Поездка с детьми на море. Советы родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой статье собраны игры, которые помогут разнообразить отдых ребенка, особенно если детей несколько. Они применимы в любой точке земного шара, будь то берег турецкий или уральская турбаза, возраст детей от 4х до 16-ти лет. Эти игры и занятия имеют свою историю, ими увлекались еще наши бабушки, и многие незаслуженно забыты или изменились до неузнаваемости. Самое время «заразить» ими новое поколение!

Часть первая: благородные занятия!

Секретики

Одна из Тайных Загадочных Игр нашего детства. Понадобятся мелкие игрушки из «киндеров», бусинки, обрывки украшений. В нашем детстве «секретик» считался ценным, если в нем пряталась достойная игрушка (пупсик или мелкая машинка). Также используем фантики от конфет и фольгу. Роем ямку в земле - достаточно глубокую - выкладываем дно фантиками. Сверху кладем игрушку, бусинки. Накрываем фольгой. И все это прячем под обломком стекла. В наше пластиковое время не так уж легко найти хорошее стекло, поэтому (и в том случае, если вы учите «секретикам» маленьких детей) используйте прозрачный целлофан или пластик, прозрачные крышки. Другой вариант: не заморачиваться и сложить «секретик» в коробочку. Но правильный результат выглядел так: цветное стекло, а под ним что-то загадочно сверкает. Засыпаем землей - все готово. Теперь о нем нужно забыть на месяц, это самое трудное. И раскопать, когда ребенок будет счастлив вновь обрести свое сокровище. В советское время «секретиками» увлекались буквально все, и был будоражащий душу шанс под любым деревом обнаружить чужой «секретик». Если детей несколько - пусть каждый зароет свой «секрет», а через некоторое время получит возможность откопать чужой и завладеть содержимым. Расширяем игру: в ней участвует несколько (от двух) детей и взрослый. Взрослый закапывает самый главный «секрет» (можно закопать шоколадную фигурку, предварительно обезопасив ее от земли), а потом все меняются «секретиками» - и побеждает тот, кто найдет «взрослый» супер-приз.

Коллекции

Мы частенько ругаем детей за раскидывание по всему дому фантиков, грязноватых камешков, стеклышек, перышек и прочих Очень Ценных Вещей, Которые Запрещено Трогать Взрослым. Лучше выделить время и сделать коллекцию. Что мы будем коллекционировать?

Ракушки

Фантики от сладостей

Листья, травы, цветы

Разноцветные стеклышки

Железки и деревяшки

Календарики, открытки

Брелоки

Этикетки

Нам потребуется коробка. Простой вариант - купить в хозяйственном магазине или Икее/ОBI. Коробочка должна быть с множеством отделений и обязательно - с крышкой. Сложный вариант - сделать ее самим. Пригодится коробка от ненужной настольной игры, в ней делаем перегородки из картонных или поролоновых полосок. Сортируем нашу коллекцию, каждый экспонат следует подписать. Также «архив» можно сделать из прозрачного пакета. Берем пакет, делим его линиями на одинаковые прямоугольники.

Далее нужно прострочить линии на машинке или пройтись по ним мелкими стежками вручную. Затем в каждом прямоугольнике делаем надрез, чтобы получились карманы. В карманы складываем наши экспонаты и наклеиваем бумажную полоску с названием. Идея для перьев: вырезаем из журналов картинки с птицами, наклеиваем их на лист картона, а снизу прикрепляем соответствующие перышки. Сейчас издают множество энциклопедий для детей - найти нужную, чтобы получить знания о предмете, не составит труда. Коллекция должна расширять кругозор и обогащать знаниями. Потом ребенок уже будет искать конкретные экземпляры, опираясь на знания, а не собирать все подряд и что попало. Если вам трудно идентифицировать какие-то предметы, классифицируйте их по местонахождению, например, «найдено на таком-то морском берегу». Что еще потребует коллекция: лупу, пинцет. Хранить ее следует только на отдельной полке - стоит ребенку один раз забросить коллекцию в гору игрушек, как о ней можно благополучно забыть.

