Что подготовить ребенку в детский сад. Подготовка ребенка к детскому саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.

Первый момент- это режим.

Первого сентября сразу видно тех деток, которых разбудили раньше, чем они привыкли. Они сонные, грустные, капризные, ну и, конечно же, не отпускают маму. Если вы обычно будите ребенка в 9-10 часов утра, то ни в коем случае нельзя с бухты-барахты 1-го сентября поднимать ребенка в 7 утра. Толку от такого похода в садик будет ноль.

Здесь есть два варианта решения проблемы:

Постепенно подстраиваться под режим детского сада. За неделю или две до начала посещения садика вы постепенно начинаете будить ребенка раньше и выходите на необходимое время. Так же не забываете перестраивать и дневной сон. В саду дети младших групп обедают в начале первого и ложатся спать.

Совмещаем перестройку режима и детский сад. Можно договориться с воспитателями (написать заявление), что вы будете сначала приводить ребенка к часам 10-11, это получается на прогулку. И просто в первые две недели вы будете будить ребенка все раньше и раньше.

Второй момент: дневной сон.

Часто в каждой семье есть какой-то ритуал укладывания не только на ночь, но и на дневной сон. Перед садом постарайтесь минимизировать этот ритуал перед дневным сном. Ведь воспитатели не могут разорваться, чтобы гладить всем спинки, лежать рядышком и прочее. Если ребенок спит с какой-то игрушкой, то можно принести ее на первое время в садик, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.

Третий момент: одевание, раздевание.

Вы когда-нибудь видели, как 20 карапузов одеваются на прогулку? Скажу честно, это зрелище не для слабонернвных.

В начале сентябре многие дети еще плохо выучили, где их шкафчики, не слушают няню и воспитателя, которые говорят, что сейчас надо делать.

Часто можно увидеть картину, когда какой-нибудь шустрый малыш вытащил все из своего шкафа, а другой надел сапоги, будучи в одних трусах, а третий вообще не понимает, что происходит, а четвертый надел вещи соседа, а у соседа истерика, что взяли его вещи, а нянечка и воспитательница носятся, как электровеники, между этими карапузами. В общем, в начале учебного года переодевание на прогулку – это ужас ужасный.

Чтобы избавить своего ребенка от лишнего стресса, а персонал сада не приближать к нервному срыву, подписывайте вещи детей. Ведь в начале года воспитатели еще не знают, во что вы обычно одеваете ребенка, и если дети перепутают вещи, то вполне может получиться, что ваш ребенок пойдет на прогулку в чужой одежде.

И еще один момент: часто родители приносят вещи с запасом и, чтобы воспитатели не путались, что надо одеть на ребенка именно сегодня, убирайте лишние вещи в пакет или рюкзачок в шкафу, а на полочке оставляйте только одежду на сегодня. В противном случае, не стоит потом винить воспитателей, если они наденут на вашего ребенка лишнюю кофту, ведь они не знают, насколько закаленный у вас ребенок, и как вы его обычно одеваете.

И, самое главное: учите своего ребенка одеваться самостоятельно. Ребенок может не уметь еще надевать колготки или кофту, но ребенок должен знать последовательность надеваемых вещей. То есть, ребенок не должен натягивать колготки поверх шортов, или пытаться надеть сапоги без штанов. Дома давайте ребенку возможность одеваться самому. И учите порядок надеваемых вещей: сначала сами постоянно проговаривайте последовательность действий, потом просите ребенка вам подсказывать («Ой, я забыла, а что надо надеть сначала?»)

Четвертый момент - это обед.

Не стоит отдавать в сад ребенка, которого вы до сих пор кормите с ложечки. Есть два варианта: или не ходить в сад, или приучать ребенка кушать самому.

Объясню - почему. Во время адаптации у многих детей происходит небольшой регресс: они могут перестать сами засыпать, сами кушать, одеваться. А если ребенок до сада сам даже не ел, то велика вероятность, что в саду он будет вообще отказываться есть. Это связано с тем, что к 3 годам ребенок физически вполне может самостоятельно есть все, что угодно, а если его кормят с ложечки, то это воспринимается ребенком обычно как ритуал совместного времяпрепровождения с мамой. Соответственно, если нет мамы - нет ритуала - нет приема пищи. Конечно, со временем ребенок начнет в саду кушать, но это сильно усугубит процесс адаптации. А зачем нам это нужно?!

