Дамы в брюках. Можно ли женщине в брюках в церковь заходить? Можно ли женщине носить брюки: что говорит Библия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 70-е годы сразу трое представителей советской эстрады ушли из жизни при таинственных обстоятельствах. Расскажем о каждом из них по отдельности.

Артистов популярного ВИА «Песняры» народная молва хоронила неоднократно. Чаще всего в роли «погибших» выступали два солиста: Анатолий Кашепаров и Леонид Борткевич. Но волею судьбы оба этих человека благополучно дожили до наших дней, а вот младший брат руководителя «Песняров» Валерий Мулявин действительно погиб при весьма странных обстоятельствах. Произошло это летом 1973 года. Дело было так.

«Песняры» принимали участие в фестивале «Крымские зори», который проходил в Ялте. Устроители фестиваля должны были предоставить братьям два номера «люкс» в одной гостинице, но что-то напутали и в результате развели Мулявиных в разные гостиницы. Между тем вечером того рокового дня у одного из «Песняров» – Николая Пучинского – был день рождения. Весь коллектив отмечал это событие в ресторане гостиницы и только под утро стал расходиться. Валерий уходил одним из последних.

– Там убили парня, кого-то из ваших. Некоего Мулявина. Вам нужно пойти на опознание.

Мы с Толей быстро оделись и спустились вниз, все еще не веря. Нас повели к месту происшествия.

Валера лежал ничком на парапете, лицо – в ссадинах, а под головой – кровь. Эта ужасная картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Но осознание происшедшего и весь ужас от того, что случилось, пришли позднее.

Нам в этот день нужно было работать два концерта. Из Москвы позвонила Фурцева, министр культуры, и сказала, чтобы обязательно хоть один концерт отработали, потому что по городу идет молва, будто мы напились и чуть ли не поножовщину устроили. Мне до сих пор непонятно, почему многие детали этого дела замалчивались и почему оно стало обрастать нелепыми слухами. Хотя были свидетели. Последним видел сидящего на скамейке Валеру живым водитель поливочной машины, которая проезжала по набережной. Рядом стоял чемоданчик, а недалеко от скамейки кучковалась группа молодых людей. Когда поливальщик ехал обратно, их уже не было. Чемоданчик стоял там же, а Валера лежал рядом мертвый.

Потом мы узнали – какие-то подонки проиграли одного из «Песняров» в карты, и на месте Валеры могли оказаться хоть я, хоть Толя Кашепаров… Так что получилось, Валера прикрыл собой кого-то из нас. И почему-то все это пытались замять – может, боялись сорвать фестиваль…

Но весь город знал, что убили одного из «Песняров». А концерт-то надо работать. И я помню этот битком набитый зал. Обычно мы завершали концерт песней «Березовый сок», предпоследней была «Хатынь». И в ней я выходил вместе с Валерой, чтобы сыграть проигрыш на трубе. Он с одной стороны, я с другой. Когда работаешь концерт, как-то забываешь про все. А тут машинально выхожу и смотрю – нет Валерки. Он же должен выходить… И потом вдруг понимаю, что его уже никогда не будет. Все.

С большим трудом я тогда доиграл этот проигрыш на трубе. Песню «Березовый сок» я пел, глотая слезы. Весь зал нам хлопал стоя, но мы этого не слышали. Выдержав весь концерт, мы сразу уехали.

Потом были похороны в филармонии и цинковый гроб. У Валеры остались двое маленьких детей.

Володя Мулявин был в шоке. Он замкнулся и долгое время просто не мог говорить…»

В 1979 году советская эстрада потеряла одного из своих самых талантливых композиторов – Владимира Ивасюка. С 1966 года он жил в Западной Украине, в Черновцах, и писал песни. Правда, ему некоторое время приходилось скрывать свое подлинное имя под псевдонимом Весняный. Почему? Дело в том, что Ивасюк оказался замешан в националистическом движении, которое в Западной Украине всегда было достаточно сильным. За это его исключили из медицинского института, где он учился, после чего ему пришлось устроиться рабочим на завод «Легмаш». Там Ивасюк руководил хором, а также продолжал писать песни. Однажды он послал на областной конкурс под псевдонимом Весняный две песни – «Отлетали журавли» и «Колыбельная для Оксаночки», – и одна из них («Журавли») завоевала первую премию. Вскоре после этого надобность в псевдониме отпала.

Всесоюзная слава пришла к Ивасюку в 1971 году, когда он написал свой самый знаменитый хит – «Червона рута», который вскоре стал визитной карточкой Софии Ротару. Однако первым исполнителем этой песни был именно Ивасюк – он исполнил ее в первом выпуске «Песни года», в том самом 71-м. Став сотрудничать с Ротару и ее коллективом «Червона рута», Ивасюк за несколько лет написал множество хитов (самый известный – «Водограй»). Однако, даже несмотря на это, его творческую судьбу нельзя было назвать гладкой. Например, осенью 1975 года Ивасюк записал с Ротару долгоиграющий диск под названием «Песни Владимира Ивасюка», куда вошли 12 песен Ивасюка: «Я твои крило», «Баллада о мальви», «Писня буде помиж нас», «У доли своя весна», «Колиска витру», «Нестримна течия», «Лишь раз цвите любов», «Кленовий вогонь», «Запроси у сни», «Два перстни», «Далина», «Писня про тебе». Эта пластинка должна была помочь молодому композитору пробиться в Союз композиторов Украины. Но этого не случилось. Выход диска «заморозили» украинские власти. Более того, в начале 1976 года Ивасюка… исключили из Львовской консерватории с формулировкой «за прогулы» – причем прогулом было объявлено его пребывание в Киеве на записи того самого диска.

Уже в наши дни в США бывший сотрудник КГБ Украины Михаил Крыжановский поведал миру о том, что Ивасюк являлся… негласным осведомителем КГБ. Отметим, что сам Крыжановский в 1977–1982 годах учился на факультете иностранных языков Черновицкого университета (доцентом филфака там был отец Ивасюка – Михаил Григорьевич Ивасюк), после чего стал сотрудником контрразведывательного отдела Ивано-Франковского областного управления КГБ. Именно тогда ему и стала известна информация о том, что Ивасюк-младший стал агентом органов в 1976 году, видимо, в силу все той же своей невостребованности в творчестве.