Карнавальная мастерская

Заскучавшему ребенку предлагаем продлить жизнь одноразовой посуды. Еще наши бабушки в детстве играли в карнавальную мастерскую, делая шляпы и маски. Берем одноразовые тарелки (их можно заменить кругами из картона). И украшаем их по своему усмотрению. В ход идет серпантин, фантики, перышки, ленточки, нитки, розочки и бантики от подарочных пакетов, обрывки цепочек, бусинки… этот процесс увлечет даже не шибко увлекающегося ребенка. Раскрашиваем будущую шляпу или маску красками или фломастерами и наклеиваем на нее все, что найдется под рукой. Эффектно смотрится серпантин или бумажные ленточки, подкрученные с помощью ножниц (конец ленты пропускаем в сомкнутые ножницы и резко проводим ими по ленте, как это делают флористы, чтобы бумажная лента закудрявилась), спускающиеся с маски или шляпы. Протыкаем края изделия и крепим резиночку, чтобы шляпа или маска держались на голове.

Вишлист

Игра заключается в том, что каждый из участвующих (дети-дети, дети-взрослые) пишет на листочке (с помощью взрослого, если еще не умеет писать) список своих пожеланий. Выглядит это так:

1. что-нибудь мягкое красное.

2. что-нибудь маленькое и пластмассовое.

3. колючую железку.

4. что-нибудь вкусное.

5. игрушку».

И так далее. Фантазия безгранична. Участники обмениваются списками. Даритель обязан выполнить пожелание в соответствии с описаниями. Подарить то, что у него ассоциируется с «колючей железкой» или «маленьким пластмассовым». Естественно, подарки должны быть простенькими без поисков нужного по магазинам. Варианты откапываются в игрушках, а то и подбираются с земли. Затем подарок упаковывается и дарится. На следующий день придумываются другие списки…

Картины из камешков

Эта игра была популярна еще в царские времена. Ребенок собирает плоские камни разного размера и форм, затем камни раскрашиваются. Лучше использовать акриловые краски. Похожие камни делаем одноцветными, другие украшаем узором. Можно с помощью крепкого клея приклеить бусинки и даже стразы. Конструктор готов. После высыхания из камней складываются мозаичные панно или отдельные фигурки (цветы, инопланетные существа) на плоской поверхности, например, пляжном коврике.

Часть вторая: подвижные игры!

«Тише едешь - дальше будешь»

На большой площадке чертим на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии - «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

«Светофор»

Чертим две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок смог отыскать на себе названный цвет (одежда, носки, заколка), он берется за него рукой и спокойно идет через «дорогу». Если же ничего подходящего нет, ему остается быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

«Я знаю…»

Игрок рукой бьет мячом об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: «Я. Знаю. Пять. Имен. Девочек: Маша - раз, Ира - два…» И так до пяти. Использовать можно любые знания: животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

«Съедобное-несъедобное»

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2-4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.

«Вышибалы»

Все игроки, кроме двух, становятся в ряд в центре площадки. Двое «выбивающих» с мячом стоят по краям площадки. В их задачу входит, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотронулся летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом.

«Казаки и разбойники»

Участвуют две команды. Одна в оговоренном месте считает до 100, другая удирает, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставятся не слишком часто и не всегда на видном месте: на стволах деревьев, на стенах домов и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей.

«Калека 21-го века»

Люди становятся в круг. Кидают друг другу мячик. Кто не поймал, у того бросавший отнимает какую-то часть тела, например "закрой один глаз, левый", и вот так дальше. Не поймал — "Что отнимаешь?" — "Руку" — "Какую?" — "Правую", и игрок дальше играет, кидает мяч оставшейся рукой. Естественно руку лучше оставлять одну, если уже одна отнята, можно одну ногу. Можно голос, тогда надо играть молча, если заговоришь, выходишь из игры. Тот, у кого забрали все части, вылетает. Игра заканчивается, когда в живых остается только один.

«Ножички»

Играется ножом. На земле чертится круг и делится на части, если игрока два, на две половины. Один игрок, кидает в поле (зону) чужого игрока ножик. Если воткнулся, то он, стараясь не ступать на зону противника, чертит по оси втыкания ножа линию (как воткнулся, так и чертить туда-сюда линию), от края круга до своей зоны. Таким образом, отхапывает часть территории. Потом ход следующего игрока. И так далее. На чужую зону заступать нельзя. Если заступишь, бросок не засчитывается - и переход хода. Бросать можно стоя только на своей зоне. Если уже не можешь стоять на своей зоне (места мало), то проиграл. Зоны могут быть вместе не соединены, то есть два кусочка в разных местах.

