Ребусы на экологическую тему для младших школьников. Игровые задания по экологии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Викторина для детей подготовительной к школе группы «Экологическая тропинка»

.
Климова Ирина Анатольевна
Должность и место работы: Воспитатель МДОУ детский сад «Солнышко» пгт. Атамановка Читинского района Забайкальского края.
Описание работы: Методическая разработка викторины предназначена для детей подготовительной группы, для воспитателей и учителей начальных классов.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.
Задачи:
1. Углубить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним;
2. Закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и давать полный содержательный ответ на них.
3. Продолжать учить работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Повторение пословиц и поговорок о природе.
2. Беседа о Красной книги России.
3. Дидактические игры «Что лишнее?».
Содержание викторины.
Звучит фонограмма музыки «В мире животных». Команды детей входят в зал, занимают свои места.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники викторины, члены жюри! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена экологии. В викторине участвуют две команды детей подготовительной группы. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды и девиз, связанные с природой. А пока команды готовятся, наша группа поддержки приготовила стихотворения.
Дети читают стихи. На мультимедийном проекте стихотворения сопровождаются презентацией "Наша природа"


1 ребёнок
Природа прекрасна дождями,
Волшебной и дивной весной,
Снегами и листопадом,
И просто сама собой.
Нам дарит волшебные краски,
Касается сердце с любовью,
Природа, она есть счастье,
Что делят все меж собою.
2 ребёнок
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес.
Найду родник холодный,
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой.
Природа дарит негу
И силы придает,
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.
Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч!
Ведущий:
Правила игры: в викторине шесть туров, в которых командам предлагается ответить на разные вопросы. За каждый правильный ответ команде присваивается балл. По окончании игры жюри подсчитывается количество баллов. Выигрывает та команда, у которой баллов больше.
1 тур - «Объясни пословицу»
Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице. Задача команд – объяснить смысл пословицы.
1 команда: Трава боится инея, а иней - солнца.
2 команда: Даст небо дождь, а земля - рожь.
2 тур - «Экологический кроссворд»
Ведущий каждой команде даёт сетку кроссворда с вопросами (воспитатели помогают прочесть вопрос и заполнить пустые клетки)
1 команда


По горизонтали:
2.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все...
3.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

По вертикали:
2.

На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица...
4.
Атмосфера и вода,
Солнце, тёплые ветра,
Круглая, вращается,
Как называется?


2 команда


По горизонтали:
2
.
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
3.
Всё лето в зелени стояла,
А осень в красный цвет зажгла,
И гроздья множества кристаллов,
Всех птиц на пир в сад позвала!

По вертикали:
4.

Все, что окружает нас – растения, животные, вода, солнце, луна, звёзды. Она бывает живой и неживой.
5.
В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семицветка - ...


3 тур - «Четвёртый лишний»
На мультимедийном экране командам по очереди открываются картинки с растениями, животными. Участникам викторины необходимо выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (показ слайдов)








4 тур - «Экологические ребусы»
Каждой команде нужно отгадать одинаковое количество ребусов.
(ведущий выдает конверт с ребусами каждой команд, звучит спокойная музыка)
1 команда
1 ребус


2 ребус


3 ребус


2 команда
1 ребус


2 ребус


3 ребус


Беседа о Красной книге. Презентация.


5 тур - «Что мы знаем о Красной книге?»
Вопросы викторины (по 2 вопроса каждой команде)
1.Что такое Международная Красная книга?
Ответ: Информационный документ - описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты.
2. Что обозначает красный цвет книги?
Ответ: Цвет тревоги.
1. Какого цвета страницы имеет Красная книга?
Ответ: Красные - исчезнувшие виды; белые - печатаются редкие виды; желтые - сокращающиеся виды; серые - неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые - виды, численность которых восстановлена.
2. Какие вы знаете формы охраняемых территорий?
Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.
6 тур – «Знаки природы»
Вниманию детей предлагается видео о красоте нашей Земли и об обратной её стороне - экологическом загрязнении.

После просмотра командам вручается по конверту, где лежат карточки с дорожными и экологическими знаками. Задача команд – правильно их разложить.













Дорогие ребята, уважаемые члены жюри, подошло время подведения итогов. Командам присуждается 1 и 2 место по результатам набранных баллов.



