Делая выбор в пользу представленной. Как заставить людей сделать выбор в пользу лестницы, а не эскалатора? Ассоциации и их влияние на поведение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Расти вверх будет только тот, кто не боится делать выбор. – Джордж Элиот.

Однажды я задумался: интересно, если бы предстал перед выбором между предательством друга или предательством страны, хватило бы смелости у меня предать свое государство? – И. М. Фостер.

Не нужно обманывать себя. Говорить о возвышенном чувстве. О слезах, соплях, романтике. Любовь – это просто выбор, а не врожденное внутреннее пламя. – Лео Ф. Баскаглия.

Нет хороших и плохих людей. Потенциально мы все способны как на злые, так и на добрые поступки. И становимся на тот или иной путь только благодаря воле своей, своим решениям и своим желаниям. – Айн Рэнд.

Выбирать книгу необходимо также тщательно, как и друга. – Артур Хелпс.

Выбор может сказать о человеке больше, чем все остальное. – Джоан Кэтлин Роулинг

Мы можем выбрать, что делать. Мы свободны в своем выборе. Но нужно помнить: последствия этого выбора уже не будут от нас зависеть. – Стивен Р. Кови

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат читайте на страницах:

Я верю, что основной выбор человека - это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор. – Эрих Фромм

Я думаю, что выбор возможен для нас в любой момент, до тех пор, пока живём. Но нет никакой жертвы. Существует выбор, а остальное отпадает. Второго варианта не существует. Остерегайтесь тех, кто говорит о жертве. – Мюриэль Ракейсер.

В каждом новом шаге может таиться опасность неудачи, и в этом заключается одна из причин того, почему люди так боятся свободы – Эрих Фромм

В жизни каждый непременно должен познать два вида боли: от дисциплины и от сожаления. Отличие лишь в том, что вес дисциплины – унции, тогда как сожаление давит тоннами. – Джим Рон.

Каждый человек вкладывает пожертвование в виде четырёх вещей – самосознание, совесть, независимую волю и творческое воображение. Они дают нам бесконечную человеческую свободу. Силу выбирать, реагировать, меняться. – Стивен Р. Кови.

Жизнь - это череда выборов. – Нострадамус

Если вы ограничиваете свой выбор лишь тем, что кажется возможным и разумным, вы исключаете себя от того, что вы действительно хотите, а всё что осталось в стороне это компромисс. – Роберт Фриц.

Выберите работу, которую вы любите и вам никогда не придётся работать в своей жизни. – Конфуций.

Совершенство является не особым актом, а привычкой. Вы то, что вы постоянно делаете. – Шакил О`Нил.

Выбирайте только одного мастера – Природу. – Рембрандт.

Все, что появилось в вашей жизни, и люди, и события стали реальны лишь потому, что вы их нарисовали. И именно от вас зависит что делать с ними дальше. – Ричард Бах.

Каждый разум должен сделать свой выбор в пользу истины или покоя. Он не может выбрать и то и другое. – Ральф Уолдо Эмерсон.

Жить, чтобы выбирать. Но чтобы выбирать хорошо, вы должны знать, кто вы и за что стоите. Куда вы хотите попасть и зачем вы хотите туда попасть. – Кофи Аннан.

Жизнь есть сумма всех ваших выборов. – Альберт Камус

Так уж устроена жизнь: мы делаем простой выбор – быть счастливым или быть несчастным, но и то, и другое, требует одинаковых усилий – Теун Марез

Ни один человек не выбирает зло, потому что это зло, он лишь ошибочно принимает его за счастье и добро, к которому он стремится. – Мэри Уолстонкрафт Шелли.

Мы выбираем наши радости и печали задолго до того, как испытываем их. – Халиль Джебран.

Ограничен выбор среди гнилых яблок – Уильям Шекспир

У вас есть выбор. Жить или умереть. Каждое дыхание это выбор. Каждая минута это выбор. Быть или не быть. – Чак Паланик.

Мы сами избираем свои радости и печали задолго до того, как испытываем их – Халиль Джебран

Ничто так не изнуряет как нерешительность, и ничто так не бесполезно. – Бертран Рассел.

Позвольте людям твёрдо решить, что они не будут делать, и они будут свободно и энергично делать то, что они должны делать. – Мэн-Цзы.

Акты морального выбора, являясь самореализацией души, неотделимы от личности и представляют собой ее часть и сущность – Ральф Тайлер Флюэллинг

Это выбор, а не случайность, определяет вашу судьбу. – Жан Нидич.