"Гигантские шаги"

Водящий, отвернувшись от стоящих на линии, называет число шагов (2 гиганта, 2 лилипута, 5 цыплячьих), считает до десяти. Если оборачивается и видит, что кто-то двигается, отсылает обратно к линии. Тот, кто добирается до водящего первым, должен его осалить и бежать к линии. Если водящий его осалит, то он сам становится водящим.

«Козел»

В баскетбольное кольцо все по очереди бросают мяч, кто откуда хочет. Если кто-то попал, остальные бросают с того же места. Попал - молодец, ну а не попал - получай букву. Сначала - "к", и так далее до названия игры. Соответственно можно играть либо до первого проигравшего ("козла"), либо до победителя. Иногда после последней буквы нужно было еще ставить точку.

Часть третья: игры на лавочке

«Золушка»

Все игроки усаживаются на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся.

«Глухой» телефон

Все садятся в ряд, и каждый соседу на ухо говорит какое-нибудь слово. Ведущий начинает каждому задавать вопросы. Ответом служит сказанное соседом на ухо слово. К примеру: "Что ты сегодня ел на завтрак? - "самолёт". Другой вариант: ведущий сообщает какое-нибудь слово крайнему в ряду, стараясь говорить шепотом и очень быстро, тот еле слышным шепотом передает его дальше, и так далее. Последний оглашает полученную абракадабру. Но если слово угадано, он становится ведущим.

"Мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам"

Количество игроков ограничено только размером ладони водящего. Водящий держит руку согнутой в локте ладонью вниз. Остальные игроки дотрагиваются указательным пальцев до ладони водящего. Водящий произносит волшебную фразу: "мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам". И на слове «дам» смыкает пальцы в кулак. Тот, кто не успел отдернуть, становится водящим.

"Колечко"

Игроки сидят в ряд на скамейке, ладони держат сложенными лодочкой. Один из игроков держит в ладонях лодочкой какой-нибудь мелкий предмет, например монетку. Игрок с монеткой начинает раскладывать монетку по лодочкам других игроков. Делать это надо незаметно. Игрок может положить монетку кому-нибудь в ладонь или оставить себе. Водящий должен по эмоциям угадать, у кого оказалась монетка, спрашивая: колечко-колечко, выйди на крылечко! Если он угадывает, то человек с монеткой становится водящим, а бывший водящий - раздающим. Если он не угадал, то все повторяется.

Часть четвертая: игры дорожные

"Камень-ножницы-бумага"

А вы знаете, что есть еще и колодец? Нужно два игрока. Произносится волшебная фраза: "камень-ножницы-бумага", и игроки быстро показывают символические знаки:

камень - кулак,

ножницы - рука в кулак, а указательный и средний разведены как лезвия ножниц,

бумага - рука ладонью вниз, пальцы вытянуты и сомкнуты,

колодец - из пальцев делается кольцо.

камень тупит ножницы - победил камень,

ножницы режут бумагу - ножницы,

бумага накрывает колодец - бумага,

бумага оборачивает камень - бумага,

камень тонет в колодце - колодец,

ножницы тонут в колодце - колодец.

«Мини-колечко»

Взрослый берет маленький предмет и начинает его перекатывать между ладонями, сложенными лодочкой. Потом резко сжимает руки в кулаки. Ребенок должен угадать, в каком кулаке оказался предмет.

«Я вижу красное»

Игра подходит для маленьких детей в пути. Загадывается цвет, и все смотрят в окно, выискивая его. По очереди говорят: "я вижу красную машину", "а я вижу тетеньку в красной куртке" и. т. д. Цвет может быть любой, игра усложняется, если добавить «горошки», «полоски».