В композиторских верхах Украины Ивасюка считали композитором одной песни, да и ту якобы он украл. Речь идет о мегахите «Червона рута», мелодия которой очень напоминала одну народную чешскую песню. На основе этого Ивасюка называли плагиатором, всячески зажимали. Видя, в какой депрессии находится молодой композитор (а после своего отчисления из консерватории ему пришлось даже лечь в психоневрологическую клинику), КГБ предложил ему сделку: он становится негласным осведомителем Комитета в националистических кругах Западной Украины, а чекисты взамен помогают ему в его карьере. В итоге уже спустя два года после заключения сделки свет увидел тот самый диск Софии Ротару «Песни Владимира Ивасюка» (и это после почти трехлетнего лежания «на полке»), а также в издательстве «Музична Украiна» вышел первый поэтический сборник Ивасюка с девятью песнями. Короче, все шло к тому, что следующим шагом будет прием Ивасюка в члены Союза композиторов Украины. Но этому событию помешает трагическая смерть композитора. Но расскажем обо всем по порядку.

Все началось 24 апреля 1979 года, когда Ивасюк зашел в здание Львовской консерватории и позвонил оттуда своему отцу, сообщив ему, что скоро приедет домой, в Черновцы. После этого свидетели видели, как Владимир сел в автомобиль, который дожидался его у входа. С этого момента в живых молодого композитора (а в марте ему исполнилось ровно 30 лет) больше никто не видел.

Тело Ивасюка было обнаружено 18 мая. Солдаты местной воинской части проводили учения в Брюховичском лесу и наткнулись на тело мужчины, повешенного на дереве. Следствие вынесло заключение: самоубийство. Однако родители погибшего были не согласны с этим выводом, поскольку лицо их сына было сильно избито, а пальцы на обеих руках переломаны. То есть перед смертью Ивасюка, судя по всему, пытали и только после этого повесили с целью имитации самоубийства. На основе этих данных в народе пошли слухи о том, что с композитором расправился… местный КГБ за его националистические взгляды.

О том, как проходили похороны В. Ивасюка, на сайте его памяти в Интернете написано следующее: «Хоронили Володю 22 мая, в день, когда прах Великого Тараса Шевченко перевезли на родину. Дубовый гроб, который украсили веточками калины и вышили рушником, люди отказались класть на автомобиль и на плечах несли от квартиры до самого Лычаковского кладбища. Это была невиданная в те годы процессия, это была акция непослушания власти, администрации, судебным обманам. Про место и время похорон нигде не сообщалось. Некролог появился только в одной газете, которая выходила маленьким тиражом, – в «Львовском железнодорожнике». В вузах именно на этот день назначены комсомольские собрания с обязательной явкой. Были даны указания не идти на похороны. Ни одного живого цветка не найти было во Львове, все они там – для Володи, последние живые цветы его последней весны.

Впереди процессии шла в национальном строю и несла на руках портрет Володи в миртовом венке дочка известного львовского художника Патика – Оксана. Позади нее Назарий Яремчук вместе с Левкой Дутковским несли большой венок живых белых цветов, присланный Софией Ротару (отметим, что певицу ждали до последнего, надеясь, что она приедет, но она так и не приехала – певица гастролировала по Дальнему Востоку и не могла отменить концерты. Зато она просила зрителей на своих концертах почтить память Ивасюка вставанием, перед тем как исполнить его песни. – Ф. Р .)…

Когда гроб поставили возле ямы, все ждали какого-то мгновения: кто выйдет и скажет первое слово. Этот шаг сделал и первое печальное слово сказал Ростислав Братунь. Голос его постоянно дрожал и срывался, ощущалось, что хочет сказать то, что знают все, но еще не время. Когда закончил, тысячи мысленно поклонились ему за то, что не побоялся, не предал, не отступил. А это стоило Ростиславу Андреевичу должности председателя Львовской организации Союза писателей…»

Фраза «знают все, но еще не время» расшифровывается просто: речь идет о все той же «руке КГБ» в этом деле. Во Львове тогда усиленно курсировали слухи о причастности к гибели Ивасюка местной госбезопасности, с которой якобы у композитора были давние «непонятки». Однако мы уже упоминали на этих страницах имя сотрудника того же КГБ Михаила Крыжановского, который в наши дни объявил, что Ивасюк сам был… негласным осведомителем госбезопасности с 1976 года. И на этом основании никак не мог быть убит своими кураторами, которые считали его ценным осведомителем в националистической среде. Скорее с Ивасюком могли расправиться именно националисты, которые отомстили ему за его сотрудничество с чекистами. Этим можно было объяснить и сломанные пальцы композитора – их могли сломать в отместку за то, что покойный писал агентурные доносы. После пыток композитора повесили.

Была еще криминальная версия этой трагедии. Якобы на Ивасюка «наехали» некие рэкетиры, которые требовали с него 40 тысяч рублей, которые лежали у него на сберкнижке. Но эта версия мало похожа на правду, учитывая то, что рассказал Крыжановский – сотрудничество Ивасюка с КГБ.

Рассказывает С. Ротару: «Никто толком не знает, что с ним случилось. Володя пропал без вести на самом пике своей популярности. Видели, как вышел из Львовской консерватории, сел в какую-то машину и уехал. Нашли его месяца через полтора повешенным в лесу. Экспертиза утверждала, что он покончил с собой, но я в это не верю. Я знала Володины планы, я с ним очень часто встречалась. Почти все, что он писал, было написано для меня, и после его гибели я стала меньше петь украинских песен, а если и пела, то возвращалась к его «Червоной руте», «Водограю». Его смерть стала трагедией для Украины. Кто-то говорил, что его убили националисты, требуя, чтобы он написал для них гимн. Националисты говорят, что КГБ… Одно могу сказать: второго такого композитора на Украине уже не будет…»

Отметим, что у тогдашней соперницы Ротару на советской эстраде – Аллы Пугачевой – была похожая история, которая случилась в том же самом году, но чуть позже – в сентябре 1979-го. И там тоже речь шла о композиторе, с которым Алла сотрудничала. Речь идет о Леониде Гарине (кстати, в репертуаре Ротару тоже звучала его песня – «Расскажи мне сказку», которая вошла в ее первый диск «Баллада о скрипках» 1973 года выпуска). С Гариным Пугачева познакомилась несколько лет назад, и с тех пор он считался одним из самых преданных ее друзей. Вместе они написали несколько песен, в том числе и самую первую пугачевскую «нетленку» (имеется в виду ее композиторское поприще) – проникновенную балладу «Женщина, которая поет». Версий гибели Гарина существует две: бытовая и криминальная. Согласно первой, все вышло из-за случайности. Будучи в Сочи, Гарин перебрал со спиртным и с кем-то сильно повздорил. Обидчик толкнул Гарина, тот упал, но весьма неудачно: ударился затылком об асфальт. Смерть наступила мгновенно.

