Демонстративное поведение подростка. Демонстративное поведение ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Демонстративное поведение – это выразительные поступки и действия индивидов, направленные на привлечения внимания к себе, вне зависимости от потребности людей, которые окружают их. Такое поведение в случаях, когда не выходит за определенные рамки является удобным средством, с помощью которого можно разрешить множество жизненных ситуаций, проблем и задач.

Демонстративное поведение часто свойственно лидерам харизматичного типа и многим женщинам. Некоторые психологи считают, что данное поведение обуславливает в целом женское поведение, так как наиважнейшей женской потребностью является привлечение к своей особе повышенного внимания.

Демонстративное поведение у детей

Важным составляющим и одновременным индикатором развития малыша служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности малыша, например, завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявляются в поведении.

Развитие малыша всегда обусловлено его воспитанием и обучением. Исследования психологов показывают, что дети, которые растут в обстоятельствах эмоциональной нехватки, которая связана с недостатком внимания со стороны родителей, любви и заботы, часто развиваются неполноценно.

Демонстративное поведение в большинстве случаев обнаруживается у капризных детей. Дети с таким поведением все делают по-своему.

Демонстративное поведение причины: единственная возможность для малыша привлечь внимание к своей личности; потребность в самоутверждении; реакции малыша на определенную эмоциональную травму, например появление младших детей в семье; своеобразный протест на что-либо. Чаще такое поведение встречается в семьях с авторитарным воспитанием, когда родители практически не уделяют внимания детям, не общаются с ними, больше обращают внимание на детей тогда, когда они плохо себя ведут.

У малыша к пяти годам надобность в уважении и признании начинает занимать главенствующую позицию. В этом возрасте дети начинают волноваться о том, что могут о них подумать окружающие. Упреки и невнимание вызывают обиду, появляется конкуренция. Дети сравнивают себя с другими. Главное, чтобы при этом малыш смог реально оценить себя и других сверстников. В случаях, при которых малыши не смогут адекватно оценить себя и их мнение о себе не будет совпадать с мнением о них других детей, появится желание доказать другим свою правоту и требование к себе повышенного внимания. В этом возрасте главным становится потребность в позитивной оценке со стороны людей, которые их окружают, для удовлетворения гипертрофированной надобности в самоутверждении.

Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей маленькой персоне любыми доступными методами. Такие дети довольно активны в общении, но по большому счету собеседник их совсем не интересует, он всего лишь служит для них платформой для проявления и демонстрации себя. Они нуждаются не в простом внимании, а в восхищении собой.

Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Так как, когда детей кто-то начинает не понимать, то это их раздражает, провоцирует их на скандалы. Если они не смогут быть выше других, тогда другой должен стать ниже. В речи таких детей преобладают сравнительные формы, например, красивее и некрасивее, быстрее и медленнее, лучше и хуже и др. Все такие сравнения будут обязательно в их пользу.

Дети, склонные к демонстративным проявлениям, часто критикуют других, они запоминают все ошибки окружающих, чтобы потом при удобном случае напомнить о них. Часто они не дают другим детям проявить себя, постоянно вмешиваясь в их действия, перебивая и постоянно подсказывая им. Однако, при этом личная моральность детей страдает. У ребенка с демонстративными проявлениями, поведение с другими детьми может кардинально меняться тогда, когда при их общении находится важный для него взрослый. Т.е. дети с таким поведением думают лишь о внешнем проявлении одобряемого поведения, а не о помощи другим. Такие дети хорошо себя ведут или совершают добрые поступки только ради одобрения.

Демонстративное поведение достаточно легко можно распознать, а вот понять причины и откорректировать развитие такого малыша намного сложнее. Эффективным методом корректировки поведения будет являться игра. Взрослый при помощи игры создает малышу специальные условия, направленные на максимально яркое проявление его демонстративности. Данное заострение негативных свойств является одновременно и возможностью для самовыражения детей, и способом их самопознания.

