Картотека для детского сада. Коммуникативные игры для дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых
обстоятельствах.
Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть - траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,- осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».
Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.
Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку,
И слышится в ответ...
«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ,
Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит,
А вслед нам громко замычит... (Му-у!)
А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)
Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп -это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок -его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.
Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»


Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза -«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.
После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз - и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.
-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)
Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.
Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.
- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три - начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
- Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.
-Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)
-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).
-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)
-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)
-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).
-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат
Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,
Он под деревом сидит. И медведица!
Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит
И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!
Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...
По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.
Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:
Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.
В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:
Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать, выходят пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.
Педагог объявляет номера:
- Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. - Второй номер нашей программы - «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. - Третий номер нашей программы - «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение)
Игра «Угадай, чей голосок»
Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот
произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую
шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют
интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном
действии.
1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.
2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.
3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.
-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).
-Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.
-Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.
-----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.
Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).
Игра с воображаемым объектом
Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках
маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его
погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные
слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.
Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...
Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»
Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...
Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый -обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.
Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»


Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы
выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и
жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью
считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая - салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. -для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.-для салата. Затем все дети становятся в круг - получается «кастрюля» - и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить -вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,- «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны - остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам». Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три -догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: - стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); - стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); - сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); - наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Игра «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Одно и то же по-разному»


Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.). Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
- сидеть у телевизора;
- сидеть в цирке;
- сидеть в кабинете врача;
- сидеть у шахматной доски;
- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
- идти по дороге;
- идти по горячему песку;
- идти по палубе корабля;
- идти по бревну или узкому мостику;
- идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
- бежать, опаздывая в театр;
- бежать от злой собаки;
- бежать, попав под дождь;
- бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
- отгонять комаров;
- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
- сушить мокрые руки и т. д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
-ловить кошку;
-ловить попугайчика;
-ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для
рисования, дудочка, I расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).
Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки на окошках,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)
Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.
Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).
Первая группа подходит к Королю.
Работники. Здравствуй, Король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля - то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре-действие с воображаемыми предметами.

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.
Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу.
Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.
Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.
«Дружная пара»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульев раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Кто позвал?»
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Дети встают в круг. В середине круга становится водящий с закрытыми глазами. Кто-либо называет его по имени, и водящий пытается узнать, кто это был. Затем водящий меняется и игра продолжается.

Этюд «В саду».

Ведущий (воспитатель) читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино») .
«Дети пошли в сад. там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети их поднимают, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают ими папу и маму. Вкусные яблоки!»

Игра «Эхо»

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит:
Мы в лес пойдём, грибов найдём.
Ребят мы громко позовём: «Ау-ау-ау!»
Никто не откликается, лишь эхо отзывается.
Другая группа повторяет: «Ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3-4 раза. «Ау» произносится громко, тише, тихо, шёпотом.

Этюд «Лес»

Воспитатель говорит: «В нашем лесу растут березки, ёлочки, травинки, грибочки, ягодки, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы свами «превратимся» в лес. Как ваше растение реагирует:
-на тихий, нежный ветерок;
-сильный, холодный ветер;
-мелкий грибной дождик;
-ливень;
-ласковое солнышко?»

Игра «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде воспитателя дети должны пройти по дорожке. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, не наступить в осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.

Игра «Ходим в шапках»

Воспитатель предлагает «надеть» детям осенние шапки (положить на голову мешочки с песком).
Дети передвигаются по группе на носках, пятках, на четвереньках и стараются не уронить шапки. Дыхание не задерживать и дышать через нос.

Игра «Дрозд»

Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят:
« Я - дрозд, и ты – дрозд.
(Показывают сначала на себя, потом на товарища.)
У меня нос,и у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
(Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки товарища.)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот своего товарища.)
Я- друг, и ты- друг.
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)
Нам хорошо!»
(Обнимаются.)

Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу теплоту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте свои ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам».

Этюд «Гуси».

Воспитатель читает рассказ, а дети изображают в нём действия жестами, движениями («немое кино»)
«Вышла хозяйка во двор и манит гусей домой: «Теги- Теги- Теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га- Га- Га! Не хотим домой мы идти! Нам и здесь хорошо!» Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла хворостину и погнала их домой.»