Все участники викторины награждаются памятными медалями «Лучшая (ий) по окружающему миру»



После награждения детям предлагается посмотреть видео с сопровождением песни "Гимн экологов"

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками, например нотами. Ребусы — это замечательный тренажер логики, мышления, развития речи.

Научите Вашего ребенка разгадывать ребусы. Вы откроете ему новый мир!

На этом этапе достаточно объяснить основные правила:

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа». Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.

3. Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.

4. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

Правил гораздо больше. Но для решения простых ребусов, этих достаточно.

Придумывайте свои ребусы вместе с ребенком. Ждем Ваши ответы!

Предложите вашему ребенку решить эти простые ребусы в картинках:


Носорог
Крапивница
Капустник
Сороконожка

Сапожник

Карандаш

Лимонница
Ангелина

Калина

Гвоздика
Кувшинка
Боров
Лук
Рожь
Сом
Столб
Рукав

Предложите Вашему ребенку вместе придумать простенькие детские ребусы с картинками, и вы найдете отличное занятие для совместного досуга.

А если вы любители порешать задачки, то предлагаем познакомиться с

Воспитатель: Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа – великий учитель.

Мы безумно богаты:

В наших чащах и рощах

Просто диву даёшься

Но спросите иного:

Что он знает о птицах?

Пусть ответит толково-

И гляди, удивится

Как же фауна, дескать,

Как же наше богатство –

На полях в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Ну дрозды, ну синички…

Где запомнишь их клички-

Просто птички и только,

А цветы разве знаем

На лугах разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены –сеном,

И с деревьями тоже:

Роща в общем и целом,

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим,

И гордимся природой

И отечество любим.

Воспитатель: Дорогие родители! Сегодня мы хотим провести викторину по экологии.

1 конкурс «Загадки-шутки»

1.Когда человек бывает деревом? (когда он со сна)

2.На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

3.Чем кончаются как день, так и ночь? (мягким знаком)

4.Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

5.Каким гребешком никто не чешется (петушиным)

6.Что находится между рекой и берегом? (И)

7. Какой месяц короче всех? (май, всего три буквы)

8. Может ли кулик прикусить себе язык? (у птицы нет зубов)

2 конкурс «Найди животное»

На карточках написаны слова. Найти в них названия животных.

Банка — кабан; багаж – жаба; колосья – лось;

Кино – пони; дудочка – удод; пион – пони;

Осада – оса; зонтик – кит, кот; волна – вол; каркас- рак;

Кожух – жук; салон – слон.

3 конкурс «Продолжи пословицу».

— Птицу узнают в полёте, а …..(человека в работе).

— В степи простор, в лесу ….(- угодье).

— Лес и вода – родные ….(брат и сестра).

— Рыбак рыбака -…..(видит издалека).

— Что в воду упало, то…(пропало).

— Руби дерево крепкое, гнилое … (само упадёт).

— Красна птица пером, а …(человек умом).

Глупой птице свой дом … (не мил)

4 конкурс «Экологические ребусы»

Родители отгадывают ребусы, за правильный ответ получают фишки.

5 конкурс «Шарады»

1. Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавить букву с краю,

Своё значение я меняю

И птицей становлюсь тогда. (и-Волга).

2. Моё начало – буква алфавита,

Оно всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит

То сядет на цветок,

То снова полетит (ш – мель).

3. Первое –нота, второе –тоже,

А в целом на горох похоже. (фа – соль).

4. Начало и конец – предлоги,

А средний слог – одна из нот.

Ответ в лесу; кто там побродит,

Грибов лукошко наберёт (по-ля-на).

5. Шараду запишите так:

Две ноты буква мягкий знак.

Все-куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах. (си-ре-н-ь).

Воспитатель: Уважаемые родители, пока вы подсчитываете свои фишки, хотим прочитать вам стихотворение Э. Асадова «Царица – гусеница». А вы подумайте, правильно ли мы поступаем в отношении «братьев наших меньших».

Воспитатель читает стихотворение.

Эдуард Асадов «Царица-гусеница»

— Смотри, смотри, какая раскрасавица.

Мальчишка смотрит радостно на мать –

Царица – гусеница! Правда нравится?

Давай её кормить и охранять.

И вправду, будто древняя царица,

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сияла золотая гусеница.

Но женщина воскликнула:- Пустое!-

И засмеялась: — Ах ты мой сверчок!

Готов везде оберегать живое,

Да это же вредитель, дурачок!

В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь: вот сюда

Она вползёт, испортит сердцевину,

И яблоко хоть выброси тогда.