Согласно другой версии, все выглядело несколько иначе. В конце сентября Гарин и Пугачева приехали в Сочи. Первый должен был участвовать в очередном Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни в качестве члена жюри, вторая приехала в роли рядового зрителя. Среди конкурсантов была молодая известная певица Жанна Г. (одно время она вела на ТВ передачу «Артлото»), у которой тогдашний супруг был весьма влиятельным криминальным авторитетом. Он заслал к Гарину гонцов: мол, если моя благоверная не получит первого места, ты об этом пожалеешь. Гарин почему-то отнесся к этой угрозе без подобающего внимания. В результате певица хоть и стала лауреатом, но только с краю – она заняла 3-е место. Спустя пару дней после этого и произошла драка, в которой Гарин погиб. Видимо, все было обставлено так профессионально, что следствие не нашло прямых виновников преступления и списало смерть Гарина на роковую случайность.

Руководитель «Песняров» жалел, что бросил артистку художественного свиста Лидию Кармальскую

26 января исполняется 15 лет с тех пор , как ушел из жизни художественный руководитель и солист ансамбля «Песняры» Владимир МУЛЯВИН. Старшая дочь музыканта Марина не так давно выпустила книгу воспоминаний, где впервые рассказала об отношениях отца с мамой - первой женой Владимира Георгиевича Лидией КАРМАЛЬСКОЙ.

- Марина, была ли у ваших родителей красивая свадьба ?

Они тихо расписались в Калининграде. Папа на тот момент был 18-летним мальчиком, который играл на гитаре, а мама уже была востребованной артисткой художественного свиста - редкого жанра на эстраде. «Свадебную» бутылку вина пили месяц и допили только тогда, когда в гости пришли друзья… Мама сделала все, чтобы папа стал солистом. Когда они через 17 лет в 1975 году развелись, папа имел звание заслуженного артиста Белоруссии и был лауреатом многочисленных конкурсов.

- Вам на момент развода уже исполнилось 15 лет. Кого вы винили в этой ситуации?

Девочки всегда любят пап. Поэтому в случившемся я больше винила маму. Хотя это он ей изменял, а мама, пытаясь спасти брак, в 1974 году, несмотря на запрет рожать детей, все же решилась завести сына, которого папа так хотел. На развод подал папа, потому что маме с маленьким Володей на руках просто некогда было этим заниматься. Я часто вспоминаю рассказ мамы о том, что в молодости подруга Анна Арго ей нагадала, что она останется одна и ослепнет. Предсказание сбылось.

- Какие отношения сложились у родителей после развода?

Они остались друзьями. Папа навещал маму и иногда даже оставался ночевать. В тот момент, когда умерла бабушка, папина бывшая свекровь, он тоже был с нами. Мама тогда сказала: «Ты словно почувствовал сердцем - что-то произойдет». Как умная женщина, она понимала, что мой отец прежде всего творческий человек, музыкант, а потом уже глава семейства. Со второй женой Светланой Слизкой , из-за которой, собственно, он и ушел от нас, быстро развелся. Потом женился на актрисе Светлане Пенкиной . Мама же так и оставалась одна - не смогла найти замену такому интересному человеку. Это не так просто, да она и не хотела. Посвятила себя воспитанию моего младшего брата.

Марина МУЛЯВИНА (на фото) написала книгу о родителях в соавторстве с музыковедом Ольгой БРИЛОН. Фото с сайта sputnik.by

- Состоялся ли у вас с отцом разговор, пусть даже спустя годы , о том, почему он оставил жену с грудным ребенком на руках?

Да, однажды. Ему было тяжело эту тему обсуждать. Он лишь заметил: «От таких женщин не уходят и их не бросают». Папины глаза говорили о большем. Он раскаялся, что ушел от мамы, а также во многих других поступках. Он всегда был порядочным человеком.

- Ваша книга о родителях вышла сразу после смерти третьей жены отца , звезды фильма «Хождение по мукам» Светланы Пенкиной

Я даже сообщила Пенкиной о дате презентации книги. Светлана тоже писала воспоминания, но так и не успела их выпустить. Теперь судьбу издания будет решать ее с папой сын Валерий Мулявин .

- А какие у вас отношения с братом по отцу?

Мы до сих пор одна семья, разногласий с Валерием у нас никогда не было. Брат старше моего сына на полтора года. Он для меня ребенок, которому я когда-то мыла попку. Когда Светлана Александровна была жива, мы все решали совместно. Кстати, после ухода из жизни папы она попросила, чтобы ее похоронили рядом с ним на Московском кладбище в Минске. Ей даже подготовили место. А моя мама похоронена рядом с моим младшим братом Владимиром.


Музыкант назвал младшего сына Валерием в честь своего брата, который был музыкантом в «Песнярах», а 1973 году погиб на гастролях в Ялте. Фото из личного архива

- Писали, что Пенкина страдала алкоголизмом и умерла именно от запоев...

Светлана страдала от сердечной недостаточности, ей надо было поставить стент. А она после смерти папы боялась больниц как огня.

- Как вы считаете, гордился ли ваш отец сыном Владимиром, на которого возлагал надежды, и мечтал, чтобы тот продолжил династию?

Володя был талантливым музыкантом, и папа говорил, что он его переиграл. Но из-за фамилии Мулявин брату пришлось покинуть Белорусский государственный ансамбль «Песняры», которым на тот момент руководил Вячеслав Шарапов . Володя очень из-за этого переживал, но, как и отец, все держал в себе. Он так и не смог понять, почему ему не нашлось места в том коллективе, где работал отец. (Владимир Мулявин умер в 2006 году от употребления наркотиков в тюрьме. - Н. М.)

- Марина, а вы не жалеете, что не стали артисткой?

Имея таких родителей, надо быть либо лучше их, либо искать себя в другой профессии. Мама могла, но не научила меня художественному свисту, хотя и всегда говорила: «Тебе свист нужен для того, чтобы уголки губ не опускались. Свисти в баночку 15 минут в день». Нисколько не жалею, что не стала певицей. Я вышла замуж в 1979 году, сейчас у меня двое взрослых сыновей и двое внуков. Никто из них не стал артистом, поем только дома. Дети, правда, играют на гитарах, доставшихся от дедушки. Одну он подарил моему старшему, а младшему инструмент перешел по наследству от моего брата Володи.

