Лепка на тему пасхи в детском саду. Конспект урока на тему "праздник пасхи в старшей группе "золотое яичко"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитатель: Летова Светлана Анатольевна

г. Рыбинск 2018 год

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству пластилинография с элементами аппликации (инкрустации) «Пасхальное яйцо» в средней группе.

Тема: «Пасхальное яйцо».

Цели.

Учить детей приему - пластилинографии.

Развивать умение создавать оригинальные украшения пасхальных яиц способом аппликации (инкрустации) природными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, интерес к лепке, воображение, творческое мышление, самостоятельность в выборе материалов и способов художественной выразительности.

Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа.

Предварительная работа.

Беседа о празднике «Светлая пасха», знакомить детей с культурными традициями русского народа, рассматривание узоров на изделиях и картинках пасхальных яиц.

Материалы .

Пластилин, доска для лепки, шаблон яйца, крупы на выбор: фасоль белая и красная, горох, семечки подсолнуха, зерна кофе, зерна кукурузы. Корзина с курочкой, варианты пасхальных яиц.

Ход занятия.

Воспитатель. Звонко капает капель

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

(К.Фофанов)

Ребята, какой скоро будет праздник?

Дети. Пасха.

Воспитатель.

А как вы дома готовитесь к Пасхе?

Дети. Мы печем куличи и красим яйца.

Воспитатель.

Пасха самый главный праздник у христиан, это очень древний обычай, красить яйца, дарить родным и близким. Яйцо - это символ жизни.

Сегодня к нам пришла курочка с сюрпризом. Давайте посмотрим, что она нам принесла?

Дети. Яйца.

Воспитатель.

Давайте мы с вами сами украсим яичко к Пасхе.

(Дети садятся за столы)

Как мы можем раскрасить яйцо без красок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель.

Я научу вас раскрашивать яйцо пластилином.

Показ приема- пластилинографии.

От пластилина нужно отщипнуть кусочек и нанести на яйцо придавить и слегка размазать. Таким способом закрасить все яйцо

Посмотрите, что у меня получилось.

Посмотрите, какие пасхальные яйца получились у меня.

А сейчас выберите пластилин по цвету, каким вы хотите сделать свое яйцо.

Приступайте к работе.

(Дети мастерят поделку).

Воспитатель.

Давайте покажем курочке, какие пасхальные яйца у нас получились.

(Выставка детских работ).

Воспитатель.

Ребята, что мы сегодня с вами делали?

Дети. Пасхальные яйца.

Воспитатель.

Как мы раскрасили яйца? Чем их украсили? Понравилось ли вам украшать яичко?

Ответы детей.

Воспитатель.

Курочке очень понравились ваши яйца.

Молодцы ребята, вы очень постарались.

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями:

Познавательное: знакомить детей с историей праздника Пасхи, его особенностями подготовки, познакомить детей с нетрадиционным способом лепки из соленого теста, развивать интерес к обычаям и традициям русского народа, способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его обычаям, традициям.

Художественно-эстетическое: учить лепить пасхальное яйцо из соленого теста, используя за основу коробочки из под киндер-сюрприза, продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в лепке, развивать умение придавать яйцу овальную форму, способствовать расширению и закреплению знаний и умений по технике в работе с соленым тестом.

Социально-коммуникативное: развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение детей в совместной работе, учить детей оценивать работы сверстников, высказывать эстетические оценки и суждения, закреплять умение делиться впечатлениями с взрослыми и сверстниками, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, аккуратности, внимательности, дисциплинированности

Речевое: активизировать словарный запас по теме, развивать культуру речевого общения с воспитателем и сверстниками, развивать связную речь.

Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности.

Предварительная работа:

Беседа о праздновании Пасхи, рассматривание узоров на изделиях и на картинках.

Инструменты и материалы: соленое тесто, кисти, салфетки, вода, коробочки из под киндер-сюрприза.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришла весна, и с собою принесла светлый праздник, который называется Пасха. Ежегодно весной все православные христиане отмечают самый светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Всюду звонят колокола, люди идут в храмы, освещают крашенные яйца и куличи.