Давайте ребенку кушать самостоятельно! Пусть он весь чумазый, пусть сидит по полчаса, но ребенок должен кушать сам.

Дорогие родители, вы, наверное, заметили, что это все чисто «технические» моменты, но они подготавливают почву для адаптации детей к условиям садика. А насколько благоприятной будет эта почва - зависит полностью от вас.

Помните, что у воспитателей всего две руки, и они не могут быть все время только с вашим ребенком: и кормить, и одевать, и укладывать его спать. Воспитатели могут лишь помочь ребенку, направить его действия в нужное русло. Но для того, чтобы они могли это сделать, вы должны хорошенько подготовить почву.

Что следует сделать заранее, чтобы подготовить ребенка к детскому саду?
В первую очередь, чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, надо создать желание у ребенка ходить в детский садик, чтобы он сам этого хотел.

Чтобы ему было интересно, что же новое там есть. То есть, нам надо рассказывать про детский сад разные хорошие вещи. Например: «В садике много новых, интересных игрушек», или «Там много друзей». Если ребенок пойдет в группу с каким-то знакомым ему ребенком, можно сказать: «Ты там будешь с Пашей вместе играть». Но не надо делать акцент на том, что ребенку придется оставаться без мамы.
Как можно усилить этот эффект? Можно играть в детский сад, обычно деткам это нравится. Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду. Мы берем игрушки (кошечек и тому подобное, Лунтика – любимые игрушки ребенка) и предлагаем: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Лунтик и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться». И начинаем моделировать ситуацию с самого утра: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом они немного позанимались, нарисовали красивую картину, которую Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.
Мы можем это делать маленькими частями. Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проговаривать. Можем проигрывать именно момент расставания, к примеру: «Мама привела маленького котенка в садик, а он начал мяукать, маму не отпускать. Мама расстроилась, но ей все равно надо было идти на работу. Мама ушла, а котенок все плакал. Но потом посмотрел по сторонам, увидел играющих бельчонка и зайчонка, это было так весело и интересно! Он стал вместе с ними играть и не заметил, как пролетело время». И, допустим, вводим речь воспитательницы: «Ты поиграй с ребятами, и мама быстрее придет», - то есть, такие фразы, которые вы потом будете говорить ребенку. » А на следующий день котенок уже не плакал, а играл с ребятами и знал, что мама придет с работы и принесет ему молочка». Это касаемо игр, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду.

Следующий момент, который может помочь подготовить ребенка к детскому саду.

Мы рассказываем ребенку сказки и истории про его любимых героев, про себя в детстве, про то, как герои ходили в детский садик. Если у вас есть положительные воспоминания о детском садике, расскажите о них: о том, как было интересно, что было много друзей, игр, о том, как устраивали праздники и т.п.
Развернутость этих игр и рассказов зависит от возраста ребенка: чем он старше, тем более развернуто мы можем ему рассказывать. Если ребенку около двух лет, мы ему рассказываем отдельные элементы.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, очень важно рассказывать ребенку именно про распорядок дня.

Почему? Когда мы прощаемся с ребенком, мы ему говорим: «Я приду после того, как ты пообедаешь (поспишь)». Ребенок должен понимать, когда это будет. В его головке должна уложиться эта схема, что сначала он покушает, поиграет, позанимается, погуляет, и вот он будет обедать, а после мама придет. Чтобы так было, ребенку надо заранее об этом говорить, а не только первого сентября. Чтобы в его головке это успело уложиться. Нужно обязательно это проиграть, можно коротко.
Также помогает подготовить ребенка к детскому саду такой способ:

Рассказываем ребенку про то, что будет делать мама, пока он будет в садике. Естественно, описываем это с выгодами для ребенка (мама заработает много денежек и сможет купить…)

Вот это, наверное, все самые простые и эффективные способы подготовить ребенка к детскому саду.

Удачной вашему малышу адаптации в детском саду!