«Волшебный мешок»

Играющие говорят по очереди:

1 - я положил в мешок слона

2 - я положил в мешок слона и кошку

1- я положил в мешок слона, кошку и море

2 - я положил в мешок слона, кошку, море и стул…

«Тайное слово»

Один из играющих задумывает слово, а второй с помощью наводящих вопросов пытается угадать его. Пока ребенок еще не научился задавать правильные наводящие вопросы, количество вопросов неограниченно, а так их 10. Отвечать можно только "да" или "нет". Правильные вопросы должны рассекать возможные варианты на две однозначные части, например "Это живое?"

«Спички»

Между указательным и большим пальцем зажимаются две спички, играющие «бодаются» ими. У кого палочка сломается, тот и проиграл.

"Вам барыня прислала 100 рублей»

Водящий говорит: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное-белое не берите, "да" и "нет" не говорите. Вы поедете на бал?» Игрок отвечает, допустим, «поеду» (нельзя говорит «да» или «нет»). Водящий повторяет фразу, задавая новый вопрос: «Что вы наденете на бал?» И так далее. Отвечать можно только одним словом. Варианты правил:

Барыня прислала 100 рублей

И коробочку соплей…

«Да» и «нет» не говорить,

В черном-белом не ходить,

«Р» не выговаривать.

Вам барышня прислала кусочек одеяла.

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черное с белым не носить.

Вы поедете на бал?

Водящий должен запутать игрока вопросами, вынудив его нарушить правила.

"Ялъяра холхоро чулчуру долдоро молморой"

Игра заключается в том, что нужно произнести фразу, добавляя к каждому слову - или слогу! - «яра» или «оро». Возможны и свои варианты коверканий.

Фантики

Свёрнутые фантики кидают на стол, ударяя ладонью с фантиком по его краю. Если фантик ложится на другой, то нижний переходил к хозяину верхнего. Если фантик попал «в карман», то попавший получал от хозяина «кармана» ещё один фантик. Другой вариант игры: фантики складываются стопкой, по ним также ударяют ладонью. Те, которые перевернулись после удара, игрок забирает себе и бьет дальше. Если ни один не перевернулся - переход хода к другому игроку.

Фотографии для статьи позаимствованы из открытых источников в Интернете (форумов).

Читайте вторую часть:

Летний отдых с детьми рядом с водоемами очень благоприятен для здоровья. Неудивительно, что большинство родителей стараются вывозить детей на лето к морю. Южный климат и морская вода оказывают лечебное и профилактическое воздействие на человеческий организм.

В чем же заключается польза отдыха детей на море:

  • Укрепляется иммунитет.
  • Морской воздух оказывает лечебное воздействие на органы дыхательных путей и кровообращения.
  • Морские купания благотворно влияют на нервную систему, снимают депрессию и бессонницу.
  • Отдых на море рекомендован детям, страдающим диатезом, псориазом и другими кожными заболевания.
  • Сухой климат и морской песок идеальное профилактическое средство против бронхиальной астмы.
  • Морская вода избавляет от проблем, связанных с эндокринной системой.
  • Нормализуется обмен веществ.
  • Морской воздух, богатый микроэлементами, положительно влияет на развитие интеллекта и памяти у ребенка.

Перечислять достоинства отдыха у моря можно бесконечно. И все бы хорошо, но многие родители беспокоятся, что длительное лежание на пляже быстро наскучит ребенку и он потребует развлечений. Бесспорно, так оно и будет. Именно поэтому мы решили в этой статье дать несколько рекомендаций и посоветовать родителям, чем можно занять детей на пляже.