А скажите мне, пожалуйста, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы.) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. В этот день принято дарить родным и близким людям пасхальные яйца – символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Ребята, какие вы знаете праздничные цвета Пасхи? Это: красный – любовь, белый – счастье, желтый – богатство. Знаете ли вы, что символ праздника Пасхи – красное яйцо. Почему? Есть христианская легенда: «Пришла как то Мария Магдалина во дворец императора Тиверия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Потому в знак вежливости сразу протянула императору свое приношение – белое яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала, наверное, что пришло на ум: «Христос воскресе, Государь!» Удивился император: «Как воскрес? Из мертвых?» - спросил он. – Как белое яйцо никогда не станет красным, так однажды умерший уже не оживет!» Только сказал император эту фразу, как поднесенное яйцо начало розоветь и стало красным. Хотите верьте, хотите нет, но говорят с тех пор уверовал могущественный император. Кого не убедили слова, того убедило красное яичко! С тех пор пошел обычай дарить всем, кому желаешь добра, красное яичко на Пасху!»

Основная часть

Воспитатель: Ребята, скоро пасха, а вы хотите своим родным сделать пасхальный подарок своими руками. Хорошо, и сегодня, мы с вами будем делать пасхальный подарок – яйцо, и делать его мы будем из соленого теста.

Физкультминутка

«Мы руками- «хлоп- хлоп»,

Мы ногами- «топ- топ»,

Мы плечами- «чик- чик»,

Мы глазами- «миг- миг»,

Раз туда, раз сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора».

Практическая часть: - А теперь, ребята приступим к практической части нашего занятия. У вас, на столах, у каждого есть коробочка из под киндера сюрприза. Сейчас вы приступите к облепливанию киндер-сюрприза соленым тестом. Звучит народная музыка, дети приступают к выполнению задания, педагог прослеживает работу детей (подхожу к детям, испытывающим затруднения, для себя отмечают, как на этом этапе дети справляются с предложенным заданием).

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили.

Наши пальцы утомили,

(Встряхивание кистями перед собой.)

Пусть немного отдохнут.

И опять лепить начнут

Дружно руки разведем.

И опять лепить начнем,

(Отвести руки назад - вниз, отклонившись на спинку стула.)

Заключительная часть

Итак, ребята, при помощи какой нетрадиционной техники, мы лепили пасхальные яйца? Назовите, как вы лепили? Какие получились яйца? Чьё яйцо вам понравилось больше? (Хоровые и индивидуальные ответы детей.)

Когда ваши работы подсохнут, мы раскрасим их акварельными красками, чтобы ваши родители смогли полюбоваться ими. Вы в свою очередь расскажете им, что вы узнали, и подарите им свои поделки.

Дети рассматривают работы своих сверстников, делятся впечатлениями друг с другом и выставляют свои работы на просушку.

Пасхальное яичко.

Сухова Елена Семеновна

Старший воспитатель

Тип: Интегрированный

Возраст детей: 5-6 лет

Задачи:

1. Развивать воображение, интерес к процессу и результату лепки.

2. Продолжать учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.

3. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке.

1. Организационный момент.

Дети: Пасха.

2. Рассказ воспитателя.

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря гладит уже с небес

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближайший лес

Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!

Физкультминутка.

Цветок.

4.Рефлексия

Полюбуйтесь на ваши работы.

У кого самое аккуратное?

Почему?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пасхальное яичко.

Моя новая образовательная деятельность

Сухова Елена Семеновна

Старший воспитатель

Образовательная область: Художественное творчество.Лепка.

Интеграция образовательных области:(коммуникация,социализация,музака,безопасность)

Тип: Интегрированный

Возраст детей: 5-6 лет

Форма организованной деятельности(игровая,коммуникативная,двигательная,познавательная,продуктивная-лепка)

Задачи:

  1. Развивать воображение, интерес к процессу и результату лепки.
  2. Продолжать учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.
  3. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке.

Материал: Соленое тесто, стека, клеенка, дощечка для пластилина, влажная тряпочка набор злаков для украшения.

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Дети проходят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Кто знает, какой религиозный праздник скоро будем праздновать?.

Дети: Пасха.

  1. Рассказ воспитателя.

