Кто такой фаберже и где его богатство. Карл Фаберже: адюльтер и другие малоизвестные факты его жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многонациональный народ Республики Тыва понес большую утрату. 7 января на 89 году жизни скончалась Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, одна из первых балерин Тувинской Народной Республики, первая солистка танца «Звенящая нежность», много сделавшая для развития культуры республики. Глава Тувы Шолбан Кара-оол выразил соболезнования родным и близким Натальи Дойдаловны, всем деятелям культуры.

«Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева - пример преданного служения своему народу и своей семье, - отметил Глава республики. - Она была одной из тех, кто начинал развивать танцевальное искусство Тувы, которое до сих пор является визитной карточкой республики. А ее усилия по сохранению и пропаганде творческого наследия дочери - юной художницы Нади Рушевой - это настоящий материнский подвиг, перед которым не властны ни время, ни обстоятельства. Более сорока лет она посвятила деятельной памяти дочери. Именно благодаря Наталье Дойдаловне имя Нади Рушевой известно во всем мире, а в Туве при Национальном музее создан музей-филиал гениальной художницы. Наталья Дойдаловна до самых последних дней принимала активное участие в судьбе республики, развитии ее культуры, воспитании молодежи. Она была также духовным центром тувинского землячества в Москве, оставаясь примером бескорыстия в отношении к малой родине и своим землякам. Светлый образ замечательной женщины, талантливой артистки, Матери останется в наших сердцах».

Глава Тувы Шолбан Кара-оол поручил руководителю полномочного представительства Республики Тыва в Москве Александру Паку обеспечить все необходимое для организации церемонии прощания с покойной.

Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ на территории Пий-Хемского района Тувы. Рано лишившись родителей, она с братьями и сестрами воспитывалась у бабушки. В годы Великой Отечественной войны НатальяАжикмаа, как и вся тувинская молодежь, трудилась ради Победы. В 1942 году она поступила в балетный класс под руководством Анатолия Шатина театральной студии при Тувинском музыкально-драматическом театре, в котором преподавали приглашённые из СССР специалисты. Благодаря своему трудолюбию и одарённости, Наталья Ажикмаа стала первой солисткой танца «Звенящая нежность». Именно о ней Анатолий Шатин говорил: «Она танцует, словно поёт».

В 1945 году судьба свела ее с московским художником Николаем Рушевым, который был направлен в Туву, в областной музыкально-драматический театр, главным художником-постановщиком. Они поженились. Прекрасный облик любимой жены Николай Рушев позже воспроизвел на живописных полотнах. Самые известные - «Портрет Н. Ажикмаа с лимби» (1946 г.), «Портрет Н. Ажикмаа под зонтиком» (1951 г.), большая жанровая картина «Концерт в поле» (1947 г.) и другие живописные и графические работы составляют «Золотой фонд» Национального музея Республики Тыва.

В 1947 году молодая семья была командирована в город Сталинабад (Ашхабад), где Наталья Ажыкмаа-Рушева танцевала на сцене таджикского театра им. С. Айни. С 1949 по 1952 гг. супруги жили в городе Улан-Баторе (Монголия), где Наталья Дойдаловна работала педагогом-балетмейстером в Государственном театре оперы и балета. Николай Рушев занимал должность художника-постановщика и одновременно преподавал в училище.

31 января 1952 года в семье молодых родился долгожданный ребенок - дочь Надежда Рушева. Еще в юном возрасте у девочки проявились задатки гениального художника. С Надей занимались известные мастера. После ранней и внезапной смерти дочери в марте 1969 году Наталья Ажикмаа-Рушева и Николай Рушев отдали много сил и труда пропаганде гениального дарования их дочери. Вместе они организовали крупные выставки по Советскому Союзу. После смерти мужа в 1975 г. Наталья Дойдаловна продолжила организовывать выставки рисунков дочери, как по России, так и за рубежом (Болгария, Япония, Румыния и т.д). По ее инициативе был создан музей-филиал Нади Рушевой при Национальном музее Республики Тыва. На протяжении многих лет она передавала бесценное наследие своей дочери - ее подлинные рисунки, личные вещи, фотографии, пополняя золотой фонд культуры Республики Тыва.