Если ваш ребенок в этом году впервые идет в сад, то лучше подготовиться к этому заранее. Тем детям, которые уже ходили в ясли и разлучались с родителями, будет немного проще. А более «домашние» мальчики и девочки переживают подобные перемены довольно остро. Поэтому родителей может ждать ор «я туда не пойду», «хочу к маме!» и далее по списку.

Чтобы ребенок не цеплялся за вашу руку с криками, шантажом и истериками, предлагаем почитать советы психологов и опытных родителей, которые уже прошли данный этап (и очень этому рады).

Правило 1. Заранее переходите на правильный режим.

Чтобы ваш малыш не выглядел как зомби, вам нужно заранее приучить его к тому, что ложиться и вставать теперь нужно будет раньше. А если у вас в семье нет дневного сна, то объясните ребенку, что такое «тихий час» и почему злая воспитательница будет заставлять его целых 60 минут лежать в кровати вместо бега и игр.

«Мы вводили все постепенно. Летом перед садом (3 годика) начали ложиться строго в одно время, но вставали как попало. В августе к бабушке в деревню увезли, дали задание будить ровно в семь. Ну, в деревне с этим легче, там к этому моменту уже все встают))) Из-за того, что сна стало меньше, дневной сон сам собой пришел. Оставалось только еду перевести на нужное время, но это уже только в садике пришло. Сначала все время говорила, что она голодная, я уж думала ее там не кормят вообще)))».

«Помню, когда мой сын был маленький, я пыталась укладывать его спать днем собственным примером. Он ложился на диван, а я рядом с ним. В результате я засыпала, а он благополучно слезал с дивана и продолжал играть в свои игрушки, не мешая мне спать. Ни в какую не хотел спать днем. Но надо сказать, это никак не отражалось на его самочувствии вечером. Все дети разные».

Правило 2. Расскажите о плюсах и минусах садика.

Врать о том, что садик - это рай с кучей игрушек, вкусной едой и дружелюбными детьми - не нужно. Ребенок вас быстро раскусит, как только ему дадут запеканку или кабачки. Поэтому расскажите честно, что да - игрушки есть, да и деток много, и что могут возникнуть трудности. И тут же поясните, как преодолеть: что делать, если его кто-то обидит, если он захочет в туалет в тихий час и так далее.

«Проблема была в следующем - боялся отпроситься в туалет. Вообще не ходил, проблемы естественно от этого пришли быстро. Сначала вообще не понимали, потом воспитательница заметила, что он не ходит. Стали разговаривать, но никак не могли воздействовать. Думали уже забирать, а тут как-то раз - и пошел, громко всем об этом объявив. И все. С тех пор не боится».

«Бабушка у нас про садик так рассказала, он думал там детей насильно мучают, игрушки отбирают, какой-то образ концлагеря вообще… Орал, не хотел идти, визжал… Уговорили один день сходить. Попробовал и удивленно говорит: „Мам, а там даже кормят!“. И смех, и грех… Бабушке потом по голове настучали».

Правило 3. Забирайте ребенка вовремя.

Когда ребенок уже пошел в сад, следите за собой и всегда забирайте ребенка вовремя. В каждом садике есть один-два «пугальщика» (иногда им оказывается и воспитатель!), которые при вашем опоздании подойдут к ребенку и скажут что-то вроде: «А тебя мама бросила, никто за тобой не придет, будешь тут в кладовке жить!». А страх быть брошенным - главный у малышей. Поэтому всегда предупреждайте во сколько вы придете и даже в случае землетрясения старайтесь приходить точно в срок.

«Мой сын (5 лет 9 мес) постоянно боится нас потерять. По дороге в сад по сто раз спросит, а точно мы его заберем. В течение дня задает этот вопрос воспитателям. Дома, находясь в своей комнате, постоянно кричит „мама ты где?“. Услышав мой голос минут пять занимается своими делами, а далее вопросы повторяются».

«Моего очень напугала дурная воспиталка. Я опоздала на минут 20, по работе задержали, а она Варе сказала: „У меня рабочий день закончился. Я уйду, а ты с уборщицей сиди“. Та - в слезы, а я предупредила же! После этого моя жутко боялась ходить, думала ее оставят там».

Правило 4. Познакомьтесь с воспитательницей.

