понятие, что женщина любит ушами. Но ведь другое дело, когда красивые слова подкрепляются искренними действиями, позволяющими помочь представительницам очаровательной части населения понять серьезность намерений партнера.

Признаваясь в любви, психологи для начала советуют настроить себя на два вида развития событий. Ведь ответ возлюбленной (возлюбленного) может оказаться позитивным и не совсем. Шансы индивида, который решился на откровение со своим избранником, равны пятьдесят на пятьдесят. Специалисты рекомендуют, если решились признаться, осознайте возможные варианты потерпеть неудачу. Если человек услышит не взаимный ответ, проще будет отступить и уровень разочарования будет меньше. Каждый индивидуален и все ищут именно свою половину. Отыскав ее среди миллионов людей немыслимо потерять свой шанс, иначе «второй» подходящей половины уже не отыскать.

Общество сегодня ломает стереотипы. Сильная половина населения – мужчины, в данный момент – смягчили свой характер, а девушки свыклись, что все нужно брать в свои хрупкие руки. Мужчинам остаётся просто ждать, когда все произойдет самостоятельно. Признаваться в любви необходимо! Это будет пусть нелепо или не так, как планировали всю жизнь. Любое эмоциональное проявление с точки зрения психологического здоровья индивида должно иметь завершение, свою развязку. Не стоит ждать, сложа руки, что произойдет чудо, его нужно делать самостоятельно.

Может ли быть счастье без любви

Понятие любовь трактуется как нечто важное для существования индивида в обществе. С другой стороны возникает множество споров касаемо жизни без данного чувства. «Главное в жизни любовь» – звучит практически со всех СМИ в любой стране. Без этого важного чувства можно прожить. Возникает вопрос, какова будет такая жизнь, подобна чему? Субъект, лишенный любви, может существовать как все. Жизнь его на первый взгляд не отличается: ходит гулять с друзьями, смотрит телевизор, ходит на работу, кушает, спит. Имея все важное, о чем мечтал с раннего детского возраста, все равно ощущает ненасытное чувство одиночества. Любовь – чувство, способное изменить жизнь, толкает на подвиги, способствует каждой личности: люди занимаются спортом, ухаживают за внешностью, повышают уровень самообразования, все, что бы прилечь вторую половинку. Поэтому главное в жизни любовь, способная править миром и людьми.

Не каждый индивид способен любить. Иногда не встретив того самого или в силу воспитания, человек способен отказаться от чувства любви, компенсируя другими эмоциями. Для людей, которые не встретили свою половинку, свойственно создавать семьи с людьми, проявляющими чувство заботы и внимание. Пусть так, не взаимно, они создают новые ячейки общества, примиряются с этим, живут счастливо. Кому-то суждено в этом положении влюбиться в партнера неожиданно для себя. Вспыхнет небольшой огонек ярко окрашенных эмоций и человек узнает о преимуществах взаимной любви и семьи созданной в гармонии. Неизбежным является и вариант, что любовь не наступит. Положительная сторона есть – не наступит тот кризисный момент, когда этому чувство суждено будет погаснуть и перерасти в привычку. Счастье без любви существует, оно скрыто в духовности и личностей, способных на основе этого сформировать благополучную семью.

Как связаны понятия верность и любовь

Исходя из выше изложенного материала, следует, что любовь чувство взаимное, благородное, базирующееся на взаимопонимании, взаиморазвитии, взаимоподдержке. А существует ли такое возвышенное чувство без верности?

Человеческое качество, способствующее проявлению стойкости относительно определенного события или субъект, основываясь на личностном выборе и установках, принято называть верностью. Для морально взрослого индивида любовь является осознанным выбором. Только, когда оба субъекта создают общую концепцию существования, делают выбор в сторону создания общего блага, развития семейных ценностей, того как они планируют жить, формируется истинное чувство любви. Соответственно это осознанный выбор, ведущий к поддержанию верности.

Измена – действие, подразумевающее не только ошибку индивида, а главным образом его незрелость и недальновидность в создании отношений. Но бывает, что верность хранится в отношениях не только из-за чувств. Случается так, когда одному партнеру комфортно жить в такой обстановке. В осмысленных и здоровых отношениях наличие любви предполагает чувство верности. Неверность в отношениях, где оба партнера не ценят друг друга, не хотят развиваться вместе, расценивается как предательство.

Как забыть бывшую любовь

Чувство любви не вечно, иногда не взаимно. Каждый кто пытается прочувствовать настоящую любовь, изначально должен быть подготовлен к разочарованию и утрате любимого человека. Переживаемые чувства в последствии отказа во взаимных отношениях или после утраты человека, которого любишь, выводят человека из равновесия, приводят к депрессии.

Специалисты предлагают различные варианты, способствующие к уменьшению уровня страдания:

– осознание того действительно ли человек любил, помогает выкрыть подсознательные чувства привязанности или . Человеку нужно обдумать насколько он честен перед собой;

– постарайтесь изменить жизнь, сделать ее максимально непохожей на ту, что была. Стоит изменить круг общения, номер телефона, избавиться от напоминающих об человеке вещей (отдайте, что возможно в детские приюты или в дома для беженцев, ненужный хлам, на то и ненужный – выбросить его), без возможности изменить место жительства, измените обстановку в квартире (новая мебель или старая, но по новому расположена), измените режим дня;

– найдите занятие, способствующее максимальному отвлечению вашего внимания: спорт, рукоделие, чтение книг;

– посвятите все утраченное время на родных, друзей, позвольте им помочь вам;

– измените отношение к случившемуся – это не глобальная катастрофа, вы живы и здоровы, исчез только человек, ваше умение любить осталось при вас. Извлеките из случившегося урок: счастье создается нами самостоятельно;

– никогда не следует закрываться от новых знакомств, мир полный неожиданностей, которые ждут каждого;

– не держите обиду на человека, пожелайте счастья и удачи, просто отпустите.

Нужно запомнить, человек, который ушел, должен уйти только раз, не позволяйте ему вернутся, не унижайте себя. Позвольте себе стать счастливее, обрести гармонию, именно благодаря тому, что человек ушел. Жизнь дает человеку шанс жить без того индивида, который заставил страдать.



Рассказать друзьям