НОД «Золотая осень. Конспект комплексной НОД " Осень" (подготовительная группа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возрастная группа: старшая группа

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень»

Задачи: закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осенью; развивать память, воображение, ориентировку в пространстве, песенные умения, двигательные навыки, пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма; формировать интерес к природным явлениям, совместным играм.

Материалы: корзина с муляжами овощей и фруктов, сплетенная паутина, игрушка-паучок, обручи, ложки.

Предварительная работа: беседы по теме «Осень» , рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, разучивание с детьми стихов.

Непосредственно - образовательная деятельность:

Осень: дети, отгадайте загадку:

Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (Осень) .

Осень: Правильно, я предлагаю вам отправиться в «раннюю» осень, в бабье лето, где еще сохраняется тепло, еще почти все листья на деревьях зеленые, но некоторые листочки уже желтеют. (Дети натыкаются на воображаемую паутину) Это паутина, которую сплел паучок, чтобы согреться на солнышке бабьего лета. Я знаю одно стихотворение о паучке, которое называется «Паучок- ткач» :

Сету паучок плетет, (дети пальцами изображают решетку)
Словно ткач проворный (руками имитируют работу на ткацком станке)
Нитку липкую по кругу (в воздухе пальцем очерчивают круг)
Намотал задорно, (делают диагональные движения рукой)

А потом ее пустил, (ладони выставляют перед собой,
пальцы растопыривают и сцепляют в «замок» )
Чтоб круги связались,
И на липкой паутине

Мухи все остались.

Вывел нитку, натянул (указательным пальцем проводят горизонтальную линию)

И засел в засаде. (приседают, руку козырьком приставляют ко лбу)

Только мухи не летят – (отрицательно качают головой)

Паучку досадно! (машут с досадой рукой) .

Осень: Еще ранней осенью в садах и на огородах собирают последний урожай (показывает детям корзину с овощами) :

«Осенние заготовки»

Сколько вкусных овощей
Заготовили для щей,
Для закваски и солений,
Для солянки и борщей.

Для приправы овощной,
Пасты вкусной и густой,
Кетчупа, аджики острой,
Овощных салатов пестрых!

Будем овощи варить,
Жарить, парить и тушить,
Резать, теркой натирать
И в духовке запекать.

На зиму мариновать,
Маринадом заливать,
Будем квасить и солить,
И морозить и сушить.

Не страшна теперь зима,
В гости к нам придет она.

Осень: Давайте, ребята, отпразднуем сбор урожая, поводим хоровод под песню «Урожайная» :

Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем
Урожай собирай
И на зиму запасай.

О-да собирай
И на зиму запасай.
Мы ребята молодцы,
Собираем огурцы

И фасоль, и горох
Урожай у нас не плох.
О-да и горох
Урожай у нас не плох.

Ты пузатый кабачок
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзинку полезай.

О-да не зевай
Да в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой

Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
О-да отворяй
Едет с поля урожай.

Осень: Из ранней осени мы с вами попадаем в «золотую» осень. Ребята, а почему середину осени называют золотой осенью? (Деревья и кусты одеты в яркий наряд - золотой, оранжевый, бордовый, красный. Но уже чаще идут дожди, становится холоднее) . Давайте послушаем стихотворения про осень, которые вы приготовили:

1) Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:
Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)

2)Осень! Осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин. (А. Толстой)

3) Осень выставку открыла
Как художница она
Яркой краской все покрыла
Все раскрашены сады

Этой смелой, желтой кистью,
Как румянятся плоды,
Как желты на солнце листья.

Осень: Что происходит с листьями деревьев и кустарников осенью? (Опадают) . Как называется это явление? (Листопад) . Представьте, что вы превратились в листочки:

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся) .

Воспитатель: Какое явление неживой природы осенью часто бывает? (Дождь) Давайте все вместе покажем, какой бывает дождь:

Рассердилась туча злая, (дети стучат кулаком о кулак)

И закапал мелкий дождь (ритмично постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Капля падает за каплей (ритмично щелкают пальцами)

Сколько набежало слез! (собирают воображаемые слезы)

Дождь сильнее стал, и ветер (двигают ребром ладони вниз по диагонали)

Сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли, (движение ребрами ладоней диагонально в разные стороны)

Словно всех косой косил. (имитируют движение косой)

Ливень тучи посылает, (резко выставляют руку вперед)

И стеной вода течет. (двигают ладонями с сомкнутыми пальцами сверху вниз)

Где бы спрятаться от ливня? (пожимают плечами, смотрят по сторонам)

Зонтик нас раскрытый ждет. (поднимают руки вверх, изображают зонт)

Осень: А теперь мы отправляемся в «позднюю» осень. Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают в теплые края) . Давайте поиграем в игру «Гуси- лебеди» (дети играют в игру) .