Демонстративное поведение подростка

Подростковый возраст является самым тяжелым и сложным периодом в развитии личности индивидов. Демонстративный в дословном переводе означает указательный, т.е. наглядный, подчеркнутый.

Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе. При этом для подростков неважно позитивное ли это будет внимание или негативное, например, удивление, восхищение, сочувствие, почитание, негодование, даже ненависть и др. Их устроит любое проявление эмоций лишь бы не равнодушие и не безразличие.

Демонстративное поведение причины возникновения у подростков: ошибки в воспитании или неполные семьи (неблагополучные); привлечение внимания, как родителей, так и сверстников; желание выделиться; потребность в уважении, любви; активный протест на что-либо; индивидуальные особенности психики.

Подростки реализуют желания выделиться в разных направлениях, перетекающих одно в другое, или наоборот не меняющихся совсем. Главное, чтобы результат удовлетворил подростков. Одним из таких направлений могут быть действия, которые устремлены на получение уважения, симпатии, восхищения. Если данное стремление будет удовлетворено, т.е. попадет в благодатную среду, как дома, так и в школе, то такое направление останется неизменным. В таких случаях дети стремятся выделиться посредством отличной учебы или занятий спортом. Успеваемость по предметам чаще бывает избирательной – она будет выше по тем предметам, где учителя устанавливают индивидуальный подход, который обеспечит ребенку повышенное внимание. При этом все неудачи в учебе подросток будет объяснять внешними условиями.

Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Третьим направлением может быть использование негативных реакций окружающих на себя для привлечения внимания. Такие подростки склонны к бравированию, паясничеству, хамству, грубости, нарушениям дисциплины и другим распространенным отклонениям в поведении. Подростки как бы переходят в оппозицию по отношению к социуму. Самым опасным в таком проявлении могут быть суицидальные наклонности и побеги из дома.

Демонстративное поведение у подростков опасно тем, что действия по привлечению внимания могут иметь фатальные последствия, связанные с неосторожностью, неправильностью расчетов или других обстоятельств. Еще одной опасностью такого подросткового поведения является то, что в их возрасте достаточно тяжело дифференцировать истинные суицидальные наклонности или демонстрацию ради привлечения внимания.

Демонстративное поведение у взрослых

Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Такое поведение может проявляться различными психопатологическими симптомами. Так, например, депрессивная личность будет демонстрировать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни; субъект с манией величия будет демонстрировать свое доминирование над другими, ценность своих мыслей и идей. Нередко термины «истерическая личность» и «демонстративная личность» применяются как синонимы к термину «демонстративное поведение».

Основными причинами такого поведения у взрослых могут служить желания получения или демонстрирования своего личного статуса в социуме или желания быть лучше, чем другие (своеобразная конкуренция). Это может проявляться в покупке дорогостоящих аксессуаров, демонстрации своих навыков, знаний.

Основным свойством демонстративного характера является огромная способность к вытеснению рационального, критического взгляда на самого себя, вследствие чего происходит проявление демонстративного или «актерского» поведения.

Главными чертами, характеризующими индивида, склонного к демонстративному поведению, являются: безграничный эгоцентризм, тяга к повышенному вниманию и признанию, потребность в любом эмоциональном проявлении по отношению к себе (эмоциональное проявление может быть, как позитивно окрашено, так и негативно). Такие люди не выносят равнодушия к своей персоне.

Многие психологи пришли к единому заключению, что суть демонстративной личности определяется аномальной способностью к вытеснению, избирательным отбором впечатлений о мире в общем и о своей личности в частности. Таким личностям будет приятно то, что устремлено на приукрашивание их. И, наоборот, все нейтральное или противоположное будет просто вытесняться из их сознания и памяти. Характерным для демонстративного поведения может быть осознанное и намеренное нарушение правил и норм поведения, принятых в социуме.

Демонстративный- наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей. Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста Умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен.

Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения. Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения. Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке. Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и, наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости, там, где с преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей - мальчик и девочка. Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями не складываются отношения, они часто ссорятся на глазах у детей. Внимание матери сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением, и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке. Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна. Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет - она становится центром семьи, как только выздоравливает - перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма. Третье - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничание, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. На мой взгляд, самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение. По некоторым данным, 20% всех побегов - демонстративные. Основная их отличительная черта - подросток уходит недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих. Причина - все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.). Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить преимущества или определенные блага, особенно те, которые возвысят его в глазах сверстников. Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах. Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут. Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома -родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным). На самом же деле в основе такого поведения всегда лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться

Еще по теме 25 Демонстративно-отклоняющееся поведение:

  1. Отклоняющееся поведение как предмет изучения гуманитарных и естественных наук. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение.Девиация и нормативная структура общества. Концепции девиантного поведения Ч. Ломброзо и У. Шелдона.Социологическое объяснение девиации Э. Дюркгейма, теория аномии. Исследование девиации Р. Мертона.Социальный контроль в обществе и его методы.Девиантность и процессы социального развития.

Одна из наиболее трудных для учителя категорий детей - демонстративные дети, нарушающие дисциплину в классе.

Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие данной чертой, эгоцентричны и стремятся вызвать в своей семье и школе удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал.

Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т.д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками, поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль "самого примерного ребенка". Такие дети часто фантазируют, лгут, и сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание. Причем эта особенность ярко проявляется уже в дошкольном возрасте.

Л. Л. Венгер отмечает: "Ребенок рассказывает о каких-либо вымышленных событиях... вплетенных в будничную жизнь, и родители принимают его рассказы за чистую монету. Они верят, что заведующая детским садом вызвала их дочку к себе в кабинет и поручила ей следить за тем, как себя ведут другие дети. Верят, что во время прогулки дочь убежала с территории детского сада и полдня гуляла по улицам, а вернулась только к вечеру. Начинаются объяснения с заведующей, воспитательницей. Затем дочке учиняется допрос с пристрастием, на котором она наотрез отказывается признаться, что все выдумала. У родителей начинаются сомнения: а правду ли им сказала воспитательница? Но тут новые красочные подробности, которые дочь приводит в доказательство того, что она действительно пережила все описываемые приключения, окончательно убеждают слушателей в том, что все от начала до конца ею выдумано...

Такая законченная картина - явление редкое. Но ее отдельные элементы встречаются у довольно значительной части детей" .

В младшем школьном возрасте такие дети фантазируют и лгут самозабвенно, с ясными глазами, и сами верят в то, что говорят.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми, "кумирами семьи".

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он станет старательно добиваться успеха в каких-либо видах деятельности, постарается завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. "“Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение”, - жалуются родители такого ребенка психологам" .

В подобных случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), - все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя но принципу "лучше пусть ругают, чем не замечают", извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. A взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает Л. Е. Личко, успехи в первом классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим . Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно-эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически "выпадая" из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. В такой ситуации он может стать неуспевающим.

Следует отметить, что демонстративность, порождающая много серьезных проблем, обычно связана с артистизмом и обаянием, особым даром вызывать к себе симпатию, и поэтому события, разворачивающиеся в классе, где учится демонстративный ребенок, могут принимать несколько иное направление. Один из вариантов описывает К. Лeонгард: "Ребенка... считают “паинькой”, “примерным”, а уж если случится, что он нашалит, то как не простить его, ведь с кем не бывает... Шалости таких детей не столь уж редки, хотя они никогда не шалят на глазах у воспитателя. Отношение к воспитателю неизменно вежливое, выдержанное, ребенок с полуслова подчиняется требованиям. Зато среди своих сверстников или других взрослых такое дисциплинированное дитя нередко слывет маленьким эгоистом.