Мы должны сами делать выбор, по нему и жить – Из кинофильма “День сурка” (Groundhog Day)

Тот пленный герцог, которому предоставлен был выбор быть потопленным в мадере или в хересе, вряд ли радовался своей свободе выбора – Вильгельм Виндельбанд

Вы всегда можете изменить своё решение и выбрать другое будущее, или другое прошлое. – Ричард Бах.

Угадайте, если сможете, и выбирайте, если смеете. – Пьер Корнель.

Мы часто вынуждены делать выбор, который причиняет боль, но потом мы убеждаемся, что он был самый лучший и самый разумный. – Артур Хейли “В высших сферах”

Всегда есть выбор: быть счастливой или грустить. Я хочу быть счастливой… И я счастлива! – Из кинофильма “Дерево” (The Tree)

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор. – Уильям Джеймс

Я верю, что основной выбор человека – это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор – Эрих Фромм

Мы должны сделать выбор, позволяющий нам открывать самые глубокие возможности нашего реального себя. – Томас Мертон.

В итоге мы самостоятельно формируем и жизнь, и самих себя. Это бесконечный процесс вплоть до смерти. И ответсвенность на наш выбор полностью ложится на нас. – Элеонора Рузвельт.

Блажен тот, кто способен не осуждать себя в своем выборе. – Послание к Римлянам

Некоторые решения не оставят возможности вернуть все обратно. Принимать их нужно обязательно. – Франц Кафка

До тех пор, пока человек стремится к счастью, никто не сможет помешать ему. – Александр Солженицын.

Я выбираю друзей за их внешность, моих знакомых за их добрый характер, а моих врагов за их интеллект. Человек не может быть слишком осторожным в выборе своих врагов. – Оскар Уайльд.

Выберите работу, которую вы любите и вам никогда не придется работать – Конфуций

Когда у вас нет выбора, мобилизуйте дух мужества. – Еврейская поговорка.

Когда у вас есть выбор, но вы не делаете его, это и есть сам по себе выбор. – Вильям Джеймс.

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, – это тоже выбор – Уильям Джеймс

Даже зная куда идти, мы все равно ступим на худшую дорожку. – Еврипид

Мы все порой делаем неправильный выбор. Все, что нам остается - это внимательнее выбирать в будущем. – Из телесериала “Тайны Смолвиля”

Когда я оглядываюсь на три или четыре выбора в моей жизни, которые оказались решающими, я нахожу, что в то время, когда я их делал, я очень мало понимал серьезность того, что делаю, и только позже я обнаружил, что казавшееся незначительным ручейком на самом деле было Рубиконом – У. Оден

Выбрав из двух зол меньшее, не забывай, что ты выбрал ЗЛО. – Абу Шломо

Что такое анархист? Тот, кто, выбирая, берёт ответственность за выбор. – Урсула Ле Гуин.

Хотя мы свободны в выборе наших действий, мы не свободны в выборе последствий наших действий. – Стивен Р. Кови.

Я знаю, кто я, и кем могу быть, если сделаю выбор. – Мигель де Сервантес Сааведра.

Будьте осторожны, не деритесь и помните: если вы не делаете выбор в пользу лидерства, вы всегда будете идти за другими. Найдите то, что пугает вас, и сделайте это. И вы можете изменить ситуацию, если решите сделать это. – Дж. Майкл Стражински.

Человек не волен выбирать – иметь или не иметь идеалы, но он волен выбирать между различными видами идеалов, между поклонением идолу власти и разрушения и поклонением разуму и любви – Эрих Фромм

Сложнее не сделать выбор, а принять его для себя. Из кинофильма “Университет”

Я знаю кто я, и кем могу быть, если сделаю выбор – Мигель де Сервантес Сааведра

Мы свободны, если объединяем нашу волю с волей Бога. У нас есть выбор: Его свобода или наша связанность – Дуглас Хардинг

Мы должны сделать выбор, позволяющий нам открывать самые глубокие возможности нашего реального себя – Томас Мертон

Правильного выбора в реальности не существует - есть только сделанный выбор и его последствия. – Эльчин Сафарли “Мне тебя обещали”

Выбирайте предмет соответственно вашим способностям, подумайте, что ваши плечи могут скинуть, и что они могут нести. – Гораций.

Вы всегда можете изменить свое решение и выбрать другое будущее, или другое прошлое – Ричард Бах

Мы можем стараться избегать делать выбор, ничего не делая, но это уже есть выбор. – Гэри Коллинз.

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов – Шарль де Голль

Помните: у человека нет другого выбора – он должен быть человеком – Станислав Ежи Лец

Чтобы занять свое место в жизни, нужно учиться выбирать. – Из кинофильма “Розыгрыш”

Жизнь – всего лишь вереница из вариантов. – Нострадамус

Наиболее характерный признак большого ума – выбор чего-то очень важного, и следование за этим всю жизнь. – Анна Летиция Барбо.

