Досуг «Широкая масленица» с детьми второй младшей группы. Проект «Масленица» во второй младшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александра Горощенко

Тема: Масленица

Участники: дети 2 младшей группы (3 года, воспитатели, музыкальный руководитель

Длительность: 1 неделя

Программное содержание:

Знакомить детей о Масленице

Воспитывать интерес к народным традициям

Научить новым играм

Задача проекта: провести цикл занятий и мероприятий по теме.

Материалы: картинки по теме (фото, нитки шерстяные, ткань, игрушка скоморох, картон, бумага белая и цветная, клей, кисти клеевые, карандаши цветные, санки-ледянки, музыкальный центр.

День первый - Встреча.

Воспитатель: Сегодня начался замечательный праздник. Называется он - Масленица! Этим праздником провожают Зиму и встречают Весну. На Руси в первый день масленицы делали из соломы чучело и наряжали его в женскую одежду. Чучело возили на шесте и устанавливали на самую высокую гору. С этой же горки потом и катались!

Одновременно с рассказом, происходит показ картин художников (А. Брусилов, Б. Кустодиев, В. Сыров и другие).

Затем воспитатель предлагает и ребятам сделать чучело. Аппликация "Масленица". Заранее подготовлено: картон А5, полоски из цветной бумаги (красного, оранжевого, жёлтого и коричневого цветов, кружки жёлтого цвета, кисти клеевые, клей ПВА, салфетки и клеёнки. Аппликация проводилась малыми подгруппами, по 5 человек. В процессе работы уточняли геометрические формы, цвета, названия (чучело, масленица).

На прогулке учим закличку:

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться. (ударяем ладошкой о ладошку, переворачивая руки)

Прогони от нас метели, (руками движение "прочь")

Прокати на карусели. (руки на поясе, кружимся вокруг себя)

Растопи холодный лёд, (открытые ладони опускаем вниз)

Пусть весна скорей придёт! (хлопаем в ладоши)



Главная мысль. В первый день встречали масленицу, т. е. делали чучело.

День второй - Заигрыши

Воспитатель: В этот день все молодые люди выходили на гулянья: пели песни, водили хороводы, катались на тройках и смотрели балаганные представления. Сегодня и мы с вами научимся играть в новые игры!

На прогулке:

"Золотые ворота" . Два ребёнка (при обучении: воспитатель и ребёнок) делают ворота (сцепленные руки поднимают вверх) и говорят:

Золотые ворота (остальные дети должны пройти под руками)

пропускают не всегда,

Первый раз - прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас! (опускают руки)

Смена пары на ворота. Тут может быть любые варианты, либо выбираете из тех, кто успел пройти, или из тех, кто не успел. мы выбрали первый вариант.



"Бодливый козлик". Воспитатель, а в последующем и сами дети, говорит стишок:

Вышел козлик погулять, (двигаются хаотично, подставив пальцы/руки как рожки)

Свои ножки поразмять,

Козлик ножками стучит,

По козлиному кричит:

Бе-бе-бе! (все вместе)



Главная мысль. Во второй день начинались гулянья, игры

День третий - Лакомка.

Воспитатель: Наша масленица продолжается, сегодня третий день, называется он "Лакомка". Именно с это дня начинали печь блины и угощать ими. Я вам хочу показать блины. Посмотрим, какой они формы? Какого цвета? А с чем кушают блины? (показ картинок/фото блинов). Давайте и мы с вами испечём блины?

Рисование с элементами аппликации. Заранее подготовлено: круги из белой бумаги, цветные карандаши (жёлтые, оранжевые, бумажные ягодки клубники, клей ПВА, кисти клеевые.

Воспитатель раздаёт детям белые "блины", выясняет, а что же с ними не так? Выдаются карандаши. После того, как работа выполнена, ребёнку предлагают украсить блин ягодой. Так как приклеить одну ягодку - дело не хитрое и не долгое, то брали детей индивидуально по мере готовности основного задания.

В процессе занятия, с позволения детей, были включены народные песни: "Мы давно блинов не ели", "У меня квашня" и другие.

На прогулке: закликаем весну, играем в игры, катаемся на санках и с горки.

Главная мысль. С третьего дня начинают печь блины

День четвёртый - Разгул.