Игра «Мамины бусы»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ведущий начинает игру, идёт и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребёнка, образуя длинную цепь- «бусы». Ведущий медленно поёт:
Как мы бусинки лепили,
Как мы бусинки лепили,
Бусинки, бусинки.
Как мы бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «играли, играли мы с бусами. А ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тарарах! (Дети разбегаются по группе.) Ой, далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать.

Этюд «Северный полюс»

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик- семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели!
Вели, чтобы я была на Северном полюсе! И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а там мороз сто градусов!
Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышит на пальцы. Картотека фольклора народов Южного Урала для детского сада. Младшая группа

Доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.
2. Игровая .

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит — песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!) Верно! Сегодня праздник — начало работы студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

Проводится игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»

Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...

Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый — обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (Ия тоже!) Я вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Затем проводится игра на знание театральной терминологии.
Педагог. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.) Как называется ткань, которая отделяет от зрительного зала? (Занавес.) Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля? (Реквизит.) Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля? ( .) Как называется положение актеров на сцене в определенный момент? (Мизансцена.) Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»
Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Воронежская область, Бутурлиновский муниципальный район МКОУ Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа№4

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

« В Страну Знаний со Смешариками»

Выполнила учитель начальных классов Первой квалификационной категории Левченко Елена Владимировна

ноябрь, 2012год

Цели мероприятия:
- осознание обучающимися роли – школьника; - воспитание положительного отношения к своему учебному труду; сознательной дисциплины; - развитие способностей каждого обучающегося; - формирование ученического коллектива, коллектива единомышленников; - воспитание толерантности, взаимопомощи, ответственности, дружелюбия.
Возраст: 1 класс
Оборудование:
    Коробка для посылки Воздушные шары Изображения Смешариков Конверты для заданий Школьные песенки Минусовки песен: «Песенка первоклассника», Песенка о первокласснике», «Мы едем, едем…» Подарки – удостоверения для ребят Музыкальный центр

Ход мероприятия

Дети входят в зал под песню « Школьные годы», становятся по центру зала. Учитель: За морями, за горами Есть волшебная страна. В ней много разных испытаний И чудес она полна. Мы будем путешествовать по ней Много – много дней. Что же это за страна? Нам предстоит сегодня узнать.
Выходят 3 девочки. 1 –й: Я хочу учиться в школе! Всё сложила в ранец я. Нету только букваря. Есть линейка, клей, тетрадь – Чтобы буквы в ней писать, Есть коробка пластилина, И конструктор надо взять. На уроках мы машины будем все изобретать! Есть резинка – это ластик, Есть оранжевый фломастер, Есть набор бумаги разной: Жёлтой, синей, ярко – красной. Ручка, карандаш, пенал… Ранец мой тяжёлый стал!
2 –й: Кто сказал, что Таня плачет? Нет, не падал в речку мячик! У меня мяча – то нет- Мне исполнилось 7 лет! И хожу я в этот раз В самый лучший первый класс. Буду я учиться в школе, И мечтаю лишь о том, Чтоб учиться на отлично И, как папа, стать врачом!
3 –й: Я леплю из пластилина, Изучила алфавит, Расскажу без напряженья Всю таблицу умноженья. Знаю север, знаю юг, Нарисую мелом круг. И скажу вам не тая – Я детей учить хочу, Как и мамочка моя! Поют песню « Первоклассника» (см. Приложение). (Раздаётся стук в дверь. Заносят посылку)
Учитель : От кого же посылка? Как вы думаете? Прочитаем? Давайте её откроем. В ней лежит письмо. (читаю письмо)
«Дорогие ученики 1 «а» класса, уважаемые родители и Елена Владимировна! Поздравляем вас с вашим первым школьным праздником! Дружно в течение многих лет вы будете путешествовать по стране Знаний. Но, чтобы в ней побывать снова, вам надо выполнить наши задания, они лежат в конвертах в посылке. Итак, вперёд, в страну Знаний! А… ещё забыли, ну, конечно, вас ждут подарки, а какие узнаете чуть позже!»

(Достаю по одному конверты с заданиями по номерам.)