Во что поиграть на пляже с детьми до 3 лет – идеи

  • Замок из песка. Отправляясь на пляж, не забудьте прихватить с собой «песочный строительный набор: савок, лопатку, ведерко, формочки» Малыш с огромным удовольствием вместе с вами приступит к строительству сказочного замка из песка. Эта игра может продолжаться бесконечно, ведь замок требует защиты от набегов войск из соседних государств, а для этого необходимо выкопать ров и заполнить его водой, построить забор. Можно замок украсить ракушками и сделать в его стенах бойницы. Фантазия маленького строителя позволит с помощью родителей создать настоящий шедевр архитектурного искусства. Не думайте, что строительство замка – это малоподвижное занятие. Ничего подобного. Ведь малыш должен будет наносить воды, собрать ракушки, найти подручный строительный материал.
  • Поиск клада. В эту игру могут играть несколько ребятишек сразу. Для начала надо ограничить площадку, на территории которой будет находиться клад. Затем отвлечь детей купанием, и в этот момент спрятать клад. В виде клада можно использовать сундучок с камушками и ракушками, мешочек с орешками, коробочку с солдатиками. Предварительно детям нужно рассказать захватывающую историю про крушение корабля, про пиратов и ими закопанный таинственный клад. Показать территорию поиска и спокойно загорать до того момента, пока клад не будет найден.
  • Морские пейзажи. Найдите песчаный участок пляжа возле воды и на некотором расстоянии начертите на песке какой-либо гениальный (с вашей точки зрения) рисунок. Попросите малыша дополнить картинку своими деталями. Соберите ракушки и сделайте рамку для своего полотна. Возможно, у ребенка появится желание создать свою картину на песке.
  • Морское путешествие. Дома заранее изготовьте деревянный кораблик (можно с алыми парусами). Нет времени на подобное занятие, купите в магазине пластмассовое судно или сделайте обычный бумажный корабль. Дети обожают пускать кораблики. Но пускать в море или реке кораблик нужно вместе с родителями. Не хочется часами бегать за своим мореплавателем? Хочется отдохнуть и позагорать? Нет проблем. Выкопайте вместе с малышом ров, застелите полиэтиленом и заполните его водой. На определенных участках импровизированной реки можно построить пристани, мостки и настоящие разводные мосты. Пофантазируйте, ваш ребенок однозначно оценит ваши старания.
  • Рыболов . Сегодня в продаже есть масса всевозможных детских игрушек под общим названием «Рыболов». В такие наборы входят пластмассовые рыбки с магнитиками и удочка, также снабженная магнитом. Запустите рыбок в ведро, большой таз, в выкопанное в песке озеро. Ребенок с увлечением будет ловить рыбок для вечерней ухи.

Интересные игры на море и на пляже с группой детей — варианты для лагеря

  • Кто быстрее? Группы детей выстраиваются в шеренгу на берегу, не заступая за черту, проведенную заранее. Ведущий проводит ограничительную черту из буйков и на воде. Глубина воды в этом месте должна доходить до плеч самого низкорослого участника. По команде все участники бегут в воду до ограничительной черты и возвращаются на берег. Побеждает участник, первым достигший берега.
  • Морские бои. Цель заключается в избавлении от страха перед водоемами. Дети делятся на две команды и становятся друг напротив друга. Вода доходит им до пояса. По команде они начинают брызгать в соперников водой, пытаясь вытеснить их на берег. Победители остаются в воде.
  • Поиски сокровища. Цель – научить детей нырять. Ведущий забрасывает в водоем яркую вещь, которая уходит на дно. Искатели сокровищ должны в кратчайшие сроки отыскать, утонувшую вещь. Побеждает тот ныряльщик, который первый отыщет сокровище.
  • Великаны и карлики. Игра проходит по пояс в воде. Ведущий выкрикивает команду «Карлики». Все дети присаживаются. По команде «Великаны» они стараются как можно выше выпрыгнуть из воды. Перепутавший команду, выходит на берег.
  • Акула . Все игроки в воде образуют круг. Они «рыбки». В середине круга стоит «акула» Акулой может быть как взрослый, так и ребенок. Рыбки должны проплывать рядом с акулой так, чтобы она не смогла до них дотянуться и схватить. Пойманная рыбка сама становится акулой.
  • С донесением вплавь. Участвующие в этом соревновании должны уметь плавать. Все дети выстраиваются у стартовой черты на берегу. На расстоянии 10-15 метров (место довольно глубокое) заранее выставляется веха в виде флагштока. Всем игрокам ведущий выдает по листу сухой бумаги. Задание заключается в доставке донесения «командиру». Игрок должен, держа в одной руке лист бумаги, доплыть до флагштока и вернуться назад. Приказ – донесение должно остаться сухим.
  • Качели . Участники делятся на пары. Поворачиваются спинами друг к другу и, захватывают своего партнера согнутыми в локтях руками. Глубоко вдохнув, игроки по очереди наклоняются вперед до поры, пока их лицо не коснется воды. Упражнение повторяется.