И вам, и вашему малышу будет легче, если вы познакомитесь с воспитательницей заранее. Помните, что это женщина будет следить за вашим чадом, кормить его и одевать на прогулку. Так что убедитесь в том, что это человек с опытом нахождения нужных колготок и убеждением в невероятных вкусовых качествах пюре.

«Я почему-то думала, что лучше познакомить ребенка с воспитателем именно дома. То есть самой с ней познакомиться, пригласить в гости (если получится), дома познакомить с ребенком, а потом уже ему сказать, что эта тетя работает в детском саду и он к ней пойдет».

«Олежа ходил на рисование в д.с., не хотел - мы заставили. Зато знал ребят, бывал в здании и видел восп. Так что незнакомых людей уже не боялся, нормально воспринял все. Лучше так, или в ясли сначала, у нас просто возможности не было по очереди».

Правило 5. Научитесь правильно воспринимать слезы и прощаться.

Поймите, что слезы при расставании - это нормально. И что, несмотря на них, с ребенком все-таки придется разлучиться до вечера. Не позволяйте шантажировать вас и не затягивайте утром прощание. Попросите воспитателя понаблюдать, сколько еще после вашего ухода ребенок будет капризничать и сокращается ли это время. В большинстве случаев малыш затихает, как только взрослые ушли, потому что понимает, что плач не помог и зачем тогда реветь, если можно пойти играть.

«Знаете, по опыту скажу, что мальчики реагируют гораздо острее на расставание с мамой, нежели девочки) И плакать дольше могут. Но в целом привыкают всегда. Масла в огонь подливает подход матери к ребенку, как к младенцу. То есть это когда мама всячески, жалея его, носит на ручках, тискает, продолжает делать все за ребенка (кормит с ложечки, одевает, обувает и т. д. ). Вот именно „зацелованные“ детки очень тяжело адаптируются, потому что в саду уже не так все радужно у них, как дома».

«Первую неделю ходил нормально, потом понял, что садик навсегда и начал с утра, глядя на других детей, плакать. Договаривались, приходила забирать вечером с очередной игрушкой, постепенно привык. На адаптацию ушло примерно месяц-два. Потом бывали периоды „не хочу в садик“, но уже без слез просто договаривались, что заберу пораньше. :)».

Правило 6. Не ругайте, а хвалите.

И напоследок, не ругайте малышей за излишнюю активность или раздражительность вечером после сада. У них стресс, это все равно что вы бы вдруг поменяли работу таксиста на ставку преподавателя философии. Хвалите их за самостоятельность и храбрость, почаще расспрашивайте что у них было в саду и вообще - проводите побольше времени вместе!

«Нужно ребенка заинтересовать. Чтоб он ждал похода в садик. Здесь у всех индивидуально. Моя очень любит сладкое, но я ее этим не балую. Завтра возьму с собой инжир или казинаки, или, даже, конфеты „коровка“ и только в садике сделаю ей сюрприз. По дороге в сад можно насобирать травки, листочков и подарить воспитательнице. Сделайте поход в сад целой церемонией, которую ребенок будет ждать все выходные. Ведь для ребенка - это самое важное - внимание родителей. Думаю, поможет».

ДАРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДОРОГИЕ ПОДАРКИ?

«Сегодня отвела в садик. Так, ребята! Даже не пискнула. Еще дома начала говорить, что в сад не пойдет. Я ей одела любимое праздничное пальто, по дороге мы собрали цветов, она их нюхала, договорились, что подарим воспитательнице. Во дворе садика я ей сказала, что ни у кого корме нее нет таких цветов и она самая крутая. И она уже сама не знала, почему не хотела идти. Внутри еще пошли посмотрели рыбок и зашли в группу. Разделась без проблем. Я ей быстро дала цветы, сухофрукты, поцеловал и она сама пошла в группу»

Удачи вам и вашему детсадовцу!

Отпуск по уходу за ребенком – счастливое время, когда мама может целиком и полностью посвятить свое время заботам о малыше. Но, к сожалению, это время заканчивается, маме приходится выходить на работу и позаботиться о том, чтобы правильно подготовить ребенка к детскому саду.