Перед смертью Пенкина увидела двойника мужа

Галина Иванова больше 45 лет была преданной поклонницей творчества Владимира Мулявина и ансамбля «Песняры». С Владимиром Георгиевичем фанатка близко дружила.

В 1998 году, когда Мулявина все бросили, я приехала на его день рождения в Минск, - вспоминает Иванова. - Именно в этот день его вызвали в Министерство культуры Белоруссии. Мы со Светой Пенкиной ждали его дома. Володя вернулся с поникшей головой и сообщил, что его подвинули с должности худрука и назначили Влада Мисевича


Со Светланой и маленьким Валерой. Фото: Архив «СБ Беларусь сегодня»

- Галина, как вы думаете, кого из женщин Мулявин любил больше всего ?

Однажды признался: «Если бы далось повторить жизнь, я бы остался с первой женой», имея в виду Лидию Кармальскую. Но и третью, Светлану Пенкину, очень любил. Когда они познакомились, я Свете сразу сказала: «Знала Мулявина до тебя, любила, буду любить». В ней, кстати, все время сквозила народная артистка. Она подчеркивала, что ради Володи бросила карьеру. Но если посмотреть на ее актерскую биографию, то, кроме «Хождения по мукам», там ничего интересного нет.

- Как думаете, почему Пенкина умерла так рано, в 65 лет?

Версий много. Накануне смерти Светы Игорь Николаев предстал в образе Мулявина в телешоу перевоплощений «Точь-в-точь». Очень четко его передал, даже мои советы выслушал. И Света с того момента перестала подходить к телефону. Может, она через 13 лет увидела на экране покойного мужа и сердце ее не выдержало? Она ведь не выпивала уже, а входила в транс иначе - с помощью аптекарских препаратов.

Только факт

  • Белорусский оркестр имени Жиновича восстановил программу «Песняров» «Вянок». Ноты были утеряны, но у коллекционера нашлась запись с прогона всех 15 песен концерта.

Владимир Мулявин – художественный руководитель ансамбля « », музыкант, аранжировщик и певец. Композиции, созданные под его началом, до сих пор являются хитами. В 1991 году Владимир Георгиевич стал обладателем звания «Народный артист СССР».

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Екатеринбурге, который тогда носил название Свердловск. Дедушка и бабушка артиста до революции держали собственные продуктовые магазины. Семья была обеспеченной, пока не подверглась раскулачиванию. Отец музыканта работал на заводе «Уралмаш».

Их брак с супругой распался, и мать Мулявина самостоятельно воспитывала троих детей: Владимира, Валерия и Наталью. После ухода кормильца им приходилось непросто. Зарплаты швеи едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами, и матери приходилось постоянно искать подработку. Дети были предоставлены сами себе.


Склонность к музыке проявилась у маленького Володи в детстве. Его отец неплохо играл на гитаре, и мальчик перенял этот талант. Главным событием этой поры был поход в театр на оперу «Травиата», несказанно впечатлившую ребенка. В 12 лет Владимир стал целенаправленно заниматься музыкой. Мальчик учился играть на балалайке, совершенствовал навыки во владении гитарой. Он посещал детскую группу Дома культуры, участвуя в репетициях струнного оркестра.

Программа кружка ничем не отличалась от взрослой, поэтому Володя быстро учился нотной грамоте, вокалу и азам дирижирования. Свои музыкальные таланты парень демонстрировал на домашних концертах и во дворе. Все свободное время Мулявин проводил в кружке Дома культуры. Он окончил обычную школу. Профильное образование получил в Свердловском музыкальном училище, куда поступил в 1956 году.


Параллельно с учебой парень выступал в оркестре народных инструментов, играя на контрабасе и сочиняя партитуры. Новые знакомства помогли создать джазовый ансамбль. Музыка этого направления не котировалась в Советском Союзе, поэтому артистов исключили из училища, хотя позднее Мулявина восстановили. Возвращенный статус студента не обрадовал будущего артиста. Спустя пару месяцев он забрал документы из вуза. Началась взрослая жизнь.

Музыка

Авантюрист, открытый навстречу приключениям, Мулявин, не имея запаса денег, отправился в Калининград. Пункт назначения он не выбирал заранее. Просто спрятался в грузовом отсеке под вагоном и покинул родной город. На новом месте музыкант собрал группу, в которой играл на гитаре. В коллективе он выступал вместе с новоиспеченной супругой Лидией Кармальской. 1960-е годы оказались плодотворными: Мулявин часто выступал с коллективом на концертах.

Песня «Вологда» ансамбля «Песняры»

Некоторое время он жил в Петрозаводске, на Кузбассе и в Оренбурге, а к 1963 году оказался в Минске. Артиста приметили в Белорусской филармонии. Устроившись в музыкальное учреждение, Мулявин проявлял интерес к народной музыке. Он изучал фольклорные направления в искусстве, и это было заметно по его творчеству. Музыкант собирал примеры традиционных композиций местного населения, создавал аранжировки, узнавал классические белорусские произведения.

В 1965 году парень отправился служить в армию под Минск. Артист участвовал в самодеятельности и стал создателем ансамбля Белорусского военного округа. Именно здесь он познакомился с единомышленниками, ставшими первым составом знаменитой группы «Песняры». Репетиции и выступления наполняли будни служащих. После дембеля молодые люди поддерживали связь. Мулявин продолжал работать как музыкант.


Ключевую роль в биографии сыграло знакомство с Нелли Богуславской, которая, случайно услышав голос артиста, уверила его в том, что стоит задуматься о сольной карьере. В 1968 году бывшие сослуживцы создали ВИА «Лявоны». Поначалу артисты выступали вместе с танцевальным коллективом «Лявошха», а затем обособились. К ансамблю присоединился брат Владимира.

В 1970 году группа сменила название на общеизвестное «Песняры». Многочисленные гастрольные туры придавали уверенности музыкантам, регулярно пополнявшим репертуар примерами местного фольклора. Группа объединила в своем творчестве порядка 150 песен.