Рассказ воспитателя: На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи внесли в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие - основа духовной жизни русской нации. Смысл слова «Пасха» не очень ясен, праздник не привязан к определенному числу и даже месяцу, и существовал еще до Рождества Христова. Святая Пасха празднуется торжественным образом во всех христианских странах. В ряду знаменательных праздников пасху можно без преувеличения назвать торжеством торжеств, к тому же длящихся целую неделю! Однако подготовка к Пасхе начинается и продолжается всю Страстную неделю. К концу недели – в Великий четверг – самым тщательным образом моют и украшают дом. Потом обязательно нужно вымыться и самим. Не зря этот день в народе прозвали « чистым четвергом». В пятницу готовят угощение, ставят куличи, а в Великую субботу красят яйца. На Пасху принято одаривать всех знакомых и родственников. И хотя одаривать ближних можно всем, чем угодно, все-таки предпочтение отдается яйцами в любом виде. Искусство декоративного оформления яйца красивым орнаментом относят к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения весны. Яйцо - символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца, как источника жизни на Земле.

Послушайте стихотворение Плещеева :

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря гладит уже с небес

Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближайший лес

Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!

Вот наступает Светлое воскресенье - главный православный праздник года.

Праздников праздник и торжества из торжеств. Удивительный праздник! Кому то еще в детстве он запомнится расписными яйцами, кому – то полуночным Крестным ходом, кому-то похожими на заклинание словами: «Христос. Воскрес! - Воистину Воскрес!»

Физкультминутка.

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним открыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки, (движения выполняются в соответствии с текстом.).

3. Основная часть. Лепка яиц и украшение их.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать своими руками праздничные яйца.

Воспитатель приглашает детей пройти к рабочему месту.

Сегодня яйца мы с вами будем лепить из слоеного теста. А украшать различными зернышками:пшеницы, риса, гороха, фасоли.

4.Рефлексия

Полюбуйтесь на ваши работы.

У кого получилась самое нарядное яйцо?

У кого самое аккуратное?

Какие вам нравятся больше всего?.

Почему?

Молодцы!.Ваши работы мы поместим на нашу праздничную выставку.


Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100. г. Астрахань.

Праздник Пасхи в старшей группе «Золотое яичко».

Разработала воспитатель Вдовиченко Нина Ивановна.

Цель: познакомить детей с христианским праздником Пасхой. Учить детей инсценировать сказку, передавать движением и голосом образ, учить расписывать яйцо выбранным узором. Участники: ведущий-воспитатель; воспитатель по изодеятельности. Роли: Бабка, Дед – дети. Оборудование: костюмы бабы, деда, скорлупа яиц окрашенная белой гуашью, кисти, краски, образцы росписи яиц, 2 ложки, 2 яйца, 4 кубика. Ведущий: - Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Пасха. Во всех церквах торжественно звонят колокола. (звучит запись). - Ребята, может быть, кому-то знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Бог). Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос-Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял людей, помогал бедным. И главное учил любить Бога и близких людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за всё благодарен. Но гордые и завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Христа и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, произошло землетрясение. Иисуса похоронили в пещере. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерна, ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха- это праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Праздник в честь возвращения Иисуса Христа к людям. Ребёнок: Вот и Пасха к нам пришла, Праздник милый для меня. Сколько радости принёс, И печали он унёс. Ребёнок: Над лугами и полями, Светит солнышко над нами. Долгожданная весна, Нам день пасхи принесла. Ребёнок: Христос воскрес! Весна идёт, Капель журчит, звенит, поёт. Цветы и травы появляются, Весной природа просыпается! Ведущий: В этот светлый праздник оживает вся природа. Посмотрите на весеннее убранство природы, на всю развивающуюся зелень. Вся природа как бы воспрянула ото сна и, подражая святой церкви начала праздновать день Воскресения. (показывает иллюстрации весенней природы). Ребёнок: В день апрельский мы с весною Пасху красную встречаем. И на волю всей семьёй Божьих птичек выпускаем.

Проводится игра – хоровод «Сиди Яша».

Дети встают в круг, в кругу стоит «Яша» (выбирается с помощью считалки). Ему завязывают глаза. Все дети поют попевку:

« Пришла матушка – Весна, Отворяйте ворота! Первым март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним пришёл апрель, Отворяй окно и дверь. А уж как пришёл к нам май, Солнце в терем приглашай!»

После попевки «Яша» подходит к любому ребёнку, стоящему в кругу, и должен узнать, кто это. Игра проводится 2-3 раза, после чего выбранная девочка становится «Яблонькой». В конце игры дети убегают от «Яблоньки» на стульчики, а она пытается их поймать.

Ведущий: К празднику пекут куличи, готовят Пасхи. А что является символом этого праздника? Яйцо – это маленькое чудо, в нём таится жаждущая пробуждения жизнь!