1 конверт. Читаю загадку о Смешарике. Рогатый учёный, Забавный типаж. Узнали кто? Конечно….(Лосяш )


Учитель: Послушайте загадки, которые вам загадывает Лосяш. Отгадки отвечайте хором.
Всем прибавится забот – Двери распахнуть готова, Начался учебный…(год) За парты сесть зовёт вас …(школа)
Надо мне портфель собрать Я скажу предельно честно Не забыть и про…(тетрадь) Двойкам, тройкам в ней нет…(места)
Постараюсь не лениться, Заливается звонок Мама станет мной…(гордиться) Начинается…(урок) Хочешь многого добиться, Хорошо стремись…(учиться)
2 конверт . Читаю загадку о Смешарике Капризный поэт, Любит горный пейзаж.
Узнали, кто это? Конечно… (Бараш ) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель : Ребята, Бараш просит вас рассказать стихи о школе.
1 –й: Посмотрите на меня! Вот какой счастливый я! В первый класс уже хожу Форму школьную ношу. По звонку учусь и ем, Правда спать приходится. И пока что для игры время не находится!
2 –й: Мы немного буквы знаем, Научились мы считать Мы по пальцам сосчитаем 1, 2, 3, 4,5.
3 – й: Мы хотим всегда учиться, Подружиться с букварём, От страницы до страницы Мы к весне его протрём. Мы научимся до лета Рисовать, писать, считать, И всегда по всем предметам Получать оценку «5»!
4 –й: Мы сегодня выступаем Перед вами первый раз Мы сегодня представляем Целиком наш первый класс!
5 –й: Месяц – два тому назад Мы ходили в детский сад. Много ели, много пели Очень вырасти хотели!
6 –й: Представлять нас всех не надо. Мы весёлые ребята. И улыбку, радость, смех Делим поровну на всех.
7 –й: Мы дружны всегда Носим гордо букву «А»
В доме солнечном живём Его школою зовут.
3 конверт : Читаю загадку о Смешарике. Красотка, звезда И совсем не свинюша. Узнали, кто это? Конечно же…(Нюша ) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель: Нюша предлагает вам поиграть. Игра « И я тоже…»
Кто ватагою весёлой Кто из вас хранит в порядке Каждый год шагает в школу? Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей Кто летит вперёд так скоро, Ходит грязный до ушей? Что не видит светофора?
Знает кто, что красный цвет – Кто мороза не боится, это, значит, хода нет! На коньках летит, как птица?
Кто из вас приходит в класс Кто домашний свой урок С опозданием на час? Выполняет точно в срок?
Кто из вас не ходит хмурый, Кто из вас, хочу узнать, Любит спорт и физкультуру? Любит петь и танцевать?


4 конверт: Читаю загадку о Смешарике. Артист, пианист, Балагур, тары – барыч. Узнали, кто это? Конечно…. (Кар – Карыч) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель: Нам весёлые частушки Вы исполните сейчас, О себе, о дружбе вашей И о кое – ком из вас.