Сегодня благодаря Н.Д. Ажикмаа-Рушевой Национальный музей РТ имеет в своих фондах более 5000 рисунков талантливой дочери, а также около 20 живописных полотен, графические работы и эскизы, созданные ее мужем Николаем Рушевым.

Несмотря на преклонный возраст, Наталья Дойдаловна вела большую переписку с музеями, картинными галереями, школами, клубами любителей и почитателей творчества Нади Рушевой.

Трудовые и творческие заслуги Натальи Дойдаловны отмечены государственными наградами - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя юбилейными медалями участника трудового фронта, медалью «Ветеран труда», а также почётными знаками и медалями в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, Почётными грамотами Верховного Совета Тувинской АССР, «Золотой грамотой Республики Тыва».

Автор - A-delina . Это цитата этого сообщения

Надя Рушева. Нить Ариадны с кончика пера...


«…Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам».
Надя Рушева

Надежда (Надя) Николаевна Рушева (имя при рождении: Найдан, 31 января 1952, Улан-Батор, Монголия - 6 марта 1969, Москва) - художница-график, автор многих прекрасных рисунков – в том числе к роману «Мастер и Маргарита», по мнению вдовы Булгакова, лучших иллюстраций к этому произведению…

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-
Рушева.

Родители Нади познакомились в Туве, в августе 1945 года, куда москвича Николая Рушева, театрального художника, отправили в командировку. Молодого человека привлекал Восток – из этой поездки он привез не только впечатления, но и жену – балерину, девушку экзотической красоты (на старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая.). По тем временам – редкий союз. Осенью 1946 года состоялась свадьба.

В 1950 году молодую семью ждало назначение, в Монгольскую Народную Республику, в театр оперы и балета Улан-Батора, где Николай Рушев - театральный художник, а Наталья Ажикмаа - педагог-балетмейстер. Там произошло и долгожданное событие: 31 января 1952 года на свет появилась дочь Надежда. Местный мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает "Вечно живущая".

Летом 1952 года Рушевы переехали в Москву. Наталья Дойдаловна оставила балет и полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери. Николай Константинович стал работать на Центральном телевидении в редакции театральных постановок художником. Смыслом его жизни стало воспитание дочери. Николай Константинович души не чаял в Наде: много читал ей, делился своими обширными знаниями, умел рассказывать так, что воображение дочки развивалось безудержно, ярко. Он был в курсе её литературных, художественных, музыкальных предпочтений и, конечно, старался познакомить девочку с лучшими представителями мировой культуры.

Вот уже полвека Наталью Рушеву спрашивают, как ей удалось вырастить вундеркинда. И за все эти годы она так и не дала готового рецепта. Просто потому, что его нет. Свою единственную дочку Рушевы воспитывали, не впадая в крайности. Надя не была интровертным и замкнутым вундеркиндом. Напротив, тянулась к людям, новым лицам. Прекрасно двигалась – лихо отплясывала чарльстон, с удовольствием ходила на лыжах, каталась на коньках. Могла стать балериной, как мама, – имелись и грация, и высокий, «балетный» подъем стоп. Но Наталья Дойдаловна не хотела для дочери такой судьбы: «Стоять в массовке – нечего делать, а быть первой – очень тяжело».

Надя начала рисовать с трёх лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать." Надюша научилась читать только в школе, в семь с половиной. Дома специально не учили, решили, научим рано – дочка будет скучать в классе. Еще мы никогда на нее не давили. Разве можно ребенка заставлять, ведь он же все наоборот сделает! - вспоминает Наталья Дойдаловна- Рисовать она начала, как и все дети, едва научившись держать карандаш. Муж книгу оформляет, рисунок повесит на стену, чтобы лучше рассмотреть, а Надя подойдет и рядом свой прилепит. Что меня в ней всегда удивляло – не по-детски бережное отношение к вещам. Она никогда не рвала книжки, не ломала игрушки."