Ребёнок читает стихотворение. «Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу. Бабушка яички красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой, Для людей, для красоты. Крашу кисточкой тихонько: Крестик, солнышко, цветы. В светлый праздник Воскресенья, Подарю своим друзьям. По яичку, с поздравленьем. И скажу «Раскрасил сам». Ведущая: Что же за штука такая – Яйцо? Яйцо-символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам открою маленькую тайну? Из яйца, из нижней части, Вышла мать – Земля сырая. Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный. Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось. Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился. Из яйца, из пёстрой части, Звёзды сделались на небе! - Вот какая интересная легенда! Ведущая: На пасху принято играть, веселиться. И нам пора, поиграть, детвора! Наше задание очень несложное, Для любого вполне возможное. Берёшь яйцо, кладёшь в ложку. И пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, Тот победителем стал! Проводится игра « Бег с ложками». (2 команды, 2 ложки, 2 яйца, 4 кубика). Дети садятся на стульчики. Ведущая: Время движется вперёд, В гости сказка к нам идёт! Сценка «Золотое яичко». Ведущий: Жили- были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, а золотое. Баба: Эй, старик, проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба: Да смотри, что я нашла. Наша курочка пеструха под кустом яйцо снесла. Дед: Тебе, что за беда? Ведь яйцо-то, хоть куда! Баба: Да яйцо-то не простое. А гляди-ка, золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели! Баба: Ох, горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь). Баба: Нету дома никого! Дед: Ты пойди, запри засов. Да спустить бы надо псов. Баба (возвратившись): В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко я продам. Вот обновок накуплю. Разных юбок сорок штук, шаль в цветочках голубую. До краёв набью сундук. Дед: Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась модница. Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты. И беседки по углам. Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! Дед: Я хозяин или нет? (яйцо падает и разбивается). Баба(плача): Ох, яичко покатилось. Покатилось и разбилось. Ведущая: Успокойся, хватит, баба! Нанесёт яиц вам, Ряба. Мы раскрасим яйца эти. И вручим на пасху детям. Ведущая приглашает детей в изостудию, где их встречает воспитатель изодеятельности. Воспитатель: Ребята, как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (пекут куличи, украшают дом, красят яйца). Воспитатель: - Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождение новой жизни. Посмотрите на наш стол. Тут есть и писанки и крашенки. Писанки – это расписное яйцо (показывает), а крашенки- просто окрашенные яйца. -Давайте, ребята мы тоже с вами распишем яйца. Посмотрите, как их можно расписать. Показывает образцы росписи яиц. – А сейчас, садитесь за столы и распишите яйцо понравившемся узором. Дети расписывают яйца. Ведущая: Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить друг другу подарки. Эти замечательные яйца, расписанные своими руками, вы можете подарить своему другу.

Использованные ресурсы:

В средней группе дошкольники находятся в начале долгого и интересного пути познания и освоения навыков творческой деятельности. Задача воспитателя - использовать весь комплекс методов и приёмов для развития у детей художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, интереса к созданию собственных маленьких шедевров: от самых простых линий и форм до более сложных композиций. Изучаемая тема должна находить отражение в занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке) в совокупности с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В нашем случае речь пойдёт о теме «Яички простые и золотые».

Педагогические советы по организации занятий по рисованию в средней группе

Дети среднего дошкольного возраста начинают проявлять познавательный интерес к творчеству. Используя различные речевые обороты, дети учатся высказывать своё мнение относительно понравившейся им картины и приводить элементарные аргументы в пользу художественных средств, которые использовались для передачи изображений.

Воспитатель начинает знакомить детей с народными игрушками: дымковской, филимоновской. Они настолько яркие и выразительные, что сразу привлекают ребят своими красочными образами. В средней группе вводятся занятия по декоративному рисованию, на которых во время предварительной беседы воспитатель показывает произведения русских традиционных народных промыслов. Дети декорируют платья для куклы, платки, фартуки, сарафаны для матрёшки разными узорами. Для развития детского воображения можно посоветовать вырезать из белого картона или бумаги очертания дымковской или филимоновской игрушки, которые дети кладут на декорированные узорами листы бумаги. Взору детей открывается интересная расписная игрушка, напоминающая народную.