Правда состоит в том, что, то место, где вы хотите быть, неправильное место. – Чак Паланик.

Я считаю, что мы несём полную ответственность за наш выбор, и мы должны принять последствия каждого дела, слова и мысли на протяжении всей нашей жизни. – Элизабет Кюблер-Росс.

Поразительная чистота разума появляется, когда выбора уже не остается. – Генри Киссинджер.

Если вы ограничиваете свой выбор лишь тем, что кажется возможным и разумным, вы исключаете себя от того, что вы действительно хотите, а всё что осталось в стороне это компромисс. – Роберт Фриц

Сильнейший принцип роста лежит в человеческом выборе – Джордж Элиот

Только выбор между лишними и незначащими вещами допустим. Сенека

Дело не в дорогах, что мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать эти дороги – О.Генри

Иметь силу выбрать то, что тебе по душе и не отступаться. Иначе лучше умереть – Альбер Камю

Направление, которое ты обычно выбираешь, необходимо, но другие, не столь хорошо известные тебе направления, тоже необходимы, потому что они – тоже части тебя – Арнольд Минделл

Вы продукт своего окружения. Так что, выбирайте среду, которая наилучшим образом продвигает вас к вашей цели. Проанализируйте свою жизнь с точки зрения окружающей вас среды. Вещи, которые находятся вокруг вас, помогают вас в достижении успеха или наоборот удерживают вас? – Клемент Стоун.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают себе ночную рубашку, чем мужа – Коко Шанель

Отныне, только через сознательный выбор и с помощью целенаправленной политики может выжить человечество. – Папа Иоанн Павел Второй.

Как человеческие существа, мы наделены свободой выбора, и мы не можем переложить свою ответственность на плечи Бога или природы. Мы должны взять её сами. Это наша ответственность. – Арнольд Тойнби.

Только наш выбор способен показать, что мы не ограничены только лишь нашими способностями. – Джоан Кэтлин Роулинг.

Не знаю, когда и где, но я определенно сделал свой выбор. Пусть он пугает меня, пусть приведет к одиночеству - я не жалею о нем. – Дуглас Коупленд “Поколение X”

Весьма популярный в наше время психолог С. Мади считает, что, делая выбор, мы поступаем не так, как нам будет лучше или хуже, удобнее или дискомфортнее. Его теория основана на том, что мы делаем выбор в пользу прошлого или будущего.

Рис. Психология выбора

Когда мы делаем выбор в пользу прошлого, мы остаемся с тем, что нам дорого либо привычно. Остаемся с тем, с чем мы освоились. Это не хорошо и не плохо. Это не всегда неправильно либо иррационально. Конечно, можно посчитать, что это глупо: мы не хотим меня свою жизнь, менять что-то вокруг или в себе. Но мы всего лишь . Хотим знать, что завтрашний день не будет богат потрясениями и событиями. Не будет пестрить эмоциями и воспоминаниями. Тем, кто привык жить своей обыденной жизнью, не всегда бывает просто принять решение в пользу будущего, либо поменять что-то в принципе. Они волнуются о том, что их друзья, коллеги или родственники посчитают их ветреными и непостоянными людьми.

Когда мы делаем выбор в пользу будущего, мы понимаем, что какой бы ни была наша жизнь, и каким бы очевидным не казался выбор, наша жизнь хоть на маленькую часть, но изменится. Возможно, сейчас кто-то думает о том, выкинуть ему мусор сейчас или подождать прихода девушки. А кто-то решает, когда ему развестись с женой. Роль этого выбора в жизни каждого человека велика по-разному, но то, что жизнь изменится (пусть не радикально но все же), очевидно. Выбор в пользу будущего заставляет нас тревожиться и беспокоиться над тем, что будет дальше, но он заставляет нас двигаться вперед, принуждает нас меняться, приспосабливаться к чему-то новому, следовательно, развиваться.

Идти вперед не всегда бывает хорошо. Правильнее иногда бывает даже дать по тормозам и остаться на месте. Но ситуации, как уже было сказано, бывают разные.

Известный экзистенциальный психолог С. Мадди отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда только два варианта выбора. Выбор в пользу прошлого - или выбор в пользу будущего.

Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант - нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…

Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее - настоящее будущее - невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего - это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее - это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в душе… Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.

Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух ангелов, одного из которых зовут Спокойствие, а другого - Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога - на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая - вперед.

Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
- Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».

Как сделать правильный выбор? Если, как уже было сказано, настоящее будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?