К одноклассникам “паинька” относится враждебно, готов очернить их в глазах учителя, действуя нечестными методами, а воспитатель охотно выслушивает “примерного” ученика и верит ему. Демонстративный ребенок лжет, не сознавая себя лгуном. В соответствии с особенностями возраста вытеснение у детей происходит еще легче, чем у взрослых. Маленькие сплетники и клеветники чаще всего принадлежат к личностям демонстративным" .

Как вести себя с демонстративными детьми? Прежде всего, следует осторожно подходить к информации, которую они передают взрослым и другим детям. До принятия решения о мерах педагогического воздействия необходимо выяснить, насколько достоверна поступившая информация.

Разумеется, если у ученика возникают проблемы с учебой, ему нужно помочь, не дожидаясь, когда пробелы в знаниях станут большими. Помощь взрослых демонстративные дети обычно охотно принимают - ведь они получают нужное им внимание. Индивидуальные занятия далеко нe всегда проходят гладко, особенно если ребенок привык к роли шута. Здесь важно, кто именно занимается с ребенком. Как правило, труднее всего заниматься родителям - в этом случае возникает особенно много капризов и обид. Легче тем, с кем у демонстративного ребенка сохраняется большая дистанция. Кроме того, в процессе дополнительных занятий важно постоянное поощрение малейшего продвижения ученика в учебном материале, его старательности и активности. Такого рода положительные оценки стимулируют учебную работу и поддерживают желание ребенка общаться со взрослым не вообще, а по поводу учебы, создавая и сохраняя необходимые рамки делового общения.

Не менее важно, чем поддержание относительной успешности учебной деятельности, создание возможности самореализации демонстративного ребенка в какой-либо внеучебной сфере.

Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях, детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т.п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

В таких случаях рекомендуется также вовлечение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особено важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. Л подкреплением для него служит любое проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень сложная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, то делать замечание или наказывать следует как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

Несовершеннолетним часто свойственно демонстративное поведение, то есть поведение, преследующее (зачастую неосознанно) цель утвердить себя во мнении других, не считаясь с затратами, соглашаясь подчас на крупные жертвы. Демонстративному поведению свойственны две основные составляющие:

Стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих;

Отсутствие объективности по отношению к другим и к самому себе.

Демонстративность в таком поведении проявляется как подчеркнутая выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое (чаще всего благорасположенное, сочувственное) внимание окружающих. Типичными поведенческими средствами привлечения внимания служат чрезмерная эмоциональная возбудимость и экспрессивность, разговорчивость, театральность, склонность к преувеличениям, фантазированию и лжи, кокетство, капризность, упрямство, экстравагантные либо антисоциальные поступки и даже инсценировка самоубийства.

Такой тип поведения часто провоцируется особенностями подростковой психики и такими личностными качествами, как чрезмерная чувствительность, склонность все относить к себе, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, внушаемость, инфантилизм, эмоциональная и сексуальная незрелость. Яркие и устойчивые формы подобного поведения демонстрируют, как правило, незрелые либо патологические личности.

Для несовершеннолетнего очень важно мнение значимого для него окружения и, вообще, мнение других людей о нем. Из мнений окружающих о себе во многом выстраивается его собственная самооценка. При этом недостаток жизненного опыта не позволяет адекватно оценивать себя и других.

У детей демонстративное поведение чаще всего служит выражением недостатка чувства привязанности, любви, заботы со стороны близких.

У подростков демонстративное поведение обычно обусловлено наличием острых неосознаваемых реакций на кажущуюся или реальную угрозу. Оно имеет целью избежать ожидаемого наказания, перспективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным. Так совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить к себе сочувствие, жалость либо напугать. Нередко демонстративное поведение включает в себя нанесение себе повреждений, псевдосуицидальные или демонстративно суицидальные действия в качестве крайнего аргумента.