Перед тем как изобразить предмет, педагог учит ребят умению освоить его форму, изучить образ вцелом, не упуская из виду важные для этого предмета детали. Для придания выразительности детским рисункам, можно предлагать им бумагу разной формы и цвета. Композиционные и сюжетные варианты предлагает воспитатель, так как для детей четырёхлетнего возраста это задание представляет определённую сложность особенно в начале учебного года. Однако во второй половине года педагог постепенно должен вовлекать детей в процесс придумывания сюжетно-композиционной структуры рисунка. Таким образом, воспитатель ставит задачу мотивировать детей изображать не только персонажей, а дополнять сюжет другими деталями. Например, при рисовании цыплят нарисовать травку, цветочки.

На занятиях по рисованию можно использовать традиционные техники рисования с помощью цветных карандашей, восковых мелков, гуаши, акварельных красок. Можно сочетать средства рисования: акварель и восковые мелки. Из нетрадиционных техник интересным может быть пальчиковое рисование, тычкование (для декорирования яичек).

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Тема «Яички простые и золотые» позволяет развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, то есть наряду с рисованием, воспитатель может задействовать лепку, например, на тему «Курочка Ряба снесла яички», и аппликацию на тему «Разноцветные пасхальные яички», «Украсим яички для бабушки». Одной из интереснейших нетрадиционных техник является лепка из солёного теста, которое имеет ряд преимуществ перед использованием пластилина. Солёное тесто совершенно безопасно, хорошо лепится, не прилипая к рукам, не пачкает рабочую поверхность и легко отмывается, и главное то, что поделки из такого теста можно сушить и расписывать на занятиях по рисованию или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Традиция лепки из солёного теста, известная ещё на Руси, возрождается, предоставляя возможности для творчества.

Педагог может предложить индивидуальные задания детям, которые проявляют особый интерес и способности к рисованию. Например, украсить яички узором, используя нетрадиционные техники рисования (пальчиковое, рисование ватными палочками). Можно также нарисовать цыплёнка, который вылупился из яичка, с помощью техники рисования ладошками. Увлекательным должна показаться детям идея использования манки, когда рисуется контур яичка, потом намазывается клеем и посыпается манкой. Такого рода задания превращают учебное занятие в настоящий творческий процесс, а ребята чувствуют себя художниками.

Учить придумывать композиции

Композиция играет важную роль в художественном развитии детей начиная с младшего дошкольного возраста. В каждой последующей возрастной группе композиционные решения усложняются, появляется художественный замысел, который ребёнок пытается выразить через разные виды изобразительной деятельности. Дети 4–5 лет нуждаются в чутком педагогическом руководстве, то есть воспитатель предлагает им различные композиционные решения, творческие задания, придумывая каждый раз что-то новое. Когда дети в начале учебного года осваивают простые техники изображения предметов различной форме, то на занятии по рисованию простых и золотых яичек сложно говорить о большой вариативности композиционных решений. Однако во второй половине года дети уже осваивают навык декоративного рисования, владения разными техниками рисования кистью, то можно говорить об усложнении сюжетной и композиционной линиях. Одним из интересных вариантов может стать коллективная композиция из пасхальных яиц или разноцветных яичек в корзинке. Композицию может дополнить цыплёнок или пасхальный зайчик.

Мотивировать к творчеству

В начале занятия воспитатель несколько минут отводит на активизацию познавательной деятельности детей, используя различные игровые приёмы. Объединяя богатый мир игры с учебным процессом, воспитатель делает интересным выполнение любого задания. Таким образом, у детей должна быть игровая мотивация. В качестве мотивирующего начала можно использовать теневой театр с постановкой сказки «Курочка Ряба», дидактическую игру с любимыми персонажами. Воспитатель совместно с детьми может разыграть сценку по сказке, или когда в гости приходит курочка с цыплятами. Детям будет интересно, так как они сами будут вовлечены в постановку. Педагог может начать занятие с рассказывания сказки или чтения рассказа, разучивания стихов, использовать музыкальное сопровождение.

Примеры авторских конспектов занятий по рисованию в средней группе

При составлении конспекта занятия необходимо обратить внимание на последовательность и виды работ, которые планируется задействовать и правильно распределить время на каждый учебный этап:

  1. Предварительная работа (2–3 минуты)
  2. Основная часть (10–13 минут)
  3. Физкультминутка (1–2 минуты)
  4. Заключительная часть (подведение итогов) (2 минуты)

О.Н. Мищук. Занятие по рисованию на тему «Простые и золотые яички для курочки Рябы»

Развивая интерес к творчеству, мы воспитываем личность.