В этом - одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом. Который - в будущем. А будущего нет… Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются этот результат запрограммировать, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» - и нередко решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже в тот же момент. Не завтра. А сейчас.

Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена - это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену - импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» - нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» - жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни - «а стоит ли оно того». Цена альтруизма - забвение себя. Цена эгоизма - одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим - нередко болезнь и гнев на себя.

Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть - но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.

Ответственность - это готовность принять на себя статус причины того, что произошло - с вами или с кем-нибудь другим (по определению Д.А. Леонтьева). Признание того, что именно вы - причина происходящих событий. Что то, что сейчас есть - это результат вашего свободного выбора.

Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше возможностей - тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда буквально разрывает на части… «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к трем уловкам.

Уловка первая: пытаться реализовать сразу две альтернативы. Устроить погоню за двумя зайцами. Чем она заканчивается - известно из той же поговорки. Ни одного не поймаешь. Потому что на самом деле выбор не сделан, и мы остаемся там же, где и были до начала этой погони. Страдают в результате обе альтернативы.

Уловка вторая: сделать выбор наполовину. Принять решение, совершать какие-то действия для его реализации - но мыслями постоянно возвращаться обратно, в точку выбора. «А вдруг та альтернатива лучше?». Нередко это можно наблюдать у моих студентов. Они приняли решение прийти на занятие (потому что надо), но душой они отсутствуют на нем, находясь где-то там, где хочется. В итоге их нет на занятии - есть только их тела. И их нет там, где они хотят быть - там только их мысли. Значит, для этого момента, в данное время их вообще не существует. Они мертвы для жизни здесь и сейчас… Выбрать наполовину - это умереть для реальности… Если уж сделал выбор - закрывай другие альтернативы, и погружайся в дело…

Уловка третья: ждать, когда все само собой образуется. Не принимать никаких решений, надеясь, что какая-то из альтернатив сама собой отпадет. Или что кто-то другой сделает выбор, который мы объявим очевидным… На этот случай есть утешительное выражение «Все, что ни делается - все к лучшему». Не «все, что я делаю», а «все, что делается» - то есть совершается само собой или кем-то другим, но не мной… Еще одна волшебная мантра: «все будет хорошо….». Ее приятно услышать от близкого в трудный момент, и это понятно. Но иногда мы ее шепчем себе сами, уклоняясь от решения. Потому что одолевают страхи: а вдруг решение будет поспешным? Вдруг стоит еще подождать? Хотя бы до завтра (которое, как известно, не наступает никогда)… Когда мы ждем, что все само собой образуется, мы, разумеется, можем оказаться правы. Но чаще происходит иначе - все само собой образуется, но не так, как нам бы хотелось.

А еще бывают максималисты и минималисты, о которых замечательно написал Б.Шварц в книге "Парадоксы выбора". Максималисты стремятся сделать наилучший выбор - не просто свести к минимуму ошибку, но выбрать самую лучшую альтернативу из всех, что есть. Если покупать телефон - то самый лучший по соотношению цена-качество; или самый дорогой; или самый новый и «продвинутый». Главное - чтобы он был «самый». В противовес максималистам выступают минималисты. Они стремятся выбрать тот вариант, который наилучшим образом удовлетворяет их потребности. И телефон тогда нужен не «самый», а чтобы звонил и смс отправлял - и достаточно. Максимализм осложняет выбор, потому что всегда остается шанс, что где-то что-то будет лучше. И эта мысль не дает покоя максималистам.

Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени… Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно… Нерожденные дети… Невыбранная работа… Неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад. Экзистенциальная вина - ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это - иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет - но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности… Куда бы мы не устремились - всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо… Глупо, наверное, будет игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы - люди. И отбрасывать боль не умеем.

Итак, находясь перед необходимостью серьезного жизненного выбора, можно осмыслить следующее:

В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор?
Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)?
Мой выбор продиктован максимализмом или минимализмом?
Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя?
Сделав выбор, закрываю ли я все остальные альтернативы?
Делаю ли я выбор целиком, или же только наполовину?
И, наконец, остается вопрос смысла: «Зачем я это выбираю?»

Почему мы выбираем именно тех людей, с которыми сейчас рядом? Что заставляет нас сделать выбор в пользу того или иного человека? На протяжении последних десятилетий психологи и ученые исследовали то, каким образом человек делает свой выбор, в кого влюбиться и на ком жениться. Вы думаете, что все происходит случайно? Увиделись, понравились, влюбились и все?

Оказывается, в момент того как мы влюбляемся или принимаем решение быть с определенным человеком, участвует очень много факторов. Некоторые из них спрятаны очень глубоко в нашем подсознании и не подлежат контролю нашему сознанию. Это очень интересно, кто же всё-таки делает выбор?