Песня «Олеся» ансамбля «Песняры»

В 1970 году «Песняры» дебютировали в Москве на IV Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов. Они выделялись среди участников мероприятия яркой одеждой, длинными волосами и густыми усами. Непривычный образ не сразу был принят организаторами, следовавшими трендам эпохи. Композиция «Ты мне весною приснилась» имела невероятный успех. «Песняры» быстро стали знаменитыми, а их песни стали учить наизусть.

В 1973 году на гастролях в Ялте от случайного падения погиб брат Владимира, а спустя некоторое время умерла сестра. Это совпало с пиком популярности группы в Советском Союзе. «Песняров» приглашали на телевидение, гастроли и крупные концертные площадки. Руководство партии стало использовать ансамбль в качестве показательного примера патриотического настроя. Коллективу разрешили гастроли за рубеж, что было феноменальной редкостью. Группа стала первой из числа эстрадных музыкантов, выступавших в США.


Мулявина отличало благодарное и уважительное отношение к слушателям и зрителям, педантичность и трепетное отношение к творческому процессу. За все время существования «Песняров» сменились порядка 50 участников. Ближе к 1990-му коллектив покинули музыканты, стоявшие у истоков его основания. Этот период оказался для Мулявина трудным. Сложности переживала вся страна. Группа практически не выступала, и денег ни на что не хватало.

Творческая копилка Мулявина пополнилась 10 полноценными концертными программами, песнями и рок-оперой, но исполняли артисты старые и любимые публикой хиты. Записать собственный альбом с композициями автор смог в 1994 году в Нидерландах. У коллектива не было собственной репетиционной базы. Музыканты играли на старых инструментах, собираясь в любых местах, которые могли найти.

Песня «Крик птицы» ансамбля «Песняры»

Из-за постоянных писем Мулявина с просьбой о поддержке его уволили с позиции художественного руководителя ансамбля, назначив Владимира Мисевича главой коллектива. Ситуацию изменило только решение , но было поздно: группа распалась. Постепенно Владимир Мулявин собрал новый состав. К 30-летнему юбилею был дан концерт в «Олимпийском». За заслуги Мулявина наградили орденом Франциска Скорины.

Личная жизнь

В первый брак Владимир Мулявин вступил в 18 лет. Женой музыканта стала Лидия Кармальская. Девушке в тот момент был 21 год. Она была артисткой оригинального жанра – художественного свиста.


В союзе творческих людей родились двое детей. В 1961 году в семье появилась дочь Марина, а в 1974-м – сын Владимир. Личная жизнь супругов не была безоблачной, в молодости артист не пренебрегал похождениями. Почти сразу после рождения маленького Володи отец ушел из семьи.


В 1975 году Мулявин связал себя узами брака с актрисой Светланой Слизской. В семье родилась дочь Ольга, но это не удержало ее от распада. В 1981-м артист женился на актрисе . Им удалось пронести свои чувства сквозь 20 лет совместной жизни. В союзе Владимира и Светланы на свет появился сын Валерий.

Смерть

В 2002 году произошла трагическая авария, после которой Мулявин оказался прикован к кровати. Травма позвоночника лишила его возможности самостоятельного передвижения и позднее стала причиной смерти. Реабилитация не приносила желаемых результатов, и 26 января 2003 года музыкант скончался.

Прощание с народным любимцем состоялось в Москве и Минске при большом стечении соболезнующих. Смерть артиста тяжело переживали родственники и коллеги по сцене. Его могила находится в Минске на Восточном кладбище.


В 2014 году в память о талантливом земляке в Екатеринбурге установили памятник. Он расположен вблизи филармонии, сотрудничеству с которой Владимир Мулявин посвятил 40 лет жизни. В знак признания именем артиста назван бульвар в центре Минска, а фото певца и композитора размещено на марке, выпускаемой в Беларуси. Песни группы «Песняры» увековечены в кинематографе. Одна из композиций звучит в кинокартине «Олеся».

Дискография

В составе группы «Песняры»:

  • 1972 - «Песняры I»
  • 1974 - «Песняры II»
  • 1978 - «Песняры III»
  • 1979 - «Песняры IV»
  • 1979 - «Гусляр»
  • 1983 - «Зачарованная моя»
  • 1985 - «Через всю войну»
  • 1994 - «Песняры - 25 лет»
  • 2001 - «Песняры - 2001»