Пример конспекта занятия по рисованию

Вид деятельности Тема/Материалы
Рисование «Яичко простое и золотое»
Материалы.
Белая, жёлтая гуашь, листы бумаги светло-зелёного, светло-голубого цвета, кисти, банки с водой.
Закрепить знания об овальной форме, понятия «острый», «тупой».
Учить рисованию овальных предметов. Упражнять в умении закрашивать изображение не выходя за контур.
Развивать детское воображение.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассмотреть особенность внешнего вида яичка с целью закрепления знания о том, что один конец у него острый, другой - тупой.
Основная часть Беседа с детьми
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним на занятие пришла в гости курочка Ряба. Она пришла прямо из сказки. Предлагает детям вспомнить её содержание, показывая теневой театр. Дети вспоминают, что в конце сказки мышка разбила яичко, и курочка обещала снести золотое яичко для дедушки и бабушки.
Педагог говорит, что, так как курочка была не простая, а сказочная, то она решила прийти к вам, ребята, в гости, чтобы вы тоже почувствовали себя героями сказки и нарисовали яички для бабушки и дедушки. Одно простое и одно золотое.
Воспитатель предлагает прочитать курочке стихотворение.
Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
По двору гуляет, деток созывает:
– Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
Поспешите к маме: кушать будем с вами
Семечки и крошки, доставайте ложки.

Вот ещё загадки отгадайте.

Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
(Курица)
Закудахтала она: «Я большая птичка!
Поглядите, принесла жёлтое яичко!»
И пошла на улицу
Похвалиться … (Курица)
«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» –
Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая … (Курица)

А теперь давайте нарисуем нашей курочке яички.
Воспитатель спрашивает, какой формы яйцо. (Овальное).
Показать картинки с изображением яиц, курочки Рябы с яичками.
Вспомнить, что они уже рисовали и лепили предметы овальной формы. Сначала воспитатель предлагает в воздухе показать движение пальчиком или кистью, как они будут рисовать яичко.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленький цыплёнок»
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
Давайте рассмотрим, какие красивые у вас получились яички. Вам нравятся ваши рисунки? Курочка Ряба тоже довольна, кудахчет: «Ко-ко-ко, какие ребятки молодцы! Дедушка с бабушкой будут рады таким яичкам».
Отдают курочки свои рисунки.
Выставка детских работ. В центре композиции изображение курочки Рябы, вокруг детские работы. Разместить можно на большом листе бумаги или на стенде.

Объяснение этапов рисования простых и золотых яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов рисования яйца.

  1. Расположить лист бумаги горизонтально. С левой стороны листа рисуем простое яичко, с правой - золотое. Можно рисовать на одном листе простое яичко, на другом - золотое. (Рисунок 1, 2).
  2. Начать рисовать белой гуашью простое яичко сверху, закругляя кончик, вести кисть плавно, не останавливаясь, расширяя яичко внизу (тупой кончик яичка), вернуться в верхнюю точку, сужая яичко сверху.
  3. Закрасить яичко белой гуашью. Напомнить, что красить нужно аккуратно, в одном направлении, не выходя за контур. (Рисунок 3).
  4. В такой же технике нарисовать золотое яичко жёлтой гуашью. (Рисунок 4).

Тонированный светло-голубой лист бумаги
Торированный светло-зелёный лист бумаги

Картинки для показа детям

Курочка Ряба снесла яички простые и золотые

Курочка снесла простое яичко Белое яичко Коричневое яичко Курочка снесла золотое яичко Сверкает на солнце Для бабушки и дедушки сказочное яичко Сказочные яички

Если в первой половине учебного года дети рисуют достаточно простые по форме предметы, то к весне у них уже есть навык декоративного рисования, то есть они могут украшать рисунки узорами (точки, кружочки, полоски, штрихи). Поэтому в преддверии празднования светлого весеннего праздника Пасхи у педагога есть прекрасная возможность не только рассказать детям о празднике - истории, особенностях празднования, символах, – но и организовать интересное тематическое занятие. Первый этап - лепка пасхальных яичек, потом их роспись. Лепить яички можно на занятии по лепке или во время совместной деятельности воспитателя и детей. Расписывать вылепленные яички на занятии по декоративному рисованию.