    В этот светлый славный час
Мы пришли поздравить нас Не с тортом, не с плюшками - С весёлыми частушками. 2. Листик клёна, листик клёна В воздухе кружится. Мамы деток отправляют В первый класс учиться. 3. На торжественной линейке Первоклашки в ряд стоят. Вот беда из-за букетов Только носики торчат. 4. Буду я учиться с толком И пятёрки получать, Ну, а коль поставят двойку, Про то буду я молчать. 5. Я, друзья, готов к учебе, И мой папа говорит: « Станешь ты, сынок, учёным, Будешь очень знаменит!» 6. Буду очень я стараться, Всё мне братцы по плечу! Только в школу подниматься Рано утром не хочу! 7. Начался учебный год, Часики затикали, А меня вопрос гнетёт, Скоро ли каникулы? 8.Вот и вырос я, ребята, Наступил счастливый миг, Все завидно дошколятам: Ведь я, братцы, ученик!
5 конверт. Читаю загадку о Смешарике. На лыжах – бегунья, На кухне – певунья. Узнали, кто это? Конечно… (Совунья) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель: Ребята, а какие правила школьника вы знаете? Подскажите их Совунье. Учащиеся рассказывают. 1.Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся, Чтобы в школе не зевать, Носом парту не клевать!
    Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой проверь!
    Внимательно слушай учителя.
Он поможет тебе стать хорошим человеком.
    Уважай старших.
Не обижай младших.
    Другу в деле помоги.
В споре истину найди. 6. На уроках не хихикай, Стул туда- сюда не двигай! 7.Не стоит кулаками драться. И без причины обижаться. 8. Будь в одежде аккуратен, Избегай и дыр и пятен!
    Дома близким не груби,
Малышей жалей, люби.
    Книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви.
    Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь!
    В школе, в классе не сори,
Сор увидишь – подбери.
    Как закончатся уроки-
Ты – скорёхонько домой!
    Хорошие отметки – как плоды в саду на ветке!
Чтоб тобой могли гордиться, должен много ты трудиться!
Игра «Заботы превоклассника» (родители вытягивают листики с вопросами, а их дети – с ответами).
Кто будет вечером будильник заводить? А за формой первоклассника будет следить? Кто в шесть утра будет вставать? Кто будет завтрак первым съедать? Кому же придётся портфель собирать? Кто будет книги ежедневно читать? Кто будет портфель в школу носить? Кто будет уроки прилежно учить? Кто руку в классе будет поднимать? Кто будет пятёрки всегда получать? Кто на собрание будет ходить? Кому первоклассника в школу водить? Простой карандаш кто будет точить? Кто будет лениться и много зевать? Кто первокласснику скажет: «В кровать?»
МАМА ПАПА БАБУШКА Я СЕМЬЯ ДЕДУШКА БРАТ СЕСТРА ДРУГ УЧИТЕЛЬНИЦА СОСЕДКА ПАПА
БАБУШКА
6 конверт. Читаю загадку о Смешарике. Колючки, очки, Пара ручек и ножек. Узнали, кто это? Конечно же…(Ёжик) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель : Для Ёжика споём песню («Песенка о первокласснике» см. Приложение)
7 конверт. Читаю загадку о Смешарике. Хоть он и ушастик, Собою хорош! Узнали, кто это? Конечно…(Крош) (Ученики отгадывают загадку, рисунок героя прикрепляю на доску. Этот герой задаёт задание)
Учитель: Ребята, Крош дарит кричалки для нашего класса. (ученики рассказывают)
    Класс наш в школе самый умный,
Пятёрок хватит ли едва. Мы вам скажем непременно,
    Класс наш в школе самый шумный,
Что кружится голова. Мы вам честно – честно скажем Это класс наш 1 «А»! (все вместе)
    Класс наш в школе всех активней,
И при деле он всегда. Мы вам скажем откровенно, Это класс наш 1 «А»! (все вместе)
    Класс наш в школе самый дружный,
Просто не разлей вода. Мы вам скажем без сомнений, Это класс наш 1 «А»! (все вместе)
    А какой весёлый самый?
Улыбка не сойдёт с лица Тех, кто громче всех воскликнет: Это класс наш 1 «А»! (все вместе)
(Достаю из посылки конверт, в нем письмо и альбомчик для фотографий. Читаю.)
« Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Добро пожаловать в страну Знаний! Мы, Смешарики, вас там ждём и будем путешествовать вместе с вами! А самые интересные моменты в путешествии по стране Знаний будете фотографировать, а фотографии класть в этот альбом, который мы вам дарим».
Учитель: Ах, какое утро! Рассвело. Осень золотом листвы стучится в двери, Чтобы ты проснулся и поверил, Что сегодня праздник у тебя! Ведь недавно, самый первый раз Ты стоял у школьного порога. Волновался, веря и не веря, Что уже идёшь ты в первый класс. Вот и он настал, тот славный праздник, День, которого ты ждал давно, как чуда. И, ПОВЕРЬ МНЕ, ЛУЧШЕ ДНЯ НЕ БУДЕТ, Чем твой самый первый школьный праздник! Директор школы вручает учащимся свидетельство первоклассника .
Учитель: Счастливого Вам пути, дорогие ребята, в страну Знаний!
Песня на мотив « Мы едем, едем…» (см. Приложение)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Песенка первоклассника
1 куплет
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник, Он серьёзный и весёлый, Встреча первая со школой!
Был вчера ещё просто ребёнком, Ничего не поделаешь тут, Называли тебя дошколёнком, А теперь первоклашкой зовут!
2 куплет
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник, Он серьёзный и весёлый, Встреча первая со школой!
Всё пока в образцовом порядке, И вокруг ни обид, ни возни, Ни помарочки нету в тетрадке, Чист, как синее небо дневник!
3 куплет
Первоклашка, первоклассник, У тебя сегодня праздник, Он серьёзный и весёлый, Встреча первая со школой!
Пусть на плечи ложатся заботы, Но тебе ли от них унывать? С понедельника и до субботы Будешь знания ты добывать, Будешь знания ты добывать!