Не будем останавливаться на широко распространенных примерах явного демонстративного поведения, таких, как использование различных броских элементов в одежде, прическе, разного рода аксессуаров, татуировок, пирсинга, шрамирования, обозначения принадлежности к молодежным и иным группировкам различного толка (футбольные фанаты, скинхеды, поклонники различных рок-групп и др.) и т.д. и т.п. Каждый подобный элемент имеет свою, достаточно явную смысловую нагрузку. Рассмотрим более сложную ситуацию, когда демонстративное поведение неосознанно используется несовершеннолетними в случаях накопления высокого уровня внутреннего напряжения для обхода имеющихся психологических барьеров и внутренних запретов на какие-либо коммуникативные действия.

Приведем в пример факт неярко выраженного, но в крайней степени личностно значимого демонстративного поведения несовершеннолетнего, связанного с аутоагрессией:

Борис, 17 лет. Покончил жизнь самоубийством (повесился) через месяц после провала на вступительных экзаменах в ВУЗ. Всеми знавшими его людьми характеризовался как активный, самостоятельный, целеустремленный молодой человек, хороший спортсмен. Лидер по своей натуре, настойчивый, коммуникабельный, интеллектуально развитый. Высоко ценил справедливость, любовь, дружбу. В семье проблем не имел, проживал вместе с матерью (мать с отцом в разводе более 14 лет). Психических отклонений не имел, в семье суицидентов не было.

За два месяца до суицида высказывал одноклассникам твердую уверенность в своем поступлении в ВУЗ, на бесплатное обучение (платить за учебу в семье было нечем). В этот же период вступил в тесные отношения с женщиной на 7 лет старше себя, строил планы дальнейшей совместной жизни (при этом женщина говорила ему об этих взаимоотношениях как о временных, не имеющих никакой перспективы).

После провала на экзаменах, по отзывам окружающих, поведения своего не изменил. Все так же оставался душой компании, шутил, часто встречался с бывшими одноклассниками. Однако при этом «…стал иногда задумываться, глядя в одну точку, иногда заводить разговоры о смерти, часто слушать песни военнослужащих о Чечне…».

За 10—15 дней до смерти в разговорах стал часто рассказывать о своих друзьях, погибших в Чечне (ни один факт из рассказов при проверке не подтвердился), о том, что пойдет служить по призыву и сразу же напишет рапорт в Чечню или другую «горячую точку», о царящей в мире несправедливости, с которой надо бороться. Много говорил о своих друзьях, которых надо «постоянно от чего-то спасать». Однако общее поведение сильных изменений не претерпело. Все так же улыбался, шутил, проводил время в компании.

В последний день, как обычно, общался с бывшими одноклассниками, говорил о том, что на днях уедет в Чечню. Встречался со своей знакомой, пытался вновь заводить разговор о регистрации отношений и совместном проживании, но получил, как обычно, вежливый отказ. В этом же разговоре сказал, что переживает недавнюю гибель своего друга (факт не подтвердился), упомянул о своем скором отъезде в «горячую точку». Через час после расставания девушка получила SMS-сообщение, в котором Борис просил прощения за то, что оказался слабым, несостоятельным человеком, не имеющим сил что-либо изменить в жизни. Последний телефонный разговор с матерью состоялся за три часа до смерти, был на бытовые темы и чего-либо примечательного в себе не содержал.

По заключению психиатра, имел место факт так называемой «улыбающейся депрессии» — состояния, при котором больной, испытывая все симптомы депрессии, маскирует их своим обычным поведением.

Одной из форм демонстративного поведения является вызывающее поведение, часто выражающееся в агрессивной либо асоциальной форме. Вызывающее поведение имеет целью вызвать у окружающих определенный тип реакции, удовлетворяющий некую неосознаваемую потребность несовершеннолетнего. Эта потребность в большинстве случаев связана с подростковым негативизмом.

Негативизм — это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста против неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников — реально существующего или воспринимаемого как таковое.

Может проявляться в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнять предъявляемые требования. При активном негативизме несовершеннолетние производят действия, противоположные требуемым.

Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, не учитывающим потребности несовершеннолетнего. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение несовершеннолетним какой-либо из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п.

Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает подростку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию.