Булкина Татьяна

«Беловежская пуща», «Олеся», «Вологда», «Косил Ясь конюшину» и многие другие песни, звучавшие в исполнении легендарного ансамбля «Песняры», давно признаны лучшими хитами ХХ века. Нельзя называть «Песняров» только белорусским ансамблем. «Они наши», — с восторгом скажут в России, во всех бывших республиках Советского Союза и далеко за их пределами. «Песняры» долгое время оставались одной из самых популярных групп Советского Союза. В 90-х годах о них почти забыли. Постперестроечное пространство заболело другой музыкой. Но ансамбль сумел вернуться на российскую сцену. В 2001 году в Москве на Аллее Звезд состоялась закладка звезды Владимира Мулявина. Вскоре руководитель «Песняров» попал в автомобильную аварию, получил сложнейшую травму позвоночника. Через полгода он скончался в московском институте хирургии имени Бурденко. О Владимире Мулявине ходило и ходит много легенд. Каким все-таки был главный песняр в жизни? Чем увлекался? Как создавал полюбившиеся всем песни? Кого он любил? Об этом рассказывает его дочь - Марина Мулявина. Наша беседа состоялась в белорусском центре национального музыкального искусства имени Мулявина. ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ УЧИЛ МУЗЫКЕ Марина Владимировна, вы так на папу похожи. Мне всю жизнь говорят: «Папина дочка». Детство Владимира Мулявина было счастливым? Я бы так не сказала. Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области. В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на 3 года. Как папа завоевывал маму? Цветы не дарил. В то время это было не по карману. На свиданиях он ей пел. Жили они тогда в Свердловске. После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск. Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой - там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь». Переехали. Сначала в Минске снимали частную квартиру, потом молодой семье дали комнату в коммуналке. Папу взяли в армию, служил в Уручье, там в роте создал вокальный квартет. Во время армейской службы судьба свела с музыкантами Леней Тышко, Валерой Яшкиным и Владом Мисевичем, а чуть позже с Сашей Демешко. СНАЧАЛА «ЛЯВОНЫ», ПОТОМ «ПЕСНЯРЫ» Интересно, как у музыканта с Урала появилась такая любовь к белорусской песне? Он услышал белорусские песни и полюбил их навсегда. Полюбил за мелодичность, многоголосие. Папа любил встречаться с артистами фольклорных ансамблей. С композитором Лученком он много ездил по полесским глухим деревням, собирал песни. Потом делал потрясающую аранжировку. Песня звучала современно, но не теряла свою душу. Сначала ансамбль назывался «Лявоны», но перед конкурсом в Москве им предложили поменять название. После конкурса папа хотел вернуть название, но было поздно. О «Песнярах» уже всерьез заговорили. Незадолго до кончины папа мне говорил: «Песняры» для меня не только название. Я не хотел бы, чтобы оно стало торговой маркой. Песняр — это Янка Купала. Песняр — это Якуб Колас. И Максим Богданович». БЫЛ СТИЛЯГОЙ Мулявина называли «битлом». Наверно, он и внешне выглядел супермодным? По молодости он был стилягой. Классическую одежду не очень любил. Больше всего ему нравились модные штаны, какие-нибудь мокасинчики, всегда на нем была кепка. Одежду он покупал на гастролях. Я помню смешной случай, когда папа, собираясь на встречу с Машеровым, надел мамины полосатые модные брючки. Мама с него их содрала силком, заставила надеть костюм. Вообще-то у нас дома всегда было весело. Когда папа начинал шутить, все просто покатывались от смеха. Развод родителей был для меня шоком. Почему вдруг? Ведь все было так хорошо. Самым сердитым словом в нашем доме было серьезно сказанное слово «Лидия». Обычно папа обращался к маме со словами «Лидушенька», «Лидочка». Родители вообще никогда не ругались. Мама пере живала. Не за себя, а за сына, который рос без отца, да и за папу. Часто она говорила: «Вот тут наш Муля не так поступил. Вот здесь он ошибся». Они созданы были друг для друга. Я уверена, папа никогда бы не развелся с мамой, если бы был жив его брат Валерий, который очень уважал и ценил маму. Папа всегда прислушивался к мнению брата. Что случилось с Валерием Мулявиным? Валерий погиб в Ялте во время гастролей «Песняров». Странная смерть. Сидел поздно вечером на парапете и опрокинулся, упал на гальку. Как мог упасть? Парапет такой широкий. Валерий был абсолютно трезвым. ЛЮБОВЬ К ФОЛЬКЛОРУ Когда появился ансамбль «Лявоны», чем радовал он слушателей? «Лявоны» впервые засветились в 68-м году в составе Владимира и Валерия Мулявиных, Демешко, Тышко, Мисевича, Яшкина и Гурдзиани. Репертуар был пестрым. Папа по природе был фольклористом. Любил народную музыку, особенно славянскую. Сначала он в своих программах пытался связать в один узел фольклорные мелодии Беларуси, России, Украины. Но это была немыслимая задача. Все эти мелодии очень отличаются друг от друга. Папа занялся музыкальными сокровищами, которые хранила белорусская земля. Само красивое и самобытное понятие «песняр», народный певец-сказитель, ко многому обязывало: не то что шутник Лявон - скоморошный герой и балагур. Тогдашний министр культуры Михаил Минкович после гастролей по Украине вызвал «Лявонов» и предложил поменять название. Подумали и согласились, что название надо менять. Варианты были разные - «Полесские зубры», «Молодые голоса», «Орлы», что-то еще. Банальщина какая-то. Леня Тышко посидел пару дней в библиотеке, в каком-то поэтическом сборнике отыскал слово «песняр». Это слово встречается в ранних стихах Янки Купалы. Сначала многие недоумевали: что это за словцо такое, но папе оно понравилось. Впервые с таким названием они вышли осенью 1970 года в Москве. Тогда они стали лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Ведущая концерта Светлана Моргунова объявила, что сейчас выступают «Песняры». И они даже в первый момент не поняли, кого она представляет. В антракте после выступления подошел Оскар Борисович Фельцман, член жюри конкурса, и поздравил. Успех был потрясающий. Папа говорил: «Эти овации москвичей стали самой дорогой наградой в моей жизни». Сбылась его мечта - он вывел на большую сцену классный профессиональный коллектив. В первое время не было хороших инструментов, пользовались самодеятельными, которые хрипели, даже дымились. Потом дело наладилось. Чтобы приобрести новую аппаратуру, экономили даже на питании. Работали как проклятые. Песни папа писал на рассвете. Его время с 4-х до 9-ти утра. Именно в эти часы сочинялись лучшие песни. Как белорусы воспринимали его творчество? Любили. Правда, кое-кто не мог простить отцу, что он не белорус. Как же так, русский, а сумел поднять образ белорусской народной песни до такого высочайшего уровня. Кто-то просто говорил: «Они мамку превращают в обезьянку». Имелось в виду, что «Песняры» искажают народную песню. Свой коллектив папа называл фолк-бит-ансамблем. Его противники не учитывают законы этого стиля. Но папа не обращал на них внимания. Его мысли занимала работа, новые песни. Он всегда говорил: «Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Можно не любить «Песняров». Только не надо делать вид, что белорусская песня так просто, сама собой вырвалась на просторы Родины, зазвучала в других странах. Это сделали «Песняры». Особенность «Песняров» — тембровое сочетание голосов, использование старых и современных музыкальных инструментов. Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность. Кто в ансамбле был ведущим солистом? Солистом некоторое время папа был один. Потом из ансамбля «Золотые яблоки» пришел Леня Борткевич. Через какое-то время появился Толя Кашепаров, который пел по вечерам в ресторане «Юбилейный». В конце 70-х Борткевич замечательно спел «Александрину», а Толя стал особенно популярным после исполнения «Спадчины». Папе очень нравился 18-летний киевлянин Юра Денисов, который впервые великолепно исполнил «Беловежскую пущу». Он по образованию был скрипач, немного избалованный, из влиятельной номенклатурной семьи. Его мама - секретарь райкома партии в Киеве, отец работал руководителем на крупном авиационном предприятии. Юра был из «золотой молодежи». Но папа его очень ценил и любил. Как появился знаменитый шлягер «Вологда»? К одному из правительственных концертов в Москве срочно понадобилась русская песня. И тогда Володя Николаев, сам по профессии органист, предложил малоизвестную песню 50-х годов поэта Михаила Матусовского. Ее текст он разыскал в какой-то московской библиотеке. На концерте в Колонном зале Дома Союзов «Вологда» в исполнении Толи Кашепарова имела грандиозный успех. В 1985 году Николаев покинул коллектив из-за смерти отца и болезни матери. Уехал в деревню Чебсара Вологодской области. До сих пор эту песню повсюду поют. Сейчас люди нуждаются в ностальгических песнях. ПОСВЯЩАЕТСЯ КАЗАКАМ Последняя программа «Песняров» называлась «Вольность». Толчком к ее созданию послужили страницы истории белорусского казачества. Многие не знают, что на белорусской земле тоже жили казаки. Папа изучал историко-музыкальные памятники и пришел к выводу, что казаки на белорусской земле обосновались давно. Впервые здесь они появились в XVII веке, во времена Богдана Хмельницкого. После революции казачество в Белоруссии нещадно вырубалось, как вырубалось оно на Дону и Кубани. Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что? Папа во Франции очень выручил ее. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны на концерт, который проводился в рамках Всемирной музыкальной ярмарки грампластинок. В этом концерте принимали участие и «Песняры». Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать по слуху. Все получилось хорошо. На 50-летие папы Алла прислала такую телеграмму: «Песняры», я все помню, а вы?» После удачного выступления в Каннах иностранные продюсеры предлагали Мулявину разные контракты. В Госконцерте не давали добро на гастроли. Только один продюсер из США Сидней Харрисон добился, чтобы ансамбль отправили в Америку. «Песняры» совершили гастрольное турне по американским штатам. Все концерты прошли с аншлагом. Тамошние газеты окрестили эти гастроли вторжением русского рока в Америку. Посол Анатолий Добрынин говорил: «Песняры» за 10 дней пребывания в Штатах сделали значительно больше, чем некоторые дипломаты за всю свою карьеру». У Мулявина не было желания уехать в другую страну, как это сделали Тышко, Борткевич, Кашепаров и многие другие песняры? Нет, никогда не было. Другие страны — это место гастролей, это работа, концерты. Он говорил: «Может быть, там и жить хорошо, но это не мое. Если бы я перебрался куда-нибудь в США, то скорее бы всего потерял себя как творческую личность». Более того, он отказался переехать в Москву. Ельцин давал ему трехкомнатную квартиру в престижном районе Москвы. Папа не поехал. Он мог жить только на белорусской земле. Как папа пережил раскол «Песняров»? Он тяжело пережил разрыв с бывшими коллегами по ансамблю, ставшими «Белорусскими Песнярами». Но свои чувства не афишировал, считал это божьим испытанием. Мулявин был верующим человеком? Да. Он нередко ездил в Жировичский монастырь. Однажды сказал мне: «Побывал в Жировичах и понял: перед Богом я никто». У Владимира Георгиевича были друзья? Он был одиноким человеком. Всегда говорил: «Спутник славы — одиночество. В нашем мире мало друзей. Это нормально. В компаниях я кажусь окружающим скучным. Я ухожу в себя, оставаясь как бы наедине со своими мыслями. Это не все понимают». В молодости дружил с песняром Яшкиным. Какое у вас образование? Я окончила дирижерское отделение музыкального училища. У меня есть опыт работы в музыкальных коллективах, школах. НА БОЕВОЙ ПОВОЗКЕ ЯНА ЖИЖКИ Когда Владимир Мулявин попал в аварию и лежал в реанимации, стало ясно: у «Песняров» в скором времени появится новый руководитель. Назначение Валерия Скороженка художественным руководителем прославленного коллектива для многих стало неожиданностью. Валерий поделился: Самое сложное в первое время было не сойти с ума от того, как на нас ополчилась пресса. Все пытались раздуть скандал. Но нас ничем разрушить невозможно. «Песняры» — единый кулак, поэтому и выстояли. Когда Владимира Георгиевича не стало, все растерялись. Что делать? Кто будет лидером? Леонид Борткевич был уверен, что он возглавит коллектив. Он же ветеран. Но Леня — солист, вокалист. Он не аранжировщик, не композитор. Ситуация в «Песнярах» стала контролироваться и нашим президентом, и нашим министерством культуры. Там тоже очень задумались о судьбе коллектива. Полгода продолжались раздумья. Музыкальным руководителем «Песняров» назначили меня, Валерий Мулявин, сын Владимира Георгиевича, стал директором коллектива. С фактом нашего назначения Борткевич не смирился, ушел из коллектива и увлек за собой еще двух человек. Мы же до этого с ним много дискутировали. Мы были за то, чтобы работать живьем, чтобы постоянно обновлялся репертуар. Мы-то находимся в репродуктивном возрасте, нам хочется доказать, что не зря пришли в «Песняры». Прекрасно понимаем: если мы не впишем какую-то новую страницу в историю ансамбля, нас не за что будет уважать. Где теперь работают ушедшие из вашего коллектива? В «Белорусских «Песнярах». Этот коллектив теряет мулявинскую традицию. У них другая музыка. Это хорошая и высокопрофессиональная музыка, но она другая. Известно, что «Белорусские «Песняры» были созданы еще при жизни Мулявина другими музыкантами, которые еще раньше Борткевича ушли от мэтра. Как создатель «Песняров» оценивал новый ансамбль? Владимир Георгиевич говорил: «Я не знаю такого коллектива «Белорусские «Песняры». Люди воспользовались его болезнью и решили свои собственные интересы. Мулявин мечтал, чтобы его сын работал в «Песнярах»? Не хотел этого. С лихвой наевшись своего эстрадного хлеба, он прочил сыну карьеру классического музыканта. Но жизнь распорядилась по-другому. Вы в «Песнярах» с какого года? С 2000-го. Раньше работал на телевидении в студии звукозаписи. Как вы познакомились с Мулявиным? Это произошло в 1988 году на всесоюзном фестивале польской песни в Витебске. До «Славянского базара» там проходил такой конкурс. Я был конкурсантом. Потом мне Георгиевич рассказывал, что положил на меня глаз. Хотел взять в коллектив, но не мог, не было свободных ставок. И вот прошли годы. Я уже не только пел, писал песни. После раскола в ансамбле Владимир Георгиевич набирал новый состав. Я позвонил по телефону, и он пригласил на прослушивание. Потом сказал: «Ты по всем параметрам нам подходишь, имеешь право работать в «Песнярах». Он передавал вам свое дело? Я это чувствовал подсознательно. У нас негласная связь сразу образовалась. Души наши потянулись друг к другу. Вместе храмы на гастролях посещали. Молча приходили и молча молились. У нас была интересная ситуация с нашим новым составом «Песняров». Накануне первого концерта в Минске решили съездить на кладбище к Учителю. Была сырая и очень ветреная погода. Мы зажгли свечи, они в руках гасли. Когда мы эти свечи поставили на могилу, ни одна не потухла, хотя ветер усилился. Я понял: сверху Владимир Георгиевич благословил этот коллектив. Значит, принял. Когда я выхожу на сцену, мне кажется, Владимир Георгиевич стоит за спиной и на нас смотрит. Особенно это бывает, когда проводятся концерты его памяти, когда на сцене стоит его гитара. Я чувствую: Мулявин рядом, наблюдает и проверяет. Он так обычно делал. Отходил вглубь сцены и смотрел. Он устраивал разносы в коллективе? За пять лет, которые я с ним работал, ни разу такого не было. Если кто-то в чем-то ошибся, подходил к Георгиевичу, каялся. А он в ответ говорил: «Ты же сам себя уже наказал». Это мастер, который позволял возле себя учиться. Какую публику он любил? Он любил больше на периферии работать. Про московских зрителей что говорил? Каждый концерт в Москве — это экзамен. В последнее время руководитель «Песняров» болел. Трудно ему было в дорогу отправляться? Нет. В дороге он был совершенно другим человеком. Веселым, жизнерадостным. Немножко и от нас, молодых, сил набирался. Не зря говорят, что сцена лечит. Иногда видишь, что неважно он себя чувствует, а выйдет на сцену - блеск в глазах. Артист всегда в дороге. По 600-800 километров в день приходилось преодолевать. Автобус давали не самый лучший. Чтобы быть рентабельным, надо экономить. Георгиевич шутил: Это не автобус, а боевая повозка Яна Жижки. На гастролях он никогда не требовал для себя привилегий. Отказывался от отдельной машины, всегда садился с нами в автобус, говорил: «Я с ребяточками, с ребяточками».
Фото из личного архива Марины Мулявиной