Песенка о первокласснике
1 куплет
Нынче в школе первый класс, Вроде института. Нам учитель задаёт с иксами задачи Кандидат наук и тот Над задачей пла- а- а чет.
Припев. Толи ещё будет, То ли ещё будет, То ли ещё будет ой- ой –ой!
2 куплет
А у нас стряслась беда, Сочиненье снова, Лев толстой в мои года Не писал такого, Не бываю я нигде, не дышу озоном, Занимаюсь на трубе синхрофазотроном!
Припев.
3 куплет
Нагружать всё больше нас стали почему – то, Нынче в школе первый класс, Вроде института. Я ложусь в 12 спать, силы нет раздеться, Поскорей бы взрослым стать, Отдохнуть от детства!
Припев.

Песня – переделка « Мы едем…»
1 куплет
Мы едем, едем, едем, В далёкие края. Весёлые ребята, Хорошие друзья! Ты прихватить с собою В дорогу поспеши Пенал, портфель и ручку, Альбом, карандаши!
Припев: В дальний путь, в дальний путь Ты с собою не забудь Песню и загадку, Книжку и тетрадку, Кисти, краски и дневник – Будешь лучший ученик!
2 куплет
Так долго отдыхали Мы в садике своём, Теперь идём мы в школу И песенку поём. О том, как в эту школу Охотно мы идём И что с собой в дорогу Мы нужное берём.
Припев: Красота, красота! Взяли в школу неспроста Песни и загадки, Книжки и тетрадки, Кисти, краски, дневники – Мы теперь ученики!

Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Умеют сочинять этюды по сказкам.

Умеют строить простейший диалог.

Конспекты занятий

Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

Цель. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит музыка – песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!) Верно! Сегодня праздник – начало работы театральной студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

Проводится игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю… (И я тоже!) Умываюсь… Чищу зубы… Надеваю чистую одежду… Завтракаю… Выхожу на улицу… Сажусь в грязную лужу…»

П е д а г о г. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю… Я самый аккуратный… Я на улице гуляю… Всех ребят я обижаю…

П е д а г о г. Это кто же здесь у нас такой смелый – обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку… (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями… (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Затем проводится игра на знание театральной терминологии.

П е д а г о г. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.) Как называется ткань, которая отделяет сцену от зрительного зала? (Занавес.) Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля? (Реквизит.) Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля? (Режиссер.) Как называется положение актеров на сцене в определенный момент? (Мизансцена.) Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Дети стоят в кругу; они – «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Занятие 2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Цель. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Ход занятия

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Занятие начинается с упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Затем педагог медленно произносит скороговорку: «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют ее. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш. Постепенно темп увеличивается.

Сказка «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем! Ярко светит солнце.

Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

П е д а г о г. Неожиданно подул ветер.

Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

П е д а г о г. На солнце набежала маленькая тучка.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

П е д а г о г. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

П е д а г о г. Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Эту сказку мы сыграем еще раз на следующем занятии.

Занятие 3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Ход занятия

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. Сегодня мы начнем занятие с ритмопластики. Встаньте в круг и под музыку выполняйте движения, которые я буду вам показывать.

Звучит марш (размер четыре четверти). Педагог показывает движения: на счет один – руки вперед, на счет два – руки в стороны, на счет три – руки вверх, на счет четыре – руки вниз. Дети повторяют движения.

Затем педагог меняет движения: на счет один – правая рука вперед, левая в сторону; на счет два – левая рука вперед, правая в сторону; на счет три – левая рука вперед, правая вниз; на счет четыре – левая рука вниз. Дети повторяют движения.

Упражнение выполняется очень медленно; сначала можно отрепетировать движения рук, а затем повторить синхронно.

Упражнение «Медведи в клетке».

Это упражнение развивает ловкость и координацию движений. Дети-«медвежата» встают на колени, затем садятся на пятки, ладони кладут на пол – они сидят в клетке и пытаются выбраться из нее к маме в лес. Педагог произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

П е д а г о г. Правую руку вперед, затем левую. (Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.) К себе, к себе. В стороны, в стороны. (Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) Правую руку вперед, левую ногу назад. (Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаясь «раздвинуть» прутья клетки).) Сесть. (Вернуться в исходное положение.) Левую руку вперед, правую ногу назад. (Опираясь на правую руку, подняться с пяток, потянуться левой рукой вперед, правой прямой ногой назад; потянуться.) Ничего не получилось… (Вернуться в исходное положение, уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и «заплакать».)

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.



Рассказать друзьям