Слабой формой негативизма является упрямство. Однако в отличие от подлинного негативизма, оно часто возникает из стремления к самоутверждению.

Негативизм может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии несовершеннолетнего он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера.

На третьем и четвертом этапах возрастного развития негативизм может усиливаться и расширяться, распространяясь с семьи и школы на всю социальную систему, нормы общественной морали и права. Здесь он может выражаться в вызывающем поведении и нигилизме — отрицании общественных норм и устоев. Вот наглядный пример подобного поведения:

В метрополитене группа несовершеннолетних от 14 до 17 лет в количестве до 20 человек нарушает общественный порядок: распивают спиртные напитки, совершают хулиганские действия в отношении пассажиров, портят подвижной состав. Ведут себя вызывающе, агрессивно, дерзко. На подростках одежда с атрибутикой одной из футбольных команд, в руках у некоторых — флаги с изображением символики данной команды.

При попытке сотрудников милиции метрополитена навести порядок, провоцируют драку, убегают, но наверху задерживаются сотрудниками ППС и ОМОНа.

При доставлении в дежурную часть в составе группы ведут себя агрессивно, вызывающе, бравируют своим антиобщественным поведением.

При индивидуальном опросе поведение большинства подростков кардинально меняется. Первая группа (наиболее многочисленная) испытывает чувство вины и высказывает опасения по поводу предстоящего наказания. Вторая группа «закрывается» и отказывается идти на контакт. Двое продолжают вести себя агрессивно, грубить сотрудниками милиции, угрожать санкциями со стороны родителей, с их слов — высокопоставленных чиновников МВД. До конца разбирательства придерживаются негативной и агрессивной линии поведения.

Несовершеннолетние первой группы объясняют свое поведение общим плохим настроением от проигрыша любимой команды и следованием в своем поведении за группой: «…Да все начали кричать, и я с ними…». О последствиях своих действий не думали, хотелось только «…показать всему этому народу (пассажирам метро), что мы — сила и мы за своих болеем…».

Несовершеннолетние второй группы выказывают всем своим поведением сильный подростковый негативизм. Каким-либо внятным образом объяснить своего поведения не могут (от чего испытывают некоторое замешательство), чувства вины за содеянное практически не испытывают. Главным мотивом асоциального поведения, с их слов, было «…у нас горе, наши проиграли, а они, все эти (пассажиры метро и другие), лезут с поучениями, вообще жить не дают, как хочется…».

При общем анализе ситуации видно, что в данном случае акт антиобщественного поведения проистекал из демонстрации несовершеннолетними вызывающего поведения, в основе которого лежало несколько мотивов:

Основной индивидуальный мотив — быть как все, не отличаться от значимой для себя группы, чтобы не быть исключенным из нее;

Основной групповой мотив — следовать имеющемуся для подобных ситуаций шаблону поведения, чтобы не быть исключенным из более широкого значимого (референтного) сообщества (в данном случае футбольных фанатов);

Дополнительный индивидуальный мотив — для подкрепления своей системы ценностей продемонстрировать негативное отношение ко всем, не входящим в референтную для себя группу, в том числе и для получения более высокого статуса в этой группе;

Дополнительный групповой мотив — получить (чаще неосознанно) некие острые ощущения, связанные со стимуляцией психики путем группового провоцирования конфликтных ситуаций: чувство силы, ощущение власти, «адреналиновый кайф» и др.

Как видно из приведенного примера вызывающее поведение у несовершеннолетних чаще всего принимает групповые формы, так как подростки для совершения асоциальных действий постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны «единомышленников». В сочетании с мотивами, описанными ранее — «проверить себя», «проверить свое видение мира людей», — это приводит к созданию всякого рода неформальных объединений под различными «вывесками»: футбольные фанаты, фанаты музыкальных групп, «рокеры», «байкеры» и др. Вовлечение в такое объединение всегда носит ряд этапов .

Первый — возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Подобные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д.

Второй — включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.



Рассказать друзьям