Фотогалерея

Владимир Мулявин родился в 1941 в Свердловске (ныне Екатеринбург, Россия), учился в местном музыкальном училище, работал в сибирских филармониях.

В 1963 приглашен в Белгосфилармонию. В 1968 основал при ней ансамбль «Лявоны», который в 1970 стал «Песнярами».

Выучил белорусский язык, чтобы работать с народной песней. Благодаря «Песнярам» белорусский фольклор и классическая поэзия (Купала, Колас, Богданович, Танк) стали известны на весь СССР. Собрал золотой состав музыкантов: Мисевич, Борткевич, Кашепаров, Тышко, Демешко, Дайнеко, Поливода.

В 2002 Мулявин попал в жесткую автоаварию и 26 января 2003 скончался от полученных травм в больнице. Похоронен на Восточном кладбище Минска.

«Песняры» остаются одним из наибольших культурных достижений Беларуси в ХХ веке.

Предки Владимира Мулявина были состоятельными сибирскими купцами

Они имели свои магазины, были образованными. Советская власть репрессировала их. И уже отец Владимира, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш». Он был музыкально одаренным, хорошо играл на гитаре. Георгий ушел из семьи к другой женщине, оставив жену с тремя детьми.

Мулявин не имел законченного музыкального образования, так как его отчислили со второго курса

Его первым учителем музыки был политзаключенныйАлександр Навроцкий.

Как рассказывал Мулявин, этот выпускник Харьковского института культуры и бывший узник сталинских лагерей был необычайно талантливым музыкантом-педагогом. Он первым разглядел в Мулявине не только талант, но и колоссальную работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и в результате Мулявин поступил в Свердловское музыкальное училище. Он учился на отделении народных инструментов, а самостоятельно освоил гитару, фортепиано и создал джаз-бэнд.

Мулявин не имел законченного музыкального образования, так как его отчислили со второго курса за «преклонение перед западной музыкой».

Рвал собственные ноты

Требовательность Мулявина к себе переходила всякие границы. Если на первом исполнении песни публика реагировала вяло, Мулявин после концерта рвал собственные ноты, и песня больше не исполнялась.

Песни писал на рассвете

между четырьмя и девятью часами утра.

Принимая на работу в «Песняры», Мулявин просил кандидата спеть куплет из «Беловежской пущи».

Если претендент брал верхние ноты, он мог рассчитывать на вхождение в состав группы.

Три жены, четверо детей

В 1959 18-летний Владимир Мулявин женился на артистке Лидии Кармальской, выступавшей в редком жанре художественного свиста. В 1961 у них родилась дочь Марина, а в 1975 - сын Владимир.

В том же 1975 брак с Кармальской распался, и Мулявин женился на Светлане Слизской. В 1976 у них родилась дочь Ольга.

Второй брак продержался до 1981, когда Мулявин, разведясь, женился на актрисе Светлане Пенкиной. (Познакомил их коллега по «Песнярам» Владислав Мисевич). В 1982 у Владимира и Светланы родился сын Валерий.

Брата убили, сын погиб от наркотиков

Смерть брата Владимира, Валерия Мулявина, так и не была расследована. Он погиб в Ялте в 1973-м, после концерта. Прокуратура и милиция сразу озвучили версию: упал на парапет и разбился. Но, как говорил в интервью «песняр» Владислав Мисевич, Валерия убили уголовники. «Его проиграли в карты. Причем, вероятно, преступники поставили на кон Володю. Но не очень разобрались, кто из братьев кто, а может, решили, что руководитель - тот, кто старше».

В день смерти брата Мулявин с «Песнярами» был вынужден спеть два концерта. Зрители сочувствовали, готовы были оставить на память билеты в случае отмены концерта. Но чиновники не разрешили отменить концерт. Уголовное дело закрыли «за отсутствием доказательств». Валерий Мулявин похоронен на Чижовском кладбище Минска.

Трагической была и смерть сына Владимира Мулявина - тоже Владимира. Как две капли воды похож на отца, он тоже был музыкантом и даже сотрудничал с государственными «Песнярами». Впоследствии был осужден за распространение наркотиков на тюремный срок и в 2006 скончался в заключении. Причиной смерти, как сообщалось, было длительное употребление наркотиков.

Что касается самого Мулявина, то его под конец жизни бывшие коллеги обвинили в злоупотреблении алкоголем. С этого и начались расколы в ансамбле, когда появились «Белорусские песняры» и другие осколки былого величия.



Рассказать друзьям