В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. Обнаружив в Наде художественный талант, отец не поддался соблазну научить ее рисовать профессионально, не отдал дочь в художественную школу (девочка занималась лишь в студии Дворца пионеров по выходным у педагога Людмилы Алексеевны Магницкой). Он дал развиваться таланту дочери свободно, самостоятельно. Позднее, когда Надя уже во многом сложилась как художник, бывало даже, что он просил ее совета, когда что-то не получалось в рабочих эскизах.

Рисунок. Это был как бы еще и ее собственный язык – загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую..».Чем она рисовала? Цветными мелками, карандашом.

В возрасте шести – семи лет девочка подружилась с пером - ручкой, которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники обычно им не рисуют – слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются.. Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной степени легко она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. Она училась в 653 – ей московской школе, любила кататься на лыжах, играть в куклы.

В мае 1964 года - первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. Московский журналист В. Пономарев («Известия») писал 17 апреля 1964 года в своей доброй и чуть ироничной заметке: «Браво, Надя, браво!" - Эти слова написал на одном из рисунков художницы итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. Художницу интересует очень многое. Об этом говорят названия разделов выставки: "Русский балет", "Мир животных", "Космос и наука", "Сказки и фантазии", "Моды вчера и сегодня", "Эллины и рабы", "Мир детей", "Сила и грация".

За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из - за возраста Нади ей почти не платили – не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, взрослых дядей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого - то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто.) Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем «сверхблагополучном» советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было – семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и «самой лучшей девочке в Союзе» (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней - хотя бы в рисунках!

Автопортреты.

Слава летела за Надюшей по пятам. Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, допытывали о Вдохновении, сравнивали с «Моцартом в живописи».. А Надя оставалась все такою же обычной. Спокойной, веселой, доброжелательной, совершенно «незвездной» девочкой. Одноклассники Рушевой очень долго не подозревали, что в ней кроется что – то некое, особенное..Ну, подумаешь – стенгазету оформила, мало ли кто хорошо рисует! Детям такое неведение, не виденье Таланта - вполне простительно. А взрослые..Взрослым в их каждодневной, жесткой суете тоже не всегда открывалось то волшебное, мгновенное, необъяснимое, что неслышно присутствовало в ее Даре и отчего захватывало дыхание, завораживало порою.

Надя любила рисовать и не мыслила жизни без рисования. . Когда она упоенно создавала свои циклы рисунков к разным темам, то чрезвычайно много читала и занималась, кроме этого любила поездки и путешествия, даже небольшие: на автобусе в парк, сквер, на реку, в лес... Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие – то сложные духовные интересы и переживания: новые песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балетный спектакль, книга об античном искусстве. Она могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего либо: явления, вещи, искусства, поступка.. В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц.

Надя умерла очень рано – в 17. Накануне девочка вернулась из Питера, где снималась в документальном фильме о Пушкине. Все произошло ошеломляюще, пугающе быстро! Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа – Рушева: "5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях. Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Дочь была оживленная, радостная. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!» Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась.

Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили… А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка… И она сказала: ну как же? И так тяжело - человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз". И, между прочим, так и было..» Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.

Та свеча, с застывшими восковыми слезами, до сих пор стоит на письменном столе художницы. Только вот из алой она стала бледно-желтой. От времени все теряет краски – выгорают сделанные фломастерами рисунки, как ни прячет их Наталья Дойдаловна от света, желтеют страницы книг, которые листала дочь, – не выцветают только воспоминания.

Надю похоронили на Покровском кладбище.На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок». Там теперь лежит и Николай Константинович – отец пережил дочь всего на шесть лет.

Как это ни цинично, ранняя смерть только подогрела интерес публики к юной художнице. На ее выставку в Музее Пушкина стояли многочасовые очереди. О графике Рушевой с придыханием говорили искусствоведы. Выставки прошли более чем в двухстах городах – не только в Союзе, но и в США, Японии. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, которая познакомилась с Рушевыми уже после трагедии, утверждала, что Надины иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» – самые лучшие, а дар художницы – на грани ясновидения.