- Ты почему такой грустный?
- Я женюсь.
- За деньги или по любви?
- Её папа, сказал, по любому!

Биологические показатели

Мы инстинктивно выбираем себе партнера, который наилучшим образом сможет продолжить род. Мужчины склонны к выбору женщин, которые обладают, по их меркам, красивыми формами, стройной фигурой, ярким выражением лица, пышной прической. И это не просто прихоть или веяние моды, это критерий, который показывает на то, что женщина полна сил и энергии, что она способна рожать и выхаживать детей.

У женщин критерии немного другие. Для того чтобы продолжать род, возраст, сила и выносливость вовсе не основной показатель. Они склонны делать выбор в пользу мужчин, которые, по их мнению, обладают лидерскими качествами, которые способны доминировать в социуме и имеют некое влияние в окружении.

Основное требование, чтобы мужчина смог обеспечить ее деньгами и позаботиться о потомстве. Здесь внешние качества красоты уступают надежности и стабильности. Вот почему молодые красавицы предпочитают лысых миллионеров. Для женщины часто важнее будущее семьи, нежели внешние показатели избранника.

Социальные показатели

Я бы назвал это торгами на рынке. Мы выбираем себе партнера, по нашему мнению, эквивалентного себе. Мы как придирчивый покупатель, всматриваемся в товар и анализируем все показатели:

  • Социальный статус,
  • финансовую состоятельность,
  • внешние данные,
  • а также всякого рода личные качества.

Все это обрабатывает наш мозг, со скоростью современного компьютера, выдавая результат по шкале заранее внесенных данных. Если выбор соответствует показателям, то мы начинаем "покупку". Этот критерий дает более четкую картинку, чем биологические показатели. Психологи утверждают, что помимо биологических показателей, нас интересуют еще и целый комплекс свойств человека.

- Как ты узнаешь настоящую любовь, если не видишься ни с кем?
- Встретив его, я пойму.
- Не уверена. Любовь не всегда удар молнии, порой это просто... твой выбор. Может настоящая любовь - это решение... решение начать отношения, отдавать себя кому-то, не думая, что получишь взамен, что будет больно и что вдруг это не тот человек. Может быть любовь - это выбор, может просто, ты должен сделать выбор…

Из фильма «Любовь и другие катастрофы»

"Теория личности"

Согласно этой теории, выбор происходит по тому, сколько это человек будет способствовать самоутверждению партнера. Отсюда и мысль о том, как она будет смотреться с ним, на высоких каблуках.

Мы часто ходим в масках, которые называем личностью. Это образы нас, которые представлены в обществе. Мы часто стремимся произвести впечатление на окружающих. От того на сколько партнер будет усиливать это впечатление, и зависит выбор. Мы как бы спрашиваем себя, как я буду выглядеть рядом с этим человеком? Вспомните, как Вас наполняло чувство гордости, или смущения, когда в обществе появлялся Ваш партнер. Но что-то мне подсказывает внутри, что мы гораздо разборчивее в выборе партнёра.

Давайте сделаем небольшое упражнение:

Вспомните сейчас приблизительно количество людей, которых вы встречаете каждый день на протяжении жизни. В зависимости от того где Вы проживаете, какой образ социальной жизни ведете, это число будет до сотни тысяч людей. Теперь это количество сузим, соотнося с биологическими показателями, затем подключим социальные аспекты и теорию личности. Получился ли у Вас портрет того с кем Вы сейчас? Думаю, нет. У меня хороший список из сотни женщин, которые подходят по этим параметрам. И что же дальше? Как сделать выбор?

Теория подсознательного выбора

Доктор Харвилл Хендрикс, психотерапевт и врач с 30-летним опытом консультирования пар, выдвинул теорию подсознательного выбора партнера. Она заключается в том, что мы делаем выбор, четко основываясь на наборе положительных и отрицательных качеств, которые находятся в нашем подсознании.

Теория раскрывает тот факт, почему люди выбирают одних, а отвергают других. Все скрыто глубоко в подсознании, которое формировалось в далеком детстве. В следующей своей статье я раскрою то, как наше детство влияет на выбор партнера.

Psychologies:

С чем у вас связано слово «свобода»?

Мариэтта Чудакова:

Я сразу вспоминаю Хлебникова: «Свобода приходит нагая, Бросая на сердце цветы, И мы, с нею в ногу шагая, Беседуем с небом на «ты»*. Это очень глубокая цитата, как бывает только у поэтов. Глубже, чем сам человек, может, думает. Представьте себе прекрасную семнадцати- или шестнадцатилетнюю девушку, которая вдруг, в силу вещей, оказалась среди толпы нагая. И от этой толпы зависит – или быстро ее прикрыть, прикрыть ее наготу, или надругаться над ней. Свобода приходит нагая, она приходит как возможность. И у нее нет защиты от злоупотреблений!