1. Плюсы и минусы

Посещение садика в первые несколько недель – это всегда дискомфорт для ребенка. Он привык проводить свое время с мамой и близкими, а там совершенно иная обстановка, незнакомые люди, другие дети. В детском возрасте привыкание к новым условиям пребывания, новым людям, новой атмосфере проходит гораздо сложнее, чем у взрослых людей. Длительный стресс может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии малыша и даже привести к проблемам со здоровьем. Поэтому привыкание к новым условиям должно проходить постепенно. Но в то же время детский сад играет важную роль в социализации ребенка, ведь именно там малыш начинает понимать, что такое коллектив, зачем нужны друзья, учится отвечать за свои поступки.

2. Психологическая подготовка к детскому саду

Чтобы процесс адаптации малыша происходил постепенно и максимально безболезненно, родители должны заблаговременно позаботиться о подготовке своего чада.

3. Подготовка иммунитета и физическая подготовка к детскому саду

Готовить малыша к детскому садику нужно не только морально, но и физически. Приучать его к двигательной активности, например: выполнять зарядку по утрам. Физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Выполнение зарядки улучшают обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышает иммунитет, развивает разные группы мышц, силу и выносливость, координацию движений, ловкость, дыхание.

На первых порах зарядку лучше делать с ребенком, разнообразить ее различными веселыми играми, спортивным инвентарем. Главное, чтобы ребенку было интересно, и он старался каждый день заниматься зарядкой. Когда малыш овладеет движениями, то можно предоставить ему возможность выполнять зарядку самостоятельно.

Огромное значение имеет закаливание. Ежедневное проветривание детской, сон с открытой форточной даже в морозную погоду (до -15), обливание прохладной водой после теплой ванны, — всё это поможет укрепить иммунитет малыша и избежать частых простуд, которые так часто сопровождают детей в детском саду.

4. Важные моменты

Важно помнить, что и родителям, и ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к пребыванию в детскому саду. Как правило, на это требуется около 2-3 месяцев.

Чтобы снизить стресс при привыкании к детскому саду, время пребывания в нем желательно прибавлять постепенно, начиная с 20-30 минут и увеличивая это время до нескольких часов в день.

Лучший возраст для поступления в детский сад — 2,5-3 года. В этом возрасте малыши уже пытаются разговаривать, а некоторые даже отлично говорят, они более самостоятельны, нежели малыши 1,5-2х лет. К тому же они начинают отличать детей и взрослых, воспринимают авторитет, прислушиваются к старшим. Адаптация в этом возрасте проходит легче и проще.

Абсолютное нормальное поведение в первые несколько дней пребывания в детсаду – слезы на глазах ребенка. Конечно, малышу непривычно, он в новой обстановке, с новыми людьми. Нужно попытаться донести до ребенка, что в группе его ждут новые друзья, разнообразные игрушки и много интересного и познавательного.

Практически все дети рано или поздно взрослеют и начинают посещать детский садик. От родителей зависит, насколько процесс адаптации будет быстрым, легким и безболезненным.

Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?

Плюсы от посещения детского сада

Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.

В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.


В садике ребенок получает бесценный опыт

К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:

  • Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
  • Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
  • Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
  • В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
  • Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.

О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.

Минусы

  • Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
  • Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
  • У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
  • Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.


Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там

Необходимость подготовки

Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.

Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.

Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику

Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.

Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.

Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.


Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть

Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.

Как подготовить ребенка к садику?

Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.

Психологическая подготовка

  • В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
  • Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
  • Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.

Режим

  • Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
  • Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
  • Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
  • Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.


Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!

Новый коллектив

Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.

Дисциплина

Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.

Обучение

  • Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
  • Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
  • Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.


Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности

Врачебный осмотр

Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).

Ребенка осматривают такие специалисты:

  • Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
  • Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
  • Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
  • Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
  • Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
  • Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
  • Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.

Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.


Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад

Закаливание

Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.

Ребенку можно проводить такие процедуры:

  • Гулять дважды в день на свежем воздухе.
  • Спать на свежем воздухе.
  • Принимать воздушные ванны.
  • Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
  • Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
  • Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
  • Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
  • Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
  • Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.

О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад

Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.

Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.

Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.

Способы мотивации

Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.


Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку

Участие в психологическом настрое ребенка

Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.

Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.

Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.

Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.


Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок

Решение возможных проблем

Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».

У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.


Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело

Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.

О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.

  • Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
  • Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
  • Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
  • Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.

Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".



Рассказать друзьям