Воспитатель: Мы уже знаем про первые три дня. Сегодня четверг и это значит, что народное гуляние вовсю набирало силу. Парни целыми деревнями устраивали кулачные бои, шли стенка на стенку. Народ катался на тройках, веселье било ключом. Сегодня и у нас в садике настоящий разгул! Пойдёмте на праздник!



Всё праздничное мероприятие проходило на улице. На масленицу пришли скоморохи, принесли и чучело. Зима с Весной приходили и с ребятами играли. И, конечно же, в завершении чучело было сожжено.

Во второй половине дня детей ждал накрытый стол (родители принесли угощения). Тут и блины с вареньем были, и сушки, и петушки на палочках. А чай то из самовара!



Главная мысль. На четвёртый день шли большие гуляния с играми и угощениями.

День пятый - Тёщины вечёрки.

Воспитатель: (вспомнили основные мысли по предыдущим дням) Сегодня и завтра родственники ходили друг к другу в гости и угощали блинами. Мы с вами тоже как семья, а давайте поиграем! Будем готовить блины, да угощать друг друга.

Игра в семью разворачивается в игровом уголке "кухня", где есть две плиты, что позволило разделить детей на два дома. Воспитателем были розданы роли и контролировался ход игры.

На прогулке: продолжаем играть в масленичные игры.

День шестой (понедельник следующей недели) - Проводы.

В этот день обобщается информация о традиционном празднике. Вспоминаются все события. В нашем случае, был показ фотографий на интерактивной доске, что облегчало вспоминание. Обсуждался общепоселковый праздник масленицы.

Вывод: дети проявляли интерес к предложенным занятиям, запомнили название праздника и некоторых дней, запомнили символы праздника.

Публикации по теме:

Проведение мероприятия во второй младшей группе «Веселая Масленица» Проведения мероприятия во второй младшей группе “ Масленица”. Тема: «Всех блинами угощаем и друг друга мы прощаем!» Цель: Приобщение детей.

Досуг «Широкая Масленица» во второй младшей группе Досуг «Широкая масленица» (вторая младшая группа) Провели и подготовили: Хазанова. А. Г., Задачи. Познакомить детей с традициями масленичных.

(на прогулке) Цель: формирование у детей представления о народных гуляниях и праздниках. Задачи: 1. Обучить детей 2. Развивать ловкость,.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.

Педагогический проект

на тему:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

во второй младшей группе

Разработала: Степаненко Д.В.

Цель проекта:

Задачи:



Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта:

Участники:

Ожидаемый результат:




-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:




« Масленица»;


-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»

Рисование: «Светит Солнышко»

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Лепка-аппликация «Блины»;

Понедельник

Вторник

пятница

Лепка "Солнышко -лучики "

Развлечение "Проводы Масленицы"

Под./игра «Петушки»

нАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР"Петрушка в гостях у ребят"

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:



Взойди поскорей,


Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,

А весна милее (круг расширяется).


Игра Ледяные ворота.

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:

-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»


Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

Масленица – день за днем.

детского сада

Ведущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

во второй младшей группе

Разработала: Степаненко Д.В.

Цель проекта:

Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)с 5-.02-16.02 18 год

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник.

Ожидаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – ширму «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»;
- подготовить для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

УТРО

ВЕЧЕР

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»

Рисование: «Светит Солнышко»

Вторник

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,

среда

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

четверг

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

пятница

Лепка-аппликация «Блины»;

Понедельник

Вторник

пятница

заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Лепка "Солнышко -лучики "

Лепка из соленого теста "Блины и калачи"

Чтение сказки про Масленницу-блинноедку(интернет ресурс)

Развлечение "Проводы Масленицы"

Под./игра «Петушки»

игра «Кто быстрее на метле» (Физк. досуг)

Разучивание поговорки о блинах

нАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР"Петрушка в гостях у ребят"

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за воспитателем:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра Ледяные ворота.


Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу:
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

Масленица – день за днем.

Тематическая беседа для детей

детского сада

Ведущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.


Педагогический проект

на тему:

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

во второй младшей группе

«Солнышко»

Воспитатель:Бешкурова А.О.
2016

Цель проекта:

Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник.

Ожидаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – ширму «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»;
- подготовить для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Работа с родителями

Образов.
области

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»
заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Рисование: «Светит Солнышко»
Под./игра «Петушки»

Познание,
Коммуник.
Социализ
Худ.творч
Физ.культ

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,
игра «Кто быстрее на метле» (Физк. досуг)

Худ. творч.
Познание
Коммуни
Физ.культ
Труд

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

Худ.творч
Познание
Коммуни
Труд

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Познание
Худож.творч.
Коммун.
Социализ

Лепка «Блины»;
Разучивание поговорки о блинах

Муз.досуг «Прощай, масленица!»

Худож.творч.
Познание
Музыка
Безопасность
Физ.культ.
Коммуник.
Социализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за воспитателем:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра Ледяные ворота.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу:
(Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

Масленица – день за днем.

Тематическая беседа для детей

детского сада

Ведущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день -блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины - олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда - лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница - тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Фотоотчет недели празднования Масленицы

ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА»
Цель проекта:

- Знакомство детей с народным праздником Масленица;
- Воспитание любви к своей Родине;

Задачи:

Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами;
- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства;
- Пробуждать интерес к истории русского народа;

Вид проекта : групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители, муз. работник .

Ожидаемый результат:

Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
-Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

План работы для воспитателя:

- сбор информации об истории праздника;
- подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
-подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице»,
« Масленица»;
- подготовить для родителей стенгазету «Масленица пришла!»;
-организовать для родителей выставку детских работ;
-организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Дни
недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Работа с родителями

Образов.
области

Работа с родителями

понедельник

Беседа: «Что такое Масленица»
заучивание стих. «Радость в каждый дом»

Рисование: «Светит Солнышко»
Под./игра «Петушки»

Познание,
Коммуник.
Социализ.
Худ.творч.
Физ.культ

Привлечь родителей к изготовлению куклы –
Масленицы;

Поделка из бумаги:
«Солнышко лучистое»
пальчиковая игра
«Солнышко –ведрышко»

Разучивание масленичную
игру- забаву«Солнышко»,
игра «Кто быстрее на метле» (Физк. досуг)

Худ. творч.
Познание
Коммуник.
Физ.культ.
Труд

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Заучивание заклички на блины

Худ.творч.
Познание
Коммуник.
Труд

Аппликация «Кукла Масленица»

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

Познание
Худож.творч.
Коммун.
Социализ.

Лепка «Блины»;
Разучивание поговорки о блинах

Муз.досуг «Прощай, масленица!»

Худож.творч.
Познание
Музыка
Безопасность
Физ.культ.
Коммуник.
Социализ.

ПРИЛОЖЕНИЕ- 1:

Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»

(Дети встают и повторяют за Хозяйкой:)
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра «Солнышко» для малышей
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается),
А весна милее (круг расширяется).

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!!!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра « ПЕТУШКИ»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее - будет повкуснее»..

Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это - праздник старины.
Ответ: Масленица

С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные …(блины).


Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин

ПРИЛОЖЕНИЕ - 2: (ФОТООТЧЁТ)


«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»


«Гори, солнце, ярче - летом будет жарче, а зима теплее, а весна – милее!»

«ОЙ, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»


Работа из пластилина «Блиночки с красной икрой, со сметанкой»

Анастасия Крапоткина
Проект «Масленица»

Проект «Масленица »

Воспитатель : Крапоткина А. С., МБДОУ №328, г. Красноярск

Актуальность.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица » . Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.

Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица » силами педагогов, родителей и ребят.

Продукт проекта :

Праздничное мероприятие «Масленица

Цель :

Познакомить детей с традиционными праздниками, развивать чувство любви к своей Родине;

Задачи :

Образовательные :

1. Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица » , 2. Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.

Воспитательные :

1. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. 2. Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

3. Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений

Развивающие :

1. Обогащать детей знания о традициях русского народа

2. Развивать в детях любовь к традициям русского народа.

3. Развивать понимание названия праздника.

3. Обогащать духовный мир детей.