Перстень ее Мастера – точная копия перстня, который носил сам Булгаков, Маргарита же – вылитая вдова писателя… Елена Сергеевна собиралась содействовать изданию романа с Надиными иллюстрациями, но не успела – вскоре после встречи с родителями художницы Булгакова умерла. Рисунки 15-летней девочки на тему культового романа и сейчас выглядят свежо и волнующе – даже странно, что «Мастера» с иллюстрациями Рушевой так толком и не издали (если не считать барнаульского издания начала 90-х, качество печати которого оставляло желать лучшего).

Графику художницы в СССР вообще редко печатали из-за плохой полиграфии – это делали в Японии и Германии. Не торопятся издавать альбомы и сейчас, хотя технические возможности улучшились. «Была бы богатая – хоть календарь бы выпустила», – сокрушается Наталья Дойдаловна. На рисунках дочери родители заработали сущие слезы: в 1976 году вышел единственный альбом «Графика Нади Рушевой», отцу и матери заплатили за него 990 рублей. Но Наталья Дойдаловна и не думает о деньгах: «Когда делают экспозицию, это для нас честь. В 80-м году в Японии была Надина выставка. Устроители напечатали рисунки из «Пушкинианы», подарили мне несколько экземпляров». Сейчас подарок в красивой золоченой рамке украшает гостиную Натальи Дойдаловны.

В 1994 году Наталья Дойдаловна передала Государственному музею А.С.Пушкина значительную долю наследия Нади Рушевой. В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна Тувы открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой.

Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.

Друзья, родные, земляки Натальи Ажикмаа-Рушевой собрались 20 ноября в ее квартире в Москве, чтобы отметить 85-летие этой удивительной женщины. Своей жизнью, силой воли, терпимостью, любовью ко всем окружающим, которые она проявляет неустанно и на протяжении многих и многих лет, Наталья Дойдаловна убеждает нас в том, что есть люди, которых человечеству посылают свыше, и они имеют огромную духовную миссию.

Одна из первых балерин Тувы понесла в жизни огромные утраты – единственную дочь и мужа, но не замкнулась в своем горе: ее миссия состоит в том, чтобы соединять людей и обогащать их. Соединять и давать им так много, как будто в ее душе после этих утрат открылось особое энергетическое месторождение.

После трагических событий 1969 и 1975 годов жизнь в квартирке на Кавказском бульваре не только не замерла, но и получила новое содержание, новый смысл. За несколько десятков лет здесь побывали, отдавая дань почтения и художнице, и ее семье, и лично маме девочки, представители культурной элиты России, в том числе – малой родины Натальи Ажикмаа – Тувы.

В день восьмидесятипятилетия хозяйки исторической квартиры в ее доме собрались люди, которые вряд ли бы познакомились и собрались вместе без мамы художницы Нади Рушевой.

Не умолкали телефон, дверной звонок, голоса, разговоры. Поздравление с цветами и подарком прислал Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Его слова зачитал Полномочный представитель РТ в Москве Ренат Ооржак, добавив к этому поздравление и от себя, а также коллектива полпредства.

Телеграмму отправила депутат Госдумы, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Поздравила тувинский депутат Лариса Шойгу, чьи слова озвучила ее помощник. Приветственные адреса и подарки поступили от министра культуры Тувы Вячеслава Донгака, Виктора Чигжита и коллектива Национального музея РТ, от музейного работника Нины Чаш и многих других.

Одноклассницы Нади Рушевой, в том числе Наталья Миронова, Наталья Маслова, составили целую группу гостей, для которых этот дом навсегда связан с детством, юностью. С каждым днем рождения, с каждым юбилеем Натальи Дойдаловны они открывают все новые и новые грани феномена девочки, с которой вместе учились. Открывают и феномен самой Натальи Ажикмаа, учась у нее стойкости и мужеству, а также – феномен Тувы, кото-рая стала для них ближе и понятней благодаря регулярному общению с земляками одной из первых балерин республики.