Нет нам с тобой такое не годится.

Сейчас мы глянем что ты за герой –

Она стряхнула с ветки гусеницу:-

А ну-ка размозжи её ногой!

И мальчик мину напуская злую

И подавляя в тайне тошноту,

Шагнул ногой на тёплую, живую

Жемчужно-золотую красоту…

— Вот это славно! Умница, хвалю –

И тот стремясь покончить с добротою,

Вскричал со зверски поднятой ногою.

Кидай ещё! Другую раздавлю!

Мать с древних пор на свете против зла.

Но как же этой непонятно было,

Что сердцевину яблока спасла,

А вот в мальчишке что-то загубила.

Воспитатель: Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями.

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. (Е.Евтушенко).

Награждение победителей.

Экологический ребус Ответ: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии» . (В. Распутин) Головоломка «Найди начало» Ответ: «Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым, – очистить вокруг себя воздух» . (Р. Ролан.) Головоломка «Ловкость глаз и. . . » Ответ: «Наше будущее – в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями. » Животные: жираф, собака, дикобраз, лошадь, кабан, коза, носорог. Головоломка «Дерево» Ответ: Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.) Остров Пасхи Ответ: 2 -5 -1 -8 -9 -3 -6 -7 -4

Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод. 1. Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана. 2. На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой. 3. Чтобы вырубать в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй. 4. На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега. 5. Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов. 6. Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материала для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу. 7. Страшный голод привел к каннибализму, погибали и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз. 8. Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти. 9. Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен. 10. Вывод сделайте сами.

Ученики делятся на группы: Эксперты по водным ресурсам Эксперты по климату Эксперты по лесным ресурсам Конструкторы

Задание I группа Действительно ли мы потребляем так много воды, что существует опасность истощения ее запасов? Ø Каковы причины возможного недостатка воды в ряде районов в мире? Ø Где и как используется вода? Ø К чему приводит загрязнение вод Мирового океана? Ø Что необходимо сделать для сохранения водных ресурсов.

Задание II группа Зависит ли климат на Земле от состояния атмосферы? Ø Что является причиной загрязнения атмосферы? Ø Каковы последствия загрязнения атмосферы? Ø Что такое «парниковый эффект» ? Плюсы и минусы «парникового эффекта»

Задание III группа Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни» . Почему так считает ученый? Ø Какие последствия влечет за собой вырубка лесов? Ø Каково прямое и непрямое влияние человека на растительный и животный мир?

Экологические ребусы в использовании математического планшета с детьми дошкольного возраста.

Басова И.В., воспитатель

МДОБУ детский сад №5 г. Белорецк

В нашем детском саду в своей работе я использую математический планшет для развития мелкой моторики рук, для интеллектуального развития детей моей группы. Как показала практика, дети с удовольствием играют на планшете, любят его за оригинальность, мобильность, простоту.

Они пользуются не только книгой - приложением, но и сами придумывают новые схемы, любят в них зашифровывать нарисованные резиночками предметы, геометрические фигуры.

Так как этот год в Башкортостане объявлен годом экологии, то в работе с детьми я стала использовать экологические ребусы, т.е. организую своих детей на развитие активности, связной речи, что в настоящее время остается наиболее важным, актуальным.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Ее изучение формирует у детей настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Цель проводимых мною занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников посредством использования математического планшета через экологическое воспитание. Использование экологических ребусов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Однажды я попробовала использовать планшет для решения необычных экологических ребусов. И мы сейчас вместе с моими детьми с увлечением ищем ответы на нестандартные вопросы с помощью любимого пособия, что кроме развития логики, способствует формированию у детей тонкой моторики (работой мелких мышц), дифференцированного восприятия и сенсомоторной памяти. Например, я загадываю ребус на экологическую тему, прошу детей из множества резиночек выбрать резиночки нужного цвета, выложить на своих планшетах заданный мною рисунок (три лесные елочки).

И самое главное задание на логику: определить самую высокую елочку и как удалить из середины самую длинную елочку, не трогая ее? Подобные ребусы не вызывают затруднений у детей, а наоборот, развивают усидчивость, интерес, и желание справляться с трудными заданиями.

Список литературы:

    Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет». Издательство «Рипол Классик, Дом. XXI век»

    Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. «Развитие математических представлений у дошкольников». 2015г.

    Волкова Т.А. «Игры с математическим планшетом для детского сада».



Рассказать друзьям