Тип проекта :

По числу учащихся – групповой;

По предметным областям – межпредметный;

По продолжительности – краткосрочный;

Участники проекта :

Воспитанники 2 младшей группы «Аленький цветочек» ДОУ

Воспитатели 2 младшей группы «Аленький цветочек»

Родители детей группы «Аленький цветочек» ДОУ

воспитатель ДОУ

Ожидаемые результаты проекта :

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

Планирование работы по проекту :

День недели Совместная деятельность В=Д Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями

НОД Режимные моменты

Понедельник

«Встреча»

Познание «Что за праздник, масленица . Цель : Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей , традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Утро. Беседа «Как отмечать Масленицу » ; Разучивание масленичных закличек ; Хоровод «Едет Масленица » р. н. мелодия

Прогулка. Наблюдение за снегом; Народные подвижные игры : «Малечина–калечина» , «Карусель» , «Заря» ; Катание на ледянках

Вечер. Кукольный театр «Петрушечные комедии» ; загадки о весне и зиме Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний .

Консультация для родителей о масленичной неделе .

«Заигрыш» Аппликация «Платок» . Цель : Развивать составлять аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Утро. Русские народные игры «Горелки» , «Почта» ; Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р. н. мелодия; Прогулка. - Подвижные игры : «Ручеек» , «Перетягивание каната» , «Снежный тир» ; Катание с горки.

Вечер. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Разучивание пальчиковых игр.

С\Р игра : «Оденем куклу на праздник масленицы » . Разучивание стихов и потешек дома с детьми.

«Лакомка» Коммуникация «Заклички» . Цель : Продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, развивать у детей память в запоминании закличек и использовать в жизненных случаях, воспитывать любовь к родному краю. Утро. Знакомство со значением и символикой блинов Слушание песни «Песня блинам» ;

Прогулка. Игры - забавы : «С кочки на кочку» , «Прокати мяч» , «Такси» ;

Вечер. Знакомство с гостеприимством. Чаепитие с блинами. Пластилин для самостоятельной лепки блинов. С\Р игра : «Гостеприимство» Подготовка к чаепитию, оформление стола.

«Разгуляй» ФЦКМ «Приходи, масленица . Цель : Развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;

воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.

Утро. Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р. н. мелодия; Игры - состязания «Хитрый шарик» , «Посади картошку» , «Ловкие ребята» ; Прогулка. Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно» , «Горшки» ; Конкурс рисунков на снегу.

Вечер. Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц.

Самостоятельная активная деятельность под музыку. Памятка для родителей : «Масленица »

«Посиделки» Рисование «Масленица » . Цель : Познакомить детей с народным праздником Масленица .

Совершенствовать навыки рисования карандашом.

Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа. Утро. Разучивание стих-я «Про Масленицу » ;

Слушание песни «Как на Маслянской неделе » . Прогулка. Праздничное мероприятие «Масленица

Вечер. ТСО : мультфильм «Смешарики. Масленица » Самостоятельное рисование по замыслу (впечатление о празднике) . Участие родителей в праздничном мероприятии «Масленица

Рефлексия

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где это можно узнать?

Есть праздник «Масленица » (Андрей А.)

Когда празднуется этот праздник (Илья М.)

Сжигают чучело масленицы (Дима Ц.)

Символы масленицы (Матвей К.) -Сколько дней народ празднует масленицу ? (Вика Б.)

Как ещё в народе называли масленицу ? (Виолетта М.)

Для чего сжигают масленицу ? (Беатриса К.)

Что символизирует блин? (Алина К.) -Спросить у воспитателя, родителей (Беатриса К.)

Смотреть передачи по телевизору (Тимофей)

Посмотреть в Интернете (Савелий)

Стартовая диагностика.

Ф. И. ребенка Праздник который провожает зиму встречает весну. Символы масленицы . Что символизирует блин? Сколько дней празднуется масленица ?

Высокий 0% 0% 0% 0%

Средний 66% 60% 13% 60%

Низкий 34% 40% 87% 40%

В результате проведения мониторинга знания дошкольников по данной теме соответствуют следующим уровням развития : средний уровень –50%, низкий – 50%, высокий уровень отсутствует.

Заключение

Благодаря внедрению проекта в воспитательно-образовательный процесс дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Ребята узнали о традициях, методах проведения праздника через непосредственное их участие в нём, получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Достигнутые результаты :

Анализируя результаты проекта , я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект , я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература :

Материалы из периодических изданий :

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М.: «Школьная Пресса» , 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР : Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» , 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» , 2000г.

Интернет-источники .



Рассказать друзьям