Что такое вообще свобода?

М. Ч.:

Есть разные свободы. Свобода воли, свобода выбора между добром и злом, которая дана нам с рождения. Для меня это аксиома. Но если человек выбирает зло, он может стать рабом своего выбора, рабом зла. Так случилось со многими на наших глазах… И тогда эти люди оказываются в тисках своего выбора, они уже несвободны. А когда человек делает выбор в пользу добра, то он становится свободным, на мой взгляд. Так я сейчас подумала, отвечая на ваш вопрос.

Вы человек решительных поступков, твердых принципов, ясно выраженных мнений. Для меня и для очень многих вы олицетворяете свободного человека, человека без страха. Откуда в вас это ощущение?

М. Ч.:

Не знаю, не знаю. Это природное, наверное, качество. Моя любимая пословица испанская: «Никто не может сказать «Я смел». Он может только сказать: «Я был смел». У меня отец дагестанец, и там действительно бояться, по крайней мере у мужчин, было не принято. Может, это как-то передалось от отца. Родители – я потом поняла это, с годами, – с необычайным уважением относились к детям (у меня две сестры и два брата). Приведу маленький пример. У меня была подруга, я с ней училась с пятого класса и до пятого курса на филфаке. Денег у нас в семье было заведомо меньше, чем у нее. Мне с собой давали копейки какие-то, и то я их отпихивала, а мне говорили: «Нет, возьми в буфет». Так вот, я почти всегда старалась за нее платить, знаете почему? Она рассказывала, что мама спрашивает у нее вечером: «Куда дела деньги?» Я не могла представить себе, чтобы в нашей нищей семье родители кому-то задали такой вопрос. Это было совершенно исключено! Или, например, чтобы сказали: ты врешь! Не принято было врать и не принято было наказывать детей. Мама ненавидела слово «наказывать», говорила: «Мои дети и так прекрасно знают, когда я недовольна ими, когда они меня обидели, – мне не надо для этого их наказывать». И никогда не заставляла просить прощения. Все как-то по-другому решалось.

Наверное, так они оберегали в детях чувство собственного достоинства?

М. Ч.:

Да, пожалуй. Могу предполагать, что тут еще и генетика сказывается. Смешно, но я всегда своих стопроцентно русских друзей ругаю: «Чтобы вы поняли, что задели ваши чувства, вам надо долго объяснять». Если меня задели, так сказать, за живое, я слышу свой голос! Я не преувеличиваю: я не успеваю подобрать слова, придумать ответ – просто уже слышу свой голос со стороны… Я однажды целый семестр с отцом ездила на метро: я в университет, он на работу. Входим в Сокольниках на платформу, и тут его кто-то задел. Он резко обернулся, смотрел страшным взглядом. Я сказала: «Папа, ну с тобой просто ездить стыдно. Он же нечаянно тебя задел». Он ответил: «Дочка, ничего не могу сделать. У нас до мужчины пальцем нельзя дотронуться».

Начать работать головой!

В предисловии к своей книжке «для смышленых людей от 10 до 16 лет» Мариэтта Чудакова пишет: «Подумавши, пришла я к выводу, что эта книжка – все-таки не для каждого даже из смышленых. А только для таких, кто или уже любит и умеет анализировать, или хочет этому выучиться. А что это значит – «анализировать»? Ну, это прежде всего – думать. Работать головой. Пользоваться своим разумом как рабочим инструментом. Не довольствоваться одними эмоциями – типа «Не нравится и все!» Или – «А моя бабушка говорит, что...». Но пытаться узнать и понять. Вам кажется, например, что кто-то поступил плохо, потому что причинил лично вам и вашим близким какое-то – и, может быть, очень чувствительное – неудобство. Но этого, должна вам сообщить по секрету, еще недостаточно для того, чтобы тут же его возненавидеть и начать поносить. (Хотя многим взрослым дяденькам и тетенькам у нас в России кажется, что совершенно достаточно.) Сначала нужно разобрать все происшедшее на составные части. Затем установить между ними причинно-следственные связи... Впрочем, прояснится все это дальше».

М. Чудакова «Егор» (Время, 2012).

Да, такое острое ощущение личного пространства...