Животные тоже готовятся осенью к зиме. Как они готовятся? (делают запасы на зиму) . Мы представим, что превратились в разных животных и будем делать запасы на зиму (проводится эстафета «Перенеси овощи в ложке» ) .

Осень: Ребята, наше путешествие подошло к концу и я хочу с вами попрощаться и сказать вам до новых встреч!

В.В. Медведева воспитатель

МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка»

г.Алдан, РС (Я)

Ковбаса Оксана Юрьевна
АНО ДО "Планета детства "Лада" Д/с № 149 "Ёлочка", Самарская область, г. Тольятти

Конспект НОД

«Осень в лесу» (Старшая группа)

Цели:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить узнавать разные породы деревьев по листьям;

Обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц);

Учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме;

Развивать непроизвольную память, мышление;

Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: экскурсия в лес,наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение рассказов и загадывание загадок о диких животных.

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); предметные картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж); русская народная сказка «Как коза избушку построила».

Организационный момент:

Игра «Повтори». Дуб - рябина - осина, берёза - ель - клён, клён - рябина - ель, берёза - дуб - рябина, ель - дуб - сосна, дуб - клён - берёза.

Основная часть:

В о с п и т а т е л ь: (читает стихотворение)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

(И. Бунин)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года описал поэт? (Осень)

Почему вы так решили? (Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета )

Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким он стал осенью? (лиловым, золотым, багряным )

Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения? (Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут )

Назовите еще признаки осени. (Солнце светит меньше, день становится короче, а ночь длиннее; вянет и жухнет трава; птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к зиме)

- Почему птицы улетают в тёплые края? (Насекомые, которыми питаются птицы, прячутся глубоко в землю; замерзают водоёмы)

А теперь послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила».

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.

— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

В о с п и т а т е л ь:

Про кого эта сказка? (Про ленивую старуху-говоруху и козу с козлятами )

Куда убежала коза с козлятами от старухи-говорухи? (В лес )

Какие деревья росли в лесу? Почему они отказались приютить козу с козлятами? Кто помог козе? (Ответы детей )

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого)

Листья березы,(сжимают и разжимают кулачки )

Листья рябины,(загибают поочередно пальчики, начиная с большого )

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.(«шагаем» средним и указательным пальчиками по коленям)

Н. Нищева

Воспитатель проводит игру с раздаточным материалом. (Д/и «Детки с ветки»).

В о с п и т а т е л ь: В лесу, куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревья найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на магнитной доске изображение дерева, а тот, у кого есть листок с этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.

Работа с демонстрационным материалом (на поставленные вопросы выставляются картинки)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года наступит после осени? (Зима )

Как готовятся к зиме животные в лесу?

Что делает заяц? (у него изменяется окраска шкурки )

Какого цвета у него шкурка осенью? (серого )

А какого цвета шкурка будет зимой, почему? (Белого,чтобы его не было видно на снегу )

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом )

Как готовится к зиме белка? (Она с лета начала запасать грибы, ягоды, орехи на зиму; белка меняет окрас с рыжей на серую, утепляет своё жилище. )

Как называется жилище белки? (Дупло )

Как готовится к зиме медведь? (Он нагуливает жир, готовит жилище к зиме. )

Как называется жилище медведя? (Берлога )

Как зимует медведь? (Он спит в берлоге и сосет лапу. )

Дети рассказывают о том, как готовятся к зиме другие звери: лиса, волк, ёж.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Что нового вы узнали?

Что особенно понравилось?