Земляки Натальи Дойдаловны передали ей поздравления от имени односельчан из Сесерлига, от музея имени Натальи Ажикмаа в этом селе. Московское тувинское землячество также представляли известный тувинский поэт и переводчик Комбу Бижек с супругой, сотрудник полпредства Роза Саш-никова.

Все гости принесли угощение к столу, дом утопал в букетах цветов. Приношение Розы Иргитовны вызвало особенный восторг всех: два пирога, на одном из них надпись – «85», на втором – инициалы Натальи Дойдаловны «НД».

Юбиляр скромно сидела во главе стола, внимательно слушая приветственные тосты и красноречивые слова гостей. Уже не имея возможности рассмотреть любимые лица, узнавала всех на слух, по прикосновениям. И в ответном слове для гостей продемонстрировала прежнюю ясность ума, твердость характера и прекрасную память. Она посоветовала всем, особенно родителям, сосредоточиться на воспитании своих детей, которых не надо заставлять, а лишь направлять, поощрять.

Через два месяца – еще одна историческая дата: шестидесятилетие со дня рождения Нади Рушевой, которая появилась на свет 31 января 1952 года. Полномочное представительство Республики Тыва в Москве при содействии друзей семьи Рушевых и участии самой Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой планирует отметить эту дату вечером памяти, выставками.

1. Семья. Николай Рушев, Наталья Ажикмаа, Надя Рушева. Москва, 1953 год. Фото из книги «Люди Центра Азии», четвертый том.

2. Наталья Ажикмаа-Рушева в день восьмидесятипятилетия: юбилейные пироги. 20 ноября 2011 года, г. Москва. Фото Чимизы Ламажаа.

Ната́лья Дойда́ловна Ажикма́а-Ру́шева (имя при рождении Ажикмаа Салчак ; 20.11.1926, Тувинская Народная Республика - 07.01.2015, Москва, Россия) - советская балерина, одна из первых тувинских балерин. Мать рано ушедшей из жизни юной художницы Нади Рушевой.

Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ на территории Пий-Хемского района Тувы (по другим данным родилась в селе Сесерлиг в Туве).

При рождении ей было дано имя Ажикмаа ("Ажик" по-тувински "простор"). Рано лишившись родителей, она с братьями и сёстрами воспитывалась у бабушки. С 1942 года жила в Кызыле.

Сначала училась в цирковой школе, а в 1943 году поступила в балетное училище - это был первый набор, произведённый московским хореографом, балетмейстером Анатолием Васильевичем Шатиным (1904-1972), приехавшим в Туву для создания тувинского национального балета.

В старой, дореволюционной Туве были очень широко распространены песенные мелодии, но не было танца. Существенный сдвиг в культурной жизни Тувы произошел в первой половине 1940-х годов с приездом в Туву по приглашению правительства Тувинской народной республики ряда специалистов из СССР. 1943 год считается началом профессионального развития тувинского танца. Александр Васильевич Шатин вошел в историю как основоположник тувинской национальной хореографии. В 1943 году Шатин приступил к созданию на их основе собственных композиций, первой из которых стал «Танец с флейтой» (лимби), исполненный Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан), а второй - знаменитая «Звенящая нежность», поставленная в 1943 году Шатиным на музыку Алексея Аксёнова, в котором солировала Наталья Ажикмаа. Когда в октябре 1944 года Тува вошла в состав СССР, приглашённые специалисты были отозваны в Москву, в 1949 году балетной труппы в театре не стало.

Анатолий Шатин говорил о Наталье Ажикмаа: «Она танцует, словно поёт». А.В.Шатин писал в своих воспоминаниях: «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек - это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие, для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась у меня мысль о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведёт роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо - значит, девушка стесняется».

В 1945 году судьба свела Наталью Ажикмаа с московским художником Николаем Рушевым, который был направлен в Туву в областной музыкально-драматический театр главным художником-постановщиком. Они поженились. Прекрасный облик любимой жены Николай Рушев позже воспроизвел на живописных полотнах. Самые известные – «Портрет Н. Ажикмаа с лимби» (1946 г.), «Портрет Н. Ажикмаа под зонтиком» (1951 г.), большая жанровая картина «Концерт в поле» (1947 г.) и другие живописные и графические работы составляют «Золотой фонд» Национального музея Республики Тыва.