М. Ч.:

Известно же, что у англичан дистанция должна быть больше 30 сантиметров. Вот и у меня такая же привычка; если ко мне человек близко подойдет, я вообще разговаривать не могу. И когда я впервые попала в Америку и узнала слово privacy (до этого я по-английски читала научную литературу, но не знала такого слова), я воскликнула: «Ничего себе! Мне этого в России всегда не хватало, но я не знала, что есть для этого даже специальное слово. Хотя всегда очень остро чувствовала, что у нас никто не считается с privacy».

Как вы пережили расставание с иллюзиями? Это ведь тоже освобождение...

М. Ч.:

Я помню точно этот момент! Три с половиной часа чтения доклада Хрущева, перевернувшие всю мою жизнь. Второй курс. Вышел секретарь партбюро и объявил, хорошо помню: «Будет сейчас зачитан документ ЦК КПСС. Обсуждению не подлежит». По аудитории, где было триста с лишним студентов, прокатился недовольный шумок: у-у-у-у-у. Не могло быть и речи, чтобы при жизни Сталина недовольство проявилось даже вот так, безымянно. В общем, тогда я вошла в аудиторию одним человеком, вышла – другим. Прекрасно помню слова, которые горели у меня в мозгу: «Нет, я никогда, никогда не пойду за идеей, которая требует миллионных жертв!» В моей семье отец и братья были коммунистами, а я из идейной комсомолки превратилась в убежденного идейного антикоммуниста. Но при этом убежденность и идейность во мне от отца. Так бывает.

Когда открылась страшная картина сталинских преступлений, как это подействовало на отца?

М. Ч.: На отца подействовало ужасно, что Сталин знал. Ужасно. Тут надо вернуться к тому моменту, когда отец кончил Сельскохозяйственную Академию и как истинный сын своей республики поехал в Дагестан. Его назначили Управляющим рыбными промыслами в Дагестанские Огни, недалеко от Дербента. Поехала с ним мама с двумя детьми, беременная третьим ребенком. Мама всегда рассказывала: как там хорошо жили, больше никогда не жили. Им дали виллу двухэтажную, две няньки, и кухарка и охранник-красноармеец с ружьем, потому что в любой момент могут с гор спуститься и умыкнуть маму. Но мама заболела тропической малярией, которая там была распространена. Была такая особенность: никто из дагестанцев не болели, болели только приезжие. Она рожала третьего ребенка, мою старшую сестру с температурой сорок, вся напичканная хинином…И врач сказал отцу: «Омар, уезжай, потеряешь семью. У тебя заболеют все дети, погибнут, могут погибнуть. Ты видишь, русские не выдерживают нашего климата. И мы ничего не можем сделать. Не можем жену твою вылечить. Уезжай».

Он уехал. И через несколько лет начался террор и все, кто носил фамилию Хан-Магомедов, включая моего деда, все были вырублены в течение года. Женщин не брали. Начали, конечно, с дяди, с Наркома, интересовали высшие чины, так сказать, а потом взяли всех, кто носил эту фамилию. Всех до одного. Причем, интересно, что этого Наркома, дядю отца, брали в Пятигорске. Я потом его следственное дело выписывала и смотрела. Его стали там же в следственной тюрьме НКВД допрашивать, и этот человек пробовал убежать из кабинета следователя. Ему это почти удалось! Он прыгнул в пролет лестницы (ну, горец, это все для него было возможно), но неудачно приземлился, сломал пятку. Его взяли, два месяца врач продлевал ему бюллетень, потом вынужден был отдать на пытки, все как положено. Мой отец всегда писал: отец репрессирован, 10 лет без права переписки. Тогда еще верили, что это так и есть, что он где-то в лагерях северных. Потом партия дала отцу бумажку: «умер в 1942 году от воспаления легких». Он говорил: «Ну да, конечно, мы, южане не переносим этого климата.» Он верил в это. Я потом только узнала из следственного дела деда, что ничего подобного – расстреляли в январе 1938 года.

Как я потом поняла, отец ждал, что его в любой момент могут взять. Не взяли только потому, что он в другом городе жил. Известно уже давно, что брали по местам, а по другим городам не было времени искать эти фамилии. Здесь его чудом не тронули, но несомненно он ждал. И прошло много лет после его смерти, когда я оценила, как же дома он никогда не создавал обстановки, что чего-то надо бояться. Никакой атмосферы страха не было в послевоенные годы, которые я уже помню. Мы, наоборот, знали, что отец вернулся с войны, куда ушел добровольцем, провоевал во всех страшных сражениях: московское сражение, Сталинград, Курская битва, дошел до Эльбы и вернулся. Живой и невредимый, что очень редко бывало. Но прекрасно помню вечер в 1956 году, когда он вернулся после чтения доклада из Министерстве рыбной промышленности. Он был белый, меловой бледности. Пришел домой, разделся, сел за стол. Молча. Я сижу. И дальше дословно его текст: «Я не знал, что Сталин все знает. Помолчал. «Я думал, это страшные ошибки, но Сталин о них не знает!» Еще помолчал. Я сидела, не дыша, потому что он был не в своем обычном состоянии. Главное – эта его бледность, я никогда не видела его таким бледным. «Я не понимаю, как те, кто знал, что он знает, не убили его.» Помолчал еще и сказал: «Если бы я знал это, я пожертвовал бы всем и убил бы его». Подразумевалось – не только своей жизнью, но семьей, всем на свете. А так как он не умел врать, то сказал то, что на самом деле думал, и несомненно это бы выполнил!.