Все, вышеперечисленные игры, проводятся под строгим контролем взрослых.


Совместные пляжные игры для детей и взрослых

  • Рыцарский турнир. Участники турнира – папы и дети. Заранее необходимо запастись длинными воздушными шарами. Они будут символизировать рыцарские мечи. Папы — кони. Дети – рыцари. Папы усаживают детей на плечи и входят в воду. По сигналу начинается турнир. Дети при помощи шаров пытаются сбросить противника с его «коня». Побежденный рыцарь и его верный конь выбывают из соревнования.
  • Морское сражение. Для этой игры потребуются резиновые надувные матрасы. Игроки делятся на команды. В каждой команде капитаном становится папа. Матрасов-кораблей может быть сколько угодно. Чем их больше, тем сражение будет более зрелищным. Цель игры сбросить противников в воду и захватить их корабль в плен.
  • Бег с препятствием. Дети пробегают определенную дистанцию, находясь по колено в воде. Игроки во время бега должны максимально высоко поднимать ноги. Победителем становится тот игрок, кто первый сумел добежать до финиша. Эту игру можно усложнить, предложив участникам бежать спиной вперед. В игре участвуют не только дети, но и их родители.
  • Охота на уток . Все дети – утки, родители – охотники. Дети находятся в воде по пояс. По команде ведущего: «Охотники идут», дети погружаются в воду с головой и считают до пяти. Потом выныривают. По команде ведущего: «Охотники ушли», дети гуляют, играют, плавают. После очередного сигнала: «Охотники приближаются» — дети скрываются под водой. Тот, кто раньше выныривает, получает штрафные очки. Победителем становится игрок, набравший самое маленькое количество штрафных очков. Цель игры заключается в обучении детей безбоязненно погружаться с головой под воду.
  • Летающий мяч. Две команды расходятся в воде и становятся в шеренгу друг напротив друга. Расстояние между шеренгами один метр. Один из родителей (условно назовем его судьей) подбрасывает резиновый мяч вверх, стоя между шеренгами на одинаковом расстоянии. Игроки стараются поймать мяч и передать игроку своей команды. Мяч перебрасывается между участниками. Команда, владеющая мячом, стремится его не потерять и не отдать своим соперникам. Нельзя допускать падения мяча. Команда, потерявшая или уронившая мяч, считается проигравшей. Благодаря этой , дети учатся ориентироваться в водном пространстве.

Все игры на воде, которые мы перечислили в нашей статье, безусловно, подарят вам и вашим детям массу удовольствия, дети перестанут бояться воды, научаться играть в команде, проведут прекрасно выходные на свежем воздухе и однозначно сблизятся с родителями. После таких игр можно будет постепенно переходить и к обучению ребенка плаванию. Конечно, лучше это делать в бассейне и под четким руководством тренера. Но одно можно сказать точно — ваши дети, благодаря играм на воде, на секцию плавания пойдут без страха и предубеждения.

С небольшим опозданием спешу всех поздравить с началом осени и сообщить, что рубрика снова в эфире! Скажу по секрету, что уже подготовлено несколько бесед с очень интересными родителями – подписывайтесь на обновления. А пока читайте интервью, которое впервые дал путешествующий папа!

Прочитав заголовок, вы решите, что ниже – очередной список советов о том, как собирать ракушки, строить песочные замки и запускать летучих змеев. Нет! Дети моего сегодняшнего собеседника уже вышли из возраста подобных интересов. В течение двух недель отдыха в Крыму доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорий Прутцков устроил своим сыновьям десяти и тринадцати лет настолько интеллектуально богатый отдых, что я решила расспросить о подробностях.

– Григорий Владимирович, расскажите подробнее, где и как вы отдыхали этим летом?
– В последние годы, планируя каждый свой отпуск с сыновьями, я стараюсь выбрать условия, максимально непохожие на домашние, – в Москве мы живем в окружении множества гаджетов и с постоянно включенным интернетом. В начале августа на две недели мы уехали в маленький поселок Сатера, расположенный к востоку от Алушты. Остановились в небольшом частном доме отдыха, в котором не было ни телевизора, ни вай-фая. Все втроем жили в одной комнате. В Москве, кстати, из-за разных дел мы чаще всего сидим в разных комнатах.
Дети быстрее свыклись с мыслью, что, кроме как по телефону, с внешним миром не связаться. А у меня в первый день была небольшая ломка, но когда я осознал, что даже в кафе нет беспроводного интернета, то успокоился. Таким образом, мы с мальчишками жили, как в прошлом веке.