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №296 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности
по экологии в старшей группе
«Золотая осень»
Воспитатель: Мельникова К.А.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: проявляет интерес и любознательность к изучению природы; следит за погодой; может рассказать о сенных изменениях в природе; проявляет эстетические чувства.
Цели:
Уточнить и обобщить знания детей об осени (день становится короче, а ночь длиннее; холодно, часто идут дожди, дуют холодные ветры, желтеет трава, листья на деревьях изменяют свою окраску и опадают, исчезают насекомые, перелетные птицы улетают в тёплые края). Учить уточнять и дополнять ответы сверстников. Закреплять умение отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья, траву, листья. Упражнять в приёмах рисования акварелью. Способствовать воспитанию эстетических чувств у детей.
Материалы и оборудование: осенних пейзажи, иллюстрации, 2 больших листа бумаги для коллективного рисования, акварель, кисточки, подставки для кисточек, непроливайки с водой, салфетки, фонограмма осенней мелодии, игрушка Бабы Яги, образец.
Предварительная работа: беседы с детьми о растительном и животном мире осенью, наблюдения в природе, рисование деревьев, рассматривание альбома «Осень», заучивание стихов об осени.
Содержание организованной деятельности детей.
- Сегодня мы с вами побеседуем о самом ярком и разнообразном времени года, об осени. Осень скоро закончится и мне интересно, что вы знаете об этом времени года. Вспомните наши прогулки, наблюдения и беседы. Что изменилось в природе с приходом осени? (Ответы детей. Воспитатель дополняет и обобщает ответы.)
- У осени, ребята, есть три части – три периода. Кто подскажет мне, как называется первый период? Правильно, ранняя осень. (Демонстрация первого пейзажа). Что вы знаете об этом осеннем периоде? Верно, на улице ещё тепло, как летом, но ночи уже холодные; на деревьях только начали желтеть листья. Кто помнит, на каком дереве мы увидели самые первые жёлтые листочки? Правильно, на липе. Послушайте, какое красивое стихотворение о ранней осени написал прекрасный русский поэт Ф.Тютчев:
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле…
- Мы поговорили о ранней осени. А как называется второй самый красочный период осени? Правильно, золотая осень. (Демонстрация второго пейзажа). Кто хочет рассказать о золотой осени? Верно, в этот период осени деревья все раскрашены в разные цвета: красный, жёлтый, оранжевый, багряный. В этот период начинается пора листопада. А.Болонский пишет о листопаде так:
«Кружат листья над дорожкой, лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком вдоль опушек и полян!
Мы идём и под ногами слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами, пахнет свежестью лесной».
(Вместе выясняют причину этого явления).
- И последний период осени – это поздняя осень. (Демонстрация пейзажа). Что происходит в природе поздней осенью? (Ответы детей). Да, как мы видим на картине, уже опали листья с деревьев, птицы улетели в тёплые края. Вот как о поздней осени говорится в стихотворении великого русского поэта
А.С.Пушкина:
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора, стоял ноябрь уж у двора.
- А сейчас давайте поиграем: я буду показывать иллюстрации, а вы должны правильно назвать какой период осени изображён – ранней, золотой или поздней.
- Ребята, а вы бы хотели побывать в осеннем лесу? Самый красивый лес в пору золотой осени – в нём мы сейчас и побываем. (Проводится физ. минутка). Вот перед вами осенний лес.
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
Берёзы светлою резьбой блестят в лазури голубой,
Как вышка, ёлочки темнеют, а между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной… (И.Бунин).
- А вы, ребята, хотите красками нарисовать осенний лес? Тогда берите кисточки - и за дело! Посмотрите, какой большой лист я вам приготовила. Каждый нарисует по несколько деревьев и получится лес. Подумайте, кто какие деревья будет рисовать – белую берёзку, зелёную ёлочку, стройный клён или могучий дуб. (Дети рисуют свои деревья в осеннем лесу).
- Ребята, вы так красиво нарисовали, что Баба Яга из сказочного леса не удержалась и прилетела посмотреть на ваше творчество. (Воспитатель с игрушкой Бабы Яги проводит анализ в игровой форме).

МКДОУ ЦРР Детский сад № 31 «Алтн Булг»

( НОД )

Воспитатель национальной группы № 1 «Харада»

Ольцаева Валентина Александровна

Элиста 2015 г.

Занятие по теме «Осень» для средней группы ( НОД )

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для физминутки, дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

Ход занятия.

Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

Листья падают с деревьев

Снова птицы улетают

Дождь опять в окно стучится

Когда это бывает?

Дети отвечают – Осень.

Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)

Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

А теперь посмотрим на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут? А где растут фрукты?

Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Собираем листочки в корзину)

Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

Ребята, наступила поздняя осень, и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

Дети отвечают – зайчик.

(Показываю два слайда – заяц серый и заяц белый)

Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

Чем заяц питается зимой? (Ответы)

Зайцы не готовят жилище к зиме, они копают временные норки, или просто зарываются в снег поглубже и спят.

Ребята, а как мы называем детеныша зайца?

А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

Послушайте, ребята, кто-то воет. Кто же это? Да, это волк.

Он в логове живет под оврагом в степи. (Показываю слайд про волка)

Как вы думаете, ребята, волк готовится к зиме? (Дети отвечают)

Да, правильно. Все лето и осень, и зиму волк охотиться.

Еще одну загадку послушаем:

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки.

(Дети отвечают - Суслик)

(Показываю слайд про суслика).

Да, конечно, это суслик. А вы знаете, как называется дом суслика? (Ответы детей)

Что любит, есть суслик? (Ответы)

Знаете, ребята, оказывается, суслик всегда делает запасы на зиму в норе, у него есть кладовая из зерна, семян, корешков и других злаков.

Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

Игра « Найди норку».

Молодцы, ребята, нашли домик степным зверям.

А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть. Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

(Работа детей)

Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили? (Ответы детей)

Конечно же, суслика. Поможем суслику? Что любит суслик, ребята?

(Ответы детей)

Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это зерна.

Какие вы все молодцы, ребята! Помогли суслику.

Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.



Рассказать друзьям