В 1947 году молодая семья была командирована в город Сталинабад (Ашхабад), где Наталья Ажыкмаа-Рушева танцевала на сцене таджикского театра им. С. Айни. После того, как в 1949 году балетная труппа Кызылского театра прекратила своё существование, с 1949 по 1952 гг. супруги жили в городе Улан-Баторе (Монголия), где Наталья Ажикмаа-Рушева работала педагогом-балетмейстером в Государственном театре оперы и балета, а Николай Рушев занимал должность художника-постановщика и одновременно преподавал в училище.

31 января 1952 года у супругов родился долгожданный ребёнок – дочь Надежда Рушева. Знакомый мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает "Вечно живущая". Ещё в юном возрасте у девочки проявились задатки гениального художника. С Надей занимались известные мастера. После ранней и внезапной смерти единственной дочери в марте 1969 году Наталья Ажикмаа-Рушева и Николай Рушев отдали много сил и труда пропаганде гениального дарования их дочери. Вместе они организовали крупные выставки по Советскому Союзу.

С середины 1960-х годов Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева работала в лаборатории Московского телевизионного центра, затем на комбинате художественно-декоративного производства Центрального телевидения, а с 1971 года учебным мастером в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ).

После смерти мужа в 1975 г. Наталья Дойдаловна продолжила организовывать выставки рисунков дочери, как по России, так и за рубежом (Болгария, Япония, Румыния и т.д). По ее инициативе был создан музей-филиал Нади Рушевой при Национальном музее Республики Тыва. На протяжении многих лет она передавала бесценное наследие своей дочери – ее подлинные рисунки, личные вещи, фотографии, пополняя золотой фонд культуры Республики Тыва.

Сегодня благодаря Наталье Дойдаловне Ажикмаа-Рушевой Национальный музей РТ имеет в своих фондах более 5000 рисунков её талантливой дочери Нади, а также около 20 живописных полотен, графические работы и эскизы, созданные её мужем Николаем Рушевым. Несмотря на преклонный возраст, Наталья Дойдаловна вела большую переписку с музеями, картинными галереями, школами, клубами любителей и почитателей творчества Нади Рушевой.

Трудовые и творческие заслуги Натальи Дойдаловны отмечены государственными наградами – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя юбилейными медалями участника трудового фронта, медалью «Ветеран труда», а также почётными знаками и медалями в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, Почётными грамотами Верховного Совета Тувинской АССР, «Золотой грамотой Республики Тыва».

В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна Тувы открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой.

Тувинская советская балерина.


Ната́лья Дойда́ловна Ажикма́а-Ру́шева (имя при рождении Ажикмаа Салчак; род. 20 ноября 1926) - тувинская советская балерина. Мать рано ушедшей из жизни юной художницы Нади Рушевой.

Сперва училась в цирковой школе, а в 1943 г. поступила в балетное училище - это был первый набор, произведённый приехавшим в Туву для создания тувинского национального балета московским балетмейстером Анатолием Шатиным. Наталья Ажикмаа солировала в первом тувинском женском балетном номере «Звенящая нежность», поставленном в 1943 г. Шатиным на музыку Алексея Аксёнова. Шатин писал в своих воспоминаниях:

Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек - это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие. Для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась у меня мысль о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведёт роль.

Наряду с исполнительницей первого сольного танца Шатина Галиной Бады-Сагаан Наталья Ажикмаа считается первой балериной в истории Тувы.

После того, как в 1949 г. балетная труппа Кызылского театра прекратила своё существование, Наталья Ажикмаа работала в театрах Улан-Батора и Москвы.

Н. Д. Ажикмаа-Рушева живёт в Москве, но по-прежнему пользуется авторитетом на родине: так, в 2006 году в связи с её 80-летием она была выдвинута на соискание символического звания «Сибиряк года» - в числе 34 претендентов со всей Сибири, включая и президента России Владимира Путина.



Рассказать друзьям