Слева направо: Илья, Григорий Владимирович и Гриша Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Какой у вас был распорядок дня?
– Примерно до 11.30 мы купались на море. Потом у нас была сиеста. Еще в «Соборном уложении» 1649 года царь Алексей Михайлович узаконил дневной сон, и мне кажется, это был очень верный указ. Потом мы опять шли на пляж. Накупавшись, ужинали, а потом играли или гуляли до позднего вечера. Дело в том, что напротив нашего пансионата до половины одиннадцатого гремела дискотека – раньше заснуть было невозможно.

– Как вы проводили время?
– С собой мы привезли из Москвы три тома произведений Пушкина, Гоголя и Лермонтова, а также несколько настольных игр. Так что во время сиесты, когда не читали, то сражались в шахматы – у нас есть специальная доска для трех игроков. Играть было очень интересно, потому что непривычно, а значит психологически сложнее, требовалась новая тактика. Кроме этого, играли в слова – составляли кроссворды. Старший сын Гриша взял свою любимую игру «Эволюцию». Я все ждал, когда же ему надоест, но он подключил младшего брата Илью. Мы много читали вслух и каждый сам по отдельности. Честно признаться, я не думал, что будут такие интенсивные занятия. Ведь мы в Москве столько не читаем и не играем! А в итоге, вернувшись домой, сыновья настолько вошли во вкус, что стали чаще просить: «Пап, давай почитаем!», «Давай поиграем!». Считаю, это большим достижением каникул.


Гриша и Илья играют в “Эволюцию”. Фото из архива Г.Прутцкова
Шахматы можно играть втроем. Фото из архива Г.Прутцкова

– Как здорово! А как вы проводили время на пляже?
– На пляже и во время прогулок за эти две недели я прочел мальчишкам почти полные курсы лекций по российской истории и литературе. Таким образом, наши игры на море невольно основывались на этих лекциях. Самой популярной игрой стало загадывание и безмолвный показ слов, сидя по пояс в воде. К примеру, Гриша мне шептал на ухо слово. Я его показывал, а Иля старался отгадать. Если отвечал неверно, то ему приходилось нырять. Затем, наоборот, для Гриши загадывал Илья. Сначала, разумеется, это были какие-то простые слова: «гора», «дельфин». Потом сыновья начали загадывать друг другу исторических персонажей: Петр III, К.У. Черненко, Ленин. Гриша, как раз прочитав «Капитанскую дочку» Пушкина, загадывал брату Пугачева или Екатерину II. Мне приходилось показывать чудеса изворотливости, но все было разгадано.


Слева направо: Гриша и Илья Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Вы всегда так насыщенно проводите отпуск или впервые?
– Нет, не впервые. Пожалуй, уже четвертый год. Хотя путешествуем мы с ними с их раннего детства. До этого сыновья были маленькими, а впервые начали интересоваться моими рассказами в 2013 году, когда мы отдыхали в Испании – Грише было 10, а Илье – 7 лет. С каждым годом их интересы становятся глубже. Видимо, в следующий раз я возьму больше игр и книг.

– Не каждый родитель способен прочитать своим детям курс отечественной истории или литературы. Что бы вы посоветовали, чтобы отпуск проходил с не меньше пользой?
– Уделяйте детям внимание! Нельзя вручить ребенку гаджет, а самому уйти. Мозг маленьких детей подобен жесткому диску, который, чем заполнишь, тем и будешь пользоваться в будущем. В большом городе у нас мало возможностей проводить время вместе: у взрослых – работа, у детей – учеба. Но игра стоит свеч, если хотите вырастить грамотного и порядочного человека. Да, не все читают лекции, но каждый способен играть в настольные игры: шахматы, домино. Кроме того, дети часто сами предлагают игры. К примеру, мальчики предложили сыграть в аэрохоккей. Первые партии я проигрывал с разгромным счетом 13:0, 13:1. Но со временем поднаторел и в последние дни обыгрывал Илюшу со счетом 8:2. Помимо игр, можно читать детям вслух хотя бы произведения из школьной программы. Буквально по несколько страниц в день! Мои сыновья очень разные в плане интересов, но всегда внимательно слушают, что я им рассказываю. Еще не было случая, чтоб сказали «это неинтересно» или «не хотим об этом слушать».