О.Н. Мищук. Занятие по декоративному рисованию на тему «Готовимся к Пасхе»

Конспект занятия по декоративному рисованию

Организационная образовательная деятельность
Вид деятельности Тема/Материалы Задачи/Программное содержание
Рисование Декоративное рисование
Материалы.
Гуашь разных цветов, заготовки яичек из солёного теста, кисти, банки с водой.
Учить декорировать предметы овальной формы.
Расширить кругозор, знания о русских праздниках, культуре, традициях.
Развивать воображение.
Воспитывать аккуратность.
Этап занятия Содержание НОД
Предварительная работа Рассказать о Пасхе, традициях её празднования, символике.
Рассмотреть картинки с расписанными яйцами.
Обсудить, какие элементы узора можно использовать для декорирования пасхальных яичек.
Основная часть Беседа с детьми
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла.
К. Фофанов

Воспитатель рассказывает о Пасхе.
Пасха - это главный праздник всех христиан, очень светлы и добрый. В этот день все люди пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца.
Яйцо - это символ жизни и её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят родственникам и друзьям со словами: «Христос воскрес!» В ответ нужно сказать: «Воистину воскрес!», поцеловать друг друга в знак прощения и любви к близким людям.
Воспитатель читает стихотворение о пасхальном яйце.
Посмотрите, что за чудо,
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
– Пасха - праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Т. Лаврова

Пасха - символ весны, веры, любви.
А в гости к нам сегодня пришёл пасхальный кролик, который является символом Пасхи в других странах. Он проделал длинный путь, чтобы прийти к нам в гости. Давайте, ребята, порадуем его и распишем яички, которые мы с вами сделали из теста. Они уже высохли и ждут, что мы их красиво украсим пасхальными узорами.

Воспитатель показывает картинки с расписными пасхальными яйцами. Обсуждает с детьми, какие элементы можно использовать для украшения. Воспитатель просит проявить фантазию и аккуратность во время расписывания яичек.

Объяснение схемы рисования.

Физкультминутка Гимнастика «Маленькие ребятки»
Мы руками – «хлоп- хлоп»,
Мы ногами – «топ- топ»,
Мы плечами – «чик- чик»,
Мы глазами – «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
Заключительная часть (подведение итогов) Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие у них получились красивые яички, и устроить выставку, чтобы мамы и папы могли посмотреть на их работы.
Если яички были объёмные, то после высыхания их можно сложить в корзину и поставить рядом с пасхальным кроликом.
Если яички плоской формы, то можно завязать разноцветные ленточки и вместе с детьми украсить веточки вербы, которые им принёс на праздник пасхальный кролик.

Объяснение этапов декорирования пасхальных яичек

Особое внимание педагогу следует уделить объяснению всех этапов росписи пасхального яйца.

  1. Воспитатель замешивает солёное тесто, и дети лепят яички, которые будут декорировать на занятии по рисованию. В тесто можно добавить гуашь или натуральные красители (морковный или свекольный сок), тогда яички получатся цветные. (Рисунки 1, 2).
  2. В зависимости от общего уровня подготовки детей и индивидуальных особенностей, они могут лепить плоские заготовки яйцевидной формы или объёмные. Если заготовки плоские, то воспитатель может проделать дырочки вверху, чтобы потом готовые работы можно было повесить на стенд. (Рисунки 3, 4, 5).
  3. Плоские заготовки кладутся на рабочую поверхность, объёмные дети держат за оба конца пальцами левой руки и расписывают. Потом воспитатель помогает им перевернуть заготовку, и дети украшают яичко с другой стороны. В конце работы поставить яички на подставку для дальнейшего высыхания. В качестве подставки можно использовать пробки от пластиковых бутылок. (Рисунки 6, 7).
  4. Рисуя полосы, кисть ведём плавно, не отрываясь от поверхности.
  5. Цветочки рисуем в технике примакивания.
  6. Точки и кружочки рисуем кончиком кисти. Можно также выполнить их в нетрадиционной технике тычкования ватной палочкой.

Замешивание солёного теста Лепка из теста Яичко из теста Слепили яички Заготовки для декорирования Роспись пасхальных яичек Роспись пасхальных яичек

Картинки для показа детям

Кролик и цыплёнок Кролик украшает яичко Кролик идет в гости Кролик готовится к Пасхе Кролик дарит пасхпльное яйцо Веселый кролик ждет гостей

Расписные пасхальные яички

Яркие узоры Красные-прекрасные Точки-цветочки
Нежные ромашки Цветная Пасха Завитки Полосочки Нежность Радостная Пасха Кружочки Полосочки и точки Разные узоры



Рассказать друзьям