Вы, историк литературы, десять лет назад вдруг стали писать книги для детей. Почему? Вы устали от науки, захотели освоить новый жанр или увидели в этом свою миссию?

М. Ч.:

Нет, дело свое я люблю так же страстно, как в 23 года, но вот поди ж ты: заело, что подростков кормят исключительно фэнтези, будто их реальной страны не существует в природе. Вообще на подростков все махнули рукой: они не видят своего места в России. Они слышат от взрослых, что кругом воры и преступники, все распродано, расхищено и поделено, «от нас ничего не зависит». А подростки – люди активные, они хотят делать что-то справедливое, доброе. И я решила показать им такую возможность. При этом, заметьте, я большая поклонница Гарри Поттера. Но нельзя же после школы прямо из волшебной страны оказаться в России. Мне запомнился один комплимент: что по моей «Жене Осинкиной» можно изучать географию России. Это была одна из моих целей. Там все списано с натуры, описываю только те места, которые сама проехала на машине. Еще хотела рассказать о нашей Конституции – на мой взгляд, очень хорошей. Дать какие-то элементарные сведения по праву. Про преступления и наказания у меня там все «правильно» – еженедельно заседая в Комиссии по помилованию при президенте Ельцине, я прочитала десятки тысяч приговоров. Еще, конечно, это книжка про уважение к детям – оно залог того, что они смогут вырасти свободными людьми. Но у нас пока даже уважение родителей ко всем окружающим согражданам – редкий случай. Еще, увы, не погашен советский импульс: «Какие там тонкости между нами – рабами?!»

В семье Жени я узнаю вашу семью. Удалось ли вам воспитать свою дочь свободной?

М. Ч.:

На этот вопрос мне ответить трудно. Спросите у дочери. У нас с Сашей (Александр Чудаков – муж Мариэтты Чудаковой. – Прим. ред.) была эта мысль: как сделать так, чтобы ребенок не стал советским. Мы не покупали телевизор, она нас за это ненавидела и презирала, но я говорила: пожалуйста, ходи к подругам. Оберегали как могли. Маша много сама писала, прекрасно рисовала. Очень смешно, в третьем классе она прибегает – а у нас с ней был общий стол, была очередь на него. Я ей: «Ну Маша, дай я сяду, буду писать». А она говорит: «Ты весь день работаешь, а я весь день пера в руку не брала!» Ну, я уступила. Книг в доме много, она могла взять любую. Я только одну книгу видела, которая вредна ребенку. Сначала никак не могла понять, почему дочка вдруг какая-то бандитка стала. В дневнике пишут: «Бегала по подвалам с мальчиками и взрывала пистоны», «по-волчьи выла в классе». Оказалось, что она прочла «Пеппи Длинныйчулок». А там главная мысль – «Не слушайтесь никого!» Меня это поразило. Но, может быть, такой выплеск нужен иногда. В этом тоже есть свобода.

Я Маше говорила, как только она стала понимать: «Ты можешь делать все что угодно, тебе все разрешается, кроме того, что мешает другим людям». Все! Я старалась это ей внушить: сразу подумай, мешает это другим или нет? Ну например, она без конца нам приносила кошек-собак. Сколько их прошло через наш дом! Мы их приводили в порядок, а потом хорошим людям отдавали, и она знала, что можно притащить кого угодно, любого шелудивого котенка или щенка. В этом смысле – полная свобода. И она это прекрасно понимала: никому родители не разрешают таскать домой всякую живность, а ей можно.

Вы много ездите по России, выступаете, развозите хорошие книги, разговариваете с молодыми людьми. Вы думаете, книги могут всерьез на них повлиять?

М. Ч.:

Я исхожу из того, что на взрослых хорошие книги морального влияния практически не оказывают, но на детей и подростков – огромное. Семья и книги – вот из чего складывается свободная личность. Собственно, дальше они сами справятся.

* В. Хлебников. Избранные сочинения (Азбука, 1998).



Рассказать друзьям