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на . Напишите на сайт@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!

Наконец-то настало лето и самое время обеспечить малышу энергичные игры, которые ему так полезны и нужный. Лето сложно вообразить себе без отдыха возле воды: моря, речки, озера. Папы и мамы вечно задают вопрос, чем же занять ребёнка и во что с ним поиграть? Приведем варианты игр, которые можно проводить совместно со своим чадом.

    Песочные игры. Заранее следует приобрести песочный набор, состоящий из ведерка, совочка, грабель, ситечка и формочек. В некоторые наборы для игры с песком входят катера или лодочки, паровозики, машинки, мельницы, лейки и прочее. Пересыпать песочек станет еще интереснее. Мельница его просеивает, а готовая машинка-самосвал с радостью отвозит его.

    Играть с ребенком можно камушками, ракушками , которые станут отличной оградой построенному из песка замку. Если вам позволят денежные средства и есть возможность транспортировки, можно приобрести потрясающую новинку на рынке детских игрушек – столик-песочницу. Он легко разбирается, изготовлен из пластика, не тяжелый, удобен в уходе. Комплект состоит из множества деталей, которые необходимы малышу в песочных играх.

    В воде кораблики . Кораблик можно построить самому, даже из пустой пластиковой бутылки из-под воды. Но лучше позаботиться о простой пластмассовой игрушке кораблике. Ребенок с большим интересом будет наблюдать за плаванием. Главное, быть рядом с малышом и следить, чтобы он не заходил на глубину. Детки постарше с папами могут запускать катера или корабли на радиоуправлении. Самостоятельное управление, большая скорость, громкий звук – детишки будут в восторге.

    Творчество на отдыхе . Развивать ребенка можно и нужно с помощью песочных игр. Взяв палочку можно на мокром песке нарисовать солнышко, написать буквы или слово «мама». Не забыв взять из дома любимые пальчиковые краски, рисунок можно сделать еще более ярким и реалистичным. Заодно есть возможность закрепить с ребенком занятия по азбуке.

    Физическая активность . Поиграйте с ребенком в бросание мячика или летающей тарелки фрисби. Дети обожают бегать, прыгать, ловить предметы. Для детей активные игры – это всегда выброс лишней энергии и укрепление в физическом плане. Играть можно с мячиками в воде, лучше, если это будет надувной и легкий мячик. Не забудьте прихватить бутылочку мыльных пузырей, они не помешают.

    Игры на подстилке. Кроха набегался, напрыгался и устал? Самое время посадить его на подстилку и рассказать интересную сказку о детках, которые бывали на море (речке). Загадайте ребенку загадки, почитайте стишки. Ваше чадо отдохнет, и, заодно, потренирует свою память. На песочке возле воды можно придумать множество игр и развлечений. Все зависит от фантазии родителей и интересов малыша.

Не забывайте про безопасность в воде . Отправляясь на любой водоем, а особенно море ни в коем случае нельзя забывать о безопасности карапуза. Приобретите надувные нарукавники, круг или жилетку. Это удержит малыша на плаву, не позволит воде попасть в ушке и будет понемножку учить ребенка плавать. Для самых маленьких удачным решением станут плотики с прорезями для ножек на донышке. Рекомендуется брать модели с навесами, которые защищают малыша от прямых солнечных лучей. А милая зверушка, оформляющая плотик, позабавит кроху во время купания. На суше можно расположить детский бассейн. Размер бассейна может быть рассчитан на двух или трех деток. Помните о наличии навеса-козырька или установите рядышком зонт от солнца. В бассейн киньте кораблики, уточек-пищалок или заводных рыбок.

«Чем занять ребенка на отдыхе летом?»

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры, в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!




Рассказать друзьям